Сущность, формы и механизмы психологической защиты личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Сущность, формы и механизмы психологической защиты личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Характеристика основных видов механизмов психологической защиты личности

Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична, нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, их наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

  • 1) агрессия (или нападение на «фрустратора»);
  • 2) аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);
  • 3) регрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);
  • 4) рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);
  • 5) сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»);
  • 6) забывание;
  • 7) самопрощение («Да! А что?»);
  • 8) проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.

З. Фрейд выделял следующие виды психологических защит: регрессию, изоляцию, проекцию, идентификацию, сублимацию, рационализацию, отказ. Анна Фрейд — вытеснение, регрессию, реактивное образование, изоляцию, отмену бывшего некогда, проекцию, интроекцию, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимацию.

Существуют и другие приемы защиты. В этой связи она называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором и пр. [22].

А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

  • 1) блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
  • 2) искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону [22].

Также следует выделить взгляды Р. Плутчика, Г. Келлермана и Е. Мирошника, которые в качестве основных видов механизмов психологических защит выделили [21]:

  • 1) отрицание — подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия;
  • 2) подавление — неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним;
  • 3) регрессия — возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения;
  • 4) компенсация — попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой);
  • 5) проекция — приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне;
  • 6) замещение — снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя;
  • 7) интеллектуализация — предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;
  • 8) реактивное образование — выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного па «высших социальных ценностях».

Также данные исследователи механизмы психологической защиты личности делят на две группы: 1) примитивные (отрицание, замещение, регрессия) и 2) зрелые (рационализация, интеллектуализация, компенсация, сублимация).

Теперь рассмотрим более подробно отдельные механизмы психологической защиты личности.


Вытеснение является важнейшим механизмом защиты, благодаря которому неприемлемые для «Я» желания становятся бессознательными. С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, оно занимает уникальную позицию, т.е. способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которым остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Вытеснение действует лишь единожды, хотя антикатексис, осуществляемый для обеспечения вытеснения, является постоянным формированием и требует на свое поддержание постоянных энергетических затрат [22].

Причиной, вызывающей вытеснение, большинство современных психоаналитиков склонны считать страх, которым «Эго» реагирует в ситуации опасности. Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей.

Согласно З. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:

  • 1) предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
  • 2) обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др. [23].

Подавление более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.

Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция «Я», ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной, по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы.

Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения.

Отрицание это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы.

Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях. психологический защитный конфликт фрустрация

Отрицание рассматривается, как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть, как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

Примитивное отрицание один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия. В крайних проявлениях обнаруживается демонстративность поведения, а при патологии истерия.

Рационализация это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счет рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и сильнее человек испытывает субъективное ощущение несправедливости наказания. При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».

Читайте так же:  Атипичные антипсихотики в лечении птср

Одна из разновидностей рационализации уклончивость. Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье превращается в оленя, а если его догоняют, то оборачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точки зрения они правдивы. Ведь правда это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит искренне он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

Проекция вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести. Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих.

Изоляция или отчуждение обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчуждения», для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознаётся.

Замещение это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции.

Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т.е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т.п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

Сублимация это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т.е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом творчество. Сублимация это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Тогда чувство освобождения мыслей, просветление занимают место сексуального удовлетворения. Успех сублимации зависит от степени, до которой новое поведение отвечает цели первоначального поведения. При акцентуации сублимация может обнаруживаться ритуальными и другими навязчивыми действиями.

Таким образом, защитные механизмы это внутренние защитные действия интрапсихического характера, защищающие лишь какую-то психическую структуру. Способы защиты это внешние действия интерпсихического характера, защищающие одного субъекта от других. В науке нет единой точки зрения на количество и качество защитных действий, структур и механизмов. По мнению Ф.Е. Василюка, надежда отыскать «исчерпывающий набор защитных или компенсаторных механизмов (первоэлементов) иллюзорна». Всякий раз классификация защитных действий будет зависеть от парадигмы исследования.

Сущность механизмов психологической защиты

При поступления любой информации в сознание и подсознание индивида, его психика не воспринимает все подряд, т.к. задействуется механизм отбора и анализа информации, ее распределение по различным участкам мозга, которые ответственны за хранение информации.

Защитные механизмы — система таких механизмов, которые стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями дискомфорта или тревоги. Они не допускают очень близко к нашему подсознанию сильные разочарования и угрозы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, такие механизмы намеренно искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или, когда человек полагает, что оно невозможно.

[2]

Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику Тарт Г. Самосознание и защитные механизмы личности, М., 2000 г..

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, насколько человек может справится с возникшей проблемой).

Читайте так же:  Психология и функции конфликта

Таким образом, механизмы психологической защиты — это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. Ценой психического здоровья становятся:

[3]

  • — искаженная действительность,
  • — искаженный образ «Я»,
  • — искаженный внешний мир.

Защитные механизмы позволяют сохранить или, вернее, достигнуть внутреннего благополучия за счет игнорирования реальности.

Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. человек в процессе жизнедеятельности учится тем или иным защитным формам поведения.

Таким образом, основные признаки механизмов психологической защиты представляют собой:

  • 1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);
  • 2) искажение реальности;
  • 3) отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты:

  • 1) сохранение личностной целостности,
  • 2) сохранение психического здоровья, определенного «Я-образа».
  • 3) регуляция межличностных отношений.

Механизмы психологической защиты

Защитные механизмы ­ это неосознаваемые личностью психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тpeвoгa и стресс. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является бессознательное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних.

­Понятие ­«защитные механизмы»­ было введено З. Фрейдом для обозначения техники, которую Эго использует в конфликтах, ведущих к неврозам. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, в основе которых лежит переживание человеком внyтpeннeгo конфликта, столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внyтpeннeгo напряжения и дискомфорта. 3.Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы, которые защищают сознание от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения ­ или снятия напряжения.

Анна Фрейд (дочь З.Фрейда) акцентировала роль механизмов защиты в разрешении внешних, то есть co­циогенных конфликтов; эти механизмы рассматриваются ею как продукты разви­тия и научения. А.Фрейд выдвинула представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как невротический симптом, но и как функция Я­ сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.

­Виды механизмов психологической защиты

­­ К настощему времени описано более двух десятков защитных механизмов, но самыми изучае­мыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проек­ция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Н.М. Никольская и Р. М. Грановская­ [51] дифференцируют в своем исследовании 11 механизмов защиты.

­Вытеснение. Избирательное преднамеренное забывание информации, свя­занной с конфликтом и напряжением. Это вытеснение неприятного (желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу) из памяти. Вытесненные импульсы, не разрешаясь в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоцио­нальные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого­-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Наиболее часто вытесня­ются личностные свойства, качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах caмoгo человека и других людей, например завистли­вость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация вытесняются из сознания субъекта, переходя в подсознание, хотя внешне это может выглядеть как сознательное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

­Отрицание –­ лич­ность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тpeвoгy обстоятельства, либо меняет свое толкование ситуации, чтобы воспринимать ее менее угpожающей. Отрицанию подвергаются те аспек­ты внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью (например, человек при сообщении о гибели родственника не воспринимает это известие, не хочет в это верить). Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вы­теснению ­– психологической защите против внутренних, инстинктивных требо­ваний и побуждений. Отрицание характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия дей­ствительности.

Подавление. В этом случае человек избегает тревожащих мыслей, старается не сосредотачиваться на них. Подавление обычно предпола­гает переключение на что-то другое, отвлечение внимания от неприятных мыслей (избегающее мышление). Таким образом, при подавлении неприятные мысли блокируются иными, нейтральными или приятными (при вытеснении же мысль полностью недоступна сознанию).

Регрессия –­ механизм психологической защиты, благодаря которому лич­ность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги, переходя на тип реагирования, присущий более ранней стадии жизни. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фру­стрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов суще­ственно обедняет возможности преодоления конфликтных ситуаций. Этот вид психологической защиты скорее присущ психопа­тическим личностям с их импульсивностью и слабостью волевого контроля.

Идентификация. 3адействуя этот механизм, человек принимает личностные характеристики (особенности поведения) другого лица. Скажем, не имея достаточно мужества, человек идентифицирует себя с герои­ческой личностью, что придает ему больше уверенности в своих силах. Может подражать поведению культовой фигуры –­ это увеличивает значимость в соб­ственных глазах. Таким образом, идентификация как механизм психологической защиты про­является в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта личности другим качеством, чаще всeгo с помощью фанта­зирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Компенсация. Человек прилагает значительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Другое проявление компенсаторных защитных механизмов ­– преодоление фрустрирующих обстоятельств или ситуаций благодаря сверхудовлетворению в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, который не способен ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет униже­ния обидчика с помощью изощренного ума или хитрости.

Проекция. В основе этого защитного механизма лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли припи­сываются другим субъектам. Нередко человек приписывает агрессивность окружающим, чтобы оправ­дать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, проявляемую будто бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда кто-­то постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одоб­ряемые чувства, мысли или действия.

Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева) на объектах, представляющих меньшую опасность или более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. Например, открытое проявление досады, злости на какого-то чело­века, может быть чревато нежелательным с ним конфликтом, поэтому гнев переносится на иной объект, более доступный и не ­опасный. 3.Фрейд считал замещение одним из ­базовых способов функционирования бессознательного­.

Читайте так же:  Амбидекстр – кто такой, плюсы и минусы

Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто (особенно в психотера­певтической литературе) обозначают понятием «рационализация», хотя по сущест­ву они несколько отличаются. Так, действие интеллектуализации проявляется в чрезмерно умственном способе преодоления фрустрирующей ситуации – без переживаний, лишь на основании анализа фактов.

Рационализация. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Василюка, в том, что она, по существу, представляет собой ­уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций­. При рационализации же личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (лич­ность) не может признать из­-за угрозы потерять самоуважение. Этот защитный механизм связан с использованием ­хорошего­, а не реального обоснования своего поведения.

Реактивное образование. По 3. Фрейду, если существует опасность возвра­щения в сознание вытесненного угрожающего побуждения, человек может уси­лить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным этому побуждению образом. Например, если кому-­либо угрожают вытесненные гомосексуальные по­буждения, то, чтобы усилить их вытеснение, этот человек может выбрать чрез­мерную гетеросексуальную деятельность. По сути, реактивное образование ­ это контрмотивированное поведение. Такой вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией.

Имеются данные о роли типологических особенностей в использовании тех или иных видов психологическрой защиты. Лица с преобладанием первой сигнальной системы по И.П. Павлову (или эмоциональный тип по Лазарусу) используют отрицание и подавление, а лица с преобладанием второй сигнальной системы (рациональный тип по Лазарусу) – проекцию, вытеснение и рационализацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Путь к совершенству

Механизмы защиты личности

Механизмы психологической защиты личности.

Когда мы ощущаем дискомфорт и чувствуем себя неуютно, когда нам становится страшно, когда нас провоцируют на конфликтную ситуацию, мы начинаем защищаться. В психологии это называется механизмами психологической защиты личности.

Механизм защиты может быть выражен в форме нападения, что является «лучшей» защитой, как говорят в обществе, в форме агрессии, раздражения, недовольства, а так же, в отстраненности от происходящего (так называемый уход в себя), нежелание общаться. Форма механизмов защиты личности может быть совершенно разной, в зависимости от характера и темперамента индивида, его взглядов на ситуацию в частности и отношение к своей жизни в целом.

Здесь точно так же, как с ответственностью. Если человек имеет взрослую позицию и рассуждает здраво, то ему не нужны никакие защитные механизмы, он просто не попадает в такие ситуации и не имеет в своем окружении таких людей, от которых нужно защищаться. Люди, ответственные за свои мысли, действия и поступки — это те, которые ведут постоянную работу над собой, над своим личностным и духовным ростом. Ну а если взрослый человек остался своим мышлением в детстве, он имеет детскую позицию, то есть, позицию безответственности и перекладывания ее на чужие плечи. А как защищаются наши дети? Чаще всего, в агрессивной форме. Они не будут долго разглагольствовать, защищая себя от нападок других детей, они действуют в той же форме, что и их сверстники. То есть, защищаясь и нападая. Так же действуют, казалось бы, взрослые люди. На самом деле, они еще в далеком детстве.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Механизмы психологической защиты наиболее свойственны детям, которые еще не приспособлены к жизненным ситуациям, они еще не знают и не умеют эффективно взаимодействовать с окружающими его сверстниками, они еще учатся этому. Если же родители сами не умеют взаимодействовать между собой или с окружающими, то чему они могут научить своего ребенка? Да, на словах это сказать легко, но дети учатся на примерах и причем, на примерах взрослых, в частности, своих самых близких людей — мамы и папы.

Давайте посмотрим какие же механизмы защиты зарождаются в детстве и переходят в последующем во взрослую жизнь, накрепко запуская свои корни и мешая успешной жизнедеятельности личности.

Механизмы психологической защиты.

♦ Вытеснение , то есть забывание чего – то или кого – то на бессознательном уровне. Если человеку что – то не нравится или он не хочет делать какое – то дело, он автоматически, как бы, забывает то, что ему не нравится, отстраняется от этого.

При навязчивых страхах, надуманных человеком, возникает повышенная тревожность. Идет защита против враждебного отношения к объекту своего страха. Например, матери часто излишне переживают за своих детей, считая, что с ними обязательно должно произойти что – то нехорошее. Тем самым, матери вытесняют враждебность по отношению к своему ребенку или уже сформировавшейся личности. Это в дальнейшем может привести к истерическим реакциям.

Механизм вытеснения включается в детстве. Когда ребенок не хочет чего – то делать, он забывает о том, что ему нужно сделать это. И если ему не напомнить и не объяснить, для чего именно ему это нужно (обратите внимание! Ему, а не родителям), он так и будет постоянно вытеснять эти моменты из своей жизни.

[1]

♦ Регрессия – механизм психологической защиты, который позволяет удовлетворять все свои потребности и желания, оставаясь на прежнем (привычном и облегченном) уровне, то есть на детском или юношеском этапе развития. Этот механизм переходит в жизнь взрослого человека в том случае, если в его детстве присутствовал недостаток любви, ласки и внимания. В детстве он начинает либо капризничать, либо сюсюкать, как малыш, либо просит, чтобы его одевали, кормили из ложечки и так далее.

Регрессия проявляется и в тех случаях, когда все трудности всегда решали за ребенка его родители, не давая ему самостоятельно вздохнуть. Когда человек не может выразить адекватно свои эмоции, возникают трудности, и он при повышенной ответственности привлекает внимание окружающих, перекладывает ответственность на других, либо уходит в болезни, надеясь в этом случае получить чуткую ласку и заботу. Нередко этот механизм защиты выливается в психические заболевания, в частности, шизофрению.

♦ Проекция — перекладывание ответственности на других, о чем и говорилось в предыдущей статье. Наблюдаем мы это ежедневно. Людям, имеющим привычку только критиковать, не видя себя, и обвинять других в своих бедах и неудачах, как раз и свойственен этот защитный механизм. Зачастую механизм проекции включается у незрелых и ранимых личностей, «застрявших» в детстве. Это неспособность принимать самостоятельные решения. Их просто не научили этому в детском возрасте. В запущенных случаях эти люди теряют способность отличать фантазии от действительности.

Читайте так же:  Воспитание чертёнка что делать, если ребенок не слушается

♦ Интроекция – перекладывание на себя чувства вины, самобичевание, самоуничижение, излишняя самокритика, явное занижение самооценки. Интроекция выполняет огромнейшую роль в раннем развитии личности, на ее основе маленьким человечком усваиваются ценности и идеалы семьи.

♦ Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, он оправдывает неприемлемые мысли, чувства и поступки. Когда мы начинаем оправдывать свои действия, снимая с себя ответственность, мы защищаемся, рационализируя. Но это не ложь и не обман. Это защитная реакция личности, помогающая сохранить самоуважение. В рационализации есть доля правды, но все таки больше самообмана.

♦ Интеллектуализация – излишнее использование интеллектуальности для погашения эмоций и чувственных переживаний. Личность не проживает эти чувства и эмоции, а лишь проговаривает, хотя на самом деле их не существует. Например, говоря о каких либо чувствах другому, на самом деле, он не испытывает этих чувств (например, радость за другого, любовь к другому, понимание его проблемы и т.д.).

♦ Компенсация – замещение недостатков, придуманных человеком и тех, которые существуют на самом деле. Социально — приемлемая компенсация – глухонемой становится ясновидящим и одаренным свыше, социально — неприемлемая – агрессивность и конфликтность, как компенсация невнимания к себе со стороны других людей.

♦ Отрицание того, что не принимается человеком сознательно. Отвергаются мысли, эмоции, чувства, желания. Отрицание, как и все механизмы защиты, появляется в детстве. Это некий уход от проблемной ситуации. Если привести сравнение, то это равнозначно страусу, прячущему голову в песок. Или когда дети прячут лицо ладошкой, думая, что их никто не видит. Отрицание проблемы у взрослых людей происходит в кризисных ситуациях. Это может быть серьезное заболевание, неизбежность смерти (страх перед смертью), горе, связанное с потерей близкого, измена любимого человека и другие критические ситуации.

♦ Смещение (вымещение) . Это перенос негативных эмоций и чувств с одного объекта на другой. Например, с неудачных рабочих моментов негатив вымещается на детей, мужа, близких. Мы порой не умеем разделять рабочие моменты с личными, не умеем делать адекватное разделение между работой и домом, между одних отношений и других (с разными людьми), мешая их в одной каше, называемой «дружба» (помните, в детстве?). Различать границу многообразия взаимоотношений просто необходимо для успешной жизнедеятельности в целом.

Какой можно сделать вывод?

Дело в том, что мы, люди, созданы не для того, чтобы защищаться друг от друга, включая механизмы психологической защиты личности, или не дай Бог, нападать друг на друга, а для того, чтобы эффективно взаимодействовать, оказывать помощь и поддержку друг другу, если нас об этом просят. Любить или хотя бы уважительно относиться друг к другу. Ведь как мы относимся к Миру, так и он поворачивается к нам!

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭГО-ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Понятие психологической защиты или защитного поведения (defensive behaviour) связано с именами основателей психоанализа (3. Фрейд, 1894; А. Фрейд, 1927) и обозначало реакцию человека (взрослого или ребенка) на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с невыносимыми мыслями или болезненными аффектами.

Психологическая защита личности — в психоанализе — психологические стратегии, с помощью которых люди («Я», «Эго») избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и дистресс. Ситуации, требующие «психологической защиты личности», характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Действия защитных механизмов способны разрушать и искажать различные аспекты реальности. Причиной внутриличностного конфликта может быть борьба между Я, Оно и Сверх-Я. Психологическая защита личности направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, что достигается:

  • 1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний;
  • 2) их трансформацией, направленной на предупреждение конфликта;
  • 3) снижением остроты переживаний.

Расширяя или сужая список психологических защит, исследователи в основном едины: защита — это бессознательный механизм, основная функция которого — «снижение тревоги», «агрессии, неприятных переживаний, болезненных аффектов и др.» (3. Фрейд, А. Фрейд), «бегство от реальности» (Э. Фромм), уход от стрессовых ситуаций при помощи искажения контакта с реальностью или его прерывания. Это фиксированная, негибкая стратегия реагирования на реальную или мнимую угрозу при помощи действия «автоматически включающегося» механизма отчуждения (от себя, от своих жизненных потенциалов, от других людей, от реальности жизни).

Исходя из сказанного, большинство современных авторов едины в определении психологической зашиты и рассматривают ее как подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира, либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств (Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.И. Вассерман, В.Г. Каменская, Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева, И.М. Никольская, Л.Ю. Субботина, Н.А. Русина, Д. Паркер и Н. Экдлер, Ч. Райкрофт).

С помощью психологических защит, как полагает Л.Ю. Субботина, человек, прежде всего, стремится защитить свою личность. Для человека нет ничего болезненнее, чем ущемление его самолюбия, самооценки. Психологическая защита помогает личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний, способных нанести травму собственному положительному мнению о себе.

Со временем понятие «психологическая защита» приобрело столь широкую популярность, что стало употребляться в контекстах, мало связанных с психоанализом или совсем далеких от него. Особенно широкое хождение термин «психологическая защита» и исследование защитного поведения получили в рамках групповой психокоррекционной и тренинговой работы. Однако здесь значение понятия сильно отличается от психоаналитического, так как речь идет о защитах межличностного характера.

В качестве примера приведем результаты эмпирического обобщения опыта групповой работы, проведенного А.У. Харашем (1987), Л.И. Вассерманом (2010), А.Л. Журавлевым, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко (2008). Эти исследователи выделили следующие виды межличностных защит: ролевая самоподача, псевдораскрытие, ненормативная защита. Основная их цель — защита самооценки человека от изменений, которым ее подвергают (или могут подвергнуть) партнеры по общению в группе.

Одними из наиболее часто встречающихся могут быть названы следующие:

  • вытеснение — скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство (избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением);
  • регрессия — возврат к более примитивным (часто детским) формам поведения и мышления;
  • проекция — неосознаваемое приписывание собственных (неприемлемых) личностных характеристик или мотивов другим людям (или даже мистическим силам внешнего мира — «бес попутал»);
  • рационализация — рациональное (часто псевдорациональное) объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных, социально и личностно-неприемлемых влечениях;
  • сублимация — преобразование энергии неприемлемых личностью мотивов (например, сексуальных) в социально приемлемые формы активности (например, искусство).
Читайте так же:  Разница в понятиях чем отличается гордость от гордыни

Достоинства и недостатки защитного поведения

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями, или внутриличностным конфликтам (табл. 2).

Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это самообман

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Продолжение табл. 2

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я

Энергия напряжения полностью от-реагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека, и окружающих его людей

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие — удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

«Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

Окончание табл. 2

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически

Под стилем защиты понимают относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного отношения к своему «Я».

Если человек постоянно будет перекладывать ответственность за свои проступки и промахи на других людей, то проекция и регрессия неизбежно станут стилем его зашиты. Доказано, что на развитие стилевых защитных механизмов значимое влияние оказывают следующие факторы:

  • —динамические особенности психики (например, активность и пассивность как свойство темперамента);
  • —личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей (в безопасности, в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в признании и самоопределении);
  • — опыт отношений в родительской семье как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций;
  • — хроническая психотравматизация личности. Стилевые защитные механизмы, связанные с хронической психотравматизацией личности, нередко ведут к формированию внутриличностных конфликтов и заболеванию неврозом.

С этой позиции невротическое поведение можно рассматривать как бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ борьбы со стрессом, а невротические симптомы — как неудачные попытки самолечения.

Неудачны они потому, что сама зашита становится источником заболевания.

В связи с этим, проявляясь как своеобразная форма псевдоразрешения внутренних конфликтов при неврозах, стилевые защитные механизмы выступают в процессе лечения в качестве особой психотерапевтической мишени. Самореализация личности и успешность в реализации жизненных планов предполагает возможность смотреть на события с разных точек зрения. Между тем на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают проявления механизмов зашиты — психологические барьеры. Они, как фильтры, частично заслоняют и искажают восприятие, что резко ограничивает адаптацию. Система подсознательных психологических барьеров, возникающих для зашиты от травмирующих человека факторов, в то же время представляет собой «скорлупу», в которой личность постоянно пребывает.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с те знание особенностей психологической защиты имеет большое значение для личности. Во-первых, оно обеспечивает более осознанное и адекватное представление о себе и возможность саморазвития и творческой деятельности. Во-вторых, ориентировка в защитных механизмах позволяет более адекватно реагировать на других людей, общаться и взаимодействовать с ними. В-третьих, это знание просто необходимо для эффективного, правильного воспитания детей. Кроме того, существует ряд профессий, в которых научное представление о психологических защитах является необходимым профессиональным знанием, без которого профессиональная деятельность не будет полноценной. Это прежде всего учителя, врачи (особенно психиатры), психологи-практики, управляющие всех уровней, профессиональные политики.

Источники


  1. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.

  2. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.

  3. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.
Сущность, формы и механизмы психологической защиты личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here