Семейная психотерапия

Сегодня мы рассмотрим тему: "Семейная психотерапия" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Семейная психотерапия

Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве скибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Это психотерапевтическое направление, рассматривающее системные связи и межличностные отношения в группе как основания для постановки диагноза и терапии психических расстройств и межличностных конфликтов. Данная форма терапии и её эффективность научно признаны в Германии. В Австрии и Швейцарии признание произошло уже в 1990-е годы. На схожих с системной терапии теоретических положениях основываются следующие нетерапевтические направления – социальная работа, системный консалтинг, системный коучинг.

США. Истоки

Миланская модель

Вирджиния Сатир, Том Андерсен

Гейдельбергская школа

Немецкий психоаналитик и пионер семейной терапии Хельм Штирлин был заведующим кафедрой психоаналитических фундаментальных исследований и семейной терапии Гейдельбергского университета с 1974 по 1991 г. Вокруг него собралась группа молодых заинтересованных терапевтов, так называемая Гейдельбергская школа, пропагандировавшая нарративный подход, межпоколенческую перспективу, генограмму и парную терапию. Коллегами Штирлина являются Арнольд Ретцер, Гюнтер Шмидт, Фриц Б. Симон и Гюнтхард Вебер. Находясь под влиянием Мишеля Фуко и опираясь на культурно-антропологический фон, австралийский социальный работник Майкл Уайт совместно со своим новозеландским коллегой Дэвидом Энстоном создал нарративный (повествовательный) подход. Он призывает своих клиентов к новым образцам повествования, часто ориентированным на решение, например, призывает их писать письма самим себе, а также развивает терапевтические упражнения для развития навыков устной речи в конструктивистском тоне.

Системно-семейные расстановки

Системно-семейные расстановки, или системные расстановки, широко распространены в современной системной терапии немецкоговорящего пространства и представляют собой дальнейшее развитие методики семейной скульптуры Вирджинии Сатир. Этот метод поддерживается Инзой Шпаррер, Матиасом Варга и Гюнтхардом Вебером. Весьма спорным, однако, является вариант семейной констелляции Берта Хеллингера, который сильно поляризировал системное сообщество Германии своей категоричной манерой и безапелляционными утверждениями. Метод системных расстановок применяется не только к группам людей (семьи, команды, фирмы и их отделы), но, также, некоторыми системными психотерапевтами, к группам субличностей.

Милуокская школа

Инсу Ким Берг и Стив де Шазер начали применять ориентированную, или сфокусированную, на решение терапию (ориентированный на решение подход). Сформированный под решающим влиянием австрийского философа Людвига Витгенштейна, данный подход предполагает, что проблема и решение совершенно различны. Постановка проблемы отходит на второй план, равно как и семья в качестве системы (с членами семьи как элементами). Все «терапевтическое событие» моделируется как процесс развития и решения проблемы. Важнейшие инструменты такого подхода – уважение, шкалирование и так называемый «чудо-вопрос».

Развитие теории

Основы системной терапии базируются на работах Грегори Бейтсона (модель двойной связи), философии радикального конструктивизма (Хайнц фон Ферстер, Эрнст фон Глазерфельд), работах Пола Вацлавика и подходах Стива де Шазера, как основателя ориентированного на решение подхода. Начиная с 90-х гг. ХХ в. можно также проследить влияние биологической теории систем Умберто Матурана (основной труд: «Древо познания») и социологически-коммуникативной системной теории Никласа Лумана (основной труд: «Социальные системы»).

Терапевтический подход

Другие подходы

В качестве отправной точки системной терапии рассматривается по возможности наиболее точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом (слово «пациент» в большинстве случаев отклоняется). Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. В случае, если терапия длится несколько сеансов, разрешается новое уточнение договора, так как цели терапии со временем могут меняться. В качестве предпочтительной формы рассматривается небольшое количество сеансов по возможности с максимальными промежутками между ними, во время которых клиент пытается опробовать новые знания, полученные во время сеансов, в жизни и (или) выполняет так называемые домашние задания. В этом отношении системно-терапевтический подход характеризуется экономичностью, которая делает акцент на личной инициативе клиентов. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы:

  • Круговые вопросы, цель которых — выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего);
  • Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии;
  • Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей;
  • Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации;
  • Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы;
  • Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами;
  • Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»;
  • Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей;
  • Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях;
  • Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента;
  • Социограмма – графическое изображение социальных отношений;
  • Групповая рефлексия – см. в статье о Томе Андерсене;
  • Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии;

и многие другие.

Исследование и международное признание

Системная (семейная) терапия признана в США и большинстве европейских стран (Финляндии, Италии, Польше, Швейцарии, Венгрии и Великобритании) на государственном уровне как терапевтический метод. В Австрии признание состоялось после тщательного исследования, проведенного Федеральным министерством здравоохранения в 1993 г. 14 декабря 2008 г. Научно-консультативный совет психотерапии постановил считать системную терапию научно признанной в Германии. Незадолго до этого две ведущие организации «Немецкое общество системной и семейной терапии» (DGSF) и «Системное общество» (SG) предоставили Научно-консультативному совету психотерапии результаты совместного исследования, целью которого была помощь в официальном признании данного терапевтического направления в Германии. Около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом. Год спустя, в декабре 2009 г., была разрешена подготовка специалистов в области системной психотерапии взрослых. С ноября 2010 открылось первое направление подготовки по специальности «Детская и юношеская психотерапия» в области системной терапии.

[3]

В основном системную психотерапию критикуют за то, что она, в отличие, например, от психоанализа, не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому следует отметить, что методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего обладают эвристическим или эклектическим характером. Кроме того, существует несколько ведущих организаций системной терапии, и взгляды учебных заведений по данному вопросу не всегда совпадают.

Читайте так же:  Основные сложности развода с мужем, если в семье есть дети

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия как подход не сущестовала до начала 50−х годов. Обращение к семье в ходе работы с личностью считалось противоречащим принципам психотерапии, потому что семья рассматривалась как совокупность индивидуальностей, а семейные проблемы — как результат непроработанности личностных проблем каждого из супругов. Предполагалось, что, решив проблемы каждого из супругов, можно решить проблемы семьи в целом.

Семейная психотерапия возникла в США. Она была обязана своим возникновением Грегори Бейтсону, Джею Хейли, Доналду Джексону и Джону Уикленду, совместно разрабатывавшим теорию двойной связи. Исследователи обнаружили, что у детей с шизофренией, прошедших лечение, наблюдалось либо закрепление синдрома, либо его ослабление в зависимости от способа коммуникации в семейной системе​.

Было подтверждено, что семья может как лечить ребенка, так и делать его больным. Поэтому к работе стали привлекать сначала мам, а позже и других членов семьи. Так сформировалось представление о семье, как о системе, и стало предполагаться участие в терапии всей семьи.

Таким образом, последователи системной семейной психотерапии (далее для удобства я буду называть ее семейная психотерапия) рассматривают семью как систему, функционирующую по своим особым законам и придерживаются теории, согласно которой решения проблем определяют изменения в семейной динамике, а текущее функционирование семьи является фактором, способствующим как сохранению проблем, так и их решению. В семейной психотерапии семья как таковая становится фокусом анализа и влияния.

[1]

Первичной «единицей анализа» семейной психотерапии являются отношения. Соответ­ственно, в центре внимания психотерапевта оказываются такие категории, как модели общения, распределение власти, конструирование реальности и развитие семьи.

Семейная психотерапия рассматривает трудности, с которыми в настоящее время сталкивается человек в браке, родительстве, а также трудности личностного характера как компенсационные усилия, направленные на то, чтобы контролировать, исправлять и переживать старые конфликтные отношения, существовавшие в родительской семье. И эти проблемы лучше всего могут быть решены с помощью отношений, устанавливаемых с психотерапевтом.

Наиболее серьезным препятствием для изменений становится привязанность людей к их родительским моделям поведения, мышления и эмоциональных реакций.

Когда люди женятся или выходят замуж, они проживают свои внутренние модели поведения, (унаследованные от предков или приобретенные в процессе воспитания в родительской семье) с партнерами по браку и детьми. Таким образом, дети и партнеры по браку, оказываются вовлеченными в процесс переноса: супруг или ребенок восприни­мается определенным образом (как недоброжелательный, испорченный, воспитывающий, требовательный, некомпетентный и т.д.), и что бы этот человек ни сделал, ничего не изменится в том, как он воспринимается. Поэтому, актуальные трудности в семейных или супружеских отношениях рассматриваются как вариации на тему моделей отношений, сложившихся в родительской семье клиента.

Партнеры пытаются найти решение своих внутренних конфликтов в межличностных отношениях, преобразуя эти конфликты в обвинения, предъявляемые партнеру по браку. Проблемы, возникающие в ходе отношений, такие как недоверие, «доведение друг друга до белого каления», споры на тему, кто о ком должен заботиться, бесконечные перебранки, отстраненность, супружеские измены, борьба за власть, трудности в сексуальных отношениях, пустота отношений между супругами, а также дилемма слияния или дифференциации, могут быть объяснены тем, что понятиям интимности, любви, агрессии, самостоятельности, уединенности и т.д. партнеры придают различный смысл, усвоенный в тех семьях, из которых они происходят.

На консультации психолог помогает рассмотреть и устранить старые семейные конфликты и распри. Семейная психотерапия поможет вам улучшить отношения в Вашей семье. А улучшение отношений в семье обычно имеет многочисленные последствия: устраняется изоляция кого-то из членов семьи, улучшаются отношения между братьями и сестрами, в разъединенных семьях отношения становятся более близкими, «слипшиеся» семьи становятся более дифференцированными. Решение важных вопросов с родителями, братьями и сестрами высвобождает психическую энергию, которую человек может «инвестировать» в себя, в своего партнера и в своих детей.

Семейная психотерапия особенно полезна в следующих ситуациях:

— человек оказывается не в состоянии установить какие-либо отношения, не обсудив предварительно эти вопросы с одним из родителей, братом или сестрой;

— налицо негативные последствия развода родителей индивида, происшедшего в прошлом;

— в случаях разъединенных семей с историей «отрезанных ломтей»;

— в случаях взрослых детей, желающих прийти к согласию со своими родителями, прежде чем те умрут;

— взрослые не способны установить дающие удовлетворение близкие отношения;

— в случаях семей с вторгающимися матерями и дистанцированными отцами, а также в ряде других случаев.

Многие из проблем наших отношений с другими корнями уходят в наши узы и в нашу скрытую лояльность по отношению к людям, которые сформиро­вали нашу жизнь — к нашим родителям.

Необходимо позволить себе простить старые обиды и старую боль. Необходимо знать тех людей, которые так или иначе всегда будут жить внутри нас, а им позволить узнать нас. Семейная психотерапия, которую я успешно использую в своей работе, может стать отличным помощником на этом пути.

Психотерапия в России, семейная психотерапия, детская психотерапия, семейный психолог, улсуги семейного психотерапевта, психолог, психиатр, нейропсихолог, психологическая консультация, услуги психолога психотерапевта, медиация, семейная медиация

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
для достойной
жизни
+7 (915) 305 — 26 — 69

Семейная психотерапия — устранение эмоциональных и поведенческих расстройств в семье

Семейная психотерапия – это…

Семейная психотерапия – это особый вид взаимодействия психотерапевта (или психотерапевтов) с одним или несколькими членами семьи, направленный на коррекцию межличностных отношений и устранение эмоциональных и поведенческих расстройств в семье.

Читайте так же:  Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

В семейной психотерапии в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не индивид, являющийся причиной обращения за помощью («идентифицированный» пациент), а вся семья (все ее члены).

Се мейная психотерапия – это самостоятельное направление психологической помощи

В процессе семейной психотерапии внимание сосредоточено на развитии личности в семейном окружении и при непосредственном взаимодействии со всеми членами семейной системы.

Это отличает семейную психотерапию от традиционной индивидуальной психотерапии, в которой помогающий специалист сосредотачивает свое внимание и проводимые интервенции односторонне, только на личности клиента и его адаптации в социуме.

Эффективность семейной психотерапии основана на изменении всей семейной системы.

Индивидуальная психотерапия ориентирована на работу с конкретным запросом конкретного человека.

Помогая ему, психотерапевт не вправе изменить условия, в которых находится клиент, а часто и повлиять на них.

Часто причины, приводящие на психотерапию, кроются в семье.

Возвращаясь после психотерапии в социальное окружение, клиент попадает под влияние близких ему людей, которые ведут себя по привычке, так же, как и до обращения к психотерапевту.

Клиент, изменившись на психотерапии, вынужден сопротивляться действиям, мыслям, чувствам и паттернам со стороны своих близких, в том числе, членов семьи.

«Нездоровая» семья, как и «нездоровое» окружение клиента «тормозят» изменения, а порой сводят на нет результаты терапии и способны усугубить страдания клиента, обратившегося за психологической помощью.

Семейный терапевт ориентирован на работу со всей семьей, даже если не все члены семьи присутствуют на психотерапевтической сессии.

Такой подход является продуктивным и экономически эффективным.

Семья в процессе семейной психотерапии раскрывает механизмы формирования и организации семейной системы, а также взаимодействия между членами семьи.

Семейный психотерапевт помогает выявить и осознать деструктивные стороны взаимодействия в семейной системе.

Таким образом, семья получает «волшебный пинок», позволяющий запустить ее самовосстановление и самоорганизацию.

Созидательные силы семьи и ее собственный внутренний ресурс приводят всю семейную систему к конструктивному и гармоничному существованию.

Самоизменение и самоорганизация семьи является достаточно устойчивым образованием.

Это в дальнейшем оберегает семью и каждого ее члена от возврата к прежним проблемам.

Психопатологические симптомы семейной системы

Психопатологические симптомы рассматриваются и анализируются семейным психотерапевтом в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, которые проявляют себя в специфических семейных правилах, мифах и паттернах взаимодействия членов семьи.

Причины аномального поведения кроются в особенностях организации и функционирования семейной системы .

Для позитивных психологических изменений в семье, семейному терапевту необходимо, прежде всего, модифицировать саму систему, а не входящих в нее и составляющих ее индивидов – членов семьи.

Профессиональная работа семейного психотерапевта направлена на помощь в изменении интенсивности патогенных факторов и механизмов, которые препятствуют нормальному здоровому функционированию семьи.

Семейная психотерапия осуществляется в процессе применения специальных методических приемов.

При этом ответственность за исход и результативность работы в большей мере возлагается на саму семью, а не на психотерапевта – равномерно или по мере возможностей распределяя обязанности и ответственность на каждого члена семьи.

Сколько будет длиться семейная психотерапия?

Семейная психотерапия может длиться от нескольких недель и до нескольких лет.

Продолжительность семейной психотерапии зависит от тяжести психических расстройств у «носителя симптома», от выраженности межличностных конфликтов в семье, а также от желания и мотивации членов семьи к достижению изменений.

Для определения проблемы и построения психотерапевтических гипотез требуется от 3 до 6 сессий продолжительностью в 1,5 – 2 часа.

Дальнейшее взаимодействие членов семьи и семейного психотерапевта будет зависеть от того, достаточно ли полученной информации и рекомендаций для восстановления функционального состояния семейной системы и тогда семья берет на себя функции самоорганизации и дальнейшей адаптации, либо же семья принимает решение работать с психотерапевтом.

Начинается семейная психотерапия с 1-2 сеансов в неделю и по мере раскрытия дезадаптивных механизмов и повторяющихся деструктивных элементов, встречи семьи и терапевта проходят реже – сначала 1 раз в 2 недели, потом 1 раз в 3 недели.

Этапы семейной психотерапии:

1. Диагностика семейной системы

Начинаются встречи психотерапевта с семьей, как правило, с прихода одного или двух членов семьи и описания проблемы, которая послужила причиной обращение к специалисту за помощью.

На первом этапе происходит диагностика семейной системы , построение гипотез и постановка семейного диагноза.

Семейный диагноз – это типизация нарушенных семейных отношений (типичные – часто повторяющиеся) с учетом индивидуально-личностных характеристик всех членов семьи.

Семейный диагноз основывается на жалобах и характеристиках болезненных симптомов одного из членов семьи (по-поводу которого было обращение на семейную психотерапию).

Диагностика семейных отношений осуществляется благодаря присоединению к семье психотерапевта, который выдвигает и проверяет проблемные диагностические гипотезы.

Семейная диагностика носит сквозной характер и проходит «красной нитью» через все этапы семейной психотерапии, предопределяя выбор психотерапевтом тех или иных психотерапевтических техник и интервенций.

Диагностика семейных отношений носит стереоскопический характер – информация, полученная от одного из членов семьи на односторонних встречах, сопоставляется и сличается с информацией, полученной от других членов семьи.

При этом учитывается впечатление, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса семейной психотерапии.

Таким образом, складывается семейный стереоскоп: «семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами бабушки», «семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле».

Дальнейшие встречи могут проводиться измененным составом семьи – от одного члена семьи до всех участников семейной системы – это зависит от цели психотерапии и психотерапевтического замысла семейного психотерапевта.

2. Медиация семейных конфликтов

Второй этап нацелен на ликвидацию актуальной проблемы – снятие напряжения в семье, разрешение семейного конфликта (семейная медиация), устранение симптома (но не лечение болезни).

Он ориентирован на то, чтобы члены семьи могли «вздохнув спокойно, трезво оценить ситуацию».

На этом этапе выявляются истоки семейных конфликтов.

С целью ликвидации конфликтов проводится эмоциональное «отреагирование» и «отыгрывание» ситуаций каждым членом семьи, вовлеченным в конфликтное взаимодействие.

Семейный психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем.

Читайте так же:  Неуравновешенные люди почему они такие и как вести себя с ними

При этом он берет на себя роль посредника (медиатора семейных отношений) и передает, эмоционально не включаясь, в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому — проводит процесс медиации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это ведет к ясности и пониманию потребностей участников конфликта, а также к началу конструктивных переговоров между членами семьи.

На этой стадии применяются недирективная психотерапия, нацеленная на проговаривание неосознаваемых чувств и отношений, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

3. Реконструкция семейной системы

Далее, исходя из возможных вариантов, предложенных членами семейной системы и учитывающих все пожелания ее участников, с помощью психотерапевта строится план реконструкции всей семейной системы или ее патогенных участков, мешающих гармоничному формированию и развитию семьи.

Этап реконструкции семейных отношений строится на групповом обсуждении членами семьи актуальных проблем.

В процессе обсуждения проблем используются элементы поведенческого тренинга и тренинга решения конфликтов, обучающего правилам и техникам конструктивного спора.

4. Фиксация результатов семейной психотерапии

Последний этап семейной психотерапии является проверочным и одновременно поддерживающим для семьи.

На этом этапе происходит проверка выбранных вариантов чувственного реагирования, новых форм поведения и получения обратной связи со стороны всех участников семейной психотерапии – поддержка, корректировка и фиксация.

В случае необходимости выбираются более эффективные способы взаимодействия членов семьи, полученные на предыдущем этапе семейной психотерапии.

На поддерживающем этапе (этап фиксации) в естественных семейных условиях члены семьи закрепляют навыки эмпатийного общения друг с другом, используя весь диапазон ролевого поведения, приобретенный за время психотерапии.

На сеансах психотерапии заслушиваются ответы и наблюдения о динамике внутрисемейных отношений, о происходящих изменениях, проводится консультирование и коррекция приобретенных навыков общения, а также их встроенность и приспособленность к условиям реальной жизни.

Большинство проблем людей, обращающихся за психологической помощью, связаны с ситуацией, существующей в их семьях (иногда с ситуацией, существовавшей на момент, когда они были еще детьми).

Семейная психотерапия позволяет апеллировать к семье, к тому, что в ней происходит, рассматривать проблемы каждого члена семьи в контексте семейного взаимодействия и взаимного влияния членов семьи друг на друга.
Запишитесь на прием по телефону +7 (915) 305 – 26 – 69

Семейная психотерапия позволяет изменить качество жизни каждого члена семьи,

Системная семейная психотерапия

Системная семейная психотерапия — подход, где человек не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Системная семейная психотерапия является одним из направлений системного подхода. Можно назвать следующие виды системной психотерапии: классическая системная семейная психотерапия (ССП) с такими подразделениями, как стратегическая ССТ, структурная ССТ, миланский подход, подход Мюррея Боуэна; постклассическая системная терапия: — нарративная психотерапия, ориентированная на решение, краткосрочная психотерапия, нейролингвистическое программирование. Все эти виды психотерапии основываются на системной теории.

Системная теория, или теория систем, является не вполне психологической теорией. Практически одновременно системные идеи развивались в кибернетике (Н. Винер, Р. Эшби и т.п.), в биологии (В. Вернадский, Н. Бернштейн, К. Лоренц, Н. Тинберген), антропологии (М. Мид) и затем проникли в культурологию и психологию (Г. Бейтсон, Т. Лири, Р.А. Вильсон, А. Кожибский).

Одной из разновидностью системной семейной психотерапии является методика ресурсных семейных расстановок, разработанная профессором, доктором психологических наук Коваленко Н.П.

Системная семейная психотерапия рассматривает как организм и всю семью в целом, и членов этой семьи↑. Члены семьи в представлении приверженцев этого подхода за свое поведение не отвечают и всерьез корректировать его не способны, их поведением руководят динамические отношения, закономерности системы, а не они сами.

При этом одной из наиболее часто рассматриваемой в ССП причин действий людей является та или иная бессознательная или плохо осознаваемая внутренняя выгода. Как пишет А. Варга↑, » системная логика не отвечает на вопрос «Почему?», она отвечает на вопрос «Зачем?» Можно предложить много версий того, «зачем» маленький Ганс боялся выходить из дома:

  1. чтобы мама меньше занималась сестричкой, чтобы система не переходила на следующую стадию жизненного цикла;
  2. чтобы родителям было о чем говорить друг с другом, вместо того чтобы: ругаться, заниматься сексом, умиляться, глядя на дочку;
  3. чтобы у отца был предмет для обсуждения с З. Фрейдом, его наставником и консультантом».

Ребенок болеет, чтобы помочь семье

В системной семейной терапии бытует представление, что ребенок более или плохо себя ведет не потому что, а для того чтобы: чтобы отвлечь родителей от их ссор и конфликтов. Диалог на эту тему ведут психолог Павел Зыгмантович и проф. Н.И. Козлов. См.→

Позитивная семейная психотерапия

Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью подхода к системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через члена семьи и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.

В русле данного подхода по-новому (для клиента) интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.

Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии («Вообразите, что мы с вами встретились через пять лет. »).

Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.

Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.

В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.

Читайте так же:  Что такое арахнофобия и почему возникает паника

В процессе психотерапии используются истории, притчи, басни, мифы. Цель терапевтических историй — не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией-примером. Истории выполняют функции зеркала, образца, посредника между психотерапевтом и клиентом.

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной в структуре психологического образования. При работе с семьей психологи традиционно использовали общие принципы консультирования и психотерапии. Однако этих знаний при работе с семьей не всегда бывает достаточно. Семья развивается и функционирует по своим законам, которые психологу необходимо знать и учитывать. В настоящее время вместе с расширением и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психологической помощи семье. Все больше привлекаются знания из системной семейной психотерапии, давно и успешно зарекомендовавшей себя как эффективный метод работы с семьями в западных странах.

Семья – это естественная социальная система с определенными свойствами: набором правил, ролей, структурой власти, формами общения и путями разрешения проблем. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений. Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему. Система – слово греческое, буквально означает: «целое, составленное из частей»

Понятие организации является ключевым для теории систем. Поскольку семья представляет собой набор элементов, находящихся в постоянных взаимоотношениях друг с другом, то можно сделать заключение, что семья «организована» вокруг этих взаимоотношений. Более того, можно сказать, что элементы системы взаимодействуют друг с другом предсказуемым, «организованным» образом. Организация, или структура, семьи складывается из совокупности семейных ролей, подсистем, внешних и внутренних границ, семейной иерархии.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи что, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и альтернативная. При неудовлетворении потребностей членов семьи в рамках сложившейся структуры они предпринимают усилия к поиску альтернативных вариантов выполнения семейных ролей. Под патологизирующими семейными ролями понимают такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.

Семейные подсистемы – это союзы внутри целостной семейной системы, которые выполняют определенные функции и преследуют цель сохранить как самих себя, так и систему в целом. Каждая семейная система содержит некоторое число сосуществующих подсистем: муж-жена, родители-дети, братья-сестры и т.д. Подсистемы могут образовываться по признаку принадлежности к тому или другому поколению, по полу, по интересам или по функциям. Каждый член семьи принадлежит к нескольким подсистемам одновременно: он может быть участником родительской, супружеской, детской, мужской, женской и других подсистем. В каждой подсистеме он играет различные роли и включается в различные паттерны взаимодействия.

Базис семьи – супружеская подсистема. Любые сбои в этой подсистеме отражаются на всей семье. Супружеская подсистема учит ребенка природе близких взаимоотношений и демонстрирует модель отношений между мужчиной и женщиной. Родительская подсистема – это подсистема, которая занимается воспитанием детей и выполняет функции физического ухода, психологического сопровождения и контроля. Родительская подсистема может включать в себя не только родителей, но также и прародителей или старших братьев и сестер. Через взаимодействие с родительской подсистемой ребенок учится общаться со старшими (с «властью»), пока у него самого не разовьется способность к принятию решений и ответственности. Подсистема сиблингов (братьев и сестер) представляет собой первую в жизни ребенка группу сверстников. Участие в этой подсистеме развивает навыки переговоров, сотрудничества и соревнования. Все подсистемы в целом способствуют развитию у ребенка навыков межличностного взаимодействия, которые станут особенно значимыми, когда ребенок выйдет в более широкий мир, за пределы семьи.

Границы очерчивают периметр системы, они также соединяют воедино элементы системы, защищают их от внешних стрессов и контролируют поступление информации извне и вовне. Границы между подсистемами – это описание пространственно-временной эмоциональной территории взаимоотношений. В нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы. Проницаемость границ делает возможным общение с внешней средой и с другими подсистемами. В случае жестких границ коммуникация между подсистемами резко ограничена, не происходит обмена информацией. При размытых границах не создаются условия для дифференциации подсистем, для выполнения различных ролей членами семьи. В этом случае стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на другие. Установление или слом границ – одна из центральных задач психологического вмешательства.

Одним из важных в семейной терапии является вопрос иерархии. Термин «иерархия» относится к организации семьи по параметру власти принятия решения. Власть принимать решения может быть связана в семье с полом, возрастом, уровнем образования и т.д. Некоторые терапевтические школы считают, что большинство проблем в семье связано с тем, что иерархические границы либо чрезмерно размыты, либо чрезмерно жесткие. Зачастую восстановление адекватной иерархии в семье (когда оба родителя объединены и несут ответственность) и четкое разделение уровней (подсистем) оказываются важным шагом на пути к решению проблемы.

Весь репертуар поведений и стилей отношений семьи отражает и способствует сохранению концептуальных рамок – «системы представлений», внутри которых семья существует. Система представлений – это способ семьи отражать и интерпретировать свой мир. Представления семьи о себе самой можно сравнить с линзами, сквозь которые семья воспринимает все происходящее. Система представлений семьи складывается из традиций, мифов, семейных преданий, ожиданий и предрассудков. Иногда система представлений выражается в том или ином семейном лозунге: «Отец всегда прав»; «Как только детям исполняется тринадцать, с ними хлопот не оберешься» и т.п. Система представлений семьи формируется и передается из поколения в поколение. Но она может и пересматриваться семьей в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Согласно системному подходу, единицей анализа в семье выступают не отдельные члены, а взаимоотношения между ними. Существуют различные классификации стилей взаимоотношений. Из них наиболее употребимыми являются следующие:

Читайте так же:  Самосовершенствование личности – способы

По параметру поведения:

1. Комплементарные взаимоотношения. Строятся по принципу взаимодополнения.

2. Симметричные отношения. Существуют у двух людей, обменивающихся однотипными реакциями. Например, обмен оскорблениями либо комплиментами может расцениваться как симметричный.

3. Реципрокные отношения. Содержат элементы симметричных и комплементарных отношений. Участники такой пары способны принимать на себя обе из дополняющих позиций. У каждого партнера существуют области, в которых он считается экспертом.

Каждый из описанных типов взаимодействия несет в себе как возможности гармонии, так и возможности дисфункций.

По параметру эмоциональной близости:

1. «Путы» (симбиотические отношения). Относятся к чрезвычайно близким взаимоотношениям, часто приводящим к исключению внешнего мира. Границы при таких взаимоотношениях диффузны. Большинство взаимоотношений проходят фазу «пут», например влюбленные или мать и младенец. Это универсальный феномен отношений, и сам по себе он не является указанием на дисфункцию. Только когда симбиоз становится единственной формой взаимоотношений, тогда могут возникнуть проблемы.

2. Разобщенность. Указывает на дистанцию и невовлеченность людей во взаимоотношения. Границы в таких взаимоотношениях жесткие. Высоко ценятся независимость, индивидуализация и внешняя активность. В крайнем варианте этот стиль может представлять полное незнание и безразличие к поступкам и чувствам партнера.

3. Оптимальные взаимоотношения. Границы четкие, но проницаемые. Это позволяет сохранить индивидуальное пространство без потери контакта и сохранить контакт без потери индивидуальности.

Довольно редко вся семья может быть описана одним термином. Так, когда одна связь в системе становится симбиотической, то другая в этой же системе может выглядеть разобщенной.

Все отношения проходят фазы, которые характеризуются преобладанием тех или иных способов взаимодействия. Вопрос лишь в том, проявляет ли семья достаточную гибкость по отношению к своим правилам. Это позволяет структуре семьи приспосабливаться к меняющимся условиям, принимая новую, более эффективную организацию. Семейные системы с проблемами могут быть рассмотрены как функционирующие в отжившем стиле, который не позволяет им решать определенные задачи на следующей ступени развития.

Показаниями к семейной терапии является ситуация, когда семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз – термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи (даже тот, у которого проявляется проблема), так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним усиливает мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у психолога обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

К методам семейного обследования относятся:

2. круговой опрос о целях визита, о сущности проблемы, об истории семьи и т.п.

3. метод генограмм – составление семейного древа.

Из психологических методов можно рекомендовать следующие методы обследования семьи: цветовой тест отношений (ЦТО), анализ семейных взаимоотношений (АСВ), методика «Сенсорные предпочтения в семье». Для того чтобы овладеть практическими навыками работы с семьей, психологу или психотерапевту необходимо пройти курс специального обучения под супервизией опытного семейного терапевта.

В процессе семейной системной терапии выделяют 4 этапа:

1. Присоединение психолога или психотерапевта к семье. Задача психотерапевта на этом этапе – объединение с семьей. На первых сессиях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениям, чтобы не блокировать личностный рост членов семьи.

2. Постановка целей. Задача психотерапевта – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений.

3. Реконструкция семейных отношений. Работа семейного терапевта на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем.

4. Завершение психотерапии. Цель – отсоединение. О завершении психотерапии свидетельствует достижение сформулированных целей.

Социальные работники призваны способствовать совершенствованию индивидуально-психологического подхода в работе по профилактике социальной дезадаптации.

Основная литература:

1. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. –СПб.: СПбГУ, 1998

2. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.-352 с.

3. Системная семейная терапия/ под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб.:Питер,2002

4. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций – Ростов н/Д.:Феникс, 2008.-452с.

Дополнительная литература:

1.Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? – М.: Мирт, 1995.

2. Браун Дж., Кристежен Д. Теория и практика семейной психотерапии. –СПб.:Питер, 2000.

3. Никитина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы/ В.Б. Никитина, Т.Д. Василенко. –М.: Владос –Пресс, 2004. – 208с.

4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб,2000

5. Роджерс К.. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография/К.Роджерс.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.-464с.

6. Слободчиков В. Психология развития человека –М.:Школьная пресса, 2004.-400с.

[2]

7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/под ред. С.Ю. Циркина.-СПб., 2000.

8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.-М.:Наука, 1995.

Работа на занятии:

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 771 . Нарушение авторских прав

Источники


  1. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.

  2. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  3. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.
  4. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.
Семейная психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here