Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой

Сегодня мы рассмотрим тему: "Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Состояние эмоциональной напряженности: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. — возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражается в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности Личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация — расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс — давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Селье — теория стресса:: как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных, неспецифичных реакций организма, которые подготавливают его к физической активности. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога — стабилизация (адаптация) — истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). Сила и длительность раздражителей.

Аффект — кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.

Психологический стресс. Состояния напряжения и напряженности.

Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие «стресс» первоначально использовалось в физиологии. В последующем возникло много толкований этого понятия, что позволило Г. Селье отметить, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание».

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

. Под этим фактором понимается комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

. Под этим фактором понимается характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражающих явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности.

В группе психических состояний выделяют:
— Состояния психического стресса.

-Эмоциональные состояния.

Рост работоспособности может быть вызван не только положительными эмоциями, но и отрицательными эмоциями. С другой сторон, положительные эмоции могут явиться причиной понижения работоспособности и надежности в работе. Некоторые эмоциональные состояния (например, сильная ярость) могут стимулировать резкое повышение работоспособности, связанной с большими физическими нагрузками, и понижение эффективности некоторых видов операторского труда, работы корректоров и др.

2.1 Состояние психического стресса.

Психический стресс — это состояние чрезмерной психического напряжения, а также напряженности и возможной дезорганизации деятельности и поведения. Последние состояния могут развиться в условиях угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера.

Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Психологический стресс представляет собой прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

Когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров (механические повреждения, инфекции, большие физические нагрузки, термические, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и др.). Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающимися в себя стадию тревоги, повышенной сопротивляемости организма и стадию истощения.
1. Стадия тревоги
состоит из двух фаз:
— шока — общее понижение функций,

— противошока

— общее повышение функций до уровня выше исходного за счет включения не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме, за счет резкого увеличения выработки ряда гормонов (адреналина, норадреналина и др.), которые вызывают измеанения в деятельности сердечной, дыхательной, мышечной, кровеносной, иммунной систем организма для мобилизации всех ресурсов.

2.Стадия повышенной сопротивляемости организма

:
Может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

3.Стадия истощения:

Читайте так же:  Развитие ребенка по месяцам до года

Появление нарушений в организме под действием избытка гормонов происходит спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты и др. проявления.

Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдержать лишь определенное количество стрессов, но кто-то больше, кто-то меньше. У каждого свой уровень стрессо-устойчивости, превысив который, человек приобретает острые, хронические соматические и нервные заболевания, вплоть до смертельного исхода.

Эмоциональные состояния.

Выделяют:
— Эмоциональное возбуждение

Эмоциональное возбуждение

– активизация различных функций организма. Эмоциональное возбуждение обычно не связано с активными волевыми действиями.
Эмоциональное напряжение — состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности.
Эмоциональную напряженность — состояние характеризующее рассогласование функций при достижения ими своих предельных возможностей. В таки условиях эмоциональное возбуждение или напряжение могут перерасти в эмоциональную напряженность. В состояние, для которого характерно временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной работоспособности и высокой эмоциональности.
Если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функций организма, и это биологически целесообразно, то при напряженности возникает выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности в работе или полная утрата работоспособности.

Состояния операционной и эмоциональной напряженности

(операторной, «деловой») — это вид напряженности возникает как результат усложнений или непредвиденных затруднений выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.).

Виды психологического стресса и соответствующие им психофизиологические состояния представлены в табл. .

Психологический стресс: Психофизиологическое состояние:
1.Эмоциональный стресс: -Умеренно выраженный; -Выраженный; -Чрезмерно выраженный. Нервно-эмоциональное напряжение; Нервно-эмоциональное напряжение: Нервно-эмоциональная напряженность
2. Информационный стресс: -Умеренно выраженный; -Выраженный; -Чрезмерно выраженный. Нервно-эмоциональное напряжение; Нервно-эмоциональное напряжение: Нервно-эмоциональная напряженность

Напряженность может проявляться в различных формах:
— В тормозной форме, в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора

В возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями

В диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий. При преодолении напряженности перечисленные напряжения исчезают.

Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяется внешними и внутренними факторами:

— Внешние, экстремальные факторы —

это такие, характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора наблюдается, как правило, состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов. Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели.
Внутренние эмоциональные факторы – это характеристики нервной деятельности как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и другие. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека.

Кроме того, представления о значении какого-либо явления или действия складываются в определенной социальной среде. Однако каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации. В основе такой интерпретации лежат психологические особенности конкретной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (рис. ).

Рис. . Факторы формирования отношения к опасной ситуации.

Составляющие личностного смысла – интеллектуальное и эмоциональное восприятие. Человек не только оценивает степень опасности – она вызывает у него эмоциональные переживания. Эмоциональная сторона отношения к опасной ситуации складывается из значимости-ценности и значимости-тревожности. Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации, как правило, это чувство тревоги. Тревожность обусловлена трудностями, опасностями и возможными последствиями ситуации. У человека, имевшего в прошлом негативный опыт выхода из какой-либо опасной ситуации, уровень тревожности может возрасти. Причем не только как реакция на опасность реальную, но так же и возможную, независимо от степени ее угрозы. С другой стороны, тревогу порождает и недостаток профессионального и жизненного опыта, неуверенность в себе и в своей безопасности.

Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена и фрустрация, как состояние вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями к достижению желаемой и очень важной для человека цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций, проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости.

В ряде случаев фрустрация может проявляется и в противоположных реакциях: депрессии — пониженной активности, или в особых формах, например, капризного поведения. Одно из характерных его проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящим к несчастным случаям.

Напряженность может проявляться в различных формах:
— В тормозной форме, в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора

В возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями

В диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий. При преодолении напряженности перечисленные напряжения исчезают.

Способность к действиям без напряженности или, наоборот, предрасположенность к развитию состояния напряженности определяется внешними и внутренними факторами:

— Внешние, экстремальные факторы —

это такие, характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора наблюдается, как правило, состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов. Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели.
Внутренние эмоциональные факторы – это характеристики нервной деятельности как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и другие. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека. Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние.

Читайте так же:  Сдвиг мотива на цель понятие и значение

Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена и фрустрация, как состояние вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями к достижению желаемой и очень важной для человека цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций, проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости.

В ряде случаев фрустрация может проявляется и в противоположных реакциях: депрессии — пониженной активности, или в особых формах, например, капризного поведения. Одно из характерных его проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящим к несчастным случаям.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ: ТРЕВОЖНОСТЬ, ФРУСТРАЦИЯ, СТРЕСС, АФФЕКТ

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

[3]

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности Личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Селье – теория стресса:: как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных, неспецифичных реакций организма, которые подготавливают его к физической активности. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога – стабилизация (адаптация) – истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). Сила и длительность раздражителей.

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

1. нарастание напряженности;

2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

4. упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.

Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 891 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Стресс. Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой

Читайте также:

  1. Какие могут быть поведенческие реакции на стресс.
  2. Общение и стресс.
  3. Особенности настроений и аффектов .стресс.
  4. Представление об аутогенном менеджменте. Способы контролировать стресс.
  5. Стресс.
  6. Стресс. Теории стресса.

Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борь-бу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Фрустрация.

Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.

Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 398 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Как бросить девушку

Определение стресса. История изучения этого явления.

Стресс- неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

В современной литературе стресс имеет несколько определений:

-стресс как реакция

-событие, несущее доп. Нагрузку(т.е явл. Ситуативным)

-стресс как промежуточная переменная

-стресс как особое состояние

Стресс – неспецифическая ответная реакция, способствующая адаптации. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов.

1)стрессоры активной деятельности

-стрессоры победы и поражения

3)стрессоры рассогласования деятельности

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907—82). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опуб­ликовал первые наблюдения о больных, страдающих рас­стройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная сла­бость, повышенное артериальное давление, утрата моти­вации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной тка­ни (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри орга­низма он ввел понятие «стресс».

Всякий стимул, воздействующий на организм, вызыва­ет ряд адаптационных (приспособительных) реакций орга­низма и обладает специфическими (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифически­ми (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. Таким об­разом, все воздействующие агенты (стрессоры) кроме спе­цифического эффекта вызывают неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Поэтому в настоящее время понятие «стресс» принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъяв­ляемое к нему требование.

Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враж­дебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вы­зываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую кварти­ру). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и глав­ное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрос­ти, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляю­щую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (не­разрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). По­этому нельзя говорить, что стресс на хорошие события по­лезен, а на плохие — вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По прин­ципу «лучшее — враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Се­лье является отрицание ведущей роли центральной нерв­ной системы в происхождении стресса.

Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представ­ляет универсальную модель защитных реакций, направ­ленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутстви­ем стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицатель­ных эмоций с участием механизмов психологической за­щиты личности.

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая про­водит разделение системного (физиологического) и пси­хического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и вне­шние процессы, при котором физиологические и психо­логические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на орга­низм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в пре­вращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмо­циональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрес­совых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

На уровне биологических изменений в организме эмо­циональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функцио­нальные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Физиологический стресс проявляется следующим об­разом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими пока­затели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции ка­кой-либо наиболее ослабленной функциональной систе­мы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответ­ствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточ­ными механизмами, устойчивый дисбаланс которых при­водит к возникновению болезни.

Читайте так же:  Управление мыслями

Современные взгляды на стресс отличаются условнос­тью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе все­гда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмо­циональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при дли­тельном или хроническом стрессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже единич­ный, кратковременный стресс — явление чрезвычайно сложное, затрагивающее все уровни функционирования организма, начиная от физиологического и заканчивая психологическим. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Тема 4. Эмоционально-волевая сфера личности

S: Под термином «эмоции» в психологии понимают…

-: чувство предрасположенности к человеку, влечение к нему

-: способность человека переживать и сожалеть о случаях нарушения нравственных норм

-: свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных условиях

+: переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей

S: Неспецифическая реакция организма на стрессор, проявляющаяся в мобилизации сил организма и общем напряжении, называется …

S: При осуществлении волевого действия особое состояние внутреннего напряжения, активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия, называется…

S: Интеллектуальные чувства выражают и отражают…

-: отношение личности к различным фактам жизни и их отражению в искусстве

+: отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности

-: отношение личности к другим людям

-: отношение человека к фактам жизни

S: В _________ проявляется личная значимость, оценка внешних и внутренних ситуаций, как удовлетворяются потребности человека.

S: Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:

S: Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:

S: В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:

S: В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:

S: Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции:

S: Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

S: Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это:

S: Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:

S: Показателем аффекта является:

-: незначительное изменение сознания

-: нарушение контроля воли за своими действиями

[2]

+: сохранение контроля воли за своими действиями

S: Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

S: Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:

S: Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

S: Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

S: Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это:

S: Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией – угрозой для благополучия личности, – это:

S: Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:

S: Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:

S: Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

S: Воля – регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий Это регулирование:

S: Критерием(ями) проявления воли не является(ются):

-: волевые качества человека

[1]

-: выбор мотивов и целей

+: показатель интеллектуального развития

S: Действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные, впервые проанализировал:

S: Параметром(ами), который( обычно используется(ются) для описания волевых процессов, является(ются):

-: только сила и направленность

-: только направленность и свобода

+: сила, направленность и свобода

S: Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

S: Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

S: Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. Эти эмоциональные переживания отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность.

Настроение

— это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека,

характеризует его жизненный тонус; такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное.

Основными источниками настроения являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Длительное плохое настроение может быть показателем неблагополучия.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Аффект

— это сильное, относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение; эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

В основе аффекта лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнения.

Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных острых жизненных ситуаций.

Читайте так же:  Как научиться мыслить позитивно

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

В состоянии аффекта происходит нарушение (сужение) сознания, изменяется функционирование всех психических процессов (внимания, мышления, памяти и т.д.):

· внимание концентрируется на объекте, который непосредственно связан с переживанием;

· меняется характер протекания мыслительных процессов (снижается способность прогнозировать последствия своих поступков), в результате чего становится невозможным целесообразное поведение;

· нарушается работа памяти (после аффекта человек, как правило, не помнит своего поведения во время протекания аффекта);

· утрата волевого контроля;

· бурное выражение эмоциональных переживаний.

Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Бывает и

так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов, анализируя аффективные состояния, указывал, что человек в состоянии аффекта, превышающего силу тормозной функции коры, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет состояние аффекта.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее.

Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются.

Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Стресс

. Понятие «стресс» ввел Ганс Селье в 1936 году. Стресс – состояние длительного и сильного напряжения, связанное с эмоциональнойперенагрузкой.

Стресс возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно.

Стресс возникает под влиянием сильных (экстремальных) воздействий (стрессоров).

· физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и пр.),

· психологические (факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса (в самой общей классификации):

Психологический стресс подразделяется на:

· стресс информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает прини- мать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений);

· стресс эмоциональный (появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.).

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в

переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Фрустрация

– психическое состояние переживания неудачи,обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели.

Фрустрацию можно рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. Эффективность деятельности при этом снижается.

1)фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию; 2)ситуация фрустрационная;

Фрустрация сопровождается гаммой (в основном отрицательных) эмоций: гневом, раздражительностью, чувством вины и пр.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы.

Н.Д.Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации.

Фрустрация возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распушенных детей.

Страсть

— сильное, стойкое, продолжительное чувство, которые захватывает человека, владеет им и проявляется в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Даже положительная страсть, если она мешает деятельности, обучению становится негативной. Когда человек, увлекаясь чтением или спортом, пропускает занятия, недосыпает, то само по себе чтение книжек из положительного действия превращается в негативное занятие. Страсть к алкоголю, курению и т.п. губительно отражаются на работе и жизни человека. Положительные страсти

— увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8547 —

| 7050 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Козлов, Н.И. На крыльях любви, или как делать семью / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2016. — 199 c.

  2. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.

  3. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.
Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here