Самосознание личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самосознание личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Самосознание

Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

[2]

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый объект, сознательное «Я». Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо отличать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научились наблюдать за его самостью и чувствами, как если: чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • в непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • в целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Читайте так же:  Могут ли вопросы быть глупыми

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе

2) отношение к другим людям

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»));
  2. группоцентрическии уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
  3. просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
  4. эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

  • деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходяшее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
  • расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
  • нарущение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
  • крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Самосознание

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.

Концепции самосознания были разработаны такими учеными как Т.Липпс, А.Пфандер, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова и др.

Самосознание – это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.

Согласно Б.Г.Ананьеву самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется.

В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе.

В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.

Центральным понятием психологии самосознания является понятие «Я-концепция», введенное У. Томасом, Ф. Знанецким. 1918г. Я-концепция определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Это – сумма представлений человека о том, что он о себе думает, как себя оценивает, как смотрит на свое настоящее и будущее. В Я-концепции выделяют три основных структурных элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Человек мыслит, чувствует, действует. При этом он может осознавать себя мыслящим, чувствующим, действующим. Например, он может сердиться, сознавать, что сердится, и радоваться тому, что способен сердиться. Может радоваться неудаче другого и с сожалением это сознавать. Таким образом, человек может выступать в качестве субъекта, сознающего и регулирующего свои действия (Я-контролирующее), и одновременно быть действующим объектом осознания (Я-исполнительное).

Исполнительное Я является содержанием представлений о себе, соответствует когнитивной составляющей установки. Его называют Образ Я. Это убеждения о самом себе, которые могут быть обоснованными или необоснованными, истинными или ложными, но самому субъекту представляются обоснованными. Словесные формулы, с помощью которых человек себя обозначает, идентифицирует отражают привычные, устойчивые тенденции в поведении, выявленные в результате избирательности нашего восприятия. Это атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, его жизненные цели, мотивы, способности, описание имущества

Контролирующее Я преимущественно соотносится с эмоциональной составляющей установки: процессом принятия, выработки эмоционального отношения к содержанию образа «Я». Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции называется самооценкой. По сути – это эмоциональная реакция принятия или неприятия в себе некоторых качеств и характеристик: человек может по их поводу радоваться, гордиться, огорчаться, впадать в уныние или проявлять безразличие.

Поведенческий аспект Я-концепции — реакция, которая может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом-Я и самооценкой.

Совокупность этих элементов в их единстве и является Я-концепцией.

Я концепция имеет три модальности. Это Идеальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким должен быть идеальный человек); Я зеркальное (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие) и реальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каковы актуальные способности, роли, статус, мотивы). Эти модальности могут быть несогласованны по содержанию, что порождает внутриличностные конфликты, которые могут стать силой, побуждающей человека к саморазвитию или вызывающей дезадаптацию.

[1]

Каждая из модальностей содержит как минимум четыре аспекта: физическое Я; социальное Я; умственное Я; эмоциональное Я.

Я концепция выполняет важные функции в жизни человека.

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт вследствие когнитивного диссонанса. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью. Я-концепция складывается на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно этот процесс идет в раннем юношеском возрасте, когда интеллектуальные операции уже сформированы, а основные жизненные установки еще не структурированы.

2. Я-концепция определяет поведение. Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому, человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» — будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т.д.

3. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например: человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.

Читайте так же:  Симптомы и методы терапии транзиторной глобальной амнезии

4. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «у меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко».

Нередко такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и действительно тем самым вызывает критику в свой адрес. В таком случае Я-концепция не столько позволяет предвидеть последствия, сколько провоцирует их.

Я-концепция оказывает влияние практически на все аспекты жизни человека, и это вызывает необходимость изучения законов ее развития, функционирования, а также – разработки способов коррекции. При этом, особый интерес вызывает эмоциональный аспект Я-концепции – самооценка. В соответствии с представлениями многих психологов и психотерапевтов, (Бернс Р., Роджерс К., Куперсмит 1967перечислить из Бернса) позитивное отношение к себе считается базой для достижения успеха в жизни, реализации своих способностей в профессиональной деятельности, счастья в семейной жизни. Поэтому, задача педагогической, психологической и психотерапевтической помощи всегда связана с повышением самооценки, самоуважения, самопринятия клиента.

Необходимо отметить, самооценка может трактоваться как «завышенная» или «заниженная» только в тех случаях, когда существует объективный норматив оценивания успехов или качеств человека: например, в педагогической практике.

Психологическая оценка, в отличие от педагогической, субъективна: одного человека свой рост в 185см будет радовать, а другого может огорчать. Нет оснований считать, что у первого – завышенная самооценка, а у второго – заниженная. Самоотношение, будучи по своей природе субъективной оценкой, не предполагает возможности установления его адекватности. Если человек принимает свой стиль жизни как данность, уважает себя за силу и принимает себя, несмотря на имеющиеся недостатки, он оказывается более устойчивым перед лицом проблем и способным к преодолению трудностей.

Использование понятия «завышенная самооценка» в практике социальной работы представляется крайне нежелательным, поскольку может подталкивать специалиста к намерению ее снизить у клиента, не помочь ему, а напротив – помешать.

Изучен ряд механизмов и закономерностей формирования позитивной Я-концепции.

Усвоение внешних оценок. Суть этого механизма в усвоения ребенком оценок и мнений, звучащих со стороны значимых других. «Значимые другие» это люди, которые важны и значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на их жизнь. Одобрение создает позитивный образ Я а постоянное порицание — понижает самооценку. Значимый другой не только отражает ребенка, но и побуждает оценивать свои действия и себя самого с помощью обратной связи.

Недовольное выражение лица, вербальная критика, физическое наказание, лишение желательного предмета является негативной обратной связью. Если она направлена на личность ребенка, снижается его самооценка. В меньшей степени опасна критика, ограничивающаяся описанием ошибок и негативных последствий поведения ребенка без оценок его личности.

Улыбка, словесная похвала, одобрительный жест, подарок являются позитивной обратной связью. Если ребенок «награждается» позитивным отношением с условием, что он совершил конкретный поступок, такая награда служит для него стимулом для повторения этого поступка. Однако если значимые другие проявляют позитивное отношение к ребенку только «в награду», это формирует у него негативное отношение к себе. Безусловно положительное отношение помогает обрести ощущение собственной ценности. (Роджерс, Джеймс, Кули, Мид)

Социальное сравнение. Человек постоянно испытывает потребность оценивать свои способности, сравнивая себя с людьми из непосредственного окружения или с иными лицами (Фестингер). Особо ясно и отчетливо осознаются те характеристики, которые делают человека непохожим на свое окружение, отличают его от некоего подразумеваемого им среднего.

Сравнение предполагает наличие некоторого соперничества, которое в ряде случаев может быть вполне оправданным, но часто – не имеющим оснований. Тенденцию воспринимать других людей соперниками в ситуациях, которые этого не требуют, с людьми, не являющимися реальными соперниками, называют невротическим соперничеством (К.Хорни). Люди с установками на невротическое соперничество часто направляют свои действия против других людей, стремятся избегать контактов и конкуренции, стремятся найти защиту и спокойствие в эксплуатации других. Негативный эмоциональный фон возникает при осуществлении тенденции связанной с реализацией сопернических отношений.

Важная задача при оказании психологической помощи – выработка установок на сотрудничество с другими и способности позитивно оценивать себя несмотря на отличия от других.

Самоатрибуция. заключается в приписывании себе качеств и оценок, объясняющих совершенные поступки.

  • Чеснокова И.И. Самосознание личности./ Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Прогресс 1983.
  • Столин В.В. Самосознание личности – М.: МГУ, 1983.
  • Кон И.С. В поисках себя – М.: ИПЛ, 1984.

Активность и направленность личности. Самосознание личности

Активность личности — это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего в общении, совместной деятельности, творчестве. Основным источником активности являются потребности, которые но своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности выражаются в мотивах, непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные мотивы характеризуются влечениями И установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, независимо от конкретных условий, определяющая поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим, характеризующаяся доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Убеждения — система устойчивых принципов, осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности значимость и направленность.

Идеал — это осознанный мотив, образ, которым руководствуется личность в настоящее время, определяющий план самовоспитания.

Самосознание личности. Включаясь в систему общественных отношений. Взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических н психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я» — относительно устойчивая, в той Или иной степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности — наиболее существенной и изученной в психологии стороны самосознания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека, постоянно сверяющего себя с неким эталоном. При завышенной самооценке человек начинает переоценивать себя. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, тревожности.

Читайте так же:  Как перестать откладывать дела на потом

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности — желаемым уровнем самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, при неуспехе, соответственно, — снижается. Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:
1) развитие личности, его процесс и результат;
2) целенаправленное воспитание личности.

Самосознание личности

Читайте также:

  1. C) самосознание
  2. Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности.
  3. Волевая регуляция деятельности т волевые свойства личности.
  4. Волевые качества личности.
  5. Воля и волевые свойства личности.
  6. Воля как форма активности личности. Волевые качества личности.
  7. Вопрос 46. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности.
  8. Выделяют несколько стадий социализации и развития личности.
  9. Государство, его права и обязанности по отношению к личности.
  10. Динамика полных цветов. Признаки оптимального развития личности. Признаки негативных тенденций
  11. Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
  12. Жижиленко А.А. Преступления против личности. М., Юрлитиздат. 1927. — 236 с.

Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Л. Толстой

Уровень развития личности в значительной степени зависит от уровня самосознания. Для субъекта его личность осознается как его «Я» («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, проявляющаяся в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.[30]

Самосознание личности–

это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка[31].

Важным в формировании самосознания является рефлексия, позволяющая личности отслеживать и изменять свое поведение и развиваться.

Рефлексия – (англ. reflection) —

мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.[32]

В структуре самосознания принято выделять Я-реальное – представление о себе в реальность, какой я есть, Я-идеальное – каким бы я хотел быть, Я-прошлое – кем я был в прошлом, Я-будущее – кем я стану в будущем.

Самооценка личности в значительной мере зависит от соответствия Я-идеального Я-реальному. Чем больше разница между этими представлениями, тем ниже самооценка.

Представление о себе, о своих Я, знание о своих чертах, характере, темпераменте также называется Я-концепцией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я-концепция — англ. self-concept) —

развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов5.

«Образ –Я» включает в себя следующие составляющие.

· «Физическое Я» – тело, здоровье, развитие

· «Моральное Я» — нравственность

· «Индивидуальное Я» – способности, сила воли

· «Семейное Я» – положение и отношение в семье

· «Социальное Я» – отношение к обществу, социальной группе, одиночеству.

Чем ближе представление индивида о каждой из этих составляющих «Я-реального» к идеалу – тем выше самооценка. Чем более различаются эти представления, тем самооценка ниже.

Учеными выделяется 3 вида самооценки:

Заниженная

– человеку, которому свойственна заниженная самооценка – склонен оценивать себя негативно, переоценивать ошибки и недооценивать результаты, ставит себе неадекватные цели, уровень притязаний снижен, заниженная самооценка часто связана с комплексом неполноценности.

Завышенная

– обратный вариант, человек позитивно себя оценивает, общителен, требует к себе много внимания, ставит высокие цели, гордится успехами, приписывая всегда их собственным усилиям ми способностям, неудачи обесценивает, списывая их не на собственные ошибки, а на стечение внешних, случайных обстоятельств. Люди с завышенной самооценкой конфликтны, раздражительны и обидчивы.

Адекватная

— человек с адекватной самооценкой реалистично воспринимает себя и ситуацию, оценивает причины успехов и неудач, принимает свои ошибки.

От чего же зависит самооценка?

В первую очередь ребенок, будучи еще совсем маленький копирует оценку родителей. Если мама постоянно хвалит ребенка, балует его, говорит о его исключительности и совершенно не замечает его недостатков, ошибок и промахов – ребенок запечатлевает образ Я- идеален. Впредь он и сам не будет замечать собственные ошибки. Но позже, когда он с такой позицией вступит в социальную среду — реакция окружающих и их оценка может не соответствовать его собственному представлению о себе и своих качествах. Отсюда обидчивость, раздражительность, конфликтность.

Если же на оборот, мама постоянно говорит ребенку о том, что он делает не так, акцентирует внимание на его ошибках и промахах (даже если это делается из лучших побуждений, чтобы ребенок стал лучше и развивался), то у ребенка запечатлевается образ того, что он не такой, все делает неправильно. Такой ребенок, скорее всего, будет тревожным, застенчивым, малообщительным.

В раннем детстве формируется фундамент, база всей личности и в том числе самооценки, но во взрослой жизни она может меняться и на нее влияет множество факторов, такие как: возраст, семейное положение, значимость деятельности, положение в группе, уровень успеха и т.д.

Человек сознательно способен корректировать свою самооценку при помощи рефлексии и специальных упражнений.

Основные выводы:

1. Личность человека объединяет биологические психологические и социальные характеристики:

· к биологическим составляющим личности относятся анатомические особенности, особенности нервной системы, обменных процессов и т.д.

· к социальным компонентам — система мировоззрений, моральные качества, религиозные убеждения, культурные предпочтения.

· к психическим относятся – особенности темперамента, протекания психических процессов (памяти, внимания, мышления).

2. В современной психологии нет единого понимания личности, каждый из исследователей психологической науки понимает под этим термином свое: З.Фрейд — взаимосвязь трех уровней: Оно, Я и Сверх-Я. Э.Берн в структуре личности выделил 3 взаимосвязанных состояния: Я — ребенок, Я — родитель и Я- взрослый, и т.д.

3. Личность – это конкретный индивид, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

4. Термин «мотивация понимается двояко. С одной стороны она понимается как система факторов, направляющих поведение человека (потребности, мотивы, стремления), с другой стороны – процесс, регулирующий и направляющий поведенческую активность на определенном уровне.

Читайте так же:  Причины и симптомы депрессии у женщин

5. У каждого человека существует своя иерархия мотивов, именно доминантные потребности во многом определяют его поведение в жизни.

6. Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

7. Самооценка бывает: заниженная, завышенная и адекватная. Уровень самооценки формируется под влиянием множества факторов и определяет поведение человека в социуме.

Контрольные вопросы

[3]

1. Как в современной психологии определяется понятие «личность»?

2. Какие структуры личности вы знаете?

3. Зачем человеку нужны механизмы защиты психики?

4. Какие виды мотивов Вы знаете?

5. Раскройте иерархию потребностей по А. Маслоу

6. Что является основой Я-концепции?

7. От чего зависит самооценка человека?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1 .

Вам необходимо провести диагностику самоотношения человека, для этого

:

1. проведите диагностику по тест В.В.Столиным и С.Р.Пантилеевым[33];

2. посчитайте результаты по шкалам;

3. определите роль каждого из этих показателей в уровне и картине самоотношения: какой из них обладает наибольшим “весом” в структуре самоотношения испытуемого, какой — наименьшим?

4. письменно составите психологический портрет ислытуемого с точки зрения самоотношения.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 706 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Самосознание личности

Кто такой человек? Люди могут задаваться вопросом: «Кто я?». Именно данный вопрос и определяет суть самосознания личности. Не с первых минут жизни человек начинает задаваться данным вопросом. Не всегда взрослого человека интересует данный вопрос. Формирование самосознания начинается с раннего детства, подвергаясь различным особенностям трансформации и развития.

Кто есть человек? Каждая личность уникальная по-своему. Каждый человек должен сам ответить себе, кем он является. Для этого всего лишь нужно перенести внимание на себя. Обычно люди занимаются тем, что изучают окружающий мир. Ребенок наблюдает за родителями, чтобы понять, каким ему стать. Детей обучают в школе различным наукам об окружающем мире. Но каким является сам человек в своей натуре? Обычно этим приходится заниматься лишь тогда, когда человек сталкивается с проблемами и нереализованными целями, из-за чего страдает.

Человека не обучают тому, чтобы он познавал самого себя. Почему? Потому что все, что связано с самим собой, называется эгоизмом. А эгоистами в наше время быть плохо. Читатель интернет-журнала psytheater.com станет эгоистом, если начнет познавать самого себя с целью решения множества своих проблем, преобразования своей жизни и достижения счастья. В обществе принято, чтобы люди занимались друг другом, помощью и поддержкой, но только не личными своими жизнями.

Страдания и проблемы человека не покидают, поскольку он элементарно не знает самого себя. Чего человек хочет? Какой жизнью желает жить? Что он делает ради собственного счастья? Обычно люди не задаются подобными вопросами, чтобы не быть эгоистами. А в итоге люди просто сами себя лишают возможности стать счастливыми, успешными, чтобы имеющимися ресурсами помогать окружающим.

Что такое самосознание личности?

Самосознанием личности называется способность человека взглянуть на самого себя и осознать собственное «Я». «Кто такой я?» — человек практически никогда не задается подобным вопросом, чем лишает себя возможности познать собственные интересы, потребности, желания, ценности, мотивы поведения и причины возникновения различных переживаний. Обычно человек обращается к друзьям, психологам или советчикам, чтобы они подсказали, как ему жить, что делать в той или иной ситуации, как решить проблему, почему он чувствует то, что ему неприятно, и пр. Хотя проще всего и эффективнее было бы обратиться к самому себе с подобными вопросами.

Познать самого себя! Обычно данным лозунгом люди часто пользуются, но никогда его не практикуют. Самосознание – это и есть самопознание. Необходимо обратить взор на самого себя, увидеть себя таким, каким вы являетесь, понять причины возникновения тех или иных реакций, повадок. Познать, какими ценностями и желаниями вы обладаете. Понять, какой вы на самом деле, а не каким вас видят окружающие люди.

Может оказаться, что окружающие люди являются глупцами, поскольку на самом деле вас не знают. Все, что они говорят о вас, даже не имеет никаких аргументов и реальных фактов, подтверждающих их слова. А человек обычно прислушивается к мнению окружающих, думая, что оно правильное. Хотя по факту может оказаться, что эти люди вовсе вас не знают, даже не попытались познать вас, чтобы делать какие-то выводы, в которые вы верите и считаете их истинными.

Человек начинает осознавать себя с самого рождения, однако сознательный процесс познания собственного «Я» происходит гораздо позже. Для сознательного самопознания необходимо волевое направление своего внимания внутрь самого себя. Однако человек этим практически не занимается с тех пор, как родители начинают заниматься его воспитанием, постоянно приучая устремлять свой взор на окружающий мир и мнение других людей.

Однако в процессе самопознания не следует увлекаться. Как и любой процесс, это может принести как пользу, так и вред. «Познай самого себя» — теперь каждый человек то и дело, что занимается познанием самого себя, поиском своего смысла жизни, устранением своих недостатков и самосовершенствованием. Пожалуй, помимо виртуальных игр и просмотра телевизора, это является еще одним способом пустой траты времени.

Вечный поиск себя — отличный способ ничего не делать. Человек лишь посещает семинары и читает книги по самосовершенствованию, но при этом не меняется. И поскольку не меняется сам человек, то не меняется и его жизнь.

Вы занимаетесь поиском самого себя, познанием и борьбой с собственными недостатками? Можно вас поздравить: вы тратите свое время впустую. Невозможно познать себя, поскольку с течением времени вы постоянно меняетесь. Невозможно найти себя, поскольку вы ищете себя там, где вас нет. Вы всегда находитесь рядом с собой. А пытаетесь найти себя где-то в другом месте, в каких-то вещах, увлечениях и отношениях. Более того, побороть свои недостатки невозможно, потому что они являются просто теми качествами, которыми вы не умеете правильно пользоваться.

В настоящее время многие люди увлеклись собственным самосовершенствованием. Они мучают себя диетами, косметическими процедурами, физическими нагрузками и т. д., чтобы стать внешне привлекательными, то есть подогнать себя под некий идеал красоты, который придуман людьми, а не природой. Они пытаются убрать из своего характера какие-то черты, вести определенный образ жизни, совершать одни поступки, укоряя себя за совершение других действий. Человек пытается поместить себя в какие-то рамки, которые придуманы обществом. Обратите внимание, что люди не себя совершенствуют и не себя пытаются найти, а стараются подогнать себя под некий идеал, которому должны соответствовать все люди.

Пока вы занимаетесь поиском самого себя, вы просто тратите свое время. Себя не нужно искать, вы и так все время живете сами с собой. Лучше не искать, а просто жить в свое удовольствие, строить свое счастье и достигать интересных вам целей. В этом и будете вы!

Читайте так же:  Хочу развестись с мужем

Самосознание и развитие личности

Самосознание не является врожденным качеством, оно приобретается, постоянно трансформируясь в течение всей жизни человека. Самым элементарным самосознанием, которое можно наблюдать, является изучение ребенка своих частей тела с целью понимания того, как ими можно управлять. Однако самосознание происходит не только на уровне телесного познания. С годами человек может обращаться к своему внутреннему миру, который не виден глазу.

По мере развития личности самосознание становится следующим:

  1. До года – когда ребенок трудно отделяет себя от окружающих. Он активно начинает двигать ручками и ножками, проговаривает звуки, играет с игрушками, что дает ему первое понимание того, что он отделен от мира.
  2. От 1 до 3 лет – когда человек начинает активно учиться управлять своими движениями в пространстве и времени. Здесь он впервые осознает свое обособленное «Я», порой в негативной форме пытаясь отстоять свою самостоятельность.
  3. От 3 до 7 лет – когда ребенок осознает свою отдельность и от мира и перестает говорить о себе в третьем лице. Он все больше хочет стать самостоятельным, противостоя различным манипуляциям окружающих, которые раньше были приемлемыми.
  4. От 7 до 12 лет – когда кризисы и скачки в развитии отсутствуют. Просто ребенок постепенно закрепляет свое самосознание и обособленность.
  5. От 12 до 14 лет – когда ребенок вновь активно начинает задаваться вопросом, кто он, чтобы начать искать свой путь в этой жизни. Начинается активное «отрешение» от родительской опеки, что нередко сопровождается скандалами и ссорами.
  6. От 14 до 18 лет – когда подросток совершает множественные открытия для самого себя. Он наконец-то становится самостоятельной личностью, которая начинает взаимодействовать с окружающим миром, влиять на него и формировать свое будущее.

Самосознание требует обращения своего внимания на себя. Чтобы познать себя, нужно смотреть на свое естество открытыми глазами, ничего не приукрашивая и не оценивая. Самосознание не требует выявления в себе недостатков, чтобы срочно их в себе исправить, а также не побуждает человека понимать, в чем он еще не идеален, по мнению общества. Самосознание направлено на познавание самого себя как отдельной личности, которая никак не связана с окружающим миром.

Формирование самосознания личности

Самосознание личности формируется благодаря следующим аспектам, которые нарабатываются с подросткового возраста:

  1. Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир, которая базируется на имеющихся знаниях и опыте, полученном до настоящего момента.
  2. Самоутверждение – модель поведения, которая способствует повышению самооценки и своего социального статуса. Как именно человек будет самоутверждаться, зависит от его взглядов, воспитания, ценностей, опыта.
  3. Постижение любви и уважения – каждый человек начинает требовать к себе определенного отношения, когда он всего лишь желает быть принятым окружающими.
  4. Осознание смысла жизни – понимание того, ради чего человек живет. Данный вопрос становится актуальным, когда человек сталкивается с потерей чего-то ценного, а также должен определиться, какие цели ему достигать, чтобы жить и развиваться.
  5. Социальная роль – статус, который человек занимает в обществе.

перейти наверх

Особенности самосознания личности

Принято рассматривать несколько особенностей самосознания:

  1. Когнитивный – изучение физиологических и психологических процессов.
  2. Личностный – самооценка, отношение к своим достоинствам и недостаткам.
  3. Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  4. Поведенческий – сочетание всех предыдущих уровней, что выливается в определенное поведение.
  5. Пассивный – автоматическое изучение как следствие развития.
  6. Активный – контролируемый процесс развития.

По мере своего роста человек приобретает способность оценивать самого себя. Самооценка – это оценка того образа «Я», который человек сам в себе видит. Она влияет на его отношение к себе, поведение и процесс самосовершенствования. Делят самооценку на:

  • Завышенную – идеализирование и превозносение своей значимости для общества. Часто такие люди эгоистичные, жестокие и агрессивные, ленивые.
  • Заниженную – занижение собственных возможностей. Человек ставит цели, ниже тех, которых мог бы достичь. Считает, что нуждается в помощи. Очень критично к себе относится, стеснительный, замкнутый, неуверенный, застенчивый.
  • Адекватную – объективное восприятие себя и своих возможностей, нормальное отношение к собственным недостаткам и уровню притязаний.

перейти наверх

Как в итоге самосознание личности влияет на ее развитие?

Саморазвитие стало не просто психологическим понятием личностного роста, но и модным, престижным культурным времяпрепровождением. Тот, кто занимается своим ростом и стремлением достигать целей, тратит на это усилия и время. Но как люди умеют совершенствоваться путем саморазвития?

Сперва человек должен определиться, что именно он решил в себе видоизменять. Любые расплывчатые понятия не подходят, например, стать духовным, потому что у каждого свое понятие духовности. Следует четко обозначить свои новые черты личности, которые вы желаете в себе развить, чтобы предпринимать конкретные действия.

После постановки цели, начинайте двигаться к ней. Например, вы решили в себе умерить уровень агрессии, тогда каждый раз, когда чувствуете, что начинаете «гореть от ярости», старайтесь не поддаваться ей, не отвечать на реплики других людей и успокоить свой эмоциональный фон. Путем самостоятельной проработки тех или иных качеств своей личности можно достичь высоких результатов.

Считается, что тот, кто не растет, очень быстро погибает. Современный мир очень быстро видоизменяется, поэтому каждые полгода следует менять свой подход к одному и тому же делу. Саморазвитие способно помочь адекватно отнестись к постоянным изменениям и выстоять к вечной гонке на выживание и душевное счастье. К тому же, самоконтроль позволит раскрыть в себе энергию, новые способности и потенциал ко многим действиям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  2. Шлахтер, В.В. Брачные игры. И жили они долго и счастливо и регулярно… / В.В. Шлахтер. — М.: Питер, 2013. — 501 c.

  3. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.
  4. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.
Самосознание личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here