Сказкотерапия. потребность в одобрении

Сегодня мы рассмотрим тему: "Сказкотерапия. потребность в одобрении" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Сказкотерапия с подростками
Коррекционная работа психолога в школе — Программы

― А ты кто?
― Я и сама не знаю.
― Если ты не знаешь, то я тем более.
― Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
Льюис Кэррол.»Алиса в стране чудес»

Упражнение «Сказочная поляна»

Задачи: развитие самоинтереса, творческое самовыражение, развитие рефлексии.
Участники сидят по кругу.
Ведущий: ― Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня». Например: «Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».
После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:
― Чье самоописание понравилось больше всего?
― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?
― Что они могли бы дать волшебной стране?
В любой групповой работе важен этап принятия правил, по которым группа будет существовать. В сказкотерапевтической группе с подростками разработка и принятие правил проходит в игровой форме.

Игра «Свиток правил»

На сказкотерапевтических занятиях с подростками мы часто используем зеркало. В древних философских концепциях зеркало ― символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь («Алиса в зазеркалье») и поэтому оно может быть частью ритуала «перемещения» в сказочную страну или страну Фантазию.
Ведущий: ― Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хороший друг», «Я красивая», «Я сильный» и др. Это пароль для входа.
Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство.
При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: «Я хороший друг. В пути Я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогала мне в общении» и т. д. Это пароль для выхода.
На своем пути наши герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встрече с «Зеркальным оракулом» или с «Волшебными зеркалами троллей».

Упражнение «Зеркальный оракул»

Материалы: зеркала по количеству участников (могут быть разные).
Участники рассаживаются по кругу. На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть «Зеркальный оракул».
Ведущий: ― Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Вопросы:
― Кто Я?
― Что Я люблю?
― Что Я не люблю?
― Что Меня пугает?
― Что имеет для Меня большое значение?
― Что Я хочу? » (5 минут)
Затем проводится обсуждение:
― Какой вопрос оказался для вас самым сложным?
― Что отвечал Оракул?
― Какой ответ понравился больше всего?
― Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный оракул?

Упражнение «Волшебные зеркала троллей»

Материалы: два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое ― нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам совершенно волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Ведущий: ― Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе. (Две минуты на каждого)
Обсуждение проводится по следующим вопросам:
― Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей?
― Какое зеркало понравилось больше?
― Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?
― Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?

Часто у «трудных» подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.

Игра «Замок героя»

Материалы: скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман.
Ведущий: ― Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. А теперь очень важный момент ― в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой.
Через 15 минут группы представляют свои замки.
Вопросы для обсуждения:
― Хватило ли материала?
― Как работала ваша группа?
― Был ли у вас ведущий?
― Как вы понимали друг друга?
― Довольны ли вы результатом?
― Сердился ли кто-то на кого-то?
― От чего зависит успех при такой работе?

Во многих ситуациях подростки воспринимают себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно предложить следующее упражнение.

Упражнение «Ослиная шкура»

Для того чтобы человеку справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В упражнении «Сон героя» мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего.

Упражнение «Сон героя»

Ведущий: ― Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет…(15 секунд)
― Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет…
Где вы живете…
Что вы делаете…(15 секунд)
― Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд)
― Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что Вы увидели о самом себе.
― Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого и т. д. (10 минут)
Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:
― Довольны ли вы увиденным образом будущего?
― Что понравилось больше всего?
― Было ли что-то, что не понравилось?
― Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

Источник: «Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования» (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

сказкотерапия

Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как к «детскому» методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой — доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок

Сказкотерапия — это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка» [6; 43].

В информационных источниках определение «сказкотерапия» используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию «сказкотерапия» в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [9; 17]. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его [4; 67]. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7; 33].

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

этап — устное народное творчество;

этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. — Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

этап — психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

этап — интегративный, связанный с «формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [6; 87-88].

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия — это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказкотерапия как психотерапевтическая методика служит для достижения следующих целей: — психологическая диагностика и коррекция, — самопознание, — развитие творческих способностей, — раскрытие внутреннего потенциала, — адаптация личности к условиям окружающего мира. Сказкотерапия предназначена не только для детей, она подходит для людей любого возраста, так как в процессе сказкотерапии происходит взаимодействие с «детским» началом в человеке, его «внутренним ребенком», для которого свойственны чистота мировосприятия и связь с духовным началом. Жанры сказкотерапии: притча, басня, анекдот, легенда, былина, миф, сказка.

Что такое сказка?

В литературе сказка — это эпический жанр народного творчества. В арт-терапии сказка стала приемом психологической работы, доступным для каждого человека. Уникальные психотерапевтические свойства сказки были открыты на рубеже 19-20 веков и с тех пор используются во многих методиках. В сказкотерапии сказка понимается как зашифрованный в метафорической форме жизненный опыт предков. В сказке также зашифрованы архетипические процессы, происходящие на бессознательном уровне. Т.Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие свойства сказки:

— сказка не носит дидактический характер, а ее смысл не навязывается, — собирательность образов, неопределенность места действия, имен персонажей, — многоуровневость зашифрованной информации, от бытового уровня до философского, — наличие благополучного исхода в истории, который служит психологической защитой, — возможность экзистенциального восприятия реальности, — мотивы волшебства, дающие ключ к раскрытию сверхспособностей в человеке. Методы сказкотерапии: — рассказывание сказок (групповое и индивидуальное), — сочинение сказок, — рисование сказок, — анализ сказки, — постановка сказки, — медитация на сказку.

Тема 15: Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой.

1. Общая характеристика сказкотерапии.

2. Типология сказок (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева).

3. Структура сказкотерапевтического занятия.

4. Анализ содержания волшебных сказок.

5.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.

1. Общая характеристика сказкотерапии.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги.

Сторонники этого направления отмечают, что для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории. К тому же, использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть выходы из сложившейся ситуации. Например, для мальчика шести лет, обладающего высоким уровнем развития интеллекта и очень увлеченного астрономией, но при этом испытывающего большие трудности в общении, была придумана история об одинокой звездочке, которая никак не могла преодолеть большое расстояние до других звезд и подружиться с ними.

Одним из свидетельств директивности этого подхода является то, что в процессе своей работы психолог, педагог следят за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Интересно, что даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и вверх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов; отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения, движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе; горизонтальное дви­жение влево и вправо указывает на слуховое восприятие; а движение глаз вправо и вниз свидетельствует о кинестетических ощущениях (Д. Миллс, Р. Кроули, 1996). Все эти реакции ребенка психолог использует в своей работе по созданию метафоры, учитывая, таким образом, не только сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт.

Другое направление сказкотерапии мы назвали менее директивным, поскольку оно исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Психолог, педагог в данном случае создают особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило: «Не драться, не кусаться, не обзываться»). Очень часто сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-5-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.

Сказки могут быть подобраны в виде цикла историй, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такой цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешнее руководить каждым сеансом.

2. Типология сказок (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева).

С точки зрения использования в психотерапии полезно классифицировать народные сюжеты. Эта классификация будет почти совпадать с принятой в литературоведении. Все типы сюжетов, «проверенных временем», удобны для работы. Но каждый из типов подсказывает терапевту свой собственный стиль использования. Например, сказка волшебная может выполнить другие задачи, чем сказка типа басни.

1. Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни. Например, «Лиса и Журавель».

2. Сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах.

3. Сказки-басни, поясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму

4. Притчи — истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях

5. Сказки о животных ( иногда они оказываются в разделе басен)

6. Мифологические сюжеты, в том числе истории про героев

7. Волшебные сказки («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»)

Волшебные сказки наиболее задевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь. Именно в сюжетах «ВОЛШЕБНЫХ» сказок наиболее устойчиво сохраняются воспоминания о древних ритуалах и тайнах мира.

Некоторые гениальные писатели интуитивно чувствовали эту тайну и их «сказки» воспроизводили «подлинность» формы. В русской культуре это Пушкин и Ершов, во Франции — Шарль Перро.

Наиболее удобны для проекций обыденного психологического материала басни, бытовые истории. Чем более иррациональный материал, то есть, чем ближе текст к волшебной сказке — тем более сложные связи устанавливаются между индивидуальным опытом и архетипическим (трансперсональным, общим для всех людей) опытом.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте).

Первый этап — устное народное творчество.

Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).

Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).

Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
Читайте так же:  Серотониновый синдром
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Сказкотерапия. Потребность в одобрении

    Сказкотерапия – область психологии, в которой человек проходит путь осознания и проработки чувств, которые его беспокоят через придуманные образы и сюжеты. Сказки герой может сочинять сам, либо изучать чужие – те, в которых отражаются его переживания. Если речь идет о получении ощутимой пользы, то пациенту важно не просто прочитать подходящую небылицу, а именно ее прочувствовать, пропустить через себя. И, таким образом, понять источник своей проблемы или даже найти выход из создавшейся ситуации.

    Почему именно сказки, разве нельзя все сказать прямым текстом, словами? Зачем эти витиеватые сюжеты, закодированные образы? Разумеется, психолог всегда может прямо обозначить проблему пациента. И для этого есть другая область в психологии – аналитическая. Но не всегда пациент готов воспринять все словами. Когда источник переживаний находится глубоко в подсознании, то достучаться можно через то, что может увидеть подсознание. А в глубоких слоях психики слова уже не работают. Работают образы, ассоциации, картинки.

    Обратите внимание, как человек описывает свои чувства? Он передает их через образы. Змея у многих ассоциируется со злом или с болезнью (страх). Красивое голубое озеро (ощущение воздушности) – счастье. И так далее. Это простой пример считывания сигналов подсознанием. Ассоциации у каждого могут различаться в силу воспитания, жизненного опыта и т.д. Однако достаточно часто встречаются совпадения – именно поэтому в психотерапии можно использовать готовые сказки. Однако понять их может быть не так просто. Иногда сказки и изложенные в них похожие на собственные чувства необходимо «расшифровать». Данное умение можно развить простыми упражнениями на ассоциации. Загадывайте себе как можно больше образов и находите для них объяснения.

    Читайте так же:  Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

    В качестве практической работы можно предложить начать расшифровку своих снов (сны – это глас подсознания!). Когда приснится что-то особенно впечатляющее, можно себя спросить: что меня больше всего впечатлило? Или о чем этот сон? Что это для меня значит? Какие чувства у меня связаны с главным сюжетом или образом и т.п. Ответы и будут переводом послания из недр нашей психики. Она рассказывает о том, что больше всего беспокоит, что провоцирует проблемы в жизни.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В цикле статей от данного автора, посвященных сказкотерапии, читателю предлагается пройти практический путь осознания проблемы или даже ее проработки через прочтение определенных сюжетов. Терапевтический эффект достигается в случае если переживания героев сюжетов похожи на то, что беспокоит читателя. А также, если читатель готов к работе над собой, которая изложена в концепции Дзэн-буддизма: «Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний».

    Серия книг «Люди из шкафа», часть первая, глава: Одобрение.

    Васька Петрович во всем ожидал одобрения. Он, конечно, думал, что это не так. Но вообще-то – да. Смастерил, к примеру, табуретку. И хочется ему убедиться в том, что получилась табуретка не такая, как у всех, а особенная. Ножки крепятся надежнее. И дерево отшлифовано глаже. И смотрится она красивее. Потому что придумал Васька свой дизайн. А сказать об этом обязательно должны окружающие.

    И не то чтобы даже сказать, а воспринять, прочувствовать великолепие табуретки этой. И хочется ему восхищение видеть в глазах, смотрящих на него. Чтобы они говорили: «Вау! Я хочу себе такую табуретку!» И спрашивали: «А можно мне такую?» Или: «А как ты ее сделал?» И потом приходили, чтобы еще табуреток попросить.

    Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

    А он бы, конечно, стеснялся, но чувствовал большую приятность. Опускал бы глазки в пол и говорил: «Да ладно. Ничего особенного…» И улыбался бы. Изо всех сил! Как немножечко ненормальный. Потом, конечно, начал бы делать много-много табуреток. Чтобы было у людей счастье. И у него тоже – счастье. И вся его жизнь превратилась бы в табуретки. И смысл тоже. И поддерживала это все какая-то трубочка.

    Поселилась в горле тростинка, сухая соломинка. Но она не ломалась. Она тянула, к людям все время звала. И Васька Петрович хотел, чтобы с ним хотели общаться. Чтобы не он приносил свои табуретки, а сами они звонили и спрашивали: «Васька Петрович, ты, случайно, не придумал новую табуретку? Нам твоя как раз нужна». И чтобы звонили, звонили, звонили. Они даже не надоели бы ему никогда. Потому что готов он был принять их надобность от всей души. Васькина душа была открыта, а надобности в ней у других не было.

    Тростинка тянула, и он уже сам подбегал к телефону, проверял: не звонили ли? Может, прослушал? Иногда Васька Петрович звонил сам: «Я вам табуретку приносил. Вы ее еще не посмотрели? Как она? Понравилась?» Ни разу еще не увидел он огромного восхищения в глазах пользователей табуреток. А тут как раз и друг выдал: «Ты забери, – сказал, – табуретку свою. Не нравится она мне!» И показалось даже Ваське Петровичу, что не табуретку забрать друг просил, а отрицал какую-то очень важную, еле уловимую часть его самого. Вот просто взял – и выбросил! Целую частичку Васькиной души.

    «Вся загвоздка в тростинке! – решил Васька Петрович. – Я знал, что неспроста она мне дана!» И собрался исследовать ее самым серьезным образом. Понять, в чем корень несчастий. А потом обязательно новые знания применить на пользу дела. И он ворочал эту тростинку и так и эдак. И клал ее вдоль и поперек. Он в нее дул. Рисовал. Пытался сварить, как лапшу, и оценить на вкус. Давал понюхать другим. Вставлял в картины. Много чего делал.

    Ни на что не годная она оказалась. «Надо, – решил, – применить нетривиальный подход. Найти ей такое применение, которого никто и никогда не знал. А для этого придется включить творческое мышление». «Я ни о чем не думаю, – мысленно произносил он. – Меня ничто не тревожит. Я превращаюсь вслух, зрение и чувства. Я спокойно непредвзято наблюдаю окружающий мир».

    Так Васька Петрович выключил ум. Он воспринимал жизнь без всяческих суждений. Он просто смотрел и слушал. Мир существовал рядом с Васькой. Проезжали машины. Сновали люди. Летели птицы. Текли реки. Выполнялась работа. Играли дети. Приходили друзья. Шло время. И была жизнь. И все было так естественно, обыкновенно.

    И осталось только самое главное. То, что видно и слышно. А больше ничего. Не было возни ума, который обычно затмевал все остальное. Исчезли тревога и суета, что мешали постигнуть истину. И в этом прекрасном состоянии, в котором отсутствовали переживания и боль, в свободной невесомости, в умиротворяющем пространстве, в душевной гармонии и чувственной тишине вдруг что-то зашевелилось. Очень тихо, даже деликатно. Так осторожно, что можно было даже не заметить. И, пожалуй, легче пропустить. Сначала не понял. Немножко удивился. И продолжил наблюдать. Внутри легкая шершавость. Большой добрый зверь. Шерсть длинная, слегка взъерошенная – как будто забыли его, слегка запустили.

    Но он от этого не потерял чудесной, огромной своей доброты. Такой огромной, что способна вместить земной шар! Забавный, немного сумрачный, но бесконечно человечный зверь. Кажется, в нем собрались все мамы мира! Самые любящие, принимающие и теплые. Но внутренний житель больше, чем мама. Он кажется настоящей частичкой Бога. Доброта его не имеет границ. Она очень глубокая и немножечко – грустная. А оттого и более настоящая. Васька уловил, как серый кудлатый зверь ворочается в нем. И занимает все туловище. И смотрит на Ваську таким понимающим взглядом, в котором все мамы мира. Васька первым делом попробовал поговорить:

    – Ты кто? – спросил он. Но зверь смотрел молча. И улыбался. Только не ртом, а как будто всей собой. Как будто все понимал, но сказать не мог. Тогда Васька написал на бумаге, дал прочитать. Тот посмотрел, поднял добрые глаза. И снова улыбался. Ждал.

    Читайте так же:  Почему муж не хочет заводить детей

    И Васька догадался! Он мысленно представил соломинку. И в конце обозначил вопрос. Зверь взял в большие лапы соломинку. Разглядывал. Крутил. Пробовал на зуб. Он этими своими движениями напоминал большую мохнатую обезьяну. Немного поэкспериментировал. А потом выбросил. И снова стал смотреть на Ваську. «Не знает ничего о соломинке, – понял Васька. – Он для чего-то другого у меня». Тогда Васька представил табуретку. И то чувство, которое ему больше всего хотелось получить от людей, которым он дарил табуретки.

    Наверное, ему хотелось одобрения. В ответ мохнатый зверь начал ворочаться по всему Ваське. В особенности – в области груди и рук. Он показал картинку, как надо разместиться. Как расправить руки и словно продеть зверя в себя. Васька мысленно просунул его большие лапищи в свои руки, как в рукава. Как будто Васька – это пиджак, а зверь – это Васька. Расправил руки. И зверь разместился. И они замерли вместе. Как герои фильма «Титаник». Как птица в полете. И получилось, что зверь в самом Ваське, но при этом его видно.

    И в чувства вливается одобрение, которое идет изнутри. Его посылает частичка внутреннего Бога. И в нем не может осудить никто. И этот пушистый, бесконечно добрый зверь, который есть, живет внутри тебя, но отражает Бога, одобряет не результаты твоих трудов и даже не приложенные усилия, а намного больше. Всем телом. Своим безграничным величием он одобряет самого тебя. Всегда, полностью и во всем.

    Потребность в одобрении и поддержке – одна из многих составляющих зависимой личности. Преодоление зависимости от общества – одна из целей серии книг «Люди из шкафа», где название говорит само за себя. В этой истории герой делает только первые шаги: он учится себя одобрять и поддерживать сам. Если он идет к полной свободе (от общества), ему предстоит долгий и тяжелый путь, часть которого будет изложена в следующих сказках.

    Сказкотерапия

    Сегодня есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка. Один из таких способов это сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми

    Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.
    Вот так – незатейливо, образно и метафорично сказка поведала нам о том, что каждый должен быть самим собой.

    «Маленькие детки — маленькие бедки» — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? В подобной ситуации, возможно, стоит обратиться к знатокам человеческой души – психологам. Ведь грамотное психологическое консультирование поможет вам подобрать ключик к внутреннему миру вашего малыша.

    Сегодня есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка. Один из таких способов это сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

    Что такое сказкотерапия?

    Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

    Основа сказкотерапии — сочинение сказок ребёнком и для ребёнка, через которые можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

    Задачи сказкотерапи в работе с ребенком:

    • Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
    • Совершенствование вербального языка.
    • Развитие фантазии, воображения.
    • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
    • Развитие эмпатии и умения слушать других.
    • Развитие чувства юмора.
    • Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

    А всем ли полезна сказкотерапия?

    Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.

    Сказкотерапия поможет вам в решении таких проблем как:

    1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

    2. Чувство неполноценности.

    3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

    4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

    5. Агрессия ребенка.

    В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

    Занятия сказкотерапией дадут ребенку:

    • понимание и поддержку со стороны взрослых; взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
    • осознание своих сил и ресурсов в разрешении проблем,
    • уверенность в том, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

    Работа со сказкой строится следующим образом:

    1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.

    2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

    3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.

    Сказкотерапия – методика исцеления души

    Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

    Методы сказкотерапии

    Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

    Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

    1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
    2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
    3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
    4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

    Направления в сказкотерапии

    Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

    Диагностика с помощью сказки

    Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

    Для этого требуется соблюсти несколько условий:

    • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
    • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
    • Искренность и открытость самого терапевта.

    Формы с работы со сказкой:

    1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

    2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

    Читайте так же:  Как почувствовать свое место в жизни

    3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

    4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

    5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

    Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

    Сочинение сказки, практическая методика

    Сеанс строится по следующему образцу:

    1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
    2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
    3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
    4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

    В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

    Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

    Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

    Построение занятия:

    1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
    2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
    3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
    4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

    Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

    Постановка сказки для детей 4-5 лет

    Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

    Как проходит сеанс:

    1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
    2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
    3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
    4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
    5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

    Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

    Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

    Сказки для сказкотерапии

    Сказки предоставлены сказочницей Ириной Караваевой. Большой багаж ребенок может накопить в душе, которые в последствии дадут хорошие всходы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.

    Книги по сказкотерапии

    1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

    2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

    [2]

    Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
    Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

    3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

    Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

    4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

    Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

    В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

    Заключение

    Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.

  • Источники


    1. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.

    2. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.

    3. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.
    4. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
    Сказкотерапия. потребность в одобрении
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here