Советы и рекомендации психолога что делать родителям гиперактивного ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Советы и рекомендации психолога что делать родителям гиперактивного ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Гиперактивный ребёнок: советы психолога


Почему нельзя целовать ребенка в губы, ходить перед ним в обнаженном виде и выгонять папу в другую комнату, если ребенок захотел спать в вашей кровати?

Взрослым нелегко понять поведение детей, потому что вспомнить собственные детские переживания нам зачастую не представляется возможным.

Случается, что родители замечают перемены в поведении ребенка, такие как: неусидчивость, излишняя подвижность, эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, игнорирование правил и норм поведения, проблемы со сном, сложность сосредоточить внимание на какой-либо деятельности и т.п.

Если вы заметили у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не стоит сразу паниковать и самостоятельно диагностировать «гиперактивность». Почему?

Гиперактивность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это сложная совокупность 5-7 симптомов, представленных в разных ситуациях и обстановках. При этом данные симптомы подсчитывают отдельно для «невнимательности» и «гиперактивности». Процесс диагностики достаточно сложный и требует навыков опытного специалиста.

СДВГ принято считать детской болезнью, которая с возрастом проходит. Это так, но не в 100% случаев.

Выдающийся отечественный психолог, основатель отечественной нейропсихологии, Александр Романович Лурия, писал: «Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит в том, что он объединяет в себе и психическую и соматическую стороны болезни».

Сразу хочу отметить, что склонен называть таких детей не «гиперактивными», а «перевозбужденными». Объясню почему: «ребенок – всегда симптом родителей», то есть он буквально выражает то, что чувствуют, переживают его родители, а особенно его мать.

Нередко, родители приводят перевозбужденного ребенка (даже если ему уже 12 лет) и рассказывают о том, что в ребенка «словно вселился кто-то», что ребенок стал «неуправляемым», «капризным, каких мало». Также выясняется, что они уже ходили к врачу за рецептом успокоительного средства (весьма сомнительное и поспешное решение, на мой взгляд).

Однако когда родителям задаешь вопрос: «Каковы возможные причины такого поведения у ребенка?» они почти никогда не говорят:«Мы». Как правило, они отвечают: «Не знаем. Он словно взбесился».

Это наводит на мысль, что родители воспринимают ребенка до 3-4 лет как некое автономное, несмышленое создание, подобное растению, которое «главное, не забывать поливать». Подобные убеждения крайне ошибочны.

Ребенок – чрезвычайно чувствителен и восприимчив. В своем поведении он часто выражает чувства и переживания родителей, даже если они хорошо скрываются. Все люди бессознательно хорошо чувствуют друг друга и окружающий мир, а дети в этом смысле – настоящие специалисты.

Важно знать: Ребенок в силу своего нарциссизма склонен полагать, что всё происходящее в семье происходит из-за него – будь то позитивные моменты или негативные.

При беседе с родителями выясняются также подробности семейного быта. За годы работы я заметил некоторые специфические особенности, характерные для таких семей.

Распространенные причины гиперактивности ребенка

1. Мать ребенка излишне тревожна.

Тревога матери никогда не остается незамеченной ребенком. Тревожная мать, часто сама того не замечая, совершает резкие телодвижения, суетлива, в её голосе и интонациях слышатся тревожные нотки. О самых простых вещах такая мать говорит с надрывом в голосе. Все это легко замечает ребенок, но не может осознать с точки зрения взрослого человека, а воспринимает происходящее сквозь собственную субъективность.

Что делать? Такой матери следует обратиться к специалисту и проработать причины своей тревоги.

2. Родители ссорятся при ребенке, излишне напряжены или общаются слишком эмоционально.

Ссору родителей или эмоциональное обсуждение новостей маленький ребенок воспринимает буквально, как крики и возбуждение. Он тоже начинает чувствовать напряжение.

Что делать? По возможности избегать подобного поведения при ребенке, а имеющиеся разногласия обсудить со специалистом.

3. Чрезмерный контроль, постоянное вмешательство и оценка действий ребенка.

Представьте, что рядом с вами круглые сутки стоит человек, наблюдающий за вами и оценивающий каждое ваше действие. Вряд ли вам это понравится.

Что делать? Обеспечить ребенку свободу и умеренный контроль.

Инцестуозное поведение родителей – как причина перевозбуждения ребенка

Инцестуозность – это инцест, непреходящий в действие. По сути это постоянная прелюдия к половому акту. «Инцест – это игра, в которую играют всей семьей» зачастую бессознательно.

«Трудные дети» нередко являются следствием инцестуозности, царящей в семье.


1. Родители целуют ребенка в губы, трогают, гладят и т.д.

Любое прикосновение никогда не проходит бесследно для мозга человека в любом возрасте. Мозг всегда реагирует на них и преобразует в эмоции. Если не верите, то попросите кого-нибудь дотронуться до вас или поцеловать. Наверняка вы что-то почувствуете.

Губы – это первая эрогенная зона человека с раннего возраста. Стимуляция эрогенных зон возбуждает, это не секрет. И здесь очень важен посыл, который сопровождает поцелуй. Поцеловать и погладить своего ребенка можно по разным местам, но с разными эмоциями. Подавляющее большинство поцелуев в губы несут в себе эротический заряд, выходящий за рамки отношений мать-ребенок.

Что делать? Не целовать ребенка в губы. Целовать ребенка, например, в лоб или макушку. А поцелуи в губы и соблазнительные прикосновения лучше оставить для жены/мужа.

2. Обнаженный и полуобнаженный вид одного или двух родителей в присутствие ребенка.

Чем старше ребенок, тем сильнее он это воспринимает через призму сексуальности, а в силу инцестуозной природы эти переживания травматичны и вытесняются в бессознательную часть психики, продолжая при этом оказывать воздействие на Я ребенка.

Что делать? Не ходить в таком виде перед ребенком.

3. Комплименты в адрес внешности ребенка старше 6-7 лет.

В силу трансформации восприятия родителей и развивающегося у ребенка нарциссизма, с определенного возраста лучше говорить меньше комплиментов в адрес внешности ребенка, и больше – по поводу его интеллектуальных способностей.

4. Настойчивое желание помыть ребенка, уделяя излишнее внимание гениталиям.

Некоторые родители очень увлекаются, помогая своему ребенку мыться. И концентрируют много внимания на гениталиях. Часто эти ритуалы продолжаются до подросткового возраста, а то и всю жизнь.

Что делать? Научить ребенка с самого детства делать это самостоятельно. В том возрасте, когда ребенок не может делать это самостоятельно, следует его мыть и, в частности, подмывать без чрезмерного усердия.

5. Подозрительно долгое кормление грудью (более 1,5 лет).

Долгое кормление грудью, выходящее за рамки потребностей ребенка (когда он уже может принимать взрослую пищу) говорит о некоей другой выгоде. Например, об удовольствии от самого процесса.

[3]

В особенности, если молока уже нет, а мать не отнимает ребенка от груди, то возникает вопрос: «А кто в эти моменты получает больше удовольствия? Мать или ребенок?» В этом случае происходит «обмен возбуждением», которое, в свою очередь, со временем накапливается.

Читайте так же:  Что делать с человеком, который постоянно врет

Что делать? Прекращать кормление грудью в возрасте от года до полутора лет, не навязывать ребенку свои желания и не поддаваться на милейшие манипуляции со стороны ребенка.

6. Совокупление и прелюдия к сексу при ребенке.

Этого не стоит делать уже с младенческого возраста ребенка. Ошибочно думать, что «ребенок ничего не понимает, он же маленький». Ребенок не видит, но чувствует ваше возбуждение.

В возрасте от года, когда ребенок уже может наблюдать за действиями взрослых, он видит, как родители совершают резкие движения и издают определенные звуки. Ребенок не понимает происходящего, так как он еще не знает, что такое половой акт, но может воспринимать это как метафорично назвал коитус Шекспир: «двуспинное чудовище».

Стоит ли говорить, если ребенку уже 10 лет? Кто-то спросит: «А как быть, если у нас однушка?». Увы, на этот вопрос я не могу ответить.

Что делать? Перестать практиковать соитие при ребенке.

[2]

7. Укладывание ребенка в родительскую постель или одобрение ребенка, когда он сам приходит.

Стоит приложить усилие и отказать себе и ребенку в удовольствии провести ночь вместе. Особенно систематически. Особенно в обнаженном виде. Особенно обнимаясь в обнаженном виде. Особенно, если ребенок уже взрослый.

И не стоит прогонять мужа в другую комнату, когда сын или дочь приходит в родительскую постель. Всегда особая история, если это мать и дочь. Но об этом в другой раз.

На бессознательном уровне инцестуозность работает как постоянное соблазнение ребенка родителем, чтобы удержать его при себе. Ребенок тоже соблазняет мать, потому что ему это необходимо для выживания. Но делает это инстинктивно, а мать, будучи взрослой, должна думать и не злоупотреблять этим.

На сознательном уровне подобный эротизм со стороны матери может выражаться в словах: «А что такого? Что я там не видела?» «Покажи, цела ли девственная плева?» «Посмотри, какая у тебя мама красивая» «Только скажи, что маму не любишь – сразу обижусь» и т.п.

Как это сказывается на ребенке? До периода полового созревания все эти жесты воспринимаются ребенком как должное, ведь он не может знать, как происходит в других семьях. Однако когда ребёнок достигает возраста полового созревания, 10-12 лет, все вытесненные переживания предыдущих лет проходят через призму сексуальности.

Кстати, именно в возрасте 10-12 лет начинают диагностировать СДВГ, шизофрению и другие психические расстройства. Однако перевозбужденный ребенок может быть и с раннего детства. Зачастую это бывает в семье, где ребенок, словно мамин пенис, который она постоянно трогает.

Попробуйте представить, что вас дергают с рождения и до 12 лет. Вы потом захотите мужчину? Чтобы он вас трогал, любил? Подобная инцестуозность, граничащая с инцестом, является также и причиной сексуальных расстройств у ребенка, когда он повзрослеет.

Советы и рекомендации психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

Рекомендации родителям по гиперактивным детям

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях ; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Из перечисленных выше признаков невнимательности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  • Часто бывает болтливым.
  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Из перечисленных выше признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник , кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома .
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила .
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели ». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания , но чувствительны к малейшей похвале . Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

3. Поручите ему часть домашних дел , которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

5 . Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя . Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

Читайте так же:  Энергетические вампиры

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. Попытайтесь объяснить, почему что-то вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня . Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

9. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени , чтобы он мог его завершить.

10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять ( дайте небольшой перерыв , после чего ребенок снова сможет работать).

12. Оберегайте ребенка от переутомления , поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

[1]

15. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию . Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

16. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию . Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также , если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость.

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель». Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово. Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Читайте так же:  Самореализация личности

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать — несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

  1. Отвлечь ребенка от капризов.
  2. Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  4. Задать неожиданный вопрос.
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  7. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  12. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка, как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как учится и т. д.

Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, то, кроме домашней, разработана школьная программа психологической коррекции. Она помогает ребенку влиться в коллектив, более успешно учиться, а также дает возможность учителям нормализовать отношения с «трудным» учеником.

Прежде всего учитель должен иметь всю информацию о природе и причинах СДВГ, понимать, как ведут себя дети при таком заболевании, знать, что они часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации и т.д., а значит, требуют особого, индивидуального подхода. Такой ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, то есть сидеть в центре класса, напротив доски. И в случаях любых затруднений иметь возможность сразу же обратиться за помощью к учителю.

Занятия для него должны строиться по четко распланированному распорядку. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание, а если предстоит выполнить большое задание, то оно разбивается на части, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, вносит коррективы.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось три минуты».

Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, — дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения. Случается, перепробуют учителя, казалось бы, сто вариантов, а ребенок по-прежнему остается «трудным». Значит, надо искать сто первый вариант.

Вот один из примеров

Гиперактивный мальчик замучил учителей. Собрались они на педсовете и стали думать, что делать. И тут на помощь пришла учительница музыки. Она отметила, что у мальчика абсолютный слух и очень редкий для такого возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то почувствовал, что у него что-то получается хорошо. Родители, которые привыкли, что сына, где бы он ни появился, только ругают, тоже воспряли духом. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Мальчик «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось и соответственно улучшилось поведение.

Немало проблем возникает у педагогов с появлением гиперактивного ребенка в детском саду. Здесь, как и в школе, многое зависит от поведения взрослых, стратегии и тактики, выработанной воспитателями.

Читайте так же:  Стадии конфликта

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик. ». Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду. Но если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: «Ты спи, а я проконтролирую», а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

Игры для детей с СДВГ

​​​​​​​В статье дано несколько вариантов игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду. См. →

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

Что такое гиперактивный ребенок и как ему помочь?

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Подробнее о проблеме

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как помочь гиперактивному ребенку? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.

Читайте так же:  Как отучить ребенка в 3 года и старше какать в штаны

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Источники


  1. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.

  2. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. — М.: Юрайт, 2016. — 210 c.

  3. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.
  4. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.
Советы и рекомендации психолога что делать родителям гиперактивного ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here