Становление психологии, как науки о сознании человека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Становление психологии, как науки о сознании человека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

История становления психологии как науки

Читайте также:

  1. I. Краткая история СССР периода 1917-1985 годов
  2. I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
  3. II. Природа и история
  4. VIII. Предвидения в области психологии народов.
  5. А. Что такое история для неученых?
  6. А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. Очерки современной церковной психологии
  7. Авангардизм. История термина и его идейное наполнение
  8. Адвокатура (понятие, история и перспективы развития, правовые основы деятельности).
  9. АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
  10. Анализ способов восстановления дефекта
  11. Аналитическая записка к проекту постановления об отказе в удовлетворении жалобы
  12. Ассорти методик самовосстановления

Этапы развития психологии

4 этап Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. (3)

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII — XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 — 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Читайте так же:  Как перестать ныть

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 695 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Становление психологии, как науки о сознании человека

Еще в древние времена человека посещали мысли о том, как он воспринимает окружающую его среду и себя, как происходит этот процесс и на чем основан.

Давайте попробуем определить, что такое сознание, а также какое место данное понятие занимает в структуре научного знания.

Теории возникновения сознания вы найдете в нашей статье.

Что это такое в психологии: определение понятия

Сознание представляет собой высшую форму психики человека, образующуюся и развивающуюся под влиянием социально-исторических условий в процессе общения и трудовой деятельности человека.

Его называют также обобщающим элементом всех психических актов.

Ведь в деятельности психики отсутствуют отдельные явления и акты, так как все связаны между собой, хоть и сохраняют присущую им специфику.

Рассмотрим также основные характеристики данного понятия:

  • разделение субъекта и объекта, то есть человек понимает, что относится к «Я», а что нет;
  • отражение при помощи различных познавательных процессов (таких как мышление, восприятие, воображение, ощущение и т.д.) мира, который окружает человека;
  • обеспечение стремлений в деятельности человека. Это объясняется тем, что он становится способен понять свои мотивы и желания, поставить перед собой цель, вносить требуемые коррективы и прикладывать необходимые усилия;
  • эмоционально-оценочное отношение ко всем аспектам жизнедеятельности;
  • самооценка как собственных поступков, так и в целом по отношению к себе.

Поток сознания — это термин, введенный философом У. Джеймсом, который означает некий поток ощущений, мыслей, воспоминаний, непрерывно возникающих и переплетающихся между собой.

Это понятие исходит из того, что этот процесс является непроизвольным и непрерывным, остановить его невозможно. Кроме того, термин часто используют по отношению к внутреннему диалогу индивида.

Возникновение

Когда возникла психология как наука о сознании?

Термин «сознание» появлялся еще в трудах древних философов.

Но только в конце 19 века исследователь В. Вунд предлагает использовать его в качестве предмета психологии. Таким образом начинается новое направление — психология как наука о сознании.

В.Вунд стал основоположником классической психологии сознания, объединяющая в себе идеи и достижения предшественников в этой сфере. Именно ему удалось организовать целостную научную психологическую школу.

Суть этого направления заключается в том, что явления этого акта невозможно свести к физическим стимулам, воздействующих на субъекта. Психическая жизнь отличается наличием самобытных причин.

Постепенно сужая класс психических процессов, представители данного направления смогли обнаружить ряд важных законов функционирования психики.

Таким образом, рассматриваемое направление в итоге выступило в качестве основы для выделения психологии как самостоятельной дисциплины.

Как общаться с подсознанием? Читайте об этом здесь.

Предмет исследования

Предмет психологии менялся вместе с развитием данной дисциплины, постоянно расширяясь и дополняясь.

Сперва это была наука о душе — этим объясняли все, что было непонятно для человека и что нельзя было разумно объяснить.

Но становление научного направление связано именно с термином «сознание». Это определение изучали и трактовали различные исследователи, например, Дж. Локк считал, что это самое первое, что обнаруживает в себе человек.

Итак, предмет исследования этого явления рассматривали многие научные деятели. В конце 19 века начинают активно проводить эксперименты. Наиболее значительными из них стали эксперименты В. Вундта, которого мы уже упоминали выше.

Что выступает психологическим механизмом самосознания?

Самосознание личности — это понимание и оценка индивидом себя как личности и субъекта познавательной и практической деятельности.

Иными словами, человек выделяет самого себя из всего окружающего мира, определяет в нем свое место. Важное значение в этом понятии имеет формирование и становление личности.

Это понятие имеет непосредственную связь с обществом и деятельностью человека, так как возникает у человека не сразу, а складывается в процессе его развития под воздействием множества социальных факторов.

Стоит отметить, что рассматриваемое определение также тесно связано с рефлексией, которая и выступает в качестве его психологического механизма.

Под рефлексией понимают размышления человека о самом себе, о своей жизни и своем предназначении.

При этом ее уровни могут быть очень разными. Так, это может простое понимание себя или же глубокие мысли о содержании и смысле своего существования.

Свойство высокоорганизованной материи

Многие исследователи соглашаются с тем, что сознание можно охарактеризовать в качестве продукта или свойства высокоорганизованной материи, то есть человека. Природа и сущность связи между свойством и самой материей активно изучается в различных дисциплинах.

При этом довольно часто его характеризуют как свойство именно мозга. Но такое определение ошибочно. Дело в том, что мозг — это в первую очередь биологический орган.

Сознание же формируется под воздействием социальных факторов. Поэтому правильнее определять его как свойство такой высокоорганизованной материи как человек.

Психика, психофизиология и психодиагностика

Такие понятия как «психика» и «сознание» тесно связаны между собой. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Так, если рассматривать определение психики в ее широком смысле, как пространство внутреннего мира человека, то, в таком случае, сознание следует характеризовать как высшую форму психики, то есть как все явления, которые осознает человек и в которых отдает себе отчет.

Читайте так же:  Как быть, если муж хочет ребенка, а я не хочу

Но довольно часто эти определения трактуют в более узком понимании. Тогда психика скорее направлена на внешний мир, а сознание — на внутренний.

В качестве психофизиологического феномена оно является одним из самых сложных проявлений функционирования мозга.

Самосознания занимает важное место в структуре дисциплины. Как мы уже отмечали ранее, это такой процесс, в ходе которого субъект становится способен определить отношение к самому себе и познать себя.

Психодиагностика самосознания направлена на выявление его продукта представления субъекта о самом себе. При этом можно использовать следующие методики психодиагностики:

  1. Самоотчет — выполняется в форме описаний своих чувств и эмоций.
  2. Контрольные списки — предлагаются списки качеств и из них человеку нужно выбрать те, что наиболее подходят ему.

  • Опросники — включают в себя различные утверждения по поводу отношения субъекта к себе в различных сферах жизни. Ему нужно определить насколько он согласен с ними в соответствии с разработанной к опроснику шкале.
  • Свободные самоописания — подразумевают последующий анализ и обработку.
  • Что такое бессознательное по Фрейду? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Измененные состояния

    Под измененным состоянием сознания понимают особенное состояния человека, являющееся непривычным для него самого и заметным для окружающих.

    Для лучшего понимания отметим, что к нормальным состояниям относят бодрствование и сон.

    От ясного и нормального сознания измененное отличается тем, что индивид теряет способность к четкому самоопределению.

    При этом появляются нарушения в обычном мышлении, человек больше действует согласно чувствам и неким образам. Он теряет ощущения времени, а иногда и реальности.

    Измененные состояния, если они переживаются кратковременно, являются характерным свойством здоровой психики.

    Они могут быть вызваны различными способами. При этом иногда они появляются как результат какой-либо патологии.

    В основном возникновение измененного состояния используют различную химию, такую как этиловый спирт (алкоголь), наркотические вещества (например, марихуана, кокаин, медикаменты и т.д.). При этом вызывает их чаще всего сам человек по своей воле.

    Если же измененное состояние возникает часто и не от употребления химических веществ, то, скорее всего, речь идет о психических заболеваниях.

    Проблема изучения

    В структуре научного знания данное понятие и его исследование отличается несколькими существенными затруднениями, возникающими у исследователей. Особенно это касается непосредственного изучения его природы.

    К основным проблемам этого понятия можно отнести:

    • в отличие от других психических функций оно не локализуется во времени и пространстве. В результате этого возникают определенные трудности его исследования в определенных направлениях науки;
    • психологические явления появляются у человека непосредственно в тот момент, когда он начинает их осознавать.

    [2]

    Кроме того, необходимо отметить, что сам термин довольно долгий период времени не имело четкой характеристики и определения.

    Оно являлось отличием сознательных психических процессов от бессознательных.

    Иными словами, так называли некую окраску, сопровождающую большую часть актов психики.

    Только спустя большое количество времени организация данного психического акта была изменена и дополнена. Так, теперь сюда включали такие компоненты, как предмет и знак, входящих в структуру этого понятия.

    Таким образом, несмотря на проблемы сознания, его все равно относят к высшему уровню понимания процессов психики и саморегуляции, которые имеются у человека.

    Бихевиоризм — критика психологии сознания

    Бихевиоризм в качестве направления появился благодаря трудам ученого Дж. Уотсона. Он решил пересмотреть предмет психологии, так как решил, что необходимо исследовать не сознание, а непосредственно поведенческие процессы. Именно на этом и основан бихевиоризм.

    Основоположники и последователи бихевиоризма не признают идею изучения этого процесса совсем, они считают метод познания себя и рефлексии несостоятельным.

    По их мнению, предметом науки может выступать лишь то, что можно внешне наблюдать, то есть факты поведения индивида.

    Их можно явно видеть и наблюдать. Кроме того, по поводу поведенческих явлений можно добиться явного согласия нескольких наблюдения.

    Что касается фактов сознания, то они доступны только самому субъекту и их невозможно наблюдать извне. В связи с этим совершенно невозможно доказать их достоверность.

    Как мы уж отметили, началось это с идей Дж. Уотсона, который не признавал существование данного процесса в качестве представителя или элемента научного исследования.

    Он заявлял, что необходимо заниматься теми актами и процессами, чье существование определенно точно доказано. Кроме того, они должны подвергаться наблюдению извне.

    Понимание и осознание самого себя имеет важное значение для человека, в связи с этим такое направление как сознание активно изучается и разрабатывается и в наши дни. Тем не менее, еще много вопросов, касающихся данного психического явления, остаются неоднозначными и нераскрытыми.

    Бихевиоризм и психология:

    Психология как наука о сознании (стр. 1 из 3)

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Министерство внутренних дел РФ

    факультет заочного и вечернего

    109028 Малый Ивановский пер. дом 2

    Контрольная работа по «Истории психологии»

    Тема № 3: Психология как наука о сознании.

    Ф. Карамнова И. Наталья О. Николаевна Курс 1 сокращенной на базе высшего образования (набор 2009 г.) формы обучения № зачетной книжки 012/09- 08/СП-Б № варианта_3 ___ № группы __2______

    Дата получения работы секретариатом Дата получения работы кафедрой

    Дата сдачи работы секретариатом Дата окончания проверки работы преподавателем

    Глава1. Выделение сознания как критерия психики ……………..……..4

    1.1. Психологическое учение Рене Декарта………………………….…….4

    Глава 2. Оформление эмпирической психологии о философских учениях XVII в ………………………………………………………………. 8

    2.1. Эпифеноменализм Т. Гоббса…………………………..………………. 8

    2.2. Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка. 9

    Глава 3. Становление ассоциативной психологии ……………………. 9

    Глава 4. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX в …………………………………..13

    Список используемой литературы ………………………………………..14

    Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделим от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.

    Читайте так же:  Основные факторы, влияющие на формирование личности человека

    Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

    К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

    К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

    Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа — по Аристотелю — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, — говорил Аристотель своим ученикам, — кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.

    Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    [1]

    Глава 1. ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ

    С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

    С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

    Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно-научным методом.

    Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины» 1 , т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными — вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

    1 Декарт Р. Избранные произведения.— М., 1950. С. 426.

    Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неот­делимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непо­средственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах лож­ны и не содержат доказательства их существования, та с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.

    Таким образом, Декарт избирает новый способ ис­следования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (со­мнений), т. е. субъективных состояний. При этом в от­личие от задачи, стоящей перед предыдущим изложе­нием, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объек­тах, здесь требуется определить сущность «Я».

    Становление предмета психологической науки

    История становления психологии как самостоятельной науки

    Психология– наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

    Становление предмета психологической науки

    1 этап. Учение о душе (с древности до XVII в.).

    В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая(линия Демокрита) и идеалистическая(линия Платона).

    2 этап. Представление о психике в философских учениях (XVII в. до второй половины XIX в.).

    XVII в.: научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений как фактов внутреннего опыта.

    XVIII в.: понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации, аффекте, мотиве были построены на умозрительном представлении об организме как «машине тела».

    XIX в.: разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

    Читайте так же:  Различные типы отношения человека к своей болезни

    Идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Метод исследования интроспекция (самонаблюдение).

    Материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психики применялись методы (наблюдение, эксперимент).

    3 этап. Выделение психологии самостоятельную науку (вторая половина XIX в. до настоящего времени).

    Основные направления зарубежной психологии

    В. М. Вундт

    (1832–1920) основал в Лейпциге в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, ее работа заложила основы экспериментальной психологии.

    Подходы и направления в изучении психики и сознания:

    бихевиоризм, изучает поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;

    психоанализ– анализ бессознательных механизмов поведения человека;

    когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

    гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

    В настоящее время психологи придерживаются эклектического подхода,то естьотбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.

    Отечественная психология развивалась естественно-научным путем. В. М. Бехтерев (1857–1927)– основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885). Г. И. Челпанов

    (1862–1936) – первый в России Психологический институт (Москва, 1912). Основные концепции начала ХХ в.: § культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский); § теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). С начала 60-х годовXX в. активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной, военной психологии и др.. Актуальные проблема конца XX столетия это вопросы методологии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов), пересмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский).

    Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 601 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Развитие психологии как науки

    Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

    Известный психолог конца XIX − начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

    Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» − душа, «logos» − наука, учение, то есть − «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение природы душевных явлений и является первым этапом в становлении предмета психологии.

    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

    Предметом изучения психологии

    является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

    Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

    I этап

    − психология как наука о душе. Возникает в V веке до н.э. в связи с появлением трактата Аристотеля «О душе», считающегося первым психологическим трудом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

    II этап

    − психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап

    − психология как наука о поведении. Возникает в XIX веке. Задача психологии − ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап

    − современный этап развития психологии (начиная с XX века по настоящее время). Психология сегодня – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

    Читайте так же:  Изучение психологии и состояния своего внутреннего ребенка

    Таким образом, современная психология − это наука, изучающая явления и закономерности развития и механизмы функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объектом ее изучения является психика человека, а предметом − факты, закономерности, механизмы психики. При этом под психикой понимают свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

    Отрасли психологии

    Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека,знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.Психология тесно связана с историей обществаи его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации − орудия труда и знаковые системы. Человеческая психика формируется в условиях общественных отношений, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

    Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

    В результате «контактов» психологии с другими науками, психология обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивает ее целостность как самостоятельной науки.

    В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

    Изучение психологических наук, как правило, начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

    Общая психология

    – раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Она раскрывает сущность структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносятся психика и мозг и др.

    Основополагающими идеями, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений, являются принципы психологии. На рисунке 1 представлены важнейшие принципы современной психологии.

    Рис. 1. Основные принципы психологии

    Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

    [3]

    Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.

    Если в основу классификации положить отношение человека к обществу − принцип детерминизма − можно выделить социальную психологию и психологию личности.

    Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

    Рис. 2. Отрасли психологии

    По характеру деятельности

    можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

    Психология трудаизучает закономерности формирования и проявления (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. Исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях общественного разделения труда. В рамках психологии труда сложилась промышленная, транспортная, авиационная, юридическая, медицинская психология, развиваются исследования в области военной психологии, большое значение приобретают исследования по психологии труда в сфере управления и обслуживания.

    Инженерная психологияизучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

    Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности; занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

    Источники


    1. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.

    2. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.

    3. Рубин, Гретхен Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
    Становление психологии, как науки о сознании человека
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here