Социально-психологическая характеристика

Сегодня мы рассмотрим тему: "Социально-психологическая характеристика" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Социально-психологические особенности личности.

Социально- психологические свойства личности –это те особенности, которые она обнаруживает в контактах с основными общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми, с достижениями человеческой цивилизации.

Основой для выделения социально-психологических свойств служат отношения личности с социальной действительностью.

Мясищев предложил рассматривать социально-психологические качества личности в соответствии с отношением личности к себе, к другим людям, к вещам, к природе и окружающему миру в целом.

Социально-психологические свойства личности подразделаются в соответствии с отношением личности к миру и жизни вообще, целям и перспективам жизни в обществе, к достижениям культуры, интегрированности в общество, социальную группу, отношением к себе, необходимости участвовать в жизни общества, степени реализованности своих возможностей, отношением к другим людям.

I. Отношение к миру и жизни – мировосприятие и миропонимание личности

1)отношение к ценности своей жизни связано с пониманием

2) степень и особенности постижения смысла жизни проявляются в главной ценностной ориентации, составляющей основу жизненной стратегии, которая проходит через всю жизнь человека;

3) оценка собственной жизни: самосознание, Я-концепция, самооценка.

II. Отношение к целям и перспективам жизни в обществе – мотивация достижений в самореализации и самоутверждении (классификация потребностей по А. Маслоу):

1) физиологические (потребность в пище, воде, тепле, отдыхе и т.д.),

2) потребность в безопасности (сохранение жизни, защита от боли, травм, болезней, угроз, риска, неприятных переживаний),

3) в жизнеобеспечении и комфорте (информация, материальный комфорт, труд, досуг),

4) потребность в социальных контактах (общение, принадлежность социальной группе, сообществу), совместной жизнедеятельности,

5) потребность в социальном самоутверждении (достижении определенного социального статуса, уважения и любви других людей),

6) потребность в самовыражении, созидании, творчестве,

7) потребность в самоуважении,

8) духовные потребности

III. Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры – цивилизованность личности(вырабатывается в процессе социализации)

1) социальные установки,

2) моральные, правовые, социальные нормы

3) социальные роли

IY. Отношения с обществом – гражданственность личности (общественная интегрированность).

Гражданственность личности – это свойство, характеризующее личность как члена общества.

Оно проявляется в любви к Родине, народу, уважении к истории народа, его традициям, культуре, чувстве причастности к ним, умении сочетать личные интересы и общественные, чувстве долга.

Y. Отношения с группой – групповая интегрированность личности.

Проявляется в принятии групповых норм, ценностей, целей деятельности, интегрированности в структуру межличностных отношений членов группы.

YI. Отношения с людьми – коммуникативность личности.

Проявляется в таких (+) качествах, как открытость, доброжелательность, демократичность, гуманистичность, эмпатичность, альтруистичность и

(-): конфликтность, замкнутость, враждебность, агрессивность.

Макиавеллизм – склонность в ситуациях взаимодействия с другими людьми манипулировать при помощи малозаметных агрессивных приемов (хитрость, ложь, лесть, подкуп, запугивание, создание тупиковых ситуаций) их поведением в личных целях.

YII. Отношение к необходимости личного участия в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни – социальная активность.

Особенности социальной активности личности характеризуются в социальной психологии при помощи понятиялокус контроля.

Интернальный локус

контроля проявляется в убежденности человека в том, что его успехи и общественное положение зависят от него самого.

Экстернальный локус

контроля проявляется в убеждении человека в том, что все зависит от других, а от него – ничего.

YIII. Уровень фактической реализованности личностью своих психологических возможностей, их развития, обнаруживающегося в личных возможностях и достижении успехов в жизни – самореализованность личности

Самоактуализация –это всегда и самовыражение, и проявление возможностей и индивидуальности.

Самореализация связана с целеустремленностью, самокритичностью, требовательностью к себе и другим, волевыми качествами, отсутствием самоуспокоенности.

IX. Отношение к себе – самосознание, образ Я, самооценка.

Дата добавления: 2015-08-04 ; просмотров: 1788 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Социально-психологическая характеристика личности

Личность, как мы уже отмечали, понятие многообразное. Исследова­тели в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интег­рированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процес­се прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людь­ми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­ния»**. Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии, — отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель сово­купности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»***.

* См.: Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965. с. 19.

** Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 7.

*** Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17

Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические чер­ты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: лич­ность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употребле­нии слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.

Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межлич­ностные*.

* См. подробнее по данной проблеме: Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психоло­гической теории личности. В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверх­ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин­ное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семей­ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и ис­следования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

Читайте так же:  Почему муж не хочет заводить детей

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положе­ние, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собствен­ного достоинства.

Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутрен­ними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

Самосознание — это прежде всего осознание себя в качестве устойчи­вой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою неза­висимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону пси­хической деятельности. Психологическая защита является нормаль­ным, постоянно применяемым психологическим механизмом. »*.

* Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите. Вопросы психологии, 1969, №2, с. 124.

[2]

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непо­средственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.

Основное назначение социальной группы — целенаправленное регу­лирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его обществен­ным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдель­ные свойства личности.

В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, ко­торые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступ­ная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в оди­ночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, под­вергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.

В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная систе­ма — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуля­торов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.

Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая ак­тивность проявляется как способ самоактуализации личности, реали­зации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала*.

* Новик. Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989, с. 87-89.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Социально-психологическая характеристика личности

Каждый человек имеет свою характеристику, которая определяется своими социальными или психологическими качествами. Личность объединяется с другими индивидами в группы, семьи, коллективы, которые также начинают носить социально-психологическую характеристику. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит данное явление на своих страницах.

Что такое социально-психологическая характеристика?

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

Читайте так же:  Послеродовая депрессия

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

  1. Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
  2. Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
  3. Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
  4. Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
  5. Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
  6. Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
  7. Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.

перейти наверх

Социальная характеристика личности

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

Социально-психологическая характеристика группы

Видео (кликните для воспроизведения).

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика ребенка

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Читайте так же:  Гаптофобия - что это такое, и почему возникает страх

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.

перейти наверх

[3]

Каждая система обретает ту социально-психологическую характеристику, которая складывается из всех качеств и особенностей каждого ее члена. Человек сам обладает некой характеристикой, которая в итоге формирует ту систему, в которую он входит как неотъемлемая часть, звено.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность, как мы уже отмечали, понятие многообразное. Исследова­тели в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интег­рированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процес­се прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людь­ми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­ния»**. Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии, — отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель сово­купности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»***.

* См.: Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965. с. 19.

** Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 7.

*** Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17

Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические чер­ты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: лич­ность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употребле­нии слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.

Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межлич­ностные*.

* См. подробнее по данной проблеме: Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психоло­гической теории личности. В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверх­ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин­ное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семей­ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и ис­следования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положе­ние, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собствен­ного достоинства.

Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутрен­ними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

Самосознание — это прежде всего осознание себя в качестве устойчи­вой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою неза­висимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону пси­хической деятельности. Психологическая защита является нормаль­ным, постоянно применяемым психологическим механизмом. »*.

Читайте так же:  Типы темперамента

* Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите. Вопросы психологии, 1969, №2, с. 124.

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непо­средственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.

Основное назначение социальной группы — целенаправленное регу­лирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его обществен­ным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдель­ные свойства личности.

В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, ко­торые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступ­ная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в оди­ночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, под­вергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.

В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная систе­ма — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуля­торов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.

Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая ак­тивность проявляется как способ самоактуализации личности, реали­зации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала*.

* Новик. Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989, с. 87-89.

Социально-психологическая характеристика личности

Основными составляющими личности являются:

1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера – включает в себя различные потребности, мотивы и направленность;

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Люди часто характеризуют отдельного человека на основе определенной совокупности черт. Черты личности – это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков. Можно выделить четыре группы социально значимых черт личности.

1. Первая группа – социально-психологические способности, обеспечивающие как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии:

· социальное воображение – способность понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя в реальные рамки данного периода развития общества, осознавая свои возможности и возможности других людей;

· социальный интеллект – способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере;

· социально-перцептивные способности – особая чувствительность человека к состояниям, настроениям партнеров по общению, в умении проникать в систему их социальных мотивов, прогнозировать их поведение.

2. Вторая группа – качества, возникающие в процессе общения человека с другими людьми и обеспечивающие ему как адаптацию, так и дальнейшее саморазвитие в социальной среде:

· конформность – согласие человека с выдвинутыми данным обществом социальными нормами и правилами поведения, его податливость групповому давлению;

· кооперативность – способность и стремление человека объединять свои усилия с усилиями окружающих для достижения наибольшей эффективности совместной деятельности;

· доверие друг к другу – способность положиться на другого человека при выполнении совместной деятельности.

3. Третья группа – свойства более общего порядка, задающие некоторую социальную направленность личности:

· активность – способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры;

· социальная ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью и поведением человека в обществе с точки зрения выполнения им принятых в данной социальной группе норм и правил;

· тип ведущей социальной мотивации – сознательно или бессознательно выбранный человеком вид детерминации поведения на основе предпочтения или отвержения определенных социальных норм.

Читайте так же:  Как влюбить в себя парня

4. Четвертая группа – индивидуальные свойства человека, накладывающие отпечаток на стиль его общения, особенности социальной позиции:

· склонность к доминированию/подчинению;

· экстраверсия (направленность на окружающих)/интроверсия (на свои внутренние состояния);

Личность человека можно охарактеризовать и пятью основными потенциалами:

· познавательным – определяется, прежде всего, объемом и качеством информации, которой располагает личность, включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;

· морально-нравственным – обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироотношениях;

· творческим – определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

· коммуникативным – оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность;

· эстетическим – обуславливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.

Гендерные роли

Гендер – термин, используемый при обсуждении различий или сходства между мужчинами и женщинами, их социальными ролями и т.п. Данный термин был введен в употребление в поведенческих и социальных науках с целью отличить обозначаемое им понятие от понятия «пол». Такое разделение данных дефиниций подчеркивает то, что анатомия не определяет социальную судьбу человека, поскольку пол задается биологически, а гендер создается культурой и обществом. Например, в соответствии с этой дифференциацией понятий «мужской» и «женский» – разграничение по половому признаку, тогда как «маскулинный» и «фемининный» – характеристики гендерного описания человека. Однако термин «половая роль» в психологической литературе с силу сложившейся традиции часто выступает как синоним «гендерной роли».

Термин «половые роли» имеет огромное множество определений, между которыми часто нет содержательного сходства. На самом общем уровне половые роли можно определить как совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как: а) типично женские или мужские (половые стереотипы); б) желательные для женщин и мужчин (половые нормы). К характеристикам, которые обычно считают охватывающими половые роли человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.

[1]

Полоролевые стереотипы, подобно и другим стереотипам (см. тему 8), играют важную роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом по ряду причин. Во-первых, многие люди ожидают от других, как, впрочем, и от себя, поведения, согласующегося с соответствующим полоролевым стереотипом. Во-вторых, пол часто предопределяет типичные события, с которыми люди сталкиваются в своей жизни. В-третьих, у многих людей половые роли являются важным источником формирования Я-конценции, т.е. представления о себе.

Если половые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как социальных группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам.

В ранних тестах (30 – 50 гг. ХХ в.), позволяющих измерять индивидуальную половую типизацию по признаку маскулинность/фемининность использовался формат принудительного выбора. Отличительная особенность этих тестов состояла в том, что они рассматривали мужественность и женственность как взаимоисключающие полярные качества. Однако в последние годы исследователи все чаще подвергают сомнению этот одномерный подход к пониманию психологической мужественности и женственности. Например, С. Бем высказала предположение о том, что некоторые люди рассматривают себя носителями как мужских, так и женских характеристик. Бем называет таких людей психологически андрогинными (от греч. «андро» – мужчина и «гине» – женщина). Бем подчеркивает, что андрогинный (гермафродитный) тип личности нельзя рассматривать как промежуточный между крайними полюсами маскулинности и фемининности. Андрогинная личность воспринимает себя обладающей как сильно выраженными мужскими, так и сильно выраженными женскими качествами. Эта двухмерная модель показана на рис. 2.

Высокая маскулинность
Низкая фемининность Маскулинный Андрогинный Высокая фемининность
Недифференци-рованный Фемининный
Низкая маскулинность

Рис. 2. Двумерная модель психологической
мужественности и женственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение различий между мужским и женским является универсальным организующим принципом нашей социальной жизни. Будучи детьми, мальчики и девочки вырабатывают различные умения и приобретают различные личностные черты. Становясь взрослыми, мужчины и женщины, как правило, берут на себя исполнение различных, связанных с гендером, ролей, таких, как муж или жена, отец или мать. Культуры могут различаться между собой в отношении специфических признаков, которые позволяют классифицировать мужское и женское, а также степени, с которой в них подчеркиваются гендерные сходства или различия, однако неотъемлемой чертой любой из них становится использование гендерного фактора в структуре социальной жизни.

Источники


  1. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.

  2. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  3. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
Социально-психологическая характеристика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here