Содержание
- 1 Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
- 2 Этапы формирования мировоззрения
- 3 Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения
- 4 Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
- 5 Мировоззрение, его типы, этапы формирования.
- 6 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 7 План Сущность мировоззрения и его внутренняя структура Этапы формирования мировоззрения
Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно
с другом, одногрупником.
Этапы формирования мировоззрения
1. Мироощущение – чувственное восприятие мира.
2. Мировосприятие – целостный образ мира.
3. Миропонимание – мысленное, рациональное истолкование мира.
Формы мировоззрения
Мифологическое – наивное сказочное повествование о происхождении окружающего мира, о борьбе стихий и противоположных начал в нем.
Религиозное– вера в сверхъестественную силу и ритуальное поклонение ей, в основе религии лежит догма о сотворении мира и человека Богом.
Художественное – восприятие окружающего мира через образы, созданные художником, писателем, музыкантом.
Обыденное– простейшие знания и представления людей об окружающем мире, в этой форме мировоззрения воплощается личный опыт людей, непосредственные условия их жизнедеятельности, это также народная мудрость, здравый смысл.
Научное– достоверные знания человека о внешнем мире и о самом себе.
Философское– специфическая форма мировоззрения, она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем.
Философия как особого рода мировоззрение
Философия возникла примерно 2500 лет назад в наиболее развитых странах древнего мира (Индия, Китай, Вавилон, Египет, Греция, Рим). Ее расцвет произошел в Древней Греции, где она стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества.
Причины возникновения философии
1. Отдельные виды познания (математика, биология, астрономия и др.) оказались ни в состоянии сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем.
2. Стремление объяснить мир без помощи сверхъестественных сил, с помощью знаний и логических рассуждений.
Философия – знание о мире как едином целом и месте человека
в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания
и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.
Основной вопрос философии
Что первично – материя (природа) или сознание (идеи)?
Из ответа на этот вопрос возникло два направления в философии:
а)материализм – материя возникла сама по себе без участия сверхъестественных сил;
б)идеализм – материя возникла по воле сверхъестественной силы (Абсолютной Идеи, Бога).
Так как на этот вопрос практически невозможно дать ответ, в современной философии акцент сместился на тему сущности человека и его бытия.
Разделы философии
Онтология– учение о бытии (существовании мира и человека в нем).
Гносеология– учение о методах познания окружающего мира.
Аксиология – учение о ценностях (добре и зле, счастье, здоровье
и т.д.).
Философская антропология – учение о человеке.
Функции философии
Мировоззренческая – формирование целостной картины мира.
Методологическая– выработка методов познания мира.
Гносеологическая– правильное и достоверное познание.
Критическая – подвергать сомнению окружающий мир.
Аксиологическая – оценка явлений, вещей окружающего мира.
Социальная– объяснение общества, причин его происхождения, эволюции.
Воспитательная – укрепление гуманизма.
Прогностическая– попытка предвидеть будущее.
Тема 2. Философия античного мира
План изучения
1. Натурфилософия Древней Греции.
2. Сократ и его взгляд на человека.
3. Киники, стоики, скептики.
4. Эпикур о счастье.
Философские идеи античных мыслителей оказали решающее влияние на наши представления о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке, на обуздание животных страстей и инстинктов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения
Сущность мировоззрения и его структура.
Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук в результате усвоения которых закладываются основы научного мировоззрения.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов убеждений, идеалов в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.
Мировоззрение– это система ответов на вопрос о происхождении мира, источниках знаний, смысле жизни. Каждая личность имеет мировоззрение. Мировоззрениехарактеризует интеллектуальную, эмоциональную, волевую и нравственную жизнь человека. Оно направляет его поведение, творческую и познавательную деятельность. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека.
Источники мировоззрения: жизненный опыт, социальная среда.
|
Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения – понимание смысла жизни.
Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют виды мировоззрения: научное, религиозное мифологическое;и обыденное, или житейское(основывается на здравом смысле), д) технократическое (на мощи техники). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Различия в мировоззрении ведут к тому, что люди по-разному оценивают мир и свое место в нем, смысл своей жизни и деятельности, поступки других людей.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души. Деятели религии используют также физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.
Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять им.
Научное мировоззрение –предлагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества
|
. Основными структурными
компонентамимировоззрения являются: знания; убеждения; взгляды; идеалы.
Научные знания – это система научных истин.
Взгляды – знания о каком либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам; есть суждения, умозаключения которые выражают определенную точку зрения на сущность явления природы, жизни, человеческих
Убеждения – это осознанная потребность личности побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; это более высокая ступень осознания окружающего мира; уверенность человека в правильности своих взглядов, знаний; это знания перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Идеалы – высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какого либо явления; есть конечная цель стремлений и деятельности.
Взгляды и убеждения находят свое выражения в идеалах.
1) Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоционального отношения индивида, а заканчивается усвоением обобщенных, категориальных знаний о действительности.
2) Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющего специфические особенности (возрастные и индивидуальные).
3) В сформировавшемся мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственно-личностным отношением к ним.
Функции мировоззрения.
1) ориентир в человеческой жизни (обусловливает выработку стратегии жизни и иерархию ценностей);
2) помогает человеку открыть самого себя, понять себя и осмыслить свое место в жизни, мире
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения:
Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.
Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
Основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
1.Социально-экономическая среда, политика государства, получившего отражение в идеологической работе;
2. Развитие науки и усиление власти человека над силами природы;
3. Уровень образования и воспитания молодого человека.
а) окружающие условия жизни, макро- и микросреда;
б) характер деятельности человека;
в) средства массовой информации;
г) искусство, кино, театр, литература;
д) школа и семья.
| следующая лекция ==> Общая характеристика форм воспитательной работы | Структура себестоимости продукции, работ, услуг
Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 4004 | Нарушение авторских прав
Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
Педагогические науки / 2.Проблемы подготовки специалистов.
Казахский национальный педагогический университет имени Абая , Казахстан
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.
Мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
М ировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.
Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с “представлением о человеке вообще” и с “образом мира”, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как «мир для человека». [2]
Личность, как субъект мировоззрения обладает мировоззренческим сознанием. Важной особенностью мировоззренческого сознания является его феноменальность: на поверхности общественной жизни оно проявляется как уже нечто застывшее, не зависимое от отдельных индивидов, включающихся в систему бытующего мировоззрения как феномен. В качестве такого объективно-идеального феномена мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены.
Актуальное мировоззрение не задает новых вопросов, а предполагает ответы на все возможные вопросы. Это скорее система имеющих некоторую предпосылку уже проверенных убеждений, а не активно разворачивающаяся система поиска новых содержаний.
Исходя из всего выше сказанного мировоззрение можно определить как духовно-практический способ общественного самосознания и самоопределения человека в мире, всегда реализуемый в конкретном мироотношении. [1]
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
Миропонимание — понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов. [5]
В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.
Следующий уровень — знания, составляющие основы естественно — научной картины мира и социальной картины общества и его развития.
В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.
Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции. [5]
Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.
Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, различные социальные группы и отдельная личность.
В сфере миропереживания, то есть там, где общепринятые социальные нормы подвергаются личностной интерпретации через непосредственное соотнесение их с индивидуальным жизненным опытом человека и содержится, то есть постоянно воспроизводится в самосознании и модифицируется сообразно изменяющимся условиям, мировоззренческий идеал культуры.
Это понятие служит для раскрытия необходимой связи между мировоззрением как духовно практическим способом утверждения человека в мире и его практическим утверждением в собственной жизнедеятельности (в соответствии с исторически выработанным мировоззренческим идеалом культуры). Оно отражает соотношение определенного уровня развития мировоззрения личности и его образа жизни.
Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека .мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни.
Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое — чем он руководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.
Отличительной чертой личности, обладающей мировоззренческой культурой, является то, что сам факт наличия указанного феномена она делает объектом осмысления с целью волевого устранения нежелательного действия устаревших мировоззренческих архетипов, контроля над ними.
Поскольку содержательное наполнение ценностной иерархии происходит через усвоение культурных норм общества, то первым этапом культурного становления индивида следует считать его социализацию как усвоение культурного потенциала общества. В обладающем определенным мировоззрением социализированном индивиде находит воплощение нормативно-санкционирующая функция культурного общества. Поскольку социальная действительность всегда противоречит окружающему ее с позиций должного идеалу, то перед личностью со сформированными еще в юности ценностями и идеалами с неизбежностью возникает проблема переоценки ценностей. Это связано с началом самой жизни личности. Если раньше ее активность направлялась главным образом извне — родители, воспитатели, учителя, группа ближайшего воздействия, то теперь человек встает перед необходимостью самостоятельного принятия решений, активного выбора жизненной позиции, стиля поведения и образа жизни. [6]
Вступающая в самостоятельную жизнь личность, сообразуя мировоззренческий идеал должного образа жизни, в котором вся действительность представлена «монологично” (с точки зрения этого класса и той социальной и культурной группы, в которой формировалась личность), сталкивается с проблемой соотнесения этого идеала с конкурирующими ценностными ориентациями и выбор наиболее приемлемого для себя образа жизни. Ставить и решать подобные проблемы могут лишь те индивиды, у которых в процессе социализации была сформирована установка на активное самосознание, на мировоззренческую рефлексию. Формирование такой способности к активному самоопределению связано со встречным по отношению к социализации процессу индивидуализации, результатом которой выступает личная индивидуальность.
В современных условиях можно говорить о мировоззренческой культуре только личности со сформированной индивидуальностью. Индивидуальность предполагает самобытный и творческий подход к собственному бытию, критический взгляд на общепринятые суждения о мире и месте человека в нем. Человек же с неразвитой индивидуальностью находится под давлением внешних, чуждых и поэтому непонятных ему сил, которые полностью определяют его самосознание и детерминируют его поведение. Таким образом, миропонимание и мироотношение индивида с неразвитой индивидуальностью ограничивается содержанием культурных нормативов и очевидностей личного опыта. [1] Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.
Развитие мировоззрения подразумевает усвоение человеком таких смыслов и ценностей, установок и аспираций, которые актуально могут быть не задействованы в его самосознании, являясь, тем не менее, существенной частью переживаемого им бытийственного самоопределения. Становление мировоззрения — это усвоение таких мировоззренческих ответов, вопросы к которым индивид мог никогда себе сознательно не задавать. [1]
Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.
1. Азархин А.В Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев, Наукова Думка,1990.
2. Ильченко В.Р. Формирование естественно — научного миропонимания школьников. Москва, Просвещение, 1993.
3. Педагогическая энциклопедия, т. 1. Москва, Просвещение, 1993.
4. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе, Москва, Педагогика, 1991.
5. Шуртаков К.П. Мировоззрение и его формирование. Издательство казанского университета, 1989.
6. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М. Издательство педагогика, 1986.
Мировоззрение, его типы, этапы формирования.
Читайте также:
|
Назва | План Сущность мировоззрения и его внутренняя структура Этапы формирования мировоззрения |
Дата конвертації | 28.10.2013 |
Розмір | 106.4 Kb. |
Тип | Документы |
mir.zavantag.com > География > Документы
М 9. Формирование научного мировоззрения учащихся
Формирование научно-материалистических представлений школьников о природе и общественной жизни, воспитание бережного отношения к природе, забота о сохранении и приумножении ее, вооружение учащихся доступными методами познания окружающего мира — одна из задач современной школы. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей |
.
Мировоззрение — сложное личностное образование, которое характеризуется следующими чертами:
- научностью, т.е. соответствием современному уровню развития науки, достижений человеческой мысли;
- гуманностью, соответствием интересам человечества, служением людям;
- действенностью, приложением теоретических знаний к решению практических задач, связь с практикой, жизнью;
- целостностью и системностью, т.к. разрозненные знания, мировоззренческие идеи не составляют мировоззрения;
- обобщенностью.
Основу мировоззрения составляют знания и умения применять их в практических ситуациях. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Знания — при всей их важности — не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения—знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны.
При этом знания и ценности во многом «полярны»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.
Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.
В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.
Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентации.
Мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается.
Знания мировоззренческого плана характеризуются научностью, целостностью, обобщенностью, связью с практикой, деятельностью человека. Мировоззренческие знания служат действенным инструментом формирования научной картины мира, составляют основу сознания личности. Структура мировоззренческого сознания сложна и включает в себя:
- столкновение с фактами, требующими творческой интерпретации, раскрытия стоящей за ними сущности;
- формулировка и осознание проблемы;
- поиск решения проблемы;
- решение ее.
В содержании мировоззрения немаловажное значение играют умения:
- умение сосредотачивать внимание на факте бытия, существования мира в целом;
- умение осознавать и формулировать научную проблему;
- умение размышлять над основными проблемами, искать пути их решения;
- обобщающие умения, на основе общих подходов рассматривать частные, конкретные аспекты изучаемой проблемы.
Не менее важным элементом мировоззрения являются убеждения. На основе знаний и убеждений формируются идеалы человека.
В содержании мировоззрения выделяют и потребность личности в выработке собственной мировоззренческой позиции, в кристаллизации ее и развитии.
Важным элементом в содержании мировоззрения выступает эмоционально-волевая готовность к действию в соответствии со своими идеалами и убеждениями.
Мировоззрение — это целостная система обобщенных идеалов и убеждений, ориентирующая человека в жизни, предполагающая потребность в выработке и постоянном совершенствовании собственных мировоззренческих принципов.
Сложность процесса формирования мировоззрения состоит в том, что элементы его формируются порознь, постепенно. Раннему периоду его формирования мешают два обстоятельства: отсутствие обобщенных знаний, неразвитость умения мыслить обобщенными понятиями и особенности психики в раннем детском возрасте. К числу предпосылок формирования мировоззрения относят:
- появление стремления школьников к самоопределению, самооценке, выяснению в обобщенной форме своего места в жизни, наличие обобщенного идеала, стремления осознания общей направленности личности;
- определенный уровень культуры мышления, характеризующийся умением оперировать обобщенными понятиями;
- определенный уровень ценностного отношения к окружающему миру, набор навыков поведения и восприятия мира, которые обусловливают избирательное отношение к тем или иным идеям, явлениям действительности.
^ Этапы формирования мировоззрения
Процесс становления мировоззрения проходит три этапа:
Первый этап — это формирование системы ценностей, выражающих природу общества. На этом этапе необходимо воспитывать и закреплять в сознании школьников положительные ценности, тормозить систему негативных ценностей в их сознании, преодолевать их и переориентировать на положительные ценности;
^ Второй этап — постепенное обоснование сложившейся системы ценностей на уровне мировоззренческих идей и представлений все возрастающей степени обобщенности;
^ Третий этап — переход знаний в убеждения, возникновение системы взглядов, выступающих ориентиром и инструментом деятельности. Формирование мировоззрения носит многоуровневый характер. Оценка уровня сформированности мировоззрения предусматривает учет следующих характеристик:
- оптимальное усвоение важнейших законов, понятий, теорий науки, раскрывающих сущность процессов развития природы, общества и мышления;
- устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;
- готовность личности к борьбе за идеалы, общественно-политические, нравственные и эстетические ценности общества; стремление отстаивать взгляды и убеждения;
- проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;
- учет и анализ случаев неадекватных собственным взглядам и убеждениям.
^ Пути формирования мировоззрения
Одним из путей формирования мировоззрения является создание в учебном процессе мировоззренческих ситуаций. Различают ситуации двух типов: ситуации простого, основного факта, которые акцентируют внимание учащихся на познании мира как целого, формулировании проблем, т.е. ситуации создания условий для размышления и поиска решений; ситуации, направленной на решение основного вопроса философии, решения проблем бытия, его познания и преобразования.
Не менее важный путь — формирование убеждений школьников в процессе их овладения новыми фактами и явлениями.
Процесс формирования мировоззрения предполагает придание личностной значимости решаемым учебным задачам и ситуациям.
Большие возможности в формировании мировоззрения содержатся в организации учебного процесса и внеклассной работы по предметам естественно — научного и гуманитарного цикла.
^ Педагогические условия формирования мировоззрения
Понимание воспитания как органического, целостного развития индивида и превращения его в личность ставит вопрос о сбалансированности внешних (воспитательных) и внутренних (самодеятельных) факторов формирования человека. Воплощением их оптимального соотношения, сбалансированности гармонии и целостности выступает не просто сумма потребностей, интересов, способностей ребенка, а его духовный мир, отражающих полноту мироотношения. Поэтому воспитание личности, формирование ее мировоззрения не может ограничиваться образованием, освоением необходимой для жизни суммы знаний и навыков. Помимо такой «функциональной» подготовки к жизни воспитание должно обеспечивать более общую содержательную задачу — целостный характер саморазвития личности и ее мироотношения, превращение ее в субъекта и носителя общественной культуры. Поэтому формирование духовности, духовно-гармоничной и целостной личности — одна из важнейших целей мировоззренческого воспитания в детском и юношеском возрасте. В решении этих задач — залог успеха в воспитании всесторонне и гармонически развитой личности.
Религия, возникшая как средство социального контроля за поведением личности после того, как она выделилась из рода, осознала свою отдельность. Как следствие родовые связи слабнут; личность перестает считать справедливым наказание одних за грехи других — каждый должен сам нести свой крест, и социальный механизм наказания уже не срабатывает.
Религия выставляет потустороннюю жизнь как отплату за земную жизнь. В «этом мире» можно грешить и прекрасно жить, но в «том мире» за все придется ответить. Таким образом, религия осуществляет социальный контроль за поведением личности.
Религия возникает в таком обществе, где внешний контроль (обычаи, табу) оказывается недостаточным, поэтому для изменения или усиления его возникает внутренний контроль — мораль. Всевидящий и всемогущий трансцендентный Бог, с одной стороны, и совесть как социальный контролер — с другой создают силовое поле, которое удерживает личность в пределах норм, созданных культурой общества.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Возникновение религии — огромный прогресс в истории человечества. Она морально сровняла всех людей: никому не позволено нарушать заповеди Бога — ни царю, ни рабу, ни мужчине, ни женщине, ни здоровому, ни калеке. Как личности, как носители морального сознания — все люди равноценные и равноправные.
Источники
Козлов, Н.И. На крыльях любви, или как делать семью / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2016. — 199 c.
Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.- Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
Приветствую Вас на нашем ресурсе. Я Ирина Самойлова. Вот уже более 6 лет занимаюсь психологией. В настоящее время являюсь специалистом и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать их проблемы.
Все материалы для сайта тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте — всегда необходима обязательная консультация у специалистов.