Ресоциализация личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Ресоциализация личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Десоциализация личности детей и подростков

С каждым годом процесс десоциализации становится явным. Если ранее механизм наблюдался только у лиц, которые имели психические отклонения (что является взаимосвязанным и естественным), то на сегодняшний день даже здоровая личность может деградировать. Примеры часто отмечаются среди детей и подростков, которые более подвержены асоциальному поведению. В чем же причины данного явления?

Под десоциализацией понимается деградация личности, которая возвращается к доличностным формам или асоциальному поведению. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает тенденцию развития десоциализации в том, что у человека имеются объективные и субъективные причины:

  1. К объективным причинам можно отнести серьезные заболевания, психические отклонения, невозможность выходить в социум и адаптироваться к нему.
  2. К субъективным причинам относятся часто протестантский характер, когда человек идет против общественных норм и моральных ценностей социума.

Стоит ли говорить о том, что десоциализированная личность не принимается обществом и даже вынуждена изолироваться от него? Конечно, даже у «белой вороны» найдутся соратники. На сегодняшний день распространенными стали различные секты и группировки лиц по интересам, которые ведут асоциальный образ жизни. Человек не остается один в своей беде. Однако это не помогает ему достичь процветания.

Что такое десоциализация?

Вернемся к рассмотрению понятия. Что такое десоциализация? Дословно она переводится как отсутствие, утрата социализации. Человек по определенным причинам утрачивает социальные навыки и общественный опыт, что впоследствии отражается в его деятельности и проявлении потенциала.

Десоциализация противоположна социализации, когда человек утрачивает моральные и общественные ценности, рамки, роли, образ жизни и пр. Такая личность постепенно отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала. Теперь она может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она, либо полностью изолироваться.

Десоциализация может происходить как добровольно, так и не по воле человека. К недобровольным причинам можно отнести психические заболевания, длительные болезни организма, арест и пр. К добровольным причинам, когда человек сам принимает решение десоциализироваться, относятся отпуск, изоляция, потеря интересов и пр.

Различают различные уровни десоциализации, от самой легкой, когда человек дезориентируется в социальной ситуации, до тяжелой, когда индивид полностью теряет связь с социальной средой. При тяжелой форме десоциализации речь уже не может идти о возврате социальных навыков, ролей, норм и ценностей.

Причинами тяжелой десоциализации могут стать особые условия, в которые попал человек:

  • Прохождение военной службы.
  • Попадание в тюрьму, колонии или концентрационные лагеря.
  • Попадание в психоневрологические интернаты или психиатрическую больницу.

перейти наверх

Десоциализация личности

Десоциализация личности – это обратный процесс социализации, при котором ранее социализированный человек теряет свои навыки и способности. Это социализация, но только в обратном направлении. Здесь выделяют такие уровни:

  1. Первичная десоциализация, которая происходит в малых группах. Взаимоотношения разрушаются с родителями, друзьями, родственниками и т. д.
  2. Вторичная десоциализация, которая осуществляется на уровне государственных учреждений, администрации, начальства. Здесь человек не способен справиться с социальными проблемами.

Десоциализацию личности можно выявить по таким признакам:

  • Отстранение от прежних норм, правил поведения, ценностей.
  • Отстранение от группы лиц или всего социума, отказ от выполнения социальных ролей.

Десоциализация может произойти как в молодом возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит во взрослом возрасте, то зачастую индивид разрывает социальные отношения с некоторыми группами лиц, а остальные остаются сохраненными.

Тяжелая форма десоциализации развивается в экстремальных условиях, когда индивид под внешним давлением и прессингом теряет моральные устои и социально приемлемые нормы поведения. Это происходит в ситуациях, в которых человек вынужден находиться: тюрьмы, лагеря, больницы и пр.

В процессе всей жизни человек вынужден постоянно обучаться и меняться. По мере своего роста и взросления он меняет одни роли на другие, отказывается от прежних привычек, заменяя их другими, изучает новые нормы и ценности, чтобы отказаться от прежних. Это позволяет развиваться, прогрессировать, получать новый опыт и знания. Данный процесс называется ресоциализация.

Человек в процессе жизни может либо десоциализироваться, либо ресоциализироваться. Ресоциализация проявляется, когда человек изучает, познает, меняет старое на новое. Десоциализация возникает, когда человек отказывается от нового и даже приобретенного старого ради возвращения к чему-то первоначальному.

Ресоциализация и десоциализация бывают интенсивными и поверхностными, глубокими и соответствующими жизненным циклам индивида.

Причины десоциализации

Рассматривая причины десоциализации, следует понимать, что у каждого человека имеется своя история. Социализация формируется в процессе жизни человека, который посещает специальные учреждения, направленные на становление будущих членов общества. Так, дети ходят в детские сады и школы, а подростки – в школы и высшие учебные заведения. Здесь они не только получают знания, но и приобретают социальный опыт, с которым потом выходят во взрослый мир.

Однако на каждом этапе могут возникнуть сложности. Главными причинами детской и подростковой десоциализации являются неполная социализация и стрессы. Ребенок больше подвержен стрессу, нежели взрослый человек, его психика еще нестабильна. Вот почему в процессе социализации может возникнуть обратный процесс – десоциализация.

Может наблюдаться у человека любого возраста частичная десоциализация, которая является следствием длительной болезни, отпуска, изоляции или ухода из прежнего коллектива. Человек теряет связь с социумом по различным причинам. В итоге он утрачивает навыки, которыми ранее обладал. Однако данный процесс обратим, если человек вернется в социум и восстановит свои умения и знания.

Еще одной причиной десоциализации могут быть различные «вредные» привычки в виде:

  • Сидения в социальных сетях.
  • Просмотра телевизионных передач.
  • Долгого пребывания в виртуальном мире.

Реальная жизнь подменяется виртуальной, несуществующей. Поскольку человек длительное время находится в данных сферах, он теряет адекватные социальные навыки, становясь дезадаптированным к социуму. Данный процесс также обратим, если человек решит изменить свой образ жизни.

Причинами десоциализации детей являются неблагоприятные условия для развития и неправильное воспитание в семье. Если родители, к примеру, постоянно ограждают ребенка от проблем, создают тепличные условия, то они лишают свое чадо возможности изучить мир и научиться с ним взаимодействовать. Впоследствии ребенок не сможет выполнять элементарные действия и решать легкие проблемы.

Читайте так же:  Интроверсия социальная

Еще немаловажной причиной десоциализации детей и подростков является личный пример тех людей, на которых они стараются быть похожими. К примеру, если родители сами являются асоциальными, то их чада возьмут с них образцы для подражания.

В подростковом возрасте десоциализация является следствием попадания ребенка в определенную субкультуру, где пропагандируются различные асоциальные нормы поведения. Происходит это за счет ограждения от институтов, которые внедряют социальные нормы и рамки, и присоединения к группам, где пропагандируется асоциальное поведение. Это можно назвать формой социализации, но только в асоциальных направлениях.

Даже взрослый человек может встать на путь десоциализации. Факторами, способствующими данному процессу, могут быть:

  1. Смерть близких.
  2. Различные аддикции.
  3. Потеря работы.
  4. Наличие личностных расстройств или психических заболеваний.
  5. Участие в военных действиях.
  6. Попадание в тюрьму, концлагерь и т. д.

Прочими причинами десоциализации являются:

  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
  • Бегство от реальных проблем, с которыми человек не может справиться, от социального давления.

перейти наверх

Десоциализация детей и подростков

Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.

На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:

  1. Наркомании.
  2. Раннему материнству.
  3. Алкоголизму.
  4. Ранним половым беспорядочным связям.
  5. Внебрачным детям.
  6. Преступности.
  7. Насилию в семье и т. д.

[3]

Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.

Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:

  • Педагогически некомпетентные.
  • Аморальные.
  • Конфликтные.
  • Асоциальные.

Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.

Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):

  1. Воровство.
  2. Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
  3. Агрессивность.
  4. Половая активность.
  5. Лень.
  6. Утрата интереса к обучению и труду.
  7. Потеря ценностей, морали и нравственности.
  8. Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
  9. Наличие вредных привычек.

перейти наверх

Примеры десоциализации

Простым словом десоциализацию называют деградацией. Примеров такой деградации существует большое количество:

  • Употребление наркотиков или алкоголя, когда человек ни о чем более не думает, как о новой дозе.
  • Уход в монастырь. Данная форма кажется духовной. Однако такой добровольный отказ от социальной жизни часто связан с неспособностью индивида справляться с жизненными проблемами.
  • Употребление нецензурных слов, оскуднение словарного запаса. По большому счету человек не использует в своей речи более 100 слов, большая часть из которых включает нецензурную лексику.
  • Неспособность человека трудиться. Такой индивид постоянно ищет работу, а когда находит, то не может ею заниматься. Отсутствие трудовых навыков и адаптации приводит к десоциализации.
  • Преступление. Это является формой десоциализации, когда индивид идет против правил общества.
  • Проституция. Также является формой десоциализации, где главной остается половая жизнь.
  • Уход в религию, секту, определенную группировку. Распространенной формой поведения конкретной группировки является антисоциальная, которая борется против привычных правил общества.

перейти наверх

Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.

Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.

Ресоциализация личности

Человек должен адаптироваться к условиям социального мира, в котором он проживает. Это будет способствовать его развитию, обретению нужных связей, созданию отношений с людьми, которые ему интересны, получению доступа к чужим благам, что поможет быстрее достигать своих целей, и пр. Социализация – это критерий приспособленности человека к социальной жизни. Ресоциализация личности – это повторное приспособление человека к общественной жизни, которая непременно приводит к изменению самого человека.

Каждый читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru по-своему приспособился к социальной жизни. Успешные люди – это индивиды, которым удалось так приспособиться к условиям социального мира, что они получили доступ к многочисленным благам. Чем менее человек приспособлен к социуму, тем менее он успешен, богат, здоров. Нередко люди неправильно приспосабливаются либо длительное время находятся в таких условиях, которые не способствуют адаптации к социуму. Тогда требуется ресоциализация, которая непременно приведет к изменению личности самого человека.

Чем отличаются дети от взрослых людей? Тем, как они смотрят на мир. Многие люди полагают, что дети смотрят на мир более оптимистично. Однако это не позволяет смотреть на мир трезво, как это делают взрослые люди. Да, в этом мире есть болезни, зверства, убийства. Но есть и хорошие вещи: красота природы, смех ребенка, пушистые котята и т. д.

Дети отличаются от взрослых тем, как они смотрят на мир. И порой человек становится взрослым по годам, но сохраняет свою детскость в душе. И лишь немногие становятся по-настоящему взрослыми людьми.

Дети живут мечтами (романтикой, невидимыми явлениями, существами, верят в сверхъестественное). Взрослые живут реальностью (необходимостью строить дом, делать ремонт, работать, зарабатывать деньги и т. д.). И многие люди становятся взрослыми по годам, но все продолжают грезить романтикой и сверхъестественными силами, как это было в детстве. Почему? Потому что человек не вырос душой, умом, сознанием, он просто вырос телом.

Материальному миру, в котором живет человек, не важно, как он будет на него смотреть. Но следует понимать, что если вы даже что-то и отвергаете, это еще не значит, что этого не существует. Лучше не витать в облаках мыслей и фантазий, а жить реальной жизнью, тем, что действительно существует в этом мире. Ведь пока вы являетесь людьми, вы должны учиться жить этой жизнью. А когда попадете в другой мир, тогда будете приспосабливаться к условиям той реальности.

Читайте так же:  Хочу замуж

Что такое ресоциализация личности?

Ресоциализация не всегда происходит у лиц, которые длительное время находились вдали от социума. Порой обычный человек начинает ресоциализироваться. Это может происходить с каждым, причем в течение всей жизни. Так, что же такое ресоциализация личности? Это повторная социализация индивида к условиям окружающего социума. Это неизбежно приводит к тому, что человек начинает менять свои ценности, мировоззрение, цели и даже интересы. В зависимости от того, как именно человек социализируется, он становится более или менее приспособленным.

Ресоциализация требуется отдельным лицам и может происходить абсолютно с каждым человеком. Так, ресоциализация становится необходимой:

  1. Бывшим заключенным.
  2. Бывшим военнослужащим.
  3. Лицам после длительной болезни.
  4. Бывшим больным психиатрической лечебницы.
  5. Лицам, которые проживали в неблагоприятных условиях.
  6. Бывшим алкоголикам и наркоманам.
  7. Бывшим рабам или похищенным.
  8. Бездомным.

Также ресоциализация требуется в случае смены места жительства, изменения культурных ориентиров. Нередко и обычный человек начинает по-новому приспосабливаться к социуму. Это происходит не на кардинальном уровне, а лишь в отдельных аспектах. К примеру, человек меняет круг своего общения, где новыми друзьями являются люди, с которыми он никогда не имел опыта общения. Человек может просто начать новую жизнь, которая полностью исключает все прежние привычки, бывших друзей и даже образ жизни.

Другими словами, когда индивид вынужден или хочет адаптироваться к социальной жизни с целью большего приспособления и получения всех ее благ, тогда у него начинается повторная социализация. Она может длиться всю жизнь, если человек постоянно занимается своим развитием и изучением того, как стать счастливым членом своего общества.

Первоначально социализацией личности занимается семья, затем детские учреждения (сады и школы) и кружки. Корректировать социализацию человека могут правоохранительные органы. Когда человек становится взрослым, у него возникают права и обязанности, необходимость жить самостоятельно, работать, создавать свою семью, справляться с возникающими проблемами. Все это заставляет его повторно социализироваться. Зачастую это происходит в самостоятельном порядке, когда индивид пересматривает свои мнения и позиции, начинает корректировать свое поведение. Порой это происходит принудительно или под давлением.

Каждый человек рано или поздно проходит ресоциализацию. Обычно это связывают с необходимостью взрослеть. Ресоциализация – это необходимость человека не просто пересмотреть свои взгляды, поведение, навыки, знания, убеждения и пр., но и полностью их заменить, то есть начать жить новой жизнью. Чтобы начать жить по-новому, человеку нужно отказаться от прежнего и выработать в себе новое.

У здоровых людей ресоциализация может происходить в любой период жизни, затрагивать не все аспекты, а лишь отдельные ее части. В каждый период происходит та или иная смена деятельности, которая влияет лишь частично на смену жизни в целом. Во время ресоциализации человек может укрепить свои прежние позиции или выработать новые. Даже при частичной смене мировоззрения и установок человек может стать более адаптированным к социуму.

Ресоциализация в психологии

Ресоциализация в психологии происходит вследствие десоциализации или асоциализации индивида, когда он теряется в общественной жизни, не знает, как правильно себя вести и поступать, совершает деструктивные или неправильные действия. Ресоциализация требуется тем, кто не усвоил правила и нормы, установленные в обществе, чтобы в пределах их границ существовать и достигать счастья, успеха. Таким образом, ресоциализация становится необходимой бывшим осужденным, наркоманам, алкоголикам, тяжело больным. Однако ресоциализация может возникать и у здоровых личностей, которые понимают, что их модели поведения и установки не работают, не дают должного результата, отчего они испытывают необходимость развить в себе новые модели и убеждения.

У здорового человека ресоциализация может возникать несколько раз. Каждый раз, когда человек попадает в новые для себя условия, он нуждается в приспособлении к ней. Так, приход в детский садик или начало школьного периода заставляет ребенка меняться и развивать в себе навыки, которые будут социально одобряемыми в той среде, в которой он находится. Переход от школы в высшее учебное заведение или необходимость зарабатывать деньги также заставляет человека меняться. Даже создание семьи и обретение новых обязательств провоцируют частичную ресоциализацию, где человек развивает в себе навыки и качества, способные решать новые проблемы и одобряемые в обществе.

Уже не тянет к прошлому. Это говорит о том, что вы его пережили, выросли из него и теперь нужно двигаться вперед, не зацикливаться на старом, а даже отпустить его, забыть.

Такие ощущения вы можете получить, когда возвращаетесь, например, к тому, что было вам дорого в далеком прошлом. Вы приезжаете на район, где когда-то прошло ваше детство. Вы достаете из ящика старые игрушки или школьные тетрадки. Вам на глаза попадается фото, где вы с первым своим любимым человеком. Все это ваше прошлое, которое теперь вас просто улыбает. Но это вас не веселит, не заставляет грустить, потому что вы понимаете, что далеко ушли вперед, вы живете другой жизнью, стали другим человеком. А все, что было в прошлом, там и осталось.

Точно так же сделайте свое настоящее, от которого вы хотите избавиться, своим прошлым. Зачем вам переживать из-за того, что вскоре (через несколько месяцев или пару лет) не будет иметь никакого значения. Подумайте, будете ли вы грустить по тому, что сейчас теряете, когда пройдет время, вы обретете новых знакомых, нового любимого человека или найдете лучшую вещь? Так, зачем вы сейчас себя терзаете тем, что не будет иметь никакого значения потом, когда вы обретете свое счастье?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не зацикливайтесь на старом. Вы это отчетливо понимаете, когда сталкиваетесь с теми вещами или людьми, которые у вас уже не вызывают никаких чувств и эмоций, но когда-то они для вас играли важную роль. Все проходит. И то, что у вас есть сейчас, вскоре для вас станет малозначимым. Не страдайте и не позволяйте ничему, что у вас происходит сейчас, отнимать у вас радостное настроение и счастье. Не позволяйте никому портить вам настроение. Будьте счастливы. И легко отпускайте то, что мешает вам жить. Лучше вы будете без вещей и людей, которые на вас «паразитируют», чем вы будете мучиться и страдать.

Читайте так же:  Наркотическая зависимость

Научитесь легко отпускать то, что заставляет вас страдать или терпеть потери. Освободите себя от бремени. Вы не обязаны страдать и следовать глупым моральным принципам. Жизнь дана вам для счастья, а не для горя. Поэтому только вам выбирать, готовы ли вы быть счастливыми или для вас естественное состояние – страдания.

Ресоциализация в семье

Семья выступает первой средой, в которой индивид социализируется. Более того, в ней он не только приобретает первые навыки и знания, но и повторно нарабатывает новые, избавляясь от старых. Социализация зависит от того, какая атмосфера царит в семье и методы воспитания существуют в отношении детей. Семья – это первый институт, который обучает ребенка главным и важным социальным правилам и нормам жизни, к которым он должен привыкнуть.

По мере своего взросления ребенка несколько раз ресоциализируется. Семья принимает в этом участие. На ресоциализацию влияют мировоззрения родителей, их методы воспитания и общения с ребенком, уровень доверия и взаимоподдержки. В неблагополучных семьях обычно дети менее социализированные и приспособленные к жизни, чем в благополучных.

Ресоциализация осужденных

Сужденные – это здоровые люди, которые совершили поступки, наказуемые законом страны. Они являются психически здоровыми, однако не усвоили в течение всей своей жизни правила, законы и нормы, чтобы им следовать и принять как должное. Однако приобретение статуса осужденного не является вечным. Исправительная психология направлена на то, чтобы осужденным прививать те навыки и манеры поведения, которые будут соответствовать законам страны.

Ресоциализация осужденных – это исправление в личностях их убеждения, взгляды и поведение с целью выработки положительных, социально одобряемых повадок. Это требует время и желания самих осужденных, которые должны прежде раскаяться в содеянном и больше не возвращаться в прошлое.

Социализация человека является важной частью в развитии и воспитании полноценного члена общества. Чем правильнее происходит социализация, тем более успешным человек становится. Ресоциализация не всегда является вынужденной мерой, здоровые люди могут также через нее проходить под влиянием новых условий, которые требуют новых навыков, качеств характера и знаний.

Урок 7-8 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Читайте также:

  1. I. Правомерное поведение личности.
  2. А1.1. Психологические проблемы поведения экономической личности
  3. А1.3. Отношение личности к риску.
  4. В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность.
  5. Весьма эффективным методом изучения личности является судебно-психологическая экспертиза.
  6. Волевые свойства личности
  7. Вопрос№3. Требования к личности педагога.
  8. Воспрос№2. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности человека в существующих теориях.
  9. Групповая оценка личности
  10. Групповое поведение и поведение личности в группе
  11. Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности (уровень личностных черт).
  12. Идентификация личности и путаница ролей.

«Асоциализация» означает процесс усвоения личностью ан­тиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

[2]

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух свя­занных с данной проблемой терминах: «десоциализация»- и «от­ставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее неко­торая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобществен­ные нормы и ценности, образцы поведения.

Асоциализация личности происходит в те же хронологиче­ские периоды (детство, отрочество, юность), что и социализа­ция, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае чаще речь идет о частич­ной десоциализации, когда личность порывает одну или не­сколько положительных связей с обществом, государством, в то время как другие остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности 4 под влиянием группы скрытых преступников, од­новременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие соци­альные роли.

На раннем этапе социализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки , неосознанно или частично осознавая, перенимают у взрослых , ведущий асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. Применяются или позитивные санкции(похвала, одобрение, поддержка и т.д.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности , или негативные (осуждения, неодобрение, угрозы и избиения и т.д.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например: могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жесткость, презрение к честному труду.

В основе многих теорий о личности преступника лежит посту­лат о генетической, психофизиологической и прочих предрасположенностях человека к агрессии, совершению преступлений. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов данные обстоятельства. Ра­зумеется, есть факторы, причем не только аномального свой­ства, которые способствуют совершению преступлений, в том числе встречаются так называемые безмотивные.преступления, деяния, совершаемые в состоянии аффекта, по неосторожно­сти, в пределах самообороны, но имеют место и умышленные убийства.

Ресоциалиизация

– процесс социального восстановления личности, усвоения ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, раз­рушение усвоенных личностью в процессе асоциализации .

Суть его — в восстановлении и развитии у личности социаль­но полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных по­ведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае ресоциализацию осуществляют такие ее специальные институты, как воспитатель­но-трудовые колонии несовершеннолетних осужденных, испра­вительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы (для взрослых осужденных). Главной целью этих социальных институтов является-исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Читайте так же:  Истерический припадок

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации (для осужденных это постпенитенциарный этап ресоциализации) и ряда других категорий лип: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабили­тация». Во многом эти термины синонимичны по отношению друг к другу, во всяком случае они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия, прежде все­го—в объекте социальной работы.

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и боль­ным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматиче­ский синдром, в частности: «афганцы», «ликвидаторы черно­быльской аварии», лица, перенесшие природные стихийные бед­ствия, беженцы из так называемых горячих точек, освободив­шиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица ис­пытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.).

Раздел III – Социальная психология общения

Урок 9-10 Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Общение и деятельность.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6481 ; Нарушение авторских прав? ;

Десоциализация и ресоциализация

Как уже отмечалось, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии названия десоциализация и ресоциализация.

Этап отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации.

Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного

образа жизни. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди теряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях нормы и табу.

В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

Если десоциализация выступает как результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.

В случае вынужденной десоциализации ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий: потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество). Попрошайки, алкоголики, бомжи – все это продукт десоциализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).

Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения. Ярким примером десоциализации является совершение преступления, под которым понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.


Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • 1) изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
  • 2) постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
  • 3) утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);
  • 4) переименование, замена старого имени на «номер», и получение статуса («солдат», «заключенный», «больной»);
  • 5) замена старой обстановки на новую, обезличенную;
  • 6) отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • 7) утрата свободы действий.

При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать, поскольку то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания.

При глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культурный код и создать личность заново.

При поверхностной десоциализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остаются незатронутыми. После поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются.

Читайте так же:  Правила эффективного общения с людьми по телефону

При тюремной десоциализации человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией (отвыканием от жизни в нормальном обществе), а нс с ресоциализацией (восстановлением навыков жизни в нормальном обществе), служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения.

Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным.

Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека).

Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит стадии (этапы), совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важ­нейшие вехи в биографии человека: поступление в вуз, женитьба, выбор профессии и трудоустройство, служба в армии, выход на пенсию.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привы­чек, окружения, дружеских контактов, с изменением привыч­ного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в но­вый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии осо­бое название.

Отучеиие от старых ценностей, норм, ролей и правил по­ведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нор­мам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одно­го процесса, а именно взрослой, или продолженной, социа­лизации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом воз­расте, он существенно меняется. Теперь на первый план вы­ходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализа­ция (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ре­социализация является поверхностной. Она не способна вос­становить все богатство утраченных ценностей, норм и ро­лей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случа­ях — и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщатель­но изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремаль­ных условиях:

— изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

— постоянное общение с одними и теми же людьми, с ко­торыми индивид работает, отдыхает, спит;

— утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одеж­ды и облачение в спецформу);

— переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

— замена старой обстановки на новую, обезличенную;

— отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

— утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентиру­ется, но нравственно деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитив­ная ресоциализация уже не поможет — разрушенными ока­жутся основы личности.

В тех случаях, когда человек, что называется, «надломил­ся», происходит негативная ресоциализация: мальчик из бла­гополучной семьи становится бандитом.

Если десоциализация может быть глубокой, то и позитив­ная ресоциализация может быть столь же глубокой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 —

| 7220 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.

  2. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2013. — 272 c.

  3. Моррис, Хью Искусство поцелуя / Хью Моррис. — М.: Серебряные нити, 2015. — 110 c.
  4. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
Ресоциализация личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here