Социальная адаптация

Сегодня мы рассмотрим тему: "Социальная адаптация" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Электронная библиотека

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Важнейшая задача адапта­ционного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление организма индивида с про­цессами природной и социальной среды. Можно выделить четыре вида адаптации человека: биоло­гическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь от­носительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процес­сом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркива­ет, что в относительно короткий промежуток времени лич­ность активно осваивает новую социальную среду.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматри­вать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) – адаптация индивида и соци­альных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития обще­ства;

2) социальная группа (микросреда) – адаптация челове­ка или, наоборот, несовпадение интересов человека с интересами соци­альной группы (производственного коллектива, семьи, учеб­ного коллектива и пр.);

3) индивид (внутриличностная адаптация) – стрем­ление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, кото­рые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Си­стема социальной адаптации включает разные виды адап­тивных процессов: производственную и профессиональную адаптацию; бытовую; досуговую; политическую и экономи­ческую; адаптацию к формам общественного сознания.

Под адаптацией понимают процесс взаимо­действия индивида с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требова­ния и ожидания обеих сторон. Индивид получает возможность выживания, а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма взаимодействия лич­ности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного со­циального окружения;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамическо­го равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социальной среды при наличии контроля с ее сто­роны.

Сложность механизма социальной адаптации происте­кает оттого, что взаимодействуют две системы: личность и социальная среда. Адаптация – это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на мак­роуровне – это общество в целом, на микроуровне – мик­росреда, которую составляет ближайшее окружение чело­века (семья, трудовой коллектив и др.). Микросреда непосредственно взаимодействет с личностью в процессе ежедневной практической деятельности.

Социальная адаптация приобретает исключительную акту­альность как в переломные периоды жизнедеятельности чело­века, так и в периоды радикальных экономических и соци­альных реформ. В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практи­ческих задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедея­тельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую соци­альную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса возможно лишь в том случае, если индивид познает сущность, структуру и механизмы этого процесса, а также специфику его протекания в различных областях социальной жизни.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доми­нирующей здесь является социальная адаптация. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управлен­ческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без уп­равления невозможно предоставить человеку благоприятные условия, создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которая формирует систему ценностных ориентиров индивида. В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рас­сматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их луч­шего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека про­исходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются соци­ально-экономические условия жизни, политические и мораль­но-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Профессиональная адаптация. Это приспособление инди­вида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям кон­кретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессио­нальной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Полноценное исследование адаптации возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоци­ального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимо­влияний.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Социальная адаптация: виды и уровни

Читайте также:

  1. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  2. I. Социальная стабильность как фактор реализации целей СП
  3. II. Социальная защита женщин
  4. III. Социальная защита детей и молодежи
  5. III. Социальная политика в области охраны труда
  6. III. «СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ» АЛЬФРЕДА ШЮЦА
  7. Б. Социальная структура населения
  8. Государственная социальная помощь в связи
  9. Девиантное поведение и социальная работа с его носителями
  10. ДИАЛЕКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
  11. Доходы населения и социальная политика государства
  12. Лекция 3. Общество как социальная система

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение «Социальный контроль».

2. Из чего состоит содержание контроля?

3. Какова задача социального контроля?

4. Назовите принципы, уровни социального контроля

5. Кто является объектом социального контроля? Субъектом?

6. Назовите виды и функции социального контроля, принципы организации.

(Лекции — 4 часа, практические занятия — 4 часа)

1. Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

2. Виды и структура социальной адаптации.

3. Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

Процесс социальной адаптации – сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономики, политики, социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.

Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком

Система социальных институтов, социальной работы, которые должны стать помощниками человека, только складываются.

Адаптация – лат. аdaptatio – приспособление. Словарь иностранных слов: социальная адаптация — процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. А также процесс преодоления последствий психической и моральной травмы. (ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Понятие использовано во многих областях познания – биологии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. изучение этой проблемы на стыке различных отраслей знания является перспективным подходом к комплексному изучению человека.

Первоначально в биологии человек – неотъемлемая часть животного мира. Человек и среда не в статическом, а в динамическом равновесии.

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека.

Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, с окружающей средой приводит иногда к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы. Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром. Необходимо найти оптимальные гармонические механизмы адаптации человеческого организма (его морфо–физическая организация) с индивидуально личностными сторонами (психическая организация) с потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) с окружающей средой.

Характерный признак человека – то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособленческие функции, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации.

Биологический, функциональный, психический и социальный аспект развития человека взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Они постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимое условие для его социального развития.

Проблема адаптационных процессов многозначна, важен выбор действий индивида и его окружения, связь этих действий с социальной практикой.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией, его врастанием в социальный мир. это врастание предполагает активное участие как потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализация заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационный процесс. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией.

Социальная адаптация – важнейший механизм, специфическая форма социализации человека.

Однако, если процесс социализации идет как правило эволюционным путем (относительно медленно), посредством накопления и усвоения предыдущего опыта приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшееся социальные прецеденты.

Вместе с тем, процесс социальной адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц. среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

В этом процессе две стороны.

Объективный процесс социальной адаптации – человек со дня своего рождения приобретает различные соц. свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации связан не с общественным положением человека или его половозрастными особенностями, а его личностными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание усвоить существующие социальные ценности. Поэтому механизм социальной адаптации – это взаимодействие многих составляющих: объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень), условия непосредственно среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность (с ее активностью или пассивностью, способностями, творческой деятельностью, природными задатками).

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность. Три основных вида или фазы преобразований индивидуальная деятельность, общение, самосознание (или составные части механизма адаптации).

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 3844 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальная адаптация

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «адаптация социальная» в других словарях:

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. См. социальная адаптация … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АДАПТАЦИЯ (социальная) — АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной (см. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ); включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ), а также изменение, преобразование среды… … Энциклопедический словарь

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. adaptation, social; нем. Adaptation, soziale. Процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям соц. среды. см. АККОМОДАЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ, АМАЛЬГАМАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

Адаптация (социальная) — АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Адаптация социальная — 2.1.7. #Социальная адаптация#: система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Источник: ГОСТ… … Официальная терминология

Адаптация социальная — см. Социальная адаптация … Большая советская энциклопедия

Адаптация социальная — (от лат. adapto приспособляю) процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально психологических механизмов социализации личности. Результатом социально… … Педагогический терминологический словарь

адаптация социальная — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности … Энциклопедический словарь

Читайте так же:  Типы темперамента

Адаптация социальная — … Википедия

Адаптация социальная — (от лат. adaptatia приспособление, и socium общество) активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Социальная адаптация

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризуется, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизм — необходимое условие профессионализма социального работника.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Адаптация социальная

— процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

Социальная адаптация

— это процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию окружающей среды.

Социальная адаптация

— процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

— психологическую и профессиональную адаптацию.

Экономическая адаптация

— сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация

— приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Изменения постоянно сопровождают жизнь человек, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Психологическая адаптация

— процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммунихативные методы, (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.

Профессиональная адаптация

— приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Организационная (управленческая)

— это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает.

Среда адаптации подразделяется на предметную и личностную. Под предметной средой понимаются вид деятельности, которую должна освоить личность, а под личностной — состав членов группы, в которой находится личность, а также преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат.

Модели социальной адаптации:

1. Конформная модель адаптации. Личность разделяет цели данной культуры и осуществляет их легальными для данной культуры средствами.

[1]

2. Инновационная. Личность принимает цели общества, но пытается реализовать их необычным для данного общества средствами.

3. Ритуализм. Человек не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает правило игры.

4. Эйскетизм. Параллельное существование, признание своей чужеродности.

5. Бунт. Активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Схема процесса социальной адаптации:

1. Изменение социальной среды;

2. Возникновение адаптивной ситуации;

3. Возникновение адаптивных потребностей;

4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности;

5. Изменение качеств личности;

6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А. Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих — в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности.

Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе.

Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Читайте так же:  Разновидности и симптомы тревожного расстройства

Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм. Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды.

Социальная адаптация

Читайте также:

  1. II. Социальная организация. Управление организациями.
  2. II.Социальная реклама
  3. Автоматизированная информационная система «Адресная социальная помощь»: назначение и функции
  4. Адаптация
  5. Адаптация
  6. Адаптация индивида и социально-психологическая структура группы
  7. Адаптация к действию низкой температуры
  8. Адаптация к дефициту информации
  9. Адаптация к изменениям
  10. Адаптация к невесомости.
  11. Адаптация к школьному обучению.
  12. Адаптация персонала

«Социальная адаптация» — это процесс взаимодействия субъекта социальной сре-

дой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Такой процесс имеет достаточно тесную связь с

другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — про-

цессом социализации. Понятия и процессы социальной адаптации и социализации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-

онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых зна-

ний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во

внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс инте-

риоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно

короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные

изменения и проблемы.

Стадии соц. адаптации:

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство

функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясе-

ния социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного

взаимодействия с внешней средой.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших

пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления

ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адап-

тационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимает-

ся совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адап-

тации (14.С.125). В качестве элементов адаптационного потенциала могут вы-

ступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалифика-

ции, демографический и социальный статус, социально-психологические ха-

рактеристики и прочее.

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной

адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели

поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собствен-

ных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а

также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей де-

[2]

лать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном

случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъ-

екта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требо-

вания и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адап-

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации,

субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основ-

ным формам последнего можно отнести следующие:

— конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выпол-

няет новые требования, предъявляемые к нему;

— инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осу-

ществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон,

свойств и характеристик;

— внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъ-

екта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к

нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не

совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окруже-

— «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма

поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собст-

венных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптаци-

онного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально

не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

— преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит-

ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта

может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стре-

мится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями,

Читайте так же:  Ощущение и восприятие чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы

задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адап-

тации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адап-

тивного и адаптирующего аспектов.

К основным барьерам социальной адаптации в современном

[3]

обществе можно отнести:

— социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереоти-

пы поведения и деятельности, присущие субъекту);

— социальные (представляющие собой негативные характеристики соци-

альной среды, в которой протекает процесс адаптации);

— социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

| следующая лекция ==>
Социальная реабилитация | Социальное консультирование

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1645 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Значение словосочетания «социальная адаптация»

  • Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: одиночество — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Социальная адаптация личности

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3) сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает оттого, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных российских условиях позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:

• когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

• эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

• практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Читайте так же:  Секреты обольщения как заинтересовать мужа после 10 лет брака

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

Заключение

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причем технологии психокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. М., 1998.

2. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006

3. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2011.

4. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008

Источники


  1. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.

  2. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.

  3. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  4. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
Социальная адаптация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here