Самооценка ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самооценка ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Завышенная самооценка

Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к мнению других, нередко в ней есть и положительные моменты: уверенность в себе и в своих действиях

Впрочем, нередко переоценка своих способностей при развитии неуспеха может оказаться причиной впадения в депрессию, а потому лучше всего ее контролировать.

Завышенная самооценка признаки

Следует отметить более однообразное проявление завышенной самооценки и ее признаков, чем это наблюдается при заниженной самооценке. Прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

Вот ключевые признаки, характеризующие неадекватно оценивающего себя человека:

[1]

Люди с завышенной самооценкой

Безусловно, что люди с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности.

При проявлениях завышенной самооценки индивид склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучший, а все остальные ничто».

Чрезвычайная болезненность реакций на всякую мало-мальски значимую критику, восприятие ее с неприкрытой агрессией. Стремление к тотальному превосходству надо всеми и желание признания такого первенства.

Завышенная самооценка причины

Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном воспитании, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Потворство во всем оказывается причиной искаженного восприятия собственной значимости и собственного «Я», когда человек начинает думать, будто он центр всего мира.

Если говорить о девушке, то ее самооценка соседствует с неприятием социума с доминированием «шовинистов в штанах», с борьбой за личное место в обществе. Также преувеличенной самооценке девушки может способствовать ее незаурядные внешние данные.

Когда говорим о мужчине с неадекватной самооценкой, то речь идет о его безразличии к достоинствам окружающих, о восприятии их «серой массой», неспособной на вынесение собственных суждений, с отсутствием у них приватного мнения. Субъективизм в оценке личной значимости доминирует и мешает правильному восприятию себя в обществе, явление такое принято называть нарциссизмом.
Если обратиться к статистике, то мужчин с подобным «недугом» гораздо больше, чем женщин.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. В случае чрезмерной самоуверенности человека говорится о его гиперболизированной самооценке, когда он видит себя ненастоящим, а выдуманным. Реальность воспринимается им через призму собственной преувеличенной значимости.

При неадекватно преувеличенной самооценке человек не считается ни с кем, ни с друзьями, ни с родными, его личным культом становится собственная неординарность. Впрочем, за подобным отношением к миру вполне может укрываться личная неуверенность в своих силах, такое отношение – суть щит от окружающего мира.

Чтобы привести личностную самооценку в норму, весьма желательно придерживаться ряда правил

Беседуя, следует стараться не просто слушать оппонента, но и реально слышать его. Нельзя думать, будто собеседники высказывают исключительно неверные суждения, на самом деле они могут гораздо лучше разбираться в тех или иных отраслях, ведь один какой-то человек в принципе не может быть знатоком во всем. Отказ от принципа недопущения ошибок на самом деле позволяет набраться действительно ценного опыта.

Отказаться от цели доказать кому-либо что-либо во что бы то ни стало. Не удалось добиться желаемого, стоит разобраться в ситуации, а не ввергаться в депрессивное состояние. Важно осознать истинные причины своих неудач, не пытаясь винить в них исключительно социум или внешние обстоятельства.

Во главу угла необходимо поставить тот факт, что идеальных людей практически не существует, и что Вы также не являетесь абсолютным совершенством, обладая, в том числе и недостатками, над осознанием и исправлением которых следует работать, а не скрываться от них.

Когда индивид предельно критичен к себе, проявляется его заниженная самооценка. Проявляется это в принижении личных наработок и достижений, добродетелей и позитивных черт. Заниженная и завышенная самооценка чаще всего родом из детства, когда родители допустили ошибки в воспитании своего ребенка. Заниженная самооценка может оказаться и причиной воздействия на индивида силы окружающего социума, вызывающего уничижительное к себе отношение.

Завышенная самооценка у ребенка

При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

Самооценка ребенка в разном возрасте

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Читайте так же:  Как заново влюбить в себя мужа

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает множество изменений.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.

В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем — у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.

Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников – взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.

Средний школьный возраст

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Поэтому в такой ситуации задача взрослого – помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко – средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.

Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль – снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.

Старший школьный возраст

Старшеклассники очень ранимы – они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.

Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить — необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.

Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.

Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой – она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой – она может довести до нарциссизма.

Низкая самооценка у ребенка: ее причины и последствия

Уверенность в себе — важная психологическая черта человека, которая во многом определяет дальнейшее качество его жизни и успешность. Именно поэтому важно помогать ребенку с раннего возраста в обретении такой черты или в борьбе с уже сформировавшейся неуверенностью.

Неуверенность ребенка в себе и ее последствия

Уверенность в себе можно определить как адекватную самооценку самого себя и веру в свои возможности. Формирование этой черты начинается еще в раннем возрасте, примерно в 3 года, когда ребенок проявляет свою самостоятельность в действиях и решениях, и в то же время остается еще на многое неспособным в силу своего возраста. Именно этот период характеризуется завышенной самооценкой ребенка, нескончаемой верой в себя и представлением о том, что весь мир вращается лишь вокруг него.

Желая приспособить детей к жизни в социуме и чему-то научить, часто родители неосознанно формируют в них неуверенность, которая может проявляться в какой-то одной сфере или убеждении. Этот процесс обратим, но если вовремя не заметить и не исправить погрешности воспитания, детская неуверенность перейдет во взрослую жизнь и повлечет за собой неприятные последствия. Она значительно влияет на общее качество жизни, мешает в построении отношений с окружающими людьми, даже близкими, препятствует достижению успехов и провоцирует появление психологических и неврологических проблем.

Читайте так же:  Свекровь достала как поставить её на место

Причины неуверенности в себе у детей

Дети трехлетнего возраста имеют такую характерную черту, как эмоциональный эгоцентризм, который проявляется в их четкой убежденности в том, что они являются центром всего. У ребенка развивается чувство неуверенности, когда всяческими действиями и словами его в этом разубеждают. Исходя из этого, можно выделить три основные причины потери ребенком уверенности в себе:

Дети раннего возраста нуждаются в определенном объекте привязанности, которым зачастую является кто-то из родителей, и постоянном проявлении любви к себе. Если он не ощущает, что его любят, ему постоянно не хватает внимания, ребенок может чувствовать себя одиноким и покинутым. Эмоциональное отвержение родителями порождает в нем отчужденность к окружающим, тревогу и неуверенность в своих силах.

Детские капризы и непослушание — неминуемый этап развития и воспитания, который нужно вовремя заметить и правильно скорректировать. Некоторые родители, не справляясь в такой ситуации, прибегают к манипуляциям и запугиваниям, которые для ребенка выглядят как агрессия и вызывают чувство отчуждения, недоверия и неуверенности в себе.

Ребенок постепенно осваивает окружающий мир и, попадая в новую обстановку, он испытывает некоторый стресс и даже страх. В такие моменты для него очень важна поддержка взрослого, которая может выражаться даже в простом присутствии рядом и физическом контакте. Отсутствие такой поддержки вызывает у него чувство покинутости, страх и стресс при этом усугубляются, что влияет на общее психологическое состояние.

Рекомендации родителям для формирования в детях чувства уверенности

Воспользуйтесь следующими советами, если ваш ребенок столкнулся с проблемой неуверенности в себе, или же вы хотите предотвратить возникновение у него такого чувства:

[2]

  • Хвалите ребенка и проговаривайте, за что вы это делаете.

Ребенка нужно обязательно подбадривать и поощрять словами к новым достижениям, однако и в этом важно соблюдать меру. Если он делает что-то по вашей просьбе, или выполняет соответствующие возрасту обязанности, стоит просто его поблагодарить. Хвалите за новые достижения и хорошо сделанную работу, не преувеличивайте и обязательно говорите, за что вы его хвалите. Также не стоит употреблять оценочных выражений вроде «молодец» и «умница», лучше сказать о том, насколько вам нравится то, что он делает, и как хорошо он придумал.

Тревожные родители очень часто чрезмерно опекают ребенка, уберегая его от неудач и поражений. Однако встречаясь с трудностями как с нормальным жизненным явлением, дети учатся их преодолевать и добиваться успеха. Не стоит критиковать ребенка, контролировать каждый шаг, предупреждая ошибку — позвольте ему встретится с неудачей и вынести из нее урок.

  • Научите принимать решения.

После двух лет дети стремятся к самостоятельности во всем. Дайте малышу возможность самому решать посильные вопросы. Не нужно ставить его перед сложным выбором или решением, просто предложите на выбор несколько свитеров для прогулки или блюд на обед.

Все дети огорчаются и разочаровываются, испытывая неудачи, не стоит при этом утешать их общими фразами, говоря, что они все равно лучше всех. Отнеситесь к проблеме ребенка с пониманием, объясните, что все мы отличаемся друг от друга и поэтому достижения у каждого разные, предложите путь совместного решения назревшей проблемы.

  • Помогите найти увлечение.

Поощряйте ребенка к посещению всяческих кружков и секций, к развитию собственных талантов и интересов, к поиску того, что ему действительно интересно. Дети, занимающиеся делом, которое их вдохновляет, склонны добиваться успеха и в других сферах, что делает их гораздо увереннее в себе.

  • Научите ребенка договариваться.

Даже в раннем возрасте детей можно научить решать посильные проблемы самостоятельно, что поможет им стать увереннее в своих силах. Например, при возникновении спора за игрушку на детской площадке, с помощью наводящих вопросов натолкните его на мысль о том, как решить этот вопрос бесконфликтно.

Воспитывайте в ребенке доброту и всячески поощряйте его желание помочь вам по хозяйству — это вселит в него уверенность в своих силах и научит быть ответственным.

  • Создайте для ребенка взрослое окружение.

Помимо родителей, в кругу его общения должны присутствовать и другие взрослые, общаясь с которыми он сможет расширить свой кругозор, развить мышление и навыки общения с другими людьми.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пока ребенок еще мал для серьезных решений, позвольте ему мечтать о несбыточном или маловероятном — это вселяет в детей уверенность. Расскажите, как вы выбирали свою профессию, и не заставляйте совсем по-взрослому смотреть в будущее, ведь его планы будут меняться еще далеко не единожды.

Самооценка ребенка

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Самооценка подростка

    Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

    Как повысить самооценку подростку

    Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены подростковой депрессии. Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

    Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

    Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

    Видео удалено.
    Читайте так же:  Выявление и лечение невроза
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща агрессия, грубость, высокий уровень тревожности.

    Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

    Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

    Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

    Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

    — научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

    — объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

    — научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

    — подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

    — научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

    — в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

    — для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

    — обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

    — всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

    — поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

    — иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

    — научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

    Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

    Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

    Адекватная самооценка подростка

    Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

    Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

    В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

    В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

    Самооценка личности подростка

    Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

    Читайте так же:  Депрессия и анализ крови

    Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

    У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

    [3]

    Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

    В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

    15 быстрых способов поднять самооценку ребенку

    Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

    Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

    Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

    В предыдущей статье мы уже рассказывали о том, как воспитать правильную самооценку и что делать, чтобы она была адекватной. В этой хотелось бы сконцентрироваться на вопросе «Как самооценку поднять?».

    К чему приводит низкая самооценка

    Из низкой самооценки вырастает ролевая позиция жертвы. Человек, принявший на себя подобную роль, всю жизнь будет искать поддержки и опоры в других. Эта позиция ужасна даже для девушки, что бы там ни говорили нам гендерные стереотипы. Люди-«жертвы» постоянно перекладывают ответственность на других, не взрослеют, живут в страхе, который со временем даже становится комфортным.

    Такая позиция, к сожалению, часто встречается уже у вполне взрослых людей. Вот только жалельщиков, берущих на себя заботу о «жертве», с каждой новой истерикой, с очередным срывом и упадническим настроением будет становиться все меньше.

    Почему подростковый возраст так важен для формирования самооценки

    Уверенность в себе формируется задолго до начала подросткового возраста, но именно этот период — 11-12 лет (младший подростковый в классификации психолога Эльконина) — можно назвать оптимальной фазой для работы с самооценкой.

    — Формируется полноценное самосознание и позиционирование;

    — Развивается интерес подростка к себе (те самые самокопания — «Быть или не быть?»).

    — Появляется интерес к своим возможностям, способностям и умениям (Что я могу? Что я хочу? Чем я лучше других?);

    — Есть возможность открыто поговорить с родителями на волнующие темы;

    — Сами взрослые могут серьезно поддержать подростков в решении их проблем (диалог на равных);

    — 9-12 лет психологи называют «возрастом злости». Агрессия и отторжение родителей, смешиваясь с заниженной самооценкой, могут стать настоящим вулканом. Так что самое время работать!

    Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

    Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

    В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

    Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей, класс стал профильным — математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

    Способ 2. Мнение ровесников

    Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу. Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

    Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда — не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

    Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, — выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

    Способ 3. Хвалите

    Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так — только за дела.

    Читайте так же:  Как стать богатым

    То же самое с подростком. За хорошее — хвалите, за недостойное — ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное — никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

    И, пожалуйста, не бойтесь перехвалить своего ребенка. Нет, у него не появится корона на голове (в подростковом возрасте уже не появится, опасаться испортить чадо и превратить в принцессу надо куда раньше) и «эгоистом он не вырастет». Эгоист — это человек, который поступает рационально и хочет себе блага, ну где же тут минусы? Использование других людей для собственной выгоды в термин, кстати, не заложено. Так что смело хвалите за дело — чем более конкретна похвала, тем яснее ребенку, что взрослые ценят, что, по их мнению, хорошо.

    Не забывайте хвалить и себя.

    За что можно хвалить?

    1. За выражение собственного и аргументированного мнения.

    2. За принципиальность в сложных ситуациях.

    3. За помощь ближнему, друзьям, младшим, родственникам.

    4. За упрямство в разумных пределах и умение доводить дело до конца.

    5. За хорошее настроение и оптимизм.

    6. За желание изменить мир к лучшему.

    7. За мужество.

    И где тут фраза «За хорошие отметки»? Ее нет… Потому что старание в предмете, который не получается, куда важнее. Потому что мужество, с которым ребенок берет на себя ответственность, куда важнее. Потому что сделать то, о чем тебя не просили или за что не дают карманных денег, но что было необходимо, куда важнее. Проведите параллель со своей работой и обязательно похвалите себя!

    Способ 4. Преодолевайте трудности

    Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.

    Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.

    Что НЕ надо делать

    «Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

    Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

    Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

    Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.

    Как это НАДО делать

    В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

    Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

    Способ 5. Развивайте свой талант

    У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

    Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.

    Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.

  • Источники


    1. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.

    2. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.

    3. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.
    4. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
    Самооценка ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here