Теории, направления и содержание процесса воспитания

Сегодня мы рассмотрим тему: "Теории, направления и содержание процесса воспитания" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Теории, направления и содержание процесса воспитания

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

Основные направления и содержание воспитательного процесса

Министерство образования российской Федерации

по дисциплине: педагогика и психология

тема: Основные направления и содержание воспитательного процесса

1. Специфические черты процесса воспитания…………………….3

Основные направления и содержание воспитательного процесса

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс ).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

Специфические черты процесса воспитания :

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1. Процесс воспитания — процесс многофакторный , в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2. Воспитательный процесс отличается длительностью . По сути, он длится всю жизнь.

3. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость . Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4. Процесс воспитания – процесс комплексный . Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5. Важна связь с самовоспитанием .

6. Скрытая позиция воспитателя.

7. Сложность диагностики результата.

Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Структура процесса воспитания

Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.

Отличительные черты самовоспитания:

1. самостоятельная работа.

2. целеустремлённая работа.

3. систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.

1. Адекватная самооценка; 2. Потребность в самовоспитании;

3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные–семья,

4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);

5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа — содержательная сторона работы над собой);

6. Принятие решений (волевой аспект);

7. Применение методов самовоздействия:

а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;

б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)

в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).

8. Мобилизация своей активности и воспитанности.

9. Итоговый самоконтроль.

10. Формирование новой адекватной самооценки.

Организация с/воспитания учащегося:

1. Побуждение школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу.

[2]

2. Вооружение школьников методами самовоспитания.

3. Помощь в мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм).

Перевоспитание – это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.

Читайте так же:  Как себя вести, чтобы понравиться парню в школе

Основные идеи процесса перевоспитания

1. Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.

2. Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

3. перевоспитание предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.

4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. — М.

7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.

[3]

8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Теории, направления и содержание процесса воспитания

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Теория воспитания (стр. 1 из 2)

    Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.

    Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

    Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

    Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он «относится» к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.

    1. Цель воспитания

    Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

    Таким образом, воспитание — процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого — развитие личности, нужной и полезной обществу.

    Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:

    — вариативность и неопределенность;

    Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.

    Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:

    1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;

    2) с высокой избирательной чувствительностью;

    3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.

    Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:

    — наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;

    — наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;

    -трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;

    -вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

    Цель воспитания — результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.

    Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

    Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

    В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

    Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.

    В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих

    ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    История педагогики — это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

    Читайте так же:  Что делать, когда я встречаю равнодушие людей к моим творениям

    Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

    Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.

    Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:

    -зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;

    -единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:

    — признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;

    — связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

    Итак, воспитание — длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

    2. Понятие о содержании воспитания

    Содержание воспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

    Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

    Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

    Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят

    прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

    В Российских школах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни», «Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

    3. Результаты воспитательного процесса

    Результаты воспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.

    Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.

    По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

    1) связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

    Содержание воспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

    В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

    — реализм целей воспитания;

    — совместная деятельность детей и взрослых;

    3 Теория воспитания

    31 Сущность процесса воспитания

    Процесс воспитания, его специфика, компоненты и движущие силы

    Воспитание в школе происходит в процессе обучения и в специальной воспитательной работе с учащимися во внеурочное время в школе и за ее пределами

    Процесс воспитания — система воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности

    Специфика этого процесса заключается прежде всего в. Его целеустремленности. Наличие конкретной цели делает его систематическим и последовательным, не допускает случайности, эпизодичности, хаотичности в проведении воспитательных мероприятий. Особая роль в формировании человеческой личности принадлежит школьном воспитанию, поскольку целенаправленное воспитательное воздействие, на нее предусматривает не только воспитание положительных качеств, но и под олання последствий влияния негативных объективных факторовів.

    Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов

    Объективными факторами являются особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности, перестройка экономики на рыночных принципах, особенности развития социальной сферы, возрождение национал ных традиций, обычаев, обрядов, народной педагогики, расширение сферы общения с иностранными гражданами, влияние природной среды.

    К субъективным факторам относятся социально-педагогическая деятельность семьи и общественных организаций, учебно-воспитательная деятельность учебных заведений, целенаправленная деятельность средств массовой информации ции, заведений культуры, внешкольных учреждений, церквей.

    «Воспитывает, — писал. А. Макаренко, — все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в нез счетное отношения, каждый из которых неизбежно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и моральным ростом самой младенцевї дитини.

    Читайте так же:  Общение с мужчинами

    Весь этот»хаос»не поддается вроде коем учетные, однако он создает в каждый данный момент изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»

    Эффективность процесса воспитания во многом зависит от того, насколько согласуются влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий. Результаты этого процесса не наступают сразу после за астосування воспитательного воздействия, они несколько отдалены во времени. Воспитательный процесс является двусторонним, то есть в нем обязательное участие и взаимодействие учителя-воспитателя и воспитанникаця.

    Перестройка учебно-воспитательного процесса на демократических началах предусматривает создание условий для сотрудничества педагогов и учащихся, при которых учащиеся являются субъектами собственного воспитания

    В процессе воспитания формируется внутренний мир ребенка, проникнуть в который очень трудно. Это актуализирует необходимость методик, которые позволяли бы выявлять взгляды, убеждения и чувства каждого воспитанника, что об обогащать внутренний мир личности и вносить в него определенные коррективыи.

    Процесс воспитания преследует различные задачи, разворачивается различным направлениям. Его эффективность во многом зависит от того, насколько воспитание способно предусмотреть необходимость решения конкретными их воспитательных задач. Этот процесс является непрерывным, в нем нет каникул. Свободное от учебы время заполняют полезные дела, которые способствуют формированию положительных черт личности. Это особенно касается воспитательным й работы с педагогически запущенными учащимися, несовершеннолетними правонарушителями. Воспитание является длительным процессом. Человек воспитывается с детства к зрелости»Я продолжаю еще учиться, — писал. Клод-Адриан. Гельвий этой (1715-1771), — мое воспитание еще не завершено. Когда же оно закончится? им вихованням».

    Процесс воспитания состоит из цели и задачи, содержания и методики организации воспитательного воздействия, а также его результата и коррекции. Структура процесса воспитания, направленного на формирование личности охватывает сознание личности, эмоционально-чувственную сферу, навыки и привычки поведения. Ведущую роль играет развитие его сознанияті.

    Сознание — присуща человеку функция головного мозга, которая заключается в отражении объективных свойств предметов и явлений окружающего мира, происходящих в нем, своих действий, в предварительное нем мысленно их начертании и предвидении последствий, в регулировании отношений человека с человеком и социальной действительностью.

    Структурными элементами сознания есть ощущение, мышление, эмоции, воля, самосознание. Она играет ведущую роль в деятельности и поведении человека. Через сознание ученика в процессе обучения и воспитания н приобретают знания, умения и навыки, усваивают опыт поведения их сознание проявляется в отношении к учебе и других видов деятельности, к людям и обществу, к себе, учебных и других обязател иків.

    Не менее важны в формировании личности и чувства, в которых выражается отношение человека к окружающей действительности и к себе

    Чувства — психические состояния и процессы, в которых отражены эмоциональную сторону духовного мира человека, его субъективное переживание событий и эмоциональное отношение к окружающему миру

    Воспитание сознания и эмоционально-чувственной сферы должно сочетаться с формированием навыков и привычек поведения

    Навык — психическое новообразование, благодаря которому индивид способен выполнять определенное действие рационально, с надлежащей точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервно-психической энергии

    Формируется она на основе знаний о определенный способ действия в процессе целенаправленных, планомерных, нередко многократных вправлянь

    Привычка — склонность человека к относительно устоявшихся способов действий

    «Хорошая привычка — это нравственный капитал, — писал. К. Ушинский -. Капитал привычки от употребления растет и дает человеку возможность, как капитал материальный в экономическом мире, все плодотворнее использовать с свою самую дорогую силу — силу сознательной воли и возводить моральную устройство своей жизни все выше, не начиная каждый раз своего здания с фундамента и не тратя своего сознания и своей воли на борот ьбу с трудностями, которые были уже раз побежденыможені».

    навыки и привычки поведения формируются в процессе целенаправленной, систематической деятельности учащихся, в которой они приобретают опыт поведения. Поэтому важно учитывать опыт предыдущего поведения школьников, обогащая положительное достояние и преодолевая негативные привычки. Формирование навыков и привычек поведения требует постепенности и систематичности упражнения, посильности и целесообразности поставленных требований, отвечает ответствии их уровню развития учащихся. Успешность его зависит от соблюдения педагогами и родителями единых требований к ученикинів.

    В процессе воспитания могут формироваться и негативные привычки через усвоение ребенком ложного опыта поведения в ненормальном среде, в которой она в силу жизненных условий находилась или находится. Подола. Ання таких привычек требует специальной воспитательной работы, а их искоренения прежде всего связано с выяснением причин появления, их устранением.

    Процесс воспитания — динамичный, непрерывный, непрерывный. Его движущими силами являются совокупность противоречий, решение которых способствует продвижению к новым целям. По своей природе противоречия могут быть внут. Тришна и внешнимми.

    К внутренних противоречий относятся:

    а) противоречие между растущими социально значимыми задачами, которые необходимо решить воспитаннику, и возможностями, ограничивающие направленные на их решение его поступки и действия. Это противоречие сопровождение джуе воспитания личности, поэтому ее развитие может приостановиться, если не ставить перед ней новых усложненных задач;

    б) противоречие между внешними воздействиями и внутренними стремлениями питомца. Воспитательный процесс должен так выстраиваться, чтобы его содержание или формы реализации этого содержания не вызывали сопротивление у воспитанников ця.

    Среди внешних противоречий выделяют: а) несоответствие между воспитательными воздействиями школы и семьи. Нередко родители не соблюдают требования, предъявляемые к их детям школа, вследствие чего нарушается является единство требований, что негативно сказывается на воспитании школьников;

    б) столкновение организованного воспитательного влияния школы со стихийным воздействием на школьников внешних обстоятельств. К таким негативным факторам относятся уличные подростковые группы, низкопробные произведения массовой культа. Ури и др.. Разрешение этого противоречия возможно лишь при условии формирования у школьников внутренней устойчивости и умения противостоять негативным явлениямм;

    Читайте так же:  Психоорганический синдром

    в) неодинаковое отношение к ученикам учителей, которые не всегда придерживаются принципа единства требований, в результате чего у учащихся формируется ситуативное поведение, приспособленчество, беспринципность, негативно поз определяются в воспитательном процессе вообще

    г) противоречие, порожденная наличием у отдельных учащихся опыта негативного поведения, их постоянными конфликтами с педагогами, одноклассниками, родителями. Речь идет о сложившемся динамический стереотип х характеризуется постоянными, стабильными, устойчивыми отрицательными нервными связями, создает особые трудности в перевоспитании. Эта категория школьников требует специальной воспитательной роботти.

    Несмотря временный внешних противоречий, они, однако, могут снижать эффективность воспитательного процесса. Поэтому их выявление и устранение должны находиться всегда в центре внимания педагогов и важнейших им фактором является профилактическая работа по предупреждению этих противоречийям.

    Содержание процесса воспитания

    Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

    В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

    1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

    2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

    3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

    4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

    5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности ребенка и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

    6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

    Устремленность школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:

    • от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

    [1]

    • от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

    • от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

    Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникнут практические вопросы – для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

    Рекомендации по организации воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе содержатся в специальном пособии для классных руководителей «Примерное содержание воспитания школьников». Разумеется, программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже и в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый воспитатель обязан творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, имеющиеся конкретные условия и уровень воспитанности школьников[61].

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Воспитательный процесс

    Целенаправленность и двусторонность

    В общем педагогическом процессе отдельное место занимает процесс воспитания. Обычно он рассматривается в отдельности, так как имеет собственные отличительные черты и вовсе не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теория воспитания. Если в процессе обучения действуют учитель и учащиеся, то в процессе воспитания – воспитатель и воспитанники.

    Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий педагогическое взаимодействие, направленное на достижение цели воспитания.

    Целенаправленность – важнейшая особенность процесса воспитания. Это объясняется тем, что воспитательный процесс без непосредственно обозначенной цели рискует быть бессистемным, ситуативно обусловленным. Цель воспитания постоянно отображает образцовую модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс.

    Читайте так же:  Проделки морфея почему человек разговаривает во сне

    Цели воспитания, также как и сам процесс, в различные исторические периоды и в разных государствах имеют свою специфику. Они обусловлены уровнем развития цивилизации, характером взаимоотношений в обществе, социально-экономическим строем, культурой и традициями. Кроме того, цель воспитания соотносится с системой принятых в обществе ценностей.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Рисунок 1. Целенаправленность и двусторонность

    Как известно, движущей силой процесса воспитания считается педагогическое взаимодействие, которое происходит между двумя составляющими: воспитателями и воспитанниками. Они же являются участниками или субъектами педагогического процесса. Такое взаимодействие отражает еще одну особенность воспитания – двусторонность. Прогрессивная гуманистическая трактовка воспитания так и утверждает: процесс воспитания – это субъект-субъектный процесс. Он отрицает действия воспитателя по отношению к ребенку и придерживается таких понятий, как «взаимодействие», «сопровождение», «поддержка», «самостоятельная активность воспитанников». Таким образом, воспитательный процесс оказывает большое влияние не только на ребенка, но и на самого педагога.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Многофакторность

    Процесс воспитания – многофакторный (комплексный), в нем работают объективные и субъективные факторы, то есть работа педагога обусловлена не только объективными закономерностями, но и умениями, в которых выражается личность педагога, его индивидуальные особенности, характер взаимоотношений с учениками и воспитанниками.

    На воспитательный процесс оказывают влияние многие факторы: семья, конкретные воспитатели, учебное заведение в целом. Все эти компоненты вносят свою лепту в становление и развитие личности. Некоторые из них предусматриваются, другие – принимаются во внимание, третьи – создают основы воспитательной работы, действие четвертых необходимо корректировать, пятые обусловливают выбор содержания и способов воспитательной работы.

    Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают воздействия всех факторов воспитательной процесса, тем успешнее осуществляется становление и развитие личности.

    Отдалённость и неопределённость результатов

    Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и вовсе не так четко обнаруживают себя, как, например, в ходе обучения. Между проявленияᴍᴎ воспитанности либо невоспитанности лежит длительный период образования важных параметров личности. Так как ребенок подвергается разнородному воздействию, то накапливает не только положительный, но и негативный опыт. Воспитание отрицательные качества ликвидирует, хотя это далеко не легкий процесс, особо если учитывать, что он чрезвычайно динамичен и изменчив. Воспитательному процессу присуща и существенная вариативность (неопределенность) результатов. В одних и тех же условиях одинаковыми действиями можно добиться разных итогов. Это обусловлено персональными характеристиками воспитанников, их отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности педагогов, их профессионализм, умение сотрудничать с детьми помимо прочего оказывают большое влияние на ход воспитания и результаты.

    Отдаленность и неопределенность результатов весьма характерная черта воспитания. Даже на первый взгляд незначительные действия имеют все шансы в будущем времени проявиться неожиданным аспектом в поведении, мотивации, отношениях и ценностных ориентациях личности. При этом важно иметь в виду, что существуют определенные законы воспитания, при всестороннем познании и соблюдении которых педагог может в значительной степени сгладить результат.

    Длительность и непрерывность

    Воспитательный процесс отличается продолжительностью, по сущности, он продолжается всю жизнь. Школьное образование и воспитание оставляет значимый отпечаток в сознании человека, поэтому нервная система в юном возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но и учитывая это, даже при безукоризненной организации воспитательного процесса рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

    Процесс воспитания считается нескончаемым действием, меняется только роль и соответствие разных воспитательных причин факторов: семья, школа, университет, трудовая коллектив, собственная семья, а также различные общественные, политические, религиозные организации. Длительность воспитательного процесса значит, что поступки человека и личные качества развиваются и формируются не мгновенно. Они считаются эффектом долгой воспитательной работы и, естественно, самовоспитания. Невозможно, к примеру, за одно занятие воспитать у ребенка патриотизм или бережное отношение к природе.

    Из особенностей воспитания выделяют и его непрерывность: это систематическое, постоянное взаимодействие воспитателя и воспитанников. Если процесс воспитания проходит хаотично, от случая к случаю, педагогу приходится действовать все с начала, вместо того, чтобы углублять полученные знания и умения детей.

    Воспитательный процесс динамичен, он имеет собственные законы и специфики в различные периоды жизни, продолжается не только в дошкольном и школьном возрасте, а продолжается дальше в течение всей жизни человека. Дело в том, что под воздействием социума, среды, происходящих событий система взаимоотношений человека с миром непрерывно изменяется, что вызывает потребность улучшения личных качеств либо формирования новых. Ясно также и то, что чем старше человек, тем больший удельный вес в воспитательном процессе имеет самовоспитание.

    Рисунок 2. Целенаправленность и двусторонность

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Источники


    1. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.

    2. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

    3. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.
    Теории, направления и содержание процесса воспитания
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here