Психология воспитания детей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психология воспитания детей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

О психологии и воспитании детей (и взрослых)

Давно прошло то время, когда родителей волновали лишь физиологические аспекты ухода за ребенком: поел ли он, поспал ли, тепло ли одет для прогулки? Теперь мам и пап все чаще интересует: почему малыш капризничает, что такое «кризис трехлетнего возраста» и «синдром дефицита внимания», как помочь ему адаптироваться в детском саду и как проявляется излишняя агрессивность. Почему? Потому что современные родители знают, что для полноценного развития малыша «психика» не менее важна, чем «физика».

В подразделе «Психология ребенка» вы найдете ответы практически на все вопросы, касающиеся развития психо-эмоциональной сферы малыша. Есть ли разница в воспитании мальчика и девочки? Как научить кроху делиться? Почему ребенок стесняется? Как помирить драчунов? Что делать, если детка ябедничает? Эти статьи, написанные в том числе профессиональными детскими психологами и психотерапевтами, помогут вам узнать, как прощаться с ребенком, когда он отправляется в садик или школу, как подготовить малыша к предстоящему большому переезду, как бороться с детскими ночными кошмарами. Они также помогут вам найти подход к визуалу, аудиалу и кинестетику, расскажут, чем сангвиники отличаются от флегматиков, какими играми нужно занимать холериков и какие игрушки дарить меланхоликам.

Один из самых главных вопросов, который волнует всех без исключения мам и пап, – как привить малышу вкус к жизни, научить его радоваться простым вещам и вырастить не только умным, добрым и честным, но и счастливым? Подраздел «Воспитание ребенка» подскажет, на какие практические и психологические моменты в воспитании крохи нужно обратить внимание, чтобы этого добиться. Здесь мы будем разбираться в том, от чего же на самом деле зависит психологический комфорт малыша: состава семьи, количества братьев и сестер, материальной обеспеченности или чего-то еще? Вы также узнаете, как правильно наказывать детей (да-да, и у метода «кнута» есть свои правила, позволяющие сделать процесс наказания элементом эффективного воспитания!), как привить ребенку правильное отношение к деньгам, как отучить его обманывать и многое другое.

Утверждение «Главней всего – погода в доме» давно уже стало аксиомой: сейчас все специалисты согласны с тем, что нормальное взросление ребенка неразрывно связано с хорошим внутрисемейным микроклиматом. Как работающей маме найти баланс между семьей и карьерой, как строить жизнь «разведенного» ребенка, как провожать и встречать супруга из командировки, как правильно выстроить отношения с бабушками и дедушками, как заставить мужа помогать по хозяйству, как обратить неизбежные семейные конфликты во благо подрастающих отпрысков? Ответы на все эти вопросы ищите в подразделе «Психология семьи».

12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку. Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями». Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло. Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией. Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками. Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.

Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия, они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль.

Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Читайте так же:  Ужасный конец или ужас без конца перверзный нарциссизм

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе. Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты.

Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.

Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще. Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

[2]

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Психология ребенка

В материалах этой рубрики вы прочитаете, как сделать ребенка счастливым, почему ему нужна родительская любовь, как налаживать общение с ребенком в кризисные периоды, как научиться вместе с малышом радоваться жизни.

Психологи поделятся секретами, как вырастить гармоничную личность. Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка активным, любознательным, уверенным в себе, способным справляться с трудностями. Это возможно! Эксперты подскажут практические приемы, которые помогут развить в малыше эти ценные качества.

Для правильного развития, в том числе и психического, детям нужны объятия мамы. Что делать, если вдруг малыш отталкивает вас и отказывается принимать ваши поцелуи и ласки? А знаете ли вы, что помимо умственного, существует и эмоциональный интеллект? Можно ли заниматься воспитанием чувств у ребенка? И почему в одной семье могут вырасти дети с разным уровнем эмоционального развития?

Общение с миром животных очень важно для психологического развития ребенка. Почему ребенок так жесток с домашними питомцами? Как быть, если малыш таскает собаку за хвост? Как родителям вести себя, когда ребенок пытается прищемить кота дверью? Советы на эту тему читайте в материалах раздела.

Эксперты расскажут, какие фразы из нашего детства не стоит говорить своему ребенку. Психологи ответят на все вопросы, тревожащие родителей – почему малыш не умеет говорить шепотом, почему прячется, закрывая лицо руками, почему не ест дома то, что кушает в саду, почему устраивает ранние побудки.

Детские психологи уверены, что на разных этапах взросления ребенку важно побыть плохим. В материалах этой рубрики вы прочитаете, почему малышу важно пройти через непослушание, в каком возрасте и как именно проявляется плохое поведение, и что родителям с этим делать. В статьях этого раздела вы также узнаете, для чего ребенок кривляется, и стоит ли ругать его за гримасы. Вы прочтете, с какой целью дети ломают и потрошат даже любимые игрушки и зачем потом берегут игрушечный хлам.

Добиваясь родительского внимания, малыши могут манипулировать мамой и папой. На какие уловки пускаются дети, чтобы получить ласку и заботу родителей? Как предотвратить манипуляции малыша? Ответы на эти вопросы подскажут профессиональные психологи.

Из статей этого раздела вы также узнаете, как справиться с детской истерикой, что делать, если ребенка не загонишь в постель, и почему малыш боится клоунов.

Как воспитать у ребенка силу воли? Как помочь ребенку справиться со страхами? Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего брата или сестры? Как отвечать на неприличные вопросы маленького почемучки? Как научить ребенка дружить с другими детьми? Ответы профессиональных психологов на эти и другие вопросы вы узнаете в статьях этой рубрики.

Психология и Воспитание детей

В статьях этого раздела присутствует вся нужная информация о правильном воспитании ребенка. Детская психология уже давно изучена специалистами в полной мере, потому любому родителю очень желательно знать о психологическом развитии детей, дабы знать, какие использовать методы воспитания, чтобы ребенок рос полноценно и стал зрелой личностью без каких-либо психоэмоциональных травм. Часто в раннем детстве человек «приобретает» многие страхи и фобии, становясь зависимым от них в дальнейшей жизни. Материал в данной рубрике поможет вам определить верное направление касательно методов воспитания.

Читайте так же:  Как побороть в себе боязнь уколов и иголок

Психология воспитания детей 10-13 лет

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится — значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» — «Хорошо», «Ты куда уходишь?» — «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, «отстань, мама», должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с «хорошими» ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

[3]

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый — уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю» (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого — всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство — субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек — девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 — 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
• жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди — гады!»;
• жестокий, сильный, циничный ( утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди — мусор», «на дураках воду возят»);
• слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
• слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета — послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

Читайте так же:  Психология успеха

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Каждый человек проходит через процесс воспитания – когда родители, воспитатели, учителя и окружение в целом пытаются развить в ребенке полезные качества и навыки, принятые в обществе. Психология воспитания детей является отдельной наукой, которая рассматривает особенности человеческого развития. Особенно важным воспитание становится в 2, 3, 4 и 5 лет, поскольку уже после 7 лет, как утверждают многие специалисты, можно лишь корректировать человека.

Каждый родитель занимается воспитанием своего ребенка. Это естественно, поскольку ребенок является еще чистым, незнающим и неумеющим. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru говорят о том, что процесс воспитания является длительным, непрерывным и сложным процессом. Можно сказать лишь то, что все родители совершат ошибки в воспитании своих детей. Невозможно за всем уследить и все понимать.

Что такое воспитание детей?

Видео (кликните для воспроизведения).

Воспитание детей – это определенный процесс привития маленьким людям навыков, качеств и взглядов на жизнь. Воспитываются дети для того, чтобы они были приспособленными к тому обществу и времени, в котором родились. Отсюда следует понимать, что в разные времена существовали различные методы и способы воспитания. То, что было правильно в былые века, уже может быть неверным для современного общества, которое живет по другим правилам и в иных условиях.

Все чаще можно увидеть плоды воспитания уже в подростковом и более взрослом возрасте. Мужчины становятся инфантильными, женщины – капризными, дети – агрессивными и злобными. Это является следствием воспитания, через которое они проходили. Самое страшное — методы у большинства родителей одинаковые. Все читают книжки и умные журналы, по которым стараются воспитывать собственных детей. Результат получается тот, который можно увидеть сейчас во взрослом мире или мире детей-студентов.

Родители занимаются воспитанием из благих намерений. Они желают обучить детей быть такими и вести себя так, чтобы выживать и достигать хоть каких-то успехов. Но сами взрослые зачастую являются «недоразвитыми детьми», которые каждый раз начинают возмущаться и быть агрессивными, когда им перечат. А ведь перечить родителям – одна из составляющих любого развития.

Существуют три фактора в воспитании:

  1. Родительское предписание «Так должно быть»: нужно чистить зубы, учиться и т. д.
  2. Родительское предписание «Как это нужно делать»: вот так нужно чистить зубы, учить уроки и т. д.
  3. Ответ ребенка на родительские предписания: «Не хочу, не буду». Он сопротивляется многому, чему его обучают.

Это является нормальным этапом. Ребенок не всегда будет послушным. Но взрослые почему-то не понимают этого и желают, чтобы чадо им всегда подчинялось.

Поскольку дети отнимают много сил и времени, большая часть людей хочет «приструнить» их, чтобы те не мешали заниматься другими делами. Ребенка превращают в пугливую собачку, которая будет выходить из своей конуры, когда ее позовут. Родитель не желает тратить время и силы, когда у него голова забита другими заботами. Здесь люди нередко прибегают к тем мерам воспитания, которые разрушают жизни детей.

Следует отметить, что именно воспитание ребенка влияет на то, каким человеком он вырастет. А мамы и папы могут предсказать последствия своих мер? Они обучают детей тому, что «считается хорошим», по мнению общества. Но есть и то, чему взрослые обучают помимо своей воли, когда становятся обиженными или злыми на детей, которые их не слушаются. Родители часто сами превращаются в детей, которые капризничают или угрожают собственным чадам. Есть семьи, в которых детей бьют. Какими людьми они вырастут? Насколько счастливыми и успешными они будут в результате?

Родители «калечат» своих детей. Нет ни одной семьи, которая бы вырастила действительно здорового, сильного, адекватно мыслящего и приспособленного к взрослой жизни человека. В каждой семье наблюдается своя трагедия, которая проявляется в том, что ребенок имеет какие-то комплексы, психические травмы, страхи, убеждения, мешающие ему жить полноценно, и т. д.

Будучи неправильно воспитанным, каждый взрослый человек думает, что своих детей он уж точно воспитает так, как надо. Но когда проходит время, становится заметным, что и сам, будучи родителем, совершил немало ошибок, которые теперь скажутся на образе жизни родных детей. Исправить порой становится сложно то, что уже сделано. Еще труднее выработать стратегию воспитания ребенка, который в будущем вырастет идеальным примером счастливого, успешного и сильного представителя. Родители будут и дальше «калечить» своих чад теми мерами воспитания, которые применяют. Однако можно избежать некоторых ошибок, если о них знать.

Приведем следующие 7 ошибок родительского воспитания, которые уже имеют свои негативные последствия:

Психология воспитания 2-летнего ребенка

В 2 годика ребенок становится более самостоятельным. Он начинает выражать свое мнение, понимает свои желания, осознает, что хочет поступать не так, как говорят родители. К этому следует относиться с пониманием, поскольку ребенок начинает учиться быть самостоятельным и понимать последствия своих поступков.

При воспитании 2-летнего ребенка следует давать ему право выбора. Обязательно спрашивайте ребенка о том, чего он хочет. Например, в случае, если он не хочет кушать, то просто отставьте тарелку и позвольте ему покушать тогда, когда он этого захочет. А если скоро нужно будет уходить с детской площадки, то спросите его, через 5 или 10 минут вы пойдете домой. Пусть малыш выберет, однако в указанное время нужно обязательно покинуть детскую площадку, как бы малыш ни противился. Это поможет ему понять последствия своих решений.

Психология воспитания 3-летнего ребенка

В 3 годика малыш начинает отдаляться от мамы. Он становится более самостоятельным, понимает свое «Я», что вызывает в нем капризное и истеричное поведение в ситуациях несогласия с мнением родителей.

В 3 годика родители должны принимать ребенка с его желаниями. Не нужно сильно потакать, но и запретов тоже не должно быть много. Относитесь к ребенку как к равноправному человеку, которым он и является.

Психология воспитания 4-летнего ребенка

В 4 года ребенок четко понимает свои желания, ярко проявляет его и настаивает. Деятельность становится более осознанной, хотя до этого он руководствовался эмоциями и инстинктами. В этом возрасте хорошо давать более умственную работу, начинать водить в секции и обучать алфавиту, чтению.

В этом возрасте малыш начинает задавать много вопросов «почему?», поскольку его все интересует. Взрослым нужно спокойно давать ответы на вопросы. А если ответа вы не знаете, то пообещайте, что обязательно его узнаете и дадите в такой-то день.

Читайте так же:  Самоактуализация личности

Также обратите внимание на общение ребенка со сверстниками. Если у него возникают различные трудности, тогда следует ему помочь в коммуникации с детьми.

Также в этом возрасте он начинает переживать множество эмоций, с которыми не способен справиться и даже понять. Родители должны с ребенком общаться и рассказывать, что с ним происходит и как это можно преодолеть.

В 4 годика девочек и мальчиков уже начинают воспитывать по-разному. Хорошо, если мальчиков начнут воспитывать папы, дяди и дедушки, а девочек – мамы, бабушки и тети. Здесь эффективными будут ролевые игры с ребенком.

Психология воспитания 5-летнего ребенка

В 5-летнем возрасте ребенок начинает замечать связи между людьми, усваивать социальные правила и нормы. Теперь ему очень важно понимать, как ему себя вести, каких друзей лучше выбирать и чем заниматься. Ребенок будет очень впечатлительно относиться к оценкам окружающих, в том числе и родителей.

Ребенок становится более целенаправленным. Он может привести игрушки в порядок, довести дело до конца, не отвлекаться. Если у ребенка возникают вопросы, на них следует отвечать, а не отмахиваться. Также нужно общаться с ребенком, обсуждать прошедший день, давать советы в проблемах, которые с ним возникают.

Первые воспитательные догмы ребенок усваивает в отношениях с родителями. До 7 лет ребенка можно воспитать, а потом уже происходит только коррекция. Это говорит о большой ответственности, которую должны на себя брать родители, воспитывая своих детей осознанно.

Всему свое время: особенности воспитания малышей с рождения до трех лет

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык — ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков — всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Читайте так же:  Разлюбила мужа - как быть и что делать советы психолога

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет — сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать — это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

[1]

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе. Подробнее о физическом развитии детей →

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха — это ваша маленькая копия.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.

  2. Леонидова, Б. Развод! Почему? / Б. Леонидова. — М.: Московский рабочий, 2009. — 224 c.

  3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
  4. OZON. От секса к сверхсознанию. Беседы о запретном и дозволенном (2 шт.) (1183). — Москва: РГГУ, 2016. — 201 c.
Психология воспитания детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here