Стадии когнитивного развития ребенка — что это

Сегодня мы рассмотрим тему: "Стадии когнитивного развития ребенка — что это" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Стадии когнитивного развития ребенка — что это?

Стадии когнитивного развития

Теория Пиаже о стадиях когнитивного развития

Существование стадий морального развития предполагает, что воспитание морали имеет структуру. Хотя мотивы и аффекты также участвуют в моральном развитии, развитие самих этих мотивов и аффектов в большой мере опосредовано изменениями в образе мыслей. Лоуренс Кольберг, американский психолог, 1973.

Как известно, Фрейд говорил о «полиморфной перверсии» у детей: извращенность у детей может принимать самые разные формы. Любой возрастной психолог сталкивался со сложной, но увлекательной задачей объяснения того, как дети с нерациональным, нелогичным и эгоцентричным сознанием превращаются во взрослых с функциональным, рациональным и логическим мышлением. Как восьмилетний ребенок может понять то, что не может понять шестилетний? Как дети учатся адаптироваться в окружающем мире? Пожалуй, самый известный и влиятельный возрастной психолог — франкоязычный швейцарец Жан Пиаже. Он разработал теорию четырех стадий когнитивного развития, которая до сих пор активно обсуждается, оспаривается и критикуется.

Основные понятия Основной вопрос для Пиаже состоял в том, как дети учатся адаптироваться в окружающем мире. Его теория объясняет, как человек растет, адаптируется и приспосабливается. Она содержит ряд ключевых понятий. Первое понятие — схемы. Схема описывает ментальные и физические действия, участвующие в понимании и изучении мира. Схемы — это категории знания, помогающие нам интерпретировать и понимать мир. Схема включает как категорию знания, так и процесс получения этого знания.

С опытом новая информация используется, чтобы корректировать, дополнять или изменять предыдущие схемы. Например, у ребенка есть схема поведения с домашним животным — с собакой. Если у ребенка был только опыт, связанный с крупными собаками, он может считать, что все собаки большие, активные и, возможно, даже агрессивные. Предположим, что такой ребенок встречает очень маленькую декоративную собачку. Ребенок воспримет эту новую информацию и откорректирует предыдущую схему, добавив новое знание.

Второе понятие — приспособление, оно описывает, как человек изменяется и приспосабливается к тому, чтобы взаимодействовать с новыми представлениями о социальном и физическом окружении.

Третье понятие — ассимиляция. Человек взаимодействует с окружающим миром в соответствии со своими когнитивными схемами: мы обрабатываем новую информацию на основе уже имеющейся информации. Мы подстраиваем старое представление под новое.

Это подводит к четвертому понятию — равновесия. Когда дети проходят через стадии когнитивного развития, важно сохранить баланс между приложением предыдущего знания (ассимиляцией) и изменением поведения в связи с восприятием нового знания (приспособлением). Этот процесс, названный сохранением равновесия, объясняет, как детям удается переходить от одной стадии развития мышления к другой. Стремление избежать неприятного состояния потери равновесия мотивирует их к использованию новых знаний и навыков. Они решают задачи, двигаясь вперед.

Четыре стадии

1. Сенсомоторная стадия, которая длится от рождения до 2 лет. Это стадия развития моторного интеллекта. Ребенок получает знания, ударяя, толкая и щупая предметы и двигаясь в своем пространстве. Главным достижением этой стадии является осознание постоянства предметов, ребенок начинает осознавать существование предметов, даже если они в конкретный момент не находятся в поле зрения.

2. Дооперационная стадия Эта стадия длится примерно с 2 до 7 лет. На нее приходится обучение языку и игре. Предметы обладают магическими свойствами, а реальность неустойчива. Над мыслительными процессами преобладает восприятие. Ребенок начинает понимать, что вещи на самом деле не всегда такие, какими кажутся внешне. Дети на этой стадии обращают внимание только на одну сторону ситуации — это называется центрирование, оно порождает большое количество ошибок, которые были продемонстрированы в исследованиях, посвященных консервации. Консервация — это понимание того, что определенные качества предмета остаются прежними, несмотря на его изменения.

В известном опыте Пиаже дал ребенку два стакана одинакового размера и одинаковой формы, содержащие одинаковое количество воды. Когда ребенок подтвердил, что в обоих стаканах одинаковое количество воды, вся вода из одного из стаканов выливалась в более высокий и тонкий стакан. Дети, находящиеся на дооперационной стадии развития, либо говорят, что в новой емкости воды больше (потому что она «выше»), либо что в первом стакане было больше воды (потому что он «шире»), несмотря на то, что он совершенно очевидным образом содержал ту же самую жидкость. Ребенок концентрируется только на одном измерении (высоте или ширине).

Дети, находящиеся на дооперационной стадии развития, не понимают того, что называется обратимостью: возможность мысленно вернуть прежнее состояние или сделать действие, обратное предыдущему. Дети на этой стадии слишком доверяют своему непосредственному восприятию, кроме того, они эгоцентричны: считают, что их образ мыслей единственно верный.

3. Стадия конкретных операций Эта стадия длится примерно с 7 до 11 лет. В этот период мышление детей становится более независимым от их восприятия, они способны совершать логико-математические операции. Эти операции включают действия, обозначающиеся общепринятыми символами (+, –, ÷, , >,

4. Стадия формальных операций Дети в возрасте от 11 до 12 лет входят в последнюю стадию развития. На этой стадии у них появляется способность мыслить понятиями возможного (а не только актуального) положения вещей. Другими словами, на стадии формальных операций мы можем манипулировать идеями значительно свободнее, чем на стадии конкретных операций. Для детей на этой стадии мысли более абстрактны и согласуются с принципами формальной логики. Они могут создавать множество гипотез и абстрактных положений и даже делать логические предположения в форме «как будто» и «если… то».

Теория Пиаже хотя и подвергалась критике, но оказала влияние на развитие психологии. Она указала на то, что дети могут учиться на различных стадиях, поскольку они готовы к обучению. Теория Пиаже также объясняла, как необходимо обучать детей, в частности через процесс активного самопознания с помощью игрушек и действий.

Стадии, или последовательности

[3]

Практически все теории, описывающие стадии, будь то когнитивные/ментальные стадии или адаптация к ситуации пропущенных стадий, выдвигают два ключевых предположения. Первое состоит в том, что стадии скорее дискретны, чем непрерывны. Выделение стадий подразумевает то, что они существенно отличаются друг от друга и что мы на одной стадии можем делать или думать что-то существенно отличающееся от того, что было на предыдущей стадии и будет на следующей. В понятиях возрастной психологии это значит, что способности и когнитивные возможности, которые являются определяющими на конкретной стадии, полностью отсутствуют на предыдущих стадиях.

Читайте так же:  Как ласково называть парня

Следующий момент — это представление о строгой последовательности. Мы должны пройти через фазы и стадии в строго предписанном порядке, не пропуская их и, что еще менее вероятно, не возвращаясь к более раннему периоду. Некоторые сторонники идеи психологических реактивных стадий предполагают, что можно не только развиваться, но и «возвращаться». Но в литературе о когнитивном развитии эта идея не получила распространения.

Конечно, есть доказательства, что вехи когнитивного развития выделяются не настолько аккуратно и четко, как об этом заявляют теоретики, но совершенно очевидно, что существует определенная последовательность развития. Детям в семь лет доступны понятия, которые непонятны для четырехлеток. Значительная доля образовательной методики и советов для родителей строится на идее последовательных стадий логического развития.

Трансформация идеи

Современные работы, основанные на теории Пиаже о когнитивных стадиях, свидетельствуют, что порой исследователи недооценивают детские способности. Сейчас уже ясно, что важно разделять осмысление (способен ли ты выполнить задачу) и осознание (понимание сути задачи). Зачастую мы сталкиваемся с тем, что дети понимают задачу, но выполнить ее не могут. В рамках данной теории это важно.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Когнитивная психология

Генетическая психология Ж. Пиаже

Жан Поль Пиаже (J. Piaget, 1896—1980) — швейцарский психолог. Его заинтересовали проблемы развития когнитивных способностей человека. Пиаже внес крупнейший вклад в исследование когнитивных ресурсов детей и создал современную концепцию, изменившую бытовавшие до тех пор представления. Пиаже показал, что с самого рождения интеллектуальные способности личности непрерывно развиваются, пока не достигают форм, характерных для взрослого. В своих более поздних работах Пиаже подчеркивал, что процесс развития продолжается в течение всей человеческой жизни.
Пиаже начал свою научную работу в парижской лаборатории Альфреда Бине, где было положено начало современным методам тестирования интеллекта. Пиаже не согласился с тезисом Бине о том, что интеллектуальные способности являются врожденными и фиксированными, и начал изучать мыслительные процессы высшего уровня (Piaget and Inhelder, 1969). Его гораздо больше интересовало, как дети приходят к своим выводам, чем правильность их ответов на вопросы. Вместо того чтобы начислять баллы за верные или неверные ответы, Пиаже пытался уловить внутреннюю логику, стоящую за этими ответами. На основе неустанных наблюдений за собственными и чужими детьми он начал строить свою теорию когнитивного развития.

Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит в результате совокупного влияния условий воспитания и процессов созревания мозга и нервной системы. Для описания динамики развития Пиаже использовал пять терминов.

1. Схемой он называл исходную модель мышления или психические структуры, используемые людьми при взаимодействии с окружающей средой. Например, ребенок видит какой-то предмет, который хочет получить, и тянется к нему, чтобы схватить. У него формируется схема, необходимая в данной ситуации.

2. Адаптация — это включение в сознание новой информации и ее обработка, способствующая пониманию. Адаптация происходит путем ассимиляции и аккомодации. 3. Ассимиляция — это такой способ приобретения новой информации, когда для формирования реакции на новые внешние раздражители используются уже существовавшие ранее психические структуры. При аккомодации обработка новой информации происходит путем создания новых структур, замещающих старые. Например, ребенок, видевший собак различных пород (ассимиляция), узнает, что некоторых из них безопасно держать дома, а некоторых — опасно (аккомодация). По мере того как дети приобретают все больше и больше информации, меняются их мыслительные конструкции и аккомодация к внешнему миру.

4. Балансом называется состояние равновесия между схемами и аккомодацией. Это комфортное состояние, поскольку оно означает, что реальность, с которой сталкивается ребенок, соответствует тому, чему его учили верить.

5. Дисбалансом называется диссонанс между реальностью и ее пониманием, когда необходима дальнейшая аккомодация. Ребенок разрешает этот конфликт, развивая новые способы мышления, чтобы его понимание соответствовало наблюдаемым им явлениям. Желание достичь баланса мотивирует и подталкивает ребенка в его движении через этапы когнитивного развития.

Пиаже в процессе когнитивного развития выделяет четыре стадии.

1. Сенсорно-моторная стадия — от рождения приблизительно до двух лет.
2. Предоперационная стадия — от 2 до 7 лет.
3.Конкретно-операционная стадия — от 7 до 11—12 лет.
4. Формально-операционная стадия — возраст старше 11— 12 лет.
Вот одно из лучших объяснений концепции Пиаже:

[2]

Стадии названы в соответствии с типом операций, которые индивид способен производить на данном этапе развития. Рассмотрим каждую из четырех стадий более подробно. На сенсорно-моторной стадии научение заключается в освоении последовательности сенсорно-моторных действий. По мере того как ребенок с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния вступает в контакт с вещами, Обладающими различными свойствами и по-разному связанными с другими предметами, центр мира для него перемещается с него самого и его собственного тела на другие объекты. Ребенка интересует самая простая моторная деятельность: например, взять предмет в руки, откинуться на подушку, подуть на свой палец. Мышление, если оно вообще имеет место на данной стадии.

Предоперационная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром не только с помощью моторной деятельности и прямого взаимодействия с окружающей средой, но и манипулируя символами. Начинается символическая игра, или интернализированная (внутренняя) имитация. Покорение символа — главная задача предоперационного периода.

На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношений между частями одного целого. Между фигурами устанавливается иерархия, верхний уровень которой определяется формой, а нижний — цветом. На стадии конкретных операций ребенок способен также производить серийную классификацию. Классифицируя животных — например, кошек и собак, — он может отнести их к разным классам, а затем разделить класс собак на подклассы по породам (например, бульдоги и сеттеры), по цвету или размерам. На этой стадии происходит знакомство с отношениями симметрии или эквивалентности: каждый из двух братьев приходится братом другому. Оперируя числами, ребенок узнает, что различные комбинации слагаемых могут давать одну и ту же сумму, и можно производить различные замещения, не меняя общего результата. Имея дело с твердыми и жидкими веществами, он понимает, что при изменении формы не обязательно происходит изменение объема или массы вещества; его общее количество сохраняется.

Читайте так же:  Как заставить любовника тосковать, чтобы удержать его рядом с собой

Пиаже назвал этот этап когнитивного развития стадией конкретных операций, потому что такой процесс мышления состоит из конкретных элементов (объектов, отношений или размеров), операций (таких, как сложение или вычитание) и правил, или свойств, которые описывают способы выполнения этих операций. периода овладением классами, отношениями и количественными понятиями.

Последняя стадия когнитивного развития, или формально-операционная стадия, начинается в раннем подростковом возрасте. Пиаже подразделял стадию формальных операций на подэтапы: 1. почти полное овладение формальными операциями (от 11—12 до 14—15 лет) и 2. полное овладение формальными операциями (старше 14—15 лет).

57. ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

(англ. cognitive dissonance theory; от англ. cognition— знание + dissonance —несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, разработанная амер. психологом Леоном Фестингером (1957) для объяснения изменений т. н. когниций (мнений,аттитюдов,убеждений) как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. к. д. является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.

Состояние когнитивного диссонансавозникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А.Н.Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д. утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д. пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии. (Б. М.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Когнитивное развитие младенца

Читайте также:

  1. B22 Развитие анатомических знаний (Леонардо да Винчи, А. Везалий). Развитие хирургии (А. Паре).
  2. I. Микробиология и ее развитие
  3. II этап. Развитие психологии как самостоятельной науки.
  4. IV. Из приведенных альтернатив выберите те, которые характеризуют развитие коллектива на 2-й стадии.
  5. R–отбор – отбор на плодовитость – характеризуется следующими результатами: увеличение числа потомков, быстрое развитие, раннее размножение, однократное размножение.
  6. V3: Возникновение и развитие марксистского учения
  7. А стремление современных обеспеченных людей завести гувернеров для детей является просто стремлением выделиться и никак не соотносится с историческим развитием этой системы.
  8. Андроцей. Строение тычинки. Развитие и строение пыльцы
  9. Андроцей. Строение тычинки. Развитие и строение пыльцы.
  10. Аргументы в пользу того, что христианство тормозило развитие науки
  11. Б.8-2. Управление развитием и функционированием организации.
  12. Б18-1.Развитие, воспитание и формирование личности. Факторы формирования личности.

Младенцу принадлежит активная роль в его когнитивном развитии. Пиажесчитал, что младенцы — активные, динамичные и творческие существа, обладающие ментальными структурами — схемами, которые обрабатывают и организуют информацию. С возрастом эти схемы превращаются в более сложные когнитивные структуры. Это преобразование осуществляется через прохождение ряда стадий, на которые ребенок может переходить в различном возрасте, но всегда в одной и той же последовательности.

1. Сенсомоторный период до 24 мес. Основные паттерны сенсомоторного поведения, начинающиеся как рефлексы, приводят младенцев к формированию схем через процессы ассимиляции и аккомодации. Уже заложенные в них паттерны, такие как взгляд, зрительное слежение, сосание, хватание и плач (крик) превращаются в ранние понятия (представления) детей о предметах, людях и о самих себе. Таким образом, именно в сенсомоторном поведении заложены истоки интеллекта.

2. Адаптация. Процесс привыкания к новым элементам окружающей среды, их «регистрации», дающей возможность последующего использования. В качестве примера Пиаже описывал игру своей 7-месячной дочери Люсьен с пачкой сигарет. В отличие от 2-летнего ребенка, который (как это ни прискорбно!) мог бы достать сигарету из пачки и сделать вид, будто курит ее, в поведенческом репертуаре Люсьен такие действия пока отсутствовали. Она обращалась с пачкой сигарет так же, как и с любым другим предметом или игрушкой, которые попадали в ее руки. Рассмотреть, взять в рот, схватить и стукнуть — таковы единственные доступные ей схемы манипулирования. Другими словами, она ассимилировала пачку сигарет в существующие у нее схемы. При ассимиляции каждого нового предмета дети немного изменяют паттерны, или схемы, своих действий.

При помощи хватания, сосания и жевания происходит аккомодация новых объектов. Постепенно из базовых сенсомоторных схем младенца развиваются более сложные когнитивные способности. Большая часть обучения младенцев носит случайный характер.

Игра с предметами. Несмотря на то что достижения детей в играх с предметами часто остаются незамеченными родителями и воспитателями, эти достижения играют важную роль в когнитивном развитии ребенка. Игра с предметами в своем развитии проходит ряд стадий:

К 4-5 месяцам младенцы обычно уже дотягиваются до предметов, схватывают их и удерживают в руках.

Видео (кликните для воспроизведения).

5-месячные-простая исследовательско-манипулятивная деятельность.

большинство младенцев исследуют предметы: дети размахивают ими, крутят во все стороны, проверяют на прочность, ударяя их о другие предметы. Однако они еще не понимают назначение вещей.

К 12 месяцам младенцы сначала останавливаются и обследуют предмет, прежде чем отправить его в рот.

К 15-18 месяцам они пробуют использовать предметы по их непосредственному назначению, например могут делать вид, что пьют из чашки или причесываются детской расческой.

К 21 месяцу дети уже используют многие предметы по назначению: они кормят куклу с ложки, усаживают ее на сиденье игрушечного автомобиля или пытаются открыть воображаемую дверь с помощью ключа.

Читайте так же:  Что делать, если все надоело

К 24 месяцам их игра еще больше напоминает реальность: малыши выводят своих кукол на прогулку и выстраивают в очередь игрушечные машины с прицепами.

К 3 годам дошкольники могут превращать своих кукол в воображаемых людей, действующих по своей воле. Их кукла может теперь «сама» выйти во двор, наколоть дров, принести их в дом и растопить воображаемый очаг.

Подражание. В течение первых 2 месяцев жизни дети лишь время от времени подражают действиям играющих с ними взрослых.

мимическое подражание на 2-м или 3-м месяце исчезает и возобновляется вновь лишь через несколько месяцев

В 3-4 месяца некоторые малыши и их мамы начинают играть друг с другом в «разговор».

К 6-7 месяцам способность младенцев подражать жестам и действиям взрослых значительно улучшается. Сначала малыши подражают лишь тем жестам, для которых у них уже есть схемы действия: разжимают и сжимают кулачок, тянут ручки в направлении предмета.

Но к 9 месяцам они уже могут подражать новым жестам и действиям, в которых заняты обе руки, например ударять одним предметом о другой.

На втором году жизни дети начинают имитировать серии действий или жестов даже спустя некоторое время после того, как они их видели. Сначала они подражают только тем действиям, которым им хочется подражать. Несколько позднее они, по инициативе родителей, подражают им, когда те показывают, как чистить зубы или есть вилкой, ложкой или китайскими палочками. Некоторые малыши даже к горшку приучаются без особых усилий, просто подражая старшим детям.

Маленькие дети демонстрируют устойчивые индивидуальные различия в способности к отсроченной имитации: некоторые из них гораздо лучше умеют имитировать действия по прошествии времени, чем другие, независимо от возраста.

Постоянство объектов. Согласно теории Пиаже, главным достижением сен-сомоторного периода является понимание младенцами постоянства объектов. Постоянство объектов — это осознание факта, что объект существует во времени и в пространстве, независимо от того, находится ли он прямо сейчас в перцептивном поле младенца. По мнению Пиаже, большинство младенцев не достигают развития постоянства объектов до 18 месяцев, хотя уже в 8-месячном возрасте у них появляется представление о «постоянстве» своей матери или своего отца. В отношении всех остальных объектов младенцы живут в буквальном соответствии с пословицей «с глаз долой — из сердца вон»: если они чего-то не видят, значит, это нечто и не существует.

Развитие понимания постоянства объектов связано с рядом других когнитивных достижений. Во-первых, младенцы должны начать узнавать знакомые предметы, что доступно им уже в возрасте 2 месяцев. Например, они оживляются при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ними ухаживает. Во-вторых, 2-месячные дети уже могут следить за движущимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется из-за укрытия. При этом их взгляд очень точно и синхронно следует за скрывшимся предметом. Но их, по-видимому, не беспокоит, если с другой стороны ширмы появляется совершенно новый предмет. В целом, дети до 5 месяцев могут очень спокойно относиться к всевозможным трансформациям окружающих их предметов.

Дети старше 5 месяцев более наблюдательны. Они проявляют беспокойство, если с другой стороны ширмы появляется новый предмет или тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали

Поисковое поведение младенца также проходит в своем развитии ряд предсказуемых стадий. Младенцы младше 5 месяцев не пытаются искать предмет: кажется, что они сразу забывают о нем, как только он исчезает из поля зрения. Поисковое поведение появляется где-то между 5-м и 8-м месяцами. Детям в этом возрасте доставляют большую радость игры типа пряток: им нравится прятаться под одеялом или закрывать глаза руками и «возвращать мир на место», отнимая руки от глаз. Тем не менее поисковые способности детей до 1 года все еще имеют некоторые ограничения. Если одна игрушка исчезает за дверцей, а вместо нее при следующем открытии дверцы появляется новая, то они удивляются, но принимают эту замену как должное. У детей постарше, между 12 и 18 месяцами, это уже вызывает недоумение: куда делась первая игрушка? И они пытаются ее отыскать.

Память. 4-месячные младенцы предпочитают смотреть на новые предметы, а это означает, что они достаточно хорошо помнят уже виденное. Малыш, подражающий взрослым, должен обладать способностью запоминания производимых ими звуков и движений, которые они совершают. Младенец, ищущий игрушку там, где у него на глазах ее спрятали, вспоминает место, где она лежит.

Даже самые маленькие дети, по-видимому, обладают хорошей зрительной памятью. 2-месячные дети хранят в памяти зрительные впечатления. 5-месячные дети узнают однократно показанное изображение через 48 часов, а фотографии человеческих лиц — спустя 2 недели. Ряд исследований указывает на то, что младенцы обладают и долговременной памятью, по крайней мере на яркие события. В одном исследовании детям удалось вспомнить эксперимент, проводившийся двумя годами раньше. В дальнейшем удалось выявить различные факторы, определяющие степень сохранности ранних воспоминаний. Особое значение имеет фактор наличия или отсутствия движения или перемещения ребенка в пространстве в тот момент, когда он впервые сталкивается с объектами, которые ему необходимо будет вспомнить впоследствии. Кроме того, музыка, транслирующаяся во время запоминания, может улучшать удержание данного события или объекта в памяти (Fagen et al., 1997).

Символическая репрезентация — способности символически представлять или иным образом осмыслять то, что в физическом смысле отсутствует. В возрасте между 6-м и 12-м месяцами дети начинают действовать «понарошку», т. е. представлять предметы, события или идеи с помощью собственных действий. Воображаемые действия проходят ряд предсказуемых стадий. Первая стадия наступает в возрасте 11-12 месяцев: большинство годовалых детей могут изобразить, что они едят, пьют или спят, т. е. в символической форме представить знакомые им действия. В течение нескольких следующих месяцев количество и разнообразие действий «понарошку» стремительно увеличивается. Поначалу дети не нуждаются в предметах, чтобы представить воображаемую ситуацию: ребенок может притвориться спящим, просто свернувшись на коврике. Но по мере взросления дети все чаще используют в символической игре игрушки и другие предметы. В возрасте от 15 до 18 месяцев они уже кормят братьев, сестер, кукол и взрослых,

Читайте так же:  Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Между 20-м и 26-м месяцами жизни они уже могут вообразить, что предмет представляет собой нечто иное, не то, что он есть на самом деле. Метла может превратиться в лошадь, бумажный пакет — в шляпу, а паркетный пол — в бассейн. Такие формы воображения являют собой следующий шаг в когнитивном развитии.

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Читайте так же:  Душевная боль

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Когнитивные функции и возраст человека

Развивай мозг с молоду вместе с Wikium.ru, ведь когнитивные функции предопределяются уже с самого младенческого возраста, когда ребенок сначала устанавливает эмоциональный контакт со взрослым, а затем постепенно, с его помощью, начинает манипулировать предметами. Он открывает для себя их явные и скрытые свойства. Далее, в период с года до трех, мышление, память и остальная когнитивная сфера начинают развиваться особенно интенсивно. Ребенок всё берёт в руки, достаёт самые интересные вещи с самых дальних полок и создаёт тем самым большие неудобства родителям. Однако, для нормального развития это ему необходимо. Тем самым он расширяет свои взаимодействия с миром, исследует его, и на выходе формируется наглядно-действенное мышление. Он учится решать поставленную задачу путем реального, физического преобразования ситуации, взаимодействуя с вещами и предметами. Важную помощь в этом, конечно же, играет возможность ребенка ходить, появляющаяся в конце первого года жизни и постепенное развитие речи.

[1]

Так, ребенок переходит в дошкольный возраст (3-6 лет), где главной его деятельностью является игра. Казалось бы, что игры – занятие абсолютно бесполезное и обеспечивающее лишь беззаботное детство, однако, это не так. Детские игры – это обязательное условие нормального развития ребенка, как в плане овладения общественными взаимоотношениями, так и в плане развития его когнитивной сферы. Игра – это воссоздание человеческой деятельности, позволяющая дошкольнику усвоить социальные нормы и правила. Одно из основных свойств, вырабатывающееся в течение игры, напрямую влияющее на дальнейшее развитие когнитивных функций – это произвольность, то, благодаря чему ребенок получает возможность в дальнейшем планировать и регулировать свою деятельность.

Что касается мышления, то тут помимо наглядно-действенного, на первый план выступает наглядно-образное мышление, то есть способность решать поставленную задачу с помощью представления предметов и ситуаций, вместо реального манипулирования ими. В дошкольном возрасте происходит переход к понятийному интеллекту, ребенок начинает понимать причины явлений, учится рассуждать. Очень активно в этом возрасте так же развивается воображение. Кроме того, значительные изменения происходят в структуре памяти ребенка – он начинает пользоваться знаками и средствами запоминания, что значительно расширяет его возможности. Внимание становится устойчивым. И всё это возможно благодаря игре. Очень важно, чтобы родители обращали на это внимание и старались развивать когнитивные способности дошкольника с помощью специально подобранных игр. Тогда процесс обучения для ребенка будет простым и интересным.

В итоге, с вполне достаточной сформированностью восприятия, памяти, внимания, воображения и речи ребенок в возрасте 6 лет готов идти в школу.

Основа учебной деятельности – усвоение системы научных понятий. В течение обучения, в школе у ученика формируется словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память (образная и вербальная), произвольное внимание, письменная речь. Школьник учится анализировать – выделять из целого части, составляющие его компоненты. Важной вехой в школьном обучении является развитие абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки предметов, отвлекаясь от их наглядных свойств), и дивергентного мышления, т.е. решения задач в виде генерирования сразу множества решений (что является основой творческого мышления). Так же важным новым образованием в когнитивной сфере подростка является появление когнитивного стиля, т.е. формирование устойчивых познавательных стратегий, используемых при запоминании и мышлении.

Так, к концу школы выполняется вся основная часть формирования когнитивных функций. В дальнейшем, происходит уход в профессиональную сферу деятельности, развитие отдельных выбранных умений и навыков, поддержание интеллектуального уровня.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наш мозг активно развивается лишь до 21 года, но это вовсе не значит, что после этого возраста стоит опускать руки и ничего больше не делать для развития когнитивной сферы. Усиленная умственная деятельность заставляет клетки нашего мозга работать активнее и вовлекаться в формирование новых связей, что способствует более длительному сохранению высокого уровня когнитивных способностей. Это важно учитывать, поскольку с возрастом наблюдается снижение операционно-динамического, подвижного интеллекта, то есть способности решать новые задачи независимо от предыдущего опыта, мыслить логически. Однако, предметно содержательный интеллект, представляющий собой способность использовать накопленный опыт и усвоенные навыки, возрастает. Не стоит забывать, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в любом возрасте (и даже в старости) – именно поэтому стоит всегда уделять внимание развитию своих когнитивных функций.

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

  2. Энциклопедия современной женщины. Семья и карьера. — М.: Мир книги, 2002. — 350 c.

  3. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.
Стадии когнитивного развития ребенка — что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here