Работа над суицидальным поведением

Сегодня мы рассмотрим тему: "Работа над суицидальным поведением" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психологическая помощь при суициде
Лекции и практикум по психологии — Психологическая служба

Понятие суицида

Суицид — это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Ее признаки:
снижение внимания или способности к ясному мышлению;
потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;
снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;
чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);
пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;
чувство горькой печали, переходящей в плач;
изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;
повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
снижение полового влечения.
А. Г. Амбрумова считает, что характерной особенностью суицидального поведения в молодом возрасте является недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Например, многие подростки, совершая суицид, прямо не думали о смертельном исходе. В группе подростков 13-16 лет 20% верили в сохранение сознания после смерти; 60% в существование души, и только 20% молодых людей понимали, что смертьэто прекращение физической и духовной жизни.

Признаки суицидальной опасности

Психологическая помощь уцелевшим после суицида

Что следует делать:
быть понимающим, заботливым, не осуждать;
дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях;
быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках;
подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;

информировать о группах самопомощи, о литературе;
заверить, что вы можете быть полезны.

Чего не следует делать:
допускать, что суицид является психическим заболеванием;
давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;
принимать на себя чувства и просьбы;
делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;
стараться рационализировать бытие.

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях люди чаще всего совершают суицид?
2. Назовите признаки суицидального поведения.
3. Что, на ваш взгляд, является главным во взаимодействии с человеком, имеюшим суицидальные намерения?
4. Как следует вести себя с человеком, уцелевшим после суицидальной попытки?

Источник: Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 63 с.

Работа над суицидальным поведением

Часто ситуации с людьми, которые склонны к суициду, заканчиваются плачевно. Близкие вовремя не обращают внимания на поведение человека, окружающие тоже заняты своими делами. Суицидник не способен сам справиться со сложившейся ситуацией. И здесь обязательной становится работа над суицидальным поведением.

Никто не желает смерти своим близким. Но чтобы плачевное событие не случилось по причине самого родственника, следует проявлять больше внимания к проблемам и страданиям друг друга. Если изменилось поведение, человек поник и даже порой говорит о смерти, это должно стать первыми звоночками. На этом этапе еще не нужно бить тревогу, но следует со стороны следить за развитием событий.

Часто суицидальные склонности проявляются уже в момент свершения первой попытки. К счастью, редко первая попытка является удачной. Человек еще боится довести дело до конца, сомневается в необходимости умертвить себя. Именно здесь нужно подключать профессиональных психологов, которые проведут необходимую работу.

Начало лечения

Как указывает интернет-журнал psytheater.com, самым главным фактором становится текущее состояние индивида. Важно работать не с тем, что было, а с тем, что уже имеется. Это становится началом лечения, на основе которого подбираются все дальнейшие методы психокоррекции

В момент после совершения попытки самоубийства необходима «скорая помощь» психолога, который сначала ведет себя директивно – он командует суицидником, говоря ему, что делать. Насколько эффективен данный метод? Дело в том, что суицидальное поведение проявляется в:

Все это делает человека ведомым. Им никто не управляет, а сам он не способен справиться со своими проблемами, поэтому находит выход в самоубийстве. Поэтому психолог начинает управлять, командовать им, чтобы дать четкий анализ происходящего, предложить ему помощь и убедить в необходимости ее принять.

Дальнейшая работа строится на недирективном подходе. Человек не должен перекладывать ответственность за собственное счастье на психолога, а должен начать думать и принимать решения. Этим и занимается психолог в дальнейшем, когда сначала снимается эмоциональное напряжение. За счет чего?

  • Психолог договаривается немного отложить решение проблемы клиента.
  • Психолог общается с человеком о том, что его тревожит, вместе с ним анализирует ситуацию, разбирает.
  • Психолог может общаться абсолютно на отвлеченные темы, чтобы снизить порог напряженности и установить контакт.

перейти наверх

Дальнейшее лечение

Психолог не оставляет человека после парочки бесед. Нужно полностью устранить ту причину, из-за которой была сделана попытка суицида. Дальнейшее лечение заключается в повышении самооценки и устранении аутоагрессии (агрессивного отношения к себе).

Активно идет акцентуация внимания на сильных положительных качествах человека. Когда-то он был сильным, решительным, проявлял силу воли, достигал успеха. Именно об этом часто ведутся беседы, чтобы напомнить человеку о том, что он способен справиться со своей проблемой.

Происходит устранение параноидальных мыслей, которые проявляются исключительно как результат кризисной ситуации. Человека нужно переключить на другие ценности, мысли, идеи, чем и занимается психолог.

И последнее, чем еще занимается психотерапевт: в устранении суицидального поведения важно выделить ту идею, которая его запустила. Устранение этой идеи позволит избавить человека от желания суицидным образом решать все свои проблемы, которые будут возникать в будущем.

Читайте так же:  Интроекция в психологии – жертвы

Программа индивидуальной работы с подростками с суицидальным риском

Для работы с учащимися с риском суицидального поведения

Вложение Размер
ind._programma.docx 27.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ.

Кризисная психологическая помощь.

Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, мы связываем феномен суицида с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Например, учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку. Для него эта ситуация по многим причинам может быть непереносимой, и возможна аффективная реакция. Однако чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнообразные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3. Высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой степени риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоначальные задачи психолога при незначительном риске :

  1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
  2. Проработать с ним суицидальные чувства.
  3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
  4. Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.
  5. Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).
  6. После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

  1. Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку.
  2. Проработать суицидальные чувства.
  3. Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы).
  4. Обсудить альтернативы самоубийства.
  5. Заключить контракт.
  6. Срочно направить к психотерапевту (психиатру).
  7. Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.
  8. После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии высокого риска:

  1. Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.
  2. При необходимости удалить орудия самоубийства.
  3. Заключить контракт.
  4. Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
  5. Информировать семью.
  6. После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Перед включением в коррекционную группу подростка с низкой степенью суицидального риска необходимо провести серию консультативных бесед, с целью минимизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

1. Выслушивание. Подростка часто путают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

2. Банализация — снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.

4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими, следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.

5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

[2]

6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.

8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.

10. Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.

11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Кризисная поддержка включает в себя следующие шаги:

  1. Установление контакта с суицидентом.
  2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.
  3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно — решающего поведения (достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса).
  4. Заключение договора (соглашение с подростком о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).

В работе с подростками хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Сказка — универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.

Читайте так же:  Анализ женского поведения что раздражает мужчин в женщинах

Основные методы работы с использованием сказки в ситуации оказания кризисной помощи:

  • рассказывание или чтение сказки;
  • сочинение сказки;
  • создание терапевтической метафоры, работа с обоюдными историями;
  • анализ любимой сказки (книг, фильма и т.п), любимого сказочного героя;
  • создание игр и упражнений на основе сказочных сюжетов;
  • работа со сказочными зачинами (начало сюжета, который необходимо продолжить);
  • решение сказочных задач; создание образов героя художественными средствами;
  • создание роликов на сюжет сказки;
  • подбор музыкальных композиций к сказкам;
  • драматизация (при групповой форме работы).

Тематическое планирование индивидуальных занятий с подростком «группы риска» с использованием сказкотерапии.

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

Работа над суицидальным поведением

Главная Видео уроки Книги
Психология:
Психология отношений
Гороскоп
Детская психология
Психотерапия у детей и подростков
Дружба
Любовь и секс
Измена
Карьера
Мужчины
Семейная психология
Семья-замужество
Флирт
Психология и развитие глухих, слепых детей
Психология пациента
Советы психолога
Психиатрия:
Психиатрия
Синдромы в психиатрии
Шизофрения
Рекомендуем:
Книги по медицине
Видео по медицине
Фотографии по медицине
Консультации врачей
Форум

Психотерапия суицидального поведения детей и подростков и ее эффективность

Поэтапный терапевтический процесс после суицидальной попытки или при угрозе суицида представлен в таблице ниже.

Поэтапный терапевтический процесс после суицида или при его угрозе

Острая фаза 1 (клиническое лечение) Острая фаза 2 (клиническое лечение) Фаза отдыха (клиническое лечение) Фаза ремиссии (амбулаторное лечение)
Отделение интенсивной терапии Психиатрически-психотерапевтическое отделение Психиатрически-психотерапевтическое отделение Поликлиника, частный врач
Лечение соматических осложнений Наблюдение и уход со стороны персонала Расширение радиуса действий (например, выход с другими пациентами) Наблюдение близкими лицами в домашнем окружении
Совместное психиатрически-психотерапевтическое обслуживание, выявление мотивов суицида Регулярные индивидуальные беседы для выяснения динамики суицидального поведения, разработка копинг-стратегий
Интеграция в стационарную работу (например, групповую терапию, терапию занятостью)
Продолжение индивидуальных бесед, разработка плана профилактики
Продолжение групповой работы
Подробные беседы с терапевтом, возможно также по телефону
Установление контакта с семьей Решение о виде и интенсивности работы с семьей (например, консультации с родителями или семейная терапия) Интенсификация бесед с родителями и семьей с целью подготовки к выписке
Мероприятия в отношении среды (например, установление контакта с другими значимыми лицами)
Продолжение работы с семьей, преодоление новых осложнений или конфликтов
Оказание помощи при реинтеграции в социальное окружение (например, мероприятия, касающиеся школы)
Цель: неотложная медицинская помощь, оценка риска повторного суицида, построение доверительных отношений, «диагностика» семейного окружения Цель: защита от самодеструктивных импульсов, укрепление доверительного отношения к терапевту, устранение одиночества и изоляции, выявление семейной конфликтной ситуации, провоцирующей суицид Цель: стабилизация терапевтического отношения, изменение условий, провоцирующих суицид, подготовка социальной реинтеграции Цель: профилактика новой суицидальной попытки, активизация «ко-терапевтов»

а) Острая фаза и кризисное вмешательство при суицидальном поведении детей и подростков

Если уже совершена суицидальная попытка, то вмешательство должно осуществляться как можно раньше, лучше по месту первичного обслуживания. Как подросток, так и его родители непосредственно после его «возвращения в жизнь» находятся в исключительно уязвимой эмоциональной ситуации, облегчающей проведение первичных терапевтических мероприятий (см. также Remschmidt).

Это время должно быть использовано для получения точной информации о мотиве и причинах суицидальной попытки и для построения доверительных отношений с пациентом. Внимание, оказываемое терапевтом уставшему от жизни пациенту, противодействует типично суицидальной позиции, заключающейся в том, что ничто больше не представляет ценности и все потеряно.

В рамках стационарной психотерапии можно — в соответствии с типичными для депрессий когнитивными процессами — попытаться вместе с подростком разработать идеи, альтернативные суицидальным мыслям, а также проблеморазрешающие стратегии для преодоления имеющихся трудностей. Терапевт должен ободрить подростка и совместно с ним обсудить мысли и чувства, приведшие его к суициду.

Рекомендуется выработать вместе с пациентом письменный план действий для таких ситуаций, при которых всегда возникают мысли о самоубийстве. Он должен содержать несколько альтернативных решений и быть всегда «под рукой» у пациента.

Наряду с индивидуальной терапией предлагаются и различные методы групповой терапии с подростками того же возраста, чтобы подросток, угрожаемый в плане суицида и нередко находящийся в изоляции, вовлекался в социальную активность.

б) Амбулаторное лечение суицидального поведения детей и подростков

Непосредственно после выписки или в начале амбулаторного лечения рядом с подростком, угрожаемым в отношении суицида, все время должен находиться кто-то из близких. Нередко вслед за выпиской суицидальные мысли вновь активизируются.

С пациентом можно заключить договор, обязывающий его в течение определенного времени не предпринимать суицидальных попыток. Чем больше опасность суицида, тем короче должен быть выбранный временной интервал. Договор подписывается пациентом и терапевтом с целью продемонстрировать подростку, что терапевт принимает его всерьез.

В период до следующего посещения терапевта рекомендуются регулярные телефонные беседы с коротким отчетом о нынешней ситуации пациента. Эти разговоры должны происходить в точно установленные часы, чтобы структурировать время пациента. Подросток должен быть настроен на немедленный контакт с терапевтом при остро возникающих суицидальных импульсах. Каждая встреча с терапевтом должна заканчиваться назначением времени следующего посещения. В связи с высокой частотой рецидивов (см. ниже) время обслуживания пациента не должно быть слишком коротким.

в) Включение семьи и социального окружения в лечение суицидального поведения детей и подростков

После фазы «семейной диагностики» нужно принять решение об интенсивности дальнейшей совместной работы, например консультирования родителей или долговременной семейной терапии. При этом необходимо выявить личные обиды, признаки чувства вины, а также провоцирующие суицид конфликты.

Помимо родителей в терапевтические сессии по возможности должны быть включены и другие значимые лица (учитель, воспитатель и т. д.). При встрече с ними следует выяснить их точку зрения на конфликт, приведший к суицидальной попытке, и возможность его разрешения.

Так же как при лечении депрессивных детей и подростков, терапевт и при вмешательстве по поводу суицида должен проявлять творческий подход, чтобы вселить в пациента чувство независимости, уверенности в себе и самоценности, которое и в дальнейшем будет помогать ему находить альтернативные решения в трудных жизненных ситуациях.

Прогноз психотерапии суицидального поведения детей и подростков

Имеется лишь немного исследований по оценке эффективности психотерапевтических стратегий у подростков с суицидальными попытками; весьма перспективным методом оказалась когнитивно-бихевиоральная терапия с вовлечением семьи (см. также Rotheram-Bonis et al.).

Частота повторных попыток крайне высока: до 50% подростков, однажды совершивших суицидальную попытку, повторяют ее; 4—10% этих попыток заканчиваются летально. Вот почему в таких случаях безусловно требуются превентивные меры.

6.4. Суицидальное поведение в практике дистантного консультирования

Появление и развитие телефонной службы доверия в России, как сказано выше, было связано с профилактикой суицидов. Опыт работы на телефоне экстренной психологической помощи показывает, что процент люди с суицидальным поведением не уменьшается, а напротив составляет значительную часть абонентов, обращающихся за профессиональной помощью.

Самоубийство — одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. На протяжении истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Суицид становится ведущей причиной смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов.

6.4.1. Суицид как форма девиантного поведения

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса, то есть положения человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение, которое включает различные формы негативного поведения лиц, отступление от принципов, норм общественной морали и права. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. Однако чаще всего к основным формам отклоняющегося поведения принято относить совершение правонарушений, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

6.4.2. Самоубийство как проявление личностной дезадаптации

В русском языке это слово самоубийство означает «намеренное лишение себя жизни». В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство – это умышленное деяние. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство? Ряд исследователей выдвигают концепцию, согласно которой суицид — это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления — социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление — соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация — это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптация отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. Таким образом, термин «адаптация» отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а «дезадаптация» — характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.

На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой – сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальной ситуациях.

Авторы различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию. В условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.

В тех случаях, когда экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально (как это имеет место при психопатиях и некоторых неврозах). Тогда вероятность полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.

Психические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования. Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная.

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую — тенденция, препятствующая ее удовлетворению.

Конфликт при этом может быть внешним и внутренним. Напряженность и сила конфликта зависят от силовых соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем проще конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.

Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Суицидальное поведение

Профилактика

Читайте так же:  Как себя настроить на позитив

суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико‑психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида(предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией.Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью – удержание человека в живых.

Согласно результатам исследований Всесоюзного научно‑методического суицидологического центра [26], покушения на самоубийство совершаются:

лицами с пограничными нервно‑психическими расстройствами;

страдающими психическими заболеваниями.

Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико‑психологической помощи – Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.

Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

Главная цель неотложной помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство [17, 26]. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. Мы должны исходить из того, что кризис – следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.

Читайте так же:  Что делать если парень охладел

Шаги неотложной помощи – кризисной интервенции.

Решающее значение имеет первый шаг – беседа (1,5–2 ч). Первая важная задача – установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида «1» – у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу…»; «Лучше бы я умер…»).

Угроза суицида «2» – у обратившегося есть суицидальные мысли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему…»).

Угроза суицида «3» – обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг‑ интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).

Третий шаг – заключение контракта – планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг – активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах . Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Читайте так же:  Подростковая наркомания

Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции – коррекция суицидальных установок человека. Результатом работы должны стать следующие убеждения клиента:

– тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится в ходе терапии;

– другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя также тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось;

– жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.

Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения – поственцияи вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия.

Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, особенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор. Парадоксальность ситуации превенции (предотвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.

Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психических расстройств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993).

В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегии интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности.

Контрольные вопросы задания

1. Раскройте принцип комплексности в оказании социально‑психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

2. Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения?

3. Перечислите основные концептуальные модели психопрофилактики.

4. Что такое психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности? Каковы ее задачи, формы и методы?

5. Сформулируйте примерные программы оказания социально‑психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения.

Рекомендуемая литература

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

6. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы. – 1994. ‑ № 1. – С. 44–52.

7. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие‑практикум. – СПб., 1999.

8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1993.

9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. – СПб., 1997.

10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. – Минск, 1999.

11. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

[1]

12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб. – метод. пособие. – СПб., 1996.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб. – метод. пособие. – М., 1998.

14. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб., 2001.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М., 1981.

16. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. – СПб., 1996.

17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 1999.

18. Нельсон‑Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.

[3]

20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

21. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. – М., 1999.

22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

23. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Ремшмидта. – М., 2000.

24. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: Сб. статей. – М., 1989.

25. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. – Киев, 1996.

26. Телефон доверия в системе социально‑психологической службы. – М., 1988.

27. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб. – метод, пособие. – СПб., 1987.

28. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. – СПб., 1991.

Видео (кликните для воспроизведения).

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Источники


  1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.

  2. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.

  3. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
  4. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.
Работа над суицидальным поведением
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here