Самоконтроль и контроль – развитие

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самоконтроль и контроль – развитие" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Контроль и самоконтроль в практике развивающего обучения

В психологии и педагогике существует множество определений самоконтроля. Психолого-педагогический словарь (1998г.) определяет самоконтроль как “осознание и оценку субъектом собственных действий, психологических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях”.

Во внешней структуре учебной деятельности выделяется четыре основных, взаимодействующих друг с другом компонентов:

  • учебная мотивация как совокупность побудителей к учебной деятельности;
  • учебная задача, определяющая содержание и цели учебной деятельности и предлагаемая в форме учебного задания;
  • учебные действия и операции как способы решения учебных задач;
  • внешний контроль и оценка учителя, переходящие (при определённых условиях) в самоконтроль и самооценку учащегося.

На мой взгляд, место самоконтроля в структуре учебной деятельности и различных его видов определяется двумя основными целями развивающего образования:

1) созданием условий для саморазвития ученика как субъекта деятельности (а в перспективе – как полноценного субъекта своей жизни);

2) обеспечение глубокого усвоения накопленного социокультурного опыта.

Контроль и самоконтроль является средством развития субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности – это человек, умеющий учиться самостоятельно. По своим внутренним побуждениям стремящийся дойти до сути устройства предметов и явлений, способный обостренно чувствовать и рефлексивно видеть границы своих знаний, умеющий и имеющий привычку преодолевать эти границы. Особую роль при этом играет рефлексивный контроль, который ученик использует как важнейший инструмент открытия нового способа действия или понятия либо применения в нестандартных условиях уже знакомого способа действия. Такой контроль теснейшим образом связан с мышлением, а особенно с теоретическим мышлением. Кроме того, истинный субъект деятельности способен к саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции.

Таким образом, создавая условия для развития рефлексивного контроля и самоконтроля, я как учитель, работающий в системе развивающего обучения, способствую развитию теоретического мышления и целого ряда основных характеристик истинного субъекта учебной деятельности. При этом на первый план вывожу характеристики поисковой, исследовательской, преобразующей, творческой учебной активности учащихся.

Моя главная задача научить постоянному самоконтролю. Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э.Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”. Конечно, человек, умеющий себя контролировать в самых разных проявлениях жизни и деятельности, способен добиться многого.

[2]

В своей работе на протяжении ряда лет я использую три вида контроля и самоконтроля в зависимости от того, на каком этапе выполнения действий они проявляются: итоговый, текущий (пооперационный) и предварительный (или планирующий). Итоговый контроль выполняет важнейшую функцию оценки результатов обучения.

Пооперационный контроль – это великолепный “ полигон” для перехода внешнего, учительского контроля, в самоконтроль.

Обучение самоконтролю учащихся проводится на материале учебных письменных работ и различных заданий на внимание. Было установлено, что ошибки учащихся порождены не незнанием правил, а неумением сравнивать свою работу с эталоном, то есть недостатками текущего, пооперационного контроля. Вместе с учащимися был выяснен состав и последовательность операций по проверке слов, выделен контроль “по написанию” (правильность орфографии), составлено правило проверки на карточке. После его освоения самоконтроль осуществлялся в форме громкой речи, затем шёпотом и, наконец, “про себя”. После отработки всех этапов самоконтроль осуществлялся по правильности конечного результата. Самоконтроль становится обобщенным, сокращенным и автоматизированным, учащиеся становятся внимательнее, повышается их успеваемость. На всех этапах формирования самоконтроля в учебной деятельности используется работа в микрогруппах и парах.

Следует особо остановится на роли текущего, пооперационного контроля в общем развитии субъекта деятельности. Текущий, пооперационный контроль является универсальным для всех видов деятельности способом действия, обеспечивающим успешность всей деятельности на определенном этапе её становления. Поэтому, создавая условия для формирования самоконтроля в ходе решения многих частных задач, я одновременно развиваю и закрепляю важнейшую универсальную регулятивную основу решения любых задач в любой деятельности. Именно текущий, пооперационный контроль является отправной точкой в достижении цели.

В своей работе наряду с итоговым и текущим (пооперационным) контролем особое место уделяю также предварительному (планирующему) контролю. Назначение предварительного контроля вижу в установлении уровня познавательной деятельности (зоны актуального и ближайшего развития) учащихся. Наиболее важен предварительный контроль на точках входа – при знакомстве с новым классом, в адаптационный период для учеников в 1,v классов, в работе с вновь прибывшими и пришедшими после болезни, а также в первые дни каждого учебного года. Именно его итоги позволяют наметить план дальнейшего продвижения класса в целом и отдельных учащихся. Без него невозможны внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения.

[1]

Для ученика предварительный контроль не менее важен, но имеет другие функции. При решении частных задач – это функция внутреннего планирования. Особое внимание в этом умственном действии уделяется уточнению ориентировочной основы действия, примерке её к своим индивидуальным особенностям. Предварительный контроль для учащегося теснейшим образом связан с основными параметрами теоретического мышления. Он требует рефлексивной самооценки, глубокого и хорошо тренированного познания своих возможностей, анализа и оценки границ своих знаний, планирования действий с учётом этой рефлексивной оценки и проведенного анализа. На мой взгляд, упреждающий, предварительный самоконтроль во многом определяет формирование индивидуального стиля успешной учебной деятельности.

Таким образом, организация технологической цепочки развивающего образования на каждом её этапе должна создавать условия для интериоризации основных принципов, видов и способов внешнего контроля в самоконтроль.

Система контроля в практике моей работы состоит из стартовых проверочных, тестовых диагностических, самостоятельных, текущих проверочных, итоговых работ. Каждый вид контроля имеет свои специфические задачи и проводится на определённых этапах по ходу решения системы учебных задач.

Первая контрольная работа проводится с целью определения зоны ближайшего развития класса и отдельных учащихся. Подбирая задания для этого типа работ, ориентируюсь на тот уровень знаний и развития учащихся, который реально выходит за рамки зоны их актуального развития. Это позволяет диагностировать уровень умения учиться – увидеть проблемную ситуацию и наметить пути решения.

Разрабатывая проверочные работы, пользуюсь четырьмя уровнями усвоения знаний, которые были выделены В.П.Беспалко: уровень узнавания (уметь узнать, отличить одно от другого), уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях, уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний). К перечисленным добавляю ещё три, которые в целом согласуются с перечисленными и расширяют творческий подход к способам действий ученика.

Читайте так же:  Головная боль напряжения

“Выбери верное решение”!

Уровень усвоения: ученик не в состоянии самостоятельно выполнить задание, но уже может отличить верное решение от ошибочного. Неверные решения подбираются с учётом типичных ошибок при подобных заданиях.

“Выполни задание. Правильный ответ к нему приводится”.

Уровень усвоения: ученик уже может выполнить задание сам, но ему не хватает уверенности, навык ещё не сложился. Поэтому необходима опора на правильный ответ или на его характеристики.

“Реши задачу и выбери из нескольких приведённых ответов верный”

Уровень усвоения: может самостоятельно с минимальной подсказкой (один из ответов верный) выполнить задание.

Уровень усвоения: ученик способен полностью самостоятельно выполнить задание.

“Придумай и выполни задание № 4”.

Предыдущие уровни – чисто исполнительские, репродуктивные. С этого номера начинаются задания, соответствующие творческому применению полученных знаний. Для выполнения задания № 5 надо хорошо понять сущность задания – образца и видеть варианты его преобразования.

“Придумай задания с ловушками на ошибкоопасных местах”.

Для выполнения задания № 6 необходимо прекрасное и вариативное овладение ориентировочной основой действия, высоко развитый рефлексивный и упреждающий (планирующий) самоконтроль при его организации и выполнении.

“Научи другого придумывать задачи, аналогичные предыдущим”.

Уровень овладения способом действия: высокий, творческий.

Учащиеся самостоятельно выбирают задания определённого уровня. Когда идёт проверка, то оценивается уровень точности прогноза (прогностической самооценки), уровень овладения способом действия и уровень развития учебной активности, субъектности гимназиста.

Самоконтроль и контроль – развитие

115 Методы контроля и самоконтроля в обучении

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования с кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешний обратная связь (контроль педагога) и внутренний (самоконтроль. УЧН ния). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в ход учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору фор м и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы робототи.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов

. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя доступным методом контроля является планомерное целенаправленное е и систематическое наблюдение учителя за деятельностью ученики.

Как относительно самостоятельный этап, контроль в процессе обучения выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции

. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечаю кая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что каждый из них может быть опрошен в любой момент. Учебная роль проверки заключается и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или ком ентари учителя по поводу неудачной ответа ученика или неудовлетворительного усвоения материалу.

. Воспитательная фун кция контроля состоит в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности, выработке воли

Ожидание проверки заставляет учащихся систематически учить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают готовить уроки

Систематический контроль повышает ответственность за выполненную работу не только учеников, но и учителя, приучает к опрятности, формулирует положительные нравственные качества и коллективистские отношения. Кроме того, контрол ль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки. А это одних лишает излишней самоуверенности и самоуспокоенности, а другие начинают ясно осознавать св й недостатокки.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью:

1) индивидуальный характер контроля, требует осуществления контроля за личной учебной работой и поведением каждого ученика. Результаты обучения отдельного ученика не отождествляются с результатом работы коллектива (группы или класса) и и наоборот;

2) систематичность, регулярность контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими видами учебной деятельности учащихся;

3) разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающих реализацию учебной и воспитательной функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

4) всесторонность, которая означает, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

5) объективность контроля, устраняет субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

6) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся и требует использования в соответствии с этими особенностями различной методики осуществления контроля и педагогического такта учителя

7) единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе

Соблюдение этих требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения

На различных этапах обучения используются разнообразные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, а также формы его организации

. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или раздела, который будет изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен зн нати, кто что может и которыми знания. Это поможет ему определить, на каких моментах необходимо больше сосредоточить внимание, решения каких вопросов требует большего времени, а каких меньше, поможет определить инди видуальний подход к каждому. УЧНчня.

. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Осуществляется он с помощью систематического наблюдения учителя за работой ю класса в целом и каждого ученика в частности, на всех этапах обученияя.

. Тематический контроль осуществляется периодически, после изучения темы или нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля осуществляется на повторительно-обобщающих уроках и способствует подготовке д к контрольным мероприятиям: устных и письменных зачетовв.

. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, учебного года, а также после окончания обучения в начальной, средней и полной средней школе

По формам контроль делится на индивидуальный, групповой и фронтальный.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах

Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в дальнейшем разбивается на ряд конкретных, уточняющих. Как правило, дня ответа и ученики приглашаются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле даются при неполной ответа ученика. Если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний, или, если у учителя виникают ь сомнения при выставлении оценкиінки.

Читайте так же:  Что такое паранойя и как от неё избавиться

. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала

При фронтальном опросе учитель ожидает от учеников четких, лаконичных ответов с места. Используется он в основном с целью повторения и закрепления учебного материала на коротком промежутке ч времяу.

отношении индивидуального опроса фронтальный контроль имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что он способствует активизации работы всего класса, позволяет опросить много учеников, сэкономить ты время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после прослушанной ответа товарища. Недостатки очевидны: не забей зпечуе проверки глубины знаний, возможны случайные удачные ответы учащиесянів.

. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные работы по карточкам основном это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, украинского и русского языка (диктант ты, переводы, произведения) и др.. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, карт да и ін.

. Практический контроль используется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физического воспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы. На уроках математики. ВВИ ийснюють измерительные работы, на других — проверяют умение пользоваться приборами, вроде амперметра, вольтметра и иін.

Таким образом, этот метод необходим тогда, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусств,. ЦТВ.

[3]

С развитием информационных технологий все шире используется машинный контроль распространенными являются виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в его беспристрастности. ОДН нак, он не проявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и и ін.

. Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умение самостоятельно находить допущенные ошибки неточности, а также способ устранения выявленных недостатковв.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или плотного контроля. Как правило, это сочетание устного и письменного опроса

Сущность его заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, другие готовятся к ответу у доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвует в опросе.

Преимущества этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки знания нескольких учеников за незначительный промежуток времени: применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить ведра азу нескольких ученики.

Самоконтроль: что на него влияет и как его развить

Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.

По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.

К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.

Что влияет на самоконтроль?

Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.

Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.

С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.

Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.

Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.

Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.

Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?

Как улучшить навык самоконтроля?

Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:

  • Анализировать последствия импульсивных поступков;
  • Помнить о самомотивации;
  • Пошагово планировать свои действия;
  • Завести дневник самоконтроля;
  • Не допускать эмоционального истощения;
  • Приучить себя к дисциплине и режиму;
  • Выработать пунктуальность.
Читайте так же:  Как снять стресс

Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.

Анализ последствий

Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.

Правильная мотивация

Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.

План действий

Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.

Дневник самоконтроля

Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.

Забота об эмоциональном здоровье

Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.

Дисциплина и режим

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.

Пунктуальность

Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.

Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.

Социальный контроль и самоконтроль

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (нравственный, государственный контроль и др.), в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — это любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

— негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.).

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Читайте так же:  Депрессия в декрете

Методы социального контроля:

1) Изоляция – это установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2) Обособление – это ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

3) Реабилитация – это процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Таким образом, социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе. Он направлен на позитивное развитие.

Самоконтро́ль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным желаниям.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доляголовного мозга. [1] Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли. В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей тест, который назвал «зефирным тестом» (англ. Stanford marshmallow experiment). В ходе теста четырёхлетним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.

В течение следующих 40 лет Мишель наблюдал за жизненными успехами участников теста, проводил психологические тесты, сравнивал их учебные и карьерные достижения, личную жизнь, измерял индекс массы тела. В 2006 году, закончив исследования, Мишель заключил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто не съел зефир сразу. На основании результатов эксперимента Мишель сделал вывод, что самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.

Самоконтроль и контроль – развитие

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Для проверки уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков разработаны методы контроля и самоконтроля. Среди методов контроля выделяют наблюдения за различными видами деятельности учащихся в на уроке, устная проверка, письменная проверка, контрольные и лабораторные работы, сочинения, домашние задания, графическая проверка, проверка практикой, тестовая поверкиа.

Методы устного контроля

К ним относятся фронтальное и индивидуальный опрос. Во время фронтального опроса учитель предлагает серию логически связанных между собой вопросов для учащихся всего класса. Оно способствует систематизации знаний, развивает учебную активность учащихся, но не учитывает индивидуального темпа мышления ния, стимулирует простые ответы, поэтому его необходимо сочетать с индивидуальным опросом. В процессе индивидуального опроса ученик имеет возможность самостоятельно выражать свои мысли, корректировать их и помо внюваты. Эффективность методов устного контроля зависит от тщательной подготовки учителя, четкости формулирования вопросов (понятности, лаконичности) и степени их проблемностисті.

Наблюдение за учебной деятельностью. Как метод контроля его выделяют условно, ибо наблюдения органично принадлежит ко всем методам обучения и контроля, ведь учитель всегда фиксирует степень внима ажности ученика, уровень его мышления, культуру поведения, отношения в предмета.

Методы письменного контроля

Они направлены на анализ документального материала, определение характера допущенных учащимися ошибок и способов их преодоления распространенными являются следующие методы письменного контроля: контрольные работы, произведения, диктанты, письменные зачеты, контрольные тестовые работы программируемого типа (перечень вопросов и возможные варианты ответов).

Методы лабораторного контроля

Эти методы обеспечивают возможность проверить уровень сформированности умения применять полученные знания на практике. Они направлены на проверку умений учащихся пользоваться лабораторным оборудованием (ампе ерметр, барометр, вольтметр, термометр и т.д.). Метод лабораторного контроля охватывает также письменные и графические работы, решения экспериментальных задач, требующих осуществления опытеів.

Графическая проверка

Используется на уроках математики, черчения, изобразительного искусства и др.. Она предусматривает создание обобщенной наглядной модели, которая отражает взаимосвязи в объектах и ??предметах, вивчают ться. Так, графически можно изобразить условие задачи, механизмы, приборы, процессы. Графическая проверка обеспечивает развитие познавательного интереса, экономит время, формирует умение обобщать, систематизировать классифицировать изученный материал, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Основными формами графической проверки является составление таблиц, схем, построение диаграмм, графиков, создания рисунков, работа с картами. Она часто сочетается с устным или письменным, проверкамрками.

Тестовая проверка знаний

Этот метод обеспечивает объективное измерение объема и качества усвоения учащимися конкретных знаний, умений и навыков, но не способностей. Слово»тест»(англ test) означает испытание, проверку. Основные требованиями оги к тестам заключаются в том, что они должны быть кратковременными, однозначными, правильными, относительно короткими, информативными, удобными, стандартными; соответствовать целям обучения, воспитания и решения итку. УЧНрозвитку учня.

Основными критериями тестов объективность, надежность, валидность и точность

. Объективность предусматривает, что результаты измерений максимально независимые от исследователей. Это означает, что разные учителя, преподаватели, эксперты, измеряя одну и ту же характеристику, получают одинаковый результат важен ной условием обеспечения объективности является стандартизация процедуры измерения: объективность осуществления измерения (одинаковые условия, время, средства); объективность обработки данных (фиксация результатов их хранения и анализ); объективность интерпретации результатов (алгоритмы анализа, критерии оценки и интерпретации результатовв).

. Надежность метода измерения предусматривает восстановление результатов диагностики при повторных измерений. Степень надежности метода определяют с помощью коэффициента надежности, равен коэффициенту корреляции между результата звеньями, полученными одинаковым методом и при одинаковых условиях. Коэффициент надежности указывает, насколько совпадают результаты измеренийнь.

Степень надежности измерения зависит от объективности метода, оптимизации параметров средств измерения, стабильности измеряемых характеристик

. Валидность метода отражает соответствие того, что измерялось этим методом, потому что он должен измерять. Валидность метода дифференцируют по следующим признакам: валидность содержания, валидность соответствия, валидность прогнозу.

. Точность метода измерения характеризует степень колебания измеряемого параметра и определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно осуществить измерения этим методом. Колебания результатов измерения подчиняется я статистические закономерностим.

Читайте так же:  Игромания азартные игры

Критерии оценки качества методов измерения являются необходимыми, но недостаточными критериями эффективности педагогического контроля. Кроме них, эффективность в значительной степени зависит от организации контроля, с обеспеченности учебного процесса техническими и методическими средствами, уровня профессиональной образованности самих учителей по вопросам методологии и теории тестового контролю.

С помощью тестовых заданий можно осуществлять текущую, поэтапную и итоговую аттестации результатов учебной деятельности учащихся. Использование этого метода позволяет значительно повысить ответственность учащихся за результаты своей деятельности, скорректировать действия учителя от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуальной траектории развития. УЧНя.

зависимости от способа ответов на тестовые задания делятся на:

— задание закрытой формы с предложенными ответами, из которых один является правильным;

— задания открытой формы со свободно конструируемых ответами

Тестовые задания закрытой формы состоят из трех компонентов: инструкции по их выполнению; вопросительно содержательной части; правильного ответа. В некоторых тестовых заданиях инструкции нет, поскольку эту функцию выполняет вопросительная содержательная часть. Часто инструкцию размещают в начале тестовой тетради или тестовых материалеів.

В тестовых заданий закрытой формы относятся:

1) задачи альтернативных ответов («правильно — неправильно»,»да — нет»), применяемые для оценки одного элемента знаний;

2) задачи простого множественного выбора, предусматривающие нахождение одного правильного ответа из предложенных вариантов;

3) задачи с множественным выбором, в которых количество правильных ответов не ограничено инструкции

Задача с простым множественным выбором строят на принципах классификации и кумуляции, задачи с множественным выбором — в соответствии с принципами классификации, кумуляции, цикличности, комплексности ( (сочетание принципов.

К задач открытого типа относятся задачи на восстановление последовательности или соответствующей части

В тестах этого вида варианты ответов не предоставляются, то есть тестовые задания предусматривают свободную форму ответа. Тесты открытого типа делят на задание с пропусками, задания на дополнение, дл. Ання с кратким ответом и задания в форме структурова-ного эсе.

В задачи с кратким ответом существует особое требование: они должны быть сформулированы так, чтобы вопросы требовали краткого ответа, которая обычно является результатом математических расчетов

Как показывает практика, учащиеся предпочитают вопросом открытого типа. Такой подход к вопросам поощряет их проверять и развивать свои идеи, анализировать изучен учебный материал. Вопрос открытого типа часто начинаются словами»что»,»как»,»которые»тощt;як», «які» тощо.

В создании тестов необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

1. Содержание задачи должно соответствовать требованиям программы и отражать содержание обучения

2. Тест задачи одинаковой формы должны сопровождаться одной инструкцией по их выполнению

3. Текст инструкции должен отличаться от основного текста другим шрифтом или цветом

4 теста задачи нумеруются арабскими цифрами, нумерация тестовых заданий различной формы сквозная

5. Создание тестового задания начинается с формулировки правильного ответа (для задач закрытой формы) или постановки вопроса (для задач открытой формы)

6. Вопросительная часть тестового задания формулируется обычно в утвердительной форме, кратко, четко, без двойного толкования

7 вопросительно часть тестового задания целесообразно выделить другим шрифтом (заглавные буквы, активный цвет и т.д.)

8 вариантов ответов тестового задания должны иметь отдельную индексацию (нумерацию)

Тесты успешности имеют существенные преимущества перед традиционными методами контроля:

— обеспечивают возможность проверить уровень усвоения учебного материала всеми учащимися;

— позволяют за сравнительно короткое время проверить значительно больший объем знаний, чем это можно сделать с помощью традиционного устного или письменного опроса;

— нейтрализуют влияние внешних факторов (почерк, грамматические ошибки, предвзятое отношение к ученику);

— обеспечивают оперативный и систематический контроль за учебной деятельностью учащихся, побуждает их к регулярной подготовки по предмету;

— формируют интерес к учебе (необычность формы задач);

— позволяют повысить объективность итогового контроля, изменить его формы

В процессе подготовки материалов для тестовых задач необходимо соблюдать следующие основные правила:

1) нецелесообразно включать ответы, неправильность которых на время тестирования ученик не сможет обосновать;

2) неправильные ответы должны основываться на типичных ошибках и быть правдоподобными;

3) правильные ответы из всех предложенных следует размещать в произвольном порядке;

4) задача не должны повторять формулировок учебника;

б) ответы на вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие задачи этого теста;

6) вопросы не должны содержать»ловушек»(каверзные и ложной информации)

Нельзя абсолютизировать тестовый метод контроля. Он имеет право на существование наряду с другими методами и формами проверки знаний. Как каждое средство диагностики тесты имеют свои преимущества и недостатки. Результаты и решения тестовых заданий не позволяют определить уровень интеллектуальных ресурсов субъекта. Несмотря на валидность и прогностическую надежность, тесты не всегда могут»измерить»динамику разви ку индивидуальных способностей ученика, лишают его и учителя»живого»общения. Поэтому целесообразно сочетать тестирование с другими (традиционными) формами и методами поверкимами і методами перевірки.

Метод самоконтроля. Он направлен на формирование умения осознанно регулировать собственную учебную деятельность, совершенствовать ее, предотвращать ошибки и неточностям. Важными средствами формирования у учащихся в умений самоконтроля является осознание правильности операций и действий, составление плана ответов, перевод основных мыслей, работа с контрольными вопросами, контроль со стороны учителя, самооценки (критическое отношение ученика к своих способностей и возможностей и объективное оценивание собственных успехов в учебеі).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Методы контроля направлены на обратную связь в обучении, его регулирования и корректировки. Использование их должно обеспечить полноту и всесторонность контроля, его систематичность, объективность, индивиду уализацию и дифференциацию в обучении. Все методы контроля используют во взаимосвязях с дидактическими целями, содержанием и этапами обученияня.

Источники


  1. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.

  2. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  3. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
  4. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
Самоконтроль и контроль – развитие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here