Рефлексия – психологическая и философская

Сегодня мы рассмотрим тему: "Рефлексия – психологическая и философская" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Рефлексия – психологическая и философская

Человек должен не просто решать, действовать и сталкиваться с продуктами своей деятельности, но и анализировать, обдумывать, делать выводы, которые станут опытом. Это называется рефлексией, которая носит чисто теоретический и индивидуальный характер. Рефлексия является исключительно психологическим процессом, который зависит от мыслительной деятельности индивида. Возможен и философский подход.

У каждого человека формируется свое прошлое. Рефлексия – взгляд в прошлое, назад, которое могло произойти совсем недавно или формироваться длительное время. Можно сказать, что рефлексия – это своего рода самопознание. Человек может понять свои эмоции, поступки, мотивы и желания, если проследит за тем, как разворачивались события. Человек проявляется в действиях. Но чтобы это понять, нужно оглянуться в прошлое.

Рефлексия может быть как личностной, так и чужой. Другими словами, человек может анализировать прошлое не только свое, но и иного индивида с целью понимания его моделей поведения, качеств характера, мотивов и пр.

Успешные люди советуют больше времени уделять будущему. Если вы все еще молоды и энергичны, то ставьте как можно целей, чтобы их достичь. Ваша жизнь еще не окончена, поэтому не превращайтесь в стариков, которым только и остается, что ностальгировать за прошлым. Но есть обычные люди, которые по привычке возвращаются мыслями в прошлое, думая, что их счастливое время прошло. Молодые женщины думают, что они больше не интересны противоположному полу, потому что им уже за 30. Молодые мужчины полагают, будто ничего не смогут добиться, потому что им уже под 40. Все это ерунда! Пока вы двигаетесь, здоровы и живы, у вас может быть все, что вы захотите.

Но давайте вернемся от будущего к прошлому. Прошлое есть у всех, и от него оказываться тоже нельзя. Даже успешные люди могут возвращаться в прошлое, вспоминая о грустном и о веселом. И здесь успешные люди отличаются от простых людей. Они возвращаются в прошлое по двум причинам:

  1. Чтобы взбодрить себя. Развеселить какими-то воспоминаниями и напомнить себе о том, что они достигали успеха, когда им казалось, что у них ничего не получается.
  2. Чтобы вынести уроки, не повторять своих ошибок. Прошлое – это опыт, который показывает, какие действия и решения к какому результату приводят. Поэтому вспоминайте о последствиях своих действий и решений, чтобы понимать, нужно ли их сейчас совершать или нет.

Простые же люди похожи на стариков, которые возвращаются мыслями в прошлое, чтобы о чем-то поплакать, пожалеть или погрустить за тем счастьем, которое ушло. И что это дает? Кроме слез и нервного перенапряжения, больше ничего. Поэтому простому человеку нужно разумно относиться к своему прошлому, чтобы оно не стало капканом для самобичевания и возникновения мыслей, что вы – неудачник.

Возвращаясь в прошлое, вы должны радоваться всему, что с вами произошло. Вам изменили, вас предали, обманули, унизили – это полезный опыт, который говорит вам о том, с какими людьми лучше не общаться, каких ситуаций не создавать, как себя не ставить по отношению к другим людям. Все ваши счастливые и стрессовые ситуации являются вашими учителями, которые говорят о том, в каком случае вы поступили правильно, а где приняли неверное решение. Оптимистично относитесь к тому, что вас когда-то повергло в шок, ведь это ваш бесценный опыт, который позволяет вам больше никогда не попадать в подобные ситуации.

Жизнь прекрасна как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Ваше прошлое – это учитель. Ваше настоящее – ваш экзаменатор. А ваше будущее – результат ваших плодотворных действий и умозаключений. Если ваше прошлое вас огорчает, то сделайте верные выводы, примените свои умозаключения в настоящем времени, чтобы будущее наконец-то стало прекрасным и в нем отсутствовало все то, чего вы не хотите иметь.

Что такое рефлексия?

Рефлексией сайт психологической помощи psymedcare.ru называет обращение внимания человека на свои мысли, чувства, продукты деятельности или переосмысление. Человек обращается в прошлое, чтобы что-то увидеть и понять для себя. Это не является деградацией, при которой человек останавливается в своем развитии и начинает жить так, как это было в прошлом, на инстинктивном уровне. Рефлексия означает лишь остановку человека во времени с целью переосмысления, анализа или создания опыта из прошлого.

Почему не нужно зацикливаться на имеющихся проблемах? Потому что проблемы – то, что произошло в прошлом, то есть полученный опыт. А постоянно анализируя свой опыт, ежедневно его и проживаешь. Где тогда взяться новому опыту, если вы тратите настоящее время на проживание имеющегося опыта? Мудрость человека остается на уровне нерешенных проблем, лишь увеличивая их и не позволяя обрести новый полезный опыт.

Многие люди привыкают ежедневно проживать свой имеющийся опыт, как будто не желая перешагнуть его и пойти дальше. Обратите внимание, как ведут себя люди, которые застряли в каких-то своих проблемах и годами в них живут. Что бы вы им ни советовали, какие примеры из жизни ни приводили, по каким специалистам они ни ходили, а проблемы не решаются. Как считаете, где заключена проблема? В самом человеке, который застрял и не желает решать проблему. Он уже настолько сжился с ней, что терять ее (то есть решать свою проблему) становится страшно, поскольку сейчас известно, что делать и как жить, а когда проблема исчезнет, неизвестно, что будет и как жизнь повернется.

Люди живут в своих проблемах, не понимая тот факт, что они годами застревают в том опыте, который обрели. Дни, месяцы, годы идут, а они не получают нового опыта, поскольку не решают тех проблем, с которыми столкнулись. Со временем человек привыкает жить в своей проблеме и уже не хочет ее решать.

Поэтому не нужно зацикливаться на проблемах. Лучше их решать быстро или, по крайней мере, понимать, что с ними делать. Необходимо жить дальше, поскольку новый опыт находится за пределами того, что уже с вами произошло. В новом опыте нет тех проблем, которые вы сейчас проживаете. Поэтому если вы хотите расти и развиваться, решите свои проблемы либо просто не зацикливайтесь на них и живите дальше.

Виды рефлексии

Рефлексия бывает следующих видов:

  1. Ситуативная – когда человек анализирует свою мотивацию и самооценку, обстоятельства ситуации с целью понимания, как нужно действовать в определенных условиях.
  2. Ретроспективная – анализ ситуации, результатов, поведения, которые уже свершились в прошлом.
  3. Проспективная – это планирование, размышление о том, как нужно действовать дальше, представление о том, как будут разворачиваться события и что человек будет делать.
  4. Элементарная – когда человек анализирует самого себя. Это необходимо, особенно когда хочется понять причины своих неудач и бед. В основном все люди пользуются данным видом рефлексии с целью понимания самого себя.
  5. Научная – это анализ научных данных, экспериментов, опытов и знаний с целью предположений и делания выводов.
  6. Социальная – когда человек анализирует другого человека. Он выдвигает предположения, что другой человек думает, чем мотивируется, как обычно поступает в ситуациях, как может поступить в будущем, какие чувства переживает и пр.
  7. Психологическая.
  8. Философская.
Читайте так же:  Хождение по замкнутому кругу что делать, если отношения зашли в тупик

Философская рефлексия

Философская рефлексия – это раздумья человека об обустройстве мира, о смысле человеческой жизни, о законах природы и пр. Другими словами, это подход к жизни в целом, нахождение общих законов и правил, которые будут подходить всем живым существам.

При философской рефлексии человек думает в принципе о существовании и функционировании какого-то явления:

  1. Каков смысл жизни человека (любого, а не конкретного)?
  2. Существует ли любовь и какая она?
  3. Как действует природа? Что она хочет от человека?
  4. 4. Что такое смерть, в чем ее смысл?

Нередко каждый индивид начинает философствовать, думать о природе, своем существовании и мире в целом.

Психологическая рефлексия

Каждый человек рефлексирует, причем происходит это не единожды. В психологии рефлексией называется способность человека обращать внимание на самого себя, анализировать свой внутренний мир (эмоции, мысли, мотивы и пр.), делать выводы, менять свое настроение или состояние сознания, познавать самого себя, формировать опыт и т. д.

Обычно человек анализирует последствия своих действий с целью понимания того, как он к ним пришел. А также пытается регулировать свою деятельность через понимание того, что он делает и к каким результатам это приводит.

Рефлексия длится ровно столько, пока человек в ней заинтересован. Более того, глубина рефлексии зависит от мыслительной развитости человека, образованности и образа жизни в целом.

Рефлексия деятельности

Рефлексией человек может заниматься в любое время и в любой момент. Пока человек рефлексирует, он как бы смотрит на себя со стороны. Он является посторонним наблюдателем, который при этом может знать, что человек думает, чем руководствуется, какие эмоции испытывает и пр. Это своего рода самопознание и попытка изменить себя.

Рефлексия деятельности – это размышление человека о собственных мотивах поведения, о поступках, которые он фактически совершает, о том, к чему они сейчас его приводят, о том, куда ему двигаться дальше и что для этого нужно делать. Это способ регуляции своего поведения как в одиночку, так и в коллективе.

[3]

Рефлексия деятельности позволяет человеку вдохновлять самого себя, находить новые идеи, познавать свое поведение, влиять на себя, а также получать новые знания. Нередко люди действуют и только потом думают – рефлексия может помочь в том, чтобы изменить последовательность действий.

Цель рефлексии

Рефлексия – это обучение. Если человек может вспомнить, осознать, воспроизвести или изменить то, что было, он обучается. Рефлексия становится опытом, познанием самого себя и способом влияния на свое поведение.

Развитие рефлексии

Чтобы рефлексия давала положительные результаты, нужно ее развивать. В этом помогут:

  • Оценивание самого себя с адекватной позиции.
  • Анализ собственных поступков и принятых решений.
  • Оценивание своих поступков с точки зрения других людей, возможность изменить свое поведение.
  • Анализ прошедшего дня, выделение как положительных моментов, так и неудач, понимание их происхождения и попытки сделать выводы, как нужно поступать, чтобы получать другие результаты.
  • Сравнение своего мнения о других людях с тем, что о них думают окружающие и даже они сами.
  • Общение с непохожими на себя людьми, попытка принять их взгляд и позицию.

перейти наверх

Рефлексия – это понимание себя, других людей и мира в целом, когда человек анализирует, делает выводы и принимает решения лично для себя.

Глава I. Проблема рефлексии в философии и психологии

1.1. Истоки и направления философского осмысления рефлексии

Процесс формирования способов и средств рефлектирования в философии во многом тождественен генезису самого философского знания. Так, в трудах классиков античной философии можно найти много глубоких рассуждений, касающихся различных сторон того, что в настоящее время относят к феномену рефлексии [14, 28, 131, 218].

Заслугой античных философов является формирование рефлексивной позиции по отношению к миру, а также разработка понятийного аппарата рефлексивного мышления и способов его развертывания. Основным содержанием философствования в античности постепенно становится критическая и систематизирующая рефлексия над совокупным опытом духовной деятельности. Так, Сократ “выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет которого — духовная активность в её познавательной функции”. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия понимаются как атрибуты, изначально присущие божественному разуму, в котором обнаруживается “единство мыслимого и мысли”. Такая трактовка рефлексии прошла через неоплатонизм и средневековую философию, где рефлексия преимущественно толковалась как “отраженная в логосе миротворческая активность божества, как самовыражение его умной энергии”. Фактически, в античной философии отсутствует атрибутированность рефлексии человеческому разуму, она не рассматривается как средство осмысления индивидуальной, личностной духовной активности.

Только в философии эпохи возрождения и нового времени понятие “рефлексия” становится одним из важнейших характеристик человеческого бытия, отражая целостность и возможности развития человека как личности, а также движение и способы его познания. Впервые в гносеологическом аспекте рефлексия представлена у Р. Декарта в контексте важнейшей философской проблемы обоснования знания [127,131]. Существование и мышление человека, согласно Р. Декарту “есть не просто два качества, присущие разумной субстанции. Сама эта субстанция представляет собой единство деятельности мышления и его продукта — мыслящего “Я”. Таким образом, самосознание, мысль о собственном существовании не только в наибольшей степени является для Декарта ясной и отчетливой, но и наиболее достоверной и может служить отправной точкой для истинного познания.

Философии нового времени также принадлежит заслуга определения категории “рефлексия”. Эта заслуга принадлежит английскому философу Джону Локку: «Рефлексия представляет собой отражение, отклонение как перенос осознаваемых внутренних деятельностей души в сферу божественного, разумного» [121]. Рефлексия по Д. Локку выполняет следующие функции: получение знания о внутренних деятельностях души и осознавание этих деятельностей. Таким образом, в философии нового времени личности, как познающему субъекту, атрибутируется особая способность к рефлектированию, содержащему два ее аспекта: рефлексия как познание деятельности души есть вместе с тем и составная часть души и механизм ее изменения.

В классической немецкой философии рефлексия как бы снова «отделяется» от бытия человека и разрабатывается как абстрактная философская категория в онтологическом и гносеологическом аспектах в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля [203,218].

В частности, у И. Канта понятие рефлексия приобрело отчетливую гносеологическую и вместе с тем, методологическую форму, в которой оно представлено в настоящее время: “Рефлексия не имеет дела с самими предметами и не получает понятий прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы приспосабливаемся к тому, чтобы найти субъективные условия, при которых мы можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношений представлений к различным нашим источникам знания, и только при ее помощи отношение их друг к другу может быть определено.

Читайте так же:  Соматоформная вегетативная дисфункция и другие психогенные патологии

У И.Г. Фихте рефлексия впервые получает эпистемологическую трактовку: рефлексия знания есть “наукоучение”, и попадает в контекст процесса развертывания или развития “жизни”. “Рефлексия есть состояние души, совершенно отличное от нашего восприятия, отчасти даже противоположное ему. Рефлексия должна поднять знание над определенной связностью, имеющей место во внешнем восприятии. В рефлексии есть свобода относительного построения, и потому к первому сознанию бытия присоединяется сознание построения. ” Таким образом, рефлексия как активность самопознания, предполагает вынесение во вне, объективацию того, что сначала существует как внутреннее, объективное и непосредственно сливается с самим собой в форме факта сознания “Я есть” [204].

Наиболее полный и многоуровневый анализ категория рефлексии получила в философии Г.В.Ф. Гегеля в рамках его диалектического метода. Она определялась в контексте саморазвития духа как основной механизм образования нового из известного, раскрытия известного в новом. Вводилось представление о “замкнутом универсуме духа”, в котором посредством рефлексии “выявляются все новые и новые состояния, образующие развитие содержаний этого универсума. Таким образом, рефлексия оказалась, с одной стороны, совпадающей с деятельностью самосознания духа, с другой — основным механизмом его саморазвития.

Несмотря на попытку понимания и структурирования индивидуального сознания и создании универсального общенаучного метода познания, в настоящее время применимого в гуманитарных дисциплинах для анализа различных аспектов индивидуального опыта, наиболее уязвимым для критики в феноменологичеком подходе представляется само сознание, понимание сущности которого сводится к разделению индивидуального сознания и трансцендентального Я. Рефлексивные процессы, таким образом, становятся возможными за счет удвоения и последующего трансцендирования сознания и не рассматриваются как высшая способность сознания отслеживать как внешнюю, так и собственную, внутреннюю реальность.

В русле экзистенциального направления заслуживает внимания трактовка рефлексии, принадлежащая Ж.П. Сартру, подробно раскрытая в работе “Бытие и ничто” [75,280]. Автор рассматривает феномен рефлексии в контексте анализа сознания: “Сознание по своей природе нерефлексивно и потому оно первоначально не знает не только мира внешних ему объектов, но также и самого себя. Однако оно сразу же осознает себя в качестве отличного от мира в себе”. Называя сознание “бытием для себя”, Ж.П. Сартр разводит самосознание и знание себя (рефлексию)”. Существование объективного мира есть следствие объективации сознания и выражает искаженное понимание исходного и первоначального “бытия для себя “. Рефлексия, в свою очередь, возникает вместе с “Я” как ее объектом и порождает сам этот объект. Как особого рода деятельность рефлексия влияет на свой объект, изменяет, перестраивает и творит его. В то же время, проявление рефлексии ни в коей мере не выявляет природу сознания. Более того, на стадии рефлексии происходит искажение чистоты сознания и его деградация [75].

Еще одним важным направлением философской мысли начала и середины ХХ столетия, способствовавшим обращению к проблематике рефлексии стала философская герменевтика, претендовавшая на роль единственного метода философии. В рамках этого направления, основная задача философа, изучающего какой-либо художественный или философский текст или даже человеческую личность с точки зрения представителей герменевтики, заключается в понимании внутреннего мира личности или автора текста, которое осуществимо только через «вживание, вчувствование» в смысл текста, осознание своих переживаний и построения на этой основе новых смыслов. Такой метод, предполагал обращение к механизмам процесса понимания, рефлексивным по своей природе. Философская герменевтика легла в основу «понимающей психологии» и, позднее, ее принципы стали распространенными в гуманистической и личностно-ориентированной психотерапии и консультировании.

В российскую философию понятие рефлексии и связанная с ней проблематика пришли с распространением во всей Европе трудов классиков немецкой философии в начале XIX столетия. Тем не менее, самостоятельный серьезный анализ проблемы и разработка подходов к ее решению принадлежит представителям различных философских школ начала и середины ХХ века [112]. В отечественной философии доминирующими установками, определяющими постановку проблем при анализе рефлексии, традиционно считаются онтологическая и гносеологическая.

Так, в философии «всеединства» рефлексия предстает как способ осмысления личностью своего духовного, религиозного опыта, являющегося наиболее значимым содержанием сознания. После постулирования в начале ХХ столетия «единственно верной» марксисткой философии, проблематика рефлексии была вытеснена вместе с проблемой сознания на второй план и разрабатывалась в русле методологии науки и как один из методов философского познания действительности [72].

Только в последней трети ХХ века возобновился интерес философов к проблеме рефлексии, что привело к существенному увеличению круга философских проблем так или иначе связанных с феноменом рефлексии. В работах известных отечественных философов: Д.И. Дубровского, И.С. Ладенко, В.А. Лекторского, А.П. Огурцова, А.Г. Спиркина, В.С. Швырева, М.К. Мамардашвили рефлексия рассматривается не только в традиционных онтологическом и гносеологическом аспектах, но и в аксеологическом, и философско-антропологическом, а также в контексте проблематики сознания и деятельности [6,7,115,127]. С нашей точки зрения, при анализе различных современных философских подходов к пониманию феномена рефлексии, следует отдельно остановиться на воззрениях М.К. Мамардашвили и В.А. Лекторского, в рамках которых наиболее полно и последовательно раскрываются онтологическая и гносеологическая установки.

В.А. Лекторский [115] рассматривает рефлексию, в первую очередь в плане познания, как его основное средство и уже вторичной оказывается ее функция самопонимания. Но и в контексте самопонимания рефлексия сохраняет акцентируемый автором гносеологический оттенок: для субъекта рефлексия есть средство самопознания, понимания оснований собственного мышления, а не осознания своего «бытия – в – мире». «Опыт, предполагающий сознательное отношение субъекта к миру объектов, необходимо включает рефлективное отношение субъекта к самому себе и отличение своего тела от всех остальных предметов, а также смены состояний сознания от объективных изменений в предметном мире…Субъективный опыт становится возможным лишь в результате отношения к себе как к объекту, включенному в сетку объективных отношений с предметами и другими людьми». Описывая рефлексию как средство познания, В.А. Лекторский определяет и средства самой рефлексии: «Каждый акт рефлексии – это акт осмысления, понимания. Последнее же всегда предполагает определение средства понимания, некоторую рамку смысловых связей. Вне этой рамки невозможна и рефлексия. Вместе с тем, …смысловая рамка не рефлектируется, а, выпадая из акта рефлексии, берется в качестве его средства, т.е. неявного знания».

Приведенные подходы к пониманию природы и функций рефлексии позволяют судить о разностороннем и глубоком анализе данного феномена в отечественной философии, что создает методологическую базу как для собственно психологических, так и для междисциплинарных системных исследований рефлексивных процессов. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений.

Видео удалено.
Читайте так же:  Как развеселить девушку
Видео (кликните для воспроизведения).

В современной философии рефлексия входит в круг проблем онтологии, гносеологии, методологии науки, аксеологии, философской антропологии, что определяет множественность форм толкования феномена рефлексии, средств рефлектирования и категорий опыта, на которые оно направлено. Благодаря рефлексии становится возможным и само философское знание, которое по своей онтологии является результатом осознания человеком опыта своего бытия в мире: «философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения человек-мир, стремится, интерпретируя, понимать духовные основания бытия человека» [7]. Кроме того, философское знание, выступая в своих основных функциях (эвристической, интегрирующей и логико-гносеологической) по отношению к науке в целом, и к психологии в частности, осуществляет рефлексивный анализ накопленного в этой науке опыта. Таким образом, в философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, а также средством взаимодействия с частными областями знаний.

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко: как способ осознания исследователем оснований и результатов эмпирических данных и как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности. Таким образом, изучая природу, формы существования и способы реализации рефлексивных процессов в рамках «частнонаучного» психологического знания, исследователь одновременно анализирует саму возможность осознания человеком своего отношения к миру и места в нем.

Психологическая наука о рефлексии

Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка; просто их переполняет энергия, и они находят ей выход. Учитель, правда, велит им «учиться», но это для них вроде сказочного: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» — ведь цели учителя им непонятны, а об их собственных желаниях их никто не спросил. Поэтому они играют, радуясь самой игре и не ставя себе никакой цели. А хотят ли они «учиться»? Если бы учитель смог им сказать ясно и понятно, чего он хочет, если бы он доверил им что-то стоящее, они бы, вероятно, направили свои силы и на учебу.

В условиях совместной деятельности один человек направляет свои усилия на достижение обоюдных целей, которые эмоционально не всегда принимает. Он вынужден «выполнять волю другого». Однако сам факт участия человека в совместной деятельности уже свидетельствует о принятии цели. При этом человек, принимая к исполнению цели других людей, как правило, формулирует их по-своему, достраивает, доопределяет, руководствуясь своими ценностями, пропуская сквозь призму своих установок и т.п. Именно в этом и проявляется «индивидуальный стиль» деятельности как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека.

Задумываясь о целях совместной деятельности, человек строит в своем сознании образ наличной ситуации общения, желаемого результата, а также вновь создаваемой ситуации. Построение образа задуманного результата, условий его достижения и возможностей реализации цели в группе является проявлением рефлексии, которая выступает предпосылкой внутренней свободы.

[2]

В психологии принято считать, что свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит. Необходимость и возможность овладения своим поведением вообще и продуктивным стилем общения в частности отсылают нас к исследованию рефлексии.

Рефлексия — психологическая категория, имеющая достаточно сложную историю. Рефлексивность признавалась одним из основных качеств психики в период становления психологии как самостоятельной науки в XIX в., а также в период экспериментальной дифференциации высших психических функций в начале XX в. Философы и психологи Нового времени, начиная с Дж. Локка, подчеркивали важную роль рефлексии и в процессах сознания (И. Фихте) и мышления (Г. Гегель). Рефлексию рассматривали как интроспективное начало психологического познания (Дж. Локк), как взаимодействие категорий познания (И. Кант), как средство осознания непосредственного знания (Л. Нельсон), как способ осознания и самонаблюдения (С.В. Кравков, А.О. Маковельский) и т.п.

Термин «психологическая рефлексия» был введен А. Будеменом (1925). А. Марк в 1948 г. впервые проводит систематизацию философских и психологических представлений о рефлексии; С. Л. Рубинштейн вводит аксеологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств личности».

С.Л. Рубинштейн указывал на два основных способа существования человека: жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей человека, представляющую собой природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека; и способ, связанный с проявлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. «Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному аскетизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), или другой путь — к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни»[84].

В последней трети XX в. ученые переходят от использования рефлексии в качестве одного из объяснительных принципов функционирования психических процессов (У. Джемс, Дж. Дьюи, Б. Г.Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн) к выделению рефлексии как особого предмета изучения.

З.Фрейд и его учитель Й. Брейер, а также А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн, Ф. Перлз развивают понятие «осознание». Именно в этом аспекте рефлексия используется в последнее время при решении практических задач психологической коррекции: в тренингах, деловых играх, в самовоспитании и самообразовании личности.

Обобщая и дополняя имеющиеся исследования психологов, дадим еще раз определение рефлексии.

Понятие «рефлексия» мы используем в самом общем виде как способность осознания особенностей своей личности и своего общения с другими, позволяющую «встать над собой» и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения: причины, служащие источником переживаемых проблем; связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития; взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающие; возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другими.

Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.

Чтобы стать искусным в общении, отнюдь не обязательно вникать в глубину рассуждении теоретиков. Возьмем самую суть их сложных исследований и договоримся, что рефлексия — это способность человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей. Через рефлексию мы получаем возможность «обособиться» от пространства своего неконструктивного взаимодействия в прошлом и настоящем и построить позитивные перспективы будущего.

Читайте так же:  Речевое общение – особенности и этикет

Мы уже знаем: основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия — личностный рост, изменение самого себя. И первый «посох» на этом пути — расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, мы можем понять, к а к мы общаемся и ч т о мешает нам строить продуктивные взаимоотношения.

Уроки рефлексии помогут пытливому читателю создать достаточно полное представление о том, как человек теряет нити доверия и почему это происходит. Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый из нас может осознать:

какие модели контакта он обычно использует в общении;

как он относится к себе и другим;

как обычно воспринимает ситуацию взаимодействия и какие эмоции при этом переживает;

как эти эмоции «втягивают» его в пространство непродуктивного взаимодействия и как они связаны с прошлым;

как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.

Изменить свое взаимодействие с другими к лучшему — вполне реальная возможность, если вы владеете инструментом «рефлексия». Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто осознает, что происходит, как и почему. Осознание выводит из «тупиков», куда «загоняют» нас часто страхи и обиды. Осознание раскрывает позитивные стороны личности, дарует человеку новые силы и новые конструктивные способы контакта.

[1]

В обобщенном виде это похоже на задачу «Познай самого себя», которую человечество пыталось разрешить не одно столетие. Наша проблема более узкая. В фокусе внимания два предмета исследования: «Признаки продуктивности стиля взаимодействия» и «Причины непродуктивности». Образно говоря, нам необходимы два зеркала: одно — «Как мы взаимодействуем с теми, кто рядом?» и другое — «Почему мы идем по дороге отчуждения? Какие эмоции и установки побуждают нас к этому?» Попытаемся?

Осознавая наши не всегда удачные действия, анализируя свои собственные лабиринты отношений и тупики непонимания, мы обнаружим те «мрачные очки» — собственные образы, мысли, эмоции и установки, которые мешают взглянуть на себя самого и другого человека иначе: с надеждой и верой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что такое рефлексия и как она проявляется в жизни

Мозг – настоящая вселенная внутри нас, достойная постоянного изучения. Но исследовать самого себя можно по-разному. Бесконечно погружаться в пучину самосознания или честно поговорить со своим «Я» и начать действовать. Анализировать свои ошибки или начать все заново, но с учетом прошлого опыта. Самопознание или рефлексия, помогает познать себя, но не способно изменить жизнь без усилий с нашей стороны. И все же: рефлексия – это хорошо или плохо? Почему рефлексирующего человека считают, скорее, скучным, нежели успешным? Как перестать решать проблемы на уровне ума и перейти к действию? В жизни стоит создавать события, чтобы было потом над чем порефлексировать.

Что такое рефлексия

Рефлексия — это мыслительный процесс, направленный вглубь своего сознания с целью разобраться в поступках, мыслях, чувствах, путем критических размышлений и наблюдения за своим психическим пространством. В переводе с латыни слово означает буквально «обращение назад», то есть – переживание прошлого опыта. Умение анализировать и делать выводы из предыдущих поступков считается одной из важнейших способностей человека, которая отличает его от остальных живых существ на земле.

Рефлексия изучается разными науками и в каждой существует определение этого понятия с небольшими дополнениями:

  • Элементарная – простейший анализ своих ошибок. Позволяет человеку самому делать выводы, чтобы не наступать на одни грабли дважды.
  • Научная – это способность критиковать научные выводы, методики, приемы, чтобы докопаться до истины в исследованиях.
  • Философская – способ обращение сознания вглубь себя для бесконечного самопознания. Считается важной и главной чертой характера всех известных философов.
  • Теологическая – размышления о бессмертии души вне тела путем самопознания и богопознания.
  • Психологическая – способность анализировать не только свои поступки, но и чувства, эмоции, состояния, переживания.

Просихождение рефлексии

Как многие научные понятия, рефлексия получила первое определение в античной философии. Пифагор и Гераклит трактовали это понятие как проявление высшего разума, способность человека вознестись над материальным миром, чтобы свободно размышлять о возвышенном. То есть – философствовать. Далее понятие дополняли Сократ, Платон, Аристотель. Именно на размышлениях о непрерывном самопознании построены знаменитые бесконечные диалоги древних философов.

С повышенным влиянием религии на жизнь людей сформировалось понятие рефлексии теологической. В ней больше внимания уделялось вере как единственному способу познать себя в неразрывной связи с высшими силами. Самые известные труды на это тему – Фомы Аквинского и Святейшего Августина.

С постепенным дифференцированием науки от церкви рефлексия становится признаком живого разума, который способен критически осмыслить ранние представления о природе и раскритиковать самые ненаучные. Первое научное понятие рефлексии ввел Декарт, далее его развивали Дж. Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр и другие. Из такого обилия знаменитых фамилий становится понятно, что понятие рефлексии очень сложное и многогранное.

Как психологическое определение рефлексия формулируется в начале ХХ столетия. Концентрируется именно на процессе самопознания и самокритики. Психологи выделили отдельные понятия личностной рефлексии, которое помогает не растеряться в непростом мире. Личностная рефлексия в психологии делится на 3 вида:

  • Ситуативная – это анализ ситуации в настоящем.
  • Ретроспективная – оценка событий, которые проходили в далеком или недалеком прошлом.
  • Проспективная – предсказание будущего на основе анализа предыдущих действий.

Тему рефлексии активно исследовали не только философы и ученые. Глубокомысленное исследование своей индивидуальности изображали на полотнах художники, описывали писатели и поэты. Произведения Шекспира, Пушкина, Пруста, Бунина, Бердяева, Фрейда, Достоевского посвящены теме познания своей индивидуальности.

Современное определение рефлексии

В современном обиходе понятие рефлексии используется в другой трактовке. Благодаря современной пропаганде бесконечных достижений и активных действий самопознание уже не вызывает трепетного уважения. Наоборот, оно считается признаком бездействия и лени. Если кого-то называют «рефлексирующим», значит, о нем говорят как о депрессивном человеке, занимающимся унылым самокопанием. А уж если добавляют слово «интроверт», то с таким ни пообщаться, ни дел сделать невозможно. Иными словами – рефлексирующий человек в современном понятии бесконечно топчется на месте, тогда как другие дружными рядами достигают недостижимого.

Экстраверты и интроверты рефлексируют иначе?

Наше время – это время массового поклонения перед публичными людьми, экстремальными видами спорта и доступной информацией в социальных сетях. Наше время любит и ценит открытых людей, поэтому кажется, что оно принадлежит экстравертам. Интроверту – человеку с внутренним взглядом, обращенным внутрь себя, сегодня существовать непросто. Но это не значит, что общительные экстраверты не склонны к самокопанию, а интроверты занимаются исключительно исследованием внутреннего мира. Да, экстраверты и интроверты разные. По-разному они познают себя.

Экстравертная рефлексия более основана на знании внешнего мира. В процессе самопознания экстраверты рассматривают себя внутри понятия «мир-другие-Я» и постоянно удерживают связи со своим окружением. Но непрерывное активное общение иногда не дает возможности разобраться в себе, поэтому экстраверты чаще подвержены слиянию личности, подражанию, имитации.

Читайте так же:  Как отпустить ситуацию

Интровертная рефлексия больше направлена на самоисследование суверенного «Я». Интроверты чаще дистанцируются от окружения, больше концентрируются на собственных переживаниях, чувствах. Иногда даже слишком концентрируются, погружаются в себя настолько что создают впечатление необщительных или даже асоциальных личностей.

Человек – часть мира со своей вселенной внутри. Поэтому крайне редко можно встретить абсолютно открытых или закрытых для общения людей. Так что экстравертная и интровертная рефлексия – это не противопоставление понятий, а две части единого целого «человека вообще», наделенного лучшими душевными качествами.

2 стороны рефлексии в нашей жизни

Маленькие детки самокопанием не занимаются. Они уверены в себе и неотразимы. Именно поэтому психологи часто советуют вспомнить себя в детском возрасте и перестать критиковать свои поступки, поведение, мысли, чувства. В подростковом возрасте жизнь резко меняется. На фоне взбесившихся гормонов вместе с прыщами и недостатками фигуры приходит неуверенность в себе.

Кто-то получает отказ от первой любви, кто-то слышит критику родителей, кого-то дружно записывают в «клуб неудачников». Вот тут-то и начинаются проблемы. Если подросток не получает помощи от родителей или педагогов, он может зациклиться на собственных недостатках и стать одним из тех рефлексирующих нытиков, о которых с таким осуждениям пишут в сети.

Но, как говорится: «только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Без здоровой самокритики, способности адекватно оценить свои поступки и поведение также далеко не уедешь. Так что же нам может дать правильно подобранная доза рефлексии?

Понять «кто я?» в любом возрасте

Сегодня можно прочитать или увидеть истории из жизни, которые описываются примерно одинаково: «взрослый человек имеет хорошую семью, детей, работу, машину, отпуск на море и при этом чувствует себя несчастным». Почему так случается? Потому что человек, который в детстве не сумел выстроить свое «Я» рано или поздно начинает страдать. Простой вопрос к себе: «кто я?» в любом возрасте вызывает замешательство.

Самопознание – это само+знание. То есть свое знание о самом себе. Не придуманное или навешанное, а свое внутреннее. Чтобы вытащить его изнутри психологи рекомендуют провести полную ревизию жизни:

  • Вспомнить детство, поблагодарить родителей за то, что они сделали. Если вы дожили до зрелого возраста, значит, родители отлично справились со своей ролью защитников и воспитателей.
  • Отделить себя от социальной роли и задуматься о внутренних потребностях. Самопознание – это постоянное развитие, поэтому развиваться стоит не только в социальном плане, но и в личном.
  • Набраться смелости, чтобы стать честным перед самим собой. Иногда страшно до дрожи признаться себе в том, что все, что имеешь или не имеешь з результат твоего действия или бездействия.

Дозированное, но упорное самокопание поможет взрослому человеку добиться от себя внятного ответа на вопрос «кто я?». Процесс этот длинный и творческий. Если отнестись к самопознанию ответственно, постепенно уходят роли, маски, видимость, надуманные недостатки и выплывает наружу Я-реальное, с которым жить намного проще. Человек постепенно перестает искать подтверждение извне, начинает доверять своим ощущениям, становится спокойнее и счастливее.

Понять важность настоящего момента

Наш мозг – хитрая супермашина, которая способна втянуть нас в проживание собственной жизни только через воспоминания или ожидания. То есть, вспоминая прошлое или надеясь на будущее, мы умудряемся игнорировать самую большую драгоценность – настоящий момент. Знание о себе – это хорошо. Но полученные знания нужно применить на деле.

И в один момент важно приостановить философствование, чтобы начать действовать. Успешные люди утверждают, что проблемы ума не могут быть решены на уровне ума. Все, что нам нужно для лучшей жизни уже есть. Пора применить это в действии.

Самое обидное, что мы привычно откладываем «на потом» не только неприятные дела, но и такие ожидаемые житейские радости:

  • Детские увлечения (танцы, музыка, спорт, путешествия, рисование).
  • Смену нелюбимой работы.
  • Изучение иностранного языка.
  • Поход в кинотеатр, прогулку в парке, встречу с друзьями, любимое кафе, интересную книгу, фотосессию,

Обидно, да? У этого явления даже появилось свое понятие – прокрастинация. Оно иррационально, потому что крадет главное – нашу жизнь. Конечно, можно бесконечно сетовать на происхождение, характер, «бесхребетность», долги и обязательства. А можно проанализировать свои предыдущие ошибки с одной целью – больше их не повторять. А еще – разработать цели и работать над их достижением.

По принципу бери-и-делай-прямо-сейчас работают все современные психотренинги и коучи. В условиях тренингов и мастер-классов искусственно создаются условия, в которых участники наконец-то начинают ДЕЛАТЬ, а не размышлять о делании. За наши деньги тренеры буквально пинают нас к нашей мечте. Заставляют сделать то, что мы откладывали долгие годы. И неудивительно, что человек после тренинга бегает с горящими глазами, пугая всех вокруг. Оказывается, что многого можно достичь гораздо меньшими усилиями. Как в истории про мужика, который все просил Бога выигрыша в лотерейный билет не покупал. Так вот, нужно просто купить лотерейный билет. Не просить чуда, а творить его самому.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выводы

  • Самопознание – дело благородное и нужное. Способность анализировать свои эмоции, чувства, поступки, поведение делает нас людьми.
  • Рефлексия – это процесс дозированного самопознания. Чтобы она принесла пользу, теоретические знания стоит применять на деле.
  • Экстраверты и интроверты рефлексируют, но делают это по-разному. В совокупности они представляют лучшее понятие «человека вообще», способного поразмыслить над собой и действовать.

Маленькие дети и котики уверены в себе и неотразимы. Взрослым людям психологи советуют хоть ненадолго погружаться в состояние полной уверенности в себе без самокритики и самоедства.

Источники


  1. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

  2. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.

  3. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.
  4. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.
Рефлексия – психологическая и философская
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here