Связь стресса и памяти

Сегодня мы рассмотрим тему: "Связь стресса и памяти" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Связь стресса и памяти

Психосоматика – раздел в психиатрии, который позволяет установить связь между психической патологией в организме человека, и наличием соответствующего соматического заболевания. Психосоматика позволяет диагностировать различные проблемы, нашла широкое применение в военной медицине (борьба с фантомной хромотой и прочими повреждениями организма).

В виду того, что раздел психиатрии еще изучен не до конца, то многие ученые все еще озабочены изучением причин и установлением связей между психическими заболеваниями, и соматическими расстройствами и отклонениями.

Так, и ученые из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, занимаясь, проблема изучения психосоматических связей, пришли к открытию. При высоком и постоянном уровне стрессовых ситуаций, у человека возможно снижение концентрации и памяти в целом.

Предпосылки к исследованию

Ученый из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, PHD JAN, долгое время занимался изучением психики крыс, после чего пришел к выводу, что Постоянный стресс снижает передачу глютамата в префронтальную кору головного мозга.

Глютамат — (химическое вещество, которое усиливает нейронные связи), в достаточной мере вырабатывается организмом, хотя некоторые его синтетические производные (в том числе и глютамат натрия) используются в промышленности для придания товарного вида чему либо. Тот же глютамат натрия является сильнейшим стимулятором дофамина, а также является усилителем вкуса.

Употребление пищи снабженной глютаматом натрия, может привести к психической и физической зависимости.

Зависимость от глютамата натрия одна из сильнейших психологических зависимостей, которая имеет все признаки психического отклонения.

[2]

Подробнее о психологических и физических зависимостях вы можете прочитать на портале Psytheater в разделе Психические зависимости. Вы сможете найти подробную классификацию зависимостей, список основных физических и психических зависимостей, истинные причины возникновения зависимости, а также способы её преодоления.

У молодых с высоким уровнем эмоциональной амбивалентности, и низким уровнем общей резистивности, были замечены дефекты памяти, после проявления социальной и психической агрессии по отношению к ним. Так, после длительного, или особо сильного стресса, снижение передачи глютамата, а также общая нечувствительность нейронов головного мозга, снижало когнитивную сферу крысы.

В первую очередь, Ян и его коллеги из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, решили проверить соматическую составляющую данного процесса. В виду множества исследований было выявлено, что под влиянием стресса, у крысы не только снижается передача глютамата, но, а также увеличивается уровень кортизола и норадреналина.

Кортизол – гормон стресса, выделяется вместе с адреналином/норадреналином, имеет отравляющее действие на организм. Уменьшает мышечную массу человека, увеличивает жировой запас, ухудшает связь между нейронами головного мозга в префронтальной коре. Основная цель выработки данного гормона, противостояние длительным стрессам, когда у человека нет возможности бороться. Является ключевым фактором в Fright or fight.

Результаты исследования

Результаты исследования показали: Несмотря на значительное влияние норадреналина, кортизола и отсутствие глютамата в коре головного мозга, общие механизмы запоминания крыс оставались в порядке. Так, временная память практически не подвергалась никаким дефектам. Ухудшалось лишь общее запоминание, так как организм не был приспособлен на когнитивное развитие в условиях стресса.

Хронический стресс снижает экспрессию рецепторов в нескольких белках, участвующих в передаче глютамата. Также он уменьшает функциональную Ампар и NMDA-плотность ноотропных рецепторов в нейронах префронтальной коры.

Был отмечен факт: через некоторое время после стресса, когнитивная функция полностью восстанавливалась.

К сожалению, учены, не могут полностью предъявить свои результаты и стопроцентно заявить о том, что у людей такая же реакция на стресс как и у крыс. Ведь, несмотря на похожее строение мозга человека, и крысы, некоторые процессы проходят по разным сценариям.

«Наши результаты показывают, что повторяющиеся стрессы «гасят» глутаматергические передачи в префронтальной коре, что оказывает отрицательное воздействие на когнитивные процессы …«, пишут они.

Крысы с низкой эмоциональной амбивалентностью и высокой резистивность показали несколько ошеломляющие результаты. Так, даже в течение весьма продолжительного стресса, психического и физического ущемления, которое полностью подавляло передачу глютамата в префронтальной коре. Никаких патологий когнитивных процессов, будь то внимание, запоминание, общая и временная память, не было обнаружено.

Результаты позволяют говорить о том, что только люди с высокой эмоциональной амбивалентностью и низкой резистивность могут подпасть под риск ухудшения памяти, находясь в состоянии хронического стресса.

Проводить эксперименты подобного характера на людях, запрещено законом во многих странах мира. Поэтому доктор Ян, и его коллеги проводят лишь анализы префронтальной коры головного мозга человека, и ищут добровольцев, которые согласятся добровольно поучаствовать в эксперименте, который и позволит определить имеется ли у человека связь между хроническим стрессом, и ухудшением памяти.

Длительный стресс стирает память

Оценить эту статью

Одновременно в мозге стрессированных животных возникали явные признаки воспаления – в частности, увеличивалось число иммунных клеток макрофагов. Особое внимание учёные уделяли гиппокампу – той области мозга, которая служит одним из главных центров памяти и также одновременно участвует в эмоциональных реакциях. (И это естественно, что связь между психологическим стрессом и памятью в первую очередь искали именно в нём.)

Затем в течение некоторого времени после стресса в гиппокампе появлялось меньше новых нейронов, чем обычно. Если же мышам давали противовоспалительное средство, то проблемы с памятью исчезали, и число макрофагов в гиппокампе уменьшалось, хотя депрессивное поведение и проблемы с новыми нервными клетками сохранялись.

[3]

Общий вывод получается такой: вероятно что стресс через иммунную систему повышает воспалительный фон в мозге, что, в свою очередь, приводит к ослаблению кратковременной памяти – по крайней мере, той её части, которая касается ориентации в пространстве. Эту взаимосвязь между стрессом и воспалением сейчас вообще активно исследуют всеми возможными методами, поскольку любая воспалительная реакция, пусть не очень сильная и вялотекущая, может причинить много неприятностей, повышая вероятность самых разнообразных болезней, вплоть до диабета и онкологических заболеваний.

Однако объективности ради необходимо отметить, что относительно стресса и памяти пока что ясно далеко на всё. Так, в 2013 году в PLoS ONE вышла статья, в которой говорилось, что влияние стресса здесь зависит от его количества: сначала ухудшается долговременная память, потом, если стресс продолжает нарастать, и кратковременная – то есть стресс стирает любую память, а не только кратковременную или долговременную. Правда, те опыты ставили вообще на улитках, однако авторы исследования утверждали, что их заключения справедливы для всех животных с более или менее сложной памятью.

[1]

Видео удалено.
Читайте так же:  Виды конфликтов
Видео (кликните для воспроизведения).

Но с другой стороны, в том же 2013 году другие исследователи — из Калифорнийского университета в Беркли опубликовали результаты экспериментов с крысами, в которых лабораторных животных подвергали резкому, но не слишком длительному стрессу – и оказалось, что это не угнетало, а наоборот, даже стимулировало появление новых нейронов в гиппокампе. Скорее всего, всё дело может быть в разнообразии стрессовых условий, которые могут отличаться по силе, длительности и разновидности, и реакция организма на стресс каждый раз будет в чём-то отличаться.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Память и стресс
Психология для всех — Психосоматика

Я всегда думала, что стресс плохо сказывается на памяти. А недавно прочитала, что стрессовые ситуации, наоборот, стимулируют умственную деятельность, в том числе и способность к запоминанию. Правда ли это?
Яна Аркадьева, г. Хабаровск

Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте сначала рассмотрим механизм действия стресса. Предположим, что-то вызывает у вас нервное напряжение. Это может быть ситуация экзамена, спешка при сдаче проекта на работе или др.
Ваш организм вырабатывает гормоны стресса. Они позволяют вам мобилизовать все силы и направить их на решение нужных вам вопросов, будь то заучивание ответов на вопросы экзамена или быстрое включение в работу. Получается, что стресс действительно стимулировал ваши мыслительные процессы и способность к запоминанию. Считается, что кратковременный стресс может повысить эти показатели на 50-60%.

Но если вам придется каждый день сдавать экзамены, справляться с авралами на работе и в скором порядке решать другие проблемы, то резервные силы организма вскоре иссякнут. Первыми дадут об этом знать как раз ухудшение памяти и способность концентрировать внимание. Кроме того, понизится настроение, так как гормоны стресса угнетают зоны мозга, отвечающие за эмоции. Возможно и снижение общего иммунитета, и обострение любых болезней, потому что перенапряженная нервная система не сможет контролировать все процессы в организме.
Но вернемся к вопросу о памяти. При длительном стрессе ухудшаются как возможности запоминания новой информации, так и воспроизведения того, что вы когда-то выучили.
Как видите, стрессовые ситуации стимулируют запоминание только в том случае, если они не длительны и не слишком сильны. Кроме того, они хороши только для кратковременной памяти. За несколько часов до экзамена вы «можете быстро выучить большой объем информации, но через несколько дней после экзамена вы не сможете воспроизвести это достаточно хорошо.
А если вам надо что-то запомнить надолго или вы хотите потренировать свою память, изучайте новую информацию в спокойной обстановке.

психолог Любовь ИГУМНОВА
Источник: «Лечебник», №6,2012

Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Что такое эмоциональный стресс

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Эмоции и стресс

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.

Эмоционально стрессовая психотерапия

Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Положительный – эутстресс. Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  2. Негативный – дистресс. Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.

Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

Эмоциональный стресс у подростков

Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов. Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

Факторы, вызывающие стресс

Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.

Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

Причины и признаки

Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.

Эмоциональные признаки стресса

Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.

Где живут эмоции

Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

  • Тревога без видимых причин;
  • Внутреннее напряжение;
  • Повышенная раздражительность;
  • Агрессивность;
  • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций;
  • Подавленность, тоска, угнетённость;
  • Капризность;
  • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
  • Снижение памяти и внимания;
  • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
  • Постоянная усталость;
  • Снижение работоспособности;
  • Нарушения сна;
  • Неудовлетворённость;
  • Изменение аппетита;
  • Нарушение в поведении и восприятии мира.

Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам, пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность. Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.

Профессиональная методика по защите от стресса представлена в книге Сандомирского. Существуют также другие эффективные методики защиты.

Как снять эмоциональный стресс

Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

  1. Избавление от эмоций. Этому способствуют разные техники и дыхательные упражнения, которые позволяют стабилизировать нервную систему, расслабиться, отпустить напряжение и сконцентрироваться на ощущениях.
  2. Эмоциональное раскрытие. Лучший способ избавиться от напряжения – поделиться эмоциями с близкими и друзьями, получить поддержку. После этого проблемы утрачивают свою значимость.
  3. Ведение дневника. Многим людям сложно открыться окружающим, для этого может использоваться бумага. Негативные ощущения, написанные в дневнике, позволяют посмотреть на ситуацию со стороны, систематизировать информацию. Это позволяет осознать страхи, признать наличие проблемы, проанализировать ситуацию.
  4. Трансформация переживаний в другую энергию. Снижению напряжённости способствует физическая активность. Можно выбрать занятия спортом, домашние дела, требующие интенсивной деятельности, работу на приусадебном участке.
  5. Выражение в творчестве. Человек, который имеет какое-либо хобби, легче переживает жизненные невзгоды. Музыка, танцы, рисование, вокал позволяют прикоснуться к прекрасному, повысить эмоциональный статус, изменить восприятие собственного Я.
  6. Вера в Бога. Самый лучший способ, однако требующий более глубокого подхода.

Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать препараты от стресса, хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

Как чувствительность к стрессу зависит от работы мозга

Чувствительность к стрессу определяется работой нервного контура, связывающего эмоциональный центр с корой мозга – высокая активность этой системы указывает на то, что мозг чувствует стресс сильнее, чем хотелось бы.

Люди по-разному чувствуют стресс: кто-то после скандала на работе или дома будет неделю ходить больным, а у кого-то стрессовая подавленность, плохое настроение и депрессия исчезнут через пару часов. Конечно, многое зависит от генов, определяющих строение нервной системы. Многое, но далеко не всё – известно, что даже генетически идентичные индивидуумы (например, однояйцовые близнецы) реагируют на стресс по-разному.

Иными словами, в мозге могут быть особенности, которые нельзя вычислить лишь по генам, но которые всё же сильно влияют на психологию (и физиологию) организма. Что это за особенности, попытались выяснить нейробиологи из Университета Дьюка. В своих экспериментах они использовали генетически идентичных мышей, которым вводили электроды в миндалевидное тело и в префронтальную кору. И у человека, и у мыши обе зоны активнейшим образом участвуют в формировании стрессового ответа. Миндалевидное тело (или амигдала) отвечает за эмоции, в том числе и за страх, и именно с её помощью индивидуум решает, например, что делать в случае угрозы: драться или бежать. С другой стороны, префронтальная кора отвечает за высшие когнитивные функции – например, за долговременное планирование. При стрессе она выступает как антагонист миндалевидного тела, подавляя панику и тем самым позволяя нам «жить и работать» даже в стрессовой ситуации.

«Подслушивая» одновременно активность амигдалы и префронтальной коры, удалось понять, насколько они тесно связаны друг с другом и насколько чутко друг на друга реагируют. Мышей в течение двух недель подвергали постоянному стрессу, поселив их бок о бок с агрессивным самцом. Среди животных были как более чувствительные к стрессу, так и менее чувствительные, и активность префронтальной коры соответствовала тому, как мыши справлялись с жизненными трудностями.

Нейробиологов интересовал первичный ответ нервной системы на стресс, то есть когда мышь только-только оказывалась в неприятной ситуации. Оказалось, что у стрессочувствительных мышей связи между префронтальной корой и амигдалой были вообще более активны, тогда как у стрессоустойчивых мышей этот нервный контур работал в относительно спокойном режиме.

Сами авторы работы полагали, что нейронная система балансировки стресса будет активироваться только в хронической ситуации – действительно, если рассуждать логически, то тормозящая функция префронтальной коры становится нужна тогда, когда неприятности становятся постоянными и становится понятно, что с ними нужно как-то жить. То, что эта система начинает работать сразу же, говорит о том, что стресс воспринимается неадекватно. Возможно, в некоторых случаях стрессовые нейроны оказываются настолько чувствительными, что даже первичная стрессовая ситуация становится похожа на то, как если бы неприятности начались давно и уже успели накопиться. Результаты экспериментов опубликованы в Nature Communications.

Хотя исследование проводили на мышах, та же нейронная система, как было сказано, работает и у человека. Не исключено, что по особенностям её функционирования можно будет заранее определять человека, чувствительного к стрессу. С практической точки зрения такая диагностика должна помочь, например, с выбором работы – понятно, что тут не подходят ни ответственная руководящая должность, ни служба в горячих точках. Кроме того, возможно, что воздействуя на эту нейронную сеть, можно исправить ситуацию и сделать индивидуума менее чувствительным к стрессу. Правда, не стоит забывать, что есть и генетические причины предрасположенности к стрессу, и, по мнению авторов работы, сочетание таких вот особенностей работы мозга с не слишком удачными генами может сильно повышать вероятность серьёзных психических заболеваний, от посттравматического синдрома до шизофрении.

Китаев-Смык Л.А., Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект. — 943 с, 2009

Осознание и запоминание информации при коротком стрессе

Осознавания и запечатления текущей ситуации были исследованы во время действии на испытуемых гравитационного стресса при режимах кратковременной невесомости у 28 человек. Из них Юотличались в невесомости АР—первая группа, 12—ПР—вторая группа, у шести поведение и эмоциональные проявления практически не отличались от имевшихся при естественной силе тяжести — третья группа.

Для испытуемых с пассивным реагированием при «ударах невесомостью» были характерны: снижение контроля за избирательностью мнестических ассоциаций, значимости данных им инструкций, успешности наблюдения за монотонно текущими событиями и склонность к отверганию заданий, побуждающих к монотонным действиям, тенденция к их «замещению» нетривиальными действиями. При наличии тошноты, рвоты у некоторых стрессово-пассивных испытуемых отмечена склонность избегать действия, требующие значительного волевого напряжения. Результаты этих исследований использовались в последующем для оптимизации деятельности людей в экстремальных ситуациях [Beach D А, 1976].

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА КРАТКОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, поскольку она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [2; 3]. Так какой же механизм включается в работу при стрессе, который помимо других процессов начинает разрушать и память? Известно, что длительная выработка кортизола и других стероидных гормонов, под воздействием стресса, стимулирует метаболическую активность большинства клеток организма, особенно – нейронов, которые очень чувствительны к долгим нагрузкам. Так, например, становится повышенной метаболическая активность в гиппокампе – основной области головного мозга, связанной с хранением памяти, что, при длительном воздействии, вызывает разрушение нервных клеток этой области [1]. Такое явление носит необратимый характер и проявляется, прежде всего, в нарушениях кратковременной памяти. Долговременная память, как правило, не страдает.

Из данных исследований можно сделать следующий вывод: вероятно, что стресс через иммунную систему повышает воспалительный фон в мозге, что, в свою очередь, приводит к ослаблению кратковременной памяти – по крайней мере, той её части, которая касается ориентации в пространстве. Эту взаимосвязь между стрессом и воспалением сейчас вообще активно исследуют всеми возможными методами, поскольку любая воспалительная реакция, пусть не очень сильная и вялотекущая, может причинить много неприятностей, повышая вероятность самых разнообразных болезней.

Однако стоит отметить, что в 2013 году ученые из Калифорнии проводили исследование на крысах, в ходе которого было выявлено, что резкий, но не слишком длительный стресс не разрушал, а наоборот, стимулировал выработку новых нейронов в гиппокампе [5]. Это может говорить о том, что стресс может как разрушать память, так и стимулировать развитие новых клеток.

Таким образом, влияние стресса на память может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от длительности стрессора – фактора, вызывающего стресс. Чем продолжительнее и интенсивнее воздействие, тем больший разрушающий эффект оно оказывает на память.

Список литературы:

Александров Ю.Б. Психофизиология. СПб.: Питер, 1998. 482 с.

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. 4 с.

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 242-257 с.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 4-5 с.

Daniel B. McKim, Anzela Niraula, Andrew J. Tarr, Eric S. Wohleb, John F. Sheridan and Jonathan P. Godbout. Journal of Neuroscience 2 March 2016, 36 (9) 2590-2604; DOI

Когнитивный синдром стресса

Выше было отмечено, что психологические проявления стресса особенно выражены в структуре эмоциональности субъекта. Вместе с тем, в последнее время увеличивается количество работ, посвященных исследованию взаимосвязи стрессовых реакций и когнитивных процессов.

Одно из наиболее изученных вопросов в данной области является проблема взаимосвязи мышления и стресса.

Одним из первых проявлений влияния эмоций, обусловленных стрессом, на мышление – это возникновение экстатичной или дискомфортной окраски мысленных образов, представлений, намерений и т.д.

В результате проведенных исследований было выявлено три типа изменений мышления при стрессе:

активация мышления субъекта с адекватным отражением действительности в сознании;

«уход» от решения стрессогенных проблем;

Рассмотрим каждый из названных типов.

Активация мышления. Данный тип изменения мышления в большинстве случаев может проявляться в виде активации дискурсивно-логического мышления. При этом может усиливаться либо интегративное осмысление всей информации, которой располагает субъект (не только информация о текущем моменте, но и информация, извлекаемая из фондов памяти), либо дезинтегративное (дифференцирующее) осмысление информации. В случае интегративного осмысления информации в сознании человека возникают упрощенные схематизированные представления о ситуации с выделением главных, по мнению субъекта, аспектов и с отсеиванием субъективно малозначимого. В случае дезинтегративного осмысления информации у человека в ситуации стресса происходит декомпозиционная концептуализация экстремальной, стрессогенной ситуации и всей информации, ассоциируемой с данной ситуацией. При этом значительно расширяется сфера осмысливаемой информации за счет того, что активизируются такие психические процессы, как память, воображение и т.д.

Необходимо отметить, что оба вида стрессовой активации мышления имеют адаптационно-защитное значение и направлены на овладение стрессогенной ситуацией.

Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, оптимальным для такого овладения и купирования стресса было бы гармоничное сочетание или чередование композиционной и декомпозиционной концентрации стрессогенной ситуации. Как считает ученый, чрезмерное усиление одного либо другого типов стрессовой трансформации мышления лишает его целесообразности в смысле правильного понимания экстремальной ситуации и нахождения выходов из нее.

Следующим типом стрессового изменения мышления является гиперактивация мышления. Ею могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, возникающие при стрессе, бесплодное фантазирование и т.д. Ученые, изучающие стресс, считают, что эти проявления могут быть вызваны как «многолетним стрессом жизни», значительно изменяющим, трансформирующим личностные качества человека, так и личностными, а также индивидуально-типическими особенностями, предрасполагающими индивида к «стрессу жизни».

Как показали исследования К. Менингера, гиперактивность мышления при стрессе сопровождается, как правило, активацией вегетативных симптомов, проявляющихся в виде бессонницы (защитного бодрствования), боязливости и т.д.

Стрессовая гиперактивность часто связана и с возникновением гиперэмоциональности, а также кризисами общения (могут возникать и проявляться неоправданная обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость к окружающим и т.д.).

К третьему типу субсиндрома изменения мышления при стрессе относится «уход» от решения стрессогенных проблем. Во-первых, это «замещение» их решения решением «побочных» проблем, не имеющих никакого отношения к стрессу. Во-вторых, разные формы уменьшения активности мышления за счет некоторых физиологических механизмов (обморочные состояния, потеря памяти и т.д.). В ситуациях хронического стресса «уход» от решения стрессогенных проблем может проявляться также и в том, что мыслительная активность субъекта направляется «в себя», в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным миром. Человек начинает думать о прошлом больше, чем о настоящем, или он начинает мечтать лишь о будущем, не предпринимая при этом ничего, чтобы эти мечты сбылись. Как считают ученые, результатом этих изменений может стать даже интеллектуальная деградация и распад личности.

Д. Фонтана выделяет следующие когнитивные эффекты стресса (Табл. 3).

Когнитивные эффекты стресса

— Концентрированность и объем внимания уменьшаются

Почему стресс ухудшает память и как с этим бороться

18 декабря 2014

Сейчас стресс – это нормальная часть нашей жизни: бесконечные пробки, проблемы на работе, непослушные дети, нестабильная экономическая ситуация и т.п. Мы замечаем, что стресс делает нас раздражительными, нервными, забывчивыми, тревожными, невнимательными. Но все это — только часть проблемы.

Со временем повышенный уровень кортизола — гормона стресса — может сказаться на нашем физическом, психическом и эмоциональном здоровье. Например, ученые обнаружили и исследовали связь между хроническим стрессом и потенциалом развития психических заболеваний — посттравматического стресса, тревожности, депрессии и других расстройств. Не говоря уже о болезнях сердца, раке, диабете…

Но какие же изменения — как краткосрочные, так и устойчивые — происходят в головном мозге, когда мы переживаем стрессовые ситуации?

Как стресс делает нас раздражительными

Раздражительность и сварливость, невнимательность и забывчивость — все это может быть признаком разрушительного воздействия стресса на головной мозг. Но как это воздействие происходит?

Французские исследователи обнаружили, что стресс активизирует фермент, который воздействует на молекулу в гиппокампе, отвечающую за регулирование синапсов. А когда синапсы изменяются, в этой области формируется меньше нервных связей.

«Это приводит к тому, что люди утрачивают коммуникабельность, избегают взаимодействия со сверстниками и испытывают проблемы с ухудшением памяти или восприятия», — объясняют ученые.

Почему стресс негативно влияет на наши когнитивные способности

Стрессовые ситуации могут уменьшать объем серого вещества в головном мозге, а также затруднять связи между клетками в тех его областях, которые отвечают за память и обучение.

Кроме того, хронический стресс и/или депрессия могут провоцировать сокращение объема коры головного мозга, что способно повлиять на развитие эмоциональных и когнитивных нарушений.

Узнавая новую информацию, мы постоянно генерируем новые нейроны в области головного мозга, связанной с обучением, памятью и эмоциями. Но длительный стресс может остановить производство новых нейронов, а также повлиять на скорость соединения между его клетками.

Гормон стресса кортизол может тормозить наши когнитивные функции и другим путем: он увеличивает размер и активность амигдалы — центра мозга, который отвечает за обработку страха, восприятие угрозы и ответное реагирование. Когда мы реагируем на угрозу, наши способности воспринимать новую информацию могут быть ограничены. Поэтому после дня, проведенного в панике из-за серьезного экзамена, студент вспомнит детали этой паники гораздо лучше, чем любой выученный материал.

Очевидно, что хронический стресс – враг не только здоровья, но и эффективного и успешного функционирования нашего мозга.

Избежать ситуаций, которые формируют стрессовую реакцию в организме, невозможно, но вот научиться правильно управлять этими реакциями – вполне подвластно каждому.

Занимайтесь медитацией, йогой, дыхательными упражнениями. По этой ссылке вы найдете простые инструкции начинающим медитировать, а тут я рассказываю о медитации, которую практикую сама.

Как стресс влияет на работу мозга и память

Любые переживания не проходят бесследно для организма. В ситуациях, когда присутствует регулярный или сильный стресс, страдает головной мозг и нервная система, что влечет за собой нарушения деятельности самых разных органов и развитие патологических процессов. Нередким явлением становится потеря памяти на фоне стресса. Как переживания влияют на деятельность клеток мозга и как восстановить память после стресса?

Что такое стресс для организма

Под стрессом не всегда подразумевается реакция на тревожные, негативные события и иные проявления окружающей действительности. Аналогичная реакция возникает в теле и на фоне радостных событий, особенно долгожданных. Так, стрессом может стать свадьба, выступление на каком-то конкурсе и т.д. Это является нормой.

Причины стресса для каждого индивидуальны, разнится и интенсивность переживаний. Объективных факторов для появления стрессовой реакции не существует – все зависит от личного восприятия человека, стабильности его нервной системы, склада характера и т.д.

Физиологическая реакция мозга на стресс

Исследования демонстрируют, что стресс разрушительно воздействует на мозг. В этом органе есть три области, которые отвечают за распознавание стресса и реакцию на него. Это:

  • амигдала;
  • гиппокамп;
  • префронтальный кортекс.

Эти части взаимосвязаны с гипоталамусом – областью, ответственной за выработку гормонов, в том числе и гормонов стресса: адреналина, кортизола и норадреналина. Когда гормоны стресса начинают вырабатываться усиленно, ускоряется кровообращение. Это необходимо для обеспечения мозга большим количеством кислорода. Именно кислород выступает катализатором процессов в мозге, что позволяет человеку оперативно реагировать в стрессовых ситуациях.

Импульсы головного мозга при стрессе являются естественной реакцией, одной из базовых функций здорового организма. Редкие переживания или несильный стресс идут человеку только на пользу. Но современный ритм жизни подразумевает обилие стрессовых ситуаций. Мы сталкиваемся с ними не только на работе или дома, но и в транспорте, в госучреждениях, на общественных мероприятиях и т.д. Хронический стресс становится причиной переизбытка гормона кортизола, ухудшения концентрации внимания и памяти. Потеря памяти после стресса может случиться даже при разовом сильном переживании – например, после аварии. Этому способствует резкий выброс кортизола.

Как стресс влияет на мозг и каковы причины потери памяти? Рассмотрим специфику воздействия стресса на амигдалу, гиппокамп и префронтальный кортекс – лобные доли:

Таким образом, влияние стресса на ухудшение памяти носит комплексный характер. Разовая потеря памяти может быть вызвана сильными переживаниями, но она не причинит вреда организму. Если провалы в памяти происходят регулярно, а нарушения наблюдаются даже в отсутствие стрессовых ситуаций, речь идет о развитии серьезных патологий.

Стресс может иметь затяжные последствия для работы мозга. Это иллюстрирует эксперимент с обезьянами, проведенный с целью выявления влияния стрессовых ситуаций на мозг и психику. Часть детенышей была оставлена с родителями, часть – сразу отдана на воспитание стае. Затем одну группу детенышей заменили другой, после чего поменяли их снова. В результате обезьянки, которых забрали от родителей и на время отдали стае, даже после возвращения к маме и папе долго испытывали стресс. Физиологические изменения также присутствовали – области мозга, отвечающие за восприятие стресса, у них были увеличены в размерах даже по прошествии нескольких месяцев после возвращения к родителям.

Другие следствия влияния стресса на мозг

Ухудшение памяти не единственная проблема, связанная со стрессом. Сильные переживания чреваты:

Как нейтрализовать реакцию стресса на мозг и память

Мозг во время сильных переживаний работает на износ, но это не значит, что восстановить мозг после стресса невозможно. Даже при наличии проблем с памятью – долговременных или кратковременных – при комплексном подходе к реабилитации после стресса можно восстановить здоровую работу мозга и избавиться от провалов в воспоминаниях, вызванных какими-либо событиями.

Способы восстановления мозга и памяти после стресса:

  1. Достаточный сон. Нормализация режима сна благотворно влияет на восстановление клеток мозга и их деятельности.
  2. Медитация, массаж и другие расслабляющие практики. Регулярно обеспечивая организм покоем, вы делаете вклад в регуляцию выработки гормонов, в том числе и гормонов стресса.
  3. Активный досуг. Прогулки на свежем воздухе, фитнес и спорт благотворно влияют на состояние нервной и сердечно-сосудистой системы. Это помогает улучшить настроение, снизить выработку кортизола, адреналина и норадреналина.
  4. Соблюдение режима дня. Старайтесь просыпаться и засыпать в одно и то же время, не пренебрегайте приемами пищи, выделяйте время на отдых и досуг.
  5. Расстановка приоритетов. Если работа связана с многозадачностью, составляйте план действий на каждый день, выделяя важные пункты. Выполняя задачи постепенно, фокусируясь на каждой по очереди, вы избавите себя от ежедневного эмоционального напряжения.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

  2. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

  3. Джуди, Даттон Любовь и секс. Как мы ими занимаемся / Даттон Джуди. — М.: Добрая книга, 2012. — 652 c.
  4. Зарецкая, И. И. Основы этики и психологии делового общения / И.И. Зарецкая. — М.: Оникс, 2016. — 224 c.
Связь стресса и памяти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here