Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку?

Самооценка является характеристикой любого человека, который начинает оценивать не только окружающий мир, но и самого себя. Самооценка ребенка формируется с самого детства. Нередко самооценка сохраняется на всю жизнь, но человек способен на нее повлиять, если пожелает этого. Как повысить самооценку ребенку, также будет рассказано на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое самооценка ребенка?

Самооценкой ребенка называется восприятие малышом самого себя в целом. Здесь оценивается все: его качества, способности, возможности, поступки, желания и личность в целом. Поскольку ребенок еще не способен анализировать и сам делать выводы, его самооценка становится такой, какой ее формируют родители. Именно со слов мамы и папы ребенок начинает понимать, какой он, как живет и действует.

Поскольку в детстве ребенок воспринимает все безусловно, нередко самооценка, сформированная в детстве, сохраняется на всю жизнь. Ее возможно изменить, но потребует это очень много времени и сил.

Таким образом, родителям следует быть внимательными к тому, как они оценивают своих детей, как их называют, как характеризуют их поступки. Ведь ребенок будет все воспринимать на веру и относиться к самому себе соответствующим образом.

Все было бы ничего, если бы только самооценка не влияла на жизнь человека в целом. В зависимости от того, как ребенок себя оценивает и воспринимает, у него возникают определенные желания, он верит или не верит в свои способности, боится или становится смелым в ситуации опасности, достигает успехов или нет, становится успешным в учебе или нет. Таким образом, родители создают у своего ребенка самооценку, которая потом влияет на то, как он контактирует с другими людьми, взаимодействует с миром и каких успехов достигает.

Самооценка у детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте ребенок пока не обладает нужными навыками, чтобы самостоятельно формировать представление о том, кем он является. Родители говорят ему об этом, оценивая его поступки, обсуждая его качества характера, предоставляя те или иные возможности. Уже ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает понемногу осознавать самого себя, что может повлиять на формирование оценочного суждения. Однако влияние взрослых настолько велико, что ребенок не сможет противоречить ему, если он захочет повысить или понизить свою самооценку.

Следует понимать, что самооценка является одной из детерминант, которые включаются во многих жизненных ситуациях. Если говорить о качествах характера, то им нужны условия для своего проявления. Если говорить о самооценке, то она проявляется практически все время. Вот почему важно уделить вопросу ее формирования много времени, чтобы сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Дело в том, что со своей самооценкой ребенок пойдет в группу детей, с которыми он будет общаться и взаимодействовать так, как это будет соответствовать его самооценке. Если ребенок будет считать себя слабаком, то он скорее отступит в ситуации, когда нужно будет бороться и отстаивать свое мнение.

Так же самооценка влияет на то, как ребенок воспринимает себя, окружающих людей, мир в целом, свои способности в решении тех или иных вопросов, когда ему нужно применять силу воли, а когда нужно просто отступить. Самооценка становится решающим фактором при принятии решений, восприятии и совершении поступков. Вот почему родителям следует помогать своему ребенку формировать у него такую самооценку, которая поможет ему становиться успешным и счастливым.

Обычно самооценивание малышами является исключительно положительное. Дети не склонны думать о себе плохо, поэтому их личное мнение о самих себе является абсолютно положительным. Исправить ситуацию могут лишь значимые взрослые, которые воспитывают и занимаются с малышом.

Самооценка у ребенка дошкольного возраста формируется в зависимости от оценочных суждений взрослых (родителей и воспитателей). Поскольку родители не могут обойтись в своем воспитании от таких слов, как «молодец», «плохо», «отлично» и т. д., то у малыша формируется определенная оценочная шкала, где он понимает, какие его поступки, черты и проявления в целом являются хорошими, а какие – плохими.

На самооценку могут влиять другие дети, но в меньшей степени. Контактируя с другими детьми, ребенок также сталкивается с их оценочными суждениями. Обычно это проявляется в том, что с ребенком другие дети хотят или не хотят играть, дружить и общаться. Здесь у ребенка также начинают развиваться определенные представления о том, насколько он интересен и хорош для других детей.

Важно понимать, что самооценка у ребенка в дошкольном возрасте может колебаться, если родители постоянно восхищаются своим малышом, а окружающие взрослые и дети им вечно недовольны. У ребенка может возникнуть агрессивное отношение к одной из сторон, которая его неадекватно оценивает.

Самооценка у детей школьного возраста

Школьный возраст ребенка характеризуется тем, что именно здесь на формирование самооценки начинают влиять факторы, которых ранее не было:

Все больше ребенок начинает общаться с другими детьми, проводить с ними много времени. В зависимости от того, сколько друзей у него появляется в классе, единомышленников и просто доброжелательных отношений, это влияет на его самооценку. Либо ребенок утверждается в том, что он классный, либо убеждается в том, что он неинтересен другим деткам. Поскольку ребенок не может смириться с тем, что он не может завести себе друзей, это станет проблемой. Родители и учителя должны помочь ребенку исправить ситуацию, иначе она будет только усугубляться и влиять на понижение самооценки.

Помимо общения с ровесниками, ребенок еще контактирует с учителем. Данный человек также высказывает свои оценочные суждения не только через оценки, но и через общение со школьниками. Если учитель позволяет в присутствии других детей критиковать ребенка, тогда у него однозначно будет понижаться самооценка. Более того, весь класс будет относиться к ребенку так, как к нему относится учитель. Если учитель уважает, любит и хвалит ребенка, тогда и другие дети захотят с ним дружить. Если учитель постоянно недоволен ребенком, критикует его, унижает, тогда другие дети тоже будут так себя вести.

Оценки просто показывают ребенку, насколько он способен в решении поставленных задач. Если ребенок удовлетворен своими оценками, тогда он понимает, что может достичь любой цели. Если ребенок оценками не удовлетворен, при этом не способен исправить ситуацию, тогда он начинает понимать, что не может достичь желаемого.

Читайте так же:  Основные отличия психики человека от психики животных

Самооценка у детей-подростков

Подростковый возраст становится тем периодом, когда самооценка становится подвластной самому ребенку. Конечно, он не обладает всеми нужными навыками, чтобы самостоятельно решать, как себя воспринимать, однако зачатки уже возникают.

На самооценку ребенка-подростка влияют не родители и учителя, а ровесники, противоположный пол, успешность в учебе и способность занимать такое положение в социуме, которое его интересует.

Во-первых, ребенок начинает больше опираться на мнение своих ровесников. Теперь друзья и авторитеты показывают ребенку, каким ему нужно быть, чтобы его приняли, уважали и любили. Родители могут влиять на самооценку подростка, но уже не так сильно, как это было в более молодые годы.

На самооценку подростка влияют представители противоположного пола, которые ему нравятся. Здесь возникает первая влюбленность, желание быть с кем-то. В зависимости от того, как складываются отношения с теми, с кем ребенок желает быть, у него формируется соответствующее мнение о себе, а также понимание того, насколько он успешен в любви, как себя нужно вести и пр.

Успеваемость в школе играет роль, хотя и незначительную. Ребенок продолжает пытаться повысить свою успешность доступными ему способами, результаты чего говорят о том, неудачник он или счастливчик.

Также ребенок постепенно начинает интересоваться окружающим миром. У него появляются интересы, взгляды, понимание того, каким он должен быть. Нередко здесь важной становится внешность. Чем красивее себя оценивает подросток, тем выше его самооценка. Если он считает себя уродом, тогда его самооценка точно будет падать.

Заниженная самооценка ребенка

Самооценка редко встречается адекватной. Распространенным ее проявлением становится понижение. Заниженная самооценка влияет на то, что ребенок считает себя неудачником, не проявляет силы воли, не уверен в себе, не пытается, когда это нужно, не старается развить в себе силу и характер. Другими словами, заниженная самооценка заставляет ребенка просто опустить руки и плыть по течению, неважно, в каком направлении.

На понижение самооценки влияет:

  1. Непривлекательная по меркам общества внешность.
  2. Низкие умственные способности.
  3. Смена места жительства.
  4. Неудачи, с которыми малыш сталкивается, не способен преодолеть и близко принимает к сердцу.
  5. Агрессия в семье.
  6. Неуважительное отношение в семье.
  7. Неправильное воспитание родителями.
  8. Болезни, которые заставляют малыша чувствовать себя ущербным.
  9. Финансовые проблемы, когда малыш не может себе позволить желаемое, проживает в плохих условиях, не может иметь то, что есть у его друзей.
  10. Неполная или неблагополучная семья.

При заниженной самооценке ребенок говорит, что «у меня ничего не получится», рисует мрачные картины, ходит достаточно угрюмым и скучным.

Завышенная самооценка ребенка

Среди детей не редкостью становится завышенная самооценка, которая часто формируется благодаря тому окружению, в котором они находятся. На завышение самооценки влияет:

  1. Предоставление ребенку всего внимания, которое он к себе требует.
  2. Постоянная требовательность от него быть первым, лидером.
  3. Обсуждение в присутствии ребенка других детей и людей, критикуя их и недовольствуя, говоря о собственном превосходстве и даже идеальности самого ребенка.
  4. Низкое оценивание поступков ребенка ровесниками.
  5. Личные качества ребенка.

При завышенной самооценке ребенок может быть агрессивным (также это может наблюдаться при заниженной самооценке), отсутствуют желания овладевать различными навыками и умениям, наблюдается склонность к коммуникации с другими людьми (детьми), причем само общение является поверхностным.

Как повысить самооценку ребенку?

Ребенок самостоятельно не формирует свою самооценку, поэтому ее повышением могут заниматься только родители. Если за ребенком наблюдается низкая самооценка, это родителям нужно пересмотреть свое отношение к малышу и подбор слов, которые они используют в его адрес, чтобы изменить свое поведение, чем и возможно изменение самооценки.

Хвалить и ругать ребенка можно только за поступки, действия, слова или достижения. Ни в коем случае не критикуйте и не хвалите личность ребенка, его желания или внешность.

Ребенка следует хвалить за любые начинания, позволять проявлять инициативу, помогать ему в преодолении возникающих трудностей, но не выполнять всю работу за него. Также следует ставить перед ребенком посильные задачи, соответствующие его возрасту. Таким образом, не нужно заставлять его варить борщ, если ему еще 5 лет.

Самооценка ребенка формируется исключительно его родителями и атмосферой в семье, и только потом другими детьми и воспитателями. Поэтому его направленность и деятельность, самовосприятие формируются исключительно родителями, которые должны следить за тем, что они говорят ребенку, как к нему относятся и себя ведут.

[1]

Как поднять самооценку ребенку

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить на тему: как поднять самооценку ребёнку. Наверное все знают, что самооценка- это то, как человек оценивает самого себя, свои личные качества, способности, поступки, внешность. И формируется она уже с раннего детства.

Дальнейшая успешность в жизни во многом зависит, какая самооценка у ребёнка.

Она может быть занижена или завышена. И во многом это зависит от родителей. Часто можно услышать от самых близких людей такие слова: «Вечно у тебя ничего не получается! Ты что такой глупый (тупой)! Из тебя ничего не выйдет!» И ребёнок может поверить в эти установки, почувствовать себя ущербным и ни на что не способным.

Как определить самооценку у вашего ребёнка

Заниженная самооценка

Такой ребёнок не уверен в себе и своих силах, тревожен, обидчив и нерешителен. Он всегда настроен на неудачу, думает, что у него ничего не получится, что не справится с каким-то заданием, даже не попробовав.

Плохо адаптируется к новым условиям. Часто недооценивает свои достижения и переоценивает успехи других.

Завышенная самооценка

Ребёнок с завышенной самооценкой считает, что он всегда и во всём прав. Никогда не признаёт свои ошибки, зато сразу замечает их за другими. Ему нравится управлять другими детьми, старается выделиться, обратить на себя внимание любыми способами. Считает себя лучше всех, относится свысока к другим.

У детей в разное время может меняться самооценка. Зависит это от многих факторов: от отношения окружающих, в первую очередь, родителей, от атмосферы в семье, характера и темперамента малыша. Задача родителей-формировать положительную, здоровую и адекватную самооценку.

Как поднять самооценку ребёнку

Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.

1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.

Читайте так же:  Наркомания как психическая зависимость

3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: «Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!»

4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием.
Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.

5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!

6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).

7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.

8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.

9. Иногда просите о помощи как у старшего.
Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.

10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.

11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам.
Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: «Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!» И другой вариант: «Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!» Чувствуете разницу?

12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.

13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.

14. Меньше критикуйте и «не навешивайте ярлыки».

Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят — завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят — заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент — необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Повышаем у ребенка самооценку

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

Здоровая самооценка – залог успеха

Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, — вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

Читайте так же:  Что подарить парню на день рождения

Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Насколько важны похвала и поощрение?

О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

[2]

Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам. Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

  • Из чувства жалости к малышу;
  • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
  • Из желания снискать расположение малыша;
  • Не хвалят за природную красоту и здоровье.

У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности.

Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

Несколько способов повышения детской самооценки

Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом, показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.

Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

Нужно ли наказывать детей?

Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

  • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – последствия физического наказания детей);
  • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки?);
  • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
  • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
  • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
  • Наказание не должно быть унизительным.

Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

  1. Когда малыш болен.
  2. Если дочь или сын испытывают страх.
  3. После недавно перенесённой психологической травмы.
  4. Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
  5. Когда вы уславшие или сильно раздражены.

Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

  • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
  • Уважать чувства и желания других;
  • Достойно относиться к критике.

Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей. Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

Для развития адекватной самооценки:

  1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
  3. Хвалите за любую инициативу.
  4. Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
  5. Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
  6. Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
  7. Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.
Читайте так же:  Спектрофобия - это страх, возникающий на фоне расстройства психики

Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

Как поднять самооценку ребенка: советы психолога

Личный опыт

Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как повысить самооценку ребенка

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного».
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
Не умеют говорить «Нет».
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке!
Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Известно, что отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять.

Поэтому я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем.

Что дети часто думают о себе

Когда я работаю с детьми (почти за 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами), мне важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе. Что он о себе думает? Как себя воспринимает?

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?
– Неряшливый.
– А ещё какой?
– Не знаю.
– А если подумать ещё?
– Невнимательный.
– А ещё какой?
– Упрямый, глупый.
– А что тебе в себе нравится? Какой ты?
– Нормальный. Не знаю.

Вот такой невесёлый разговор…
Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

Он думает про себя: «Я тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от меня только проблемы, я не на что не способен». Ведь ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((

Я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

1. Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о недочетах ребёнка, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

3. Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно.
Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и не стоит даже пытаться.

4. Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать ребенка – это довольно унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д.
Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начатое, если что-то не получается.
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

На этом вебинаре я даю самые важные рекомендации на тему самооценки ребенка, о которых нужно знать каждому родителю.

Для чего ребенку хорошая самооценка?

Хорошая самооценка важна ребенку для того, чтобы:

  • Осваивать новые вещи;
  • Общаться со сверстниками;
  • Быть успешным в школе;
  • Защищать себя;
  • Отстаивать свои права и интересы;
  • Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
  • Выбирать своё любимое дело по душе.

Если вы хотите помочь своему ребёнку формировать хорошую, адекватную самооценку, чтобы он верил в свои силы и не пасовал перед трудностями – смотрите мой вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

Читайте так же:  Раздражение у мужчин и женщин

После вебинара вы будете знать, как:

– Растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой;
– Научить преодолевать трудности;
– Помочь ему верить в свои силы и возможности;

– Научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша;
– Извлекать уроки из ошибок, а не бояться их;
– Смело браться за что-то новое;
– Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете применять сразу после вебинара.

Как поднять самооценку вашего ребенка: мнение психолога

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Мы решили проконсультироваться у детского психолога, что же делать дальше родителям пятилетней Лизы. Специалист рассказал, откуда у нее такая нерешительность, и можно ли сформировать у ребенка нормальную самооценку. Тем, что мы от него услышали, я хочу поделиться с вами.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще ругают и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

Источники


  1. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.

  2. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.

  3. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.
  4. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.
Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here