Самореализация ребенка дошкольного возраста

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самореализация ребенка дошкольного возраста" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Библиографическая ссылка на статью:
Нагорнова А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6190 (дата обращения: 26.03.2019).

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, допрофессиональной подготовки школьников. Все виды добровольных объединений по интересам, независимо от их профиля, способствуют развитию у школьников способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих возможностей. Освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний [6].

Дополнительное образование провозглашается в Законе «Об образовании» приоритетной областью государственной политики, основными принципами которой являются: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием».

Понятие «творческая самореализация личности» заключается в том, что это – «сущностная сторона жизнедеятельности человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности» [9, c. 34].

А.Олах [7] называет следующие характеристики, из которых складыва­ется творчество как личностная черта:

— независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
нонконформность оценки суждений;

— открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
восприимчивость к новому и необычному;

— высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

— развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Рассматривая черты характера, определяющие творческую личность, исследователи выделяют независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, на­блюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опы­ту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудирован­ность, энергичность. (Дж. Гетцельс, Г.Грубер, С. Дэвис, К.Тейлор и др.)

Г.С.Альтшуллер [1] создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий:

— Достойная цель жизни. (Развивать с 13 – 15 лет).

— Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).

— Работоспособность. (Развивать с 3 лет).

— Техника решения задач. (Развивать с 3 лет)

— Умение держать удар. (Развивать с 3 лет).

— Результативность. (Развивать с 3 лет).

Л.Б.Ермолаева-Томина [3], обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени:

— открытость опыту – чувствительность к новым проблемам

— широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда

— беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому

— оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения

Что касается наиболее благоприятного времени, сензитивных периодов для развития творческих способностей, то здесь исследователи также предлагают множество вариантов.

Так B.НДружинин [2] выделил два структурных уровня и периода в развитии творческих способностей: 1 – имплицитный и 2 – эксплицитный;

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способнос­ти, неспециализированной по отношению к определенной области человечес­кой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа – 3-5 лет. Основной фактор формирования творческих способностей — подражание значимому взрослому.

2. Подростковый и юношеский возраст – 13-20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основ­ными факторами на данном этапе являются профессиональный образец, под­держивающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образ­цом творца [2, с. 217-218],

Е.А. Корсунский [5] предложил следующую периодизацию развития творческих способностей:

5 лет — начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы);

8-15 лет – подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания);

16-17 лет – появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества).

Как мы видим, творческие способности личности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека. Но тогда возникает спорный вопрос о том, является ли творческий процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того и у другого мнения. Если творчество признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения творческие способности можно развивать и это полезно для каждого и эффективно для всего общества в целом.

Однако Ф.Баррон и М.Шикшентмихалий считали, что творчество тренировать нельзя, потому что творческий процесс возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения.

Таким образом, ребенка нельзя заставить творить. Для этого необходимо создать внешние условия, которые будут стимулировать творческое развитие личности. Чтобы быть креативным, человеку необходимо окружение, позволяющее ему чувствовать, что его принимают таким: каков он есть, и он свободно может проявлять свои способности, не теряя уверенности в себе.

Нужна специально организованная творческая среда, характеризующаяся психологической безопасностью, которую, по К.Роджерсу, можно обеспечить с помощью принятия ценности каждого индивида, что позволяет личности полностью выразить себя; отсутствия внешних оценок личности, влекущее за собой свободу и раскрепощение человека; принятие внутреннего мира человека, создание психологической безопасности [8].

В творческой среде (или, по обозначению Л.А.Баренбойма и Ф.М.Блуменфельда, среде с «творческой заряженностью») формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Таким образом, для того, чтобы способствовать творческой самореализации воспитанников УДО необходимо создать особую образовательную среду. Эта среда подра­зумевает создание творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных мето­дов работы и интенсивного взаимодействия участников образова­тельного процесса, отношения сотрудничества педагогов и детей, доверительности и взаимного интереса друг к другу, участие всех участ­ников образовательного процесса в производстве интеллекту­альных и материальных ценностей, в социально значимой деятельнос­ти [4, с. 62]. Помимо этого, среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.

Читайте так же:  Как не нервничать по любому поводу упражнения против нервных состояний

Творческая образовательная среда в УДО будет являться значимым условием творческой самореализации детей и подростков, если в ней происходит активное усвоение, воспроизводство и развитие норм и правил общечеловеческого общежития, построение собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми; развитие умений и навыков общения в совместной деятельности, формирование готовности к выбору, исполнению определённых ролей, к ответственному исполнению конкретной роли, поощрение форм самодеятельности в целях самореализации; формирование готовности включения в реальную социальную практику, усвоение гражданских прав и обязанностей на основе полноценной информации; создание образа творческой личности, способной к выбору жизненных приоритетов и создающего систему отношений и взаимодействий, необходимых для достижения поставленных целей.

Педагогическое стимулирование саморазвития детей дошкольного возраста

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

методист ГОУ СПО ЯО

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора. Мир, в котором живет ребенок-дошкольник, наполнен содержанием, к познанию которого дети проявляют интерес. Этот мир многогранен, разнообразен, порой противоречив и неоднозначен.

Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. От сформированности мотивационной сферы всецело зависит саморазвитие, формирование успешности человека. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.

Именно в дошкольный период механизмы мотивации начинают формироваться, меняются мотивы, выстраивается их иерархия (как основное новообразование дошкольного детства).

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Она же развивает мышление, фантазию, помогает освоить социальные роли и так далее. Сейчас, к сожалению, детская игра редуцируется. Ребенок не играет в те традиционные игры, какими мы их себе представляем. Это большая беда и семьи, потому что родители не поддерживают игровую активность ребенка, и современной системы дошкольного воспитания. Ребенка начинают учить, он теряет возможность активного поведения, игры. А если игра есть, то очень часто играет учитель, воспитатель, а дети смотрят на это. Поэтому и выдвинуто очень серьезное требование к ФГОСам дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий для дошкольников.

Касаясь понятия саморазвитие, нужно отметить, что это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Мотив саморазвития – это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, [5] – это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Главным залогом успешного развития мотивационной сферы и саморазвития дошкольников – педагог, непосредственно занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей, его компетентность и профессионализм, умелое и правильное использование педагогического стимулирования.

В педагогике и психологии имеется ряд способов и методов педагогического стимулирования.

Самым слабым внешним воздействием на принимаемые ребенком решения обладает прямое запрещение каких-то его действий, не усиленное другими дополнительными мотиваторами, хотя взрослые чаще всего возлагают надежды именно на этот вид воздействия.

Слабое стимулирующее воздействие оказывает и наказание (в общении с детьми – это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, похвала, получение награды.

Условиями, обеспечивающими процесс целостного развития мотивационной сферы и саморазвития дошкольника, в которых методы и способы педагогического стимулирования работают эффективно, являются:

— создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми;

— создание предметно-пространственной среды, обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

— обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

[1]

— включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка;

— гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися, способствующая взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности;

— гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием;

— педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках, как о субъектах образовательной деятельности;

— развивающая предметно-пространственная среда, выполняющая информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника;

— использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, которые вызывают реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

— успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие для развития мотивационной сферы и саморазвития, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Главное – чем больше педагог на занятии вызывает интерес к деятельному поведению, к познанию, тем активнее дети под руководством взрослого включаются в поисковую деятельность, стимулируют своё саморазвитие.

Таким образом, успешное формирование мотивационной сферы и саморазвитие личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

1. Алтунина, и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения. [Текст]: Монография: учебно-методическое пособие / . – Москва: – 2005.

Читайте так же:  Как побороть сезонную депрессию

2. Белкин, возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / . – М., Академия, 2000.

3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www. consultant. ru

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://royallib. ru/book/maslou_abraham/motivatsiya_i_lichnost. html.

5. Сигел, Э. Как воспитывать дошкольника. [Текст] / Э. Сигел. – М.; РОСМЭН, – 1998.

6. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. consultant. ru

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7. Щетинина, и индивидуализация в детском возрасте. [Текст]: учебное пособие / А. М.. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Веселые ребята», г. Железногорск, Красноярский край, Россия

В статье акцентируется внимание на специфике проектной деятельности в творческой самореализации ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие. Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя в деятельности, опредметить свою активность. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство», – писал детский психолог и педагог [1].

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высока. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Сегодня в своей воспитательской деятельности я отдаю предпочтение проектному методу обучения.

– Отношения «взрослый – ребёнок» в ходе проекта я строю на соучастии в деятельности – это общение на равных. В этой деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими.

– Я веду детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.

– Я отмечаю, что в условиях проекта возможно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

– В ходе реализации проекта я создаю условия, в которых дети могут удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявить поисковое поведение в разных ситуациях, получают выход своим внутренним возможностям, развиваются их творческие способности и познавательный интерес.

Таким образом, я создаю условия для самореализации детей.

С одной стороны проектная деятельность позволяет детям наиболее полно осуществлять актуальное исследование окружающего мира и активно применять в жизни, полученные знания и умения, а с другой стороны в этом случае происходит интеграция знаний детей из разных областей при решении одной волнующей, интересующей их проблеме, раздвигает границы новых идей.

Так, однажды прослушав сказку «Дюймовочка» дети буквально засыпали меня вопросами: «Каким был человек, который написал эту красивую сказку? Чем увлекался? А где находится страна Дания? А можем мы сами показать эту сказку? Что нужно для этого сделать?». Так началась работа над проектом.

Основной целью проекта стало – самореализация личности ребёнка средствами театрально-познавательной деятельности.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

– развить творческий потенциал ребенка средствами театральной деятельности, раскрыть индивидуальные способности детей, расширить эмоционально-образное восприятие окружающего мира;

– развить основные психические процессы – восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение;

– сформировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свободу мышления, индивидуальность восприятия, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;

– обогатить словарный запас детей в лексическом поле проекта;

– создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели.

После того, как были определены цель и задачи проекта стало ясно, что без помощи родителей и сотрудников детского сада здесь не обойтись. Началась совместная деятельность детей и взрослых, которая с самого начала увлекла всех участников проекта в мир удивительных открытий. В группе появилась карта мира и найдена страна Дания – родина .

В центре «Страноведение» дети знакомились со страной, в которой родился великий сказочник, с её культурой, обычаями, традициями, праздниками, народными играми. Каково было удивление детей, что всеми любимый детский конструктор «Лего» был изобретен именно в этой стране, и в переводе с датского означает «играть хорошо». Многие семьи, после посещения с детьми библиотеки, принесли в группу журналы и книги о жизни писателя, благодаря чему, все ребятишки узнали интересные факты из его биографии. Приняв участие в викторине «Наш любимый сказочник», узнав много интересного о сказочнике, о стране Дании, дети предложили открыть новую страничку в нашем детсадовском музее, посвятив её этой удивительной стране. И какую радость испытали они оказавшись в роли экскурсоводов. Ведь в нашем детском саду уже много лет действует музей «Я познаю мир», в котором накоплен богатый материал по страноведению. Музей привлекателен для детей своей красочностью, наличием большого количества экспонатов, возможностью совершать увлекательное путешествие по странам, быть исследователями культуры и быта народов различных стран, узнавать много нового и интересного, а самое главное самим быть в роли гидов.

В центре «Творческая мастерская» также началась работа. В этой работе дети и взрослые проявили себя настоящими творцами. В конкурсе рисунков каждый старательно нарисовал полюбившегося героя из прочитанной сказки Андерсена. Некоторые семьи потрудились дома над поделками. И в группе заработала выставка «Наш Андерсен». Дети со взрослыми рисовали декорации, делали атрибуты для спектаклей, моделировали эскизы костюмов для своих героев. Началось преобразование среды в группе. Уголок природы временно превратился в сказочное болото для весёлых лягушат. Спортивный уголок – в дерево-жилище жука. Благодаря выдумке родителей в группе появился большой волшебный цветок, из которого во время спектакля появлялась Дюймовочка. В подобном процессе в детях проявилось стремление сделать многое своими руками, а, познав результат, они испытали гордость за себя и других, ощутили себя, как частицы большого общего дела, силу и целостность коллектива.

Читайте так же:  Симптомы и лечение невроза навязчивых состояний

В центре «Театр» мы вместе с детьми прочитали сказку, просмотрели мультфильм, обсудили характеры героев. А несколько семей вместе с детьми написали свои сценарии сказок, после обсуждения которых был составлен детьми и написан со взрослыми сценарий новой сказки про маленькую девочку, а именно «Little girl», потому что дети захотели сыграть сказку непременно на английском языке, который они учат с трёх лет и очень любят. При распределении ролей я учитывала темперамент детей, их речевые, пластические и актерские способности, и, конечно же, мнения детей из группы и желание самих детей. Одновременно я знакомила и обучала детей игровым упражнениям, направленным на выработку мимики, жестов, пантомимы, которые являются прологом к будущему спектаклю. Для достижения результата была необходима большая совместная работа с родителями.

Я рекомендовала родителям провести совместные с детьми импровизации, разыграть мини-сценки, этюды на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, воспроизведение отдельных черт характера. Обсудив с родителями и детьми, как должен выглядеть каждый герой спектакля, мы разработали костюмы. Так у нас появилась костюмерная с большим выбором костюмов. На помощь пришли родители, которые умели шить и красиво рисовать. В свободное время в группе и дома дети с большим удовольствием сами пытались изображать различных героев, вникать в особенности их речевых характеристик, отрабатывали линию поведения каждого персонажа, его мимику и особенности походки, опираясь на свое творческое воображение и жизненный опыт. Меня радовало то, что постепенно «маленькие актеры» начинали самостоятельно находить выразительные средства, что всегда поощрялось.

Параллельно с этим вместе с детьми мы слушали и подбирали музыкальное сопровождение к спектаклю. Вместе с родителями мы записали классическую музыку, а так же современные мелодии, фонограммы, звуковые эффекты. Я подбирала такой репертуар, в котором ребенок почувствовал себя уверенным, и раскрыл бы с помощью песни и танца образ своего героя.

В центре «Английского языка» я вместе с учителем английского языка и детьми подбирали лексический материал и песни для персонажей сказки.

А перед самой премьерой спектакля у родителей появилась новая идея – были выпущены красочные программки и газета, в которой рассказали об исполнителях главных ролей сказки с другой, неизвестной зрителям стороны: об их семьях, увлечениях, своём отношении к сказке. В оформлении использовались рисунки выполненные детьми. Дети также были в роли корреспондентов: брали интервью и вместе с родителями составляли рассказы для газеты.

Важно, что в спектакле участвовала вся группа, у каждого ребёнка была роль. Работа над спектаклем объединила детей, развила чувство партнерства, взаимовыручки, сняла скованность, ускорила процесс овладения навыками публичных выступлений, помогла преодолеть стеснительность, поверить в себя.

Характер участия ребенка в этом проекте постоянно менялся, и ребенок мог выступать: как заказчик (запрос на прочтение произведения, организации экскурсии); как руководитель (проведение экскурсии, участие в распределении ролей); как непосредственный участник (от зарождения идеи до непосредственной реализации этой идеи); как эксперт.

Главным результатом в проектной деятельности стало то, что все участники проекта получили возможность самореализоваться. Этому способствовали: многообразие деятельностей и отношений; демократический стиль отношений; доминирующая форма общения взрослых и детей – диалог; учет детских интересов и приобретений.

Реализация данного проекта способствовала приобретению опыта совместной творческой деятельности детей путём развития личностно-ориентированного общения и партнёрского взаимодействия детей и взрослых. Так же расширению кругозора ребёнка, повышение его самооценки, развитию творческих способностей, умение использовать полученные знания в игре.

[3]

А. Маслоу, один из современных западных, психологов, написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» [2].

Вклад каждого ребенка в проект может и должен быть своим, уникальным, так же как и приобретения для каждого ребенка будут своими: кто-то научится высказывать свои мечты и идеи, кто-то поймёт, что его мысли интересны другим, кто-то придумает, как лучше закрасить поверхность или даст название свой поделке, сочинит и сыграет роль, проведёт экскурсию в музее.

Таким образом, в проектной деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются коммуникативные, социальные компетентности. Система моей работы способствует повышению личностной самооценки, развитию творческих способностей и формированию положительного мировосприятия у детей.

Я вижу, всё, что мы делаем, детям интересно! Они уверенны в себе и радуются своим успехам, ведь высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах наших детей!

1. Веракса Н. Е., Веракса деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение». – Москва.: «УРСС», 2002.

Самореализация ребенка

Реализация человеческой личности и ее потенциала начинается уже в раннем возрасте. Самореализация ребенка – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
У ребенка уже сформирован ряд потребностей, удовлетворение которых позволяет ему ощутить себя счастливым.

Успешность реализации напрямую зависит от того, сможет ли индивид обнаружить подходящую для себя область деятельности и как скоро он сможет это сделать. Разумеется, ребенку непросто самостоятельно решить данную проблему, поэтому он часто нуждается в помощи взрослых и воспитателей.

Условия для самореализации детей

В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.

Для детей очень важна ситуативная обстановка. Взрослые должны создать соответствующую атмосферу, которая будет способствовать успеху и подчеркивать возможности их воспитанника. Очень важна положительная оценка успехов ребенка в том или ином направлении, похвала, поддержка в виде слов: «Давай поработаем еще, чтобы получилось лучше», являются требуемыми условиями.

Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.

Читайте так же:  Что такое маниакально-депрессивный психоз

Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.

Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.

Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.

[2]

Творческая самореализация ребенка

Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие. Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане.

В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.

Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.

Самореализация дошкольников

Трехлетний ребенок начинает проявлять некоторую индивидуальность и осознавать свои желания, возможность выбора. Ему хочется самостоятельно решать во что ему одеться сегодня, с кем встретиться, в какие игры играть, а в какие – нет. Это очень сложный период, когда происходит основная закладка и развитие различных жизненных аспектов вроде понятия привязанности, предпочтений, дружбы, ответственности. Самореализация дошкольников лучше всего развивается в условиях постоянного посещения детского коллектива и работы с педагогами, взрослыми. В обычных домашних условиях такой атмосферы добиться очень тяжело, поскольку родители, как правило, часто заняты своими делами и не способны уделить малышу достаточно внимания.

Однако, это не означает, что детский сад или подобное учреждение решает все проблемы и полностью снимает ответственность с родителей. Даже в том случае, если ребенок вес день был занят, ему необходимо уделять внимание. Он должен знать о вашем отношении к нему. чувствовать интерес и поддержку со стороны своей семьи, иметь представление о их переживаниях, и лишь тогда вы ощутите «отдачу».

Также старайтесь вовлекать ребенка во взрослую жизнь и заботы. То, что для вас кажется обыденным занятием, если правильно его преподнести, окажется чем-то необыкновенным и увлекательным для ребенка. Это может быть даже банальная уборка по дому с помощью пылесоса или мытье посуды. Стоит научиться доверять своему ребенку подобные дела, и тогда он в дальнейшем сформирует самодисциплину, будет стараться помогать вам по дому. Ограничивая сына или дочь от определенных дел, вы прививаете им подсознательный страх того, что они могут не справиться с подобной задачей вообще, подавляете инициативу, что отрицательно сказывается не только на саморазвитии малыша, но также и на его самооценке.

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.
консультация на тему

Взрослым необходимо заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности), уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, необходимо установить с детьми доверительные отношения; которые способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Читайте так же:  Список самых распространенных и самых странных фобий
Вложение Размер
samorealizatsiya_doshkolnikov_cherez_tvorchestvo.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.

В ФГОС ДО важное место отводится социальной коммуникации, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, становления самостоятельности и стремление к познанию, развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию эмоционального интеллекта, формированию уважительного отношения к окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности ребенка, его социальным проблемам, которые в условиях дошкольного образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем ребенка, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с педагогами ДОУ, обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Психологией признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации.

Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольника в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.

Взрослым необходимо заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности), уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, необходимо установить с детьми доверительные отношения; которые способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Важнейшей основой для самореализации дошкольника является его желание и стремление к познанию, к саморазвитию, положительному самоощущению, уверенности в своих возможностях. Поэтому своевременная поддержка, помощь грамотного и внимательного взрослого позʙоляет дошкольнику решать разного рода задачи, ʙозникающие при общении: преодолеʙать эгоцентризм, распознаʙать различные коммуникатиʙные ситуации и правила дейстʙия ʙ них, ʙыстраиʙать своё поведение адекватно и творчески.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда социальное окружение помогает сделать значительный вклад в самореализацию дошкольника. При целенаправленном воспитании закладываются основы самореализации дошкольника. Поэтому особую актуальность приобретает тесное сотрудничество детского сада, семьи и социума. Их сотрудничество способствует более эффективному процессу самореализации ребенка-дошкольника.

Огромное влияние на процесс самореализации дошкольников оказывают те лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (члены семьи, сотрудники детского сада (в первую очередь воспитатели), социум). Поэтому основной задачей детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка.

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Участие в конкурсах, викторинах, фестивалях расширяет возможности дошкольника для самореализации. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности.

Требования, которые предъявляются к современному дошкольному образованию, включают в себя создание благоприятных условий для воспитания творческой личности. Обеспечить такие условия для ребёнка должно дошкольное образовательное учреждение, в частности воспитатель.

Важное условие самореализации ребенка дошкольника – ориентация на творческую деятельность. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активны, развивали свои способности. Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов с дошкольниками. Развитие творческой деятельности ребенка создает условия для его самореализации. Поэтому следует поощрять совместные игры детей, организовывать и направлять их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Как подготовить и провести непосредственно-образовательную деятельность с детьми. .

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту.

формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру.

Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст.

Последнее время родители и педагоги уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо.

Источники


  1. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.

  2. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.

  3. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
  4. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.
Самореализация ребенка дошкольного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here