Психология и причины аддиктивного поведения взрослых и подростков

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психология и причины аддиктивного поведения взрослых и подростков" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Наблюдаемые признаки развития аддиктивного поведения

Сигналы опасности — личностные изменения:
• резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;
• нарастающие раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость, подавленность, беспокойство;
• потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;
• отказ обсуждать с родителями свои проблемы;
• все возрастающая изоляция от семьи;
• нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;
• все большее охлаждение к прежним друзьям;
• новые знакомства с теми, кто намного старше, с людьми со странностями или с очевидными наркоманами;
• равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;
• появление у детей чувства ущербности, комплекса неполноценности;
• нарастание социальной изоляции;
• отрицание того, что наркотики могут приносить вред;
• лживость;
• постоянные опоздания в школу и поздние возвращения домой;
• потеря чувства времени;
• усиливающаяся импульсивность.

Сигналы опасности — изменения в привычках и образе жизни:
• необъяснимые отлучки из дома;
• неспособность даже приблизительно определить время своего отсутствия;
• игнорирование семейных праздников;
• неожиданный рост аппетита и неожиданная потеря аппетита;
• страстная потребность в сладком;
• изменения в режиме сна и бодрствования: ребенок спит днем и бодрствует ночью;
• кражи и распродажи домашнего имущества;
• вымогательство денег;
• обильное употребление в речи сленга и терминов, непонятных взрослым;
• частое проветривание своей комнаты;
• использование благовоний, освежителей воздуха, дыхания, духов, дезодорантов — для устранения наркотических запахов;
• ухудшение успеваемости;
• сонливость на уроках.

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений [55]. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиант-ного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии.

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 18 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности в преморбиде подростков, больных наркоманией, пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития.

В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей.

В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки.

В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе.

В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «все или ничего»).

Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания и психологические травмы [17].

На возникновение наркомании в подростковом возрасте могут оказывать влияние и особенности характера, точнее его определенные акцентуации. Хорошо известны работы К. Леонгарда, П. Б. Ганнушкина, А. Е. Личко, в которых приведены результаты исследований по данной проблеме. Под акцентуацией характера авторы понимали крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера человека чрезмерно усилены. Так, например, высокий риск наркомании и тягу к азартным играм у эпилептоидов можно объяснить присущей им силой влечений. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингалянтам, которые способны вызывать яркие и красочные фантазии. Кроме того, им свойственны стремление «все попробовать» и страсть к новым, неизведанным и все более интенсивным переживаниям.

А. Е. Личко и В. С. Битенский [40] полагают, что риск злоупотребления наркотиками наиболее высок для акцентуации характера по типу «неустойчивый». Неустойчивость — это характеристика не эмоциональной сферы, а поведенческие особенности: неспособность подростка занять себя чем-либо полезным и конструктивным, нерасположенность к систематическому труду, к учебе, гедонистические установки, отсутствие потребности планировать свою жизнь. Высок риск также для истероидного типа. При шизоидном типе акцентуации преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша, т. е. желание вызвать у себя эмоционально-приятное состояние. При эмоционально-лабильном типе риск в целом значительно ниже. При циклотимной, сензитивной и психастенической акцентуациях употребление наркотических и психоактивных веществ, по данным Личко и Битенского, встречается редко.

На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются, и все они становятся одинаковыми как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей, в отношении к жизни. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что состояние их сознания не является нормальным. Состояние измененного сознания их не беспокоит, их больше беспокоят те, кто такого состояния не понимает.

Потребность в изменениях состояния сознания является характерной для рода человеческого вообще, но ведь не все же принимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. Что толкает некоторых людей в кризисных ситуациях к наркотику? Зависимость представляет собой неспособность или нежелание человека контролировать свою жизнь и свое поведение, что неизбежно приводит его к утрате полноценных связей с реальностью, прежде всего социальной. С помощью наркотика аддиктивный подросток пытается компенсировать этот недостаток социально-психологической адаптации.

Не всякая аддикция может быть отнесена к сфере медико-биологической компетенции и описана как болезнь или патологический синдром. В то же время в социальном смысле любая аддикция так или иначе разрушительна для гармоничного функционирования личности и человеческого сообщества в целом. Наряду с психоактивными веществами (ПАВ), создающими почву для развития сначала аддикции, а затем и химической зависимости, существуют группы психоактивных агентов иной природы (прежде всего социально-психологической), которые также могут порождать зависимое поведение: «власть», «деньги», «социальный престиж», «секс», «мода», потребление продуктов материальной и нематериальной природы, специально создаваемых для удовлетворения потребностей человека в игре, развлечении, в достижении максимально возможного уровня наслаждения, максимального физического и психологического комфорта. В этом смысле нельзя отказать в логике наркоманам, которые, не отрицая у себя зависимости, указывают своим обличителям на их собственную несвободу от чрезмерных пристрастий: стяжательство, вещизм, шопинг, «тусовки», пивные фестивали; коммерчески-спортивные зрелища с их «фанатизмом», развлекательные шоу и телесериалы, «криминальное чтиво», порнопродукция и прочие «национальные особенности рыбалки и охоты».

Читайте так же:  Лечение депрессии народными средствами рецепты травяных сборов

Говоря о причинах, толкающих человека к наркотикам и, в более широком смысле, к утрате личной независимости, к зависимому поведению, исследователи называют обширный их список, начиная от простого детского «любопытства» до глубинных подсознательных влечений. Нам представляется, что основную причину «нащупал» еще Ф. М. Достоевский в «поэме» Ивана Карамазова о Великом Инквизиторе. Попробуем схематично сформулировать эту причину:
Человек наделен свободой воли, способностью выбирать между Добром и Злом. Путь Добра трезв и аскетичен, он связан с каждодневной ответственностью за свои поступки. Этот выбор по силам лишь немногим. Путь Зла легок и соблазнителен, но чреват общественным неустройством, муками совести, внутренним конфликтом. Если есть «волшебное» средство, способное «успокоить совесть», отключить ее, обеспечить переход в измененное состояние сознания, то слабый человек откажется от своей свободы в пользу зависимости от такого средства или в пользу силы, манипулирующей таким средством. Отключающим средством могут быть не только рекламные «волшебные пузырьки» и запрещенные таблетки, но и насаждаемая повседневно идеология «общества потребления».

«Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко», — говорит Инквизитор Христу, вновь посетившему сей мир. — «. Знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим».

ВОПРОС 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

. Аддиктивное поведение вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.

Аддиктивное поведение в психологическом плане своеобразная регрессивная формапсихологической защиты, а в более широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития.

Основная цель психокоррекционной работы создание подросткам оптимальных условий для тренировки механизмов совладания в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизмов совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей для семейной реадаптации; расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты;

предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка повзрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Количество рецидивов в значительной степени определяется изменениями между семейными подсистемами. Работа с семьей подростка, употребляющего токсикоманические вещества, является важным компонентом психокоррекционной программы. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: вопервых, оно может выполнять защитную функцию в плане укрепления стабильности семьи; вовторых, может возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; втретьих, может компенсировать какиелибо блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Задача врача — выяснить значение “симптома” внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование.

Методы коррекции:

— методы поведенческой коррекции: жетонные программы, регистрация поведения, поведенческий тренинг;

— реконструктивная групповая психокоррекция;

— терапия творческим самовыражением: библиотерапия, арттерапия;

[3]

— разъяснительные беседы и дискуссии.

2.1. Понятие «аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка) используется для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформирована физическая зависимость.

Истинные алкоголизм и наркомания в возрасте 10-14 лет встречаются редко.

2.2. Факторы, ведущие к формированию аддиктивного поведения:

— наследственная отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психи­ческими заболеваниями;

— большая частота перенесенных детских инфекций;

— инфантилизм как форма ЗПР;

— распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).

2.3. Причины аддиктивного поведения (Н.Ю.Максимова, 1996):

— неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

— несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющих ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

— наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

2.4. Предрасположенность к аддиктивному поведению — это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает:

1) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности, преобладание избегающей мотивации;

2) несформированность функции прогноза;

3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;

4) преобладание экстернального локуса контроля;

5) низкий уровень самоуважения, вплоть до непринятия образа «Я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;

6) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;

7) противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;

8) тенденцию к уходу от реальности в стрессовой ситуации.

2.5. Мотивы употребления наркотических веществ и алкоголя:

— для токсикоманов более значима фрустрация потребности в безопасности; для тех, кто преимущественно употребляет алкоголь, — потребность во временной перспективе;

— любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма;

— забыться, отвлечься от тревожащей ситуации, достичь релаксации;


не отстать от компании сверстников.

2.6. Изменения в поведении ребенка, начавшего принимать наркотики:

— повышается агрессивность, взвинченность;

— потеря интереса к старым друзьям, занятиям;

— одежда подростка стала неряшливой, на белье можно увидеть мелкие кровавые пятна;

— ребенок начал воровать деньги, вещи;

— среди вещей ребенка можно найти шприцы, таблетки, целлофановые пакеты и т.д.;

— в общении со сверстниками появились слова типа «задвинуть», «косяк», «колеса», «ширнуться» и т.д.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 2316 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[2]

Что такое аддикция. Этапы развития, особенности личности и профилактика

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.
  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.
Читайте так же:  Мутизм — причины и лечение

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
  3. Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Профилактика аддиктивного поведения

Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  • Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
  • Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
  • Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Проблема аддиктивного поведения школьников. Формы аддиктивного поведения у подростков

Аддикт — это человек, страдающий от проблем с самооценкой и не способный адекватно воспринимать окружающую реальность. Сегодня психологи особенно активно изучают, что такое аддиктивное поведение. Очень часто наблюдается аддиктивное поведение у подростков.

Каждый человек является социальным существом и сильно зависит от общества — от чужих взглядов, мнений, оценок и т.д. Именно оно и диктует людям разного пола и возраста, как следует себя вести в тех или иных ситуациях. Кроме того, с детства ребенок слышит о том, что он должен соблюдать социально-приемлемые нормы, существующие в окружающем его обществе. Это объясняют ему не только родители, но также воспитатели, педагоги, а во взрослой жизни и начальники. Но нередко встречаются люди, которые по определенным причинам идут «против» общества. А точнее — не воспринимают его правил и категорически отказываются их придерживаться. Причиной этого могут быть самые разные явления и события.

Как раз поведение таких людей специалисты называют аддиктивным. В результате измененного состояния психики они всеми способами пытаются не только отдалиться от общества, в котором живут, но и в целом уйти от реальности. В настоящее время психологам удалось выделить сразу несколько способов такого ухода. Они бывают самыми разнообразными. Например, выбор определенного вида деятельности или и вовсе критические — прием психотропных препаратов.

Читайте так же:  Что делать при появлении симптомов депрессии у мужчин

Если попытаться разобраться в причинах аддиктивного поведения, то чаще всего ей становится неудовлетворенность человека реальностью, которая его окружает. Особенно характерно это для подростков. Человеку становится тяжело переносить привычную действительность. Он ощущает самое настоящее давление окружающего мира. Последний воздействует на его психическое состояние и побуждает к уходу от реальности. Таким способом аддикт пытается избавиться от свалившегося на него дискомфорта, так как просто не знает других, более грамотных путей выхода. Именно в подростковом возрасте это проявляется особенно остро.

Каждый отдельный человек может находить свои собственные способы отгородиться от кажущегося ему враждебным окружающего мира и общества. Иногда они бывают достаточно безобидными, а в некоторых случаях и вовсе опасны для здоровья и жизни человека.

Например, выбор работы, которая не требует общения с окружающими и позволяет аддикту постоянно находиться наедине с собой, конечно, оказывает некоторое негативное влияние на его психическое состояние, но в целом не является опасным. В более сложных крайних случаях человек для ухода от реальности может начинать использовать различные химические вещества, которые быстро разрушают его изнутри и снаружи. И это разрушение касается не только физического, но и без того подорванного психического здоровья. Особенно опасен такой метод изоляции от окружающего мира для подростков. Поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему у своего ребенка и начали активно (но максимально мягко) с ней бороться.

Интересно, что какие бы методы избавления от психологического дискомфорта человек для себя не выбрал, он в любом случае окажется для него болезненным. Кроме того, у него будет вырабатываться сильное неконтролируемое желание постоянно повторять выбранный способ поведения.

Современные психологи выделили три основных типа аддикций. Такая классификация позволяет проще определить, насколько опасной окажется сложившаяся ситуация для человека и какого лечения требует.

Первый тип получил название «нехимические аддикции». Именно их можно назвать самыми безопасными. К первому типу в первую очередь относится тяга к азартным играм и зависимость от интернета. В этом случае подросток начинает большую часть своего времени проводить за экраном компьютера или и вовсе в игровых клубах. Но главной его целью станет вовсе не выигрыш крупного денежного приза или поиск нужной информации на просторах сети, а просто само время препровождение вдали от реальности. Азартные и компьютерные игры, а также бесцельные «путешествия» по интернету позволяют парню или девушке на время забыть об окружающей его не комфортной действительности.

Кстати, помочь подростку в таком случае (особенно, если ситуация не запущена) удастся достаточно просто. Родители и друзья его должны просто постараться уделить аддикту максимальное количество времени и внимания, а кроме того, предложить иные альтернативные и более увлекательные варианты времяпрепровождения.

Например, если есть такая возможность, стоит отправить его в путешествие или просто на отдых в новое место. Именно яркие положительные впечатления позволят подростку отвлечься от игр и интернета. Но это далеко не единственная помощь, которая ему потребуется. Далее очень важно выяснить, какие именно жизненные моменты и условия доставляют ребенку такой серьезный дискомфорт. Кстати, нередко аддиктивное поведение у подростка начинает проявляться, например, после переезда в новый город или перехода в новую школу, где коллектив его не воспринимает. А иногда и вовсе сами родители создают все условия для того, чтобы их чаду захотелось убежать от реальности. Например, взваливая на него слишком большую ответственность и огромное количество обязанностей. Все должно быть в меру.

К нехимическим аддикциям также относится сексуальная, «шоппинг» (тяга к постоянной трате денег, от которой человек получает удовлетворение), а также трудоголизм и зависимость от партнера. Последний вариант нередко проявляется у девочек-подростков. Когда юные барышни, начиная свои первые отношения с парнем, становятся сильно зависимыми от него. Причины этого также могут быть самыми разными. Например, если девушку не воспринимает ее коллектив (например, класс в школе), то, начиная встречаться с популярным парнем, вхожим в любую компанию, она мнимо решает свою проблему. В результате и появляется зависимость от определенного человека. Но подобных вариантов можно перечислять очень много. Чтобы помочь подростку справиться с проблемой, нужно начинать также искать причины ее появления. Вероятно, мальчик или девочка не могут справиться с ней самостоятельно и нуждаются в помощи.

Второй тип аддикций «химический» можно назвать опасным. К нему относится токсикомания, наркомания и алкоголизм. Конечно, это крайние запущенные случаи, но они также встречаются достаточно часто. К ним подросток может прийти в том случае, если не получил должной помощи и поддержки при первых его попытках убежать от проблем и давления окружающего мира. Именно такой вариант аддикции способен привести человека к серьезным проблемам не только с психическим, но и с физическим здоровьем.

Существует еще и третий тип — «промежуточный». Это голодание и переедание аддикта. В некоторых случаях подросток может игнорировать окружающий мир и общество именно таким необычным отношением к приему пищи. Он либо полностью отказывается от еды, как бы выражая свой протест привычным нормам, либо, наоборот, начинает активно «заедать» проблему. Но не стоит путать аддиктивное голодание с часто встречающимися проблемами у девочек-подростков попытками добиться фигуры своей мечты, отказавшись от пищи. Хотя и эта серьезная проблема требует скорейшего решения. Причем лучше всего в таком случае обратиться за помощью к опытному профессиональному психологу.

Специалисты отмечают, что в последние годы аддиктивное поведение у подростков стало проявляться все чаще. Можно сказать, что оно постепенно становится очень масштабной национальной проблемой. Нередко под влиянием родителей и сверстников у подростка нарушается правильное и гармоничное его взаимодействие с окружающей социальной микросредой.

Особенно часто проблема возникает, если в нелегкий период переходного возраста мальчик или девочка находятся в семье с неблагоприятным климатом. Ссоры и постоянное недовольство родителей переносятся в это время особенно тяжело и остро. В результате подросток начинает самостоятельно отыскивать истину, что не всегда заканчивается положительно. Такие поиски могут привести к очень плачевным последствиям.

Максимально подвержены аддикции дети в период с 11 до 17 лет. По статистике более 80 процентов подростков этом возрасте хотя бы один раз пробуют различные химические вещества. Если же у человека имеется какая-то психологическая проблема, то уход от реальности с их помощью может стать для парня или девушки очень привлекательным вариантом.

Некоторые родители ошибочно предполагают, что подобные проблемные ситуации должны разрешать наркологи и школа. На самом деле каждый подросток нуждается в комплексной всесторонней помощи и поддержке. И одна из главных ролей в ней достается родителям.

Очень важна в нелегкий период переходного возраста и профилактика аддиктивного поведения подростков. Прежде чем приступить к ней родители должны понять, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. У него нарушено самовосприятие и самооценка. Не понимая причины, такой подросток постоянно находится в тяжелой стрессовой ситуации. Проблемы с психикой у таком случае могут даже привести к появлению сильных головных болей, недугов желудочно-кишечного тракта, аритмии и другим серьезным заболеваниям.

Читайте так же:  Социальная адаптация

Какой способ профилактики выбрать, зависит от того, какого типа аддиктивное поведение наблюдается у подростка. Но в любом случае первым делом потребуется помочь ему осознать имеющуюся проблему. Потребуется осторожная и мягкая работа с его механизмами психологической защиты. Подросток должен изменить отношение в первую очередь к себе, а затем к окружающему миру. Если проблема запущена и родителям не удается справиться с ней самостоятельно, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Кроме того, как уже было сказано выше, аддикцию потребуется заменить интересом к какому-то другому занятию — более позитивному и безопасному во всех отношениях. Особенно полезно выбрать какое-либо хобби, которым увлечется не только сам подросток, но и его родители. Отличным способом борьбы с аддикцией является совместное семейное времяпрепровождение. Какое это будет занятие — неважно. Главное, чтобы оно было развивающим, безопасным для здоровья и увлекательным для всех участников. Можно также привлечь к новому хобби друзей и знакомых подростка. Это позволит ему научиться общаться и правильно воспринимать самого себя, а также найти свое место в коллективе.

Очень важно также развивать в подростке навыки коммуникации. Он должен научиться общаться с окружающими людьми, а также прислушиваться к их мнению, не считая единственным верным только свое. Кстати, такие навыки являются профилактикой шопоголизма и трудоголизма.

Если вовремя обратить внимание на появившуюся у сына или дочки проблему, то справиться с ней будет достаточно просто. Поэтому, заметив, что вместо прогулки с друзьями подросток выбирает времяпрепровождение, например, за компьютерными играми, стоит попытаться выяснить причину такого поведения. Возможно, это первый сигнал проявления аддикции. В этом случае очень важно, чтобы ребенок доверял родителям и мог открыто поделиться с ними своей проблемой.

Аддиктивное поведение или уход от проблемного окружающего мира — это часто встречающаяся проблема у подростков. Особенно актуальной она стала в последние годы. Такое явление может привести к серьезным негативным последствиям, поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему и начали активно с ней бороться. При необходимости помощь им в этом сможет оказаться опытный профессиональный психолог.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подрост­кового возраста, который по своей сути является кризисом взрос­ления. Этот переломный возраст разными подростками пережива­ется по-разному, создавая им различные психологические и соци­альные трудности.

При пубертатном кризисе снижение продуктивности умствен­ной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит измене­ние установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональной сферах. Кризис может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения (в том числе и адциктивного).

Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства.

Аддиктивное поведение

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической. Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. В нашем случае речь пойдёт о наиболее разрушительных видах зависимого поведения.

Аддикция — это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Зависимости — это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Аддиктивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной — от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

  • алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
  • азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
  • нарушение пищевого поведения;
  • полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах.

Аддикция — это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция — процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.
Читайте так же:  Почему мужчины врут

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:

  • голод по сенсорной стимуляции;
  • голод по признанию;
  • голод по контакту и физическому поглаживанию;
  • сексуальный голод;
  • голод по структурированию голода;
  • голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость.

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.

В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:

[1]

  • «бегство в тело» — происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
  • «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
  • «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
  • «бегство в фантазии» — интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

  • технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;
  • деятельность наркоторговцев;
  • урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в действии, например, переедание, пьянство) характер.

Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях.

Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):

  1. «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
  2. «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.
  3. «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
  5. «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого — один день).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских укапывают на формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенности, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о постоянном запасе сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации — интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс»). При этом формируется «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»; «все наркоманы — хорошие люди»). Развивается также и недоверие к «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Источники


  1. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.

  2. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

  3. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.
  4. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.
Психология и причины аддиктивного поведения взрослых и подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here