Самопознание и развитие личности – виды самопознания

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самопознание и развитие личности – виды самопознания" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

ЕГЭ. Познание. Тема 7. Самопознание

Самое трудное — познать самого себя. Так говорили древние. Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.

Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.

Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.

Я-концепция(или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.

Я-образы:

  • Я-открытое ( я знаю о себе, все знают обо мне)
  • Я- закрытое ( я знаю, другие не знают этого обо мне)
  • Я- слепое ( другие знают, а я не знаю)
  • Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я )

Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Может быть адекватной, завышенной или заниженной .

Этапы самопознания

  • Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
  • Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
  • Вторичный этап.Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.

Методы самопознания

  • Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
  • Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
  • Метод единства противоположностей.Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
  • Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов. Самооценивание оценивание своих действий. Не всегда оон бывает объективным, самокритичным.

Средства самопознания

  • Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
  • Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
  • Изучение психологической литературы
  • Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
  • Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
  • Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.

Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализовать себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Самопознание и развитие личности – виды самопознания

Человек живет в окружающем мире, который он познает с самого своего рождения. Однако есть еще одна область его жизни, которую он обязательно должен познать, хорошо понимать и даже принимать со всеми ее особенностями. Этой областью является сам человек. Самопознание – путь к развитию личности, поскольку только человек, знающий самого себя, способен понимать, что необходимо в себе менять для достижения более лучшей жизни. Самопознание бывает разных видов, которые также будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Самопознание – это созерцание собственных ощущений, понимание личных мыслей, видение мотивов и желаний, которые исходят изнутри. Только путем познания самого себя человек способен понимать проявления, которые он совершает. Если есть понимание, тогда есть и способы, как можно себя изменить, сделать лучше и совершеннее.

Путем самопознания можно не только понять собственные мотивы поведения, желания и устремления, но и услышать мысли, страхи, комплексы и ограничения, которые возникают в тот или иной момент. Путем самопознания можно понять, как нужно воздействовать на себя, чтобы изменения происходили. Конечно, самопознание не нужно использовать исключительно для изменения самих себя. Суть самопознания – видение и понимание собственной сути, достоинств и недостатков, мыслей и ощущений, которые обычно человеком игнорируются. А что вы будете делать с этим знанием позже, уже зависит от вашего решения.

Что такое самопознание?

Самопознание – это психологический процесс познания человеком самого себя, своих внутренних ощущений, желаний, личности и «Я». Самопознание позволяет человеку хорошо знать о своих сторонах личности, сохранять целостность и единство, знать пути развития, если ему это требуется.

Самопознание невозможно в суматохе, крике или в толпе людей. Обычно самопознание происходит в процессе медитации, уединения или одиночества. И здесь возникает проблема для тех, кто боится одиночества или считает уединенность отрицательным явлением.

Человек счастлив, когда одинок – довольно непривычный подход для современного ума. И действительно, многие люди уже научены тому, что одиночество – некое враждебное состояние, от которого обязательным образом необходимо избавляться. Если человек попадает в одиночное состояние после серьезных стрессовых потрясений, то люди беспокоятся за его мироощущение. На самом деле в таком случае люди заботятся не о том, каков будет результат уединения человека, они боятся того, что не смогут контролировать индивида, как это происходило раньше.

Человек, способный пребывать в одиночестве и получать от этого удовольствие, всегда представлял некоторую опасность для общества. Во-первых, этот человек начинает жить не по законам, которые придумывают окружающие его люди, и независимо от того, что они думают о нем. Он начинает жить в зависимости от того, как сам считает нужным поступать и реагировать в тех или иных ситуациях. Так, нередко люди манипулируют друг другом посредством комплиментов. Сказал комплимент – заслужил ответную реакцию в виде некоторой благодарности. Человек, который спокойно может себя чувствовать как в одиночестве, так и в обществе, услышав комплимент в свой адрес, просто говорит: «Спасибо!». Но как говорится, «спасибо в карман не положишь» — и люди, сказавшие комплимент, ожидают чего-то большего, нежели простого слова. Это является формой манипуляции, на которую попадают «общительные и общественные» люди, но не одиночки, которые понимают, что комплимент – это просто комплимент и ответная достойная реакция на него – это простое слово «спасибо».

Человек, который пребывает в одиночестве, является самим собой и достигает своей целостности. Так как в уединении присутствует только сам человек и его мысли, ощущения, чувства, эмоции, душа, разум, ум, эгоизм и прочее, то индивид достигает самопознания лишь посредством такого отстранения от общества. Невозможно полностью познать себя, если человек не может быть в одиночестве. Однако и не следует заточать себя в «камере», так как взаимоотношения с другими людьми также раскрывают человеку его суть. Уединенность человека позволяет ему услышать свой внутренний мир, пообщаться с ним, изменить или развить. Таким образом, человек понимает свои истинные потребности, желания, из-за незнания которых он обманывает не только себя, но и окружающих, а также становится целостным, независимым от внешних факторов.

Читайте так же:  Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии

Одной из проблем, с которой сталкивается человек, способный периодически уединяться и отстраняться от других людей, является вопль близкого человека: «Если ты будешь одинок, ты не сможешь меня любить». В данном случае партнеру важно, чтобы его любили, но он не думает о том, что уединение любимого сделает его счастливым. Одиночкам очень трудно доказать своим любимым людям, что их одиночество не устраняет, а наоборот, повышает уровень любви к близким. Из-за того, что люди привыкли контролировать своих партнеров, они считают, что способный на уединение человек остается в одиночестве именно для того, чтобы разлюбить. Но не следует поддаваться собственному страху. Одиночка стремится к одиночеству с одной лишь целью – понять себя настоящего, чего он хочет и в каком направлении ему двигаться. Уединение не ставит перед собой цель устранить любовь. Наоборот, после медитативного пребывания наедине с собой человек набирается еще большей любви к тем, кто его любит и поддерживает.

Самопознание человека происходит на трех уровнях. Это происходит не сразу, а по мере развития человека, его взросления:

  1. Сначала человек познает себя на биологическом уровне. Он понимает, что является отдельным организмом, который функционирует автономно от остальных.
  2. Затем человек начинает познавать себя на социальном уровне, когда он обретает знания, развивает навыки, узнает, что обладает определенными способностями и талантами.
  3. В последнюю очередь человек познает себя на личностном уровне, когда он может проявлять силу воли, управлять своими эмоциями и мыслями, принимать решения, жить самостоятельно, быть ответственным и обособленным от других людей личностью.

перейти наверх

Самопознание и развитие личности

Неразрывными становятся процессы самопознания и саморазвития личности. Чтобы себя развивать, человек должен хорошо себя знать. А чтобы познать, нужно уделить себе внимание и время в одиночестве.

  • Самопознание – это способность человека посмотреть на себя и объективно оценить, принять наличие у себя тех или иных сторон личности, хорошо понимать себя в целом.
  • Саморазвитие – это способность человека совершенствовать свои навыки, менять собственный характер, овладевать навыками контроля и самодисциплины.

Человек склонен к саморазвитию. Данная тенденция наблюдается с самого детства. Ребенок поначалу впитывает в себя все, что его окружает. Он познает окружающий мир и запоминает все, что с ним связано. Лишь по мере своего взросления ребенок будет способен осознавать себя.

Он начнет замечать, что обладает определенными навыками. Одни умения ему быстрее даются, нежели другие. Он постепенно начнет развивать в себе те таланты, которые будет находить. Сначала происходит обнаружение в себе способности, черты или наклонности, а затем возникает желание это изменить или усовершенствовать.

Человек развивается в течение всей своей жизни. Он непрерывно находится в процессе изменения самого себя. Это является необходимостью, поскольку меняется не только окружающая действительность, но и сам человек. Сначала он является маленьким, затем становится школьником, после неизбежно возникает подростковый возраст, а за ним уже человек идет во взрослую жизнь. Во взрослой жизни человек также сталкивается с изменениями своего статуса, положения в обществе, что подталкивает его на изменения.

Что такое взрослость? Это определенный набор качеств, поступков, достижений и реализаций, которые ожидаются от человека наряду со всеми остальными его проявлениями. К примеру, взрослый человек ответственный, работающий, заботящийся о ближнем. Он держит свое слово, пытается быть максимально открытым и честным с окружающими.

Как человек взрослеет? Нет четкого понимания того, как это происходит. Человек достигает определенного возраста, обретает конкретные установки от общества, права и обязанности, набирается опыта, все больше научается жить в реальном мире и самостоятельно справляться с проблемами. Все это помогает человеку взрослеть. Но что же подразумевает под собой взросление?

Повзрослел? Или просто изменились приоритеты, цели в жизни, отношение к себе и к миру? На самом деле нет такого понятия, как взросление. Просто есть люди, которые обретают опыт, знания, превращают это в мудрость. А есть люди, которые ничего не меняют в своей жизни, опыт их ничему не учит. Они как жили с детскими принципами, так и продолжают с ними жить. Лишь перемены в жизни, отношение к миру и к себе, превращение знаний и опыта в мудрость делают человека зрелым.

Вот почему количество прожитых лет еще не говорит о том, что человек стал взрослым. Да, по годам человек повзрослел. Но по общению, по поведению, по поступкам и мировоззрению он мыслит, как маленький ребенок. Поэтому есть люди, которые в 40 лет излучают мудрость, а есть те, которые в таком же возрасте ничем не отличаются от подростков.

Таким образом, как человек взрослеет? Зрелость определяется способностью человека изменить свою жизнь в зависимости от того опыта, знаний и навыков, которые он с каждым годом обретает. Человек не старается остаться в детстве. Он продолжает развиваться, меняться, становиться все более ответственным, сильным и самостоятельным. Вот как человек взрослеет. И количество лет здесь не играет значительной роли. Они всего лишь показывают то, сколько лет человек прожил. Но опыта и мудрости у него может быть больше, чем у более старшего поколения.

Самопознание включает в себя личное представление о самом себе:

  1. Реальное – то, каким человек является в реальном мире, как он сам на себя смотрит и каким кажется в глазах окружающих.
  2. Идеальное – то, каким человек хотел бы быть, каким он себя представляет в воображении, когда обладает всеми нужными ему качествами, благами, сторонами.

На основе самопознания формируется самооценка. В зависимости от того, насколько сильно человек уделяет себе внимания, его самооценка формируется на основе его собственного мнения или под влиянием окружающих людей, которые говорят, каким он является.

Виды самопознания

Самопознание может происходить следующими способами:

  1. Самонаблюдение – когда человек замечает за собой качества, обнаруживает мысли и поведение.
  2. Анализ – когда человек поддает оценке то, что было им обнаружено.
  3. Сравнение – когда человек сравнивает личные качества между собой или с достоинствами, недостатками других людей.
  4. Моделирование – когда человек создает определенный образ о самом себе на основе имеющихся у него данных.
  5. Осознание противоположностей – когда человек замечает в себе противоположные мысли, переживания, желания, мотивы поведения и пр.

перейти наверх

Самопознание позволяет человеку понять и узнать самого себя, осознать, какой личностью он является, что им движет и управляет. Однако на этапе оценивания своих качеств и характеристик человек должен быть осторожным. Если он начнет что-то в себе не принимать и при этом быть неспособным это в себе исправить, тогда начнется постоянное самокопание и самобичевание.

Читайте так же:  Бодрствование и сон – значение для человека

Самопознание: этапы, виды и методы

Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

Этапы самопознания

Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

Самоузнавание

Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

«Я – концепция»

Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

«Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

Самооценка

Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

Виды самопознания

Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

Самонаблюдение

Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Самоанализ

Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

Самоисповедь

Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

Читайте так же:  Как отпустить ситуацию

Понятие и общая характеристика самопознания

Самопознание

— это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.

Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.

Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

В заключении следует сказать, что обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.

С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый человек — это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Читайте так же:  Как шизофреногенная мать влияет на будущее своего ребенка

Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Контрольно-курсовая работа

«Самопознание как способ развития личности. Профессиональное самопознание»

Выполнила: студентка гр. XXXXXX

Проверила: Фельдман И.Л.

Глава 1. Значение самопознания в жизни человека 4

Глава 2. Общая характеристика самопознания как процесса 7

Глава 3. Цели и мотивы самопознания 8

Глава 4. Способы и средства самопознания 10

Глава 5. Результаты самопознания 12

Глава 6. Психологические особенности профессионального самопознания 14

Библиографический список 19

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «само-познание». Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми т.п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.

В данной работе мы рассмотрим значение самопознания в жизни человека, дадим общую характеристику самопознанию как процессу, определим цели и мотивы, способы и средства самопознания, выделим результаты самопознания, а также поговорим об особенностях профессионального самопознания.

[3]

Глава 1. Значение самопознания в жизни человека

Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где была попытка не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии.

В наиболее завершенном виде проблема самопознания раскрывается в буддизме. Суть учения буддизма изложена в трех проповедях Будды – принца Гаутамы.

[1]

Человек, исповедующий буддизм, должен отречься от своего Я, достичь просветления и в конечном счете нирваны. Нирвана – это состояние полного внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отрешенности от внешнего мира. Нирвана – полное слияние с абсолютом.

Как достичь состояния нирваны? Вот здесь и выступает на первый план самопознание. Выстраивается цепочка: совершенное самопознание – совершенное саморегулирование – просветление – нирвана. Таким образом, самопознание является непременным условием достижения предельной цели, т.е. состояния нирваны. Человек, который не знает себя, никогда не приблизится к ней.

В христианстве самопознание выступает как средство постижения своей божественной природы, единения с Богом.

Здесь проводится грань между индивидом и личностью. Для индивида характерно самоутверждение, которое в конечном счете приводит к обособлению существования, к отрицанию другого ради того, чтобы не быть поглощенным, сокрушенным и т.п. этим другим. Личность же – это совсем иное, совершенная личность – это Бог. Самопознание индивида состоит в развитии в себе способности осознавать не только положительные, но и отрицательные стороны, принимать себя целиком. Самопознание личности – это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии в себе образа Живого Бога. Средством этого является вера, способами – приобщение к таинствам церкви. В результате человек становится самим собой.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани самопознания. Вот лишь некоторые из них:

самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

самопознание – средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

самопознание – единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либо одна сторона.

Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является вытеснение сознательного в бессознательное. По мнению австрийского психолога и психиатра З.Фрейда, вытеснению подлежит все, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции.

В психосинтезе, основателем которого является итальянский психолог Р.Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с Высшим Я. Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым ее дисгармоничность.

В гештальттерапии, создателем которой является немецкий психолог Ф.Перлз, самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф.Перлз выделяет следующие: умение находить поддержку в себе, а не в других; способность брать на себя ответственность; мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях; идти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т.е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение.

Отсюда самопознание – это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге – средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает себя, как ее воспринимают другие, причины, побуждающие искажать свой опыт, действовать в угоду окружению. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых только и возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни.

Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Самопознание приобретает следующие два значения: позитивное – любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно нужно познать их в себе; негативное – нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях (для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.

Читайте так же:  Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Итак, мы попытались кратко ответить на вопрос, в чем значение и смысл самопознания для человека. В самом общем плане выделяют три спектра самопознания:

для религиозного человека самопознание – это способ единения с богом через познание в себе Божественного начала;

на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;

[2]

на глубинно-психологическом уровне, который пытается вскрыть наука, самопознание – это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Самопознание личности

Самопознание личности— сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я — окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я — Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare — отождествлять)представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:

— опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;

— отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других людей на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);

— проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;

— постигает и проникает в переливание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio — обращение; назад, отражение) — самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:

— индивид А, каков он есть на самом деле;

— видение индивидом А самого себя;

— видение индивида А индивидом Б;

— индивид Б, каков он есть на самом деле;

— видение индивидом Б самого себя;

— видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия — это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование(англ. attribute — приписывать, наделять) — процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):

— особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;

— личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);

— спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa — причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Домашнее задание.Введение, параграф 1, одна из теорий личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9155 —

| 7337 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.

  2. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.
  4. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.
Самопознание и развитие личности – виды самопознания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here