Типы и примеры социальных ролей в обществе

Сегодня мы рассмотрим тему: "Типы и примеры социальных ролей в обществе" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Электронная тетрадь Марии Шестаковой

суббота, 13 февраля 2016 г.

Социальные статусы и роли

  1. Достигаемый социальный статус – приобретенный усилиями индивида (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.). Общество считается тем демократичнее и цивилизованнее, чем более в нем распространены достигаемые статусы и чем большую роль они играют в общественной жизни.
  1. Предписанный социальный статус – полученный независимо от воли субъекта, чаще всего при рождении (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
  2. Смешанный статус

обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

  1. Социальный статус

– положение личности в масштабах всего общества или большой социальной группы.

  • Личный статус
  • – положение личности в малой социальной группе, которое зависит от личных качеств, от субъективного отношения близких людей.

    Социальный и личный статус могут не совпадать.

    1. Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
    2. Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
    • реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
    • системы ценностей, характерной для данного общества.

    Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

    ПРИМЕР: статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде.

    Социальная роль личности — значение социальной роли в жизни человека

    Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

    Социальная роль — что это?

    Согласно определению, социальная роль — это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

    Что входит в понятие социальная роль:

    1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
    2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
    3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

    Значение социальной роли в жизни человека

    Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.

    Признаки социальной роли

    Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

    Как связаны социальный статус и социальная роль?

    Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

    Виды социальных ролей

    Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

    Каждая социальная роль отличается:

    1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
    2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, межличностными отношениями, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

    Индивидуальная роль

    У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.

    Читайте так же:  Лучшие таблетки и витамины от стресса

    Межличностные роли человека

    Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

    Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

    Новые социальные роли молодежи

    Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие субкультур тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

    Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не справляются со стрессом и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

    Типы и примеры социальных ролей в обществе

    Взаимодействуя с обществом, каждый человек исполняет большое количество социальных ролей.

    Понимание, приятие человеком общественных «правил игры» — важный способ самоосознания личности, выбор эффективной стратегии существования.

    Но несовместимость разных ролевых установок способна стать причиной конфликтов и даже трагедии для человека.

    Как определить социальный возраст личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Понятие в психологии

    Человеческое сообщество, социум — сложная комбинация правил и взаимоотношений, сложившаяся система ценностей, традиций и установок.

    В этой системе на человека, как участника жизни общественной группы, накладываются определенные ожидания: как именно он должен себя вести в том или ином качестве, чтобы соответствовать сложившимся представлениям людей о положительном, правильном, успешном поведении.

    Первичное определение «социальной роли» почти одновременно, но независимо друг от друга, предложили в первой половине 20 века американские ученые — антрополог, социолог Ральф Линтон и философ-психолог Джордж Герберт Мид.

    Линтон представил общественную роль, как систему норм и правил, задаваемую человеку социумом. Мид — как гласно или негласно установленную общественную игру, включаясь в которую, человек усваивает законы общества и становится его «ячейкой».

    При всей разнице определений, из них впоследствии сформировалось общее понятие, в котором социальная роль — «спайка» личности и общества, совмещение в поведении человека проявлений сугубо индивидуального и сформированного под влиянием общества.

    Социальная роль — ожидания социума, что человек, как носитель какого-то общественного статуса, будет вести себя определенным образом.

    Классификация: список

    Так как жизнь и функционал человека среди себе подобных многообразны, то и классификаций ролей в социуме множество.

    Роли, определяющие место индивида в сложной иерархии человеческих контактов:

    • по гендеру — женские, мужские;
    • по профессиональной принадлежности;
    • по возрасту — ребенок, взрослый, пожилой человек.

    Взаимоотношения людей также можно обозначить как социальные амплуа:

    • муж, жена, мать, отец (семья);
    • лидер, вожак, предводитель;
    • отверженный обществом, изгой, аутсайдер;
    • всеобщий любимец и т.д.

    Личность в социальной системе является «исполнителем» множества общественных ролей. Они могут распределяться официально, осознанно, или возникать стихийно, в зависимости от развития той или иной жизненной ситуации.

    Например, предписания, принятые в рабочей организации, будут диктовать ее работникам определенные правила игры.

    Каждая бытовая ситуация делает человека участником многочисленных «людских игр», уже окрашенных сформированными ожиданиями общества.

    Виды и типы

    Первая систематизация общественных ролей принадлежит одному из создателей современной социологии, американцу Толкотту Парсонсу.

    Любую роль индивида в обществе, утверждал социолог, можно емко описать всего пятью основными характеристиками:

    1. Возможная глубина взаимодействия людей друг с другом. Например, учитель и ученик контактируют в рамках правил организации учебного процесса. Но общение супругов или близких друзей несравненно глубже, затрагивает гораздо больший круг вопросов взаимодействия.
    2. Способ, которым получена (приобретена) социальная роль. Есть роли, которые принадлежат человеку в силу не зависящих от него факторов: мужчина он или женщина, ребенок или взрослый член социальной группы. Противопоставлены подобным соцролям те, которых люди сознательно добиваются путем приложения усилий.

    Так получение конкретной профессии, должности на работе требует активных действий от самого человека.

    Масштаб возможного проявления эмоций в общении людей друг с другом. Например, общение коллег по работе, взаимодействие продавца с покупателем не предполагают сильного проявления чувств. Но в семье, от супруга, родителя или ребенка, ожидается душевное участие, эмоциональная вовлеченность в дела друг друга.

  • Наличие или отсутствие определенных правил взаимодействия. Так полицейский на работе обязан обеспечивать соблюдение людьми законодательных норм, а гардеробщик обязан принять на хранение, а потом выдать вещи клиенту заведения. Правила установлены должностными обязанностями, которые выполняют эти люди. Женщина в семье может взять верхнюю одежду у мужа или ребенка, для того, чтобы повесить ее в шкаф, хотя формально она не обязана этого делать.
  • Мотивы, которые движут человеком в совершении деятельности. Так от коммерсанта социум ждет, что тот будет действовать, в расчете получить прибыль. Но от служителей религиозных или благотворительных организаций аналогичная мотивация будет воспринята, как нарушение норм морали, так как от них социумом ожидается бескорыстная деятельность на благо общества.
  • Читайте так же:  Симптомы кататонического возбуждения и торможения

    Абсолютно любая роль человека в обществе может быть подробно описана с помощью перечисленных характеристик.

    Примеры из жизни

    Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

      От родителей ребенок получает знания о том, что можно, а чего нельзя делать в разных жизненных ситуациях. Как следует вести себя по отношению к матери, отцу, старшим в целом, друзьям. Какие правила поведения необходимо соблюдать на улице, в гостях, в детском саду, школе.

    [3]

  • С раннего детства идет освоение гендерных амплуа. Ожидания, как должны себя вести девочки и мальчики, разные. Одно и то же поведение разнополых детей встретит разную реакцию родителей. Например, заплакавшую девочку утешат, а мальчику объяснят, что плакать будущему мужчине не подобает.
  • По мере взросления, ребенок осваивает социальные роли ученика школы, друга в компании сверстников, участника кружков и секций по интересам. В ближайшем будущем молодого человека обычно ожидает статус студента учебного заведения.
  • С получением образования осваивается профессиональная миссия в обществе — врач, продавец, актер, учитель.
  • Мужчины и женщины создают семьи, осваивая амплуа мужа и жены, а затем — родителей.
  • Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

    В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

    Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

    С чем связаны?

    «Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

    В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

    Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

    • социальный статус;
    • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
    • гендер и т.п.

    Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

    Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

    Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

    К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

  • его взаимодействие в семье, с ближним («родным») кругом общения;
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу;
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.
  • В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

    Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

    Джордж Мид, один из основоположников ролевой теории, первым показал в своих трудах процесс осознания собственного Я индивидом, которое происходит именно во взаимодействии с социумом.

    Самоосознание изначально отсутствует у малыша. Общаясь внутри своей социальной группы (обычно, семьи), ребенок примеряет предлагаемые ему «готовые» роли ее участников.

    Он ежедневно сталкивается с готовыми моделями и усваивает, как ведут себя по отношению друг к другу мать и отец, как они общаются с друзьями, соседями, коллегами по работе, другими членами семьи, с ним лично.

    Именно так он получает первый опыт социальных контактов. «Примеряя на себя» предлагаемые ему стереотипы поведения, ребенок начинает осознавать себя как члена социума (социального субъекта).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Так происходит развитие личности — в разыгрывании каких-то ролей.

    Мид утверждал, что «ролевая сущность» — основной механизм личности, костяк ее структуры.

    Действия человека связаны прежде всего с усвоенными им социальными установками, а также ожиданиями общества и самого индивида получения конкретного результата от исполнения того или иного амплуа в обществе.

    Как определить свои?

    Определить свои социальные роли очень просто. Достаточно, «вписать» себя в сложившуюся систему собственных взаимоотношений с социумом.

    Соцроль человека существует там, где у него есть обязанности (ожидания общества) вести себя определенным образом:

    1. От сына (или дочери) по отношению к родителям ожидается послушание (в детском возрасте), помощь — от взрослого ребенка.
    2. Статус пешехода накладывает обязанности соблюдать правила перемещения по улицам (соблюдать сигналы светофора, перемещаться по тротуару, а не проезжей части). Водитель легкового автомобиля обязан соблюдать установленные законом правила дорожного движения.
    3. Роль студента высшего учебного заведения предполагает посещение занятий, своевременную сдачу экзаменов и зачетов, допустимое правилами поведение на лекциях и в стенах учебного заведения.

  • Статус друга означает поддержку товарища, защиту и разделение его интересов и системы ценностей.
  • Родитель обязан заботиться о ребенке, обеспечивать его жизненно важные потребности, следить за состоянием здоровья, воспитывать, передавать знания о жизни, принятых в социуме нормах поведения, допустимых способах взаимодействия с людьми.
  • Зачастую для выполнения разных ролей от человека требуется постоянная смена моделей поведения.

    Ожидания, что человек будет успешно выполнять несколько социальных ролей, требования которых противоречат друг другу, приводят к ситуации, получившей в психологии название ролевого конфликта.

    У взрослого члена общества набор доминирующих социальных амплуа (то, как он их выполняет) уже сформирован. Их совокупность составляет своеобразное общественное «досье» человека, его индивидуальный, но для окружающих — типичный и привычный (ожидаемый, прогнозируемый) образ.

    Социальные роли людей:

    [2]

    1.2 Характеристика и виды социальных ролей

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

    Читайте так же:  Как отучить ребенка в 3 года и старше какать в штаны

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

    Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). 3 Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

    2. Способ получения.

    1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

    2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

    3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

    4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

    5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

    Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами — за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды — сексуальные услуги ради личного обогащения.

    Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

    Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.

    Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

    Одним из таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.

    Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

    Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, — осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

    Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

    Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

    Одна из форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).

    Влияние социальной роли на развитие личности

    Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

    Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

    Читайте так же:  Почему муж не хочет заводить детей

    Социальные роли. Виды и характеристики

    Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

    Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

    Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

    Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

    Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

    Виды социальных ролей

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

    Основные характеристики социальной роли

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

    Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

    Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

    Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

    Читайте так же:  Психастенический и другие типы личности в зависимости от телосложения

    Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

    2. Понятие и виды социальных ролей

    Социальная роль − модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу (динамическая сторона статуса). От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы − предписанные правила поведения, характеризующие именно роль, а не статус 1 .

    Социальная роль − это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус 2 .

    Ролевой набор − совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

    У каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково − с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанциирование от роли).

    Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта: необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

    Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.

    Структура роли включает в себя ролевое исполнение, то есть поведение индивида в определенной ситуации; ролевое предписание, то что конкретная социальная общность, организация, социальный институт требует от личности и ролевое ожидание, то есть то, что ожидается от выполнения этой роли.

    Структура роли, по мнению Г.Е. Зборовского, имеет противоречивый характер и содержит предпосылки противоречий между личностью и ее окружением.

    3. Социальная роль в теории т. Парсонса

    Т. Парсонс определял социальную систему как систему взаимодействия множества лиц, анализируемую в рамках системы координат теории действия. Элементы социальной системы – акторы и взаимоотношения индивидуальных акторов, которые ориентированы друг на друга, учитывают друг друга.

    Наиболее значимой единицей социальной структуры является не конкретное лицо, а роль.

    Роль − это такой организованный сектор ориентации актора, который конституирует и определяет его участие в процессе взаимодействия. Она включает набор взаимно соотнесенных ожиданий, касающихся действий как самого актора, так и тех, с кем он взаимодействует. И актор и те, с кем он взаимодействует, имеют такие ожидания. Роли институционализированы, если они полностью согласуются с установленными культурными образцами и организованы вокруг ожидания того, что актор будет конформен по отношению к морально санкционированным эталонам ценностной ориентации, признаваемым членами общности, в которой функционирует роль.

    В социальном взаимодействии начинают возникать взаимные ожидания относительно действий и установок каждого участвующего в нем. Эти ожидания представляют ядра того, что можно назвать ролевыми ожиданиями. Т. Парсонс писал: «Образец ожиданий «других», часто обобщенный таким образом, что включает все эти ожидания по отношению к статусу, образует в социальной системе институционализированное определение ролей в конкретных ситуациях взаимодействия. Под институционализацией он понимал интеграцию ожиданий акторов в релевантную систему взаимодействия ролей при общем нормативном эталоне ценностей. Эта интеграция такова, что каждый предрасположен вознаграждать конформность других по отношению к эталону и, наоборот, не одобрять и наказывать отклонение».

    Ролевые ситуации могут принимать для актора любые значения, которые возможны для ситуаций вообще. Их значение, оказывающее влияние на мотивацию поведения, будет различным для разных личностей. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях, а допустимым считается некоторый диапазон вариабельности.

    По мнению Т. Парсонса ключевой константой в социальной системе является система ценностей, которая определяет диапазон вариаций поведения акторов, исполняющих определенные роли 1 .

    Т. Парсонс предложил четыре характеристики любой роли 2 :

    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая − размыта.

    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

    Источники


    1. Лаврик, О.В. Настоящему мужчине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 538 c.

    2. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.

    3. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
    Типы и примеры социальных ролей в обществе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here