Самореализация ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самореализация ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Самореализация ребенка

Реализация человеческой личности и ее потенциала начинается уже в раннем возрасте. Самореализация ребенка – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
У ребенка уже сформирован ряд потребностей, удовлетворение которых позволяет ему ощутить себя счастливым.

Успешность реализации напрямую зависит от того, сможет ли индивид обнаружить подходящую для себя область деятельности и как скоро он сможет это сделать. Разумеется, ребенку непросто самостоятельно решить данную проблему, поэтому он часто нуждается в помощи взрослых и воспитателей.

Условия для самореализации детей

В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.

Для детей очень важна ситуативная обстановка. Взрослые должны создать соответствующую атмосферу, которая будет способствовать успеху и подчеркивать возможности их воспитанника. Очень важна положительная оценка успехов ребенка в том или ином направлении, похвала, поддержка в виде слов: «Давай поработаем еще, чтобы получилось лучше», являются требуемыми условиями.

Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.

Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.

Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.

Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.

Творческая самореализация ребенка

Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие. Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане.

[3]

В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.

Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.

Самореализация дошкольников

Трехлетний ребенок начинает проявлять некоторую индивидуальность и осознавать свои желания, возможность выбора. Ему хочется самостоятельно решать во что ему одеться сегодня, с кем встретиться, в какие игры играть, а в какие – нет. Это очень сложный период, когда происходит основная закладка и развитие различных жизненных аспектов вроде понятия привязанности, предпочтений, дружбы, ответственности. Самореализация дошкольников лучше всего развивается в условиях постоянного посещения детского коллектива и работы с педагогами, взрослыми. В обычных домашних условиях такой атмосферы добиться очень тяжело, поскольку родители, как правило, часто заняты своими делами и не способны уделить малышу достаточно внимания.

Однако, это не означает, что детский сад или подобное учреждение решает все проблемы и полностью снимает ответственность с родителей. Даже в том случае, если ребенок вес день был занят, ему необходимо уделять внимание. Он должен знать о вашем отношении к нему. чувствовать интерес и поддержку со стороны своей семьи, иметь представление о их переживаниях, и лишь тогда вы ощутите «отдачу».

Также старайтесь вовлекать ребенка во взрослую жизнь и заботы. То, что для вас кажется обыденным занятием, если правильно его преподнести, окажется чем-то необыкновенным и увлекательным для ребенка. Это может быть даже банальная уборка по дому с помощью пылесоса или мытье посуды. Стоит научиться доверять своему ребенку подобные дела, и тогда он в дальнейшем сформирует самодисциплину, будет стараться помогать вам по дому. Ограничивая сына или дочь от определенных дел, вы прививаете им подсознательный страх того, что они могут не справиться с подобной задачей вообще, подавляете инициативу, что отрицательно сказывается не только на саморазвитии малыша, но также и на его самооценке.

Читайте так же:  Школьная любовь как понравиться однокласснику или однокласснице

Самореализация ребенка

слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева

Самореализация ребенка

Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее успех в самореализации гарантирован.

Условия для самореализации детей

В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.

На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.

Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.

Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.

Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.

Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.

Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.

Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.

Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.

Творческая самореализация детей

Творчество выступает не только атрибутом социализации детской личности и средством общения, развлечения, отдыха, но и мощным инструментом самовоспитания, уникальным средством просвещения, а также эстетического воспитания. Любая маленькая победа ребенка или просто участие в конкурсах, творческих проектах разного уровня влияет на развитие творческого потенциала.

В подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.

Творческую самореализацию подростка относят к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске. Поиск просто необходим для физического, психического, полового созревания и стремления к юношескому самоутверждению. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Зачастую такие дети зажаты в играх, в общении с взрослыми и сверстниками. Когда дети сталкиваются с семейными конфликтами, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно их травмирует. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.

Самореализация детей дошкольного возраста

Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.

Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу. Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами. Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.

Негативное настроение родителей зачастую очень быстро переходит к ребенку, и вместо полезного времяпрепровождения близкие получают обиженное выражение детского лица и надутые губки.

Самореализация личности

Самореализация личности – воплощение ею своих желаний, стремлений, задатков, талантов. О человеке, который занимается выполнением этой задачи, обычно говорят: он на правильном пути. По словам Э. Фромма, самовоплощение – важнейший плод усилий каждого индивида.

Запускной механизм этого процесса – самоактуализация, – по мнению А. Маслоу, является ключевым мотивационным фактором личности, помогающим ей обрести смысл земного существования. Еще до этого открытия американского психолога его коллега К. Хорни выдвинула гипотезу о том, что программа самоопределения заложена в нас на генном уровне.

Читайте так же:  Психологическое консультирование – виды и техники

Человека, который не ищет своего призвания, ждет незавидная судьба. Предав «души прекрасные порывы», он обрекает себя на бесцельное прозябание, неудовлетворенность, депрессию , деградацию. Вместо того, чтобы использовать отпущенное время жизни, он убивает его.

По выражению Б. Акунина, 999 человек из 1000 проживает не свою, а чужую судьбу. Вот почему важно убедиться в собственной уникальности, раскрыть свое предначертание, сотворить самого себя.

Цели самореализации

Созидание собственной личности – эволюционный процесс длиною в жизнь. При этом каждый его этап требует достижения целей, актуальных для текущего момента.

Рассмотрим основные возрастные стратегии и свойственные им цели самореализации:

Детство – пора раскрытия интеллектуального и духовного потенциала личности. Главные цели:

  • учеба, развивающая умственные способности, выковывающая характер;
  • общение со сверстниками, помогающее ребенку постичь собственные сильные и слабые стороны;
  • поиск себя в различных видах творчества.

Юность – выбор профессии и спутника жизни. Направления основных усилий:

  • выработка чуткости к внутреннему голосу, преодоление стереотипов и предрассудков;
  • интеллектуальное развитие;
  • совершенствование душевной и физической формы;
  • постижение азов интимных отношений.

Зрелость – самоутверждение в профессии и личной жизни. Цели данного периода:

  • расширение круга профессиональных компетенций, оттачивание мастерства;
  • признание в трудовом коллективе;
  • обретение гармонии в семье;
  • достижение желанного социального статуса.

Нужно учесть, что программы ориентирования личности, ее внутренние установки могут трансформироваться под давлением среды. К примеру, в кризисном обществе большинство людей предпочитают самореализации материальный достаток или карьерный успех.

Лишь немногим удается не «зарыть» свой талант в угоду стратегии банального выживания. Все зависит от психологических характеристик личности, крепости ее внутреннего стержня.

Творческая самореализация

Максимальное самовыражение – это удел личностей, увлеченных творчеством. И.Гете называл его силой, которая не оставит в покое, пока ты ему не посвятишь себя целиком.

Наслаждение творить требует от человека полной самоотдачи. Но оно же наделяет его бесценными «бонусами»:

  • выработкой нестандартного взгляда на вещи, при котором старое – источник нового, а хаос – начало порядка;
  • привычкой мыслить смело и конструктивно;
  • навыком быстро справляться со сложностями;
  • признанием своей уникальности, спокойным принятием иррационального в себе;
  • повышением культурного уровня;
  • формированием философского и личностного мировоззрения;
  • эмоциональным подъемом – источником духовного и физического здоровья; недаром творческую самореализацию как цель арт-терапии используют для избавления от психических отклонений;
  • счастливым осознанием того, что плоды творчества – научные открытия или произведения искусства – способны пережить автора, принести пользу людям, войти в сокровищницу цивилизации.

Не обязательно, чтобы каждый стал выдающимся стихотворцем или живописцем. Овладение любым творческим процессом – техническим, игровым, изобретательским, спортивным, повседневно-бытовым – является признаком духовного роста личности.

Профессиональная самореализация

Выбор дела всей жизни – кульминационный момент в человеческой судьбе. От правильности этого шага зависят не только материальное благополучие, статусность, успешность, но и ощущение самодостаточности личности. Ее критериями являются:

  • осознание своей адекватности требованиям времени;
  • приобретение багажа трудовых побед;
  • умение определить зоны потенциальных неудач;
  • самосовершенствование через преодоление трудностей.

К таким показателям невозможно прийти без волевого усилия. Но его одного для профессиональной самореализации недостаточно. Надо, чтобы выбранное дело не только нравилось, но и не выматывало, не приводило к эмоциональному выгоранию . Эта проблема снимается путем постоянной работы над собой, ведущей к повышению уровня адаптации.

Социальная самореализация

Достижение успехов в контактах с окружающими, причем в той мере, в какой они доставляют истинное наслаждение конкретной личности, и будет способствовать ее социальной самореализации.

Кто-то, к примеру, получает удовлетворение от волонтерской деятельности в нескольких сиротских приютах. А кому-то кажется полезней помощь одинокой соседке по лестничной клетке.

Любая из этих социально-гуманитарных ролей приведет к развитию таких ценных качеств, как общительность, эмпатия , альтруизм, ответственность. Реализация этих личностных потенций повышает самоуважение и способствует восприятию себя как достойного члена общества.

Заключение

Аристотель считал, что путь к счастью лежит через реализацию талантов. Состоявшаяся личность – это действительно счастливая персона. Она свободна от общественных условностей, отличается высокой адаптивностью, самоконтролем и креативностью, умеет выходить из тупиковых ситуаций и получать удовлетворение от каждого прожитого дня.

[1]

Обучение и образование.
Самореализация ребёнка в школе

Время, проведённое в школе, накладывает один из самых сильных и ярких отпечатков на личность человека. Даже не подозревая об этом, каждый человек на протяжении всей жизни носит этот отпечаток. Благом будет, если этот отпечаток носит положительный характер и на протяжении всего школьного обучении удалось самореализоваться и раскрыть все потенциальные способности и таланты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, чаще всего, это негативное впечатление и осознание всей пустоты и мучительности данного времени. Именно под влиянием школьных лет формируются многие человеческие черты и комплексы. И это совсем не удивительно, особенно если принять во внимание всю продолжительность посещения сего общественного института. И если функция социализации выполняется в школе с переменным успехом, то, казалось бы, образовательная должна выполняться на все 100 процентов. Однако и с этим дело обстоит не так просто, как хотелось бы.

Будучи исключительно стандартизированная система школьного образования не учитывает вполне все особенности каждого ребёнка. И если в некоторых случаях процесс адаптации и привыкания проходит безболезненно, то некоторые ситуации оставляют глубокий след в душе ребёнка, оказывая значительное влияние на его самооценку и поведение. Поэтому, если Ваш ребёнок испытывает определённые трудности при обучении, то необходимо как можно раньше обратить на них внимание и ликвидировать при первой возможности.

К счастью, на сегодняшний день практически каждый может обратиться к помощи профессиональных педагогов, которые помогут преодолеть существующие трудности в обучении. Так, репетитор по математике поможет не только освоить азы столь сложной науки, но и будет содействовать развитию математических и аналитических способностей ребёнка.

А репетитор по русскому языку, в свою очередь, поможет сформировать грамотную устную письменную речь, что будет способствовать наиболее полному самовыражению ребёнка. Поэтому при минимальных усилиях с Вашей стороны, при помощи специализированных педагогов, Ваш ребёнок пройдёт школьные годы значительно более уверенно и счастливо, чем самостоятельно.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Самореализация личности дошкольника в обучении

Елена Бедрицкая
Самореализация личности дошкольника в обучении

В настоящее время главной ценностью общества является человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития. Поэтому образование должно учитывать интересы самой личности и особенно остро нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития человека.

Читайте так же:  Описание доброго человека что значит быть милосердным и великодушным

Изучение проблемы «самореализация личности дошкольника в обучении» обусловлено значимостью данного вопроса в разработке концепции гуманистического образования, для которой приоритетной является задача демонстрации и поиска всего пространства выбора путей развития личности, дающих необходимые источники личностного роста.

Сейчас уже доказана взаимосвязь и взаимообусловленность между организацией процесса обучения и личностной самореализацией дошкольника. Проблема состоит в том, что в массовой практике дошкольных образовательных учреждений слабо используется условия, способствующие личностному росту, не смотря на то, что способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Потенциалы развития ребенка-дошкольника часто находит другие, неблагоприятные для ребенка пути самовыражения, вместо того чтобы привести к проявлению и продуктивному использованию открывающихся человеческих потенциалов. А что уж говорить про детей, имеющих тяжелые нарушения речи! Очень часто можно слышать от родителей таких малышей, особенно при первых встречах: «А в вашей группе вообще хотя бы утренники бывают?»

Самореализация личности представляет собой важнейшую потребность, «стержневое» свойство человека, определяющее его саморазвитие и стратегию в жизни. «В каждом человеке есть позитивное начало, что дает людям универсальную возможность самореализации. Чем ниже уровень самореализации, тем больше тревоги и тоски испытывает человек» (А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика, стр 14). Это в наибольшей степени относится и к детям, имеющим нарушения в развитии. Самореализация выступает в виде продуктивной активности и выражается в деятельности, успешность которой обеспечивает постоянный приток мотивации. Личность осуществляет сознательную регуляцию деятельности, что становится основой ее саморазвития.

Процесс осознанной самореализации интенсивно формируется в дошкольном детстве и наиболее продуктивной его сферой является, не будем пугаться этого слова, обучение. Ведь в нашей работе обучение проходит в виде самых разнообразных видов игр и деятельности.

Кажется, мы хотим невозможного! Но это совсем не так, что подтверждается регулярно достижениями ребятишек. Педагоги наших логопедических групп — волшебницы! Другого объяснения нет и быть не может. И это колдовство — ни что иное, как предоставление детям возможности самореализации в различных видах деятельности. Ведь, чем бы ребенок не занимался, он все равно должен при этом говорить. Отсюда учителя – логопеды и воспитатели и черпают свои бесконечные возможности.

В наших группах правильно организованы обучение и развивающая среда: с опорой на зону ближайшего развития, с постоянным обогащением содержания и нестандартных форм учебной деятельности, с элементами игры и включенностью каждого ребенка в процесс. Между детьми создается эмоционально-положительный и благоприятный микроклимат, эмпатийная доброжелательная атмосфера, которая обеспечивает ситуацию успеха всем и каждому и возможность перехода к зрелым, гуманным отношениям взрослых с детьми. Следует отметить, что влияние педагогов на дошкольника является чрезвычайно высокопрофессиональным, с осуществлением компетентного подхода к любому проявлению ребенка, диагностикой и умением спрогнозировать личностный рост воспитанников. С гордостью можно сказать, что мы сохранили, не смотря на более чем скромную заработную плату, достойный любых похвал педагогический состав групп компенсирующей направленности.

При составлении индивидуальных программ развития для каждого ребенка ставится цель добиться в коррекции и обучении успешности. Мы учитываем, что «ситуация успеха» в нашей работе помогает не только преодолеть речевые трудности детей, но и помочь им самореализоваться на более высоком уровне.

Таким образом, в ежедневной кропотливой речевой работе педагоги моделируют ситуацию, обеспечивающую успешность дошкольника в деятельности. Исследования показывают, что именно такими педагогическими условиями обеспечивается процесс целостной самореализации дошкольника и достижение высоких результатов в работе.

Сложность и длительность компенсации речевых проблем требует успешности не только на занятии, в обучении, но и в игровой свободной деятельности детей. Правильные речевые навыки, сложившиеся в процессе формирующих индивидуальных занятий с учителем – логопедом получают возможность активно закрепиться. Создаются условия, в которых ребенок может продемонстрировать сверстникам успех в деятельности: наличие познавательного мотива продуктивная активность личности, позитивный настрой к деятельности, близость контактов со значимым взрослым, успешность деятельности.

Успешная деятельность дошкольника — это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действительности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Мы широко используем в своей работе игровые приемы и методы, ведь это ведущий способ деятельности в дошкольном периоде. А речевые детки, в силу своих особенностей, психологически оказываются не готовыми к активному участию во фронтальных логопедических занятиях. Игры и игровые упражнения, театрализации помогают преодолевать любые трудности. Так, чтобы легче запомнить «трудную» букву есть масса изготовленных вручную пособий. Например, игра «Рыболов», … (см. Приложение). Опытному педагогу совсем не сложно подобрать тех рыбок, буквы на которых знает Родион, которого более успешные дети приняли в игру. И он, конечно, постарается вспомнить эту букву, ведь это знание обеспечит полную победу. Больше он ее никогда не забудет!

Каждого ребенка видно в группе как на ладони. Каждый успех, настойчивость в достижении цели, упорство, трудолюбие и желание порадовать окружающих замечается и поощряется педагогами. Каждый день находится минутка, чтобы посидеть в кружке и вспомнить, кто сегодня чем отличился, что нового и интересного произошло. «Посмотрите, ребята! Какое насекомое сегодня так красиво нарисовал Саша? Правильно, бабочку! Саша, какая у тебя получилась бабочка?» И Саша, у которого моторная алалия, старается из всех сил подобрать слова – признаки и произнести их отчетливо и правильно. «Машенька, посмотри на картинку и скажи, чего на свете не бывает?» И девочка искренне веселится, перечисляя все небылицы, при этом старательно проговаривая звук Л. Рабочие альбомы пестрят яркими наклейками и сверкающими звездами, полученными за знания и желание узнавать. Их дети пересчитывают по несколько раз в день и сразу же сообщают радостные новости родителям, едва успевшим переступить порог группы. Ведь это знаки достижений и повод для гордости. Мамы рассказывают, что дома наши альбомы ребята показывают всем знакомым и родственникам.

Все эти игровые задания настолько прочно вошли в нашу работу – жизнь, что мы порой даже не замечаем, как они помогают нам (книги М. Ф. Фомичева, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов и т. д.). Но как приятно, когда сам, без всяких напоминаний, ребенок берет свою «звуковую» карточку и, шагая по группе, повторяет многократно: «Красная роза… красная роза…», добиваясь совершенно самостоятельно четкого звучания сложных для него звукосочетаний. Он просто знает, что этот его успех будет обязательно замечен значимыми для него окружающими людьми. Поэтому в нашей группе никогда не слышно слов: «Я не хочу… Я устал…» Зато постоянно звучит фраза: «Я сегодня еще не ходил к вам в кабинет! Меня еще сегодня не брали!»

Читайте так же:  Поведенческая психотерапия

На практике мы убедились, что если обеспечить успешность детям с речевыми нарушениями в какой – либо из сторон деятельности, то это приводит к изменению их позиции и становится эффективным средством повышением активности дошколят, уверенности в себе, что и обеспечивает подъем на более высокий уровень самореализации. Это постоянно подтверждается результатами и показателями наших детей при поступлении в школу: все дети зачисляются в массовые классы учебных заведений. Успешные выпускники наших групп даже не бояться поступать в лицеи и гимназии. Не сомневаюсь, что специалисты высоко оценят этот факт.

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений, способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Возраст: с 4х лет.

Материал: силуэты рыбок, вырезанные из картона; цветные карандаши или фломастеры, веревочка, магнит, линейка, скотч, обруч (синий платок/лента, ведерки.

Перед началом игры необходимо изготовить удочки и «улов». Для этого к линейке привязать веревочку, а на конец веревочки прикрепить магнит. На рыбках написать или закрепить буквы, которые дети знают (3 – 4) и те, которые путают (1 – 2). Подбор букв зависит от того, кто будет принят в игру. К каждой рыбке на нос крепится металлическая скрепка.

На пол кладется обруч — это «водоем». «запускаем» рыбок в обруч. Теперь дети по очереди берут удочку и «ловят» рыбу. Только та рыбка, считается пойманной, «название» которой ребенок говорит правильно. Весь улов рыбака складывается в ведерко. По окончании игры идет определение самого удачливого рыболова.

Внимание! Перед началом игры взрослый сам определяет, как должны располагаться рыбки: буквой вверх или вниз. Это зависит от индивидуальных особенностей детей, которые будут принимать участие в игре и от цели, поставленной педагогом.

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: Москва, УРАО, 2009.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Мамаева В. В. Обучение чтению. Игры для малышей: С. – П.: АЗБУКА, 2010.

4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: М.:БФ «Онтопсихология», 2010.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи: М.: «Гном – Пресс», 1999.

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Самореализация

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью своего потенциала, возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные проблемы самореализации, сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением реализовать свой потенциал и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Читайте так же:  Психические расстройства у детей

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

• Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
• Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
• Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
• Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
• Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.

  2. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.

  3. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
  4. Хсу, Шан-Тунг Инь-Ян Любви. Фэн-Шуй взаимоотношений / Шан-Тунг Хсу. — М.: Будущее Земли, 2017. — 272 c.
Самореализация ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here