Способности личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Способности личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Способности личности

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на:

— природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

— специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

— общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения, и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие;

— теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

— учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности — талантом;

— способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Они — продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность — это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле — это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности — это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, — общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, — специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей:

1. Одаренность — это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;

темп и легкость усвоения материала;

соотношение результатов с условиями.

Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2-3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.

2. Талант — совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

3. Гениальность — высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:

незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

включенность способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

Способности личности

Понять причины продуктивной деятельности человека невозможно без анализа и понимания его способностей.

СПОСОБНОСТИ– система свойств личности, определяющая успешность поведения и деятельности.

По способностям люди различаются не меньше, чем по характеру и внешнему облику. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее осуществления.

Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обуславливают успешное выполнение любых видов деятельности, а специальные – лишь отдельных видов деятельности. Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности. Способность жить полной жизнью – способность наиболее общая и в наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом более зависят от представлений человека о своих способностях, от четкости и значимости достигаемых целей, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем и стремление к нему.

Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности и др.).

Читайте так же:  Ответ на риторический вопрос что лучше - любить или быть любимым

Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков.

ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

[2]

Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества; собственно человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки). От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.

К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.

Способности можно рассматривать не только по качественным характеристикам, но и по уровню (масштабу) проявления. Для этого в психологии используют такие понятия, как «одаренность», «талант», «гениальность».

ОДАРЕННОСТЬ – своеобразное сочетание задатков, обеспечивающее широту возможностей человека для успешного выполнения деятельности.

Об одаренности говорят лишь в том случае, когда врожденные предпосылки данного человека явно превосходят способности большинства людей. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта.

ТАЛАНТ – высокий уровень развития прежде всего специальных способностей.

О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Т.е. талант отличается от одаренности тем, что дар должен реализоваться, должно быть его подкрепление значительными результатами. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве. Важно, чтобы талант проявлялся в тех сферах, где есть общественный запрос. Следовательно, в развитии таланта огромную роль играет мировоззрение, нравственные качества человека, его общественная позиция. Здесь опять сказывается целостность и единство личности, о которых мы уже говорили: никакое изолированное качество психики не обеспечивает настоящих успехов в деятельности.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ– высший уровень развития способностей – как общих, так и специальных.

О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Разница между гением и остальными смертными осознавалась людьми всегда. Первым объяснением существования выдающихся способностей было их неземное, божественное происхождение. Но уже мыслители эпохи Просвещения отмечали, что вокруг гениев нагромождено чересчур много мифов и легенд. На самом деле гений спит в любом человеке, и, чтобы разбудить его, надо лишь умело трудиться и упорно добиваться поставленных целей.

Степень развития способностей в ряду других свойств личности (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения человека. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности – на вопрос «могу ли я делать это». Профессиональное самоопределение – длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Способности личности

Способности – это свойства, составляющие главное условие успешности личности. Они позволяют человеку овладевать определенным багажом знаний и навыков. Некоторые психологи считают их продолжением черт характера индивида, составляющих потенциал его возможностей.

Разговор об этом необычайно важен. Он позволяет понять, почему одним все, а другим ничего, чего не хватает аутсайдерам – а таких среди нас 90 % – чтобы достичь жизненных высот.

Индивидуальные способности личности

Каждый из нас наделен Матерью-природой своеобразным комплектом задатков. К ним относятся:

Во всем этом наборе уже представлены индивидуальные способности личности. Но пока человек не начнет действовать и развивать их, они находятся в зародышевом состоянии.

Если ими пренебречь, то они так и останутся в зачаточном виде. Другими словами, наличие задатков – даже очень больших, в том числе и выдающихся, – не гарантирует перерастания их в способности. С другой стороны, отсутствие каких-то природных дарований может компенсироваться развитием других – близких по проявлению.

Формирование индивидуальных способностей личности происходит на протяжении всей жизни. В этом процессе самосозидания достигается своеобразие личности с ее индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Способности и талант, или Правило десяти тысяч часов

Комплекс усердно развиваемых задатков, ставших способностями и приведших к успеху в каком-то деле, есть то, что принято считать одаренностью, а также ее высшими уровнями – талантом и гениальностью. В этом смысле любопытное наблюдение сделал популярный канадский журналист и писатель М. Гладуэлл.

Он вывел «правило десяти тысяч часов», которое гласит: талант – это 10 000 часов труда, позволяющих превратиться из дилетанта в профессионала. На осуществление этой затеи должно уйти 10 лет, если заниматься выбранным делом ежедневно по 3 часа.

Заинтересовавшиеся данной теорией нейрофизиологи провели множество экспериментов и пришли к выводу: 10 000 часов – именно тот промежуток времени, за который наш мозг в состоянии освоить в совершенстве любую сферу деятельности. Это в одинаковой мере относится к игре на скрипке, занятиям математикой или увлечению криминальными авантюрами.

Развитие способностей личности

Стать автором продуктов, которые будут восприниматься окружающими как шедевры, может каждый. Но для этого мало знать правило 10 000 часов. Чтобы количество переросло в качество, надо следовать 5 принципам развития способностей личности:

1. Систематичность – важнейшее условие накопления опыта. Плодом регулярных занятий станут отшлифованные до автоматизма навыки.

2. Концентрация – залог стопроцентной поглощенности своим делом. В погоне за двумя зайцами результат равен нулю. Фанатичная преданность делу обеспечит глубину и прочность приобретенных умений.

3. Мотивация – основной инструмент развития способностей личности. Он помогает преодолеть такие камни преткновения, как инерция, лень, комплексы, страхи, самомнение.

4. Визуализация – мощный фактор притяжения желаемого. Думая о своей мечте, мы привлекаем в свою жизнь людей и события, необходимые для ее воплощения. Обыватели это называют везением или счастливыми случайностями.

Читайте так же:  Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач

5. Осознанность – главная составляющая любого развития. Лишь разобравшись в своем микрокосмосе, можно уверенно двигаться во внешнем мире.

Следуя эти принципам, человек приобретает возможность жить эффективно – интересно, насыщенно, вкусно.

Интеллектуальные способности личности

Этот круг способностей определяет успехи человека в процессах познания и самообразования, переработки информации и решении задач, интерпретации чужих концепций и продуцировании собственных идей

Главными критериями успешности интеллектуальной деятельности считают:

• скорость и гибкость мышления;

• оптимальность выбранных способов познания;

• глубина проникновения в предмет изучения;

• правильность понимания информации;

• креативность плодов мыслительных процессов.

В широкий и разнообразный спектр интеллектуальных способностей личности входят:

• коммуникативные и многие другие.

Вместе эти грани интеллекта складываются в уникальные механизмы регулирования любого вида нашей деятельности: научно-исследовательской, трудовой, социальной, психологической.

Развитие интеллектуальных способностей личности помогает:

• конструировать Я-концепцию, адекватную внутреннему самоустройству и способствующую самореализации;

• овладевать продуктивными социальными ролями;

• понимать мотивацию поведения окружающих;

• быстро адаптироваться в регламентированных обстоятельствах;

• находить правильные решения в экстремальных ситуациях;

• не терять связи между внешним и внутренним мирами.

Перечисленные ментальные свойства, присущие человеку разумному, являются чертами, выгодно отличающими его среди биологических сородичей.

Творческие способности личности

Эти свойства, по мнению ученых, отражают высшие функции нашей психики. Они проявляются в умении моделировать в воображении несуществующие предметы и воспроизводить их в реальной жизни. Именно так создаются великие достижения культуры, техники, науки, искусства.

Считается, что склонность к творчеству имеют люди с дивергентным интеллектом. Такой способ мышления заставляет человека, попавшего в дремучий лес, отклониться от протоптанной тропинки и искать свой путь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Развитые творческие способности личности отличаются гибкостью и быстротой, целостностью и оригинальностью. К их основным разновидностям относятся:

• трансформация множества идей в одну;

• определение в любой ситуации ее узловой проблемы;

• применение навыков решения стандартных задач к более сложным;

• дополнение новыми сведениями привычной информационной картины;

[3]

• построение ассоциативных рядов;

• чувствительность к новизне в любой сфере деятельности;

• интуитивный выбор правильного решения до его проверки;

• дополнение чужой интерпретации подмеченными деталями;

• сопротивление общепризнанным шаблонам.

Считается, что данными способностями может овладеть каждый. Нужно лишь приучать себя видеть необычное в привычных вещах. Главные помощники в этом деле – широкий кругозор и внимание к деталям, помноженные на терпение и трудолюбие.

Заключение

Большинство людей не могут похвастаться своими способностями. Поэтому принято удивляться людям, в чем-то преуспевшим больше других. Их причисляют к баловням судьбы, избранникам Фортуны. Однако, как признали современные ученые, гениальность – это не дар небес. Это 10 000 часов увлеченного и напряженного труда.

Способности человека

Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления — социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Виды способностей. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные — составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

Читайте так же:  Примеры наглядно-действенного мышления в дошкольном возрасте

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей — ранний дошкольный возраст, артистических — старший дошкольный возраст.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

Способности личности — Дисциплина «Психология личности» Ответы на экзамен

Способности – это личностные образования, включающие в свой состав определенным

образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении тех или иных деятельностей (трудовая, учебная, творческая). Способности можно характеризовать по их проявлению. Уровень способностей зависит от трех факторов:

1. от качества отдельных элементов знаний и умений, которыми располагает индивид (верные-неверные, твердые-нетвердые), от их объединение в единое целое, от качества структуры этого целого. В одних случаях целое может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом – склад книжной макулатуры;

2. от природных задатков человека;

3. от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Сейчас достаточно общепризнанно, что способности – это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней.

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и для животных, особенно высших. Например, такими способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и животных – это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности, это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.п. В процессе развития биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей.

Читайте так же:  Как подойти первой и начать разговор с парнем, который нравится

Эти специфические способности принято разделять на общие и специальные высшие

интеллектуальные способности. В свою очередь они подразделяются на теоретические и

практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д.

К общим способностям относят те, которые способствуют успеху человека в различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.

Под специальными способностями подразумевают те, которые определяют успехи

человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рада и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.

Большинство исследователей полагают, что общие и специальные способности не

конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Платонов различает 4 основных рода способностей по двум основным критериям:

элементарные и сложные, общие и особенные (специальные).

Элементарные общие способности – основные формы отражения свойственные всем

людям, но выраженные по-разному у различных личностей – способность человека совершать предметные действия. Элементарные особенные способности – ловкость, храбрость, внимательность – особенные, так как не каждый обладает ими.

Сложные общие особенности – профессиональные способности, образовавшиеся в

процессе разделения труда. Сложные особенные – музыкальные, математические.

В числе критериев классификации способностей есть и такой, по которой они делятся на две подсистемы:

1- актуальные – способности, уже проявляющиеся в деятельности

2- потенциальные – способности ещё не проявляющиеся в деятельности, но

предполагаемые на основе наличия способностей к близким по структуре видам деятельности.

Способности, формируются в деятельности, они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только потенциальные способности. В деятельности они проявляются и становятся актуальными. Не все способности и не у всех личностей развиваются равномерно. Наиболее отчетливо способность к развитию способностей проявляется в возможности формирования таланта как высшей способности к творчеству в определенной деятельности.

К числу способностей человека относятся способности, проявляющиеся в общении и

взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средства общения, без умения адаптироваться в обществе людей, взаимодействовать с ним, налаживать хорошие взаимоотношения в различных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными.

У человека выделяют различные уровни развития способностей. Чаще всего встречается следующая классификация: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимают анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Следует отметить, что наличие тех или иных задатков у человека не означает, что у него разовьются те или иные способности.

Психология форум: Способности личности — Психология форум

  • Психология форум
  • >Психология
  • >Общий форум по психологии
  • Просмотр новых публикаций

Свернуть Прикрепленные теги

Способности личности Способности личности

#1 One

  • Сознание

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 255
  • Регистрация: 19 Октябрь 11

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко предлагают следующую классификацию способностей: 1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь, специфические человеческие способности подразделяются на способности:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Таким образом, выделяются: общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный, технико-практический интеллект); специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные, технические, артистические, педагогические способности и пр.); частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни; среда, воспитание активно формируют их.

[1]

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. Задатки – это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Читайте так же:  Человеческое достоинство что это такое и как его воспитать в себе

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходят поэтапно в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека, человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX в. предпринимались попытки измерить способности. Для их измерения использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано усиленным развитием другой способности.

В психологии способности понимают не только с точки зрения успешности выполнения деятельности, но и с точки зрения развития личности. Так, С.Л. Рубинштейн справедливо утверждал: «Развитие человека, в отличие от накопления “опыта”, овладения знаниями, умениями, навыками, – это и есть развитие его способностей. » Из этого следует, что способности развиваются благодаря общему развитию личности человека. Что же касается развития личности, то оно во многом зависит от тех общественно-экономических условий, в которых это развитие осуществляется. Для конкретного человека общественно-экономические условия выступают в тех явлениях и процессах, событиях, которые имеют место на предприятии, организации, где он работает.

Основная для взрослого человека деятельность – трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой – является одним из условий их развития. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности – разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы. В организации должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.

Исследования, проведенные под руководством В.Д. Шадрикова, позволили установить, что в деятельности на основе общих способностей, присущих индивиду, происходит развитие специальных способностей за счет овладения операционными механизмами, приспособления их к условиям деятельности (формирования оперативности общих способностей), выработки решающих правил, критериев достижения цели, программ выполнения (построения) отдельных действий по критериям эффективности деятельности. За счет отмеченных процессов на основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности. Шадриков отмечает, что в процессе освоения профессиональной деятельности возрастают абсолютные показатели продуктивности способностей, изменения в развитии способностей носят неравномерный и гетерохронный характер, происходит смена доминирующих способностей. То или иное соотношение более общих и более специальных звеньев способностей складывается прежде всего в зависимости от содержания конкретной деятельности. Чем «техничнее» деятельность, тем большую роль в ее реализации играют специальные способности.

Понимание строения способностей как системы функциональных (природных), операционных и регулирующих (приобретаемых) механизмов позволяет подойти к решению проблемы компенсации психических функций, когда деятельность требует от работника определенного уровня реализации тех или иных процессов, но способности субъекта не позволяют достичь необходимых требований. Компенсация – это уравнивание более развитых и менее развитых психических функций за счет более развитых. Компенсация психических функций – возмещение нарушенных или недоразвитых психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Различают пассивную и активную компенсацию психических функций в процессе обучения соответствующей деятельности и в процессе ее реализации (Л.В. Черемошкина). Активная компенсация должна совершаться в направлении развития операционных механизмов способностей. В данном случае разрабатываются индивидуальные развивающие программы, направленные на развитие разнообразных действий, обеспечивающих «компенсируемую» способность, а также на развитие способов выполнения этих действий. Подобного рода компенсации должны опираться на индивидуальный опыт умственной деятельности человека, учитывая наиболее развитые способности: мыслительные, мнемические и др. При активной компенсации уравновешивание психических функций идет благодаря полифункциональности операционных механизмов, их полимодальности, т.е. распространяемости одних и тех же способов обработки информации на различные психические функции (Л.В. Черемошкина). По мере развития операционных механизмов можно двигаться в направлении формирования регулирующих механизмов способностей, и это будет следующим этапом активной компенсации психических функций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пассивная (спонтанная) компенсация идет за счет системного взаимодействия функциональных механизмов способностей. Этот процесс имеет место и при реализации деятельности, и при активной работе по возмещению нарушенных функций.

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

  2. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.

  3. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Способности личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here