Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Этапы формирования мировоззрения

    1. Мироощущение – чувственное восприятие мира.

    2. Мировосприятие – целостный образ мира.

    [2]

    3. Миропонимание – мысленное, рациональное истолкование мира.

    Формы мировоззрения

    Мифологическое – наивное сказочное повествование о происхождении окружающего мира, о борьбе стихий и противоположных начал в нем.

    Религиозное– вера в сверхъестественную силу и ритуальное поклонение ей, в основе религии лежит догма о сотворении мира и человека Богом.

    Художественное – восприятие окружающего мира через образы, созданные художником, писателем, музыкантом.

    Обыденное– простейшие знания и представления людей об окружающем мире, в этой форме мировоззрения воплощается личный опыт людей, непосредственные условия их жизнедеятельности, это также народная мудрость, здравый смысл.

    Научное– достоверные знания человека о внешнем мире и о самом себе.

    Философское– специфическая форма мировоззрения, она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем.

    Философия как особого рода мировоззрение

    Философия возникла примерно 2500 лет назад в наиболее развитых странах древнего мира (Индия, Китай, Вавилон, Египет, Греция, Рим). Ее расцвет произошел в Древней Греции, где она стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества.

    Причины возникновения философии

    1. Отдельные виды познания (математика, биология, астрономия и др.) оказались ни в состоянии сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем.

    2. Стремление объяснить мир без помощи сверхъестественных сил, с помощью знаний и логических рассуждений.

    Философия – знание о мире как едином целом и месте человека
    в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания
    и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.

    Основной вопрос философии

    Что первично – материя (природа) или сознание (идеи)?

    Из ответа на этот вопрос возникло два направления в философии:

    а)материализм – материя возникла сама по себе без участия сверхъестественных сил;

    б)идеализм – материя возникла по воле сверхъестественной силы (Абсолютной Идеи, Бога).

    Так как на этот вопрос практически невозможно дать ответ, в современной философии акцент сместился на тему сущности человека и его бытия.

    Разделы философии

    Онтология– учение о бытии (существовании мира и человека в нем).

    Гносеология– учение о методах познания окружающего мира.

    Аксиология – учение о ценностях (добре и зле, счастье, здоровье
    и т.д.).

    Философская антропология – учение о человеке.

    Функции философии

    Мировоззренческая – формирование целостной картины мира.

    Методологическая– выработка методов познания мира.

    Гносеологическая– правильное и достоверное познание.

    Критическая – подвергать сомнению окружающий мир.

    Аксиологическая – оценка явлений, вещей окружающего мира.

    Социальная– объяснение общества, причин его происхождения, эволюции.

    Воспитательная – укрепление гуманизма.

    Прогностическая– попытка предвидеть будущее.

    Тема 2. Философия античного мира

    План изучения

    1. Натурфилософия Древней Греции.

    2. Сократ и его взгляд на человека.

    3. Киники, стоики, скептики.

    4. Эпикур о счастье.

    Философские идеи античных мыслителей оказали решающее влияние на наши представления о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке, на обуздание животных страстей и инстинктов.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 —

    | 7220 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения

    Сущность мировоззрения и его структура.

    Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук в результате усвоения которых закладываются основы научного мировоззрения.

    Мировоззрение — это обобщенная система взглядов убеждений, идеалов в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

    Мировоззрение– это система ответов на вопрос о происхождении мира, источниках знаний, смысле жизни. Каждая личность имеет мировоззрение. Мировоззрениехарактеризует интеллектуальную, эмоциональную, волевую и нравственную жизнь человека. Оно направляет его поведение, творческую и познавательную деятельность. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека.

    Источники мировоззрения: жизненный опыт, социальная среда.

    Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения – понимание смысла жизни.

    Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения.

    В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют виды мировоззрения: научное, религиозное мифологическое;и обыденное, или житейское(основывается на здравом смысле), д) технократическое (на мощи техники). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Различия в мировоззрении ведут к тому, что люди по-разному оценивают мир и свое место в нем, смысл своей жизни и деятельности, поступки других людей.

    Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души. Деятели религии используют также физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного.

    Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

    Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

    Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять им.

    Читайте так же:  Партнерские роды

    Научное мировоззрение –предлагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества

    . Основными структурными

    компонентамимировоззрения являются: знания; убеждения; взгляды; идеалы.

    Научные знания – это система научных истин.

    Взгляды – знания о каком либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам; есть суждения, умозаключения которые выражают определенную точку зрения на сущность явления природы, жизни, человеческих

    Убеждения – это осознанная потребность личности побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; это более высокая ступень осознания окружающего мира; уверенность человека в правильности своих взглядов, знаний; это знания перешедшие во внутреннюю позицию личности.

    Идеалы – высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какого либо явления; есть конечная цель стремлений и деятельности.

    Взгляды и убеждения находят свое выражения в идеалах.

    1) Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоционального отношения индивида, а заканчивается усвоением обобщенных, категориальных знаний о действительности.

    2) Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющего специфические особенности (возрастные и индивидуальные).

    3) В сформировавшемся мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственно-личностным отношением к ним.

    Функции мировоззрения.

    1) ориентир в человеческой жизни (обусловливает выработку стратегии жизни и иерархию ценностей);

    2) помогает человеку открыть самого себя, понять себя и осмыслить свое место в жизни, мире

    В педагогике выделены следующие функции мировоззрения:

    Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

    Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

    Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

    Основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

    1.Социально-экономическая среда, политика государства, получившего отражение в идеологической работе;

    2. Развитие науки и усиление власти человека над силами природы;

    3. Уровень образования и воспитания молодого человека.

    а) окружающие условия жизни, макро- и микросреда;

    б) характер деятельности человека;

    в) средства массовой информации;

    г) искусство, кино, театр, литература;
    д) школа и семья.

    | следующая лекция ==>
    Общая характеристика форм воспитательной работы | Структура себестоимости продукции, работ, услуг

    [1]

    Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 4004 | Нарушение авторских прав

    Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности

    Педагогические науки / 2.Проблемы подготовки специалистов.

    Казахский национальный педагогический университет имени Абая , Казахстан

    ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.

    Мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    М ировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

    Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с “представлением о человеке вообще” и с “образом мира”, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как «мир для человека». [2]

    Личность, как субъект мировоззрения обладает мировоззренческим сознанием. Важной особенностью мировоззренческого сознания является его феноменальность: на поверхности общественной жизни оно проявляется как уже нечто застывшее, не зависимое от отдельных индивидов, включающихся в систему бытующего мировоззрения как феномен. В качестве такого объективно-идеального феномена мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены.

    Актуальное мировоззрение не задает новых вопросов, а предполагает ответы на все возможные вопросы. Это скорее система имеющих некоторую предпосылку уже проверенных убеждений, а не активно разворачивающаяся система поиска новых содержаний.

    Исходя из всего выше сказанного мировоззрение можно определить как духовно-практический способ общественного самосознания и самоопределения человека в мире, всегда реализуемый в конкретном мироотношении. [1]

    В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

    Миропонимание — понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов. [5]

    В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.

    Следующий уровень — знания, составляющие основы естественно — научной картины мира и социальной картины общества и его развития.

    В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.

    Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции. [5]

    Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.

    Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, различные социальные группы и отдельная личность.

    В сфере миропереживания, то есть там, где общепринятые социальные нормы подвергаются личностной интерпретации через непосредственное соотнесение их с индивидуальным жизненным опытом человека и содержится, то есть постоянно воспроизводится в самосознании и модифицируется сообразно изменяющимся условиям, мировоззренческий идеал культуры.

    Читайте так же:  Назад пути нет что такое точка невозврата в жизни человека

    Это понятие служит для раскрытия необходимой связи между мировоззрением как духовно практическим способом утверждения человека в мире и его практическим утверждением в собственной жизнедеятельности (в соответствии с исторически выработанным мировоззренческим идеалом культуры). Оно отражает соотношение определенного уровня развития мировоззрения личности и его образа жизни.

    Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека .мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни.

    Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое — чем он руководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.

    Отличительной чертой личности, обладающей мировоззренческой культурой, является то, что сам факт наличия указанного феномена она делает объектом осмысления с целью волевого устранения нежелательного действия устаревших мировоззренческих архетипов, контроля над ними.

    Поскольку содержательное наполнение ценностной иерархии происходит через усвоение культурных норм общества, то первым этапом культурного становления индивида следует считать его социализацию как усвоение культурного потенциала общества. В обладающем определенным мировоззрением социализированном индивиде находит воплощение нормативно-санкционирующая функция культурного общества. Поскольку социальная действительность всегда противоречит окружающему ее с позиций должного идеалу, то перед личностью со сформированными еще в юности ценностями и идеалами с неизбежностью возникает проблема переоценки ценностей. Это связано с началом самой жизни личности. Если раньше ее активность направлялась главным образом извне — родители, воспитатели, учителя, группа ближайшего воздействия, то теперь человек встает перед необходимостью самостоятельного принятия решений, активного выбора жизненной позиции, стиля поведения и образа жизни. [6]

    Вступающая в самостоятельную жизнь личность, сообразуя мировоззренческий идеал должного образа жизни, в котором вся действительность представлена «монологично” (с точки зрения этого класса и той социальной и культурной группы, в которой формировалась личность), сталкивается с проблемой соотнесения этого идеала с конкурирующими ценностными ориентациями и выбор наиболее приемлемого для себя образа жизни. Ставить и решать подобные проблемы могут лишь те индивиды, у которых в процессе социализации была сформирована установка на активное самосознание, на мировоззренческую рефлексию. Формирование такой способности к активному самоопределению связано со встречным по отношению к социализации процессу индивидуализации, результатом которой выступает личная индивидуальность.

    В современных условиях можно говорить о мировоззренческой культуре только личности со сформированной индивидуальностью. Индивидуальность предполагает самобытный и творческий подход к собственному бытию, критический взгляд на общепринятые суждения о мире и месте человека в нем. Человек же с неразвитой индивидуальностью находится под давлением внешних, чуждых и поэтому непонятных ему сил, которые полностью определяют его самосознание и детерминируют его поведение. Таким образом, миропонимание и мироотношение индивида с неразвитой индивидуальностью ограничивается содержанием культурных нормативов и очевидностей личного опыта. [1] Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

    Развитие мировоззрения подразумевает усвоение человеком таких смыслов и ценностей, установок и аспираций, которые актуально могут быть не задействованы в его самосознании, являясь, тем не менее, существенной частью переживаемого им бытийственного самоопределения. Становление мировоззрения — это усвоение таких мировоззренческих ответов, вопросы к которым индивид мог никогда себе сознательно не задавать. [1]

    Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

    1. Азархин А.В Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев, Наукова Думка,1990.

    2. Ильченко В.Р. Формирование естественно — научного миропонимания школьников. Москва, Просвещение, 1993.

    3. Педагогическая энциклопедия, т. 1. Москва, Просвещение, 1993.

    4. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе, Москва, Педагогика, 1991.

    5. Шуртаков К.П. Мировоззрение и его формирование. Издательство казанского университета, 1989.

    6. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М. Издательство педагогика, 1986.

    Мировоззрение, его типы, этапы формирования.

    Мировоззрение — это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

    Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

    Выделяют следующие типы мировоззрения:

    Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

    К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести: синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного); антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами); гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

    Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

    Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Зарождается из потребности рационального понимания мира, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

    Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

    Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

    Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, её права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

    Художественно-эстетическое мировоззрение свойственно преимущественно деятелям искусства и людям, оценивающим мир по эстетическим критериям, среди которых главную роль играет понятие «прекрасного». Оно воспринимает мир преимущественно в образной форме. Суть творчества заключается не только в отражении реальности, но в её преображении, творческом преобразовании, исправлении недостатков реальности по законам эстетики. В художественно-эстетическом мировоззрении очень сильной является индивидуально-личностная компонента, что делает результаты художественного творчества уникальными и неповторимыми. Художественное мировоззрение является составной частью эстетического сознания общества, оно — совокупность всех восприятий, понятий и чувствований относительно прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в действительности и в искусстве.

    Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 205 ; Нарушение авторских прав

    79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.

    Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящих порой весьма консервативный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

    Мощный рост науки обуславливает не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одной из черт которого является стремление к строгой фактической достоверности.

    Факты действительности становятся одной из исходных основ научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности.

    Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания.

    Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения. «Когда речь заходила о школе,— вспоминала Н. К. Крупская,— Владимир Ильич говорил, что одна из самых важных задач, которые стоят перед Наркомпросом,— это создать программу, в которой, может быть, и не упоминалось слово «марксизм», но которая по существу дела показывала связь явлений в их настоящем виде, которая показывала бы, как связаны различные отношения в природе — хозяйственные, общественные,— которая показывала бы эту увязку; дать такое ясное представление о связи явлений, о развитии этих явлений — это значит дать основу марксизма».

    Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать то, что дает знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, социальных противоречиях и классовой борьбе, роли пролетариата и Коммунистической партии в социалистической революции, несовместимости науки и религии и др.

    Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы общественно-исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам. Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, дает толчок формированию общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов и установок, неадекватная самооценка, склонность к подражанию. В этих условиях важно научить учащихся противостоять антинаучным идеологическим влияниям, побуждать к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

    В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают у старшеклассников прочную основу для формирования фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений, обеспечивающих широту ориентировки в мире, принципы поведения и деятельности.

    В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности — самосознание личности, непосредственно обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях и жизненных планах. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и государственному долгу в той или иной сфере народного хозяйства, прежде всего в сфере материального производства. Нельзя, однако, забывать, что социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек порой отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность, политическую наивность. Задача учителя — вооружать учащихся знанием диалектики общественного развития, его классового анализа и принципиальной оценки, аргументированно разоблачать происки буржуазной пропаганды.

    Формирование мировоззрения носит многоуровневый характер, на что обращает внимание ряд исследований (И. Я. Лернер, Г. Е. Залесский, И. В. Сысоенко, В. М. Щуревич и др.). По мнению Э. И. Моносзона, оценка уровня сформированности мировоззрения должна включать следующие основные характеристики: 1) оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества и мышления; 2) устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; партийный, классовый подход к явлениям современной международной и внутренней общественно-политической жизни; 3) готовность школьников к борьбе за идеалы коммунизма; общественно-политические, нравственные и эстетические ценности советского общества; стремление отстаивать взгляды и убеждения; 4) проявление коммунистической убежденности в повседневной деятельности и поведении; 5) учет и анализ случаев неадекватных коммунистическому мировоззрению высказываний.

    Процесс формирования мировоззрения детерминирован реализацией ряда специально организованных педагогических условий. Есть педагоги, которые склонны считать, что, раскрывая фактическую сторону материалистического по своему содержанию учебного материала, они тем самым уже достигают искомого воспитательного эффекта. В то же время иногда учащимся сообщают абстрактные обобщения, не опирающиеся на знание конкретных фактов и явлений. В формировании научного мировоззрения одинаково опасны как объективистский, так и социологизаторский подход. Как подлинно научная методология, коммунистическое мировоззрение закономерно воплощает в себе объективные результаты длительного процесса общественно-исторического познания. Важно не просто излагать положения марксистско-ленинской науки как неоспоримые истины, а аргументировать их истинность и непреходящее значение, опровергая лживые, извращенные факты объективными, достоверными фактами.

    Фактам и обобщениям мировоззренческого характера необходимо придавать строго научную убедительность и безупречную доказательность.

    Раскрывая научное превосходство марксистско-ленинского мировоззрения перед буржуазным, передовые учителя подвергают научно обоснованной критике буржуазные теоретические концепции и пропагандистские схемы, паразитирующие на открытия отдельных отраслей знания, интерпретирующие добытые той или иной наукой результаты в духе идеалистического мировоззрения. К таким концепциям относятся различные версии «народного капитализма», «планового капитализма», «смешанной экономики», «государства благоденствия», «постиндустриального общества» и др. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что все эти буржуазные теории и концепции тонко маскируются под истинно научную, «объективную» трактовку общественного развития, но по своей классовой и методологической сути остаются субъективным произволом.

    Реализация идейно-теоретической направленности требует привести в движение идеологические функции основ наук, давать решительный и своевременный отпор антикоммунизму.

    План Сущность мировоззрения и его внутренняя структура Этапы формирования мировоззрения

    Читайте также:
    1. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
    2. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
    3. Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции развития.
    4. Апологетика и патристика как этапы становления средневековой мысли.
    5. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.
    6. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.
    7. Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства
    8. Билет 3. Этапы статистического исследования.
    9. Биоритмы, классификация, хронотипы, понятие десинхроноза.
    10. Биосфера. происхождение биосферы. Структура и границы биосферы. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера. Ноосферогенез.
    Назва План Сущность мировоззрения и его внутренняя структура Этапы формирования мировоззрения
    Дата конвертації 28.10.2013
    Розмір 106.4 Kb.
    Тип Документы

    mir.zavantag.com > География > Документы

    Читайте так же:  Как побороть волнение в первый день на новой работе

    М 9. Формирование научного мировоззрения учащихся
    План

    1. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
    2. Этапы формирования мировоззрения
    3. Основные пути, средства и методы формирования научного мировоззрения
    4. Педагогические условия формирования мировоззрения
    5. Религиозное мировоззрение

    Формирование научно-материалистических представ­лений школьников о природе и общественной жизни, воспи­тание бережного отношения к природе, забота о сохранении и приумножении ее, вооружение учащихся доступными ме­тодами познания окружающего мира — одна из задач совре­менной школы.

    Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей

    .

    Мировоззрение — сложное личностное образование, ко­торое характеризуется следующими чертами:

    • научностью, т.е. соответствием современному уровню раз­вития науки, достижений человеческой мысли;
    • гуманностью, соответствием интересам человечества, слу­жением людям;
    • действенностью, приложением теоретических знаний к ре­шению практических задач, связь с практикой, жизнью;
    • целостностью и системностью, т.к. разрозненные знания, мировоззренческие идеи не составляют мировоззрения;
    • обобщенностью.

    Основу мировоззрения составляют знания и умения применять их в практических ситуациях. Потребность в мироориентации предъяв­ляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», кото­рая, как пояснял еще древнегреческий фило­соф Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (на­поминающее работу муравья) без их сумми­рования, осмысления не сулит успеха в на­уке. Еще менее эффективен сырой, разрознен­ный материал для формирования или обосно­вания мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понима­ния взаимосвязи различных областей, выяв­ления общих тенденций и закономерностей.

    Знания — при всей их важности — не за­полняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения—знания, ценности, програм­мы действия — взаимосвязаны.

    Читайте так же:  Основные методы обработки данных в психологии

    При этом знания и ценности во многом «полярны»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отно­шение людей ко всему происходящему, в ко­тором соединены их цели, потребности, ин­тересы, представления о смысле жизни. Цен­ностное сознание ответственно за нравствен­ные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издав­на связывалось ценностное сознание, высту­пали понятия добра и зла, прекрасного и бе­зобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание проис­ходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в че­ловеческом сознании, действии так или ина­че уравновешиваются, приводятся в согласие.

    Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формирова­нии участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсю­да мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропо­ниманием.

    Жизнь в мире природы и общества рожда­ет в людях сложную гамму чувств, пережива­ний. С мировоззрением сопряжены любозна­тельность, удивление, чувства единства с при­родой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и ок­рашенные в «мрачные» тона: тревоги, напря­жения, страха, отчаяния. К ним относятся чув­ство неуверенности, беспомощности, потерян­ности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за сво­их близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, ин­теллектуальных сил, удовлетворенности жиз­нью, своими свершениями.

    Сочетания таких чувств дают вариации ти­пов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радост­ным, оптимистичным, или же мрачным, пес­симистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, уко­ры совести, чувство долга, морального удов­летворения, сострадания, милосердия, а так­же их антиподы.

    В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соеди­нены с волей. Это придает всему составу ми­ровоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди по­рой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

    Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонима­ния и мироощущения, разумного обоснова­ния и веры, убеждений и сомнений. В нем пе­реплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и твор­ческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмыс­ление прошлого и видение будущего. Соче­тание всех этих «полярностей» — напряжен­ная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентации.

    Читайте так же:  Комплекс неполноценности - что это такое и как от него избавиться

    Мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и време­ни, соотносить себя с другими людьми, вклю­чая и тех, что жили раньше, будут жить по­том. В мировоззрении накапливается муд­рость человеческой жизни, происходит при­общение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается.

    Знания мировоззренческого плана характеризуются на­учностью, целостностью, обобщенностью, связью с практи­кой, деятельностью человека. Мировоззренческие знания служат действенным инструментом формирования научной картины мира, составляют основу сознания личности. Структура мировоззренческого сознания сложна и включает в себя:

    • столкновение с фактами, требующими творческой интер­претации, раскрытия стоящей за ними сущности;
    • формулировка и осознание проблемы;
    • поиск решения проблемы;
    • решение ее.

    В содержании мировоззрения немаловажное значение играют умения:

    • умение сосредотачивать внимание на факте бытия, сущест­вования мира в целом;
    • умение осознавать и формулировать научную проблему;
    • умение размышлять над основными проблемами, искать пути их решения;
    • обобщающие умения, на основе общих подходов рассмат­ривать частные, конкретные аспекты изучаемой проблемы.

    Не менее важным элементом мировоззрения являются убеждения. На основе знаний и убеждений формируются идеалы человека.

    В содержании мировоззрения выделяют и потребность личности в выработке собственной мировоззренческой пози­ции, в кристаллизации ее и развитии.

    Важным элементом в содержании мировоззрения вы­ступает эмоционально-волевая готовность к действию в со­ответствии со своими идеалами и убеждениями.

    Мировоззрение — это целостная система обобщенных идеалов и убеждений, ориентирующая человека в жизни, предполагающая потребность в выработке и постоянном со­вершенствовании собственных мировоззренческих принци­пов.

    Сложность процесса формирования мировоззрения со­стоит в том, что элементы его формируются порознь, посте­пенно. Раннему периоду его формирования мешают два об­стоятельства: отсутствие обобщенных знаний, неразвитость умения мыслить обобщенными понятиями и особенности психики в раннем детском возрасте. К числу предпосылок формирования мировоззрения относят:

    • появление стремления школьников к самоопределению, самооценке, выяснению в обобщенной форме своего места в жизни, наличие обобщенного идеала, стремления осозна­ния общей направленности личности;
    • определенный уровень культуры мышления, характери­зующийся умением оперировать обобщенными понятиями;
    • определенный уровень ценностного отношения к окру­жающему миру, набор навыков поведения и восприятия мира, которые обусловливают избирательное отношение к тем или иным идеям, явлениям действительности.

    ^ Этапы формирования мировоззрения

    Процесс становления мировоззрения проходит три эта­па:

    Первый этап — это формирование системы ценностей, выра­жающих природу общества. На этом этапе необходимо воспитывать и закреплять в сознании школьников поло­жительные ценности, тормозить систему негативных ценностей в их сознании, преодолевать их и переориен­тировать на положительные ценности;

    ^ Второй этап — постепенное обоснование сложившейся сис­темы ценностей на уровне мировоззренческих идей и представлений все возрастающей степени обобщенности;

    ^ Третий этап — переход знаний в убеждения, возникновение системы взглядов, выступающих ориентиром и инструментом деятельности. Формирование мировоззрения носит многоуровневый характер. Оценка уровня сформированности мировоззрения предусматривает учет следующих характеристик:

    • оптимальное усвоение важнейших законов, понятий, тео­рий науки, раскрывающих сущность процессов развития природы, общества и мышления;
    • устойчивое, осознанное личностное отношение к изучае­мому материалу, его мировоззренческому содержанию;
    • готовность личности к борьбе за идеалы, общественно-политические, нравственные и эстетические ценности об­щества; стремление отстаивать взгляды и убеждения;
    • проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;
    • учет и анализ случаев неадекватных собственным взглядам и убеждениям.

    ^ Пути формирования мировоззрения

    Одним из путей формирования мировоззрения является создание в учебном процессе мировоззренческих ситуаций. Различают ситуации двух типов: ситуации простого, основ­ного факта, которые акцентируют внимание учащихся на по­знании мира как целого, формулировании проблем, т.е. си­туации создания условий для размышления и поиска реше­ний; ситуации, направленной на решение основного вопроса философии, решения проблем бытия, его познания и преоб­разования.

    Не менее важный путь — формирование убеждений школьников в процессе их овладения новыми фактами и яв­лениями.

    Процесс формирования мировоззрения предполагает придание личностной значимости решаемым учебным зада­чам и ситуациям.

    Большие возможности в формировании мировоззрения содержатся в организации учебного процесса и внеклассной работы по предметам естественно — научного и гуманитарно­го цикла.
    ^ Педагогические условия формирования мировоззрения

    Понимание воспитания как органического, целостного развития индивида и превращения его в личность ставит вопрос о сбалансированности внешних (воспитательных) и внутренних (самодеятельных) факторов формирования человека. Воплощением их оптимального соотношения, сбалансированности гармонии и целостности выступает не просто сумма потребностей, интересов, способностей ребенка, а его духовный мир, отражающих полноту мироотношения. Поэтому воспитание личности, формирование ее мировоззрения не может ограничиваться образованием, освоением необходимой для жизни суммы знаний и навыков. Помимо такой «функциональной» подготовки к жизни воспитание должно обеспечивать более общую содержательную задачу — целостный характер саморазвития личности и ее мироотношения, превращение ее в субъекта и носителя общественной культуры. Поэтому формирование духовности, духовно-гармоничной и целостной личности — одна из важнейших целей мировоззренческого воспитания в детском и юношеском возрасте. В решении этих задач — залог успеха в воспитании всесторонне и гармонически развитой личности.

    [3]

    Религия, возникшая как средство социального контроля за поведением личности после того, как она выделилась из рода, осознала свою отдельность. Как следствие родовые связи слабнут; личность перестает считать справедливым наказание одних за грехи других — каждый должен сам нести свой крест, и социальный механизм наказания уже не срабатывает.

    Религия выставляет потустороннюю жизнь как отплату за земную жизнь. В «этом мире» можно грешить и прекрасно жить, но в «том мире» за все придется ответить. Таким образом, религия осуществляет социальный контроль за поведением личности.

    Религия возникает в таком обществе, где внешний контроль (обычаи, табу) оказывается недостаточным, поэтому для изменения или усиления его возникает внутренний контроль — мораль. Всевидящий и всемогущий трансцендентный Бог, с одной стороны, и совесть как социальный контролер — с другой создают силовое поле, которое удерживает личность в пределах норм, созданных культурой общества.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Возникновение религии — огромный прогресс в истории человечества. Она морально сровняла всех людей: никому не позволено нарушать заповеди Бога — ни царю, ни рабу, ни мужчине, ни женщине, ни здоровому, ни калеке. Как личности, как носители морального сознания — все люди равноценные и равноправные.

    Источники


    1. Козлов, Н.И. На крыльях любви, или как делать семью / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2016. — 199 c.

    2. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.

    3. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.
    4. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
    Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here