Сознание и деятельность — как они связаны примеры регулирования поведения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Сознание и деятельность — как они связаны примеры регулирования поведения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Лекция 7. Деятельность и сознание личности

Психика человека коренным образом отличается от психики даже наиболее высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что же касается тех моментов отражения, которые свойственны и человеку и животному, то они у человека, составляя единство с сознанием, по существу носят подчиненный характер. Даже рефлекторный акт у человека иногда может выступить в качестве способа и своеобразного механизма осуществления сознательного действия. У животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного действия и «обслуживать» его.

Сознание – это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности; оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс отражения объективной действительности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем подчеркнуть, что это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сознание представляет собой единство всех форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свойства человека – это формы проявления его сознания.

Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное.

Один из основополагающих принципов отечественной психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру [173]. Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей [418].

Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов и модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, и если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.

Очевидно, что без участия памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата будущего поведения. Сам факт введения в память информации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимости (иначе оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой информации неизбежно приводит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее сходных фактов, то есть к перестройке последней. Таким образом, воздействие памяти на сознание — активно, ибо такая перестройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Сознание и деятельность — как они связаны: примеры регулирования поведения

Поведение — это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредо­ванное их внешней двигательной и внутренней психической ак­тивностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность — приспосабли­вать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организ­ма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные зада­чи, связанные с преобразованием не только предметного матери­ального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.

[2]

Поведение — это система сложных актов, регулируемых на раз­личных уровнях. В.А.Лисичкин, Л.А.Шелепин, Б. В. Боев выде­ляют биохимический, биофизический, информационный, психо­логический уровни регуляции.

Читайте так же:  Секреты обольщения как заинтересовать мужа после 10 лет брака

В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим ор­ганизмом. К ним относят электрические, магнитные, электромаг­нитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждает­ся проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориен­тации птиц при перелетах, акустические — в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические коле­бания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие α-волн, носящих ритмический характер с час­тотой 9-10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления раз­личных раздражителей. Эти факты широко используются в меди­цине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диаг­ностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспали­тельные заболевания, определять месторасположение, где проте­кает патологический процесс.

Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики явля­ется способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребно­сти непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движе­ние, паук — на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, пси­хика в своей эволюции проходит ряд стадий:

-стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;

— стадию перцептивной психики (перцепция — это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда от­носятся, например, млекопитающие); основной формой приспо­собительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;

— стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникнове­нием и функционированием интеллекта со способностью к обоб­щению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приго­товления и фаза достижения, удовлетворения потребности);

— стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приоб­ретает форму деятельности.

Основу сознания составляют не только и не столько безуслов­ные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуля­ции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способ­ностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на без­условные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, ве­роятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.

Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, кото­рые выступают в роли системообразующего фактора самого по­ведения. Поскольку человек — это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.

Активность и реактивность прежде всего выступают как психо­динамические характеристики поведения человека, т.е. характе­ристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реак­тивность здесь выполняет в основном приспособительную, адап­тивную функцию; активность направлена на приспособление си­туации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует от­метить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зави­сят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.

Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики по­ведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность — ее преоб­разовывать.

Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может про­являться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими сло­вами, поведение человека как личности определяется многими фак­торами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, миро­воззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношени­ем к этому окружающих.

Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окру­жающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые но­сят активный, сознательный, целенаправленный характер и связа­ны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и пра­вилами. Все это дает человеку возможность быть существом ду­ховным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адап­тироваться и адаптировать.

«Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в системе «общество — природа», специфическую роль человека в системах различного ранга.

Экология , социальная экология и правовая экология. Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos — дом, жилище и logos — наука, знание) был предложен в 1866 г.

У них общая цель — обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии.Экология, социальная экология и правовая экология.

Экология , здравоохранение, социальное обеспечение. В связи с резким обострением проблемы охраны окружающей среды, поставившим под угрозу само существование человека.

4. Конституционные основы экологического права. При анализе Конституции России как источника права можно выделить двеЭкология, социальная экология и правовая экология.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Глава 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. Экология, социальная экология и правовая экология.

Среди различных направлений этой области знания ближе всего к экологической психологии стоят экология человека и социальная экология.

Социально -экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического ростаЭкология, социальная экология и правовая экология.

1998. Такого рода заявления по существу противоречат положениям экологического права.Экология, социальная экология и правовая экология.

М., 1988; Вайнер Д. Экология в Советской России.5) своевременное разрешение социальноэкологических конфликтов, возникающих в процессе осуществления различных видов.

Сознание и деятельность — как они связаны: примеры регулирования поведения

Все жизненные достижения и неудачи человека являются результатом его деятельности.

Целенаправленное поведение формируется при помощи сознания.

О том, как проникнуть в подсознание и общаться с ним, читайте здесь.

Сознательное регулирование поведения

Человек способен сознательно управлять своим поведением, деятельностью.

Читайте так же:  Виды и функции воссоздающего воображения

Подобные способности объясняются наличием воли, которая является одним из компонентов структуры сознания.

Это умение преодолевать внутренние, внешние трудности при достижении определенных целей. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с множеством трудностей и преград.

К внешним можно отнести целенаправленные действия других людей, общественные стереотипы, неблагоприятные социальные условия и т.д. Внутренние преграды выражаются в негативных установках, страхах, сомнениях самого индивида.

Регулирование поведения проявляется на разных уровнях. Наиболее простые приемы заключаются в элементарных явлениях — моргание, глотание, чихание и т.д.

На более сложном уровне совершаются целенаправленные поступки, состоящие из промежуточных этапов в виде более простых действий.

Например, для сдачи экзамена нужно заставлять себя несколько дней подряд вставать рано утром, искать нужную информацию, учить ее и т.д. Для достижения этой цели требуется выполнение целого комплекса действий.

В основе сознательного управления своим поведением лежит не только воля, но и мышление.

Большое количество поступков могут совершаться путем волевого воздействия на свое поведение, но без применения мыслительного процесса.

То есть человек осознает то, что он делает, но не может четко определить цель своей деятельности.

В этом случае проявляются воля, эмоции, но нет мышления.

Подобное поведение часто наблюдается в стрессовых ситуациях, когда в состоянии аффекта у индивида сильно снижается степень контроля над своим поведением.

Если волевые усилия направлены на достижение осмысленных целей, в которых человек заинтересован, то можно говорить о сознательном регулировании поведения.

Проявление мышления заключается не только в определении цели, но и в выборе путей, способов для ее достижения. При этом эмоциональная окраска также присутствует.

Люди никогда не стремятся достигнуть того, что не вызывает у них определенного эмоционального отклика. Безразличные человеку предмет или явление никогда не станут для него желанной целью.

Структура сознательной деятельности

Сознательная деятельность включает ряд следующих компонентов, без которых она не могла бы существовать:

    Познание. Человека отличает способность к познанию окружающего мира, к постоянному развитию новых умений и навыков. Именно благодаря познавательной деятельности и становится возможным осознанное существование человека в мире. Способность к познавательной активности проявляется уже с первых дней появления ребенка на свет. Он воспринимает мимику и эмоциональные реакции родителей, постепенно учиться способам взаимодействия с окружающими людьми, овладевает навыками. По мере социализации индивида происходит постоянное усвоение информации в семье, в учебных заведениях, на работе, в многочисленных социальных группах.

Процесс познания не прекращается ни на минуту и продолжается до самого конца жизни.

Внимание. Умение концентрироваться на интересующем объекте или явлении позволяет индивиду получать необходимую информацию, фиксировать ее. Уровень внимания зависит от индивидуальных природных способностей, самодисциплины, возраста, эмоционального состояния, воздействия внешних факторов. Внимание может основываться на чувственных (сенсорных) ощущениях, на интеллектуальных усилиях.

По способу возникновения оно может быть как непроизвольным (пассивным), так и произвольным (активным). Именно произвольное внимание играет основную роль в целенаправленной деятельности. Он является продуктов волевого усилия — сознательного стремления сконцентрироваться на требуемом объекте или явлении для получения необходимой информации.
  • Память. Принятая во внимание информация усваивается нами и применяется в дальнейшем по назначению благодаря памяти. Причем процесс запоминания может быть как целенаправленным, так и произвольным. Какую-то информацию индивид специально стремиться запомнить, а какие-то сведения откладываются в памяти самостоятельно и могут храниться в ней всю жизнь. Обычно самыми запоминающимися являются яркие, значимые события.
  • Эмоции. Сознание неотделимо от эмоциональных состояний и переживаний. Любой человек может изменять свое поведение под влиянием радости, грусти, гнева, ужаса, отчаянья и т.д.
  • Степень влияния эмоционального состояния на сознательную деятельность напрямую зависит от волевых и интеллектуальных способностей индивида.

    [3]

    Люди с сильной волей и высоким уровнем интеллекта в большей степени способны управлять своими эмоциями даже в критических ситуациях.

  • Воля. Осмысленное устремление к цели, которое позволяет достичь поставленных задач и получить желаемые результаты. Определенные волевые способности даются человеку по фату рождения, но при желании их можно развивать и совершенствовать. Проявлениями воли являются смелость, решительность, самодисциплина, вера в себя, мужество. Под зрелой волевой личностью понимается человек, обладающий данными способностями одновременно с высоким уровнем интеллекта. В противном случае сильная воля может привести к развитию бессмысленного упрямства, стремлению к манипулированию и управлению другими людьми.
  • Самосознание. Наиболее важный компонент, являющийся основой всей структуры. Это осознание человеком своего тела, своих чувств и эмоций, жизненных установок и принципов, отношения к окружающей действительности.
  • Понимание своего внутреннего мира имеет ключевое значение в построении всей сознательной деятельности человека.

    При высоком уровне развития самосознания индивид демонстрирует полное соответствие внутренних установок условиям окружающей действительности, умение работать над собой и самосовершенствоваться, эффективно интегрироваться в любые социальные группы, четко осознавать свое «Я» и защищать его от негативного внешнего воздействия.

    к содержанию ↑

    Примером сознательной деятельности является любое целенаправленное поведение, основанное на эмоциональной заинтересованности в достижении цели и применении воли.

    • поступление в ВУЗ для получения диплома по желаемой специальности.
    • систематические походы в спортзал для улучшения своей физической формы;
    • посещение собеседований с целью трудоустройства на желаемую работу;
    • соблюдение диеты с целью снижения веса до желаемых показателей;
    • прохождение курсов повышения квалификации для получения повышения по карьерной лестнице;
    • ухаживания за девушкой с целью вступления с ней в отношения и т.д.

    к содержанию ↑

    Кто впервые сформулировал принцип единства?

    С.Л. Рубинштейн был первым ученым, сформулировавшим данный принцип.

    Он пришел к выводу, что деятельность и сознание не являются разносторонне направленными аспектами. Напротив, они образуют единое целое.

    Сформулированный принцип сразу же приобрел значительное методологическое значение, поскольку появилась возможность опытным путем через деятельность людей изучать закономерности функционирования их сознания.

    Деятельность с этой точки зрения рассматривается как результатом определенных психических процессов, свойственных индивидам.

    До формулирования данного принципа единства двух важных аспектов существовало их четкое разделение.

    Деятельность считалась исключительно внешним проявлением, а сознание — внутренним психическим явлением.

    В действительности же психика имеет не только внутренние проявления, но и отдельные внешние аспекты, а деятельность не характеризуется только внешней стороной.

    В чем суть?

    Деятельность рассматривается не только как проявление человеком реакции на различные внешние раздражители. Она во многом складывается под влиянием существующих у личности установок, правил, критериев оценки реальности и т.д.

    Если бы деятельность существовала отдельного от сознания, то все представители общества демонстрировали бы один и тот же тип реакций на различные события. Поведение людей в определенных схожих условиях было бы полностью идентичным.

    Читайте так же:  Каких ошибок в отношениях между мужчиной и женщиной можно избежать

    Но происходит все иначе. Одни и те же внешние раздражители вызывают у разных членов общества собственную реакцию.

    Это вызвано тем, что на сознательном уровне каждый воспринимает внешние сигналы по-своему и в дальнейшем строит поведение сообразно своим принципам, установкам, накопленному опыту и знаниям.

    Например, весь класс получает задание на каникулы — прочитать список литературных произведений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Одни дети прочитают все, что требуется, другие выполнят задание выборочно, а третьи полностью проигнорируют требование учителя.

    Внешняя установка на осуществление деятельности была у всех одинаковой, но каждый ученик воспринял эту установку на своем сознательном уровне.

    Также и сознание не является лишь продуктом индивидуального развития индивида.

    Большая часть мыслительных процессов человека формируются под влиянием информации, которую он получает именно в процессе своей деятельности.

    Находясь в семье, усваивая нормы воспитания, получая образование, занимаясь профессиональной активностью, все мы получаем опыт, который становится основой для формирования сознания.

    Без полноценной социальной активности человек не смог бы достичь даже самого минимального уровня развития сознания.

    Если индивида с рождения поместить в дикую среду с полным отсутствием возможности получения необходимых навыков социального поведения, осознанность мышления у него будет полностью отсутствовать.

    Будут наблюдаться лишь рефлекторные, инстинктивные действия.

    Таким образом, сознание и деятельность имеют неразрывную связь между собой и образуют единое целое.

    Сознательное регулирование поведения является результатом функционирования целого комплекса компонентов человеческой психики.

    Психическая регуляция поведения и деятельности

    В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутренним желаниям, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

    В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается – вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие важнейших и/или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.

    Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно психологическим явлением – сознанием – и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

    В самом общем виде понятие волиможет быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий (рис. 17).

    Рис. 17. Функции воли

    Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая – побудительная – непосредственно связанна с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули – он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

    Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импуль-сивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.

    Вторая функция волевых процессов – тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

    Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы: 1) возникновение мотивов деятельности; 2) борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение принятого решения. Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяются, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

    Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.

    Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысления. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.

    Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системной ценности, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте.

    Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действий. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

    Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, иногда приобретающим стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Читайте так же:  Амнестический синдром

    Следует отметить, что понятие «волевая регуляция деятельности и поведения»используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.

    В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли – генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое эмоции? Каковы их функции в жизнедеятельности человека?

    2. Какие виды эмоций вы знаете?

    3. Чем отличаются чувства от эмоций?

    4. Какая разница между настроениями и аффектами?

    5. Что такое стрессы?

    6. Что такое волевые процессы и каковы их основные функции?

    Психическая регуляция поведения и деятельности

    Сознание и его свойства. Виды сознания.

    2. Структура сознания. Самосознание. «Я – концепция».

    Соотношение сознания и бессознательного.

    4. Основные психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства

    Психическая регуляция поведения и деятельности

    Эмоционально-волевая сфера личности

    Эмоции и чувства

    Воля

    1. Сознание и его свойства. Виды сознания.

    В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня разви­тия, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воз­действием труда, носящего коллективный характер, у чело­века начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологичес­кую, так и культурно-общественную обусловленность, т.е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания явля­ются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

    Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественноисторическому существу. С практической точки зрения со­знание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосред­ственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Со­знание изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

    С психологической точки зрения можно говорить о не­скольких установленных свойствах сознания:

    1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутренне­го состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

    2) сознанию присуща интенциональность 1) , т.е. на­правленность на какой-либо предмет. Сознание — это все­гда сознание чего-либо;

    3) способность человеческого сознания к рефлексии 2) , самонаблюдению, т.е. возможность осознания самого сознания;

    4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

    Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятель­ности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъек­тивным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

    В психологии различают несколько видов сознания человека:

    — житейское — формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закреп­ляется в языке в виде первых понятий;

    — проектное — охватывает круг задач, связанных с про­ектированием и реализацией конкретных целей деятельно­сти;

    — научное — опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их вза­имосвязи;

    — эстетическое — связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

    [1]

    — этическое — определяет нравственные установки чело­века (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития эти­ческого (нравственного) сознания человека с трудом оце­нивается им самим.

    Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

    2. Структура сознания. Самосознание. «Я-концепция»

    Необходимым и первым этапом в станов­лении сознания является самосознание, т.е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как са­мопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

    Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возмож­ностей и качеств, своего места среди других людей. Само­познание осуществляется через анализ результатов собствен­ной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, пережи­ваний, мыслей, поступков.

    Самопознание является основой для самооценки, кото­рая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекват­ной (реальной) и неадекватной — либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У.Джеймсу при­надлежит формула самооценки человека:

    успех (или результат)

    Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби — то, что человек представ­ляет собой, а знаменатель — то, что он о себе думает.

    Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

    Результатом самопознания человека является его само-принятие — выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение инди­вида к самому себе, является основой построения взаимо­отношений с другими людьми.

    Способность к рефлексии определяет возможность че­ловека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

    Читайте так же:  Серый цвет в психологии значение и влияние

    В психологии выделяют две формы «Я-концепции» — ре­альную и идеальную. Главное в реальной — такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной — представление личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негатив­ным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

    3. Соотношение сознания и бессознательного

    Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека — их называют неосознаваемыми процессами, или бессознатель­ным. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни само­оценки.

    Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека — это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

    А.Г.Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в сле­дующие группы:

    — надиндивидуальные надсознательные явления — это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подража­ние, определяют социально типичные особенности поведе­ния человека;

    — неосознаваемые мотивы поведения — будучи вытес­ненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т.д.). Такие бессознательные мотивы позво­ляет выявить метод психоанализа З.Фрейда;

    — неосознаваемые резервы органов чувств — воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И.М. Сеченовым как «шестое чувство»;

    — неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) — возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предоп­ределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

    Психика в целом, сознание и бессознательное в частно­сти обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное — это качественно различаю­щиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

    4.Основные психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства

    Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    1) психические процессы;

    2) психические состояния;

    3) психические свойства.

    Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда — непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вы­зываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).

    Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

    В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

    Психические состояния — это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т.д.

    Психические свойства человека — это устойчивые обра­зования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

    Психическая регуляция поведения и деятельности

    Осознание человеком своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.

    Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Деятельность и поведение не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.

    Источники


    1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.

    2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.

    3. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.
    4. Морозова, Елена Как развестись за неделю / Елена Морозова. — М.: Невский проспект, 2017. — 128 c.
    Сознание и деятельность — как они связаны примеры регулирования поведения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here