Сдвиг мотива на цель понятие и значение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Сдвиг мотива на цель понятие и значение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности

В чем состоит психологический механизм этого процесса?

Приведем пример. Допустим, что ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Предположим теперь, что ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Допустим, что такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. Таким образом, в данном случае мы наблюдаем следующее: ребенок хочет получить хорошую отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть.

Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, который мы специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая, и мы видим, что ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хорошую отметку.

Дело в том, что при некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате же это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

Переход к новой, ведущей деятельности отличается от описанного процесса лишь тем, что реально действующими становятся в случае смены ведущей деятельности те , которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавливаются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с достаточной полнотой сфера этих новых для него отношений.

В тех случаях, когда появление нового мотива не соответствует реальным возможностям деятельности ребенка, эта деятельность не может возникнуть в качестве ведущей, и первоначально, т. е. на данной стадии, она развивается как бы по побочной линии.

Механизм сдвига мотива на цель.

Ребенок рождается с одними потребностями и мотивами, но не испытывает необходимости в других. В процессе воспитания данные мотивы формируются. Однако, встает вопрос: изменяется ли при этом что – либо в личности ребенка или данный процесс похож на дрессировку?

А.Н.Леонтьевым было установлено, что при доброжелательном, но требовательном отношении взрослого происходит перестройка в личности ребенка, изменяются его мотивы и ценности.

Механизм идентификации.

Связан с понятием идеал, эталон. Принятие эталона облегчает вхождение человека в новую социальную роль, усвоение им новых отношений, образование новых личностных структур.

Впервые возникает в дошкольном возрасте. Носит сначала внешний характер, но постепенно усваиваются вкусы, способы поведения родителей, их нормы и ценности. С возрастом круг общения ребенка расширяется, объектов для подражания становится больше.

Насильственное разрушение идеала очень болезненно переживается субъектом и может закончиться суицидом или полной перестройкой личности.

Механизм принятия и освоения социальных ролей.

Сходен с предыдущим механизмом, но отличается большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.

Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Характеризуется совокупностью прав и обязанностей.

Социальная роль – совокупность действий, которых ожидает социальное окружение от человека, занявшего определенную социальную позицию.

Социальная позиция и социальная роль определяют систему действий, которые человек должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стили поведения.

Освоение социальных ролей связано с развитием личности, т.к.:

— появляются новые мотивы;

— происходит соподчинение мотивов;

— видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм, отношений..

Роль может поглощать личность, когда роль сильная или личность слабая. В обычных ситуациях личность, ассимилирующая роль, не ассимилируется с ней полностью.

Механизмы стихийного формирования личности необходимо знать педагогам, т.к. они могут руководить своим поведением.

3.

Важную роль в становлении личности играет развитие самосознания.

Самосознаниеосознание человеком самого себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком.

Самосознание выполняет 3 функции: самопознание, самосовершенствование, поиск смысла жизни.

Самопознаниенацелено на познание физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других.

Пути самопознания:

анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения с другими людьми через сопоставление их с нормами;

— осознание отношения к себе других людей;

— самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, анализ мотивов поступков.

Сложности самопознания:необходим определенный уровень умственного развития (происходит с возрастом). Человек должен стать кем–то, чтобы познать себя.

Человек находится в непрерывном развитии, поэтому самопознание отстает от О.

Этапы самопознания:

отделение «Я» от окружающего мира;

осознание себя членом микрогруппы;

осознание духовного «Я»: способностей, характера, нравственных качеств;

формирование идеального «Я»: выработка идеала для самосовершенствования.

Самопознание – основа для развития самооценки.Самооценка включает в себя знание о собственной самости (о себе) и отношение к этому знанию (отношение к себе).

Самопознание меняет субъекта, поэтому самопознание – шаг в развитии.

Самосовершенствование. На этом уровне с идеальным «Я» соотносятся поступки, линия прежней жизни. Этот процесс сопровождается переживаниями, угрызениями совести, внутренними конфликтами.

Поиск смысла жизни – направлен на координацию личности в целом. Возникает не у всех и в разной степени.

4.Надо ли воспитывать взрослых людей?

Если понимать воспитание как воздействие на личность с целью формирования у нее нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ отрицательный.

Если как создание в ходе вузовского обучения оптимальных условий для саморазвития личности, заложенных в ней сущностных сил, максимальной самоактуализации человека, то ответ положительный.

Читайте так же:  Виды и функции воссоздающего воображения

Специалист не только передает студенту профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Существует несколько важных правил воспитания в целом, которые следует учитывать и в организации учебно – воспитательного процесса в вузе.

1. Задача воспитания — помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, деятельности и общения.

2. Прием воспитания — принятие человека таким, каков он есть, без прямых оценок и наставлений.

Но воспитатель не должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.

3. Неизменно уважительное отношение к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности.

Основными принципами воспитания в вузе должны стать принципы гуманистического подхода и правила гуманистической педагогики.

[1]

1. Личность в системе образования никогда не должна выступать в качестве средства решения других проблем, но всегда — как цель, высшая ценность.

2. Личность как цель никогда не должна выступать в качестве жестких образцов, моделей, навязываемых самой личности извне. Ставить личность в центр системы образования, значит заботиться о создании условий для ее свободного саморазвития.

3. Единственная жесткая рамка, которая задает границы для такого саморазвития — это требование не ограничивать право на свободное саморазвитие других людей.

4. Задача воспитателя, преподавателя – максимально широко раскрывать поле выбора путей самореализации, самоактуализации личности через приобщение не только к профессиональному знанию, но и к культуре в целом, в том числе к знанию гуманитарному.

5. Педагогическое воздействие на личность не может быть директивным, прямым, но только косвенным, т.е. те выборы, к которым преподаватель хочет склонить студента, должны даваться в форме образца для подражания, способного побудить студента к принятию тех или иных ценностей. Но окончательный выбор всегда остается за самим человеком.

6. Должны быть обеспечены равноправное, партнерское взаимоуважительное отношение педагога и студентов, соблюдение принципов педагогики сотрудничества; максимальное стимулирование самостоятельности в обучении и его индивидуализация.

7. Желательно не только деловое, но и межличностное отношение преподавателя с учащимися. В вузовском обучении необходимо практиковать совместное решение преподавателем и студентами реальных творческих задач, с которыми и тот и другой сталкиваются впервые.

8. Необходимо устранять условия, потенциально могущие привести к патологическому развитию личности обучающегося, оказывать ему психологическую помощь, в том числе и в решении личных проблем.

5.На какие направления следует обращать особое внимание в воспитании студентов.

1. Физическое развитие молодых людей. Студенческий возраст характеризуется наиболее высоким уровнем развития таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакций, моторная ловкость, скоростная выносливостьи др.

Однако именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями.

2.Учеба в вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими группами молодежи. Этот факт часто рождает у преподавателей ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянном опеке, снисходительном отношении.

Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности как бы отодвигает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности.

3. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии высшие психические функции:восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства.Этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки: происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе — это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на теоретическом мышлении.

4. Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами.

5.Эмоциональная сферав студенческом возрасте приходит к уравновешенному состоянию. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенное может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.

Преподавателю необходимо сознательно следить за тем, не переходит ли опасную грань дисбаланс рационального и эмоционального в стиле его общения со студентами.

6. Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я» – это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Не должно быть су­щественного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей, к которой обязательно относится и преподаватель.

Помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы, можно, целенаправленно организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку.

6 а). Потребность в достижении входит в конфликт с потребностью в общении. Разрешение этого конфликта в пользу той или иной потребности приводит к дальнейшим личностным изменениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конфликт может возникнуть между потребностью в достижении и познавательной потребностью, удовлетворяемой в ходе творческой исследовательской деятельности. Поэтому здесь важно правильное поведение преподавателя, выступающего в роли первого эксперта, дающего студенту «обратную связь» о результатах его исследовательской работы.

Таким образом, основой воспитания в вузе является создание благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий. При этом окончательное решение все же должен принимать сам воспитуемый.

Читайте так же:  Психология мужчин

Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает «принятие» студента преподавателем и признание за ним права на любой выбор.

Тема № 6: Психологическая характеристика

| следующая лекция ==>
Основные направления воспитания студентов. | педагогической деятельности

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 513 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Развитие мотивационной сферы человека

МОТИВЫ — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивы применяются для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих целенаправленное поведение человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факты могут быть разделены на три самостоятельные класса:

[2]

1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояния активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;

2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других поведенческих актов, то исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;

3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

[3]

Специфика мотивационной сферы состоит в том, что:

1) мотивация человека имеет социальное происхождение, то есть соответствует потребностям и нуждам общества, ее можно менять и воспитывать, то есть ее можно создать;

2) опосредована интеллектом, речью и сознанием;

3) обладает функциональной автономностью то есть не зависит от состояния организма;

4) направлена на отдельные цели;

5) имеет иерархический характер;

6) деятельность человека полимотивированна;

7) Импринтинг (запечатление)

8) Простое обусловливание – закрепление

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе.
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.
Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие „сдвиг мотива на цель“.

Понятие «ведущая деятельность» рассмотрено в соотношении с другими фундаментальными идеями культурно-исторической психологии – «социальная ситуация развития», «взаимодействие реальной и идеальной форм», и «психологическое новообразования возраста». Показано, что ведущая деятельность по психологическому содержанию не вполне совпадает с понятием «социальная ситуация развития».
Представление о развитии психики как линейном индивидуально-хронологическом процессе смены ведущих деятельностей во многом не соответствует тому, как эта проблема рассматривалась и Выготским и Элькониным. Смена ведущих деятельностей есть процесс, за которым кроется и в коем как в своей форме находит выражение постоянная структурная реорганизация всей системы деятельностей ребенка как живой, органической системы взаимодействия идеальных и реальных форм. За внешне линейным процессом перехода от одной ведущей деятельности к другой скрыт глубинный процесс поиска и обретения человеком на каждом этапе развития качественно нового пространства возможностей.

Ведущая деятельность деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Ведущая деятельность — деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: — непосредственное общение младенца со взрослыми; — предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; — сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; — учебная деятельность школьников; — профессионально-учебная деятельность юности.

Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

. Перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Читайте так же:  В чем причины, вызывающие стресс список стрессогенных факторов

Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность.

Каков механизм сдвига мотива на цель? Представляется, что самым вероятным механизмом является элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов, смотри Закон параллельного подкрепления. Если ученику становилось интересно во время чтения, если Акакий Акакиевич получал удовольствие от переписывания бумаг, то эти их действия получали естественное подкрепление и становились привлекательными, желанными, к этим действиям возникало уже внутреннее побуждение. Они становились мотивами.

Лекции — Социальная психология — файл 5Раздел 5ПсихДеятельностиДоб.doc

Доступные файлы (28):

1.1.ПсихОснСоцРаботы-11.2008.doc 185kb. 13.09.2009 21:43 скачать
1.2. ПрофПсихКом11.2008.doc 1988kb. 13.09.2009 21:43 скачать
1.3.ОснВидыПсихПрактики11.2008.doc 133kb. 13.09.2009 21:43 скачать
1.4.МетодыПсихологии11.2008.doc 553kb. 13.09.2009 21:43 скачать
2.1.Психология как наука11.2008.doc 199kb. 13.09.2009 21:43 скачать
2.2.Предмет Психологии.doc 125kb. 13.09.2009 21:43 скачать
2.3. Психика человека.doc 174kb. 13.09.2009 21:43 скачать
2.4.Тема Сознание и бессознательное.doc 121kb. 13.09.2009 21:43 скачать
2.5.ТемаМехПсихолЗащиты.doc 77kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.1.ПознаватПсихПроцессыВструктуре информации.doc 37kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.2.Сенсорные процессы (ощущение).doc 2888kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.3.ПерцептивныеПроцессы(восприятие)изм.doc 3371kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.4.ТемаВнимание.doc 68kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.5.ТемаПамять.doc 87kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.6.Представление.doc 46kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.7.ТемаМышление.doc 73kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.8.ТемаВоображение.doc 67kb. 13.09.2009 21:43 скачать
3.9.ТемаРечь.doc 95kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.1.Личность и её структура.doc 147kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.2.Темперамент.doc 255kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.3.Способности.doc 458kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.4.Характер.doc 99kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.5.ЧувстваЭмоции.doc 90kb. 13.09.2009 21:43 скачать
4.6.Воля.doc 90kb. 13.09.2009 21:43 скачать
5Раздел 5ПсихДеятельностиДоб.doc 429kb. 13.09.2009 21:43 скачать
Вопросы2009-2010.doc 58kb. 13.09.2009 21:43 скачать
ЛИТЕРАТУРА.doc 35kb. 13.09.2009 21:43 скачать
УчебнаяПрограммаПсихологииГИУСТ2009-2010.doc 212kb. 13.09.2009 21:43 скачать

5Раздел 5ПсихДеятельностиДоб.doc

Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Деятельность: понятие, содержание, цели, мотивы.

5.2. Потребности и мотивы.

5.3. Действия и движения: структура, виды, способы.

5.4. Виды деятельности и их характеристики.
5.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ
Категория «деятельность», наряду с другими основополагающими психологическими понятиями как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Тема деятельности — один из важнейших разделов в психологии, так как без деятельности человек не стал бы человеком: посредством деятельности мы работаем, учимся, добиваемся определённых жизненных целей, выражаем своё отношение к происходящему и т. д. Тема эта весьма сложна и интересна. Многие учёные, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин подробно изучали её и работали над психологической теорией деятельности.

Из психологической теории деятельности можно сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

Обобщив сказанное можно сказать, что осознанная деятельность – это то главное, что отличает человека разумного от животного.

Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа

.

Человек проявляет себя в деятельности. Через деятельность он связывается с внешним миром, осуществляет свои цели и удовлетворяет насущные потребности.

Деятельность — это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, в котором он живет. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, символы, дру­гих людей. Реализуя и раскрывая в этих действиях свои внутренние свойства, он выступает по отношению к вещам как — субъект, а к людям — как личность. Испы­тывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем ис­тинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и симво­лов. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности.

Чтобы впервые обнаружить тяжесть камня, надо было его поднять, а чтобы обнаружить мощность атомной бомбы, надо ее взорвать. Поднимая камень и взрывая бомбу, человек через деятельность обнаруживает их реальные свойства. Он может заменить эти реальные воздействия символическими — сказать: «камень — тяжел» или вычислить мощность бомбы по формуле. Но вначале всегда стоит дело. И это дело обнаруживает не только свойства камня или бомбы, но и самого человека — для чего он поднял камень и зачем взорвал бомбу. Дело определяет и обнаруживает, что знает человек и чего не знает, что он видит в мире и чего не видит, что выбирает и что отвергает. Иными словами, оно определяет и вместе обнаруживает содержание его психики и механизм ее работы.

Деятельность осуществляется при непременном участии всех психических процессов и свойств личности. Важное значение имеет сознание человека. Так, деятельность вне сознания превратилась бы в механическое движение, а сознание без деятельности – в беспредметное пассивное созерцание. Психические процессы позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире, познать его и самого себя. На этой основе происходит регуляция деятельности, сознательное управление деятельности человеком.

Вместе с тем сознание человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности. Что и как воспринял человек, о чем он думает, что чувствует и т. д., об этом мы узнаем через его деятельность.

Читайте так же:  Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии

Сознание, разум человека развивались в про­цессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течении 40 тысячелетий, развитие психики человека про­исходило в процессе трудовой деятельности, Трудовая деятельность людей имеет продуктивный характер, поскольку труд, осущес­твляя процесс производства, запечатлевается в своем про­дукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечи­вания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функция в высшие психические функции — специфически человеческие, об­щественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (например, логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Таким образом, вне деятельности невозможно развитие психики. Доказано, что психические процессы активизируются и совершенствуются лишь в деятельности. Например, чтобы развить мышление ребенка, нужно вовлекать его в действия, требующие размышления.

Деятельность многообразна по форме и содержанию. Вся жизнь человека протекает в деятельности: трудовой, научной, политической, учебной и пр. Деятельность людей изучают многие науки. Но поскольку деятельность осуществляется личностью и регулируется различными формами ее сознания – она является предметом психологии.

Сознательная деятельность человека имеет сложную структуру. Психология, прежде всего, выделяет в деятельности ее цели и мотивы.

Цель деятельности – это мыслимый, предполагаемый ее результат, все то, к чему стремится человек.

Значение цели огромно. Цель определяет:

  • выбор средств, необходимых для выполнения действий, входящих в ее состав,
  • направляет действие по нужному пути,
  • помогает предвидеть трудности и готовиться к их преодолению,
  • привлекает и сосредоточивает внимание

Цели ставит человек. Однако выбор целей в конечном итоге определяется объективными условиями, а именно:

  • исторической эпохой,
  • уровнем развития техники,
  • производительных сил,
  • уровнем культурного развития и отдельных личностей.

Цели, намеченные без учета этих общественных условий, невыполнимы. Тем не менее, нельзя игнорировать роль личности в постановке целей.

Способность субъекта предвидеть, выходить за пределы настоящего и смотреть в будущее – необходимое условие по установки целей. Но отдаленные цели будут реальными лишь в том случае, если личность исходит не только из своих желаний, но и из анализа объективных условий своей и общественной деятельности.

Поскольку цели деятельности направлены на удовлетворение потребностей, они неиссякаемы. Достигнутая человеком цель порождает для него новые цели, более отдаленные и высокие цели. Без целей жизнь человека немыслима.

Существуют различные виды целей.

  1. Цели бывают близкими и далекими. Пойти в библиотеку, прочесть нужную книгу – цель близкая. Окончить университет (например, для первокурсника) – цель далекая. Отдаленные цели реализуются через более близкие цели.
  2. Цели могут быть личными и общественными. Посетить театр, побывать на море, приобрести часы–цели личные, частные. Предотвратить войны, построить коммунистическое общество, освоить космос – цели общественные, осуществимые всем прогрессивным человечеством. Однако и личность ставит перед собой цели, имеющие прямое общественное значение. Так, например, повысить производительность своего труда, давать продукцию высокого качества, окончить высшее учебное заведение, хорошо подготовиться к учебным занятиям – это цели как личные, так и общественные. Достигая их, человек приносит пользу и себе и обществу, удовлетворяет и личные потребности и потребности общества.

Деятельность человека не только целенаправленна, но и мотивирована.

«Хитрая стратегия счастья»

«Акакий Акакиевич Башмачкин служил в департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнобразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия».

«Написавшись всласть — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Думаю, многие догадались, о чем пойдет речь в данной статье. Алексей Николаевич Леонтьев описывал пример выше, взятый из произведения «Шинель» в контексте объяснения такого механизма личности как «сдвиг мотива на цель«. Для того, чтобы объяснить, что это значит, стоит упомянуть, что существует 2 вида мотивов: стимулирующие и смыслообразующие. Из названия очевидно, что стимулирующие мотивы возникают в ситуациях, когда необходимо справиться с определенными задачами, например: сходить в магазин за продуктами для того, чтобы приготовить ужин, убраться в квартире для того, чтобы было чисто. Их еще называют ситуативными. Смыслообразующие мотивы как более высокий уровень мотивационной регуляции отражают направление личности, т.е. на нашем примере: проявить заботу о своем любимом человеке, продемонстрировав свои чувства и намерения — устроить романтический ужин.

Эмоции же здесь имеют идеаторный характер, и они как бы «сдвинуты к началу», т.е. способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами.

Обычно мотивы «стоят за целями» и побуждают к достижению целей. Они побуждают к целеобразованию, но не порождают сами цели, как и потребности сами себе не порождают своих объектов.

Например потребность в пище может создать соответствующую избирательность, но информации о том, как удовлетворится потребность (сходить в кафе или приготовить ужин) без анализа мотивов не получить.

Теперь можно вернуться к механизму «сдвига мотива на цель». Из названия этого механизма и предоставленного небольшого теоретического куска становится понятно, что этот процесс, в результате которого мотив, когда-то побуждающий к целеобразованию, смещается на позицию цели, которая была сформирована. Теперь деятельность, ранее необходимая для удовлетворения личностной направленности, становится тем самым смыслом, ради которого она осуществлялась.

Как это выглядит в действительности: предположим, что человеку нужны деньги для того, чтобы платить по счетам, устроить свою жизнь и чувствовать себя в безопасности. Он устраивается на работу, допустим, в автомастерскую, и занимается там ремонтом машин. Некоторое время он там работает, получает подкрепление в виде неплохого заработка, который его устраивает. Спустя некоторое время он ввдруг начинает изучать более глубоко рабочий материал, увлекаться машиностроением, читать литературу по теме, открывать для себя новые способы взаимодействия со, вроде бы, знакомым материалом. В итоге он решает уволиться с работы и открыть свою мастерскую, которую он оснащает «по последнему слову техники», и там занимается «делом своей жизни».

Читайте так же:  Алкоголизм – признак тяжелой депрессии

Причудливым образом изначальный мотив «устроить свою жизнь и чувствовать себя в безопасности» переместился в цель «заниматься ремонтом автомобилей».

Существует множество подобных примеров развертывания этого процесса в жизни человека. При нормальном, продуктивном развитии «сдвиги мотива на цель» ведут к расширении деятельности, развертыванию ее во всех сферах. Жизнь становится более осмысленной.

Существует и «другая сторона медали», когда речь заходит о патологии, например об эпилепсии. Инертность и тугоподвижность психических процессов при данном заболевании приводит к тому, что вместе со смещением, сдвигом мотива из широкого поля деятельности на выполнение узкого действия происходит соответствующее смещение смысловых отношений или «сокращение смысловых единиц деятельности»: сложная, развернутая деятельность теряет смысл для больного, главным же становится выполнение отдельных, ранее вспомогательных действий, которые теперь, в свою очередь, становятся смыслообразующими для более мелких примитивных действий. Данный феномен можно наблюдать в более мягкой форме при педантичности.

«Но каков смысл об этом задумываться, если подобных проблем нет, какова опасность?» — спросите вы.

И здесь, на мой взгляд, происходит самое интересное, но вместе с тем не менее опасное.

Сдвиг мотива на цель в жизни Акакия Акакиевича, вероятно, был спровоцирован «параллельным подкреплением», как это часто происходит, и как это произошло в приведенном ранее примере. Если более грубо выразиться: «Аппетит приходит во время еды».

Это значит, что эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного сопровождения, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему (об отношении немного написано в моей прошлой статье Без страха мы мертвы ). Когда человек совершает какое-то действие, на самом деле он совершается не одно, а два действия: само действие и выражение к нему отношения, свою эмоциональную реакцию.

Хорошо, с этим разобрались. А что же произошло дальше? Если помните, то Акакий Акакиевич мечтал о шинели, он представлял, как будет носить красивую шинель, как все будут восхищаться им. Действительно, после строжайшей экономии он смог приобрести шинель, и значительность его возросла в глазах других людей. Как же метафорично представилась нам кончина Акакия Акакиевича, когда у него однажды украли шинель, после чего он заболел и умер.

Конечно, можно подумать более конкретно и представить, что Акакий Акакиевич умер из-за какой-нибудь инфекции, гриппа и т.д. Однако, вместе с шинелью он также потерял и ту значимость в глазах других людей и, что более важно — он потерял свой смысл (жизни?).

Думаю, многие догадались о какой опасности идет речь. Часто люди рассказывают, что у них есть любимые вещи. Что кривить душой — у меня есть тоже любимая кружка. И иногда я задумываюсь, а что было бы, если она разбилась, что я почувствовал, подумал. Я бы расстроился. И что значила бы эта «печаль»? Что я потерял бы вместе с этой кружкой? Конечно, это примитивный пример, но то, что мы наделяем личностным смыслом, может быть гораздо сложнее, а ценность гораздо выше.

Мы живем в вечно меняющемся мире, и это значит, — в любой момент то, что нам дорого, мы можем потерять (в том числе и близкого человека). А в месте с тем и потерять часть себя, и даже смысл жизни. Недалеко ходить за реальным примером: биржевой крах в 1929 году для некоторых стал крахом собственной жизни, которую эти люди собственноручно впоследствие оборвали.

Самый мощный и общий личностный смыслообразующий мотив «быть счастливым». Стоит ли привязывать его к вещам, которые обладают настолько неустойчивой позицией? — Вопрос риторический. Подобный мотив есть то, что исходит изнутри, а жизнь предлагает нам самые разнообразные «хитрые стратегии счастья».

Кстати, мысль о «хитрой стратегии счастья» в некотором похожем контексте уже звучала у Дж. Ст. Милль:

«Чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания.»

Видео (кликните для воспроизведения).

Но дело в том, что мы сами вправе выбирать то, с чем хотим связать этот мотив, каким образом смещение мотива может произойти, чтобы тот объект не материальный, но идеальный стал внутренним ресурсом.

Источники


  1. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.

  2. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.

  3. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.
  4. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.
Сдвиг мотива на цель понятие и значение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here