Стадии и движущие силы формирования и развития личности индивида

Сегодня мы рассмотрим тему: "Стадии и движущие силы формирования и развития личности индивида" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

19. Развитие личности: движущие силы, периодизация

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Эриксон – стадии до смерти.

Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

а) наследственные – особенности человека присущие виду;

б) врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

а) косвенные – окружающая среда;

б) прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

1. Между новыми и имеющимися потребностями.

2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.

3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.

4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

— развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;

— развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский . Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;

2. средний школьный;

3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

[2]

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.

Стадии и движущие силы формирования и развития личности индивида

В человеке выделяют три грани: биологическое основание ( индивид ); социальное основание ( личность ); «человеческое в человеке» ( индивидуальность ). Личность отражает социальное начало в человеке . Понятие «личность» — это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

Личность — это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.

направленность — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;

знания, умения и навыки ;

индивидуально-типологические особенности — проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности :

биологический — этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;

социологический — этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Однако личность — это целостная система, в которой находит отражение как биологическое , так и социальное .

Развитие личности — это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Основные направления развития личности:

физическое развитие — включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

социальное развитие — связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Движущие силы развития личности — это противоречия :

общие (универсальные) противоречия — между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой , что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

Читайте так же:  Как познакомиться с девушкой на улице

индивидуальные противоречия — противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: «хочу-могу», «хочу-надо», «знаю-не знаю» и др.);

внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

Условия развития личности.

Деятельность — внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Структура деятельности: 1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев):

в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) — сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) — учебная деятельность , в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) — интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Классификация факторов развития личности ( фактор — это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления) : наследственность ; среда ; воспитание .

Схема влияния основных факторов на развитие личности (в трактовке Й. Шванцара, 1978).

Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, то есть наследственность . Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания . Взаимодействие этих факторов может быть оптимальным (см. равносторонний треугольник ), либо негармоничным при переоценке одного или другого фактора (см. треугольники и ). Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (см. треугольник .

Таким образом, результат развития личности зависит от согласованности действия факторов наследственности, среды и воспитания.

Понятие о развитии и формировании личности. Основные факторы развития и формирования личности

Понятия “развитие” и “формирование” являются философскими категориями. Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения .

Понятие “формирование” тесно связано с понятием “развитие”, так как представляет собой какойто результат процесса количественных и качественных изменений. Формирование — это результат развития личности, означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Условно принято считать, что личностное формирование происходит к 18 годам, однако личностное развитие может происходить и происходит и в дальнейшей жизни человека.

Очень важны для педагогики вопросы о том, каковы же источники и движущие силы развития личности, при каких условиях (факторах) это развитие происходит.

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе количественных и качественных изменений человека.

Понимание противоречий как движущих сил развития личности позволяет определить, что источником личностного развития служат потребности человека.

Условно принято различать низшие потребности, и высшие потребности. Гармоничная совокупность данных потребностей и является источником личностного развития.

Развитие личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека в процессе его личностного развития и называют факторами формирования личности.

Основными факторами развития личности являются следующие:

  • — среда, в которой происходит развитие личности человека;
  • — воспитание как специально организованная среда для личностного развития, как определяющий его фактор;
  • — наследственность;
  • — собственная активность личности.

Эти основные факторы классифицируются как внешние и внутренние факторы развития личности. К внешним относятся среда и воспитание К внутренним — наследственность и собственная активность личности.

Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит формирование его личности. В настоящее время в педагогике понятие “социальная среда” употребляется в двух смыслах: макросреда (материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, внутренняя и внешняя политика государства и т.д.), микросреда (семья, классный коллектив, группы сверстников и взрослых людей и т.д.).

Наследственность — совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или “как свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений”

Указывая на важнейшие факторы развития личности человек рассматривается не только как пассивный объект средовых явлений и воспитания, но и субъект воспитательного процесса. Известные педагоги всегда подчеркивали значение в педагогическом процессе активности самой личности.

Подсобственной активности личности учащегося понимают такие внутренних механизмах развития его личности, как потребности, интересы, мотивация в выполняемой деятельности. Именно эти механизмы обеспечивают в воспитательном процессе саморазвитие ребенка.

4 ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ (СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛ., ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД). ИСТОЧНИКИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие “личность” относится к понятию “человек” и неразрывно связано с ним. Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, то есть это понятие синтезирует в себе как биологические качества человека, так и его социальные свойства. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но нельзя сказать, что родилась личность. Человек с биологической точки зрения — это живой организм, один из многочисленных на Земле, но находящийся на высшей ступени развития всех живых организмов, благодаря наличию сознания, второй сигнальной системы.

Читайте так же:  Комплекс неполноценности - что это такое и как от него избавиться

Личностью не рождаются, ею становятся в результате овладения общественным опытом.

Определений понятия “личность” много. В философии личность определяется как человек в совокупности общественных отношений .

Психолог К.К. Платонов дает следующее определение: личность — это человек как носитель сознания, одна из двух систем человека Виды личности могут быть разные: гармоничная и разносторонняя личность; личность, развитая односторонне; прогрессивная и реакционная личность; моральная, духовнонравственная и преступная личность; здоровая и больная личность и т.д. Эти виды образуются в процессе личностного развития человека, иногда его деградации.

В связи с понятиями “человек” и “личность” мы должны рассмотреть понятие “индивид”. Индивид — это человек как единичное природное существо, отдельно взятый человек, представитель вида Homosapiens, носитель индивидуально своеобразных черт Родившийся человек является индивидом, его отдельность позволяет развиваться специфическим, присущим только ему индивидуальноличностным качествам.

Личность тем более значительна, чем больше отражает в своих качествах и деятельности тенденции социального прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразнотворческий характер. В этом смысле характеристика понятий “человек”, “индивид”, “личность” должна быть дополнена понятием индивидуальность.

Индивидуальность — это то общее и единичное, чем отличается один человек о другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость.”Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомофизиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения (И.Ф. Харламов).

Очень важны для педагогики вопросы о том, каковы же источники и движущие силы развития личности, при каких условиях (факторах) это развитие происходит.

Существуют различия в понимании этих вопросов. В идеалистической педагогике, как мы уже знаем, личностное развитие понимается как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение тех свойств, которые заложены в человеке изначально.

Последователи диалектического материализма рассматривают личностное развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности рассматривается как сложный и противоречивый процесс, в котором двигают личностные изменения именно противоречия между новым и старым. Таким образом, движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе количественных и качественных изменений человека.

К таким противоречиям относятся:

  • — противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
  • — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • — противоречия между растущими требованиями со стороны общества, определенной группы взрослых и наличным уровнем развития личности

Понимание противоречий как движущих сил развития личности позволяет определить, что источником личностного развития служат потребности человека.

В связи с этим условно принято различать низшие потребности, (обеспечивающие биологическое существование человека — питание, воздух, тепло или прохлада и т.д.) и высшие (потребности в деятельности, творчестве, общении, переживании высоких чувств и т.д.). Гармоничная совокупность данных потребностей и является источником личностного развития. Причем чрезмерное преобладание низших потребностей обусловливает недостаточность личностного развития человека, преобладание в нем животного начала, может привести к деградации человека как личности. Пренебрежение же человеком низшими потребностями ведет его к болезням, физической гибели.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, источником личностного развития человека являются потребности, движущими силами — те противоречия, которые возникают между тем, что человек имеет и тем, к чему он стремится на основе уже имеющегося.

Тема 2. Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности

Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

Многообразие феноменологии в психологии личности. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества.

Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Системный и историко-эволюционый подход к личности.

Видео удалено.
Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. B. Помощь в становлении личности ученика
  3. C.) Обеспечение оптимальной трудовой подготовки учащихся в условиях развивающейся технологической культуры
  4. D) все выше названные условия.
  5. D) формирование сознания личности.
  6. I и II этапы развития законодательного регулирования рынка рекламы
  7. I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года).
  8. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах
  9. I. Концепция акцентуаций характера личности преступников
  10. I. Назовите общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Дайте их краткую характеристику.
Видео (кликните для воспроизведения).

Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается проблема определения феноменологии личности?

2. Поясните соотношение феноменологии личности и теоретико-методологических оснований определения понятия «личность».

3. Отличие практической и прикладной психологии личности?

4. В чем заключается междисциплинарный статус исследования личности?

5. Уровни методологии науки и их функции? Разработка проблемы личности на разных методологических уровнях?

6. Понятие «система» и его роль в психологии личности?

7. Принципы системного историко-эволюционного подхода в психологии?

Тема 2. Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности

Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — “безличные” предпосылки и основания развития личности.

Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование (потребность во впечатлениях /Л.И. Божович/, потребность в общении /М.И. Лисина/). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А. Петровский).

Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С. Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.

Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).

Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Развитие чувства «Я» по Г. Олпорту.

Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры понимания роли наследственных и средовых факторов развития личности в психологии.

2. Что такое двухфакторные теории детерминации развития личности?

3. Каковы различия «индивида» и «личности»?

4. Почему индивидные свойства являются «безличными» предпосылками развития личности?

5. Как понимается принцип саморазвития деятельности в концепции развития личности?

6. Какова роль социальной ситуации развития в развитии личности?

7. Какова роль кризисов в истории развития личности?

8. Что такое ведущая деятельность и какова ее роль в развитии личности?

9. Назовите критерии (основания) периодизации развития личности в концепциях З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина.

10. Что такое индивидуализация и каково различие понятий «личность» и «индивидуальность»?

11. В чем заключаются различия биологического и психологического возраста?

12. Назовите подходы к исследованию психологического возраста.

Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Движущие силы развития личности в различных концепциях

В23. Критерии сформированности и процесс формирования личности.

О соотношении понятий: «развитие» и «формирование». Формирование фиксирует создание чего-то, что ранее отсутствовало, причем формируемое возникает произвольно по замыслу формирователя. Развитие в психологии обычно ассоциируется с прогрессивными изменениями, хотя мы знаем, что устойчивого прогрессивного развития вообще и развития личности в частности не бывает. Развитие всегда сопряжено с кризисами, с регрессивными моментами. На начальных этапах личностного становления формирование преобладает над развитием, а далее – наоборот:

1) Формирование, социализация: роль овладевает личностью.

2) Развитие: личность овладевает ролью + спонтанность природных сил.

Но: без первого не может быть второго. Роль со всеми ее атрибутами – это инструмент, это средство для перестройки поведения и самого себя.

Человек ходил на четырех,

Но его понятливые внуки

Отказались от передних ног,

Постепенно превратив их в руки.

Ни один из нас бы не взлетел,

Покидая землю, в поднебесье,

Если б отказаться не хотел

От запасов лишних равновесья.

Необходимо помнить о парадоксе развития: связанность развития одновременно с изменением и неизменностью. Если нечто развивается, то это означает, что оно, с одной стороны, изменяется, а, с другой стороны, остается самим собой. Действительно, если предположить, что нечто только изменяется во времени, не сохраняется, приписав ему только свойство изменения, то каковы основания в различные моменты времени считать, что мы имеем дело с тем же самым нечто? Если же, наоборот, приписать ему тождественность самому себе, неизменность, то, спрашивается, при чем здесь развитие? Следовательно, если нечто развивается, то ему присущи сразу и изменение, отличение от самого себя с течением времени, но также и неизменность, самотождественность.

Если заданная личностью, в процессе социализации, роль, являясь образцом социотипического поведения, выражает тенденцию в системе “личность в группе”, то выбранная личностью роль, выступая как средство овладения поведением и переосмысления действительности, выражает тенденцию данной системы к изменению, в частности к опробованию пригодности наличных образцов социотипического поведения в изменившихся жизненных ситуациях. Высказанные А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном положения, согласно которым перевороты в жизни личности опосредствуются, а не производятся сознанием, производятся же они действиями субъекта. С.Л.Рубинштейн отмечал, что выход за пределы самого себя есть не отрицание сущности, индивидуальности, как думают экзистенциалисты, а становление и вместе с тем реализация этой сущности.

Процесс формирования личности

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963) писал: «Главная задача психологии — познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей” [19, 34].

Американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961), признавая факт культурных влияний, подчеркивал, что “культура мобилизует, но не порождает этапов и тенденций развития”. Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, оно никогда не может пересилить влияние созревания.

В личности существуют пласты разной геологической древности (Л.С.Выготский), социотипическое и индивидуальное поведение, причудливо переплетающиеся в действиях и поступках человека.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образы поведения и познания, надсознательные и надиндивуальные явления.

Процесс индивидуализации опирается на внешние средства- “знаки”, через которые субъект овладевает своим “Я”.

Известный английский методолог и социальный психолог Р. Харре видит истоки понимания социализации как внешнего принуждения, а также неестественные схемы экспериментирования с ребенком в идущей от Р.Декарта оппозации “внешнее – внутреннее”. По мнению Р.Харре, опирающегося на идеи Л.С.Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, для построения теории индивидуальной психологии личности необходимо отказаться от декартовой оппозиции “внешнее-внутреннее”.

Английские психологи Дж. Шоттер и Дж. Ньюсон на основе анализа общения матери с младенцем обнаружили, что мать общается с ребенком не как с отдельным автономным существом, а как с диадой, которую она сама образует вместе с младенцем. Для обозначения диады “мать- ребенок” Дж. Шоттер и Дж. Ньюсон воспользовались понятием “психологический симбиоз”. Матери наделяют младенца самыми необычными мыслями и чувствами и общаются с ним как с подлинным обладателем этих чувств и этих мыслей. Открытие феномена “психологического симбиоза”, в основе которого лежит акт содействия между ребенком и матерью, дает основание для поиска симбиотических диад в других видах межличностного взаимоотношения. Р. Харре полагает, что психологический симбиоз – это не исключительный феномен, а обычное проявление социальной жизни, в которой люди психологически образуют взаимодополняющую диаду.

Существование феномена “психологического симбиоза” наглядно подтверждает, что в центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющие основой симбиотических диад.

Следовательно, в социальном образе жизни процесс социализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных “клеточек” развития личности к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами индивидуальности.

В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации-экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности. “Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми. ”/ Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т.Т .4.М., 1984.С.265; Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопр.психологии.1986.№4/.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Факторы и движущие силы развития личности

Движущими силами развития являются противоречия. Как уже было сказано, развитие не происходит автоматически, оно должно быть инициировано. Если человек находится в равновесии со средой и все его потребности удовлетворяются, развитие не произойдет – человек законсервирует свои способности на том возрастном уровне, где ему комфортно. Так происходит с детьми, которые окружены гиперопекой родителей – они остаются на том уровне социальной и эмоциональной зрелости, на котором достигли беспроблемного существования. При этом они могут оставаться интеллектуально сохранными, однако паразитический образ жизни сказывается в конечном итоге и на качестве жизни, т.к. у таких людей не складываются взаимоотношения с другими, а вынужденная изоляция рано или поздно приводит к деградации личности. Современный человек не может жить и творить в одиночестве как, допустим, средневековый ученый. Сегодняшние достижения строятся плечом к плечу с соратниками и на плечах предшественников.

Противоречия возникают на определенном этапе становления личности в связи с тем, что у человека возникают потребности, которые он не может удовлетворить, находясь в данной точке развития. Потребность удовлетворяется и противоречие снимается, а человек переходит на более высокую ступень в развитии, приобретая и актуализируя новые способности. Важно, что новый уровень развития порождает новые противоречия и делает развитие постоянным спутником жизни человека. Но как начать эту цепочку? Здесь основная роль принадлежит именно воспитателю, который ставит определенные цели перед воспитанником, задает уровень существования, создает шкалу ценностей, которая будет в дальнейшем служить мерилом всех достижений воспитанника.

На развитие и формирование личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Внутренним фактором является активность личности, качество, порождаемое потребностями, интересами, мотивами, реализуемое в процессах самовоспитания, общения и деятельности. К внешним факторам относится влияние среды, находящее свое отражение в социализации и воспитании. Среда и воспитание относятся к социальным факторам, а наследственность к биологическим.

Наследственностью принято считать свойство организмов передавать определенные качества и особенности от предыдущих поколений к последующим. Свойства организма зашифрованы в генокоде, хранящем и передающем информацию. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей непохожими друг на друга.

По наследству передаются: анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности); физические особенности (телосложение, черты лица, цвет кожи, волос и т.д.); физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, группа и резус-фактор крови, стадии созревания организма); особенности строения и функционирования нервной системы (норма реакции, скорость и сила нервных процессов; предрасположенность к некоторым заболеваниям (дальтонизм, гемофилия и т.д.).

Однако не все болезни, сопутствующие ребенку с самого рождения, являются унаследованными. Многие возникают под влиянием неблагоприятных воздействий среды в период внутриутробного развития, например, являясь следствием злоупотреблений наркотическими веществами, нервных потрясений и других аспектов асоциальной жизни родителей. Такие приобретенные изменения не наследуются, если не изменен генотип.

Литература

· Смирнов С.Д. — Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — Учеб. пособие. — М.: 2001 г.

· Немов Р.С. — Психология. — Учебник. — М.: 2007 г.

Психологические механизмы и движущие силы развития личности.

Механизмы развития личности

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

Вопрос развития личности интересовал многих ученых. В результате многочисленных исследований и экспериментов были выявлены механизмы развития личности. К ним относятся присвоение, обособление и идентификация.

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через присвоение своей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т. е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии создается проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

Идея «присвоения» сама по себе была бы механической, если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Люди творят обстоятельства и друг друга. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-субъектных позиций.

Обособление – это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Другими словами, это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации.

Обособление бывает внешним и внутренним. К внешнему обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность, половая принадлежность и др., к внутреннему – индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др. Частным случаем обособления является отчуждение.

Идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.

Дети усваивают нормы, отношения и формы поведения, свойственные их родителям, сверстникам, окружающим людям. Процесс идентификации себя с ними протекает спонтанно. Ребенок перенимает их взгляды и жизненный опыт. Для детей раннего возраста основным источником идентификации служат родители, позже – сверстники и другие взрослые.

Процесс идентификации продолжается всю жизнь. Ее источником могут служить другие люди, являющиеся носителями тех качеств и форм поведения, которые человек хочет в себе выработать.

Движущие силы, условия и источники развития личности

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

· направляет и организует его;

· придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

[3]

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источники


  1. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

  2. Главная книга о кризисе. — М.: Эксмо, 2014. — 256 c.

  3. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.
Стадии и движущие силы формирования и развития личности индивида
Оценка 5 проголосовавших: 1