Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

Сегодня мы рассмотрим тему: "Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Адаптация человека

Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов запускает процессы, которые могут в конечном итоге привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровое сито естественного отбора, но все равно остается довольно ранимым существом.

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования. Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение (консервация идеального состояния) происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды — условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения. Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Например, были придуманы механизмы поддержания постоянной скорости вращения вала. По аналогии были выявлены «технические» решения, которые придумала природа.

Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным, параметрам. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание — характерный пример временного равновесия.

Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным.

Уровни адаптации

Психическая адаптация — это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления. Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация — это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.

Уровни адаптации тесно связаны между собой. Так физиологическая адаптация может способствовать психологической (приноровившись к изменившимся условиям, человек начинает лучше соображать, например). Социальная может способствовать физиологической (наладив отношение с другим человеком, можно получить от него долгожданный стакан воды).

Неоднозначность понятия

— адаптация может выступать как естественное свойство организма,

— это собственно процесс приспособления,

— результат этого приспособления,

— цель, к которой стремится организм.

Наиболее точное использование слова «адаптация» — обозначение собственно процесса приспособления, а не его результата. Для обозначения результата адаптации лучше использовать термин «адаптированность». В первом случае лучше использовать «способность к адаптации».

Психологическая и социальная адаптация личности.

Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания в области психологии, медицины, науки, религии, философии, педагогики, генетики, антропологии, культурологии и т.д.

А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей — А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидум-среда».

В.Г. Березин выделяет следующие уровни психической адаптации, как: – индивидуально-психологический уровень, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На этом уровне осуществляется поддержание психического равновесия, сохранение психического здоровья; – социально-психологический уровень, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, достижение социально-значимых целей.

Выделяются следующие основные типы адаптационного процесса:

Читайте так же:  Сказкотерапия для детей

первый тип, характеризующийся активным воздействием на социальную среду, и второй тип, характеризующийся пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентацией группы).

Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и выявляются в процессе группового и межличностного взаимодействия (В.Г. Березин, 2002).

Л.И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды.

А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая. Охарактеризуем классификационные признаки видов социально-психологической адаптации.

Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Нормальная социально-психическая адаптация личности представляется двумя видами: защитная и незащитная (и как разновидность — смешанная или средняя).

Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры).

Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов.

А.А. Налчаджян в своей теории социально-психической адаптации выделяет как имеющие особую важность следующие виды адаптации: – путем преобразования; – путем преобразования и практического устранения проблемной ситуации; – с сохранением ситуации.

В первом случае личность претерпевает в основном небольшие положительные изменения. Во втором — личность претерпевает глубокие изменения, которые не способствует ее самоактуализации и самосовершенствованию (А.А. Налчаджян, 1988).

А.А. Налчаджян рассмотрел адаптацию личности в контексте социальных процессов, предложил классификацию социально-психической адаптированности личности и выделил уровни адаптации, чем наиболее полно отразил эти процессы.

А.В. Петровский (1990) выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: – адаптация; – индивидуализация; – интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии «растворения в массе».

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы. Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы В.А. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности (В.А. Петровский, 1992,1996).

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.

С психологической точки зрения адаптацию и поведение, направленное на её осуществление, изучает А.А. Цахаева. Интерес представляет деление адаптации автором на макро- и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), на интро- и эктранаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), на экзотерическую и эмпирическую составляющие (к будущей деятельности и реальной сиюминутной реализации адаптивного потенциала) (А.А. Цахаева, 2000, 2002).

Адаптивно — адаптирующая система человека включает в себя социальные механизмы, позволяющие либо изолироваться от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала нормальному биологическому и социальному развитию человека.

В научной литературе пока нет четкого, однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, эргонометрических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека и в основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.

Читайте так же:  Как помириться с мамой и не таить обиды на неё

Проблему социально-психологической адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.

С уважением, психолог ТАНАЙЛОВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Особенности адаптации человека

К особенностям адаптации человека относится сочетание развития физиологических адаптивных свойств организма с искусственными способами, преобразующими среду в ин­тересах организма.

Не всегда, однако, такие искусственные мероприятия абсолютно позитивны для чело­века. Так, например, в наш век санитарно-гигиенические мероприятия становятся настоль­ко эффективными, что встреча организма с патогенным микробом перестает быть повсед­невным явлением. Организм прекращает вырабатывать иммунитет, который в прежние времена обязательно активировался в процессе повседневных контактов с болезнетвор­ными агентами.

Другим примером подобного рода может служить искусственная иммунизация. Полу­чение вакцин и сывороток извне человеком приводит к детренированности его собственных иммунологических механизмов.

Искусственные меры создания температурного гомеостаза в помещениях, а также одеж­да, защищающая человека от внешних колебаний температуры, негативно сказываются на естественных терморегуляторных механизмах человеческого организма.

Эти примеры позволяют говорить о том, что достижения науки и техники в наши дни помогают человеку преодолевать сложные, требующие приспособления, ситуации, но в то же время ослабляют естественные защитные силы и адаптационные механизмы организма.

Таким образом, прогресс науки и техники не снимает необходимость тренировать есте­ственные защитные силы организма и его способность к неспецифической резистентности.

Управлять адаптацией, способствовать повышению резистентности организма — эту цель должны ставить перед собой врачи, гигиенисты, валеологи, т. е. представители всех специальностей, призванные обеспечивать здоровье населения. Одним из необходимых ус­ловий для укрепления резистентности является своевременное и рациональное питание. Недостаточность или избыточность питания, нарушение соотношений питательных веществ в рационе — все это сказывается на деятельности организма в целом и способствует сниже­нию его сопротивляемости, а, следовательно, и способности к адаптации.

Режим смены сна и бодрствования, отдыха и труда — необходимое условие нормального функционирования организма. Особую роль играет физическая тренировка и закаливание.

Физическая тренировка. Наиболее эффективным средством повышения неспецифичес­кой резистентности являются физкультура и спорт. Организм человека, занимающегося спортом на научной основе (без злоупотребления, без переутомления, при гармоническом включении в повышенную активность всех систем организма), приобретает высокую сте­пень резистентности.

[3]

Физическая тренировка — прежде всего двигательная активность, оказывающая влия­ние на многие системы организма. Она распространяется на сбалансированность метабо­лизма, активизирует вегетативные вспомогательные системы: кровообращения и дыхания. Чем совершеннее двигательные акты, тем слаженнее, сочетаннее работают эти системы.

Одним из важнейших свойств двигательной активности является установление в цент­ральной нервной системе сложнейших координационных соотношений. Организация дви­гательных актов требует формирования специальных функциональных систем, формирова­ния афферентного синтеза и «акцептора» действия (П. К. Анохин) и реализации двигатель­ного акта в плане совпадения с акцептором действия. Сам по себе двигательный акт форми­рует нервные механизмы управления. Кроме того, двигательная активность служит посто­янным средством взаимодействия организма с внешней средой, средством развития самого организма. Движение входит обязательным компонентом в работу всех анализаторов. Оно необходимо для получения информации, развития психики.

Перечисленные особенности двигательной деятельности делают ее мощным средством неспецифической резистентности. Эта резистентность связана с тренированностью обмена веществ, достаточно экономичной тратой энергии в покое, способностью организма наибо­лее совершенно утилизировать кислород, эффективностью функционирования фермента­тивных систем. Резистентность как результат физической тренированности обусловлена также повышением координации в деятельности вспомогательных систем — кровообраще­ния, дыхания, крови и т. д. Эти системы взаимодействуют у тренированных людей особенно четко и точно. Наконец, физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обуславливает повышение обучаемости, тренируемости нервной систе­мы. Все эти механизмы являются в значительной мере неспецифическими. Благодаря нали­чию таких механизмов облегчается становление адаптационных реакций по отношению к широкому спектру факторов.

Закаливание. Существует целый ряд мероприятий, направленных на повышение сопро­тивляемости человеческого организма, объединенных понятием «закаливание».

Классическим примером закаливания является постоянная тренировка холодом, вод­ные процедуры, зарядка под открытым небом в любую погоду. Физиологический смысл использования холодового закаливания сводится к тренировке адаптации — «блокирова­нию» раздражителя. Терморецепторы (холодовые), постоянно подвергаясь действию низ­кой температуры, настолько понижают свою возбудимость по отношению к холоду, что, например, для человека, купающегося зимой в проруби, в дальнейшем не страшен ни сквоз­няк, ни пребывание под дождем. Резистентность к действию низкой температуры, вырабо­танная в процессе закаливания, зависит также от сведения к минимуму сосудистых реак­ций, сбалансированности теплопродукции и теплоотдачи и т. д. Особенно эффективно зака­ливание чередованием действия низких и высоких температур. Однако исследования спе­циалистов показывают, что именно низкие температуры являются ведущими в повышении неспецифической резистентности.

Существуют и другие способы закаливания организма. Все они способствуют повыше­нию его неспецифической резистентности.

Воздействие гипоксии. Одно из средств повышения тренированности человека и укрепления его здоровья — использование гипоксии. Достаточно вспомнить долгожителей — горцев, что­бы оценить положительное действие гипоксического фактора на организм. В последние годы вопросам влияния гипоксической тренировки было посвящено немало научных исследова­ний (Н. А. Агаджанян, 3. И. Барбашева и др.).

Выявлено, что дозированное использование гипоксии, в частности в виде тренировочно­го пребывания человека на высоте около 2—2,5 тыс. метров (в сочетании с умеренной фи­зической нагрузкой, когда речь идет о спортсменах), увеличивает неспецифическую резис­тентность организма. Гипоксический фактор способствует повышенной отдаче кислорода тканям, высокой утилизации его в окислительных процессах, активизации ферментативных тканевых реакций, экономичному использованию резервов сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем. Разумеется, что, как и во всех случаях воздействия на организм сильных раз-

дражителей или значительно измененных условий, при гипоксии активизируется гипофизо-адреналовая система, обеспечивающая общую устойчивость организма.

Таким образом, сложнейший процесс адаптации в определенной мере управляем. Разра­ботанные учеными способы закаливания организма служат улучшению его адаптивных воз­можностей. При этом надо учитывать, что адаптация к любому неадекватному фактору со­пряжена с тратой не только энергии, но и структурных — генетически детерминированных ресурсов организма. В каждом конкретном случае научно обоснованное определение стра­тегии и тактики, а также количества и качества («дозы») адаптации является столь же от­ветственным мероприятием, как и определение дозы сильнодействующего фармакологиче­ского препарата.

Читайте так же:  Как общаться с парнем по телефону о чем можно поговорить

Жизнь современного человека весьма мобильна, и в обычных естественных условиях его организм непрерывно адаптируется к целому комплексу природно-климатических и социально-производственных факторов. «Цена адаптации» зависит от дозы воздействую­щего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переноси­мость зависят от наследственных — генетических — особенностей организма, продолжи­тельности и силы (интенсивности) воздействия факторов.

Стресс-реакция из звена адаптации может при чрезмерно сильных воздействиях среды трансформироваться в звено патогенеза и индуцировать развитие болезней — от язвенных до тяжелых сердечно-сосудистых и иммунных.

Одна из главенствующих задач экологической физиологии и медицины состоит в глубо­ком изучении механизмов адаптации с целью использования защитных эффектов для лечения и профилактики болезней, а также изыскания адекватных методов воспроизведения защит­ных эффектов адаптации с помощью фармакологических средств и природных адаптогенов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 107. Адаптация и управление здоровьем человека.

Научная электронная библиотека

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ОСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ

Год издания: 2011

ISBN: 978-5-91327-163-1

[1]

В монографии представлены материалы исследования особенностей психологической адаптации и психологического здоровья людей в осложненных условиях жизненной среды (на примере разных возрастных, профессиональных, этнических групп населения Забайкальского края). Принцип системности, реализованный в работе, позволил показать, что в условиях длительного влияния на человека экологически деформированной жизненной среды возникает тенденция к реализации особого варианта психологической адаптации – минимизирующей адаптации. Рассмотрены различные аспекты психологического здоровья населения: личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни, самореализации, особенностей личностного и профессионального становления человека. Обсуждаются вопросы межэтнического взаимодействия в регионе трансграничья. Монография представляет интерес для специалистов и обучающихся в области психологии, экологии человека.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА

В настоящее время, одним из важных факторов, определяющих качество жизни, является материальное благополучие. Оно влияет на мировоззрение человека и психологическое самовосприятие. Не маловажным является также состояние здоровья и общая адаптация. [4] В зависимости от качества жизни, люди учатся приспосабливаться к различным условиям окружающей действительности. Это и есть способность к адаптации. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Адаптация (лат. – adaptatio) приспособление, приноровление. В широком смысле слова, данный термин определяется как приспособление организма к условиям существования. [2] Можно выделить три вида адаптационных возможностей человека:

1. Биологический вид – способность организма индивида подстраиваться под условия окружающей среды.

2. Социальный вид – возможность приспособиться к общественным нормам и требованиям.

3. Этнический вид – комплекс социальных, физиологических, культурных особенностей, свойственных народу, проживающему на определенной территории.

У каждого человека данные возможности развиты по-разному. В индивиде могут сочетаться различные способности к адаптации, в зависимости от условий, к которым нужно приспособиться. Например: человек быстро приспосабливается к новому коллективу, но имеет трудности при смене режима дня.

Наряду с адаптацией рассматривается понятие адаптивность, которое обозначает способность человека менять способ мышления, подстраиваться под нормы и критерии, которые существуют в обществе. Адаптивность в современной повседневной жизни может выражаться в следующих ситуациях:

1. Изменение места жительства. Человек может переехать не только из квартиры в квартиру, но и поменять город или страну. В таком случае ему придется приспособиться под устои, которые заведены в данной местности.

2. Изменение условий жизни. Помимо улучшений или ухудшений привычного образа жизни, могут возникнуть такие жизненные ситуации, как стихийные бедствия, эпидемии, войны, которые заставят резко перестроить привычное бытие человека.

3. Изменение экономической ситуации. Насколько человек найдет в себе силы справиться со сложившейся проблемой, влияет на то, сколько он сможет «оставаться на плаву» в трудные времена.

4. Изменение места работы. Смена коллектива и новые правила поведения в компании влияют на человека. Как скоро он сможет проявить себя, зависит от того, насколько быстро пройдет процесс приспособления к действующим устоям фирмы.

5. Изменение семейного положения. В случае вступления в брак или развода человек прилагает немалые усилия для адаптации, чтобы разрешить возникшие личностные конфликты.

Каждый человек приспосабливается к жизни с точки зрения своих личностных особенностей. Для систематизации данного рассмотрения адаптационных возможностей индивида можно выделить такую характеристику, как темперамент. Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) – это описание человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. интенсивности, быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний.

И.П. Павлов описал, как адаптируются к жизни сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики. [3] По его мнению, самыми приспособленными являются люди с темпераментами сангвиника и флегматика. Менее – холерики, т.к. у них отсутствуют процессы возбуждения и торможения. И, наконец, наименее адаптирующимися следует считать меланхоликов с их низкой работоспособностью нервной системы.

Гиппократ описывал каждый из типов следующим образом:

Сангвиник – спокойный, жизнерадостный, общительный. Беспрепятственно находит выход из любых трудностей, доброжелателен в своих намерениях, в коллективе создает приятную атмосферу. Однако слишком быстро принимает решение, излишне самоуверен.

Холерик – резкий, несдержанный, смелый. Легко переживает жизненные трудности, способен быстро усваивать новую информацию. Но нетерпелив, вспыльчив и подвержен эмоциональным срывам.

Флегматик – сдержанный, спокойный. Плохо приспосабливается к новой обстановке, в неблагоприятных ситуациях может стать пассивным и вялым. При этом отличается самообладанием, терпелив, не подвержен панике при стрессовых обстоятельствах.

Читайте так же:  Правила общения в интернете

Меланхолик – чувствительный, пассивный. Болезненно переживает изменения в окружающей обстановке. Подвержен пессимизму, но обладает аналитическим мышлением, творчески подходит к работе, тонко чувствует и доводит дело до завершения.


Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что качество жизни зависит от множества показателей, одним из которых является адаптация. В современном мире человеку приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Данные адаптационные возможности можно рассматривать с точки зрения темперамента. Так, например, люди с сангвинистическим типом темперамента легче остальных переживают изменения, происходящие в жизни, они стараются избегать неприятностей и упрощают поставленные перед ними задачи. Хуже всего адаптируются к новым ситуациям представители меланхолического темперамента. Им сложно покинуть зону комфорта, они стараются избежать изменений.


Список литературы:

Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни / Д.Г. Давыдов // Социальные науки и современное общество. – 2013. — № 2 (16). 1012. МАБиУ. — С. 54-67.

Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека / Б.Г. Иоганзен // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. — Кемерово, 2008. — 249с.

Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. III, кн. вторая, с. 280.

Шатрова А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения / А.О. Шатрова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 84-84.

Психологические возможности компьютерной игры в адаптации личности к трудным жизненным ситуациям

Жизнь современного человека наполнена сложными ситуациями, связанными с выбором адекватного способа разрешения различных жизненных затруднений, психологических проблем и конфликтов с окружающими, а также с урегулированием всевозможных кризисов – от личностных до экономических. Каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью разрешать сложные психологические проблемы в течение всей своей жизни, адаптироваться к новым условиям [1].

Проблема адаптации людей в затрудненных условиях жизнедеятельности давно привлекает внимание исследователей. Несмотря на существование многочисленных определений понятия «адаптация», общепризнанно, что, с одной стороны, – это динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой – свойство любой саморегулируемой системы, опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды [4].

Среди экстремальных ситуаций, которые вызывают стресс у человека, особое место занимают социальные катастрофы – результат общественно-политической деятельности группы лиц или государственной власти, обусловивших снижение социально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения, а в крайних случаях – приведших к массовой гибели людей. К категории социальных катастроф в первую очередь следует отнести военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий [3].

На момент проведения нашего исследования Донбасс был именно такой зоной локального военного конфликта. Поэтому люди, живущие на территории Донецка, находятся в условиях постоянно действующих стрессоров. Человеку нелегко привыкнуть к войне: к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Адаптация к новой обстановке требует ломки прежних стереотипов сознания и поведения, без которой просто не выжить в экстремальных условиях[5]. К тому же, живя в условиях военного конфликта, простые жители города физически не могут повлиять на протекание событий. Поэтому они снова и снова «переживают» произошедшие события, мысленно прокручивая их у себя в голове. И как результат все сильнее страдают эмоционально. Однако одно и то же травмирующее событие воспринимается и переживается людьми по-разному, соответственно, риск возникновения стрессовых реакций также различен [2].

В тоже время мы живем в период, когда компьютер стал неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, а вместе с ним в круг досуга вошла и компьютерная игра. Компьютерные игры имеют условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и другими многочисленными обстоятельствами [6]. Поэтому мы предположили, что в условиях военного времени психологические особенности компьютерных игр могут положительно повлиять на особенности адаптации дончан к трудным жизненным условиям. Ведь особый эффект компьютерной игры, несет некоторую психотехническую функцию, так как обеспечивает своеобразную ситуацию «поправимых ошибок», т. е. таких, которые можно, анализируя, исправлять и формировать таким образом полезные психические качества[6]. Мы попробовали экспериментально изучить вопрос психологических возможностей компьютерной игры в адаптации человека к трудным жизненным ситуациям.

Методологической и теоретической основой нашего исследования явились теоретические подходы и положения, разработанные в отечественной и зарубежной психологии. Это положения в работах Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова об адаптационном потенциале, С. Мадди о жизнестойкости, С.А. Шапкина, А.Г. Шмелева о психологических аспектах компьютерной игровой деятельности, Ю. В. Фомичевой, А. Г. Шмелева, И. В. Бурмистрова о психологических коррелятах увлеченности компьютерными играми.

В процессе исследования был использован метод анкетирования, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», «Тест жизнестойкости» в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, а также методика «Компьютерная игра – это…» в качестве проективного метода для определения мотивации увлеченности компьютерными играми.

Объект исследования – адаптация личности к трудным жизненным ситуациям.

Предмет исследования – психологические возможности компьютерной игры в адаптации человека к трудным жизненным ситуациям.

Цель исследования – изучить психологические возможности компьютерной игры в адаптации человека к трудным жизненным ситуациям.

Гипотеза: Существует связь между увлеченностью компьютерной игрой и уровнем адаптированности личности.

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 21 до 26 лет, среди которых 33 юноши и 27 девушек. Выборка состояла из людей, являющихся активными пользователями компьютера.

[2]

Результаты метода анкетирования позволили разделить выборку на три группы согласно степени увлеченности компьютерными играми: не играющие – 15 человек (25%), играющие иногда – 24 человека (40%) и увлеченные – 21 человек (35%).

Читайте так же:  Паническое расстройство

Проанализировав результаты методики «Компьютерная игра – это…» мы получили средние показатели по категориям методики. Для наглядной интерпретации полученных данных был построен график сравнения средних оценок по категориям методики для всех трех подгрупп (Рис. 1).

Рис. 1. Средний категориальный профиль.

Примечание: 1- Самореализация, саморазвитие, 2 – Познание мира, 3 – Антиразвитие, 4 — Власть, престиж, 5 — Пространство и время, 6 — Движение и азарт, 7 – Общение, 8 — Эмоции положительные, 9 — Эмоции отрицательные

Из графика видно, что у испытуемых, не играющих в компьютерные игры, по всем категориям получились невысокие показатели. Причина этого в том, что компьютерная игра как вид деятельности им не интересна. Самый высокий показатель наблюдается в категории «Антиразвитие». Испытуемые этой группы давали компьютерной игре определения вроде: «деградация», «зависимость», «снижение интеллекта».

У испытуемых из группы иногда играющих высокие показатели по категориям «Самореализация, саморазвитие», «Пространство и время» и «Эмоции положительные». Это такие ответы, как: «открытие своих новых граней», «уход в виртуальный мир», «интересное времяпрепровождение», «веселье». То есть они рассматривают игру, как способ провести свободное время с пользой, к тому же получить положительные эмоции.

В группе увлеченных испытуемых высокие показатели получены по категориям: «Познание мира», «Пространство и время», «Эмоции положительные». Это такие ответы, как: «новые знания», «обучение», «другой мир», «эйфория», «новые роли». Низкие показатели получены в категориях «Антиразвитие», «Движение и азарт». То есть испытуемые не только не считают компьютерные игры вредными для развития, но, напротив, рассматривают их как способ своеобразного познания мира, получения новых знаний и представлений.

Проанализировав результаты методики «Тест жизнестойкости» в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, мы получили средние показатели по шкалам методики. Для наглядной интерпретации полученных данных была построена диаграмма сравнения средних оценок по шкалам методики для всех трех подгрупп. (Рис. 2).

Рис. 2. Средние показатели шкал «Теста жизнестойкости»

Средние показатели шкал методики «Тест жизнестойкости» у всех трех групп примерно одинаковые. Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне жизнестойкости. Однако, в группе испытуемых, которые играют лишь иногда, по всем шкалам результаты несколько ниже, хотя и находятся в пределах нормы. По шкале «Принятие риска» выше средние показатели у группы не играющих в компьютерные игры.

После проведения исследования с помощью методики «Личностный адаптационный потенциал» в каждой из групп мы получили результаты. На их основании была построена диаграмма сравнения средних оценок по шкалам методики для всех трех подгрупп (Рис. 3).

Рис. 3. Средние показатели шкал методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»».

Примечание: ЛАП –Личностный адаптивный потенциал, ПР — Поведенческая регуляция, КП — Коммуникативный потенциал, МН — Моральная нормативность, Астенические реакции, Психотические реакции.

В группе не играющих в компьютерные игры выявлен удовлетворительный уровень адаптации. Средний уровень показателей Поведенческая регуляция, Коммуникативный потенциал и Моральная нормативность. В целом группа способна адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Но успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Дезадаптационные нарушения не выявлены (в пределах допустимой нормы).

В группе иногда играющих уровень адаптационного потенциала также удовлетворительный. Однако, несколько ниже, чем у предыдущей группы. Показатель Поведенческая регуляция также ниже. Коммуникативный потенциал и Моральная нормативность выше. Дезадаптационные нарушения также не выявлены.

Результаты в группе увлеченных свидетельствуют о высоком уровне адаптационного потенциала. Лица этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Отсутствие признаков астенических реакций, допустимая норма психотических реакций.

Для проверки гипотезы о том, существует связь между увлеченностью компьютерной игрой и уровнем адаптированности личности, был использован корреляционный анализ. Полученный коэффициент корреляции 0,284, значимый на 5% уровне, подтвердил эту связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Связь между увлеченностью компьютерной игрой и уровнем адаптированности личности существует.

  1. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В. Либина. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
  2. «Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М: Смысл, 2011. – 531 с.
  3. Маклаков А.Г. Психологические последствия локальных военных конфликтов/ А.Г. Маклаков// Психологический журнал. – М. – – № 2.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ.Теория. Практика. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
  5. Сенявская Е. Войны ХХ столетия: социальная роль, идеология, психология/ Е. Сенявская// История. – М. – 1999.- № 43.
  6. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. – №3. С. 29-39.

Источники


  1. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.

  2. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.

  3. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here