Стрессовые ситуации приводят к расстройству режима питания у подростков

Сегодня мы рассмотрим тему: "Стрессовые ситуации приводят к расстройству режима питания у подростков" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

От чего возникает стресс у детей

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

[2]

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время на адаптацию в нем. Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, агрессивность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

Читайте так же:  Не могу спать ночью как быстро уснуть, если не спится

Стрессовые ситуации приводят к расстройству режима питания у подростков

Согласно рекомендации Вcемирной Организации Здравоохранения, лиц в возрасте от 10 до 20 лет следует относить к подросткам. Этот возраст является чрезвычайно важным для дальнейшего развития человека, поскольку в этот период завершается становление психическое, телесное, половое, вырабатываются и закрепляются особенности поведения. От того, как пройдет развитие человека в подростковом возрасте, зависит и его здоровье, и качество последующей жизни. За разъяснениями о том, каким должно быть питание подростка в этот сложный период, мы обратились на кафедру подростковой медицины и валеологии СПбМАПО к врачу-диетологу высшей категории, к.м.н. Лоскучерявой Татьяне Дмитриевне.

Корр.: Каким образом связаны особенности подросткового возраста и питание?

У подростков, как правило, наблюдается дефицит нутриентов, потому что питаются они плохо: по нашим наблюдениям, всего только 60 % из них относится к питанию серьезно, остальные вообще об этом не задумываются – им все равно. Да и влияние родителей в этом возрасте весьма ограничено: подросток может поступать наперекор тому, что советуют родители. Найти общий язык с подростками довольно трудно, силен дефицит доверия, им трудно объяснить или навязать иную точку зрения.

Корр.: Каким образом должен быть составлен рацион, чтобы он соответствовал потребностям подросткового организма?

Т. Л.: Возросшая независимость подростка в этом возрасте ведет к самостоятельному выбору пищи вне дома. На этом выборе сказывается ряд факторов. Среди них своеобразное представление подростка о собственном теле, употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, занятия спортом, применение оральных контрацептивов, беременность. Таким образом, требования подростков к питанию имеют свои особенности.

Рацион может правильно составить только специалист-диетолог. Он может точно определить, в каких нутриентах нуждается данный подросток. Нет одинаковых людей – у каждого своя масса тела, свои антропометрические показатели, своя формула полового развития. Принимая во внимание особенности развития в этот период, значительное умственное напряжение и физическую нагрузку, понятно, что организм подростка предъявляет повышенные требования, связанные с расходом энергии и значительным потреблением нутриентов.

Важнейшее значение имеет качество продуктов питания – содержание в них основных пищевых веществ: макронутриентов (белков, жиров и углеводов), микронутриентов (незаменимых витаминов и минералов) и других ингредиентов, в частности антиоксидантов и биофлавоноидов. Поэтому обеспечение подростков сбалансированным полноценным питанием, которое полностью удовлетворяет повышенные пластические, энергетические и другие потребности развивающегося организма, оптимизация эндоэкологии (коррекция микробного биоценоза желудочно-кишечного тракта) – являются одними из ведущих условий гармоничного развития.

Наиболее важным для организма подростка нутриентом является белок. Белки в организме используются для построения клеток, тканей и органов, ферментов и большинства гормонов, гемоглобина и других важных соединений. От них зависит состояние иммунитета и интенсивность обмена веществ. Основными поставщиками животного белка служат молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца; растительного белка – хлеб, крупы, бобовые. Скорректировать рацион по белку трудно. Мальчики любят белковые продукты, чтобы нарастить мышечную массу; девочки, наоборот, отказываются от продуктов животного происхождения, чтобы снизить массу тела.

Подростки, как правило, завтракают чаем с бутербродом, полагая, что кусок колбасы заменит им белковую составляющую. Этого недостаточно. Утром обязательно должна быть крупяная каша, творог, яйца. В обед – полноценное белково-углеводно-жировое содержание. Здесь не должно быть никаких ограничений, поскольку именно на первую половину дня приходится основная энерготрата у подростка. А получается наоборот: в течение дня, когда нагрузка и умственная, и физическая, и психическая максимальна, ребенок голоден, что-то на ходу перекусывает, а вечером, когда напряжение всех органов и систем организма достигает кульминации, только начинают поступать питательные вещества. Естественно, усвояемость белка, равно как и его позитивное воздействие на состояние здоровья в целом, в такой стрессовой ситуации весьма сомнительны. Причем, усвоение всех питательных веществ зависит от многих факторов – от кулинарной обработки до эмоционального состояния подростка.

Низкое содержание белка животного происхождения (физиологическая норма 60% от общего количества белка) приводит к нарушению сбалансированности питания и оказывает негативное влияние не только на белковый обмен, обмен веществ (при недостатке белка не усваиваются многие витамины и микроэлементы), но и на физическое развитие. Недостаток белка сказывается нарушением и клеточного, и гуморального звеньев иммунной системы, а она и так в этом возрасте функционально еще не совершенна. Например, для усвоения йода (а он отвечает в первую очередь за умственные способности, речь, биологическую и социальную адаптацию в обществе) необходимо наличие в организме достаточного количества белка, а также железа, цинка, магния, витаминов А и Е. Без этого комплекса йод не усвоится. Помимо белка для обеспечения нормального качества жизни подростку необходимы витамины и микроэлементы, они участвуют во всех процессах, отвечающих за развитие организма, всех его органов и систем. Отсутствие какого-либо из них ведет к недостаточному образованию в организме жизненно важных ферментов, и как следствие к нарушению обмена веществ.

Таким образом, ребенок будет здоров при условии адекватности количественного и качественного содержания и степени сбалансированности его рациона.

Корр.: Чем чреваты нарушения в питании?

Т. Л.: Нарушения в питании приводят к нарушению обмена веществ, который определяет физическое, умственное, репродуктивное развитие. А если учесть несовершенную работу пищеварительной системы в детском и подростковом периодах (зрелость главных клеток желудка наступает только к 15-16 годам), то угроза развития парциальной пищевой недостаточности и, как следствие, дисгармоничного развития достаточно высока. Тем более, что обмен веществ у подростка наиболее незащищенный. Комплексные дефициты витаминов и минералов связаны с такими функциональными расстройствами, как агрессивное поведение, аллергия, тревожность, депрессия, утомление, иммунодепрессия. Как правило, это дефициты белка, витаминов группы В(мясо, птица, рыба, орехи, фасоль, молоко, овощи), С (цитрусовые, свежие овощи и фрукты, особенно черная смородина, шиповник, перец), Е (растительные масла, орехи, яйца, жирная рыба), D (молоко, жирная рыба, яйца, сыр и – солнце!), фолиевой кислоты (лиственные овощи, орехи, печень), кальция (молоко и молочные продукты), магния (овощи, горох, фасоль, мясо, рыба), цинка (мясо, яйца, морепродукты), железа (печень, мясо, яйца, сухофрукты, зеленые овощи), селена (рыба, морепродукты) и т.д.

По данным статистики и МЗ РФ, за последние 5 лет отмечено увеличение низкорослых детей в популяции в 1,5 раза; увеличение детей с пониженной и низкой массой тела – до 17%. Выявлено 30% подростков с задержкой полового развития. До 70% подростков страдают хронической патологией. В зависимости от региона России дефицит витаминов и минералов колеблется у детей от 14 до 50%. Это все прямые следствия неправильного питания.

Читайте так же:  Как побороть в себе боязнь уколов и иголок

Питание определяет не только качество жизни самого подростка на все последующие годы жизни, но и определяет подготовку организма к фертильной функции – возможности иметь полноценное здоровое потомство. Последствия недостаточности питания очень серьезные. Например, если говорить о мальчиках, то недостаток цинка ведет к нарушению в сперматогенезе, поэтому орехи, семечки, сухофрукты для мальчиков особенно показаны. Регулярное употребление алкоголя ведет к потере цинка и как следствие – угревой сыпи на лице, уменьшению продукции половых гормонов. Довольно серьезно недостаточность питания мальчика в подростковом возрасте сказывается на здоровье его потомства: от задержки полового развития до снижения libido. При белково-калорийной недостаточности в рационе девочки велик риск преждевременных родов, маловесности и врожденных аномалий у ребенка, снижение качества молока и сроков лактации у матери.

Корр.: По вашим наблюдениям, недостаток нутриентов в питании подростков связан с материальным благополучием семьи?

Существует мнение, что жиры вредны, но это не так – жиры бывают разные. Насыщенные жиры содержатся в сале, колбасе – они не предпочтительны. Ненасыщенные жирные кислоты – очень полезны и необходимы; они содержатся в растительных маслах, в овощах, орехах, рыбьем жире , морепродуктах. Самые вредные – это трансжирные кислоты, которые содержатся в маргарине, печенье, тортах, чипсах, они являются чужеродными организму. От них хотелось бы оградить подростков и сориентировать их на потребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, которые улучшают память, самочувствие и настроение. Любимые подростками сладости и чипсы содержат вредные для организма жиры, поэтому для того, чтобы перекусить, лучше использовать наборы из сухофруктов, орехи, семечки, шоколад. Это полезно.

Существует связь питания и психического состояния подростка. Родителям важно следить за тем, как ест ребенок. Какие-то психологические проблемы или стрессовые ситуации он может заедать, а что обычно под рукой – печенье, конфеты, жвачка и т.д. Важно вовремя увидеть и понять, следствием чего является неконтролируемое поедание, и, определив причину, решить ситуацию, избежав нежелательных пищевых нарушений.

Питание – это стратегический фактор, поскольку первой мишенью неадекватности питания являются психика и интеллект. Неполноценное питание (и тем более голодание!) детей недопустимо, так как оно сказывается на способности к обучению, влияет на физическое развитие и, главное, репродуктивное здоровье.

В заключение подчеркну, что здоровье подростков в период значительного демографического спада, переживаемого Россией, приобретает особенную ценность, поскольку это наш главный трудовой, репродуктивный, оборонный потенциал. В связи с этим, весьма актуально на сегодняшний день утверждение французского ученого Брийя Саварена: “Судьбы наций зависят от того, как они питаются”.

ВСД у подростков

В юном возрасте диагноз вегетососудистая дистония – совсем не редкость. Разные источники говорят, что до 45% подростков страдают от этого недуга. Что представляет собой такое состояние? Прежде всего, необходимо учитывать, что ВСД у подростков – это не конкретная болезнь, а совокупность симптомов. По какой-то причине организм перестает нормально реагировать на распространенные раздражители: стрессы, изменение, обстановки, физические и психологические нагрузки.

Проявления дистонии могут быть самые разные. Она может затронуть дыхательную систему, пищеварительный тракт, спровоцировать раздражительность, хроническую усталость. Но чаще всего ВСД оказывает влияние на сердце. Отмечается боль в сердце, нарушения ритма, тахикардия, повышение или понижение артериального давления.

Почему ВСД симптомы у подростков проявляются наиболее часто? Основная причина этому – различные темпы развития физического тела подростка и его нервной системы. Также большую роль играет гормональное состояние организма. В подростковом возрасте организм интенсивно развивается, а за этим развитием не поспевает кровеносная система. Кровообращение дает сбой, в некоторые органы кислород не поступает в полном объеме. Это приводит к скачкам давления, учащению сердечного ритма, головным болям.

С внешними нагрузками подростку справляться довольно тяжело. Здоровье подрывают сильные учебные нагрузки, психологический дискомфорт, связанный с непониманием родителей или взаимоотношениями со сверстниками. Вносят свою лепту и нарушения режима бодрствования и сна, малая физическая активность, длительное сидение перед компьютером. Эта цепочка замыкается и становится очень тяжело вырваться из этого круга: нагрузки ведут к стрессам, появляются симптомы ВСД, они являются препятствием для нормальной учебы, что, в свою очередь, провоцирует стресс.
Различного рода психотравмирующие факторы играют важную роль в развитии вегетососудистой дистонии. Это конфликты в семье, пьющие родители или другие члены семьи, неполная семья, скандалы, проблемы в школе, гиперопека ребенка родителями, либо наоборот, изолированность. Все эти факторы – путь к нарушению адаптации ребенка, что является причиной возникновения расстройств вегетативного спектра. Сюда же можно отнести умственное перенапряжение, которое сопровождает учебу в школе, подготовку к сдаче экзаменов.

Существуют и другие причины, провоцирующие возникновение ВСД. К ним можно отнести перинатальные поражения центральной нервной системы, которые приводят к расстройству сосудистой системы головного мозга, гидроцефалии, нарушению динамики ликвора, повреждению гипоталамуса. Эти факторы ведут к невротическим, психотическим проблемам, в результате чего ребенок неадекватно реагирует на стрессовые ситуации и начинаются проявления ВСД.

Симптомы ВСД у подростков весьма многообразны и зависят от того, какая направленность вегетативных нарушений: ваготония или симпатикотония. Рассмотрим более детально их особенности.

[1]

Отклонения в области сердечно-сосудистой системы проявляются в виде тахикардии при повышенном давлении. ЭКГ показывает синусовую тахикардию, при этом интервал P-Q становится короче, зубец Т уплощенный, сегмент ST расположен ниже изолинии.

ВСД у подростков, симптомы которой могут быть самыми разнообразными, требует индивидуального подхода к лечению. Именно симптомы данного состояния определяют тактику лечения. Первое, что надо сделать при данном диагнозе – пересмотреть распорядок дня. Больной должен ложиться спать в одно и то же время, а продолжительность сна – не менее 8 часов. Очень важно наладить режим питания и не пропускать приемы пищи. Ребенок должен меньше смотреть телевизор, сидеть за компьютером. Полезны прогулки на воздухе, которые должны занимать минимум один час ежедневно. Эти несложные действия могут стать отличным профилактическим средством.

Питание играет важную роль в профилактике и лечении ВСД. Злоупотребление сладостями, жирной пищей, мучным, наличие избыточного веса – это факторы, провоцирующие данный синдром. Если ВСД у подростка сопровождается понижением артериального давления, упадком сил, слабостью, то показано употребление натурального кофе, крепкого чая. Также рекомендуется ввести в рацион те продукты, которые полезны для сердца и кровеносной системы и имеют в своем составе много калия: орехи, курагу, мед, чернослив, фасоль, зелень.

Медикаментозное лечение должно проводиться только по назначению врача. Такая терапия может полностью избавить подростка от неприятных симптомов и значительно облегчить его состояние: убрать тревогу, снизить давление, устранить аритмические проявления, болевые ощущения. Но лучше, если при возможности лечение будет немедикаментозным. В соответствии с тем, какие имеются симптомы, достаточно эффективными средствами выступают элеутерококк, женьшень, обладающие тонизирующими свойствами. Успокаивающие свойства имеют валериана, мята, шалфей, пустырник.

Отлично помогают отвары различных целебных трав, сборы: ромашки, девясила, зверобоя, шиповника, березовых почек. Но такую терапию надо проводить довольно длительное время, чтобы появился устойчивый результат.

Читайте так же:  Зачем оказывать самоотверженную, но часто бесполезную помощь чужим людям

Помогут значительно улучшить самочувствие при ВСД такие приемы, как массаж, физкультура, контрастный душ. Вода успокаивает и тонизирует. Ежедневный контрастный душ улучшает работу сосудов, нервной системы. Баня также оказывает положительное влияние на людей, страдающих ВСД. Регулярное посещение бани – хотя бы раз в неделю – это путь к выздоровлению. Главное, что нужно помнить – лечением вегетососудистой дистонии надо заниматься. Пущенная на самотек болезнь с годами может усугублять состояние. А если регулярно проводить профилактические и лечебные мероприятия – можно и совсем забыть, что у вас такой недуг.

Как помочь подростку пережить стресс

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

«Наступающие в это время гормональные перестройки влияют в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений. И это — абсолютно нормально», — говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Что вызывает стресс?

Физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного. Ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело»: резкое увеличение роста, появление вторичных половых признаков, начало месячных и роста волос на теле.

Моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».

Смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.

Проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека — подросток часто винит в них себя.

Неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь».

Проблемы в школе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.

Признаки стресса у подростка

— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность
— Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты
— Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»
— Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни
— Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби
— Частое курение, регулярное распитие спиртного
— Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей
— Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах

Что могут сделать родители?

Проконсультируйтесь со специалистом — детским или школьным психологом. Каждый ребенок уникален — уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти самый лучший путь решения проблем подростка.

Создайте атмосферу доверия в семье. Будьте всегда готовы поговорить с подростком на любые темы, даже самые интимные и неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить утешение у самых близких людей, иначе ему придется искать тех, кому интересны его проблемы, в дворовых компаниях или интернет-тусовках.

Адекватно оценивайте способности и возможности ребенка. Нередко музыкальная школа или секция самому ребенку уже не интересны, они отнимают слишком много сил и не оставляет времени на действительно важные для него вещи, но у него просто не хватает смелости в этом признаться или упорства, чтобы убедить в этом членов семьи.

Обсудите с ребенком, получает ли он удовольствие от дополнительных занятий. Объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то бросить или поменять одну секцию на другую.

Помогите подростку найти новые увлечения. Поощряйте стремление к творчеству или спорту, даже если это первые аккорды на бас-гитаре или футбол во дворе. Увлеченные любимым делом подростки реже испытывают стрессы и с меньшей вероятностью обзаводятся вредными привычками.

Контролируйте время у компьютера. Подростки, которые допоздна засиживаются за компьютером, хуже высыпаются, больше устают и чувствуют себя подавленными. Договоритесь с ребенком о норме работы за компьютером — в этом возрасте она составляет полтора часа в день. За это время подросток должен сделать как минимум два пятнадцатиминутных перерыва на отдых.

Контролируйте количество сна. Следите за тем, чтобы подросток ложился спать вовремя — в этом возрасте на полноценное восстановление организма надо не менее 8–10 часов ночного сна. Недосып приводит к хронической усталости, снижению работоспособности и ухудшению адаптации к стрессам даже у взрослых.

Увеличьте физическую активность подростка. Если ребенка совсем не интересует спорт, почаще устраивайте выезд на пикник, встречу со старыми друзьями, дальние поездки и экскурсии. Физическая нагрузка и смена обстановки хорошо помогают бороться со стрессом.

Найдите ему компанию. В спортивные секции и на кружки гораздо веселее ходить вместе с приятелями. Таким образом ребенок будет ждать не только нового занятия, но и очередной встречи с друзьями. То же относится и к выездам на пикники и экскурсии – социализация со сверстниками вне стен учебных заведений всегда полезна.

Будьте оптимистом. Пример родителей, которые относятся к жизненным перипетиям спокойно и с юмором — лучший способ научить подростка не придавать сиюминутным проблемам слишком большое значение.

Научите ребенка настраиваться на позитивный лад и вместе с ним поищите положительные моменты в самых сложных ситуациях. Не игнорируйте успехи и не критикуйте неудачи подростка. За первые обязательно хвалите, а вторые должны стать «ошибками, которые можно исправить».

Таким образом, достаточная физическая активность, любимое дело и правильно построенный режим дня позволят подростку легче перенести стрессовые ситуации, связанные со взрослением.

Стрессовые реакции у детей (стр. 1 из 3)

Видео (кликните для воспроизведения).

Стрессовые реакции у детей .

не события, а то,

как они на них смотрят».

Стресс — системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы не был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно),воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал использовать термин «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Он позаимствовал этот технический термин, означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов. Селье метко употребил его применительно к человеку. С тех пор слово «стресс» — на устах всего человечества. Потому что ни одного из нас «чаша сия» не миновала: каждый день, каждый час мы то пригубляем из нее, то пьем взахлёб.

Читайте так же:  Деменция - что это такое симптомы, диагностика и лечение патологии

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)

2. стадия сопротивляемости

3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации…» —»Стресс жизни»

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс ), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс .

Понятие эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»

Стресс — при болевом воздействии, сопровождаемый, как правило, отрицательными эмоциями, называют дистрессом. (Distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда)

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

В современной культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс которое является компилятивным собранием симптомов и состояний которые в быту называют стрессом.

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Роль стресса в развитии заболеваний

«Рвется там, где тонко: мишенью стресса в первую очередь становятся генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом». О. Кириш

Мозг: ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов кислородное голодание клеток мозга Нервная система: бессонница неврозы депрессии синдром хронической усталости Если в течение последних 6 месяцев вы не можете справиться с утомлением, не проходящим даже после отдыха, постоянно чувствуете себя «разбитым», снизилась работоспособность, не хочется, как говорится, ни есть, ни пить, ни любить, значит вами завладел синдром хронической усталости. Его виновник — стресс.

Сердечно-сосудистая система: учащенное сердцебиение аритмии головная боль, мигрень гипертоническая болезнь, болезнь Рейно, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца. По наблюдениям специалистов, стрессовые состояния, приводящие впоследствии к инфаркту миокарда, в 18% случаев возникают у пациентов в очередях.

Дыхательная система: учащение дыхания одышка хроническая гипервентиляция легких нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов астма

Желудочно-кишечный тракт: нарушения пищеварения запоры язва желудка и двенадцатиперстной кишки язвенный колит Снижение функций желудочно-кишечного тракта в ответ на стресс в некоторых странах использовалось как тест для уличения преступников. В Индии, например, подозреваемому давали пожевать «священного рису». Из-за боязни быть раскрытым и наказанным провинившийся выплевывал зерна на пальмовый лист почти сухими, так как в стрессовом состоянии тормозится слюноотделение.

Эндокринная система: нарушение баланса гормонов (у мужчин, например, резко снижается содержание в крови мужского полового гормона тестостерона) поражение желез внутренней секреции На Востоке их называют железами судьбы. После первой мировой войны русские и немецкие ученые зафиксировали в своих странах рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом. Во время второй мировой войны после сильных бомбежек английских городов у многих развились болезни щитовидной железы, которые были тут же окрещены врачами «зобом бомбоубежищ». резкое увеличение содержания глюкозы в крови сахарный диабет

Печень, желчный пузырь, почки: нарушение деятельности, угнетение функций

Мочеполовая система: воспаление мочевого пузыря нарушение менструального цикла, бесплодие у женщин затруднение эрекции, преждевременное извержение семени, снижение активности сперматозоидов, импотенция у мужчин

Мышечная система: сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя Виновниками боли в спине всегда считают некоторые органические заболевания (радикулит, ишиас, патология позвоночника). Но во многих случаях именно стресс приводит к сильному напряжению мышц спины, что и вызывает болезненные ощущения.

Проявление стрессового состояния у подростков

На первом этапе работы были обработаны данные по методике «Стресс — ФИЭ» Е.С Иванова. Результаты представлены в приложении 4 и на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. — Общий уровень стресса подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.1, можно сделать следующие выводы: среди подростков нет тех, у кого отмечается высокий уровень стресса. Для 43% присущ средний уровень проявления стресса. Для них может быть характерно незначительноенарушение сна и аппетита, неудовлетворенность личной жизнью, частые проблемы со здоровьем, потеря смысла жизни, подавленное состояние, частое переживание страха и тревоги в обычных жизненных ситуациях, чувство разочарования и озлобленности, ухудшение деятельности познавательных процессов и т.д.

Низкий уровень проявления стресса отмечается у 57% подростков. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти испытуемые практически не испытывают стресс.

Далее были проанализированы данные с точки зрения субшкал теста. Средние значения по каждому показателю представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. — Проявление физиологического, информационного и эмоционального стресса у подростков

[3]

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.2, можно сделать следующие выводы:

  • — в группе подростков, принимавших участие в исследовании наиболее высокие показатели отмечаются по шкале «эмоциональный стресс»- среднее значение 30,0. Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды. Он приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям речевого и двигательного поведения. Проявляется в страхах, немотивированной тревоге, раздражении, неуверенности, неудовлетворенности собой;
  • — на втором месте по выраженности стоит физиологический стресс- среднее значение 24,1. Физиологический стресс как физиологическое перенапряжение и истощение проявляется в головных болях, нарушении сна, проблемах с аппетитом;
  • — менее всего у подростков выражен информационный стресс- среднее значение 14,0. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Особенно часто он развивается при высокой ответственности за последствия действий и решений.
Читайте так же:  Акрофобия - это патология или инстинкт самосохранения

Таким образом, для большинства подростков характерен низкий уровень проявления стресса — 57%, средний уровень присущ 43% испытуемых. Больше всего выражен у подростков эмоциональный стресс (ср.зн.- 30,0), на втором месте стоит физиологический стресс (ср.зн — 24,1), на третьем месте — информационный стресс (ср.зн. — 14,1).

После обработки данных по методике «Самооценка психических состояний» (по Г.Айзенку) были получены данные по уровням проявления тревожности,которые представлены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. — Уровень проявления тревожности у подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.3., можно сделать вывод о том, что среди подростков у двух человек, что составляет 7%, отмечается высокий уровень тревожности. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее;

  • — средний уровень тревожности присущ 12 подросткам, что составляет 40%.Показатели тревожности носят у этих испытуемых эпизодический характер и не оказывают существенного влияния на жизнедеятельность учащихся. Умеренная тревожность означает воздействие на организм некоторых стресс факторов, что не позволяет полностью приспособиться к новой обстановке;
  • — низкий уровень тревожности присущ 16 подросткам, что составляет 53%.Такой уровень характеризует нормальное психоэмоциональное состояние человека и его хорошие адаптивные возможности.

Далее были проанализированы особенности проявления фрустрации у подростков. Они представлены на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. — Уровень проявления фрустрации у подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке2.4, можно сделать следующие выводы:

  • — среди подростков у двух человек, что составляет 7%, отмечается высокий уровень фрустрации. Эти испытуемые характеризуются склонностью к избеганию трудностей, страху неудачи;
  • — средний уровень проявления фрустрации присущ для 9 подросткам, что составляет 30%. У данных подростков фрустрация имеет место, при этом, не оказывает существенного влияния на особенности их жизни и поведение;
  • — низкий уровень проявления фрустрации присущ для 19 подростков, что составляет 63%. Эти испытуемые характеризуются высокой самооценкой, устойчивостью к неудачам, отсутствием страха перед трудностями

Далее были проанализированы результаты с точки зрения проявления агрессивности у подростков. Данные представлены на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. — Уровень проявления агрессивности у подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.5., можно сделать следующие выводы:

  • — среди подростков у трех человек, что составляет 10%, отмечается высокий уровень агрессивности. Эти испытуемые характеризуются склонностью враждебно относиться к окружающим людям. Часто проявляют вербальную агрессию, иногда физическую. У этой категории подростков могут быть сложности в адаптации в группе сверстников;
  • — средний уровень проявления агрессивности присущ для 13 подростков, что составляет 43%. Агрессивные реакции у данных испытуемых носят ситуативный характер и проявляются не часто;
  • — низкий уровень проявления агрессивности присущ для 14 подростков, что составляет 47%. Эти испытуемые не проявляют агрессивных тенденций. Они вполне адаптированы в группе сверстников.

Так же была выявлена степень проявления ригидности у испытуемых.Результаты исследования представлены на рисунке 2.6.

Рис. 2.6 — Уровень проявления ригидности у подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.6., можно сделать следующие выводы:

  • — среди подростков у 5 человек, что составляет 17%, отмечается высокий уровень. Человек с высоким уровнем ригидности терпелив и постоянен, но испытывает трудности в ситуации, когда необходимы перемены. Ригидный человек с трудом меняет свои планы, даже тогда когда это очень нужно. Чем выше балл по тесту ригидности, тем больше человеку нужно работать над собой, чтобы приучить себя спокойнее относиться к новизне, новым впечатлениям и переменам собственных планов. То есть ригидному человеку нужно для гармонизации личности научиться подстраиваться под меняющуюся ситуацию;
  • — средний уровень проявления ригидности отмечается у 17 человек,что составляет 56%;
  • — низкий уровень проявления ригидности присущ 8 испытуемым, что составляет 27%. Они характеризуются легкой переключаемостью.

Таким образом, можно сделать вывод о том,что для большинства подростков характерен низкий уровень тревожности — 53%,фрустрации — 63%, агрессивности — 47% и средний уровень ригидности — 56%

Далее была проведена обработка данных по методике САН. Результаты по шкале «самочувствие» в зависимости от уровня проявления представлены на рисунке2.7.

Рис. 2.7. — Особенности самочувствия уподростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.7. можно сделать вывод о том, что только у двух подростков, что составляет 7% неблагоприятное самочувствие. Для оставшихся 93% испытуемых характерноблагоприятное состояние. Следует отметить, что оценки состояния, лежащие в диапазоне 5,0—5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого. Такие баллы были получены 21 подростком, что составляет — 70%

Результаты по шкале «активность» в зависимости от уровня проявления представлены на рисунке2.8.

Рис. 2.8. — Особенности активности подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.8. можно сделать вывод о том, что у 7% подростков отмечаетсяочень низкая активность. У 93% активность в норме или высокая.Нормальный уровень активность отмечается у 19 человек, что составляет 63,3%.

Результаты по шкале «настроение» в зависимости от уровня проявления представлены на рисунке2.9.

Рис. 2.9. — Особенности настроения подростков

На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.9. можно сделать вывод о том, что у 13% отмечаетсяочень плохое настроение. И для 87% характерно хорошее настроение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, для большинства подростков характерно благоприятное самочувствие — 93%, благоприятный уровень активности-93%, благоприятноенастроение — 87%.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.

  3. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Стрессовые ситуации приводят к расстройству режима питания у подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here