Типология личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Типология личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Типологии личности

Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему, мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избыткаиндивидуального опыта к. некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога».

В настоящее время проблема типологии остаетсяне менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов »*.

* Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. С. 335.

Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.

Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп. Самыми древними являются гуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант. Он делит темпераменты на: 1) темпераменты чувств (сангвинистический — темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темпераментчеловека мрачного нрава) и 2)темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека). Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

В морфологических теориях в качестве признака классификации личности используются особенности строения тела человека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связь между типами черепа и чертами характера. Наиболееразработанными вариантами морфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.

Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.

Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента: эндоморфному типу соответствует висцеротонический темперамент, мезоморфному типу — соматотонический, эктоморфному — церебротонический.

Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Павловские четыре типа высшей нервной деятельности в поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента. Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей.

Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Так, Личко описывает 12 возможных типов акцентуаций характера: лабильный циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный и др.

У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно назовем социально-личностной. В частности, А.ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям: по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня, и по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей:

Типология Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертиро-ванным или экстравертированным. Юнг подробно и интересно описывает каждый из восьми возможных типов личности.

Менее известна типология Э. Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системы жизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный.

[1]

К социально-психологическим типологиям, на наш взгляд, могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Читайте так же:  Правила успеха

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Типология личности

Анализируя особенности поведения, мышления и самореали­зации разных людей, мы приходим к выводу о существовании выраженных, не только индивидуальных, но и типологических различий. И действительно, проявления человека как уникальны, так и в чем-то типичны. Так, мы отмечаем в конкретном индиви­де либо «характерную для всех людей его склада» замкнутость, либо, наоборот, общительность и открытость; типичные призна­ки аналитического ума или преобладание интуитивного мышле­ния; подчеркнутую рациональность в суждениях и доверие ис-

ключительно эмпирическому факту или глубокую религиозность и склонность к этическим оценкам и т. д. Кроме того, опыт показывает нам, что два субъекта, принципиально схожих между собой, то есть относящихся к одному психологическому типу, гораздо легче взаимодействуют и понимают друг друга, чем пред­ставители разных типов.

Наряду с выявлением структуры (иерархической организации) личности, типология — фундаментальная проблема психологиче­ского познания. Все существующие теории личности можно ус­ловно подразделить на структурные (психодинамические теории, теории черт) и типологические. Одним из первых постановку и тщательный анализ проблемы типологических различий осуществил К.Г.Юнг в классическом труде «Психологические типы» (1921).

Важно отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цель­ного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т. д.

Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устой­чивые индивидные или социально сформированные характеристи­ки, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологиче­скими и психиатрическими критериями оценки могут быть выде­лены более общие основания, позволяющие типизировать лич­ность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Попытка эмпирическим путем выявить такие основания была осуществлена И.П. Павловым,который, наряду с описанием четы­рех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной систем в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа,характеризую­щегося преобладанием активности второй сигнальной системы ле­вого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений и к отвлеченному абст­рактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умерен­ностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь прой­дя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интере­суются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типапреобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблю­дается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном твор­честве. В противоположность скептицизму мыслительного типа личности художественного склада нередко оказываются «романти­ческими натурами».

Согласно обширному массиву эмпирических данных, большин­ство людей (до 80%) относятся к «золотой середине» — к среднему типу.В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспи­тания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типо­логические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, дру­гие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый воз­раст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии лично­сти — уже упомянутая теория психологических типов К.Г. Юнга.

Юнг связывал типологические различия с двумя факторами:

1) преобладание определенной установки сознания в психиче­
ской деятельности индивида;

2) доминирование одной из основных психических функций.
В теории Юнга выделяются две установки, или ориентации,

сознания, соответствующие двум направлениям психической энер­гии (Либидо): интроверсия и экстраверсия.

Интроверсияпредполагает направленность психической актив­ности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный в глубь себя, прислушивающийся к «внут­реннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и про­являющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия,наоборот, обращает человека к миру внешних яв­лений и событий. В данном случае наблюдается преимущественная направленность вовне — на объект: зависимость от него или повы­шенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требова­ниям или «притягательной силе» объекта.

Юнг подчеркивал, что эти две установки не являются жестко закрепленными. Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономер­но сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы и диастолы в ритмической работе сердца. Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направ­ленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положен­ными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психиче­ских функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Читайте так же:  Психозы вызывают психические зависимости

Мышление— это функция, обеспечивающая субъекту знание о том, что представляет собой та или иная вещь как таковая, а также каковы ее закономерные связи с другими объектами. Чувствоесть нечто большее, чем аффект или эмоция; данная функция связана с установлением ценности чего-либо, или с этической, как правило, пристрастной, оценкой определенных событий. Ощущениепосред­ством органов чувств обеспечивает нам доступ к объектам окружа­ющего мира, позволяя констатировать, что нечто существует, но, не давая знания о том, что это такое и какова его природа. Интуи­цияпредоставляет нам знание о возможности (вероятности) каких-либо событий при отсутствии логического доказательства.

Описанные функции были разделены на две пары противоположнос­тей. Мышление и чувство как две альтернативные формы знания — суждение и оценка — образовали пару рациональных функций, а ощущение и интуиция, посредством которых мир открывается как «факт», как эмпирическая реальность: непосредственная данность или возможность, — образовали «иррациональную» пару.

Та или иная функция становится определяющей в жизни инди­вида, доминирующей или «высшей» функцией (не путать с терми­нологией Выготского!); другая, из соседней пары, оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недиффе­ренцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. Например, если доминирует мышление, в качестве вспомогательной или подчиненной может выступать фун­кция ощущения, и тогда две оставшиеся функции — чувство и интуиция окажутся неразвитыми, подавленными (рис. 28).

В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональ-

ное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку собы­тий; на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

Пример соотношения психических функций, согласно

типологиче-ской модели К.Г. Юнга (мыслительный тип).

А — сфера сознания, В — бессознательное;

М — мышление (доминирующая функция),

О — ощущение (вспомогательная функция),

Ч — чувство (подавленная функция),

По данному критерию выделяются мыслительный, эмоциональ­ный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов может быть интровертированным или экстравертированным. Кро­ме того, учитывается вспомогательная функция, поэтому всего могут быть выделены и детально описаны шестнадцать возможных ти­пов личности (пример: мыслительно-сенсорный интроверт).

Юнг представлял соотношение психических функций в виде диаграммы, на которой они крестообразно вписаны в круг, симво­лизирующий целостный спектр психологических возможностей личности (см. рисунок).

Типологии личности могут строиться по самым разным крите­риям, например, по характеру направленности личности, ее инте­ресов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения. К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, клас­сификация Э. Шпрангера.В ней выделяются шесть типов личнос­ти, на основе шести универсальных ценностных ориентации. Выде­ленные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У раз­личных людей наблюдаются те или иные комбинации приведен­ных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

1. Теоретическая.Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

2. Экономическая.«Экономический» человек, в первую очередь,
ценит то, что полезно и выгодно.

3. Эстетическая.Такой человек преимущественно ориентирован
на совершенную форму и гармонию.

4. Социальная.Наивысшими ценностями для «социального»
человека являются любовь и признание людей.

5. Политическая.Доминирующий интерес политического ти­
па — власть. Ему соответствует «человек силы».

6. Религиозная.Люди этого типа, главным образом, заинтере­
сованы в понимании мира как единого целого, управляемого выс­
шими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придер­живался и Г. Олпорт,полагавший, что типы личности должны оп­ределяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспо­зиции, служащие главным критерием отнесения человека к опре­деленному типу.

Другими примерами типологии могут служить классификации, по­строенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием вы­ступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т. д.

К современным разработкам проблем психологической типологии в оте­чественной науке могут быть отнесены исследования К.А. Абуль-хановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупноваидр. Их специфика за­ключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, но­сящей типологический характер, в свете сложного отношения «чело­век — жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического ин­теграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Типологии личности

Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему, мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избытка индивидуального опыта к некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога».

В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская:

«типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов».

Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.

Читайте так же:  Как сохранить семью

Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп. Самыми древними являются гуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант. Он делит темпераменты на:
1) темпераменты чувств (сангвинистический — темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человека мрачного нрава),
2) темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека). Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

В морфологических теориях в качестве признака классификации личности используются особенности строения тела человека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связь между типами черепа и чертами характера. Наиболее разработанными вариантами морфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.

Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.

Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента: эндоморфному типу соответствует висцеротонический темперамент, мезоморфному типу — соматотонический, эктоморфному — церебротонический.

Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Павловские четыре типа высшей нервной деятельности в поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента. Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей.

Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Так, Личко описывает 12 возможных типов акцентуаций характера: лабильный циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный и др.

У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно назовем социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям: по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня, и по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Типология Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным. Юнг подробно и интересно описывает каждый из восьми возможных типов личности.

Менее известна типология Э. Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системы жизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный.

К социально-психологическим типологиям, на наш взгляд, могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Социальная типология личности (типы личностей)

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности — это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно — степень его рациональности, Маркс — формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

Читайте так же:  Записки ловеласа как соблазнить женщину

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

идеалисты — наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность — это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:

1) homo faber — человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный — способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен

— социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:

открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

[3]

способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

Читайте так же:  Как быстро влюбить в себя любую красивую девушку

— ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

экономия времени; пунктуальность;

уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

планирование будущих действий для достижения поставлен­ных целей, как в общественной, так и в личной жизни;

высокая ценность образования и обучения;

уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
    Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?
  2. Какова структура личности?
  3. Каковы основные социологические теории личности?
  4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?
  5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?
  6. Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции?
  7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
  8. Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?

  1. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость?
  2. Что изучает валеология?
  3. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в ус­ловиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.

2. Понятие личности в социологии и психологии.

3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.

4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.

5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.

[2]

6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.

7. Формирование личности в семье.

8. Самореализация личности.

9. «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.

10. Культура самосознания.

11. Проблемы социализации личности в современном обществе.

12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.

13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.

14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.

15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.

16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

17. Пути и средства гармонизации интересов личности и об­щества.

18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение об­щественного развития.

19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. Социология личности.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М, 1998.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001.

4. Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

5. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М., 1995. Гл. 4.

6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

8. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М, 2000.

9. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

10. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социо­логическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

11. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структура. Понятие роли // Социология. М., 1994.

12. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.

13. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2002.

14. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1997

| следующая лекция ==>
Ролевая концепция личности. Понятие социального статуса. Социальные роли и статусы. Ролевой и статусный набор. Социально-ролевой конфликт. Несовпадение статусов. | Культура как объект социального познания. Элементы культуры.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 644 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.

  2. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.

  3. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
Типология личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here