Психология конфликта

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психология конфликта" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психология конфликта (стр. 1 из 16)

Курсовая работа студентки о/з отделения 3 курса факультета психологии Галоян Светланы Валерьевны

Столичный гуманитарный институт

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).

До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между и государственной властью, и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.

Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную — разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф). Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.

Согласно концепции психологов-бихевиористов конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное, деформированное состояние чувства, установок и отношений между разными сторонами.

Итак, что же такое конфликт?

КОНФЛИКТ — (от лат. “conflictus”- столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия . в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].

Конфликт — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. [основы конфликтологии].

Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, а с другой стороны — одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей — источник всякого развития, движения.

“Добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”. — когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием “конфликт”. Для сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие “конфликт” — достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.

Два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств в противоречии, должны быть способны осознать как свое “Я” в данном столкновении, так и “Я” другого субъекта. В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных “Я” не происходит, столкновение следует квалифицировать как столкновение с препятствием — и тогда возникает ссора, драка, скандал — препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры взаимодействия.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением ( вот почему так не любят конфликты! ), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.

Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в масштабе общечеловеческом они могут показаться совершенно бессмысленными. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл — это значение такой меры, от которой зависит наше состояние, самочувствие и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть личностного нашего содержания. “Личностный смысл” — то, что данное явление “означает -для- меня”, то что значимо и затрагивает нашу душу.

До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время. Конфликт вокруг истины “2X2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.

Конфликт — явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:

— субъектность носителя противоречия;

— личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;

— обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы субъектов.

Конфликт — это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Читайте так же:  Основные признаки алкоголизма

Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.

Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника. Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за некрасивое поведение. Если бы в момент такого разочарования конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.

[1]

Иногда человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, жует интеллектуальную жвачку. Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал. я бы сделал . я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен .

Успокоение придет позже. Но след останется. Порезы души зарубцуются.

Конфликты — константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это — жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий.

Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.

Тема психология конфликта

Сущность конфликта и его структура

Способы управления и предупреждения конфликтов

Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации

Сущность конфликта и его структура

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.

Конфликт это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.

Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структура (рис. 1), причины и динамика.

Рис. 1. Основные структурные элементы конфликта

Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границыконфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.

Временные границы– это продолжительность конфликта, его начало и конец.

Внутрисистемные границы– всякий конфликт происходит в определенной системе.

Виды конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло-гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения (табл. 1).

Сферы про­явления конфликта

В основе лежат экономические противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат противоречия социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень длительно­сти и

Слабовыраженные и вя­лотекущие

Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий

Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон

Обусловлены поверхностными причинами, носят эпизодический характер

Конфликты «личность – группа»

Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

Субъектами конфликта выступают две личности

Субъектами конфликта являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа (микрогруппа)

Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Спо­собствуют развитию организации или другой социальной системы

В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

Имеют четкий предмет

Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Конфликт внутриличностныйобусловлен различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, ценностями, мотивами и т.п.

В зависимости от того, какие внутренние стороны личности выступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки и т.д. Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности: от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Причины такого конфликта всегда связаны: а) с нарушениями ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений, и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными).

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки этических норм, деловых отно­шений и разумных аргументов.

Конфликты, препятствующие принятию решений, эффективному взаимодействию в группе и организации, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов

Читайте так же:  Неадекватность поведения – признаки и причины

прибегает к нравственно осуждае­мым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению, одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда деструктивны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Причины конфликтов обнаруживают себя в конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений.

Конфликтные отношения это способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных отношений приводит к созданию конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. К конфликтным ситуациям можно отнести: недобросовестное исполнение обязанностей; индивидуально-психологи-ческие особенности личности (нарушение принятых в обществе норм, правил, этики общения) и т.п.

Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся между собой следующим образом (рис. 2).

Психология конфликта

Психология конфликта – это изучение спорной ситуации с момента её возникновения до завершения. С эпохи появления человеческой популяции во взаимоотношениях не обходится без противоречий. Когда они обостряются и перетекают к активной степени конфронтации — это называется конфликтом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Любые столкновения интересов препятствуют достижению целей, разрушают общность усилий, портят отношения в семьях и коллективах, приводят к физиологическим и психическим расстройствам здоровья, поэтому психология, как наука, изучает природу конфликтов и способы их искоренения. Ведь если не найти сущность проблемы и не докопаться до основных факторов, пробудивших противоречия, невозможно урегулировать эффективно сложившуюся ситуацию.

Причины конфликтов:

Организационные

  1. Ресурсы. Большинство людей желает получать больше, чем имеет на данный момент. Субъективно оценивая собственную значимость, индивид уверен, что его обижают и недооценивают, от чего предпринимает шаги, приводящие к конфронтации.
  2. Задачи. В каждой организации решение задач ложится на плечи других людей, которые субъективно воспринимают их значимость и собственную причастность. Эти задачи не являются иерархически главными и основополагающими для индивида, к тому же отнимающими время. Поэтому при взаимодействии с исполнителями, участвующими в совместной реализации этой задачи, вероятен конфликт.
  3. Цели. Конкретная цель, заданная исполнителю, является для последнего более важной, чем общая цель организации. И методы её достижения легко могут принести ущерб организации, поскольку скорейшее и наименее энергозатратное достижение цели является для работника приоритетом.
  4. Информация. Неправильные оценки и понимание задач, методов целедостижения, исключающие друг друга предписания, намеренная дезинформация, неверная передача заданий и подобные коммуникативные казусы приводят к конфликтам.
  5. «Теневой» лидер. Появление в структуре организации харизматического неформального вожака, к которому прислушиваются, тоже причина потенциального противостояния, так как его видение достижения целей когда-нибудь обязательно пойдёт вразрез с мнением начальства.

Социальные

  1. Климат. Неблагоприятный социальный или психологический климат, удушающая атмосфера неизбежно приводят к конфликтам.
  2. Адаптация. Ни одна организация не способна существовать длительное время без появления новых членов. Для новичка – это неизбежный стресс, и если коллектив полностью не настроен благожелательно и педагогично, что бывает редко, конфликт произойдёт.
  3. Двойные стандарты. Каждое руководящее звено не застраховано от более тесного общения с кем-либо из сотрудников. Когда в отношении «любимчиков» на какое-либо действие или бездействие закрывают глаза, в коллективе случается раскол.
  4. Возраст. Возрастной дисбаланс несёт в себе и разницу в мировоззрении, в аксиологии, в толерантности, в поведенческой манере, что является неискоренимой предпосылкой к противоречиям.

Личностные

  1. Желание доминировать.
  2. Любовь индивида к критике без изучения ситуации и обоснованной аргументации.
  3. Отсутствие конформизма, толерантности или строгая, невдумчивая принципиальность.
  4. Вмешательство в личную жизнь, обсуждение чьих-то персональных жизненных проблем перед коллективом.
  5. Депрессивное или конфронтационное состояние психики.
  6. Консерватизм. Неумение и нежелание рассматривать новые мысли и предложения, инновации и позитивные реструктуризации.
  7. Неумение развиваться и зацикленность на стереотипах.

Структурировать конфликты возможно по участникам конфронтации. При такой схеме они делятся на:

Предупреждение конфликтов

Предупредить и предвосхитить заранее конфронтацию вполне возможно при устранении причин, из-за которых может возникнуть конфликт. Необходимо воздействовать на его составные слагаемые: участников, мотивы, объекты, средства. И делать это до того, как возникла конфронтация, тщательно изучив возможности и предрасположенности. Для этого нужно:

  1. Создать все условия, препятствующие зарождению и негативному развитию потенциально конфликтных ситуаций.
  2. Оптимизировать организационные условия деятельности организации, основываясь на парадигме, что уменьшение конфликтов гораздо полезнее, чем консервативное движение по накатанным схемам.
  3. Устранить социальные и психологические корни конфронтации.
  4. Заблокировать и переориентировать личностные причины пробуждения конфликтов.

Методы искоренения конфликтов

Конструктивно подойдя к сложным вопросам, возможно разрешить любую ситуацию без основополагающих потерь для задействованных сторон, а знание причин, породивших проблему, благоприятствует оптимизации и нормализации противоречий. Ясно, что не каждый конфликт есть вероятность предвидеть и предупредить. Так что необходимо учиться адекватно выходить из кризиса. Если противоборство не разрешилось само по объективным или форс-мажорным обстоятельствам, методов устранения всего два:

  1. Компромисс. Каждый участник осознаёт необходимость прекращения борьбы и готов к уступкам ради разрешения непродуктивной ситуации.
  2. Сотрудничество. Все оппоненты садятся за стол переговоров и обсуждают способы урегулирования. Сообща выбирают приемлемые действия и алгоритм целедостижения.

Психология конфликта кратко

Предупреждение конфликтов. Как избежать конфликта? Что такое конфликт? Пути разрешения конфликта. Этапы развития конфликта. Основные функции конфликта. Конфликт и конфликтная ситуация… Все эти психологические явления, и не только эти изучает психология конфликтов.

Знание основ психологии конфликтов помогает людям разрешать не только личные, но и рабочие разногласия. И в каждом таком столкновении с помощью психологии конфликтов люди стараются искать пути выхода их них с наименьшими моральными и эмоциональными потерями.

Неумение правильно разрешать конфликты и вовремя их предупреждать приводят человека к неконструктивным и длительным конфликтам. Ведь конфликт не всегда является синонимом скандала и разрушением отношений. Конструктивный конфликт выступает очередным этапом в развитии отношений между людьми, ну или по крайней мере необходимо стремиться к этому. Конструктивное разрешение конфликта также приводит к устранению проблем в отношениях между людьми.

Понятие конфликта кратко

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения. Большинство ученых делают акцент именно на противоречивости мнений, целей и интересов субъектов (далее «оппонентов») возникшего разногласия.

Читайте так же:  Отношения в семье

Характеристика конфликта кратко

Структура конфликта состоит из: объекта (предмета спора); субъектов (отдельных лиц, групп или организаций); условий протекания; масштаба; стратегии и тактики поведения субъектов ситуации; исхода.

Психология конфликта предполагает динамический процесс, который состоит из таких этапов как: предметная ситуация, когда возникают объективные причины для конфликта; конфликтное взаимодействие, где происходит непосредственно сам инцидент; разрешение конфликта, которое может быть полным или частичным. Могут ли конфликты быть полезными?

Конфликт выполняет различные функции, и некоторые из них достаточно важны для эффективного взаимодействия сторон: диалектическая, подразумевающая выявление причин конфликтного взаимодействия; конструктивная, предполагающая направление напряжения, вызываемого возникшей ситуацией, на достижение поставленной цели; деструктивная, когда появляются различные личностные и эмоциональные окраски взаимоотношений.

Регулирование конфликта сводится, по сути, к возможности им управлять. Управление конфликтом, в свою очередь, делится на внешнее и внутреннее. В первом случае контроль над ситуацией возложен на руководителя, во втором — необходимо личное управление своим поведением и эмоциональным состоянием. Управление эмоциями в конфликте

Динамика развития конфликта кратко

Момент зарождения конфликтной ситуации, которую могут спровоцировать как один, так и несколько людей; осознание сложившейся ситуации, выражающееся в изменении настроения и различных критических высказываниях в адрес оппонента; открытое противостояние, когда стороны переходят к активным действиям с целью нанести обиду или иной моральный ущерб оппоненту; осознание оппонентом конфликтной ситуации и начало ответных действий; развитие конфликта, когда выдвигаются определенные требования; и завершение конфликта через просьбы, разговоры, административные методы и т. д. Как развивается конфликт? Этапы развития конфликта

Способы разрешения конфликтов кратко

Психология конфликта выделяет несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: уход от него или избегание конфликта, когда одна из сторон не замечает или делает вид, что не замечает возникших разногласий; сглаживание противоречий, когда один из субъектов конфликта либо соглашается с предъявленными другой стороной претензиями, либо оправдывает себя; компромисс, когда оба оппонента идут на взаимные уступки в целях разрешения конфликта; возрастание напряженности, когда начало конфликта носит особо резкий характер и переходит в серьезное противостояние, не ограниченное сроками; подавление конфликта силой, когда одну из сторон или обоих субъектов вынуждают принять определенную точку зрения.

Виды конфликтов кратко

Психология конфликта разделяет конфликт на виды в зависимости от основания. Так, основанием для выделения в отдельный тип могут служить следующие факторы: источники возникновения; социальные последствия; масштабность; формы борьбы; тактика оппонентов.

Также конфликты делятся на два вида по отношению к отдельному субъекту: внутренние и внешние. Внутренний конфликт предполагает противоречие желаний одного человека, а внешний – разногласия между ним и окружающей средой. Характер конфликта внешнего, в свою очередь, может быть межличностным, межгрупповым или таким, что возник между личностью и группой.

Межличностный конфликт является самым распространенным и заключается в столкновении интересов различных лиц. Межгрупповой, как правило, возникает в рабочей атмосфере, когда интересы малых групп оказываются противоположными. Что касается конфликта между личностью и группой, такого рода разногласие также характерно для деловой сферы, когда интересы организации противоречат интересам отдельной личности. Психология конфликта выделяет также семейные, подростковые конфликты, конфликты поколений и другие. Как общаться с пожилыми родителями?

Разрешение конфликтов кратко

Существует много способов и правил разрешения конфликтных ситуаций, однако самый лучший – его предупреждение. Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам?

Профилактика конфликтов заключается в том, чтобы слушать и слышать друг друга. Кроме этого, необходимо вовремя озвучивать свои желания, потребности и интересы не ожидая, что они будут угаданы партнером. Если вы будете соблюдать эти два правила профилактики конфликтов, количество конфликтных ситуаций в жизни будет сведено к минимуму.

Можно ли избежать конфликтов?

Зачастую мешает человеку избежать конфликта его излишняя эмоциональность и впечатлительность. Если вашей целью является предупреждение конфликтов, следует научиться спокойствию и стрессоустойчивости, благодаря которым вы сможете хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию; держать свои эмоции под контролем, чтобы суметь донести аргументы до оппонента максимально эффективно; слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств окружающих; осознавать право каждого человека по-своему разрешать ту или иную ситуацию; не использовать оскорбительных слов и не совершать поступки с целью унизить оппонента. Правила грамотного конфликта

Всегда ли следует избегать конфликтов?

Конфликт – это всегда столкновение интересов.

Такое противостояние предполагает, что каждая из сторон будет пытаться отстаивать свои желания и точку зрения, что неизбежно приведет к разного рода разногласиям. Конечно, сложно спорить с тем, что худой мир лучше доброй ссоры, и лучше где-то промолчать, чем спровоцировать скандал. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то окажется, что и конфликты несут определенную пользу.

К примеру, конфликты помогают увидеть существующие проблемы в новом свете. Это касается как личных отношений, так и деловых. Высказывать свое мнение всегда лучше, чем молча переживать собственное недовольство. В личных отношениях такое молчание рано или поздно приведет к масштабному скандалу, который может закончиться полным разрывом отношений.

Терпение, конечно похвальное качество, но чем позже вы выскажете свое недовольство, тем хуже будут последствия. Именно поэтому периодическое возникновение конфликтных ситуаций и управление своими эмоциями позволит избежать глобальных проблем в отношениях.

Что касается деловых отношений, конфликты разного рода также позволяют увидеть существующие в коллективе проблемы, к решению которых следует приступать как можно раньше.Стремление договориться и решить проблему позволит улучшить отношения, вместо того чтобы нанести вред.

Психология конфликта

Конфликт (значения) — Конфликт: Конфликт столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт (литературоведение) столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро эпического жанра, а также в лирике, если в ней… … Википедия

Конфликт — У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения) … Википедия

конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

психология я — ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Конфликт дети-родители — В биологии термин означает конфликт между кормящими родителями и их потомками, который заключается в том, что потомки, пытающиеся максимально удовлетворить свои интересы, начинают манипулировать родителями с целью получить дополнительные ресурсы … Большая психологическая энциклопедия

психология индивидуальная — направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления,… … Большая психологическая энциклопедия

Читайте так же:  Ревность мужчины и женщины, как избавиться от ревности мужа

Конфликт типа приближение-избегание — Конфликт, испытываемый организмом, когда специфический вид поведения ассоциируется как с приятными, так и с неприятными последствиями. Если крысу обучают пробегать через лабиринт, чтобы получить пищу, а впоследствии бьют электрическим током за… … Большая психологическая энциклопедия

Конфликт типа приближение-приближение — Разновидность конфликта, возникающего, когда организм находится перед двумя равно привлекательными, но несовместимыми возможностями. По мере того, как организм приближается к одной из двух возможностей, ее привлекательность возрастает, и конфликт … Большая психологическая энциклопедия

конфликт невротический — противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости… … Большая психологическая энциклопедия

Психология конфликта в социуме

Текст научной статьи по специальности « Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Тимохин Ярослав Сергеевич

Рассматриваются основные концепции в области психологии конфликта .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Тимохин Ярослав Сергеевич,

CONFLICT PSYCHOLOGY IN Society

The basic concept in the field of conflict psychology are considered.

Текст научной работы на тему «Психология конфликта в социуме»

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА В СОЦИУМЕ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются основные концепции в области психологии конфликта.

Ключевые слова: конфликт, психология конфликта, индивид, поведение, социальное.

«Иногда и добрый Гомер дремлет».

Квинт Гораций Флакк

Конфликт в сущности своей есть явление не только социальное, экономическое, политическое и др., но и психическое, проявляющееся в бездне души человеческой. Можно даже с некоторой долей уверенности сказать, что все уровни, в которых имеет свойство проявляться конфликт, детерминированы психической, внутриличностной сущностью отдельного индивида. Это своего рода микроуровень, который в последующем проецируется на остальные уровни человеческой деятельности. Этот конфликтный «фундамент» нашел свое отражение в психологическом подходе, в котором до сих пор нет четкого, общего, ясно выраженного воззрения на этот уникальный феномен человеческой психики.

В классической психологии существует несколько подходов в понимании конфликтов -психосоциальный, интрапсихический, ситуационный и когнитивистский.

Другой, не менее известный ученый, один из ближайших сотрудников Фрейда Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, один из основоположников глубинной психологии и аналитической психологии, считал, в противовес фрейдовской концепции, что основой душевной жизни человека является не половое влечение, а религиозная потребность, что открывает нам другие

грани в области понимания глубинных причин конфликта. Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей, которая кроется в трагическом разрыве между природой и культурой, порождающей универсальный человеческий невроз, который значительно усложняется по мере прогрессирования культуры и деградации природы.

[3]

Психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, противопоставляет идею о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. В своей книге «Детство и общество» он выделил в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий, каждая из которых сопровождается кризисом [2].

Первая стадия определяется им как «доверие и недоверие». Обычно она охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Вторая стадия — «самостоятельность и нерешительность» — охватывает второй и третий годы жизни индивида. В этот период у индивида развивается способность самостоятельно реализовывать свои физиологические, моторные способности (ходить, открывать дверь, питаться). Если на данном этапе воспитатели проявляют нервозность по отношению к ребенку, чрезмерно ограничивают его в развитии самостоятельности, делают за него «все», бранят за мелочные проступки, то у ребенка закрепляется чувство неуверенности, чувство стыда, что в последующем проецируется на подростковую, взрослую жизнь, приводя к внутриличностным конфликтам, которые проецируются на межличностные отношения и т. д.

Третья стадия — «предприимчивость и чувство вины» — охватывает возраст от четырех до пяти лет. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему, фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Четвертая стадия — «умелость и неполноценность» — длится от шести до одиннадцати лет. По психоанализу это латентный период. В этом возрасте у индивида развивается дедукция, способность к организованным и регламентированным занятиям. Эриксон утверждает, что психосоциальный характер этой стадии сводится к умелости с одной стороны и неполноценности с другой. Изобретательность — сущность этой стадии, и если она подавляется, возникает конфликт, приводящий к чувству неполноценности. В данной стадии взаимодействие индивида сводится не только к взаимоотношениям с родителями и близкими людьми, на этой стадии на него исходит влияние социальных институтов (школа), что расширяет рамки фрейдистского подхода, концентрирующего свое внимание исключительно на родителях. Неуспеваемость в школе и недовольство этим родителей опять же закрепляют чувство неполноценности. Или, наоборот, грамотный психолог-учитель увидит особенность в ребенке, скрытую в каждом человеке, поспособствует ее раскрытию, что вызовет формирование «умелости» у ребенка.

Пятая стадия — «идентификация личности и путаница ролей» — так называемый подростковый кризис. Приходится на двенадцать — восемнадцать лет. В отличие от предыдущих стадий, влияние родителей оказывается более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения. Если индивид не смог себя идентифицировать и определить свое «Я», в которое входит

определенный набор ролей, устойчивые ценности и др., то начинает происходить путаница ролей, которая сводится, к непониманию индивидом к какой среде он принадлежит и какая у него роль. Такая путаница нередко наблюдается у подростков с девиантным поведением (малолетняя преступность, проституция, наркомания, алкоголизм и др.). Как правило, несамоидентифициро-ванный индивид имеет о себе фрагментарное представление. Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе.

Шестая стадия — «близость и одиночество» — длится от конца юности до начала среднего возраста. Близость Эриксоном трактуется как «+», одиночество как «-». Под близостью он понимает не только физическую близость, но и социальную активность, способность делиться с человеком всем существенным не боясь потерять при этом себя, не быть подозрительным, способность «отдавать» себя человеку, что говорит о развитии личности. Так же, как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Не способность реализовать «близость» приводит к одиночеству.

Читайте так же:  Симптомы, признаки и стадии шизофрении у мужчин

Седьмая стадия — «общечеловечность и самопоглощенность». Свойственна зрелому возрасту. Это два полюса на шкале. Первое есть стремление к социальному, стремление к заботе о людях, будущих поколениях. Второе заключается в стремлении к реализации собственного комфорта и спокойствия.

И, наконец, последняя, восьмая стадия — «цельность и безнадежность». Основная работа жизни закончилась. Поворот взгляда в прошлое и способность оценить пройденную жизнь как цельную и ни о чем не жалеть, либо стремление забыться, завуалировать в своем сознании упущенные моменты в жизни, если же есть сила осознать прошлые промахи, увидеть цепь упущенных возможностей, которые реализовывать сначала уже просто невозможно — момент безнадежности.

В теории Эриксона красной нитью проходит наиважнейшая мысль — на каждом этапе жизни необходимо не избегать конфликтов, а адекватно, конструктивно разрешать их.

Если представители психосоциального подхода рассматривают конфликт как неизбежное противопоставление, столкновение внутреннего с внешним, индивида с группой, индивида с социумом, точнее будет сказать его внутренних желаний, влечений с внешними рамками, границами, не допускающими в целях «некого» общего блага их реализации, то представители интрапсихического подхода утверждают, что обе эти силы, суть не внутреннее и внешнее, а исключительно внутреннее, являющееся неотъемлемой частью самой личности. Отто Ранк, Ан-драш Ангьял и Дэвид Бейкан констатировали, что конфликт начинается и разворачивается в душе отдельной личности и не зависит от социального.

На наш взгляд, наибольший интерес представляет концепция Отто Ранка — философа, психолога, историка искусств. Он начинал свою профессиональную деятельность вместе с Фрейдом и внес большой вклад в развитие психоаналитических идей. Основная идея Ранка основывается на дихотомии страха перед жизнью или смертью, в центре которой индивид. Жизнь у Ранка это индивидуализация, смерть же зависимость, слияние. Таким образом, конфликт строится на страхах ядра личности быть индивидуальностью, отдельным или быть в слиянии с миром, окружающими людьми, обществом. Другой важной характеристикой ядра, сопутствующей страху жизни и страху смерти, является «Воля». «Воля» в теории Ранка — это нечто, аналогичное «Эго» в теории Фрейда или «Я», по мнению которого «Эго» — это набор преимущественно неосознаваемых защитных стратегий, обеспечивающих максимум удовлетворения инстинктов при минимизации наказания и вины. Понятие «Воли» у Ранка, напротив, соотносится с таким чувством того, кто ты и какой ты, которое в наиболее развитом виде вовсе не является защитным. Воля закладывает основы для редукции обоих страхов: страха жизни и страха смерти. Самое явное отличие между этими двумя понятиями «Воля» и «Эго» сводится к тому, что «Воля»

в концепции Ранка, в отличие от фрейдовского понятия, функционирует на уровне сознания. Там человек и пытается разрешить существующий конфликт.

Если представители психосоциального и интрапсихологического подходов рассматривают конфликт личности как конфликт внутреннего с внешним (психосоциальный подход), или как исключительно внутреннего (интрапсихический подход), то ситуационный подход исходит в понимании конфликта как определенной формы ответа индивида на внешнюю, конкретную ситуацию. Доминантой становится внешнее по отношению к внутреннему.

Представитель когнитивистского подхода, немецко-американский психолог Курт Левин в своей книге «Разрешение социальных конфликтов» (1948) осуществил новый поворот в исследовании психологии конфликтов. В отличие от «ситуацианистов» — бихевиористов он понимал влияние среды иначе. Если психоанализ рассматривал интрапсихические, внутренние факторы как главные в регуляции поведения, а бихевиоризм отдавал приоритет ситуативным, внешним, то Левин фактически объединил их, придав «внешним» (объективным в трактовке бихевиориз-

ма) факторам «внутренний», субъективный характер [4, с. 51-58]. Поведение индивида определяет не конкретная ситуация, как она описана «объективно», а как она воспринимается и понимается субъектом ситуации в его переживании. Если у индивида есть знания, умения и навыки поведения в конфликте, то он будет действовать не только «чисто механически» в соответствии с теми условиями, в которых он оказался, но будет анализировать, пытаться применять свои знания для выхода из сложившейся конфликтной ситуации. Индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Проведя анализ классических научных психологических подходов в области понимания психологии конфликта, мы приходим к однозначному выводу, что в понимании психологии конфликта, классических школ, нет однозначного ответа на вопрос, что является центральным в психологии конфликта. Одни, как мы видим, утверждают, что это внутренне в человеке, некая энергия или индивидуальность, другие видят центральным компонентом ситуацию, окружающую среду, третьи разум. Таким образом, каждая из изложенных концепций отражает разные стороны психологии конфликта в социуме, но целостное восприятие исследуемого феномена невозможно без интеграции накопленных знаний, их «скрепления», для всестороннего понимания внутреннего и внешнего в психологии конфликта.

1. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — М.: Просвещение, 1989.

2. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2007.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002.

CONFLICT PSYCHOLOGY IN SOCIETY

[2]

The basic concept in the field of conflict psychology are considered.

Key words: the conflict, conflict psychology, the individual, behavior, social.

Сведения об авторе

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тимохин Ярослав Сергеевич, 1985 г.р., окончил МГТУ ГА (2007), аспирант кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 8 научных работ, область научных интересов — социология управления, социальная философия, социальная психология, конфликтология, религиоведение, этнология.

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.

  2. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  4. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
Психология конфликта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here