Синдром аспергера

Сегодня мы рассмотрим тему: "Синдром аспергера" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Синдром Аспергера

синдром Аспергера — мед. одна из разновидностей аутизма, характерна замкнутость, нежелание общаться с другими людьми, маниакальная склонность к систематизации … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА — (Aspergers syndrome) вид психического нарушения, характеризующийся социальной отчужденностью, потерей интереса к другим людям, высокопарным и педантичным стилем речи, а также преобладанием узкоспециализированного интереса (например, к… … Толковый словарь по медицине

Синдром Аспергера (Asperger’S Syndrome) — вид психического нарушения, характеризующийся социальной отчужденностью, потерей интереса к другим людям, высокопарным и педантичным стилем речи, а также преобладанием узкоспециализированного интереса (например, к расписаниям). Часто считается… … Медицинские термины

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА (или НАРУШЕНИЕ) — Нарушение, характеризующееся некоторыми чертами аутизма, такими как расстройство социального взаимодействия и скучные, стереотипные интересы и действия, но без задержки или отставания в развитии речевых и когнитивных навыков, которые наблюдаются… … Толковый словарь по психологии

F84.5 Синдром Аспергера — А. Отсутствие клинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития. Для диагноза необходимо, чтобы отдельные слова были приобретены к двум годам или ранее, а фразы в общении использовались к 3 годам и… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

Синдром саванта — Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. savant «учёный») редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» выдающиеся… … Википедия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — МКБ 10 F90.90. МКБ 9 314.00314.00 … Википедия

Аспергера синдром — см. ранний детский аутизм … Дефектология. Словарь-справочник

СДВГ– синдром дефицита внимания с гиперактивностью — Синдром дефицита внимания и гиперактивности МКБ 10 F90. МКБ 9 314.00 … Википедия

Булаховой синдром — (Булахова Л.А., 1982). Вариант дисгармонического недоразвития психики. Характеризуется ускоренным интеллектуальным и речевым развитием ( роботообразное , формально логическое мышление, высокие возможности абстрагирования) наряду с грубым… … Толковый словарь психиатрических терминов

Синдром Аспергера

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Мы выражаем свои чувства мимикой, жестами, интонацией, и, воспринимая эти же сигналы, судим об эмоциональном состоянии окружающих. Дети с синдромом Аспергера с трудом выражают эмоции и испытывают затруднения в общении со сверстниками, предпочитая небольшой круг интересов и хобби. Считается, что этот недуг был у таких знаменитых людей, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн. Далее мы расскажем о лечении и основных симптомах синдрома Аспергера.

[3]

Синдром Аспергера – симптомы

Синдром Аспергера – это общее нарушение развития, для которого характерны трудности в социальном взаимодействии и ограничение сферы интересов и занятий небольшим стереотипным репертуаром. Внешне это расстройство может напоминать аутизм, но в отличие от последнего способности к речи и познанию сохраняются.

Симптомы синдрома Аспергера объединяются в характерную «триаду»:

  • Нарушения коммуникации;
  • Трудности в поддержании сотрудничества;
  • Социальное воображение.

Нарушения коммуникации подразумевают сложности в понимании жестов, мимики и интонаций, выборе тем для беседы. Дети с синдромом Аспергера не могут начать и окончить разговор, не понимают шуток и метафор, не различают смысла сложных слов и фраз, хотя могут их использовать.

Такие ребята с трудом поддерживают дружеские отношения, не понимают этические нормы, часто проявляют некорректное поведение и кажутся замкнутыми, безразличными, равнодушными и отчужденными.

Что касается воображения, то у таких детей оно богатое и разнообразное, однако продемонстрировать его результаты окружающим довольно трудно. Они не всегда понимают точку зрения других людей, ошибочно интерпретируют их чувства, действия, мысли. Характерный признак синдрома Аспергера: ролевые игры даются с трудом, но зато хорошо осваиваются игры логические.

В целом для заболевания характерны тревога и беспокойство во время общения, одержимость увлечением, стремление к порядку, неестественная речь, нередко все это сопровождается сенсорными нарушениями. При выявлении этих признаков стоит провести тест на синдром Аспергера.

Синдром Аспергера и трудности в общении

С рождения и до трех лет по известным причинам признаки синдрома Аспергера отсутствуют, но проявляются к моменту социализации. Речь становится монотонной и ослабленной, мимика – застывшей, голос – тихим и резким, а круг интересов ограничивается узким набором однообразных занятий. Для ребенка характерно активное, но кратковременное внимание, взгляд остается опустошенным.

Все эти внешние проявления накладывают свой отпечаток на личность ребенка. В нежном возрасте такой ребенок может быть чрезмерно спокойным или слишком раздражительным, испытывает трудности с засыпанием и капризен в пищевых предпочтениях. Когда приходит время посещать детский сад, такие малыши с трудном адаптируются к коллективу, не желают расставаться с родителями и отстраняются от других детей.

Испытывая стресс при общении, детки часто болеют и, лишаясь на время болезни общения со сверстниками, становятся еще более отчужденными. В результате, к школе симптомы синдрома Аспергера обостряются.

В школе такие детки часто становятся изгоями, и не трудно понять, почему так происходит. Не умея выражать свои эмоции, школьники с синдромом Аспергера кажутся одноклассникам неадекватными, эгоистичными, черствыми, что не удивительно с учетом того, что такие дети плохо реагируют на прикосновения других людей, избегают смотреть собеседнику в глаза, не принимают чужие идеи. И хотя может показаться, что они совсем не стремятся к социальным контактам, одиночество такие дети переносят с трудом.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Моторика и сенсорные особенности

Для детей с синдромом Аспергера характерна педантичность – они предпочитают упорядоченную жизнь и рутины, а любые спонтанные вмешательства в привычный режим лишь провоцируют тревогу. Это может выражаться в том, что ребенок отказывается пробовать новые блюда, болезненно реагирует на различные неожиданные раздражители – яркий свет, шум машин, тактильные контакты с другими людьми.

Если обычные дети боятся темноты, незнакомцев или не желают оставаться одни, то при синдроме Аспергера совсем другие фобии, такие как боязнь ветра, дождя, резких звуков и т.д. И, тем не менее, инстинкт самосохранения и необходимая осторожность в потенциально опасных ситуациях таким детям не свойственны.

Читайте так же:  Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

Что касается моторики, то при синдроме Аспергера дети с трудом развивают координацию движений. Это проявляется при таких простых операциях, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, по этой же причине у них страдает почерк. В целом такие детки неуклюжие, у них может быть нарушение походки и осанки, наблюдаются стереотипные навязчивые движения.

Тест на синдром Аспергера и лечение

Может показаться, что признаки синдрома Аспергера – всего лишь результат неправильного воспитания, но на самом деле расстройство связано с определенными изменениями в развитии мозга. К возможным причинам недуга относят генетическую предрасположенность, вирусные инфекции в первые месяцы беременности.

Для диагностики заболевания используется тест на сидром Аспергера, разработанный психологами Кембриджского центра по изучению аутизма, а также другие нейропсихологические исследования. Впрочем, иногда под результаты опросов попадают и вполне адекватные в эмоциональном отношении люди. Помимо теста на синдром Аспергера применяются методы наблюдения за ребенком, анкетирование родителей и педагогов, а также методы неврологической диагностики, которые позволяют исключить органическое поражение головного мозга.

Специфического лечения синдрома Аспергера не существует. В легких случаях отклонения компенсируются работой педагогов и психологов. В сложных – требуются нейролептики, психостимуляторы и антидепрессанты, а также тренинги, лечебная физкультура и занятия с логопедом. Как правило, проблемы ребенка с синдромом Аспергера не могут быть решены полностью, но вырастая, он может создать семью и достичь больших успехов в областях, которые его заинтересуют.

Видео с YouTube по теме статьи:

Синдром Аспергера: симптомы и признаки заболевания, диагностика и лечение недуга

Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, которое возникает у детей. Это заболевание имеет продолжение и во взрослой жизни. Такие больные отличаются замкнутостью в отношении сверстников, не терпят тактильного и зрительного контакта. С возрастом признаки заболевания отличаются меньшей выраженностью, чем в детстве.

Эффективного метода полного излечения от данного недуга не существует. Но с целью сглаживания симптомов рекомендуется осуществлять медикаментозную и социальную терапию.

Синдром Аспергера — болезнь, которая относится к расстройствам аутистического спектра. В отличие от аутизма, этот недуг характеризуется присутствием речевых и когнитивных (умственных функций) нарушений. Если говорить простыми словами, то дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими людьми и родственниками. Они склонны к однотипному поведению, имеют заторможенную моторику, стереотипную речь, узконаправленные, но глубокие интересы.

Точной причины развития и возникновения данной патологии не установлено. Вероятными факторами этого недуга являются отягощенная наследственность, мужской пол, инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, интоксикация плода во время первого триместра. Некоторые ученые причиной заболевания называют также прививки, вакцины и комплексные вакцины, которые разрушают иммунную систему организма малыша.

Кроме этого, к причинам развития заболевания относят вещества, которые находятся в пище, употребляемой ребенком. Они влияют на функции головного мозга. На возникновение недуга оказывают влияние и гормональные нарушения в организме.

Симптомы синдрома Аспергера

При синдроме Аспергера происходит изменение ядра личности. Интересы и хобби ребенка не такие разнообразные, как у здорового, характеризуются узкой направленностью. Признаком заболевания является также то, что происходят изменения речевой функции и поведения.

Интеллект таких пациентов не страдает. Ребенок с данным недугом имеет средний уровень развития, в некоторых случаях выше среднего. Словарный запас соответствует возрасту. Телесных патологий не наблюдается.

Определить наличие синдрома можно в младенческом возрасте. Первые симптомы этого недуга начинают проявляться у ребенка с 2-3 лет. Степень их выраженности различная: от легкой до тяжелой.

У таких детей отмечается полярность настроения, то есть резкие его перепады. Они очень чувствительны к звуковым воздействиям. В питании крайне избирательны. Родители часто жалуются на высокую активность и подвижность. Отмечаются нарушения сна и трудности с засыпанием.

Такие дети тяжело переживают расставание с родителями, даже на небольшое время. Адаптация к новому окружению (социальная адаптация) у них происходит медленнее, чем у здоровых сверстников. Ребенок замкнут, не стремится к общению и взаимодействию со своим окружением, не завязывает дружеских отношений со сверстниками. В качестве собеседника пациенты, страдающие синдромом Аспергера, выбирают взрослых или детей, которые старше по возрасту. Совместные игры и взаимодействие со сверстниками в большинстве случаев заканчивается конфликтом. Они стремятся везде и во всем устанавливать свои правила, потому что не могут действовать по чужим установкам. Следствием этого является изоляция человека от коллектива.

У пациентов отмечается уязвимость к различным заболеваниям и инфекциям. Это связано с трудностями адаптации в детском саду. В результате частых и длительных болезней происходит еще большее ограничение ребенка от коллектива.

Ближе к школьному возрасту степень выраженности симптомов этого недуга усиливается. У детей отмечается отсутствие способности к сопереживанию. Они нечувствительны к проблемам других людей. Свое эмоциональное состояние им выражать сложно. Речь, жестикуляция и мимика развиты слабо. Именно поэтому таких детей считают бесчувственными. Их поведение нельзя предугадать. Некоторые больные не переносят прикосновений. Во время общения они избегают зрительного контакта.

Такие дети правдивы. Слова и выражения у них часто носят оскорбительный характер, но это происходит неосознанно. Они просто не могут очертить границы дозволенного. Больные смущаются, если им делают замечания и порицания.

Пациенты с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать о предмете, который их интересует, но они не отслеживают реакцию собеседника при общении. В большинстве случаев они могут начать разговор первыми и поддержать разговор, который выходит за рамки их интересов и любимых дел.

У детей наблюдаются навязчивые страхи и фобии (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от таковых у здоровых детей. В опасных и экстренных ситуациях у них отсутствует инстинкт самосохранения.

Синдром Аспергера

Одним из наиболее неизученных отклонений в деятельности человеческой психики на сегодняшний день является Аспергера синдром. Здесь мы рассмотрим определение синдрома Аспергера, его вероятные причины, симптомы, диагностику и лечение.

Это расстройство известно с 1944 года. Именно тогда впервые обнаружил его признаки у своих маленьких пациентов психиатр и педиатр Ганс Аспергер. Ну а назвали синдром его именем только в 1981 году, по инициативе английского психиатра Лорны Уинг.

Средний уровень заболеваемости данным расстройством — 26 человек на 100.000. Причем, у девочек нарушение встречается в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Синдром Аспергера — что это такое

Синдром Аспергера — это неврологическое расстройство, которое влияет на то, каким образом головной мозг человека обрабатывает информацию. Это врожденное нарушение развития, которое характеризуется определенными сложностями в социальном взаимодействии.

Что такое синдром Аспергера, если описать его простыми словами? Людям с этим нарушениям очень сложно создавать и поддерживать дружеские отношения с окружающими. Их речь стереотипизирована, моторика заторможена, координация движений нарушена.

В последние годы все большую популярность среди ученых приобретает версия, по которой наличие синдрома Аспергера у человека не должно считаться заболеванием. А рассматривается это состояние, как особый тип восприятия окружающей реальности. Сами страдающие от этого расстройства называют себя “Аспи”.

Отличие от высокофункционального аутизма

Несмотря на то, что у высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера имеется немало схожих симптомов, это все-таки не одно и тоже. Хотя некоторые ученые не видят принципиальных различий между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

Читайте так же:  Почему люди суеверны и верят в приметы

На самом деле данный синдром имеет больше вопросов, чем ответов. Поэтому, на сегодняшний день главный вопрос — его отличие от высокофункционального аутизма — остается открытым. С уверенностью можно сказать, что Аспи от аутистов отличаются тем, что у них сохранены когнитивные и вербальные способности, также полностью сохранен интеллект.

Классификация

Заболевание синдромом Аспергера является частью общей группы, которая включает в себя ещё четыре дисфункции. Это: синдром Ретта, атипичный аутизм, синдром Каннера, детское дезинтегративное расстройство.

[1]

Эта группа объединяет дисфункции, подразумевающие социальную дезадаптацию. Медицина определяет состояние синдрома Аспергера, как наиболее схожее с аутизмом по симптоматике.

Диагностика расстройства

Детей с синдромом Аспергера можно распознать по его первым признакам. Заметить их могут учителя, воспитатели, родители, наблюдающие за ребенком детские врачи. Но окончательно диагностировать расстройство – прерогатива детского психиатра.

Помимо вышеперечисленного, в диагностике активно применяются нейропсихологические тесты и методы анкетирования. Методика диагностики создана под контролем ВОЗ. В некоторых случаях могут понадобиться такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга и ЭЭГ. Это делается для того, чтобы исключить возможные органические повреждения головного мозга.

Симптомы и признаки

Только по внешнему виду определить у человека наличие синдрома Аспергера невозможно. В этом плане такие люди ничем не отличаются от других. Какие же симптомы дают основания для подозрения на данное расстройство? Это физическая неловкость, сенсорная чувствительность к резким запахам, шуму, яркому свету, некоторым видам пищи. Если Аспи находится в ситуации, которая вызывают у него тревогу, для самоуспокоения он может повторять какое-либо однотипное движение. Это может быть раскачивание корпуса взад-вперед, ходьба кругами либо туда-сюда.

Аспи обычно проявляют одержимость в какой-то одной, очень узкой области интересов. В большинстве случаев в этой сфере они становятся настоящими профессионалами и добиваются выдающихся успехов.

Классическая триада симптомов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Синдром Аспергера характеризуется классической триадой симптомов. Это расстройство социальной коммуникации, расстройство социального взаимодействия и расстройство социального воображения.

Расстройство социальной коммуникации

Аспи не могут различать эмоции других людей. Обычные люди без труда понимают, что означает тот или иной жест либо интонация голоса. Также обычный человек верно распознает выражение лица собеседника. Таким образом, нормальные люди (то есть люди без отклонений) правильно реагирует на невербальное поведение окружающих.

У Аспи это все вызывает серьезные затруднения. В результате возникают проблемы в общении, что приводит к страху, тревоге и растерянности. Помимо этого, Аспи не понимают значение метафор и обладают своеобразным чувство юмора, не всегда понятным для обычных людей. Аспи очень сложно быть инициатором разговора, еще сложнее его закончить, так как по выражению лица собеседника они не могут понять, что интерес к беседе у того отсутствует.

Расстройство социального взаимодействия

Аспи не испытывают потребности в общении с другими людьми. Они замкнуты и безразличны. Поэтому создать и поддерживать приятельские отношения с кем-либо для них очень сложно. Из-за этого Аспи часто отторгаются социумом, особенно в детском возрасте.

Аспи не могут понять, какие темы для разговора уместны, а такие крайне нежелательны. Из-за этого их поведение часто выглядит со стороны недопустимым и некорректным. В свою очередь, поведение обычных людей кажется для Аспи непредсказуемым, вызывает недоумение и тревогу.

Расстройство социального воображения

Несмотря на то, что Аспи обладают большим творческим потенциалом, социальное воображение у них не развито абсолютно. Они неспособны действовать в ситуациях, когда нужно изображать кого-то, кем они не являются либо притворяться. Поэтому в детстве они избегают игр со сверстниками.

Аспи понимают только законы логики, поэтому выбирают себе соответствующие занятия. Они могут очень хорошо себя проявить в области точных наук, компьютерных дисциплинах. Хотя, отсутствие социального воображения не помешало некоторым Аспи стать хорошими художниками и писателями. Достаточно вспомнить Ван Гога и Льюиса Кэрролла.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Первые признаки дисфункции проявляются довольно рано, уже со 2-3 года жизни ребенка. Синдром Аспергера у детей сопровождается следующими симптомами:

  • Ребенок очень привязан к своим родителям и расставание с ними дается ему крайне тяжело;
  • В детском саду такой ребенок держится особняком, не идет на контакт со сверстниками;
  • Любой незнакомый человек вызывает у Аспи-ребенка тревогу;
  • Такие дети часто болеют, поскольку более уязвимы к инфекциям. Это еще сильнее затрудняет их общение со сверстниками;
  • Нарушения в эмоциональном плане. Отсутствуют такие эмоции, как сочувствие, сопереживание, радость и жалость;
  • По мере взросления дети становятся упрямыми и нетерпимыми к другой точки зрения. Из-за этого они не принимаются коллективом;
  • Дети Аспи испытывают затруднения в таких видах деятельности, которые требуют развития мелкой моторики. Им сложно лепить, вырезать, рисовать, писать;
  • Ребенок привыкает к определенному порядку в какой либо сфере жизни. Нарушение этого порядка вызывает у него бурную реакцию вплоть до истерики.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

По сравнению с детьми, признаки данного расстройства у взрослых имеют некоторые отличия. Синдром Аспергера у взрослых в основном проявляется в сфере социальной адаптации.

  • Интеллектуальные способности Аспи позволяют им успешно учиться в вузах и достигать высот в различных профессиях;
  • Взрослые Аспи не в состоянии отличить правду ото лжи. Это и трудности в общении лишают их возможности работать на руководящих должностях. Но они к этому и не стремятся;
  • Наибольший комфорт у людей с данной дисфункцией вызывает простой однообразный труд. Связано это с тем, что Аспи не переносят перемен и отличаются повышенной педантичностью;
  • Аспи очень сложно завести друзей, хотя многие из них этого бы хотели. Аспи совершенно не интересны увлечения окружающих людей, поэтому установление контакта дается им с большим трудом;
  • Несмотря на то, что адаптированные Аспи способны к семейной жизни и рождению детей, в большинстве случаев до конца жизни они остаются одинокими;
  • Если взрослый Аспи попадает в компанию, то не стоит ждать от него поддержания светского разговора. Такие люди говорят то, что думают, вне зависимости от того, насколько это уместно. Они сосредоточены только на своих переживаниях и могут развернуться и уйти в любом месте разговора.

Возможные причины и происхождение

Причины возникновения синдрома Аспергера на сегодняшний день продолжают находиться в стадии изучения. Пока не выявлен ни патогенез заболевания, ни его морфология.

Одна из гипотез заключается в том, что причиной становится повреждение головного мозга плода, вызванное аутоиммунной реакцией организма матери. Кроме нее, изучаются и другие возможные факторы риска. В их число входит воздействие токсинов в первые месяцы беременности, генетическая предрасположенность, постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции.

Лечение синдрома Аспергера

На сегодняшний момент какого-то специального лечения людей с синдромом Аспергера не предусмотрено. Поэтому все сводится к коррекции и устранению симптомов, мешающих полноценной жизни. Лечение носит индивидуальный характер.

Читайте так же:  Психосоматика таблица заболеваний, симптомы и лечение

Немедикаментозное лечение

Прежде всего Аспи нужно обучить тем социальным навыкам, которые он не смог приобрести самостоятельно. Для улучшения моторики и нормализации походки назначается лечебная физкультура. Проводится когнитивно-поведенческая психотерапия.

Дети с синдромом Аспергера нуждаются в создании правильного сопровождения со стороны педагогов и психологов. Они могут посещать общеобразовательные учебные учреждения, в рамках которых им должны быть созданы особые условия. Это правильная мотивация, стабильная среда, занятия с тьютором.

Лекарственное лечение

Достоверные причины заболевания, его морфология — пока еще неизвестны. Поэтому, специфического лекарственного средства для лечения синдрома Аспергера не существует. Задача назначаемых медикаментов — снятие симптомов (вспыльчивости, раздражительности и тревожности). Медикаментозные средства могут относиться к различным фармакологическим группам:

  • Антипсихотические средства. Снимают проявление раздражительности. Пример – Рисперидон;
  • Антидепрессанты. Купируют состояние депрессии, помогают избавиться от мыслей о суициде. Пример – Золофт, Флуоксетин;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы.

Следует соблюдать чрезвычайную осторожным при назначении лекарств. Синдром недостаточно изучен и невозможно предусмотреть появление побочных эффектов.

Жизнь с синдромом Аспергера

Никакой прямой угрозы здоровью или жизни пациента это расстройство не представляет. Пройдя в детском возрасте социальную адаптацию, Аспи способны жить нормальной жизнью, иметь работу и семью. Члены семьи Аспи должны хорошо понимать особенности его состояния и не покушаться на тот распорядок жизни, к которому он привык.

При отсутствии нужной коррекции для Аспи имеются определенные риски. Тревожные и депрессивные состояния могут развиться до степени, когда они потребуют серьезного медикаментозного лечения. Наиболее запущенные случаи могут привести к самоубийству.

Большую роль играет то, смог ли человек найти себе занятие по душе. Приблизительно 5% людей с синдромом Аспергера полностью избавляются от проблем, связанных с трудностями социальной адаптации. В этом случае выявить наличие расстройства могут только нейропсихологические тесты.

Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.

[2]

У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии — проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Читайте так же:  Почему не везёт в жизни

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Леонид, 27 лет, г. Ростов

Еще в детстве родители заметили отклонения в моем поведении. Я был замкнутым ребенком, совершенно не хотел ни с кем общаться. Еще в детском саду получил направление к психиатру, который поставил диагноз синдром Аспергера. Потребовалась длительная терапия, чтобы восстановить коммуникативные способности. Сейчас я все еще состою на учете у врача.

Валерия, 33 года, г. Липецк

Всегда была интровертом. Не любила новые знакомства, да и с личной жизнью как-то не сложилось. В детстве проходила обследования, но не нашли ничего необычного. Несколько лет назад я страдала от серьезной депрессии, обратилась к врачу, который выявил синдром Аспергера. Прошла несколько сеансов психотерапии, пропила курс антидепрессантов. Сейчас чувствую себя намного лучше.

Синдром Аспергера

  • Концентрация на одном занятии
  • Монотонность речи
  • Нарушение сна
  • Нарушения сенсорики
  • Неумение подобрать нужную тему и слова
  • Отсутствие коммуникабельности
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Склонность к монологам
  • Склонность к упорядочиванию
  • Слабо выраженная жестикуляция и мимика

Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.

Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.

Что может послужить причиной появления заболевания?

Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

Диагностика – как распознать этот синдром

Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.

Читайте так же:  Истерический припадок

Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:

  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • гиперактивность;
  • различные формы депрессивных состояний;
  • синдром дефицита внимания;
  • неврастения.

Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим аутизмом. Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.

  • Аутизм проявляется уже на первых годах жизни, в то время как синдром Аспергера до 3–4 лет диагностировать ни при личном контакте, ни по фото практически невозможно.
  • При классическом аутизме часто нарушена функция речи, в то время как при Аспергере словарный запас не только соответствует уровню здорового ребёнка аналогичного возраста, но и превосходит его. Более того, дети с синдромом Аспергера начинают говорить куда раньше, чем ходить. Дети с классическим аутизмом – наоборот.
  • Интеллект у аутистов значительно снижен, у половины же наблюдается умственная отсталость, притом выражена она довольно ярко. При Аспергере же умственные способности не отстают от нормальных, а иногда и превосходят.
  • Аутисты живут как бы в собственном мире и прогнозы относительно их адаптации в обществе зачастую весьма неутешительны. Многие из аутистов больны вдобавок шизоидной психопатией. Люди же с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые особенности поведения, вполне способны вести нормальную жизнь. В особенности если с ребёнком работают специалисты и облегчают процесс налаживания контакта с окружающим миром.

Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.

Тесты, помогающие обнаружить наличие синдрома

В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:

  • Тест RME. Этот тест предполагает постановку диагноза, основываясь на взгляде пациента. Порой это делают даже по фото. Предназначен он в основном для маленьких детей. Однако результаты подобного тестирования могут быть не вполне точными.

  • Тест RAADS-R. Предназначен для подростков от 16 лет и взрослых. Позволяет выявить аутизм, синдром Аспергера и прочие подобные нарушения психики.
  • Тест EQ. Определяет уровень эмпатии человека, то есть его эмоционального развития. У людей с Аспергером эти показатели снижены.
  • Тест AQ. Выявляет наиболее характерные черты поведения людей с подобным заболеванием: наличие «ритуалов», зацикленность на каком-то одном деле или задаче и т. д.

Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.

Лечение заболевания

Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:

  • Логопед. Да, словарный запас у детей с синдромом Аспергера достаточно велик, однако дело здесь больше не в том, что говорит ребёнок, а как он это делает. Логопед поможет малышу придать разговорам эмоциональную окраску, «живые» интонации, сделать речь ярче и насыщеннее. Будут подкорректированы и невербальные методы общения: ребёнок научится непринуждённо жестикулировать, позировать для фото и т. д.
  • Психолог. Собственно, именно психолог в большей мере ответственен за исход лечения. Этот врач поможет ребёнку взаимодействовать с социумом, ощущать настроение собеседника, воспринимать те скрытые посылы, которые люди часто адресуют друг другу при общении и т. д.
  • Педагог-дефектолог. Как и психолог, такой педагог способен помочь ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, он сможет найти нужный подход в плане обучения.
  • Общая терапия: массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Все это поможет не только убрать некоторую неловкость движений, которая порой присуща людям с подобной болезнью, но и поспособствует релаксации, восстановлению всего организма.

Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.

Прогнозы и профилактика

У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.

Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.

В качестве завершающего аккорда можно сказать, что дети с синдромом Аспергера непременно должны наблюдаться у психологов, психиатров и других специалистов, притом в довольном раннем возрасте. Прогнозы хороши, и можно добиться значительного снижения проявлений заболевания. Потому при наблюдении странностей в поведении ребёнка нужно отвести его к соответствующему специалисту. И в этом нет ничего постыдного, ведь психическое здоровье играет такую же важную роль, как и физическое.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.

  2. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.

  3. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.
  4. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.
Синдром аспергера
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here