Сенситивный период

Сегодня мы рассмотрим тему: "Сенситивный период" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД

  • В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 6

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД (от лат. – sen­sus – чувство), пе­ри­од наи­боль­шей чув­ст­ви­тель­но­сти ор­га­низ­ма к вос­при­ятию по­зи­тив­ных или не­га­тив­ных для его раз­ви­тия внеш­них воз­дей­ст­вий. По­ня­тие впер­вые вве­де­но Х. Де Фри­зом . Вслед за ним М. Мон­тес­со­ри вы­де­ли­ла в ка­че­ст­ве С. п. важ­ные пе­рио­ды дет­ско­го раз­ви­тия, в те­че­ние ко­то­рых ре­бё­нок осо­бен­но чув­ст­ви­те­лен к оп­ре­де­лён­ным ви­дам раз­дра­жи­те­лей или взаи­мо­дей­ст­вий и мо­жет очень лег­ко при­об­ре­тать оп­ре­де­лён­ные спо­соб­но­сти (речь, раз­ли­че­ние сен­сор­ных сти­му­лов, мо­де­ли­ро­ва­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды и т. п.). По­сле то­го, как «чув­ст­ви­тель­ный пе­ри­од» для кон­крет­ной спо­соб­но­сти про­шёл, ус­вое­ние её по­тре­бу­ет от ре­бён­ка го­раз­до бо́ль­ших уси­лий. Со­глас­но Мон­тес­со­ри, С. п. свой­ст­вен­ны всем де­тям в лю­бой стра­не, и в то же вре­мя они ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ва­ны, т. к. у ка­ж­до­го ре­бён­ка свой темп раз­ви­тия.

    Что такое сензитивные периоды?

    М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

    Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

    Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

    Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

    Сензитивный период развития речи

    (от рождения до 6 лет)

    В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разговаривайте с детьми на упрощенном детском лепете.

    Пожалуй, нижнюю границу этого сензитивного периода можно передвинуть на более ранние сроки развития детей. Современные учёные доказали, что важно разговаривать с ребёнком ещё до его рождения, когда он находится в утробе матери.

    Сензитивный период развития чувства порядка

    (от рождения до 3,5 лет)

    Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.

    Что такое порядок во времени?

    [1]

    — Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

    Что такое порядок в пространстве?

    — Это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

    Что такое порядок во взаимоотношениях?

    — Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

    Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

    Сензитивный период развития самостоятельности

    (от рождения до 5 лет)

    Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал ученик Марии Монтессори Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

    Сензитивный период развития движений и действий

    (от рождения до 4 лет)

    Слава богу, современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Знаете ли вы, уважаемые родители, что мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.

    Читайте так же:  Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

    Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

    Нижнюю границу этого сензитивного периода можно отодвинуть на более ранний период, с того момента, как малыш начал двигаться в животе мамы. Например, в книге доктора медицинских наук М.Л.Лазарева «Мамалыш — или рождение до рождения» описываются игры, в которые можно играть с малышом, когда он еще не родился.

    Сензитивый период сенсорного развития

    (от рождения до 5 лет)

    Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

    Благодаря открытиям современных учёных, границы этого сезитивного периода можно отодвинуть в дородовое детство. М.Лазарев в книге «Мамалыш — или рождение до рождения» описывает пренатальные игры, когда активизированы сенсорные чувства ребёнка. Еще не родившийся малыш реагирует на поглаживания, чувствует звуки, запоминает звуковые образы.

    Сезитивный период восприятия мелких предметов

    (от 1,5 до 2,5 лет)

    Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

    Сензитивный период развития социальных навыков

    (от 2 до 6 лет)

    Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. Не случайно в среде — Монтессори все материалы только в единственном числе. Это даёт возможность детям научиться договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.

    Новейшие исследования доказывают, что границы этого сензитивного периода можно отодвинуть. Первый толчок ребёнка в утробе матери — это начало личности. Это значит, что малыш заявил о себе и готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», — пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» М.Л.Лазарев.

    Сензитивный период: что это в психологии

    Исследователи человеческой природы и психики выявили интересный факт, который гласит о том, что в определенные жизненные моменты в человеческой личности формируются специфические качества и черты. Важно обратить внимание на то, что появление определенных психических способностей зависит от возраста человека. Именно это явление лежит в основе феномена сенситивных периодов. В данной статье, мы поговорим о сенситивных периодах и их особенностях.

    Сенситивность — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду

    Разбираемся в терминологии

    Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира. Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность. Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:

    • воспитание и личностное саморазвитие;
    • близкое окружение (родители и родственники);
    • наследственные факторы;
    • социальная среда;
    • возраст и нарушения в работе ЦНС.

    Все вышеперечисленные факторы оказывают важное влияние на развитие человеческой личности.

    На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы. Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления. Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.

    Читайте так же:  Как стать смелее

    Сенситивные периоды развития личности

    Сензитивный период в психологии – это процесс изменения уровня чувствительности, спровоцированный вступлением в определенную фазу взросления. Выше мы перечислили основные факторы, которые влияют на степень чувствительности и имеют важную роль в процессе формирования личности.

    Сенситивный период является своеобразной ступенью в «лестнице жизни», где человек встречается со всеми благоприятными условиями для формирования определенных качеств. Одним из примеров таких периодов является возраст, между полутора и тремя годами, когда у детей начинают развиваться речевые навыки. Важными составляющими в освоении различных навыков являются социальная среда и влияние педагогов. Следует обратить внимание на то, что в эти жизненные фазы изменяется степень восприятия влияния внешних факторов.

    В сенситивные периоды жизни, человек становится более предрасположен к педагогическому воздействию.

    Давайте рассмотрим, сенситивные периоды развития ребенка:

    1. От первого дня до полутора лет – развитие двигательных навыков.
    2. От полутора до четырех лет – формирование мускульной координации.
    3. От одного года до четырех лет – появление интереса к мелким объектам.
    4. От двух до четырех лет – формирование восприятия порядка.
    5. От двух до шести лет – восприятие музыкальных звуков и композиций.
    6. От двух до шести лет – обучение вежливости и этикету.
    7. От двух до шести лет – дифференциальное восприятие.
    8. От трех до пяти с половиной лет – освоение чтения.
    9. От трех с половиной до четырех с половиной лет – освоение письма.
    10. От трех с половиной до четырех с половиной лет – развитие пространственного восприятия.
    11. От четырех до шести лет – освоение элементарной математики.

    Описание особенностей сенситивного периода

    Учеными сделано несколько интересных выводов, об особенностях сенситивных фаз в детском развитии. Первый из них говорит о том, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные периоды сенситивности. Однако, само время вступления в эту фазу сугубо индивидуально. Психические и интеллектуальные способности некоторых детей развиваются в быстром темпе, а у других с медленной скоростью. Важно обратить внимание на то, что упущение периода, в котором ребенок мог бы приобрести определенные навыки, приводит к трудностям с их освоением в будущем.

    Для того чтобы не упустить наиболее важные моменты развития личности, следует знать об особенностях определенного возраста. Специалисты рекомендуют уделять как можно больше времени детям и наблюдать за проявлениями перехода между различными этапами. В этот период жизни очень важно создать правильную среду для усвоения определенных навыков и развития способностей.

    Стадии сенситивного развития можно разделить на три составляющие:

    1. Начало – один из самых благоприятных моментов для приобретения различных навыков.
    2. Пик – наиболее выраженный период, в котором проявляются способности, характерные для определенного возраста.
    3. Спад – плавное завершение этапа, что подразумевает снижение тяги к освоению различных способностей.

    Критические фазы развития личности

    Сензитивный период — это не единственный важный этап в становлении личности. По мнению специалистов, существуют критические фазы, которые характеризуются эмоциональными всплесками, что проявляется в виде резкой перемены настроения и изменениями поведенческой модели. Во время критических фаз у ребенка резко увеличивается эмоциональная чувствительность. Подобные изменения объясняются перестройкой внутренних систем организма.

    Этот период необычайно важен для детского развития, поскольку недостаток положительно влияющих факторов может спровоцировать формирование необратимых нарушений. В качестве примера можно сказать о том, что в момент внутриутробного развития, организм малыша подвластен влиянию различных негативных факторов. Недостаток кислорода, питательных элементов и отрицательное влияние экологии может сказаться на физическом развитии плода.

    Влияние негативных факторов становится пусковым механизмом развития необратимых процессов. Критические периоды наравне с сенситивными имеют важную роль в становлении личности.

    Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности

    Как развить сензитивные навыки

    Благодаря сензитивным навыкам, человек получает возможность не только развивать свою личность, но и взаимодействовать с окружающими людьми. В зрелом возрасте укрепить свое сенситивные способности можно при помощи специальных тренингов, которые подразумевают личностный рост. Подобные тренинги позволяют развить в себе эмпатию, наблюдательность и понимание поведенческой модели окружающих. Давайте ознакомимся с подобными видами психологических тренировок.

    Развитие наблюдательности. Для проведения этой тренировки необходима группа из нескольких человек. Один из участников группы покидает комнату, а в это время другие участники тренировки размещаются в различных позах. После этого, вышедший человек должен вернуться в комнату и запомнить расположение всех участников группы. Вслед за тем, как этот человек вновь покидает комнату, половина участников тренинга изменяет свое положение. Когда вышедший человек возвращается, перед ним ставится задача — воссоздать первоначальную картину. В результате подобной тренировки можно оценить наблюдательность человека.

    Развитие эмоционального восприятия. Все участники группы должны расположиться полукругом, так чтобы они могли видеть друг друга. После этого им раздаются специальные карты, на которых записаны определенные эмоции. Задачей участника является выйти в центр зала, встать спиной и при помощи различных жестов и телодвижений показать заданную эмоцию. Задачей остальных членов группы является распознавание чувств, которые им демонстрируются.

    Развитие наблюдательной сензитивности. Члены группы должны создать своеобразный круг взявшись за руки. В задачу каждого участника группы входит почувствовать эмоции человека, которого он держит левой рукой. Высказав свое предположение, человек узнает о том, насколько правдивы его догадки. С помощью подобных тренировок можно узнать о стереотипах, которые ошибочно используются в анализе поведения окружающих людей.

    Сензитивные периоды

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    — это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.

    Читайте так же:  Прием психотерапевта

    Для родителей и воспитателей особенно важен следующий факт: сензитивные периоды приходят, проходят и больше никогда не повторяются. Если ребенок за это время не смог или не успел овладеть соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими трудностями.

    Вызвать наступление сензитивного периода или задержать его невозможно никак. Однако можно воспользоваться их естественным циклом и создавать наиболее благоприятную обстановку для развития у ребенка качеств и навыков, соответствующих его сензитивному периоду.

    При этом необходимо учитывать два момента: такие периоды универсальны, их проходят все дети без исключения. И они индивидуальны, — начинаются и заканчиваются у всех в разное время. Приведенные ниже возрастные рамки – это среднестатистические данные, а не точная схема развития вашего ребенка.

    Взрослые – и педагоги, и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок; подмечать его особенности и предоставлять малышу возможность заниматься именно тем, что им в данный момент дается наиболее просто и естественно. Желательно также попытаться предвидеть наступление следующего периода и подготовиться к нему заблаговременно.

    Все сензитивные периоды следуют одной схеме: постепенное начало, которое сложно заметить, если не работать с ребенком целенаправленно. Затем совершенно очевидный пик интенсивности (так называемая точка максимума), и тоже постепенный спад. Кроме того, одновременно могут проходить несколько сензитивных периодов, однако максимума они будут достигать в разное время.

    [2]

    Методика Монтессори строится на использовании сензитивных периодов в обучении детей. Мария Монтессори понимала, что, если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сензитивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается вовсе. Специальная «подготовленная среда» монтессори-классов предоставляет ребенку все необходимое для удовлетворения его естественных потребностей к познанию и способствуют развитию полноценной личности.

    Основные сензитивные периоды развития ребенка от 0 до 6 лет.

    Сензитивный период развития речи — от 0 до 6 лет — самый продолжительный период, который начинается еще до рождения ребенка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребенок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.

    Сначала ребенок воспринимает речь и учится повторять услышано. Затем – обычно примерно в 1 год – он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет идет активное накопление словарного запаса. В этом период ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребенку наиболее легко дается запоминание слов и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо». Кстати, именно в этот период можно при необходимости вводить второй язык — при наличии многоязыковой среды или двуязычных семей.

    Около 4 лет ребенок начинает сознательно пользовать речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4 — 4,5 года при правильной подготовке ребенок естественным образом начинает писать, а около пяти лет, на последнем этапе этого сензитивного периода, — читать.

    Сензитивный период восприятия порядка – от 1.5 до 3 лет, пик интенсивности приходится на 2 — 2,5 года. Этот период впервые был выделен самой Марией Монтессори.

    Порядок помогает ребенку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. Он особенно необходим ему на интенсивном этапе в трех сферах: в помещении (в окружении ребенка), во времени и в общении со взрослыми. Первое достаточно очевидно и не требует пояснений (хотя в Монтессори-методике существуют определенные тонкости).

    Порядок во времени – это прежде всего режим дня, благодаря которому малыш учится ощущать внутреннее время и уверенней ориентируется во внешнем мире. Обычно он устанавливается на первом году жизни, но имейте в виду, что вы должны учитывать при этом не только собственные желания, но и предпочтения ребенка, находя устраивающий всех компромисс.

    Порядок в общении со взрослыми зависит, в отличие от предыдущих двух, только от нас с вами. Он заключается в том, что требования к ребенку должны быть логичными, конкретными и постоянными. Если все время добиваться от ребенка разного, он никогда не научится действовать самостоятельно, потому что не сможет понять, что необходимо делать.

    Сензитивный период сенсорного развития – тоже довольно длинный, примерно от 0 до 5,5 лет. Он тоже состоит из многочисленных и достаточно коротких этапов, во время которых ребенок наиболее восприимчив к различным характеристикам окружающих его вещей.

    В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

    На этот вопрос есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических данных, которая на практике практически неприменима: все дети — разные.

    Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду, а точнее — о “свободной работе” детей, когда они могут и учатся свободно реализовывать познавательную активность.

    Сензитивный период восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 2,5 лет . В большинстве случаев совершенно очевиден и причинят родителям немало хлопот: ребенок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребенок познает, что мир состоит из мелких частей; поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью.

    Сензитивный период развития движений и действий – от 1 до 4 лет. Невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основной психологического. Как и остальные длительные периоды делятся на этапы, во время которых ребенка привлекают конкретные типы движений и занятий.

    Естественное стремление ребенка к физической активности учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с монтессори-материалом. Например, место для работы располагается на некотором расстоянии от полки, где он хранится материал, чтобы ребенок мог перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

    Сензитивный период развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет. Ребенок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения (некультурному он, к сожалению, потом научится сам).

    Читайте так же:  Психология продаж

    Знание об основных сензитивных периодах помогут гармоничному и своевременному развитию ребенка — ведь Вы сможете в самое подходящее время упражняться в развитии органов чувств, освоении навыков социальной жизни, речи и т.д.

    Сензитивные периоды развития: что это такое

    Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

    Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

    « Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» — говорила Мария Монтессори.

    Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

    Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

    Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

    Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

    1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
      Этот же период характерен развитием моторики.
    2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
      Начало осознанной речи.
    3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
      Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
    4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
      Письмо и чтение.
    5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
      Развитие воображения. Восприятие культуры.

    Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

    [3]

    Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

    0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

    1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

    2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

    2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

    3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

    4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

    5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

    Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

    Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

    Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

    Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

    Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

    Читайте так же:  Правила успеха

    Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

    Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

    Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

    Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

    Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

    Сензитивный период

    Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет.

    Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

    • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
    • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
    • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
    • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
    • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
    • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

    Примечания

    1. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
    2. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб.пособие ля студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.

    Литература

    • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
    • Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.
    • Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.

    сензитивный период, сензитивный период это

    Сензитивный период Информацию О


    Сензитивный период Комментарии

    Сензитивный период beatiful post thanks!

    Сензитивный период
    Сензитивный период
    Сензитивный период Вы просматриваете субъект

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    Случайные Статьи

    Маура, Кармен

    Ворошиловский район (Донецк)

    Moonlight Shadow

    Коты-Воители

    поисковая система

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
    Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

    Источники


    1. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

    2. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.

    3. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.
    4. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.
    Сенситивный период
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here