Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Человек — разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира — мировоззрение.

Мировоззрение — система устойчивых взглядов общества, классов, партий, отдельных личностей на мир, который их окружает.

Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. В одном случае связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющее самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы действий людей.

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Шестнадцатый урок, 11 класс

Содержание

Духовный мир личности

Духовный мир личности — это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности — в познании окружающего мира,самовыражении, в пользовании достижениями культуры;

2) знания (о природе, обществе, человеке, самом себе);

3) вера в истинность тех убеждений,которые разделяет человек;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, отражающие его идеалы;

8) чувства и эмоции;

9) цели, которые ставит перед собой человек.

Важный элемент духовного мира личности — мировоззрение.

Духовный мир личности связан с обществом, т.к. человек вступает в общество, обладающее определённым духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно. В обществе одновременно существуют различные мировоззренческие системы.

Из каких элементов состоит мировоззрение?

Из каких элементов состоит мировоззрение? (Структура мировоззрения)

3) Установки (состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку)

5) Духовные ценности

6) Идеи и идеалы.

Субъекты (носители) мировоззрения

Субъекты (носители) мировоззрения:

1) отдельный человек;

2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);

3) общество в целом.

Классификация типов мировоззрения

Каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои ценности.

Классификация типов мировоззрения:

1) Обыденное мировоззрение:

  • опирается на непосредственный жизненный опыт человека;
  • мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.

2) Религиозное мировоззрение:

  • тесная связь с мировым культурным наследием;
  • ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека;
  • стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей;
  • непримиримость к другим жизненным позициям; недостаточное внимание к достижениям науки.

[2]

3) Научное мировоззрение:

  • прочная научная обоснованность;
  • реальность целей и идеалов;
  • связь с производственной и социальной деятельностью людей;
  • недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.

3) Мифологический тип мировоззрения — совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

  • Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
  • Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Роль мировоззрения в деятельности людей

Роль мировоззрения в деятельности людей

1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? ты в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, какой онє.

Во-вторых, само мировоззрение через свою философскую»сердцевину»дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, щ освещающий дорогу путнику, великий философ прошлого. Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темнотеві.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, своей деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей л. Иудины и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразияа.

МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета

Читайте так же:  Почему хочется плакать без причины

Что такое менталитет человека? монастрий»,»душевность»Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталит ет конкретного человека. Что здесь имеется в виду? к сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание ею своего места в этом мире. Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговое й сплав, что и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим спраних справ.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет — явление в основном личностное хотя говорят и о менталитете того или иного ого социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социал льное статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами — в их мента литетті.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин»украинская душа», при этом подразумевается целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивые ость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа имеет эти качества, но сложилось мнение, что названные черты типично и именно для украинского народа. Современная наука о национальных общности людей — этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических игрууп.

Мировоззрение. Убеждение. Менталитет

Миропонимание. Мировоззрение. Геоцентризм природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука?

3. Что такое убеждение?

4. Что общего в понятиях»мораль»и»мировоззрение»?

5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Отчего философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению. О. Швейцера, мировоззрение должно соответствовать трем требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на моральных принципах, оптимистичным

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований?

2. Проанализируйте два сделаны в разное время высказывания выдающегося русского философа. МО. Бердяева (1874-1948)

Конец XIX века:»Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, л человечества в космос, космоса в. Бога»Конец 30-х гг XX века:»Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже пр имарним и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности»Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа?. В каком направлении менялись его взгляды?. К какому из типе в мировоззрения относится первое высказывание? ення?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа. К. Каутского (1854-1938):

«Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача на аукы, наоборот, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить. Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности».

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения?

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе

2 духовные деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществлениея.

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральной точки зрения ами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры)

3. Философы утверждают: моральный выбор — это тот пункт, где абстрактные требования этики и моральная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а потом проявляются в поступке. Согласны ли вы с т такой точкой зрения? тя.

4. Раскройте сущность моральной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? в в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердиея?

5. Охарактеризуйте сущность и типологию мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Как смысл вкладывает наука в понятие»менталитет»?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры)

§ 4.2. Мировоззрение и его роль в жизни человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Читайте так же:  Социально-психологическая характеристика

Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги В. К. Арсеньева «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного ученого, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»

Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм9 наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — ив этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки- К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально-ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Роль мировоззрения в жизни человека и в обществе. Структура мировоззрения.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля — способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения. Воля — психологическая установка на готовность действовать в соответствии с убеждениями.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

«Философия, ее роль в жизни человека и общества»

§ 1. Мировоззрение и его сущность.

Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

Термин «мировоззрение» появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек – мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта — онтологический, гносеологический, аксиологический и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение — отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек – мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек – мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

[1]

Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения «человек – мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.

Теоретически оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях — индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением.

В зависимости от видов отражения, каждый из которых проявляется в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент — картина мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Мировоззрение — это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования.

Миропонимание – познавательно-интеллектуальный уровень.

Мироощущение – эмоционально-психологический уровень.

Роль мировоззрения в жизни человека

Читайте также:
  1. Foreign Office – структура, функции…..
  2. I. Сущность и структура финансового рынка.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. Lamblia intestinalis и лямблиоз человека.
  5. Quot;Поколения» прав человека
  6. Trypanosoma cruzi и болезнь Чагаса человека.
  7. V. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ВАШЕЙ ЖИЗНИ
  8. VII.1.2) Правовая структура вещи.
  9. XX съезд КПСС и его значение в жизни общества
  10. XX съезд КПСС. Демократизация жизни страны во второй половине 50 — х годов. “Оттепель”.
Функция мировоззрения и её сущность Пример проявления
1 Формирование необходимых для существования человека жизненных ориентиров. Мировоззрение выступает своего рода маяком, задавая направление жизни человека Американский технический специалист, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ (Агентство национальной безопасности) США Эдвард Сноуден из-за своих убеждений, несмотря на то, что давал присягу, раскрыл факты всеобъемлющего слежения в 60 странах за более чем миллиардом человек.
2 Мировоззрение даёт ответ на вопрос о смысле жизни (для каждого ответ на этот вопрос индивидуален) 1. Иеромонах Саровского монастыря Серафим Саровский всю свою жизнь посвятил служению Богу и постоянным молитвам, видя в этом смысл своего существования; 2. Известный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз, наоборот, позиционирует себя атеистом и видит смысл существования людей в передаче своих доминантных генов потомству.
3 Мировоззрение формирует идеалы человека Сингапурский пловец Джозеф Скуллинг всю жизнь мечтал победить на Олимпийских играх. Кумиром Джозефа был самый известный пловец в мире, 23-кратный (!) олимпийский чемпион Майкл Фелпс. Всю жизнь Джозеф упорно тренировался и на Олимпиаде в Бразилии смог победить своего кумира, став олимпийским чемпионом.
Читайте так же:  Не могу уложить ребенка спать как бороться с детской бессонницей

Темы для эссе:

1. «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить». (И. Бергман)

2. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». (Ж.П. Сартр)

3. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

1.3 Виды знаний

Мы с вами уже знаем, что потребность в получении новых знаний о мире, человеке и обществе является важной потребностью в структуре потребностей человека. С этой точки зрения, вся история человечества представляется ускоряющимся процессом получения, обработки и систематизации знаний. Чем быстрее развивается общество, тем больше появляется способов получения новых знаний, тем выше эти знания ценятся. В таких условиях проблемы познания приобретают большую значимость.

Познание 1 процесс деятельности человека, направленный на получение достоверных знаний о мире, человеке и обществе.

Познание 2 процесс творческой деятельности человека, направленный на отражение объективного мира в субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях, целью которого является получение знаний о мире, человеке и обществе.

1 В данном случае можно использовать оба определения в качестве равнозначных, но рекомендуется знать оба, так как второй вариант будет использоваться для объяснения сущности понятия «знание».

Знаниеэто форма полученной в результате познания информации. Знание есть результат познания.

Мнения на возможные познания мира

1. Агностицизм – отрицает полное или частичное познание мира, то есть познание не дает верных сведений о мире. Мир непознаваем.

2. Скептицизм – не отрицает возможности познания мира, но ставит под сомнение достоверность всех познавательных процессов.

3. Рационализм – мир принципиально познаваем и это возможно.

4. Сенсуализм – мир познаваем через чувственно

Виды познания

[3]

1. Житейское (обыденное) познание;

Читайте так же:  Как перестать страдать

2. религиозное (мифологическое);

4. художественное (человек познает через художественный образ);

Ни одно из этих познаний не является сформированным, и могут реализоваться и через друга.

Чувственный и рациональный уровни познания

Знание является единством чувственного и рационального познания, то есть без чувственного познания мир практически непознаваем (если ты слеп и глух, то тебе тяжело будет познавать мир, ну и если чел тупой, то ему будет крайне сложно познавать мир).

Интуиция получение какого-либо знания в результате озарения , т.е. непонятным способом. Интуиция бывает:

1. Мистическая (религиозное откровение; дежавю).

2. Интеллектуальная (открытие Менделеевым таблицы Менделеева)

Знание результат познавательной деятельности (знание как результат познания).

Смысл термина «знание»

1. Знание, как способность или умение (я знаю карате)

2. Знание ,как познавательное значение информации

3. Знание ,как особая познавательная единица = знание, как смекалка

1. Житейское – строится на здравом смысле и личном опыте. (Носит эмпирический характер.Базируется на здравом смысле и обыденном сознании)

2. Научное – строится на понятиях. (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов).

3. Религиозное (мифологическое) – базируются на восприятии верой.

4. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

5. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

6. Философское постижение мира – высшая форма теоретического познания.

1.4. Понятие истины, её критерии

Истина – знание, которое соответствует своему предмету и совпадает с ним.

(Не зависит от человека (Зависит от человека

и человечества в целом) и человечества)

Основные свойства истинны

1) Истина есть некий процесс, но не одноразовый акт познания формулировки конкретного вопроса (истина познаётся долго).

Читайте так же:  Теории возникновения сознания, как высшей ступени развития психики

2) Истина всегда конкретна (Т.е связана с конкретным местом и конкретным временем)

3) Истина всегда едина, то есть включает в себя 3 аспекта:

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина Относительная истина
Исчерпывающие, достоверные знания, которые никак не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина – раз и навсегда. Например: любые аксиомы и законы физики (земля шарообразна). Неполные, неточные знания. Например: Солнце вращается вокруг Земли – относительная истина, так как недостаточно информации, чтобы опровергнуть или доказать это. Относительная истина ограничена: — уровнем развития конкретного человека; — средствами и методами познания; — уровнем развития общества. Со временем относительная истина или опровергается (Земля плоская) или становиться абсолютной.

Таким образом, разница между абсолютной и относительной истиной в степени точности и полноты отражения действительности.

1. Ложь, как заблуждение (несознательное искажение действительности). Заблуждение играет большую роль в истории науки, так как заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо становятся истиной. Соответственно заблуждения способствуют новым критериям.

2. Ложь, как преднамеренный акт (преднамеренная ложь – сознательное искажение действительности).

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения.

1.Соответствие законам логики. Например, Котики не летают, потому что у них нет крыльев..

2. Соответствие ранее открытым законам науки

3. Соответствие фундаментальным законам. Например, закон сохранения энергии

4. Практика – система деятельности людей , направленная на преобразования окружающей действительности.

А) труд (материальное производство);

Б) в качестве социальных действий (реформа, революция);

В) как научный эквивалент

1. Как источник познания;

2. как основа познания;

3. как цель познания;

4. как критерий истины.

Другие определения истины:

· Истина как то, что подтверждено практическим опытом.

· Истина как соответствие знаний действительности.

· Истина как некое соглашение между людьми (конвенция), например, стул называть СТУЛОМ, а не диваном.

· Истина как свойство самосогласованности знаний, когда несколько наук или разные положения в одной науке приходят к одному выводу.

| следующая лекция ==>
Отличия деятельности человека от поведения животного | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-10-15 ; просмотров: 63 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

  2. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.

  3. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
  4. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.
Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here