Структура и особенности портрета социальной личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Структура и особенности портрета социальной личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Лекция 6. Психология личности § 4.1. Социально-психологическая характеристика личности Понятие личности

Личность– это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность– не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено.

Личность– это конкретный человек, который является представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), который осознаёт свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности и включенный во все отношения.

Социально-психологические особенности личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления, материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Развитие личности обусловлено разными факторами: окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности – это специфика функционирования нервной системы, которая выражается в разнообразных характеристиках: проявление темперамента, эмоций и чувств и т. д.

Анатомо-физиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений.

Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности.

Анатомо-физиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа личности.

Пикник. Отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетик. Общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеник. Малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения.

Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты – фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип – доминирует самосохранение;

2) генофильный тип – инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип – инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип – инстинкт исследования;

5) доминантный тип – инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип – инстинкт свободы;

Читайте так же:  Как пережить развод с мужем

7) дигнитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие – всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

I

Схема 5.Направления прогнозирования взаимопонимания людей

Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Понятие личности.Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность — не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людь-

ми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная

Читайте так же:  Ксенофобия — примеры

нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует — общество.

Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более вьщержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости в поведении, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внима-

ние, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее социально-психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с людьми.

При этом не следует забывать о своеобразии зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, существует прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде 1 , с другой — присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования его индивидуально-психологических особенностей 2 .

Психологическая структура личности.Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним

Каждый из нас неоднократно встречался с ситуацией, когда, несмотря на имеющиеся богатый опыт общения и предварительные представления о психологических качествах конкретного человека,, в процессе непосредственных контактов с ним эти его характеристики проявлялись нестандартно, не так, как мы могли это предполагать. И это результат их своеобразного формирования в детстве, в семье, в предшествующей группе принадлежности этого человека.

2 Например, можно говорить об общительности конкретного объекта нашего внимания, но эта общительность может быть своеобразной в силу специфики проявления темперамента или эмоционально-волевых черт личности, которые необходимо учитывать в полной мере и которые в ситуациях межличностного взаимодействия не всегда выходят на передний план.

достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

‘ 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленное™ или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

При этом не надо забывать и об общепсихологической структуре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы —

это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования представляют собой психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности — это система представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности — это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Читайте так же:  Канцерофобия - что это такое и как преодолеть

Социально-психологическая сторона личности выявляет ее основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности — настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9067 —

| 7212 — или читать все.

Социальный портрет современной личности

Социальный портрет как важнейший элемент любого социологического исследования. Определение состояния человека и его отношение к внешнему миру. Социальные портреты и индивидуальность представителей молодежи, поколения родителей и старшего поколения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.10.2016
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Социальный портрет современной личности»

Социальный портрет — это важнейший элемент любого социологического исследования, так как именно с его помощью определяют состояние человека и его отношение к внешнему миру. В основном социологи разделяют общество на три группы: молодежь, поколение родителей и старшее поколение, то есть наши бабушки и дедушки. Я предлагаю рассмотреть социальные портреты представителей каждой из этих групп.

Современную молодежь можно охарактеризовать её стремлением к своему развитию как моральному, так и интеллектуальному; чутким отношением к родным и близким; пониманием главных ценностей жизни, ведь сейчас почти все молодые люди определяют, что важнее для них семья, деньги, карьера или просто отдых. В возрасте до 20 лет, по моему мнению, люди всё же больше стремятся к деньгам и отдыху, но когда они становятся взрослее на пару лет — их жизненные приоритеты меняются, потому что кто-то влюбляется и хочет завести семью, кто-то находит работу, о которой действительно мечтал, и желает сделать себе блестящую карьеру. Но, к сожалению, не вся молодежь имеет такой типаж. Многие студенты не желают ни учиться, ни работать, что в будущем значительно отразится на нашем обществе, ведь именно молодежь должна сделать будущее своей страны, но на данный момент людей, которые действительно желают этого, очень мало и это огорчает. Также странным фактом является то, что современные молодые люди не спешат заводить свою собственную семью, потому что считают, что ещё не пришло то самое время. В заключении можно сказать, что современная молодежь развивается на уровне развития общества, является патриотами своей страны и имеет уважение к старшему поколению, что является немаловажным фактором.

Наши родители застали времена, когда происходили глобальные перемены в обществе, можно сказать, что они успели побывать в двух разных государственных строях. Поэтому, я считаю, что именно они это те люди, которые верят во всё хорошее, искренне относятся ко всему происходящему, знают свои жизненные ценности и понимаю важность своего материального состояния. Это люди, которые имеют какой-то жизненный опыт и могут помочь, они разбираются в вопросах современного трудоустройства и формирования карьеры, знают всё необходимое. Можно сказать, что состояние этого поколения более благополучное, чем у молодежи. Родители — это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за всё то, что они для нас сделали, ведь если бы не они, то нас бы вовсе не было на этом свете.

Старшее поколение — это те люди на которых мы должны равняться. Именно бабушек и дедушек можно охарактеризовать такими чертами как честность, порядочность, ответственность, любовь к своей Родине и, конечно же, совершенно искренняя любовь к своим детям, внукам и правнукам. Также именно они сохранили настоящую дружбу, ведь очень интересно наблюдать за тем, как твоя бабушка отмечает свой 70-летний юбилей со своими школьными подругами. В современном обществе дружба цениться не настолько, поэтому я искренне завидую старшему поколению и очень хочу, чтобы и у нас дружба длилась годами и никогда не прекращалась.

Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.

Что касается друзей, то, наверное, они желают видеть меня в своей компании уверенным в себе, дружелюбным человеком. Друзья — это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое «Я» гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Это те, кто поймут и подадут руку помощи в любой момент и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Я считаю, что именно взаимности и поддержки ожидают мои друзья от моего поведения. Отношение преподавателей к нашему социальному поведению очень даже заинтересованное. Каждый преподаватель желает видеть своего студента или ученика только на активистских и лидерских позициях, сделать из нас достойных членов общества, которые в дальнейшем будут стремится только к новому и лучшему.

Читайте так же:  Что делать, если твои родители разводятся советы психологов

Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое «Я». Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.

Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.

Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что смогу составить портрет среднестатистического украинца. Я думаю, что украинец — это добрый, и отзывчивый человек, который щедр и всегда может помочь, имеет моральные ценности, ценит настоящую дружбу и любовь. Также можно сказать, что это тот, кто по-настоящему любит свою Родину, хочет сделать всё для лучшего развития страны, в которой проживает, желает трудиться и приносить этим пользу обществу. социологический индивидуальность молодежь родитель

Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.

Но не каждая личность может стать индивидуальностью. На мой взгляд, индивидуальность — это тот человек, который самоутвердился в обществе, тот, кто имеет лидерские качества, тот кому доверят какое-либо важное дело и всегда поддержат. Я думаю, что меня можно считать индивидуальностью, потому что я действительно хороший сын, заботливый брат, отличный друг и товарищ, всегда добиваюсь своих целей и развиваю в себе все качества, которые необходимы для современного человека.

На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.

[2]

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы «Любимый вид досуга молодежи». Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

курсовая работа [575,6 K], добавлен 28.08.2012

Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы «Молодежь Хайбуллинского района».

дипломная работа [65,2 K], добавлен 09.06.2010

Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 24.01.2009

Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.

реферат [21,1 K], добавлен 08.09.2015

Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.

реферат [31,8 K], добавлен 01.05.2015

Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 03.11.2010

Основные концепции бюрократии, понятие «социальный портрет» в научной литературе. Портрет современного чиновника: результаты социологических эмпирических исследований. Рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

курсовая работа [248,0 K], добавлен 14.11.2013

Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

реферат [20,4 K], добавлен 07.05.2016

Понятие «молодежь» в России. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Социальное здоровье российской молодежи. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

реферат [77,1 K], добавлен 05.06.2007

Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

курсовая работа [296,9 K], добавлен 01.01.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Структура психологического портрета


1. Внешние признаки психологических свойств человека (особенности ношения одежды, обуви, походка, манера говорить, жестикуляция, мимика, особые приметы и т.д.).
2. Психологические особенности образа жизни человека (характеристика занятий, отношения к ним, способов удовлетворения потребностей).
3. Особенности проведения досуга.
4. Круг общения (с кем и как часто общается).
5. Статус в ролевом поведении человека в системе общения.
6. Характер принимаемых решений.
7. Конкретные поступки.

Для составления психологического портрета надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности) личности:
а) мимика, жесты, темпо интонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
б) содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
в) лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
г) произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
д) жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

[3]

Объективность психологического портрета может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека.

Читайте так же:  Лечение послеродовой депрессии в онлайн-режиме

Поэтому обучающийся аудиовизуальной психодиагностике должен активно «зондировать» объект с целью вызова скрытых психологических реакций.

Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия на других людей (сильный или слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
6) возможный надлом;
7) психическое состояние;
8) наличие комплекса неполноценности;
9) склонность к депрессии.

Следует подчеркнуть, что при психологической идентификации человека мы часто встречаемся с маскировочным поведением, нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями.

Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации и ее отдельным элементам.

Поэтому обучающийся должен овладеть умением размышлять за другое лицо, сочетая это с анализом собственных рассуждений. Он как бы «погружается» в своего партнера, встает на его позицию, примеряет на себя его «маску», изучает «Я-концепцию» другого человека, чтобы понять, как данный субъект видит себя, представляет свои достоинства и недостатки, свое отношение к ситуации.

При беседе важно поставить перед собой ряд вопросов («О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека?»; «Какую роль он пытается играть?»; «Почему именно эту роль?») Психологическая идентификация состояния наблюдаемого человека, его взволнованности, страха, тревоги, злости, спокойствия осуществляется наблюдением за выражением лица, глаз, жестами и позой, темпо-интонационными особенностями голоса, паузами речи.

Понятие о личности и ее структуре

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

[1]

Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Источники


  1. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.

  2. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.

  3. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
Структура и особенности портрета социальной личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here