Семейная групповая и системная психотерапия

Сегодня мы рассмотрим тему: "Семейная групповая и системная психотерапия" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Семейная групповая и системная психотерапия

Каждый человек родом из семьи, которая имеет свою структуру, правила и законы, систему построения взаимоотношений. В зависимости от того, в какой семейной обстановке рос ребенок, его дальнейшая жизнь будет выстраиваться определенным образом. В коррекции взаимоотношений и климата между людьми помогает семейная психотерапия, которая бывает системной и групповой. Выделяются различные цели, техники и методы работы с семьями.

Почему так важно выстраивать взаимоотношения, благоприятные для каждого члена семьи? Каждый человек большую часть своего времени проводит в кругу своих близких. Семья может быть полной и неполной. В ней могут использоваться авторитарные или попустительские способы воспитания детей. Между членами могут быть иерархические или равноправные отношения.

Все влияет на то, какими людьми потом становятся члены той или иной семьи. Если взрослый человек в меньшей степени подвержен влиянию семьи, то дети, которые рождаются в ней, полностью зависят от ее атмосферы. Неполноценными люди становятся именно внутри семьи, а потом выходят с этим багажом комплексов и страхов в люди.

Что такое семейная психотерапия?

В каждой семье есть свои проблемы, которые часто рассматриваются в статьях интернет-журнала psytheater.com. Что такое семейная терапия? Это направление в психотерапии, которое работает с отдельными членами и целыми семьями с целью разрешения конфликтов между людьми, воздействия друг на друга, а также коррекции внутрисемейного климата.

Терапевт работает с конкретным кругом людей, которые обращаются к нему за помощью, когда не складываются взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями и т. д. Некоторые могут сказать, что не требуют помощи в этом, поскольку успешно справляются со всеми конфликтами, которые у них возникают с домочадцами. Однако, согласно практике, практически в каждой семье имеются разногласия. Зачастую конфликты возникают между взрослыми и детьми, которые тоже уже могут быть взрослыми. Нередко споры возникают на почве денег.

К семейной терапии можно прибегнуть и супругам. О разногласиях между мужьями и женами говорится многое. Однако мало кто понимает, что необходимо пользоваться услугами семейного психотерапевта. Если между основателями семьи имеются разногласия, тогда и брак может разрушиться. Поэтому налаживание отношений между супругами также имеет важное значение.

Менталитет русского народа часто пренебрегает помощью психологов, которые почему-то считаются врачами-докторами, работающими с больными людьми. Подобное предубеждение ограждает людей от способности наладить свои личностные и любовные отношения вместе со специалистами, которые на самом деле работают со здоровыми людьми, но окунувшимися в свои переживания и страхи.

Психолог – это специалист, обладающий различными инструментами по преодолению внутренних и межличностных конфликтов.

Семья – это союз людей, которые должны сосуществовать и объединять свои жизни так, чтобы сохранять целостность своих личностей, желаний и интересов.

В семье нередко случаются ссоры между партнерами и их детьми. В процессе скандала люди часто скатываются на эмоции, ощущая собственные страхи, переживания и комплексы. Чем дольше длится ссора, тем меньше оппоненты слушают друг друга, направляя все силы лишь на то, чтобы доказать свою правоту. Каждый начинает отстаивать свою точку зрения, не уступая и не слушая оппонента – это путь к тупику и нерешенной проблеме.

Поскольку люди редко могут адекватно реагировать и находить выходы из конфликтной ситуации, предлагаются различные направления семейной психотерапии, которая нацелена на:

  1. Трансформацию восприятия и изменение отношения у каждого члена к проблеме.
  2. Снижение эмоциональной вовлеченности в поведение других членов.
  3. Нахождение различных вариантов решения проблем.
  4. Исправление неадекватной иерархической формы семьи.
  5. Улучшение коммуникации между людьми внутри семьи и т. д.

перейти наверх

Системная семейная психотерапия

Семья является системой, в которую входят сложные механизмы (люди), составляющие ее направленность и развитие. Эйдемиллер предлагает сначала анализировать семейную систему и способы взаимоотношений между людьми, чтобы понимать механизмы формирования проблем. В системной семейной психотерапии следует работать со всеми членами семьи, а не только с одним человеком, поскольку семья хоть и формируется на основе желаний и потребностей ее членов, однако каждый подчиняется той системе, которая в итоге образуется в семье.

Конфликтные ситуации в семье зачастую возникают в кризисные периоды – в моменты серьезных перемен и изменений. Именно здесь устоявшаяся система подвергается проверке, когда люди становятся неспособными измениться ради приходящих в их семью изменений. Любые перемены воспринимаются в штыки, что позволяет системе семьи сохраняться, однако приводит к различным конфликтам.

В системной семейной психотерапии используются 3 подхода:

[1]

  1. Циркулярности – когда терапевт отмечает связи между событиями и их круговое возникновение.
  2. Нейтральности – терапевт занимает нейтральную позицию, что позволяет ему одинаково сочувствовать всем членам семьи.
  3. Гипотетичности – терапевт выдвигает теорию о том, что не так происходит в семье, что проверяется и в дальнейшем решается.

перейти наверх

Цели семейной психотерапии

Семейная психотерапия направлена на устранение конфликтных ситуаций в семье, а также улучшение эмоциональной атмосферы между всеми участниками. Длительность семейной психотерапии может занимать от нескольких месяцев до 2-5 лет, что зависит от целей самих участников и их желаний, тяжести главного фактора, из-за которого члены семьи обратились к психологу, скорости устранения проблемы и нормализации взаимоотношений.

Обычно сеансы проводятся не более 2 раз в неделю. Затем сокращаются до 2 раз в месяц либо до 1 раза в 3 недели.

Читайте так же:  Как взять себя в руки и успокоиться способы

Выделяют 4 этапа семейной психотерапии:

  1. Диагностический этап – постановка диагноза.
  2. Устранение семейной проблемы.
  3. Восстановительный этап.
  4. Поддерживающий этап.

[3]

В семейной терапии преследуются многие цели, главными из которых являются:

  • Устранение тех факторов, которые провоцируют конфликтные ситуации.
  • Взращивание у всех участников ответственности за решение проблем, а не перекладывание их на чужие плечи.
  • Изменение личностей самих членов семьи, чтобы иначе смотреть на конфликтные ситуации и эффективно общаться с другими родственниками.
  • Улучшение климата в семье.
  • Развитие сопереживания и сочувствия.
  • Устранение убежденности, что в семейных проблемах виноват кто-то один.
  • Развитие ощущения уважения к интересам и желаниям друг друга.
  • Развитие навыков решения семейных проблем.
  • Укрепление независимости.
  • Развитие понимания к чужой точке зрения.
  • Толерантное отношение к негласному лидеру.
  • Развитие способности анализировать.
  • Устранение из любой ситуации кого-то, кто выполняет роль «козла отпущения».
  • Уравновешивание независимости и одновременно сплоченности каждого члена.

перейти наверх

Методы семейной психотерапии

Чтобы проработать любую семейную проблему в семейной психотерапии используются различные методы:

  1. Оригинальные. Она бывает:
  • Психоаналитической.
  • Системной.
  • Стратегической.
  • Поведенческой.
  1. Перенятые из психотерапии.

Методы выбираются в зависимости от этапа, на котором находятся участники, а также целей, которые терапевт желает достичь. К примеру, на диагностическом этапе психотерапевт выдвигает теории и предположения.

На этапе решения конфликта психотерапевт обнаруживает источники проблемы и передает ответную эмоциональную реакцию другим участникам. Здесь используются такие методы:

  • Методы влияния.
  • Недирективная психотерапия – вербализация бессознательных взаимоотношений.
  • «Робот-манипулятор» — перевод слов участников в язык жестов.

Уже на поддерживающем этапе происходит консультирование и корректировка приобретенных навыков.

Таким образом, семейная психотерапия обладает многочисленными приемами и методами работы:

  1. Умение слушать.
  2. Суммирование и резюмирование.
  3. Повторение.
  4. Анализ видеозаписи.
  5. Обучение через вопросы.
  6. Использование молчания.
  7. Уточнение (пояснение) и отражение аффекта.
  8. Создание «живых скульптур».
  9. Проигрывание различных ролей.
  10. Конфронтация – предъявление супругам неосознаваемых поступков и установок, чтобы они их осознали и проработали.

перейти наверх

Групповая семейная психотерапия

В семейной терапии можно сразу работать не с одной семьей, а несколькими (максимум 7) семейными парами. Групповая терапия позволяет более широко проиграть рассматриваемую ситуацию, а также увидеть другими участниками процесса, как данный вопрос решается в других семьях. Здесь рассматриваются альтернативные варианты решения конфликта, которые легко разрешаются в других семьях.

Отдельно проводятся сеансы с женщинами и мужчинами, чтобы избежать ситуации, когда супруги начинают обвинять и открыто конфликтовать.

В групповых занятиях клиенты раскрывают себя в тот момент, когда начинают оправдываться. Зачастую семейные пары предпочитают скрывать о себе информацию, приходя в группы. Однако именно в момент конфликта раскрывается их сущность.

В группе членам семьи предоставляется множество вариантов демонстрирования своей проблемы, а также выяснения того, как такие конфликты решаются в других семьях. Здесь можно проработать разнообразные модели поведения и выделить наиболее эффективные.

Техники семейной психотерапии

Техниками в семейной психотерапии называются приемы, которые позволяют эффективно проводить работу и помогать клиентам. Здесь выделяют такую разновидность техник:

  • Техника структурного вмешательства – внедрение терапевта в структуру семьи, чтобы влиять на ее трансформацию.
  • Поведенческие техники – анализ поведения участников с целью предложения им новых моделей.
  • Техники с использованием воображения – ассоциативные эксперименты, арт-терапия и пр.
  • Социометрические техники – выявление жизнедеятельности семьи, трансформация и воздействие на ее членов.
  • Парадоксальные техники – изменения происходят как бы сами собой.
  • Техники по организации беседы.

перейти наверх

В каждой семье не все идет гладко. Многие люди машут рукой, чтобы просто смириться с ситуацией. Другие борются, что нередко приводит к ненависти и вражде между родственниками. Итогом отсутствия адекватного отношения к проблемам приводит к разрушению семьи, хотя на внешнем уровне она сохраняется.

Семейная психотерапия помогает в решении любых конфликтных ситуаций, которые непременно влияют на настроение, психическое состояние и поведение, взгляды каждого члена семьи. Принято считать, что семья должна являться убежищем для всех ее членов. Однако нередко именно семья является главным полем боя, где человек становится больным, несчастным и одиноким.

Семейная психотерапия

Ликвидацией и профилактикой нарушения эмоциональной атмосферы в семье занимается семейная психотерапия. Это узкоспециализированное направление в психологии представляет собой методику, которая главным образом фокусируется на анализе и коррекции межличностных отношений как таковых. Если говорить более точно, это помощь любому индивиду в рамках его близких, семьи, а также посредством них.

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений. При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие. А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

В зависимости от типа применяемой техники психотерапии, цели данной методики могут кардинально меняться. Чаще всего речь идет о создании актуального вопроса для всех членов семьи и их вовлеченности в процесс решения проблемы, понижение эмоционального напряжения в семье, поиск общего компромиссного варианта решения конфликтов и тому подобное.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода. С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования. Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой». Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Система семьи находится в очень тесном контакте с окружающим миром, постоянно проводя в нем те или определенные действия, которые так же могут влиять на внутреннее состояние семьи. Таким образом, семья как система является системой открытой. При этом главной ее особенностью является тот факт, что генератор, то есть «ядро» направления действия как бы размещено внутри системы. Из этого легко сделать вывод о том, что поведение всех участников семьи напрямую зависит не от внешних факторов. а от их личностных идей, мотивов, а также потребностей. А если рассматривать иерархическую систему положения элементов, то по отношению к индивиду, как элементу, составляющему систему семьи, эта система является первичной. Таким образом, в рамках психотерапии, разумнее воздействовать не на конкретную личность, а на саму систему.

Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы». Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой.
Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре. При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.

Читайте так же:  Депрессия после расставания с любимым человеком как выйти из этого состояния

Цели семейной психотерапии

Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет. При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается. В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.
Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

При этом основная зада как терапевта. Так и всей семьи, является формирование понимания у членов системы того факта, что убежденность в каком-либо варианте успеха – это не просто пассивное ожидание, а последовательный ряд активных действий, выраженной инициативы, постоянного поиска возможностей и доступного внутреннего потенциала всей семьи.

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов:
1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата.
2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие.
3. Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи.
4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим.
5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям.
6. Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.
7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

Методы семейной психотерапии

Групповая семейная психотерапия

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.
К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру. Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом. Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.
В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

Групповая и семейная психотерапия. Принципы работы психотерапевтической группы. Групповая динамика, особенности групповой терапии у детей и подростков.

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях.

Читайте так же:  Психосоматика таблица заболеваний, симптомы и лечение

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами, групповая психотерапия применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и т.д.

В качестве самостоятельного направления в психотерапии групповая психотерапия выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимотношений и взаимодействий с окружающими, тем самым, фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его взаимотношений с окружающим миром. Группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и поведенческие реакции, что и в реальной жизни.

Важно отличать групповую психотерапию как форму проведения учебных и психокоррекционных занятий во многих других направлениях психотерапии (поведенческая терапия, психодрама, гештальт, психосинтез и др.) от групповой психотерапии как самостоятельного психотерапевтического направления, в котором могут применяться элементы других видов психотерапии, но которое принципиально отличается тем, что в нем основная работа и ответственность за нее переносится с психотерапевта на саму группу и отдельных ее членов.

Впервые термин «групповая психотерапия» употребил Якоб Морено в 1932 г., обозначив этим просто психотерапию, проводимую не индивидуально, а в группах. В дальнейшем многие представители как медицинской, так и не медицинской психотерапии давали свои определения этой форме и методу.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье; Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Длительность обусловливается выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений.

Часто выделяют 4 этапа семейной терапии:

1) диагностический (семейный диагноз); Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них.

2) ликвидация семейного конфликта, На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом.

3) реконструктивный, осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

4) поддерживающий; закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера терапевтичекой группы дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение.

Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом группы.

в групповой динамике можно выделить три уровня:

— отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;

— межличностное взаимодействие участников группы;

— ситуация и динамика группы как одного целого.

Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе; их динамичное взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы.

В психотерапевтических группах, ориентированных на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников, терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. К такому способу работы чаще всего тяготеют ортодоксально психоаналитические (S.Slavson), классические гештальт (F.Perls), классические психодраматические (J.Moreno) и поведенческие (J.Wolpe, A.Lazaras) группы.

В группах, ориентированных на межличностное взаимодействие участников, больше акцентируются отношения между участниками, а также между ними и терапевтом. В данном случае объектом обсуждения бывают межличностные взаимодействия, возникающие «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт. К этой ориентации относятся межличностная групповая психотерапия (I.D.Yalom), неофрейдистское психодинамическое направление (S.Scheidlinger), трансакционный анализ (Е.Веrne), группы недирективной терапии (C.Rogers), «группы встреч» (W.Schutz), Т-группы (J.Bradford. J.Gibb, K.Benne).

Для подростков наиболее адекватными являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Это связано с такими психологическими их особенностями, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная открытием субъективного мира и формированием образа «Я», тяга к расширению диапазона ролевого поведения, сохраняющаяся с детства конкретность мышления и эмоциональная непосредственность.

Групповая психотерапия является мощным средством помощи детям и подросткам так как она:

— снимает эффект уникальности пострадавшего;

— удовлетворяет естественную потребность детей подросткового возраста в общении с ровесниками;

— дает универсальную возможность пережить поддержку группы и самим предложить ее своим сотоварищам;

— способствует быстрейшему достижению желательных терапевтических эффектов, по сравнению с индивидуальной работой, благодаря социально-психологической специфике функционирования малых групп.

Важным вопросом является формирование группы. Нужно учитывать: особенности пола, возраста, агрессивности, расторможенности, замкнутости и застенчивости пострадавших детей. Так, для младших подростков рекомендован преимущественно однополый состав групп. Для старших, в силу специфики их возрастного этапа развития, целесообразна работа в смешанных группах. Количество явно полярных по интенсивности эмоциональной и поведенческой экспрессии участников группы не должно превышать более двух человек. В противном случае группа будет обречена на развал или же резкое уменьшение в связи с выпадением из нее «полярных» участников.

Читайте так же:  Лечение от галлюцинаций названия таблеток

Мотивация участников. Важно уже на первых этапах формирования группы психотерапевту уметь хорошо мотивировать пациентов, особенно тех, которые, по его мнению, особенно могут оказаться полезными для группы, или тех, которым группа чрезвычайно показана.

Затем важно, чтобы участникам группы было интересно на протяжении всей ее работы. Для этого психотерапевту важно узнавать интересы ее участников. Также психотерапевт должен обладать живым воображением, непосредственностью и любопытством и уметь хорошо играть. Иными словами, в нем должен хорошо функционировать для терапевтической деятельности его собственный Ребенок.

Билет 30

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Первое применение семейного подхода в консультировании и диагностике произошло, по-видимому, благодаря работам Альфреда Адлера в 20-х гг. прошлого века. Современная же семейная терапия начала развиваться лишь в 1950-е гг., когда специалисты стали рассматривать семью в качестве основного фактора психического благополучия личности. В рамках нового движения создавались и апробировались различные методы работы с семейной системой.

[2]

В 80-х гг. прошедшего века произошел так называемый конструктивный переворот, ознаменовавшийся развитием нарративного подхода, в рамках которого появилось требование, чтобы применяемый диагностический и интерпретационный инструментарий не слишком «замораживал» самоорганизующуюся динамику семьи. Семья вновь начала воприниматься специалистами как живая непрерывно изменяющася социально-психологическая «конструкция».

На данном этапе развития семейного подхода признается необходимость комплексного подхода к семье с обязательным анализом нескольких уровней ее функционирования.

В работе с семьей выделяют следующие уровни анализа:

  • • индивидуальный;
  • • межиндивидуальный (межличностный);
  • • супружеский;
  • • детско-родительский;
  • • семейно-групповой;
  • • социальный.

В работе с конкретной семьей возникают дополнительные контексты, к наиболее важным из которых относятся терапевтические отношения.

Любая научно-практическая система определяется совокупностью теорий и методов. Семейный психолог, по сути, является экспертом в области методов изучения и развития семьи.

В психологии традиционно выделяются следующие группы методов:

  • 1) экспериментально-исследовательские (направленные на выявление наиболее общих закономерностей развития семьи);
  • 2) психодиагностические (целью которых является выявление психологических особенностей отдельных членов и характеристик семейной системы);
  • 3) психокоррекционные (ориентированные на конкретные изменения в установках, чувствах, поведении, отношениях членов семьи);
  • 4) клинические (включающие диагностику и терапию психопатологических симптомов).

В целом, в семейном подходе используются методы всех четырех групп. В то же время в практике работы с отдельно взятой семьей могут преобладать методы отдельной группы.

Л.Г. Лидере [Лидере А.Г., 2008] предлагает оригинальную классификацию методов психологического обследования семьи с точки зрения сферы их использования. Автор выделяют следующие группы методик:

  • психологические, зародившиеся внутри психологической практики или психологических исследований и обслуживающие психологию семьи;
  • клинико-психологические, появившиеся в рамках клинической работы (психиатрической и психотерапевтичекой);
  • социологические, или социально-психологические, родившиеся внутри социологических, или социально-психологических, практических и теоретических разработок и обслуживающие данные сферы;
  • педагогические, обслуживающие педагогическую практику;
  • системные, или собственно «семейные», разработанные внутри семейных концепций;
  • психосемантические, существующие на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающие, прежде всего, научные исследования в этих областях, но имеющие и прикладные выходы, например в область исследования так называемых конструкта вистких моделей семьи.

Объем и степень проработанности методического материала может различаться внутри каждой из этих групп.

По отношению к той или иной научной школе выделяются следующие группы методов семейной психотерапии:

  • • стратегические;
  • • системные;
  • • психоаналитические;
  • • когнитивно-поведенческие;
  • • гуманистические;
  • • нарративные и др.

В рамках собственной практической деятельности мы используем простейшую классификацию, состоящую из трех групп методов семейного консультирования и психотерапии:

  • 1) организационные;
  • 2) диагностические;
  • 3) реконструктивно-терапевтические.

Организационные методы включают различные объективные способы обеспечения и повышения эффективности терапевтической работы:

  • • эргономические условия (предполагающие создание комфортной физической среды, — звукоизоляция, удобная мебель, хорошее освещение);
  • • пространственные методы (способы размещения людей в пространстве и их расположение по отношению друг к другу);
  • • нормативно-конвенциональные методы (правила поведения на сессии, заключение договора о сотрудничестве и условиях работы).

Диагностические методы направлены на получение дополнительной информации об отдельных членах семьи и семье в целом. В арсенале семейного психолога имеются самые разнообразные варианты психодиагностических методик: рисунок семьи; бланковые (текстовые) опросники, раскрывающие особенности супружеских и семейных отношений; предметные социографические методики (семейная доска, тест мира, песочница); проективные методики (тест Розенцвейга, незаконченные предложения, тест руки); аппаратурные методики (полиграф); графические методики (гено- грамма, круги Боуена) и др.

Несмотря на широкое распространение психодиагностического инструментария, опросники и тесты не получили широкого распространения в практике семейной психотерапии. Общеизвестно, что психологические опросники, основанные на самоотчетах, носят субъективный характер и не позволяют получить полную достоверную информацию о психологическом явлении. Многие психологические феномены являются частично или полностью бессознательными и неподвластными самонаблюдению вследствие работы защитных механизмов. Кроме того, в силу особенностей человеческого менталитета использование психологических тестов чревато формированием негативных установок и навешиванием ярлыков.

На основании перечисленных проблем следует признать, что психодиагностика является лишь вспомогательным (не обязательным и далеко не самым важным) инструментарием семейного психолога. Она тем более не может быть целью психологической работы с семьей.

Целенаправленное комплексное использование психодигности- ческих методик может быть полезно лишь в определенных случаях, например:

  • • в учебных целях или в целях проведения научных исследований;
  • • для решения задач профориентации;
  • • в рамках дифференциальной диагностики в целях уточнения
Читайте так же:  Как влиять на людей

психопатологического статуса отдельных членов семьи;

  • • для самодиагностики и развития членов семьи;
  • • по запросу семьи.

Таким образом, в рамках семейного консультирования и семейной терапии психологические методики (бланковые, проективные, аппаратурные) используются не всегда и лишь как вспомогательный инструментарий. Примеры опросников, которые могут быть использованы в практике семейного психолога, представлены в приложениях (см. приложения 2—13). С их помощью при взаимном согласии терапевта и членов семьи могут быть получены дополнительные данные о характере семейных отношений.

В приложения также включены описание и тестовый материал авторской методики субъективной оценки значимых отношений личности [Змановская Е.В., 2011] (см. приложение 1). Данная технология представляет собой модификацию теста Осгуда и относится к полупроек- тивным методам. Она разработана в рамках авторской концепции семейной терапии для исследования объектных отношений личности. Хорошо известно, что психоаналитические подходы испытывают острый дефицит в диагностическом инструментарии, позволяющем идентифицировать и измерять скрытые психические процессы.

Третья группа методов семейного консультирования и психотерапии — реконструктивно-терапевтические методики — нацелена на стимулирование изменений в семейной системе. Данные методы решают собственно терапевтические задачи: коррекция семейных отношений, переструктурирование, реорганизация семейной системы, взаимосвязанные изменния в поведении отдельных членов семьи и семейных отношениях в целом.

На наш взгляд, все перечисленные группы методов (организационные, диагностические, терапевтические) направлены на решение единых целей, их разделение носит условный характер. В то же время наш собственный практический опыт показывает, что наибольший интерес для семейного консультирования и семейной терапии представляет именно третья группа — реконструктивно-терапевтические методики. Психодиагностические методики используются крайне редко или в специальных целях, например в рамках судебно-психологической экспертизы по семейным спорам. Организационные методики носят временно-вспомогательный характер, что подтверждается выраженными различиями в их интерпретации разными школами семейной терапии.

В рамках описанной классификации мы представляем подробный перечень реконструктивных методов семейной терапии. Данная типология основана на тезисе, что семейное консультирование и терапия являются направлениями современной психологии, следовательно, в рамках психологической помощи конкретной семье используется весь спектр психологических и психотерапевтических методик, применяемых при индивидуальной и групповой работе. В то же время семейный подход знаменит оригинальными технологиями, разработанными в лоне семейной терапии и впоследствие экстраполированными на другие области психологии.

Реконструктивно-терапевтические методы работы с семьей [Змановская Е.В., 2011].

А. Общепсихологические методы.

  • 1. Наблюдение.
  • 2. Присоединение:
    • • невербальное (отзеркаливание позы, мимики, дыхания);
    • • вербальное (присоединение к тревоге и аффекту, к семейным ценностям, запросу, сопротивлению).
  • 2. Эмпатическое выслушивание.
  • 3. Направленное интервью (например, сбор индивидуального и семейного анамнеза, поведенческий анализ в случае отклоняющегося поведения, клиническая диагностика).
  • 4. Структурирование ситуации и проблемы.
  • 5. Терапевтическое соглашение (договор, контракт, сеттинг):
    • • о цели совместной работы и ожидаемом результате;
    • • границах допустимого;
    • • правилах работы;
    • • условиях (место, время, частота, форма и размер оплаты).
  • 6. Разъяснение и информирование (предоставление специальной информации — психологической, медицинской, юридической, социальной).
  • 7. Поддержка (повышение самооценки, вселение уверенности, придание оптимизма).
  • 8. Интерпретация:
    • • генетическая (в контексте жизненного и инфантильного опыта);
  • • символическая (выявляющая скрытое значение симптома (поведения в контексте актуальных отношений));
  • • структурная (в контексте какой-либо структуры — личности, семьи, группы).

Ситуация: жена много работает, не проявляя внимания к эмоционально зависимому супругу, он все больше и больше уходит в алкоголизацию.

Б. Специальные методы семейной терапии.

  • 1. Циркулярное интервью (специальные вопросы, раскрывающие форму, последовательность и содержание семейной коммуникации).
  • 2. Генограмма (графическое изображение трех и более поколений одной семьи).
  • 3. Семейные системные гипотезы (терапевтические предположения об особенностях семьи и ее проблемах).
  • 4. Терапевтические метафоры (образные сравнения, притчи, анекдоты).
  • 5. Терапевтические семейные истории (поучительные или типичные примеры из жизни других семей).
  • 6. Парадоксальные предписания и парадоксальная оценка (позитивная коннотация).
  • 7. Социометрические методы:
    • • графические и рисуночные методы;
    • • семейная доска;
  • • семейный подиум;
  • • тест Геринга.
  • 8. Психодраматические методики в семейной терапии:
    • • моделирование ситуации;
    • • семейная скульптура;
    • • семейные расстановки.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Далее приводится описание оригинальных методов семейной терапии, получивших наибольшее распространение и признание.

Источники


  1. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.

  2. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.

  3. Шереметьев, Константин 100 секретов счастливой любви. Для всех возрастов, на все времена. Таро любви. (+ колода из 78 карт и книга с комментариями). Посланник. Правдивая история про любовь / Константин Шереметьев и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 704 c.
  4. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
Семейная групповая и системная психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here