Самоуважение – потребность и уровень

Сегодня мы рассмотрим тему: "Самоуважение – потребность и уровень" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Потребности самоуважения

Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности самоактуализации

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по мнению Маслоу, самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы.

Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Тестовые задания по закреплению

Темы: « Иерархия потребностей человека по А. Маслоу».

Ответьте да или нет

1. ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ БЫЛА ПРЕДЛОЖЕНА А. МАСЛОУ

2. ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПО МАСЛОУ – ЭТО ЛЮБОВЬ.

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПО МАСЛОУ — ЭТО 2 УРОВЕНЬ

4. МАСЛОУ ИЗОБРАЗИЛ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ВИДЕ ПИРАМИДЫ

5. ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ МАСЛОУ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

6. МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ

7.УВАЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ КО ВТОРОЙ СТУПЕНИ

8. БЕЗОПАСНОСТЬ ОТНОСИТСЯ К ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ

9. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ ЭТО ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

10. ПОТРЕБНОСТЬ В ОТДЫХЕ ЭТО ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Эталоны ответов на тестовые задания по закреплению

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9746 —

| 7375 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Самоуважение – потребность и уровень

Уважение – одна из личностных потребностей человека, когда хочется получать определенное отношение со стороны окружающих к себе. Однако уважение – это отношение окружающих людей к человеку. Что же такое самоуважение? Это отношение личности к самой себе. Различаются уровни самоуважения, которые показывают, как человек сам к себе относится. Недостаток самоуважения становится одной из причин появления конфликтов, внутренних проблем и жизненных неудач, из-за которых читатели обращаются за помощью к психологам на сайте psymedcare.ru.

Самоуважение – такая же важная потребность, которую человек должен удовлетворять, как и уважение. В зависимости от того, как человек сам к себе относится, это влияет на самооценку, уверенность в себе, успешность и даже инициативность, креативность, целеустремленность. Другими словами, самоуважение – степень положительного отношения к самому себе.

Есть личности, которые всегда себя уважают и ценят. Независимо от ситуаций, они никогда не предают себя, не бросают, не подставляют. Однако есть немало личностей, которые не настолько сильно уважают себя. На что это потом влияет?

  1. На то, обижает ли человек сам себя.
  2. Винит ли он себя в бедах, которые на самом деле не являются последствиями его действий.
  3. Бережет ли он свое тело, здоровье, духовное самочувствие.
  4. Позволяет ли другим людям управлять собой и указывать, как нужно жить.
  5. Предает ли самого себя в ситуациях, когда можно поступить так, чтобы достичь цели.

Самоуважение в принципе влияет на поведение индивида. И самое главное – оно влияет на то, насколько успешным человек становится по жизни. Акцентируем внимание на том, что под успешностью мы понимаем не достижение богатств или прочих высот власти и любви, а способность человека достигать всех тех целей, которые он перед собой ставит и которые приносят ему удовольствие. Если человек способен ставить цели и достигать их, независимо от того, какие именно эти цели, тогда он может считаться успешным.

Самоуважение влияет на успешность человека. Во-первых, она сказывается на том, что индивид никогда не отказывается от своих желаний. Он уважает свои внутренние порывы, истинные потребности и идет к ним. Другие люди могут его отговаривать и прикладывать усилия, чтобы поставить перед ним другие цели. Уважающий себя человек никогда не свернет со своего пути лишь по указке окружающих.

Во-вторых, уважающий себя индивид часто продвигается к своим целям благими способами. Если человек уважает себя, то у него возникает «кредитное» уважение к окружающим. Он заранее уважает других людей, пока они не доказали обратного.

Самоуважение в принципе не позволяет человеку попасть в беду, пойти той дорогой, которая причинит ему много боли. Он не идет наперекор самому себе. И никогда не позволит окружающим причинить ему вреда.

Что такое самоуважение?

Что же такое самоуважение, которое так сильно влияет на счастье и успех человека? Это своего рода чувство собственного достоинства. Самоуважение – уровень положительного отношения человека к самому себе. В зависимости от степени самоуважения, человек становится успешным или лузером.

  • Чем выше самоуважение, тем успешнее становится человек. Конечно, многое зависит от методов, к которым индивид прибегает на пути к своей цели. Но в большинстве своем уважение к себе заставляет человека двигаться к счастливой и комфортной жизни.
  • Чем ниже самоуважение, тем больше в жизни человека становится несчастий и бед. Почему так происходит? Поскольку человек часто отказывается от своих желаний, нередко не слушается ни своей интуиции, ни своего мнения, достаточно часто соглашается с позицией окружающих людей и поступает так, как они говорят. Другими словами, чем больше человек слушается окружающих, поскольку не уважает ни своего мнения, ни желаний, тем чаще он сталкивается с ситуациями, которые не несут ему никакой пользы, порой вредят и даже пользуются его благами.
Читайте так же:  Стокгольмский синдром

перейти наверх

Самоуважение и самооценка

Самоуважение является устойчивой личностной чертой индивида, как и самооценка. Причем оба качества непосредственно влияют друг на друга, взаимодополняют. Если самоуважение пониженное, то и самооценка у индивида является низкой. Справедливо и обратное при завышенном самоуважении.

Самоуважение во многом зависит от того, насколько высокие индивид ставит перед собой цели, как результативно он их достигает, преодолевая различные неприятности и проблемы, и какими достижениями в итоге обладает. Самоуважение возрастает ровно настолько, насколько индивид становится успешным в достижении собственных целей. Чем большими достижениями он начинает обладать, тем выше становится его уважение к себе.

То же справедливо и для самооценки. Чем больших целей индивид достигает, тем выше становится самооценка. А она в свою очередь позволяет индивиду ставить еще большие цели и достигать их с уверенностью в том, что у него все получится.

Данные две характеристики влияют на ориентацию индивидов:

  1. На достижение целей.
  2. Или на избежание неудач.

Также на уровень самооценки влияет то, списывает индивид свои успехи или неудачи на внутренние способности или их отсутствие. Таким образом, самооценка и самоуважение становятся теми факторами, которые регулируют поведение человека в различных ситуациях и его самоощущение в них.

Самоуважение личности

Самоуважение личности зависит от двух составляющих:

  1. От внутреннего самоощущения себя, эмоциональной окраски того, как он к себе относится.
  2. От внутреннего понимания того, насколько он компетентен в определенных областях. Если человек понимает, что он достаточно осведомлен в том деле, которым занимается, тогда он и чувствует себя хорошо. А если он чувствует себя хорошо, тогда и приступает к делам более охотно.

Самоуважение во многом зависит от того, насколько комфортными и приятными выстраиваются взаимоотношения индивида с другими людьми. Если отношения с конкретными, особенно значимыми людьми, выстраиваются здоровые, комфортные и счастливые, тогда у индивида повышается самоуважение. Если же отношения не выстраиваются должным образом, тогда человек начинает терять уверенность в себе.

Человек себя уважает ровно настолько, насколько он себя одобряет, при этом нравится человек себе ровно настолько, насколько он нравится другим людям.

Если личность растет при условном одобрении, когда его постоянно осуждают и не принимают, тогда во взрослом возрасте он будет искать одобрения и безусловной любви, нередко со стороны отдельных лиц и одного любимого человека, компенсируя недостающее.

Чтобы индивид начал себя уважать, ему нужно полностью себя принять – это значит принять все свои качества и черты, в том числе недостатки, изъяны и слабости. Когда человек себя полностью примет, тогда начнет уважать себя. А еще на самоуважение влияет то, насколько принимает человека его любимый партнер или любой другой значимый ему индивид. Если личность, которая важна человеку, принимает его, тогда самоуважение повышается.

Чтобы себя одобрить, нужно развить высокий уровень самосознания – когда индивид обращает внимание на свои мысли, чувства, желания, потребности и прочее, при этом не отвергая их. Он словно наблюдает за тем, кем он является, не борясь и не приукрашивая ничего. Когда индивид поймет себя самого, тогда он сможет себя одобрить и принять.

Недостаток самоуважения

Самоуважение зависит от того, насколько человек сам себе нравится, как он себя ощущает и насколько значимым считает. Появляются в жизни любого индивида ситуации, способные подорвать чувство собственной значимости и достоинства. И здесь главной задачей становится способность индивида сохранить самоуважение и поднять себя из той ямы, в которую он упал.

Недостаток самоуважения делает индивида излишне скромным. В обществе данное качество приветствуется. Многие думают, что быть скромными – это хорошо. На самом деле скромные люди зачастую становятся неуспешными, бедными и вечно используемыми. Именно амбициозность и соревновательный дух позволяют достичь успеха. Но сами скромные люди культивируют в себе данное качество по следующим причинам:

  1. Скромность помогает снизить уровень тревожности.
  2. Она способствует низкой конфликтности.
  3. Позволяет устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими.
  4. Помогает получать от малого больше радости.

Самоуважение базируется на следующих установках:

  • «Мир становится лучше благодаря мне».
  • «Я могу попросить о помощи».
  • «Я со всем способен справиться».
  • «У меня все получится».

Если возникает недостаток самоуважения, тогда это приводит к:

  • сомнениям в личной важности;
  • недоверию окружающим людям;
  • боязни не понравиться окружающим и мнению о том, что так оно и есть;
  • ожиданиям быть притесненным, обиженным, обманутым;
  • одиночеству и ощущению изолированности.

Как можно повысить недостаток самоуважения?

  • Взять на себя ответственность за собственные действия и выбор.
  • Искать решения, а не оправдываться.
  • Забывать причиненные обиды и прощать.
  • Оставаться чистыми и аккуратными, сохранять свое тело в здоровом состоянии.
  • Пребывать в одиночестве и спокойствии не менее 30 минут в день.
  • Все дела совершать вовремя.
  • Поступать по совести.
  • Говорить правду.
  • Выполнять обещанное.
  • Планировать, записывать и реализовывать свои цели.
  • Самого себя подбадривать и поддерживать.
  • Видеть происходящее хорошее и фиксировать на этом внимание.
  • Заниматься любимыми делами и не мешать окружающим.
  • Делиться своими знаниями с людьми, которые желают их знать.

перейти наверх

Уровень самоуважения

Уровень самоуважения зависит от мотивации индивида. Самоуважение повышается благодаря поступкам человека. Если индивид уважает себя, то и цели он ставит достаточно высокие. Уровень самоуважения можно оценить по шкале Розенберга.

Потребность в самоуважении

Обычно люди обращают внимание на то, как к ним относятся окружающие. Третий уровень потребностей (отношения с друзьями, любимыми, семьей, положение в обществе) является одним из самых главных. Как только физические потребности удовлетворяются, человек переходит к вопросу о том, как он относится к себе и как окружающие его воспринимают.

Уважение и самоуважение являются очень важными составляющими в любых взаимоотношениях, поскольку они влияют на здоровье и комфорт всех участников в подобных союзах. Если уважения нет ни по отношению к другим людям, ни по отношению к самому себе, ни со стороны окружающих, тогда отношения никогда не смогут быть построены здоровыми и счастливыми.

Самоуважение – это отношение человека к самому себе. По большому счету оно не зависит от того, как относятся к человеку окружающие люди. Однако следует отметить, что высокий уровень самоуважения заставляет индивида общаться с окружающими так, чтобы они уважали его. Если к уважающему себя индивиду проявляется неуважение со стороны окружающих, тогда он покидает этих людей, не строит с ними отношения и не контактирует до тех пор, пока те не изменят своего поведения на желаемое. Другими словами, уважающий себя индивид никогда не даст себя в обиду и не будет общаться с теми, кто его не уважает.

Читайте так же:  Самореализация личности

Самоуважение личности

Самоуважение личности – это доверие и терпимость к себе, самоодобрение, принятие своего внутреннего мира со всеми его особенностями. Оно выражается в убеждении: «Со мной все в порядке. Я не хуже других. Я могу мыслить, любить, творить».

Самоуважение личности складывается из признания своих достоинств и снисхождения к недостаткам. Это чувство, внушающее спокойствие и уверенность в себе, переживается личностью как очень комфортное и мобилизующее. Оно позволяет достойно преодолевать жизненные трудности, является залогом успешной самореализации.

Самоуважение и самооценка

Самоуважение – производное самооценки. Поэтому так важно, чтобы она была адекватной. При заниженной самооценке возникает недостаток самоуважения, при завышенной – преувеличенное чувство собственной значимости. Оба перекоса ведут к краху надежд и утрате смысла жизни.

Тот, кто недооценивает себя, кто печется не о победах, а об уклонении от поражений, никогда не будет счастлив. Увы, подобных личностей на свете пруд пруди. Самая большая среди них группа – люди с высшим образованием, удовлетворяющиеся неквалифицированным трудом, избавляющим от груза ответственности. Такое отношение к своему потенциалу – метание бисера перед свиньями – свидетельствует о неукрепленной самооценке.

Непродуктивен и завышенный уровень притязаний, возникающий на почве переоценки собственных возможностей. Поставив перед собой непреодолимые барьеры, человек набивает себе кучу шишек, так и не достигнув цели. Все предпринимаемые им шаги наталкиваются на череду неудач и увенчиваются глубокой неудовлетворенностью.

Э. Фромм предупреждал еще об одной опасности: самоуважение большинства людей легко поколебать из-за зависимости их самооценки от мнения окружающих. Многим нужно ежедневно слышать от других: «Ты замечательный». Иначе они перестают себя уважать, постоянно опасаются, что окружающие – не дай Бог! – изменят к ним свое отношение. Приходится постоянно доказывать что-то другим и себе. Подобная уязвимость обрекает человека на ежедневные испытания.

Между тем, самоуважение и самооценка – если она адекватная – служат приводным механизмом личности. При правильном соотношении внутренних ресурсов с истинными желаниями, у человека появляется сильная мотивация к достижению жизненных целей.

Как определить недостаток самоуважения?

Есть категория людей, которые предпочитают всегда оставаться в тени. Их не тревожат амбициозные планы, у них нет конфликтов с окружающими, они довольствуются малым. В быту их называют скромными, с ними легко общаться, приятно иметь дело.

Однако излишняя скромность может свидетельствовать об ослабленном самоуважении. Чтобы проверить это, достаточно ответить на следующие вопросы:

  1. Чему вы придаете большее значение: своим достижениям или промахам?
  2. Доверяете ли вы себе так же, как авторитетным для вас личностям?
  3. Боитесь ли того, что придетесь кому-то не по вкусу?
  4. Часто ли вам приходится испытывать чувство самоуничижения?
  5. Стараетесь ли вы повышать уровень своих компетенций в доступных вам видах деятельности?

Наверняка у вас есть или намечается проблема с дефицитом самоуважения, если, ответив на данные вопросы, вы обнаружили в себе следующий комплекс неполноценности:

  • вы фиксируетесь исключительно на своих ошибках;
  • судите о себе только по оценкам других людей, что вас постоянно тревожит и нередко выбивает из колеи;
  • хотите понравиться всем и очень расстраиваетесь, когда кто-то от вас не в восторге;
  • сравнивая себя с другими, чувствуете себя недостаточно конкурентоспособным, каким-то дефективным, вас преследует чувство отчужденности, изолированности;
  • не предпринимаете ничего, чтобы расти в своих глазах: не развиваете своих способностей, не оттачиваете мастерства в общении, не стремитесь стать асом в профессии, не пытаетесь достичь новых вершин в увлечении.

Как восполнить недостаток самоуважения?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хорошей и постоянной подпиткой самоуважения является непрерывная работа над собой, над своим самосовершенствованием. В этом плане можно взять за образец такую программу из 10 действий:

  1. Стремление к внешней и внутренней опрятности: внешность должна быть безупречной, совесть – чиста, мысли позитивны, слова правдивы.
  2. Приучение себя к организации и дисциплине в работе, тренировка волевых качеств.
  3. Фиксирование на положительных результатах повседневной деятельности, учет собственных успехов.
  4. Искоренение вредной практики зацикливания на мелких неприятностях, обидах, подозрениях.
  5. Осознание всех своих желаний, стремление их реализовывать, но не в ущерб окружающим.
  6. Подкрепление себя подбадривающими фразами типа «Ты это сможешь!», «У тебя обязательно получится!», «Тебе это ничего не стоит!».
  7. Развитие своих творческих способностей, профессиональных и коммуникативных навыков.
  8. Запрет на потакание своим слабостям или их оправдание; вместо этого – упорный поиск решения проблем.
  9. Достижение независимости в принятии решений, выработка чувства ответственности за сделанный выбор.
  10. Развитие навыка саморегулирования и самоконтроля.

Выполнение хотя бы половины из этих пунктов сделает вас более надежным, свободным и достойным человеком в собственных глазах. Вы почувствуете удовлетворение от созданного вами образа своего «Я».

Потребность в самоуважении

Уважение к себе – важнейшая составная эффективности личности. Оно свойственно каждому нормальному человеку, особенно молодому, еще не утвердившемуся ни в профессиональной, ни в семейной сфере.

Самоуважение мотивирует к действиям и дает удовлетворенность от жизни. Попутно сокращается расстояние между «Я» реальным и «Я» идеальным, растет благодарность собственной персоне. Все это признаки приближения к подлинному себе.

По мнению психолога А. Маслоу, удовлетворение потребности в самоуважении – как и в любви, поддержке, уважении – важнейшее условие личностного роста. Все эти потребности являются ступенями одной лестницы, ведущей к заветной вершине – самореализации.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Читайте так же:  Как шизофреногенная мать влияет на будущее своего ребенка

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967).

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки — мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.

Потребности самоактуализации

И наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу (Maslow, 1987) охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» (Maslow, 1987, р. 22).

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Чтобы проиллюстрировать самоактуализацию в действии, предположим, что Нэнси посещает индивидуальный курс, входящий в долговременный план обучения по специальности «клиническая психология». Другие теоретики, возможно, смогли бы объяснить, почему она выбрала данную карьеру. Фрейд мог бы сказать, что это связано с глубоко подавленным в детстве любопытством к сексу, а Адлер увидел бы в этом попытку компенсировать некоторую детскую неполноценность. Скиннер, с другой стороны, мог бы сказать, что это результат ее истории научения, а Бандура мог бы отнести это к социально-когнитивным переменным. Маслоу, однако, настаивает на том, что Нэнси, вероятно, движется к тому, чтобы стать таким человеком, каким она действительно хочет быть — то есть ее привела к этой карьере потребность самоактуализации.

Теперь предположим, что Нэнси закончила многочисленные курсы по психологии, прошла требуемую 2000-часовую интернатуру, защитила диссертацию и, наконец, получила степень доктора по клинической психологии. Затем кто-то предлагает ей работу в службе по наблюдению за употреблением наркотиков в Майами. Работа оплачивается чрезвычайно хорошо, дает ощутимые привилегии и гарантирует постоянную занятость и богатый опыт. Повлияют эти обстоятельства на то, что Нэнси примет предложение? Если она ответит утвердительно, то отступит назад в иерархии потребностей на три ступени до второго уровня (потребности безопасности), а следовательно, психологически именно там она сейчас и находится. Если она не примет предложение, то почему? Конечно, не потому, что работа не имеет общественной ценности: Майами, конечно, не такое безопасное место, в котором можно жить, имея психологов и не имея сотрудников по наблюдению за употреблением наркотиков.

С точки зрения Маслоу, ответ на этот вопрос заключается в том, что Нэнси должна быть тем, чем она может быть. При ее талантах и устремлениях она просто имела бы меньше шансов для самоактуализации, если бы решила делать карьеру в службе наблюдения за употреблением наркотиков из-за оплаты, служебной безопасности, привилегий и так далее. Вместо этого она выбирает работу клинического психолога, чтобы развить свои способности и стать человеком, которым она действительно хочет стать, короче говоря, самоактуализироваться. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

Потребность-это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

Американский психофизиолог русского происхождения Абрахам Маслоу в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, определяющей поведение человека, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе — от физиологических до потребностей в самовыражении. Расположив потребности человека в виде пирамиды, А.Маслоу показал, что, не удовлетворив низшие, физиологические, лежащие в основании пирамиды потребности, нельзя удовлетворить высшие потребности.

Первый уровень потребностей человека.. Физиологические основные потребности. Выживание.

Читайте так же:  Послеродовая депрессия

Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

1.Потребность дышать – обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей средой. Это одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь — неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

2.Потребность есть-обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

3.Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена.

4.Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ.

5.Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека.

Второй уровень. Потребности в надёжности — безопасность

– стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д. Для достижения этого необходимо удовлетворение некоторых потребностей.

6.Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела.

7.Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке.

8.Потребность поддерживать температуру тела. Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону.

9.Потребность быть здоровым — обеспечивается стремлением человека к независимости в удовлетворении жизненно – важных потребностей при изменении состояния здоровья, возникновении болезни, к самостоятельному решению многих проблем, к активному участию в избранном курсе лечения или реабилитации.

10.Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья.

11.Потребность двигаться — обеспечивает соответствующее кровообращение в организме, тем самым улучшает питание тканей, повышает мышечный тонус, способствует рассасыванию застойных явлений.

[2]

Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность

– это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

12.Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе.

Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха.

Потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

13.Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

Пятый уровень. Осуществление самого себя, служение.

Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Потребность играть, учиться, работать – это наивысший уровень потребности человека. Она необходима для самовыражения, самореализации. Ребёнок реализует себя в игре, взрослый человек — в работе. Для этого ему необходимо учиться, совершенствоваться.

Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей.

Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

[3]

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

12. Заниматься любимой работой

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 4687 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Самоуважение – потребность и уровень

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

Читайте так же:  Как быстро влюбить в себя любую красивую девушку

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дизадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека [3, C.84].

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя [1, C.54].

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки — мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается. Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста [11, C.118].

И, наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2013. — 192 c.

  2. Корчагина, Ирина Большая энциклопедия манипуляций / Ирина Корчагина. — М.: АВТОР, 2013. — 867 c.

  3. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
  4. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.
Самоуважение – потребность и уровень
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here