Социальные нормы и их нарушение десоциализация и ресоциализация

Сегодня мы рассмотрим тему: "Социальные нормы и их нарушение десоциализация и ресоциализация" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

ТЕРМИНЫ. Социальная сфера. Социализация, десоциализация, ресоциализация.

Социализация.

Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных качеств, умений, навыков, позволяющих ему жить и трудиться в обществе.

Десоциализация.

Десоциализация – (лат приставка de обозначает отсутствие или устранение чего-либо) это утрата человека по каким-либо причинам социального опыта.

Степень десоциализации моет быть разных уровней: от лёгкой дезориентации в определённой ситуации до полной потери связи с социальной средой.

Причин много: длительная болезнь, которая надолго изолировала человека от привычной среды, экстремальные ситуации (например, оказание в концентрационном лагере или по ошибке в психбольнице), иногда на это может повлиять служба в горячих точках, это и психическое заболевание.

Ресоциализация.

Ресоциализация – (лат. приставка re обозначает повторное, возобновляемое действие) это повторная социализация, происходящая на протяжении всей жизни человека. Это усвоение норм, ценностей, правил поведения, которые отличаются от усвоенных им ранее.

Проходит время меняется человек, изменяются его взгляды, ценности, установки. Иногда ресоциализация бывает очень глубокой, при ней индивид полностью меняет образцы своего поведения. Причин здесь много, среди которых – изменение социального окружения и даже болезнь, заставляющая человека по-иному взглянуть на смысл жизни.

Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Примеры.

  • Эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду, постепенно отвыкают от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, приобретают новые.
  • Человек, много лет проведший в места лишения свободы, после окончания срока вынужден вновь возвращаться к тому стилю поведения, который принят уже на «воле», то есть он словно восстанавливает связи, им прерванные ранее.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Десоциализация личности детей и подростков

С каждым годом процесс десоциализации становится явным. Если ранее механизм наблюдался только у лиц, которые имели психические отклонения (что является взаимосвязанным и естественным), то на сегодняшний день даже здоровая личность может деградировать. Примеры часто отмечаются среди детей и подростков, которые более подвержены асоциальному поведению. В чем же причины данного явления?

Под десоциализацией понимается деградация личности, которая возвращается к доличностным формам или асоциальному поведению. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает тенденцию развития десоциализации в том, что у человека имеются объективные и субъективные причины:

  1. К объективным причинам можно отнести серьезные заболевания, психические отклонения, невозможность выходить в социум и адаптироваться к нему.
  2. К субъективным причинам относятся часто протестантский характер, когда человек идет против общественных норм и моральных ценностей социума.

Стоит ли говорить о том, что десоциализированная личность не принимается обществом и даже вынуждена изолироваться от него? Конечно, даже у «белой вороны» найдутся соратники. На сегодняшний день распространенными стали различные секты и группировки лиц по интересам, которые ведут асоциальный образ жизни. Человек не остается один в своей беде. Однако это не помогает ему достичь процветания.

Что такое десоциализация?

Вернемся к рассмотрению понятия. Что такое десоциализация? Дословно она переводится как отсутствие, утрата социализации. Человек по определенным причинам утрачивает социальные навыки и общественный опыт, что впоследствии отражается в его деятельности и проявлении потенциала.

Десоциализация противоположна социализации, когда человек утрачивает моральные и общественные ценности, рамки, роли, образ жизни и пр. Такая личность постепенно отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала. Теперь она может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она, либо полностью изолироваться.

Десоциализация может происходить как добровольно, так и не по воле человека. К недобровольным причинам можно отнести психические заболевания, длительные болезни организма, арест и пр. К добровольным причинам, когда человек сам принимает решение десоциализироваться, относятся отпуск, изоляция, потеря интересов и пр.

Различают различные уровни десоциализации, от самой легкой, когда человек дезориентируется в социальной ситуации, до тяжелой, когда индивид полностью теряет связь с социальной средой. При тяжелой форме десоциализации речь уже не может идти о возврате социальных навыков, ролей, норм и ценностей.

Причинами тяжелой десоциализации могут стать особые условия, в которые попал человек:

  • Прохождение военной службы.
  • Попадание в тюрьму, колонии или концентрационные лагеря.
  • Попадание в психоневрологические интернаты или психиатрическую больницу.

перейти наверх

Десоциализация личности

Десоциализация личности – это обратный процесс социализации, при котором ранее социализированный человек теряет свои навыки и способности. Это социализация, но только в обратном направлении. Здесь выделяют такие уровни:

  1. Первичная десоциализация, которая происходит в малых группах. Взаимоотношения разрушаются с родителями, друзьями, родственниками и т. д.
  2. Вторичная десоциализация, которая осуществляется на уровне государственных учреждений, администрации, начальства. Здесь человек не способен справиться с социальными проблемами.

Десоциализацию личности можно выявить по таким признакам:

  • Отстранение от прежних норм, правил поведения, ценностей.
  • Отстранение от группы лиц или всего социума, отказ от выполнения социальных ролей.


Десоциализация может произойти как в молодом возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит во взрослом возрасте, то зачастую индивид разрывает социальные отношения с некоторыми группами лиц, а остальные остаются сохраненными.

Тяжелая форма десоциализации развивается в экстремальных условиях, когда индивид под внешним давлением и прессингом теряет моральные устои и социально приемлемые нормы поведения. Это происходит в ситуациях, в которых человек вынужден находиться: тюрьмы, лагеря, больницы и пр.

В процессе всей жизни человек вынужден постоянно обучаться и меняться. По мере своего роста и взросления он меняет одни роли на другие, отказывается от прежних привычек, заменяя их другими, изучает новые нормы и ценности, чтобы отказаться от прежних. Это позволяет развиваться, прогрессировать, получать новый опыт и знания. Данный процесс называется ресоциализация.

Читайте так же:  Невыявленная депрессия влияет на снижение работоспособности

Человек в процессе жизни может либо десоциализироваться, либо ресоциализироваться. Ресоциализация проявляется, когда человек изучает, познает, меняет старое на новое. Десоциализация возникает, когда человек отказывается от нового и даже приобретенного старого ради возвращения к чему-то первоначальному.

Ресоциализация и десоциализация бывают интенсивными и поверхностными, глубокими и соответствующими жизненным циклам индивида.

Причины десоциализации

Рассматривая причины десоциализации, следует понимать, что у каждого человека имеется своя история. Социализация формируется в процессе жизни человека, который посещает специальные учреждения, направленные на становление будущих членов общества. Так, дети ходят в детские сады и школы, а подростки – в школы и высшие учебные заведения. Здесь они не только получают знания, но и приобретают социальный опыт, с которым потом выходят во взрослый мир.

Однако на каждом этапе могут возникнуть сложности. Главными причинами детской и подростковой десоциализации являются неполная социализация и стрессы. Ребенок больше подвержен стрессу, нежели взрослый человек, его психика еще нестабильна. Вот почему в процессе социализации может возникнуть обратный процесс – десоциализация.

Может наблюдаться у человека любого возраста частичная десоциализация, которая является следствием длительной болезни, отпуска, изоляции или ухода из прежнего коллектива. Человек теряет связь с социумом по различным причинам. В итоге он утрачивает навыки, которыми ранее обладал. Однако данный процесс обратим, если человек вернется в социум и восстановит свои умения и знания.

Еще одной причиной десоциализации могут быть различные «вредные» привычки в виде:

  • Сидения в социальных сетях.
  • Просмотра телевизионных передач.
  • Долгого пребывания в виртуальном мире.

Реальная жизнь подменяется виртуальной, несуществующей. Поскольку человек длительное время находится в данных сферах, он теряет адекватные социальные навыки, становясь дезадаптированным к социуму. Данный процесс также обратим, если человек решит изменить свой образ жизни.

Причинами десоциализации детей являются неблагоприятные условия для развития и неправильное воспитание в семье. Если родители, к примеру, постоянно ограждают ребенка от проблем, создают тепличные условия, то они лишают свое чадо возможности изучить мир и научиться с ним взаимодействовать. Впоследствии ребенок не сможет выполнять элементарные действия и решать легкие проблемы.

Еще немаловажной причиной десоциализации детей и подростков является личный пример тех людей, на которых они стараются быть похожими. К примеру, если родители сами являются асоциальными, то их чада возьмут с них образцы для подражания.

В подростковом возрасте десоциализация является следствием попадания ребенка в определенную субкультуру, где пропагандируются различные асоциальные нормы поведения. Происходит это за счет ограждения от институтов, которые внедряют социальные нормы и рамки, и присоединения к группам, где пропагандируется асоциальное поведение. Это можно назвать формой социализации, но только в асоциальных направлениях.

Даже взрослый человек может встать на путь десоциализации. Факторами, способствующими данному процессу, могут быть:

  1. Смерть близких.
  2. Различные аддикции.
  3. Потеря работы.
  4. Наличие личностных расстройств или психических заболеваний.
  5. Участие в военных действиях.
  6. Попадание в тюрьму, концлагерь и т. д.

Прочими причинами десоциализации являются:

  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
  • Бегство от реальных проблем, с которыми человек не может справиться, от социального давления.

перейти наверх

Десоциализация детей и подростков

Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.

На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:

  1. Наркомании.
  2. Раннему материнству.
  3. Алкоголизму.
  4. Ранним половым беспорядочным связям.
  5. Внебрачным детям.
  6. Преступности.
  7. Насилию в семье и т. д.

Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.

Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:

  • Педагогически некомпетентные.
  • Аморальные.
  • Конфликтные.
  • Асоциальные.

Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.

[1]

Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):

  1. Воровство.
  2. Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
  3. Агрессивность.
  4. Половая активность.
  5. Лень.
  6. Утрата интереса к обучению и труду.
  7. Потеря ценностей, морали и нравственности.
  8. Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
  9. Наличие вредных привычек.

перейти наверх

Примеры десоциализации

Простым словом десоциализацию называют деградацией. Примеров такой деградации существует большое количество:

  • Употребление наркотиков или алкоголя, когда человек ни о чем более не думает, как о новой дозе.
  • Уход в монастырь. Данная форма кажется духовной. Однако такой добровольный отказ от социальной жизни часто связан с неспособностью индивида справляться с жизненными проблемами.
  • Употребление нецензурных слов, оскуднение словарного запаса. По большому счету человек не использует в своей речи более 100 слов, большая часть из которых включает нецензурную лексику.
  • Неспособность человека трудиться. Такой индивид постоянно ищет работу, а когда находит, то не может ею заниматься. Отсутствие трудовых навыков и адаптации приводит к десоциализации.
  • Преступление. Это является формой десоциализации, когда индивид идет против правил общества.
  • Проституция. Также является формой десоциализации, где главной остается половая жизнь.
  • Уход в религию, секту, определенную группировку. Распространенной формой поведения конкретной группировки является антисоциальная, которая борется против привычных правил общества.

перейти наверх

Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.

Читайте так же:  Как научиться правильно общаться с мужчинами

Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.

Десоциализация и ресоциализация

Как уже отмечалось, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии названия десоциализация и ресоциализация.

Этап отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации.

Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного

образа жизни. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди теряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях нормы и табу.

В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

Если десоциализация выступает как результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.

В случае вынужденной десоциализации ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий: потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество). Попрошайки, алкоголики, бомжи – все это продукт десоциализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).

Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения. Ярким примером десоциализации является совершение преступления, под которым понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.

Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • 1) изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
  • 2) постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
  • 3) утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);
  • 4) переименование, замена старого имени на «номер», и получение статуса («солдат», «заключенный», «больной»);
  • 5) замена старой обстановки на новую, обезличенную;
  • 6) отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • 7) утрата свободы действий.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать, поскольку то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания.

При глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культурный код и создать личность заново.

При поверхностной десоциализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остаются незатронутыми. После поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются.

При тюремной десоциализации человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией (отвыканием от жизни в нормальном обществе), а нс с ресоциализацией (восстановлением навыков жизни в нормальном обществе), служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения.

Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

Читайте так же:  Как забыть любимого человека советы психолога и практические рекомендации

Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным.

Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека).

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений [11], можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т. п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Читайте так же:  Депрессия и стресс

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» [4] (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым [8] (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Литература

1. Агеев B.C., Солодникова И.В. Эффект внутригруппового фаворитизма в лабораторных и естественных условиях // Вестник Московского университета. Сер. Психология. — 1984. -№ 4.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

4. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. — М., 1977.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1990.

6. Гурееич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.

7. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1974.

9. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967.

10. Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 1.

11. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3.

12. Немов Р.С. Психология. — М., 1990.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.

14. Поршнев Б.Ф. О начале исторической истории. — М., 1974.

15. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. — М., 1992.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

SocioEra.ru

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Десоциализация и ресоциализация

Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация), англ. desocialization, нем. Desozia-Itsatton) — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума.

Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.[5] Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название: отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Психологическая библиотека

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача
М., 2001.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

§ 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений [11], можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Читайте так же:  Как не думать о плохом

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т. п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

[3]

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» [4] (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым [8] (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Литература

1. Агеев B.C., Солодникова И.В. Эффект внутригруппового фаворитизма в лабораторных и естественных условиях // Вестник Московского университета. Сер. Психология. — 1984. -№ 4.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

4. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. — М., 1977.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1990.

6. Гурееич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.

7. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1974.

9. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967.

10. Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 1.

11. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3.

12. Немов Р.С. Психология. — М., 1990.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.

14. Поршнев Б.Ф. О начале исторической истории. — М., 1974.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

15. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. — М., 1992.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

[2]

Источники


  1. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.

  2. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.

  3. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.
Социальные нормы и их нарушение десоциализация и ресоциализация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here