Психология цвета

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психология цвета" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психология восприятия цвета

Большинство живых существ сориентированы на зрительное восприятие или формы, или цвета. Человек же имеет относительно уравновешенную систему «цвет — форма» при ярко выраженной восприимчивости к цветам.

Топология цвета

Вокруг восприятия цвета в психологии велись споры в течение нескольких веков. В XIX веке И. Гете спорил с И. Ньютоном, в XIX Г. Гельмгольц отрицал идеи Э. Геринга.

Сегодня также существуют противоположные воззрения. Хотя в целом все признали, что в восприятии цвета доминантную роль играют физические, физиологические и психологические особенности, а не фактические проявления цветов.

С точки зрения физики цвета (см. рис) — это волны различной длины спектра видимого света (от 380 до 780 нм). Порядок следования цветов обычно представляется в круговой форме (т.н. цветовой круг).

Такое масштабирование с одинаковыми расстояниями образует систему цветов Оствальда (для США — атлас Мансела). Эти топологии (учение о месте) цветов важны также для психологии. Благодаря подобию в начале и в конце спектральной полосы соединяются в хроматический круг (для этого добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета).

В человеческой физиологии за восприятие цветов отвечают специальные световые рецепторы — колбочки сетчатки глаза (в то время как палочки отвечают за черно-белое зрение). Визуальная обработка происходит в нейронах сетчатки. Три типа колбочек неравномерно распределены и имеют разные степени восприятия различных диапазонов видимого спектра. Для волн большей длины доминируют желто-зеленые и желто-красные рецепторы, на волнах меньшей длины — синие. Соединенные с сетчаткой нервные клетки сокращают (без потери информации ) 3-канальную систему до 2-канальной (ради повышения скорости обработки ).

Эти два канала кибернетически дают четыре свойства цветов: красно-зеленый на одном канале, желто-синий на другом (с этим связан феномен контрастных цветов). Оба канала взаимодействуют. Красно-зеленый канал воспринимает волны длиной до 655 нм, сине-желтый — до 575 нм.

Наряду с недостатками большим преимуществом такой системы является то, что мы можем комбинировать смешанный свет в 128 оттенков цвета.

В мире существуют тетрахроматы — люди с четвертым типом колбочек, которые различают смесь красного и зеленого. Благодаря этому они способны видеть излучения, выходящие за пределы воспринимаемого человеческим глазом спектра и различают оттенки, которые обычный человек видит как идентичные. Например, пурпурный оттенок, который отсутствует в стандартном физическом спектре.

Влияние цветов

Физика и физиология дают фундамент для психологии восприятия цветов. В нее входят семь основных характеристик.

Психологическое ощущение цвета зависит от физиологических, культурных, социальных факторов. Оно базируется на «первичных цветах» (теория Геринга) — синем, зеленом, желтом, красном — которые действуют в противоположных парах, одновременно дополняя и исключая друг друга.

Однако, как видим на примере цветного телевидения, технически достаточно (в связи со структурой сетчатки ) трех основных цветов (красного, зеленого и синего ), чтобы передавать другие цвета. Для каждого цвета большая часть спектра (вплоть до половины) имеет один или несколько центров.

Ощущение цвета также зависит от индивидуального опыта. Например, синее авто при различных вариантах освещения может существенно изменять оттенки, однако мы все равно будем воспринимать его цвет как синий. Происходит неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета. Эту особенность называют памятью на цвета (цветовой памятью).

Также имеет значение исторический и социальный опыт. У разных народов количество «важных» цветов может быть различным, что отражается в языке и мышлении (см. обозначение цвета в разных языках). В языке одного народа может быть множество названий для обозначения оттенков какого-либо цвета, важного для обыденной жизни или доминирующего в местной природной среде. В то время как представители другого народа могут вообще не замечать эти оттенки и не иметь для них названий.

Незначительное число людей страдают на расстройство восприятия цветов (дальтонизм): 0.02% не воспринимают цвета полностью, 1,78% мужчин не воспринимают зеленый, 1,08% — красный, невосприимчивость голубого крайне редкое явление. У женщин невосприятие цветов случается значительно реже.

Дополнительные (или противоположные) цвета являются парными, при смешивании они дают ахроматический цвет (воспринимаемый как черный, белый или серый — в зависимости от типа смешивания).

Насыщенность цвета определяет его слабое или сильное выражение, причем при слабом насыщении, например, как у розового, в котором есть много белого (то есть, «все» цвета ). Впечатление от него «расплывчатое».

Яркость цвета дает информацию о мнимом «свечении» цвета, например, у желтого она больше, чем у темно-синего.

Как факторы поля различают разные действия плоскостей, поверхностей, оттенков пространства, зеркальных отражений, переливов, прозрачности и т.д.

Глубина видения также может зависеть от цвета — красный дом визуально «выдвигается» на передний план.

Т.н. эффект Бецольда иллюстрирует изменения цвета под влиянием контраста с линиями, которые его окружают.

При эффекте Пуркинье цвет меняется в зависимости от освещенности фона: на светлом выделяются зеленый и синий. Поэтому красные цвета в сумерках кажутся более темными, нежели зеленые, а в полутьме — практически черными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми. Это вызвано более высокой чувствительностью колбочек в сетчатке к желтому свету, тогда как палочки более чувствительны к синему, но при этом не могут обеспечить цветное зрение.

Температура цвета основывается на синестетичности «теплоты» или «холодности» цветов. Например, считают, что зеленый цвет успокаивает. Практическая психология цветов использует эти явления для психологического оформления помещений.

Символика восприятия цвета зависит от культурного и исторического бэкграунда. В восточных странах траурным цветом считают белый, в западных — черный, и т.д.

Насколько цвета влияют на наше мышление, демонстрирует эффект Струпа. Если названия цветов изобразить другими цветами или заполнить другими цветами фон, то распознавание названий цветов существенно затрудняется.

Итак, что же «дают» людям цвета? Существование цветов не только делает мир более захватывающим, они:

  • дают дополнительную информацию о малоинформативных по форме предметах;
  • обозначают материалы по их материальному составу лучше, чем форма;
  • могут способствовать как маскировке, так и облегчению обнаружения объектов;
  • усиливают эмоциональное отношение к предметам.
Читайте так же:  Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования

Что означают цвета в психологии

«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.

Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.

Цвет и возраст

У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.

Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.

Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.

Цвет и пол

Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.

Цвет и вкус

Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.

Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.

Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.

Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.

Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.

Нарушение восприятия цвета

Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.

Цветовые ассоциации и характер

Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.

Красный цвет

Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.

Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.

Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.

Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.

Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.

Розовый цвет

Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.

Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.

Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.

Оранжевый цвет

Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.

Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.

Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.

Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.

Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.

Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.

Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.

Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.

Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.

Зеленый — цвет искренних и честных людей

Фиолетовый

Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.

Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.

Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.

Синий и голубой

Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.

Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.

Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.

Коричневый

Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.

Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.

Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.

Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.

Читайте так же:  Как вовремя распознать симптомы скрытой депрессии

Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.

Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.

В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.

Цветовая диагностика

Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.

Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.

Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.

При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.

Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.

А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.

Значение цвета в психологии

С древних времен люди придавали особое значение цветам, не зря же мы и по сей день считаем черный цвет траурным, а красный связываем со страстью. Правда, с развитием научной мысли явление цвета стало изучаться с разных сторон, на данный момент различают физику, физиологию и психологию восприятия цвета. Наиболее интересным представляется последний раздел, так как первые две дисциплины изучают «техническую» сторону явления, а с точки зрения психологии, любимый цвет человека может много рассказать о его характере, с помощью правильно подобранных оттенков можно повлиять на психологическое состояние человека.

Что означают цвета в психологии?

Как уже говорилось выше, психология может объяснить выбор цвета некоторыми особенностями в характере человека или его настроении в конкретный момент. Для этой цели разработана специальная методика (тест Люшера или цветовой тест отношений), которая даст возможность определить характер человека. Правда, ее использование требует наличия некоторых профессиональных навыков. Но неспециалист тоже может многое узнать о себе, ознакомившись со значением своего любимого цвета, которое принято в психологии.

Это значение только основных, базовых цветов, но каждый оттенок можно растолковать по-своему. Так, розовый цвет говорит о необходимости любить, быть добрее, прагматики этот цвет отвергают. Оранжевый выдает мечтателей с развитой интуицией, а фиолетовый говорит об инфантильности, внушаемости и необходимости поддержки в споре. Для толкования отдельного тона, нужно учитывать характеристики цветов, от смешения которых он получается, и отдавать предпочтение преобладающему цвету.

Психология восприятия цвета в бизнесе

Знание обозначения цветов в психологии используется и в бизнесе, особенно рекламном. Для воздействия на покупателя наиболее эффективны бирюзовый, желтый, рубиновый и сине-фиолетовый цвета. Голубой или красный шрифт на белом фоне будет

восприниматься как рекомендация. А вот сочетание черного с белым в большинстве случаев неэффективно. Роскошь подчеркивается сочетанием красного с золотым, свежесть – холодными оттенками. Учитывается не только сам оттенок, но и температура цвета. Так, для мест непосредственной продажи рекомендуются более холодный белый цвет, а для создания спокойной обстановки используют более теплый оттенок.

Исходя из всего вышесказанного, мнение о том, что цвет представляет собой неплохое средство коррекции собственных эмоций и чувств окружающих, представляется вполне логичным.

Психология цвета и значение цветов в психологии

Цвет — это то, что окружает нас и то, что помогает формировать эмоции. Мир вокруг нас полон красок. Задумываемся ли мы о том, как они влияют на наше состояние или настроение? Какая цветовая гамма способствует плодотворной работе, а какая наоборот угнетает и снижает наш потенциал?

Значение цветов в психологии

Психология рассматривает влияние каждого из цветов на наш мозг. В повседневной жизни мы слишком загружены работой и проблемами и не придаем значение тому, почему в некоторых помещениях нам работается тяжелее, а в других легче, почему некоторые предметы вызывают у нас неконтролируемую агрессию, а некоторые благодаря своим краскам несут спокойствие и умиротворение. Еще с древних времен ученые уделяли большое внимание именно цвету, потому как все вокруг нас имеет какую-либо окраску и, соответственно, несет определенный посыл, который мы не в состоянии расшифровать.


Многие философы, как, например, Гете, изучали науку о цветах и в современном мире её используют в своих целях бизнесмены, рекламщики и творческие люди для того, чтобы используя психологическое влияние красок, привлечь человека и побудить его к определенным действиям. Некоторые послания мы распознаем сразу, но большинство из них действует на уровне подсознания и мы даже не подозреваем об этом.

Конечно, у каждого из нас формируются определенные ассоциации с различными тонами и оттенками, зачатки которых мы получаем ещё в детстве. Некоторые из них характеризуются только нашим личным опытом, но всё-таки большинство из них характерно для основной массы людей. Так, если нас попросят сказать цвет страсти, то, 90% из нас ответят, что это красный.

Фиолетовый


Данный цвет отличается от других своей необычностью и странностью. Он может являться для нас как теплым, так и холодным, поскольку состоит из композиции красного и синего и каждый человек видит в нем свои нотки. Многие утверждают, что он символизирует возбуждение и сексуальность, но в то же время он не имеет такого влияния в этой сфере, как красный, а несет больший смысл. Не многие из нас желают отдавать свое предпочтение фиолетовому, из-за того, что он является тяжелым для восприятия и может даже вызывать депрессию.
Читайте так же:  Почему не везёт в жизни

Предпочитающие фиолетовые тона, зачастую очень амбициозны и имеют творческий потенциал. Такие люди находятся в поиске себя и могут быть склонны к непостоянству.


Большинство людей на вопрос о любимом цвете сразу же ответят, что это синий. Почему же так происходит? Синий очень глубокий и как бы затягивает в свою пучину. Для каждого индивидуума эта пучина своя: проблем, мыслей, рассуждений, и чем темнее оттенок, тем больше предпосылок к рассуждению и попыткам найти истину.

Однако, синяя палитра является успокаивающей для нашей нервной системы, помогает на время забыть о своих проблемах и раствориться в окружающей действительности. Отражает гармонию с одной стороны и упорство, серьезность и строгость с другой.

Синий воспринимается нами как нечто до конца неосознанное, но интригующее своей глубиной и загадочностью. Может быть недаром во многих фильмах и мультфильмах магов изображают облаченными в синюю мантию.


Желтый, в первую очередь, ассоциируется у нас с теплым солнцем и, подобно солнечным лучам, способен проникать в наше подсознание, помогать преодолевать трудности, концентрироваться и решать трудные проблемы. Если вам необходимо решить какую-либо задачу, именно желтый сможет натолкнуть на нужную мысль.

Хоть этот цвет и считается теплым и позитивным, он может символизировать и негативные качества, такие как язвительность и саркастичность.


Символизирует естественность и жизненную энергию. Устав от шумной городской суеты мы стремимся побыть в месте с наибольшим количеством зеленого: на лугу, в лесу, в парке, чтобы восстановить утраченные силы и расслабиться. Обозначает стабильность и непоколебимость, такую же как у нашей матушки природы. Часто используется в рекламах, поскольку мы подсознательно принимаем этот цвет как нечто естественное, природное.

Зеленый оказывает успокаивающее действие и может негативно влиять на психику некоторых людей тем, что под его воздействием они теряют стремление к своей цели и становятся апатичными. Именно по этой причине зеленые оттенки не стоит использовать на рабочем месте.


Был в числе любимых у наших предков. Он символизировался с огнем и кровью и выражал страсти и стремления, решительность и готовность бороться. Красный заставляет нас взбодриться и начать двигаться и действовать, поэтому у многих он связан со страстью и любовью.

Придает нам уверенности и властности, однако нет необходимости им злоупотреблять, потому что при долгом воздействии он может оказать опустошающий эффект. Он поможет в быстрые сроки решить важные вопросы и даже способствует внутренним изменениям в организме, таким как выработка адреналина и улучшение работы мышц.


Оранжевый мгновенно приковывает к себе взгляд. Он одновременно такой же яркий, как и красный, однако не вызывает агрессии и враждебности. Обладает жизнерадостностью и стремлением к изменениям. Он наполняет нас бодростью и энергией, и, словно апельсин, «витаминизирует» наш организм.

В психотерапии оттенки оранжевого применяются достаточно часто, поскольку помогают человеку побороть внутреннее горе и мягко стимулируют к действию, в отличие от красного.


Представляет собой оттенок фиолетового, однако несет в себе дополнительные функции. В отличие от уверенного фиолетового, он символизирует наивность и молодость, неопытность и в чем-то даже детскость. Выбирающие его люди до конца не осознали свое положение и потерялись в своих стремлениях.


При упоминании об этом цвете, в нашем мозгу мгновенно возникает картина голубого неба, символизирующая свободу и безмятежность, умиротворенность и отстранение от реальности.

В комнате с голубыми стенами вы никогда не сконцентрируетесь, а лишь погрузитесь в мир грез и забудете о заботах.


Розовый воспринимается нашим подсознанием как дружелюбный, нежный, мечтательный и романтичный. Он навевает на приятные и слегка возбуждающие душу мысли, поскольку имеет нотки красного, однако отличается большей неуверенностью. Мечты мечтами, но покорить мир с ним невозможно. Оттенки розового вызывают сильную чувствительность и сентиментальность, поэтому несмотря на его мягкий и приятный характер, увлекаться им не стоит.


Многие считают его символом траура и невзрачности, однако за этим негативными характеристиками кроется большой потенциал. Этот цвет, как ни странно, часто выбирают творческие люди, на том основании, что он является выражающим, кричащим, но в то же время не агрессивным. За черным могут скрываться широкие возможности, которые раскрываются постепенно. Это символ уверенности в себе, жажды достижения цели и самоутверждения.

Субкультура металлистов выбрала чёрный своим основным, поскольку он позволяет стремиться к своим целям не привлекая внимание окружающих и выражает глубокие внутренние переживания, которые человек стремится скрыть от окружающего мира.


Несмотря на то, что он является полной противоположностью предыдущего цвета, по своим характеристикам он таким не является. Символизирует легкость, новизну и вызывает ощущение целостности и завершенности. Он может быть многогранен и для каждого человека выражать что-то особенное. При преломлении белого мы можем увидеть яркую радугу, а значит он скрывает в себе огромные возможности.

Его выберут уверенные в себе люди, которые за внешней простотой и наивностью скрывают нечто необычное и взрывное.


Вызывает неоднозначные ассоциации, ввиду того, что одновременно обладает успокаивающим эффектом зеленого, но, параллельно содержит в себе какую-то внутреннюю тревогу. В своем посыле бирюзовый несет свежесть и прохладу даже больше, чем синий или белый, а также некую стерильность. Во многих клиниках и больницах персонал носит форму бирюзового цвета, что является залогом исцеления и очищения.


Служит символом неопределенности, так как находится посреди двух полюсов: черного и белого и за этот счет никогда не сможет обозначать уверенность. Он психологически нейтрален и человек, выбирающий его, будет держаться во всем нейтралитета и бояться высказать свою точку зрения.

Если вы хотите добиться изменений в вашей жизни, откажитесь от него, поскольку он не сможет привести вас к желаемым результатам.

Коричневый


Как и зеленый, он ассоциируется с силой природы, с огромными и могучими деревьями, которые непоколебимы и стоят на своем месте при любых изменениях вокруг нас. Он заключает в себе оттенки красного и желтого, однако не позволяем им кричать, а делает их действие более глубоким и стабильным.

Один из самых недооцененных цветов, несмотря на свое глубокое психологическое действие на человеческий организм, влекущее человека к умиротворению и желанию остановиться и восполнить внутренние силы.

Читайте так же:  Вечные дети - кто это такие описание инфантильных людей

Психология цвета в одежде

Довольно часто мы бессознательно решаем надеть ту или иную вещь на деловую встречу или романтическое свидание, однако цвет нашей одежды в значительной степени влияет на успех или неудачу в задуманных планах.


Если внимательно ознакомиться со значениями цветов и особенностями каждой из красок, можно подбирать одежду согласно поставленной задаче и с легкостью добиваться успехов.

Если же подойти к психологическому анализу конкретной личности, то по одежде, которую предпочитает носить человек, можно очень много сказать о его страхах, желаниях, характере и взглядах на жизнь.

Значение в интерьере

При выборе палитры в убранстве дома необходимо учитывать особенности разных оттенков и цветов психологически воздействовать на наше сознание и подсознание. Таким образом для спальни лучше всего подбирать светлые оттенки голубого и светло-зеленого, которые будут успокаивать нашу психику и способствовать крепкому и здоровому сну.


Более яркие тона, как желтый и красный, предпочтительно применять в обустройстве рабочего кабинета, так как они будут улучшать мозговую деятельность и увеличивать скорость реакции. Темные оттенки следует использовать для нежилых помещений, потому что они имеют свойство забирать энергию человека, а не наполнять ею.

Цвет играет в нашей жизни огромную роль, просто, мы об этом не задумываемся и если правильно использовать его и его сочетания, то, можно изменить свою жизнь, добиться успехов и обрести наконец стабильность и внутреннее умиротворение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Психология цвета в рекламе

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития.

Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности.

Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Семантика цвета

Красный — настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета — «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам» . Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления или каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Оранжевый — помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

[3]

Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Читайте так же:  Алкоголизм – признак тяжелой депрессии

Голубой — тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.

Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой.

В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. Поэтому, занимаясь разработкой рекламной кампании, скажем, в Китае, нужно правильно выбрать цветовую гамму, иначе $сть шанс быть неправильно понятым.

Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования) .

Интересна символика цвета в Японии, хотя здесь все несколько сложнее из-за того, что многое зависит и от формы цветового изображения. Очень любопытны данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо только при определенных условиях. Например, чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные ощущения они производят.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощренные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но способны вызвать непредсказуемое отношение.

Установлено, что символика отражения формы соответствует реальным ощущениям. Например зигзагообразная линия «^» передает впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Так все народы графически изображают молнию. Несбалансированные формы вызывают ощущения дискомфорта, незавершенные формы человек стремится мысленно дорисовать, достроить.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

Таблица. Влияние цвета на восприятие рекламного сообщения

[2]

Источники


  1. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  4. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.
Психология цвета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here