Трансперсональная психология

Сегодня мы рассмотрим тему: "Трансперсональная психология" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Трансперсональная психология

Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».

Трансперсональная психология — это одно из направлений совре­менной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклас­сическую философскую антропологию, мировые духовные тради­ции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, актив­ное воображение, самогипноз и т.д.

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.

[1]

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятель­ная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психо­терапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современ­ной психологии. Лидерами современной трансперсональной психо­логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипп­нер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Интервью со Станиславом Грофом

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания об­ладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт — это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел этот иллюзорный мир.

Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос­приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со­бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от­даленных местах.

Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност­ные проблемы. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных (или холотропных) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные открове­ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на­много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.

В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Трансперсональная психология

Представители: Станислав Гроф, Кен Кизи, Тимоти Лири, Теренс Маккена.

Трансперсональная — выходящая за рамки отдельной персоны, конкретного человека или индивидуальной души. Психология вне меня, вне тебя и вне разумного опыта. Рекламное представление трансперсональной психологии представлено здесь →

Уильям Джемс писал о трансперсональной психологии еще в 1902 г. Первым, кто заговорил о «трансперсональном бессознательном», был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима термина «коллективное бессознательное». В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи и др.

Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства.

Большая часть материалов ТП взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

Представители ТП, как правило, допускают существование Высших сил, но избегают прикрепления к определенной религии. Как философское направление, в ТП традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. ТП ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

ТП считает, что существует как несколько способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Научное знание передается линейно, в словах и в числах, а то, что описывает ТП, скорее может быть связано с работой правого полушария, работающего образно, а не логично. Для объяснений ТП пользуется понятиями «формационная каузальность» и «синхронистичность» (имеющее смысл, многозначительное, но акаузальное стечение событий).

ТП охватывает эмпирические исследования, разработки прикладных аспектов и теоретический анализ огромного количества тем, включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни, космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биологического вида, духовные пути, теории и техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию.

Представители ТП большей частью ориентируеются на восточные практики, организуют семинары по освоению и использованию медитаций и дыхательных техник: ребёфинг, холотропное дыхание, освобождающее дыхание.

Читайте так же:  Лучшие профессии для интровертов и возможность реализации себя в бизнесе

Ad usum externum Liber VII:09:
О трансперсональной психологии

Ваше мнение о трансперсональной психологии. Знакомы ли с работами Теренса Маккены?

Проблема в том, что под ней что только не понимают. Вот из Википедии. Сам её не считаю корректным источником, но для «как люди массово считают» — сойдёт. Итак:

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье

Сразу отмечу, что тут положительно воспринимаются религиозные переживания,а также вообще любое изменённое состояние сознания. Вот ни разу не встречал, чтобы кто-либо из трансперсональщиков заявлял «это вот вредно», максимум — «пока не доросли, закапывайтесь глубже, а вообще полезно». Ещё наглядная цитата:

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности». Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д

Сразу стоит отметить широчайшее распространение весьма сомнительных концепций в ассортименте: какие, нафиг, переживания у эмбриона?! Что такое «планетарное и сверхпланетарное сознание» или «сужение сознания до уровня сознания клетки» — какое, нафиг, сознание у клетки тела?! Сюда же — сверхчеловеческие духовные сущности и прочее. Как говорится: контактёров с космическим разумом легко определить по космической глупости. Не могу утверждать определённо, так как не имею соответствующего опыта, но мне рассказывали те, кто им обладает: тема обычного конопляного «прихода» в хорошем настроении. Единение со всем, любовь ко всему и полёт мысли небычайный. Мистицизм хиппаря, короче говоря.

Классика: «Некогда один духовный искатель накурился ночью анаши на кладбище города Пуны и осознал Смысл Всего. Наутро, конечно, опять забыл» — Ра-Хари, «Руководство для начинающего медитатора».

Проблема не в том, то трансперсональная психология обращается к измененным состояниям сознания, по сути игнорируя норму,а в том, что трансперсональщики принципиально игнорируют научную методологию и в подавляющем большинстве придерживаются различных мистических мировоззрений: мол, есть некая «абсолютная реальность», и они-де выходят с ней на контакт. Что при этом важно понимать.

Во-первых, происходит субстантивация субъекивного восприятия, если можно так выразиться. ИСС по сути становится желаемым состоянием. Станислав Гроф, «Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД»:

Незначительные изменения восприятия окружающего, интерпретируются необычным эмоциональным путем. Окружающее пространство может представляться невыразимо прекрасным, чувственным, привлекательным или же комическим; очень часто оно описывается как магическое или сказочное. Таким же образом может изменяться и звуковое восприятие. Нередко испытуемые открывают в музыке такие сферы, которые они были не способны воспринимать раньше. Во время пребывания в ИСС оказывается возможным слушать музыку всем своим существом при совершенно новом подходе. Часто складывается впечатление, что музыка резонирует в различных частях тела и включает мощные эмоции. По мнению Грофа, одно из самых общих заявлений в отчетах испытуемых — о том, что в день сеанса работы в ИСС они впервые в жизни услышали музыку по-настоящему.

Кстати говоря, здесь я пищу о трансперснальной психологии как таковой, вопрос психоделиков, пожалуй, требует отдельной статьи.

Во-вторых, имеется явная тенденция к сектантству: «именно мы знаем Истину и делимся ей с вами!». В той же Википедии приведено хорошо сформулированное мнение психолога Альберта Эллиса, который указывает, что большинство трансперсональных психологов придерживается следующих ненаучных доктрин:

1. Абсолютная реальность существует, и когда мы найдем истинную доктрину, которая описывает её, мы постигнем вечную и абсолютную истину.

2. Жизнь после смерти, бессмертие души и реинкарнация несомненно существуют и были эмпирически доказаны.

3. Все живые и неживые существа являются частью одной единой сущности. Посредством понимания и присоединения к этой единой сущности, возможно напрямую воссоединится с Богом и достичь безграничного блаженства.

4. Используя учение трансперсональной психологии и отвергая научный метод и все достигнутые им результаты, возможно достичь абсолютного знания, единения с вселенной, идеального физического и духовного состояния.

Ещё пример. Игорь Гарин, «Что такое расширенное сознание?»:

Люди с узким сознанием взирают на мир сквозь щель амбразуры, мушку прицела, со своей «кочки зрения». Расширение сознания позволяет видеть мир и себя в нем с разных позиций, преодолевать привычное, устоявшееся, незыблемое, ломать «нормы» и «догмы», обогащать способности, убеждения и ценности. Расширение сознания обогащает жизнь, позволяет более эффективно ее контролировать, дает ключи к ее пониманию и изменению. Расширенное сенсорное сознание делает жизнь более приятной и позволяет более эффективно и тонко взаимодействовать с другими людьми и всем миром.

Расширение сознания позволяет освоить внутреннюю духовную энергию, достичь глубинного «Я», живущее внутри каждого из нас, осуществить радикальную внутреннюю трансформацию, войти в область высших ценностей, достичь просветления или, по-иному, освоить Высшую непроявленную реальность.

Расширенное сознание холоторопно, трансперсонально, то есть «обращено к цельности», к единому, ко всей полноте бытия.

При этом, обращаю внимание, если даже у кого-либо из трансперсональщиков нет подобной мути, то всё равно других они не критикуют, что является явным признаком подхода «я буду свою чушь гнать, а вы — свою, и друг другу не мешаем». Вплоть до такого вот, как пример: В.В.Козлов, В.А. Майков, «Ахиллесова пята психологии»:

В-третьих, игнорируются научные объяснения. В них просто, так сказать, нет потребности. Скажем, синестезия интерпретируется как «расширение сознания», единение с каким-нибудь «космосом» и проч., между тем как феномен имеет вполне себе нейрофизиологическое объяснение. Или же холотропное дыхание: вполне себе известный в медицине феномен, см., например, Вейн А.М., Молдавану И.В., «Нейрогенная гипервентиляция» (Кишинёв: Штиинца, 1988, 184 С.).

Читайте так же:  Эссенциальный тремор

В-четвёртых, даже в тех случаях, когда феномен может быть объяснён без антинаучности, обязательно используется ненаучная (а зачастую и антинаучная) трактовка. Пример: перинатальные матрицы С. Грофа. Не будем касаться их применимости на практике, но что они их себя представляют? Напоминаю: I — пребывание эмбриона в утробе матери, II — первая фаза родов (схватки), III — прохождение по родовому каналу, IV — непосредственно рождение. Это есть ничто иное, как разложение процесса родов на квартернер: потенция изменения — начало процесса — развитие процесса — завершение процесса с переходом на новый качественный уровень. Если терминология незнакома, то см. «Pentaculum Elementorum», здесь просто отмечу, что если кто-либо хоть что-то понимает в оккультизме, то он не может этого не заметить. Если, конечно, под пониманием подразумевается не просто многознание, которое, как говорил ещё Гераклит Тёмный, уму не научает, а именно понимание.

Другими словами: при условии, что вполне общеизвестно, что холотропное дыхание «предназначено» для «выявления воспоминаний» такого рода, то пациент будет настроен на то, что он «вспомнит» именно одну из этих четырёх стадий. Причём, поскольку квартернер унверсально «раскладывает» любой процесс, то даже не надо знать эти матрицы/стадии; если будет настрой «переощутить роды», то автоматом будет попадание в одну из матриц: больше вариантов-то нет! При этом разделение матриц, образно говоря, архетипично, и ощутить себя «между ними» не получится, будет «скатывание» в одну их них.

Возможно, это и может дать некую информацию об особенностях характера и проч., но считать, что при этом дышаший именно что вспоминает реальный процесс своего рождения — безосновательное заявление. Кстати, легко проводится эксперимент: те, кто родился повредством кесарева сечения, не могут соответствовать матрицам II и III, но эксперимента такого типа я что-то не припоминаю.

В-пятых, важна и метафизическая направленность результата применения трансперсональных техник. Возможно, вы уже обратили внимание на «слияние со Вселенским Сознанием» и прочее. Недвойственность здесь понимается не как отсутствие дизотомичности мышления, а именно как «единение со Вселенной» и проч. Напомню свою работу «Апокриф-V: Телема и сатанизм» (см. двухтомник, т.2, стр. 193-194):

Главное, принципиальное, отличие Тьмы и Света в том, «к чему всё идёт». Свет — это потеря собственной индивидуальности, подчинение правилам Порядка, метафизически и религиозно — растворение в «едином». В Едином боге, в абстрактном Абсолюте, в Природе, в Нирване или ещё чем — безразлично, суть именно в том, что адепт считает, что должен раствориться, присоединиться к чему-то там — это и будет конец его Пути. Часто связано с воспеванием аскезы, манихейским «мир — это зло» и проч. Тьма же — это кристаллизация индивидуальности, развитие Личности. Тьма — присодиняет, но не растворяет. Образно говоря, Свет — это обычный «раствор душ», а Тьма — коллоидный, с сохранением индивидуальных структур. Далеко не все мировоззрения заявляют о Свете и Тьме напрямую. ежели адепт какого-либо учения или типа того не отвечает на вопрос о Тьме/Свете, то надо спросить о цели: что, по-вашему, должно в результате ваших действий произойти с вашей Сутью? Растворится ли она в этом «едином» или же останется существовать как самостоятельная единица и, значит, будет обязана саморазвиваться и самоукрепляться? Собственно, выбор между тотальной самоаннигиляцией и постепенной самодеификацией, между несуществованием и существованием — самая надёжная дихотомия из всех для определения позиции по данному вопросу.

Так вот, трансперсональная психология подразумевает именно что «единение» с «растворением Я» (хотя это иногда маскируется: сохранение индивидуальности заявляется, но при этом оно «настропаляется» на всяческую «мировую гармонию», «сверхсознание» и т.п., что по сути и назначается целью), т.е. является типичнейшим белостветничеством. Кто против, укажите хоть у кого-то у авторов этого направления упоминание о необходимости сохранять и развивать «Я» — речь всегда идёт о необходимости уничтожения эго и т.д.. И, кстати говоря, иногда упоминаемое «постижение Великой Пустоты» к Бездне отношения не имеет.

Есть ли в трансперсональной психологии что-либо полезное?

С оккультной точки зрения — тем, кому можно было бы такое практиковать, это уже не нужно; те же, кто стремятся такое практиковать, в большинстве случаев подсаживаются на ИСС, подменяя цель средством, про метафизику я только что писал.

С практической, лечебной точки зрения — не могу сказать. Да, Гроф, Лири и другие заявляли о положительных результатах, но нормальных проверок не было, да и психически больгые — это такой контингент, что надо проверять особенно тщательно, цель-то — в устойчивой ремиссии, а не в «о, вштырило и успокоился». Просто нет данных, а сами трансперсональщики утверждают, что у них есть чуть ли не панацея, просто их преследуют эти нехорошие учёные.

Короче говоря, трансперсональная психология — это околорелигиозное учение: вера во всеразличную мистику + поклонение слабо выражено, его подменяет стремление, условно говоря, стремление к «мировой гармонии единения всего со всем». Завлекалка на уровне сайентологиии: типа не религия какая, а наука, которая по научности перенаучит догматическую академическую науку! Посещайте нащи практики, внимайте Истине. Также мы предлагаем веру в чудеса и бессмертие. Так, пара цитат напоследок:

С. Гроф, «За пределами мозга»: «Холономный подход предлагает потрясающие новые возможности, касающиеся некоторых экстремальных паранормальных явлений, постоянно освещаемых в духовной литературе и считающихся абсурдом в механистической науке. Психокинез, материализация и дематериализация, левитация и другие сверхнормальные способности (или сиддхи), демонстрирующие власть ума над материей, вполне заслуживают в этой связи научной переоценки«.

В. Козлов, «Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II»: «Нам хочется сохранить способ личностного структурирования и в то же время хочется встретиться с Великой Пустотой. Отождествленность с чистым индивидуальным сознанием позволяет получить опыт того, что мы вечны, мы бессмертны. Мы вообще не умираем. Мы просто переходим в разные формы. В конце концов, человек может получить опыт вневременного существования«.

Читайте так же:  Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность

Что же касается Теренса Маккенны, не вижу смысла как-либо его выделять. Его концепция кратко: кофе, чай и табак — это плохие наркотики, используемые для промышленной революции, а конопля и грибы — наркотики хорошие, для гармонии с миром.

Трансперсональная психология

Изначально исследования перечисленных ученых касались, так называемых «пиковых» состояний человеческого сознания, которые явно не укладывались в понятие нормы и с точки зрения традиционного психологического подхода рассматривались не иначе, как серьезные психологические нарушения.

Несомненно несколько слов следует сказать о том, в каких условиях появилось новое направление. Это время 50-60 годы в США и отчасти в Европе было временем новых и не всегда однозначных молодежных течений таких как хиппи, битники и т.п. Это было время сексуальной революции, бурного увлечения восточным оккультизмом — йогой, медитациями, буддизмом и т.п. Не последнюю роль сыграло и использование психоделических веществ, расширяющих сознание, таких как ЛСД, марихуана и т.п., которыми увлекалось и большинство из перечисленных выше ученых.

Все эти факторы неизбежно привели к тому, что необычный и редкий до сего времени для западного мира опыт измененных состояний сознания стал внезапно доступен очень многим. По этой причине игнорировать факты таких состояний сознания и их последствий для многих людей стало нельзя, как и списывать такие состояния на редкие психологические нарушения неизвестного происхождения.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология – направление психологии, возникшее в США в конце 60-х годов XX века, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности». Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей: изучение духовных традиций: индуизм и йога, буддизм, шаманизм, каббала, суфизм, христианский мистицизм и др. Целительское искусство индейцев. Медитация и её клинические аспекты. Парапсихология. Трансперсональная психотерапия. Трансоанализ. Дыхательные практики. Паранормальные явления, околосмертные переживания и телепатия.

Основные положения дисциплины кратко и емко излагает Википедия. И в информативную часть заметки трудно что-то добавить.

Необходимо отметить, что в этом направлении, как в исследовательском поле, так и в психотерапии, открывается огромный потенциал методов и и практик, отвергаемых официальной наукой. Здесь, в трансперсональной психологии, эти методы психотерапии становятся легальными. Идеи архаичных традиций обретают новую жизнь. Поле становится многомерным пространством. Вечная бессмертная Душа, её память и опыт прошлого обретает смысл. Здесь тоже есть травмы, непрожитые или утерянные части, а также огромный ресурс, восстановление которого дает улучшение психического и физического состояния клиента.

В поисках частички Души она попала в монастырскую келью.

– Ого. Вот еще один персонаж из моей истории перерождений. Монашка – серьезно? – саркастично отметила она.

Сначала келья показалась пустой, но, когда глаза привыкли к мраку, она увидела кого-то в углу. Позвала. Навстречу ей вышел безобразный демон с печальными глазами.

– А ты что здесь делаешь?

Ответа не последовало. Она решила пойти по монастырю, поискать еще. Обыскав все закоулки, злая и уставшая, она вернулась в келью.

– Где же ты? – с отчаянием подумала она.

Демон все ещё был в келье – сидел на столе и болтал ногами. Вел себя вполне дружелюбно, но на вопросы не отвечал. Она села и оперлась об его спину. Задумалась. От мыслей её отвлекло странное тепло, исходившее от демона и чувство невыносимой тоски. Она встала, подошла к демону и посмотрела ему в глаза.

– Ведь ты же не демон – ты человеческая Душа!

– Ты – моя Душа! – обняв и прижав к себе безобразное существо она разрыдалась.

Эффективность применения трансовых состояний в индивидуальной психотерапии, особенно в точках, где подсознание нагромождает всевозможные формы защит, не вызывает сомнений. Состояние транса открывает доступ к неосознаваемой информации, в шаманизме называемой «память души», или вытесненному воспоминанию, позволяет прервать старые и сформировать новые условные связи, открыть ранее неосознаваемые формы переработки информации. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении различных видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов.

По вполне понятным причинам некоторые методы с использованием наркотических и психотропных препаратов для вхождения в измененные состояния сознания вызывают тревогу. Здесь необходимо отметить, погружения в транс имеют различную глубину и что для психотерапии вполне достаточно легкого транса, не требующего специальных психотропных средств или полного выхода из тела. Легкий транс — полностью контролируемое состояние как терапевтом, так и клиентом.

Шабан, А. Психотерапевтические эпизоды / Теория и практика психотерапии. – 2014, №3. Стр. 61-66.

Трансперсональная психология — значение

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, изучающее сознание и трансперсональные (надличностные) переживания человека, их природу, форму, причину и следствия. Трансперсональная психология рассматривает сознание в единстве и широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, мистические и религиозные переживания, духовные кризисы, околосмертные состояния, развитие интуиции, творчества, личностные ресурсы, парапсихологические феномены.

Иногда, о трансперсональной психологии говорят как о «четвертой силе» — после психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Читайте так же:  Как можно избавиться от душевного одиночества мужчинам и женщинам

В трансперсональном подходе при исследовании психики человека учитываются как данные предшествующих направлений современной психологии и других наук, так и результаты многовековых исканий разнообразных духовных и культурных традиций Востока и Запада.

К практическим методам, которые используются в трансперсональной психологии можно отнести: холотропное дыхание и ребёфинг.

[2]

Трансперсональная терапия

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью. Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности». Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Определение

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии. Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики. Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием. Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами. Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога. Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Цели трансперсональной терапии

Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное — самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).

Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия. В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно. Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.

Предпосылки трансперсональной терапии

ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.

ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.

Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.

ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.

Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.

ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).

Методы трансперсональной терапии

Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.

Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

[3]

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк. В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Читайте так же:  Как уйти от мужа

Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна. Цель же одна — направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.

Методы трансперсональной терапии:

  • использование лекарственных психостимуляторов;
  • дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • визуализация и работа с воображением;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • Метод холотропного дыхания;
  • Ребёфинг;
  • Тета-хилинг.

Станислав Гроф

Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.

Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.

Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя. Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности. Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.

Цель терапии — восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.

Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.

Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.

Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.

Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.

Тета-хилинг

Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.

Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.

Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик — процессу самоактуализации личности.

Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:

  • манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
  • интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
  • признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
  • использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
  • некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2013. — 192 c.

  2. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.
Трансперсональная психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here