Тревожность у детей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Тревожность у детей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Повышенная тревожность у детей

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

— Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

— Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

— Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Есть родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

— По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

— Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

[2]

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи — метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. «У меня это не получится», «Я этого не сумею», — говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

[3]

Теперь попросите его сказать: «Я не могу. » — и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу. » — отметить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею. » — насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

Сейчас люди и так живут в бешеном ритме — не высыпаются, часто попадают в стрессовые ситуации. Неудивительно, что диагноз «тревожное расстройство» ставится все чаще. Родители, конечно, хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми, стремятся оградить их от негативных факторов. Только иногда они сами не замечают, как совершают ошибки в воспитании, из-за которых ребенок становится тревожным.

Из этой статьи вы узнаете, почему, руководствуясь благими намерениями, легко навредить своему чаду. Итак, 6 ошибок родителей, из-за которых у ребенка может развиться тревожное расстройство.

1. Чрезмерная забота

В школе у ребенка так много проблем — часто несправедливое отношение учителей, придирки со стороны старших ребят, ссоры с одноклассниками. Услышав об этом, родители начинают волноваться и показывать свои эмоции. Беспокоиться за свое чадо — абсолютно нормально. Вот только бурно демонстрировать свои переживания, наверно, не стоит. Дети чутко реагируют на эмоции родителей, принимают их близко к сердцу, а в итоге начинают еще сильнее тревожиться от того, что волнуются их близкие.

Родители должны быть сильными, чтобы ребенок брал с них пример. Если же он будет видеть, что взрослые реагируют на проблемы волнением, он будет расти с уверенностью, что это нормально. Поэтому держите под контролем переживания и тревогу, разбираясь с проблемами своего чада. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей, понимать, что они всегда внимательно его выслушают, подбодрят, помогут дельным советом.

2. Стремление защитить ребенка от всех бед

Родители считают своим долгом защищать детей. Это благородный порыв, но он нередко становится причиной повышения тревожности у ребенка.

Читайте так же:  Лечение послеродовой депрессии в онлайн-режиме

Узнав о проблемах в школе, первое, что хочется сделать, — пойти и разобраться с обидчиками. Вряд ли стоит поддаваться этому порыву, ведь в таком случае ребенок получит 2 сигнала: первый — он не может откровенничать с родителями, второй — самые близкие люди думают, что он не в состоянии разобраться со своими проблемами. Поэтому родителям нужно убедить свое чадо в том, что они станут защищать его только тогда, когда он сам этого захочет. Лучше помогите ребенку найти решение его проблемы, которое он воплотит в жизнь. Только так у вас получится воспитать самостоятельного человека, способного справляться с жизненными трудностями.

3. Компенсация слабых сторон

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился, получал похвалу от учителей и вообще был всеобщим любимцем. Поэтому они сразу приходят на помощь, когда у чада что-то не получается. Если ребенок провалил контрольную по алгебре, ему нанимается репетитор, если произошла стычка со школьным хулиганом — его записывают на айкидо. Вполне понятно и логично желание родителей подтянуть слабые стороны детей, чтобы они выросли успешными людьми. Нужно осознать следующее: постоянно помогая ребенку справляться с тем, что у него не получается, вы концентрируете внимание на негативе.

Обрести уверенность в себе людям обычно помогает не компенсация слабых сторон личности, а фокусировка на сильных. Секрет счастья прост: нужно делать то, что у вас хорошо получается, и не принимать близко к сердцу неудачи. Вместо того, чтобы раздувать трагедию из-за одной плохой отметки и нанимать репетитора, лучше займитесь с ребенком тем, в чем он показывает успехи. Так он снова поверит в себя и в свои способности.

Фокусируясь на сильных сторонах ребенка, вы вырастите его уверенными в себе человеком.

4. Повышенное внимание к сильным сторонам

Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом. Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать. Это сложная задача — не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания. Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели. В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.

5. Стремление воспитать человека с высокими моральными ценностями

Пожалуй, всем хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми. Проблема в том, что в каждом возрасте свои ценности. Подростки и вовсе протестуют, все ставят под сомнение. Поэтому не совсем правильно наказывать ребенка за то, что он не следует вашим правилам.

Бывает, что дети совершают поступки, о которых впоследствии сами жалеют. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии — и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти. Убедите своего ребенка, что, хоть моральные ценности и важны, вы понимаете, как много соблазнов вокруг. Иначе он не сможет подойти к вам и рассказать о своих ошибках, потому что будет бояться осуждения и порицания.

6. Замалчивание собственных проблем

Родители не желают нагружать детей своими проблемами. Финансовые трудности, ссоры с мужем, неприятности на работе — все это жесткие реалии мира взрослых. Зачем вываливать этот негатив на ребенка, который ни в чем не виноват? Родителям кажется, что, не рассказывая своему чаду о взрослых проблемах, они охраняют его спокойствие. Только дети очень восприимчивые, поэтому все понимают даже без слов. Может быть, они не знают подробностей, но они видят озадаченные лица родителей, чувствуют напряженность в отношениях. Ребенку достаточно всего лишь ощущения того, что что-то не в порядке — и он уже начинает волноваться.

Значит ли это, что нужно взваливать все свои проблемы на слабые детские плечи? Конечно, нет. Все же немного честности в том, что связано с вашими переживаниями, не повредит. Главное — не просто делитесь своими проблемами с ребенком, но также объясняйте, как вы собираетесь с ними справляться. Так вы смоделируете в сознании ребенка методы борьбы с тревожностью.

«Тревожные расстройства у детей» рассказывает психолог Анна Будько:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Тревожность у детей

Тревожность у детей

Автор: Ю.Б. Хасанова, Р.Ф. Хасанов

Все дети разные. В связи с этим и подходы к детям могут и должны применяться индивидуальные. Конечно, зависит от родителей в первую очередь как растет и развивается их ребенок. Во вторую, от их ближайшего окружения, от воспитателей, педагогов. Почему же какие-то дети всегда весело смеются и со счастливой улыбкой в тридцать два зуба, а другие хмурые и напряженные? Уже задумались? Сегодня мы обсудим тревожных детей и подумаем, чем можем им помочь.

Темп жизни в настоящее время набирает скорость. Всё чаще встречается особенность психического развития у детей с синдромом тревожности.

Многие люди хотят везде и всё успеть. Эмоциональная активность возрастает. Всё это сказывается на детях, ведь они больше принимают от нас информацию на более тонком уровне, чувствуя наше настроение и интонацию с которой мы выдаем её. Детям порой более понятны эмоции взрослых, чем их слова.

Под тревожностью в психологии принято понимать склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожные дети не уверенные в себе, с заниженной самооценкой. Они воспринимают мир враждебным и пугающим. Постоянно испытываемое чувство страха, подавленности, неуверенности перед неизвестным приводит к тому, что дети мало инициативны, стараются быть незамеченными. В организованных коллективах не приметны (в школе боятся выходить к доске, стараются не поднимать руку для ответа). Избегают участие в массовых мероприятиях. При разговоре часто отводят свой взгляд, говорят тихо и не уверенно. Общество таких детей принимает, как скромных, воспитанных, застенчивых. Однако их дисциплинированность, примерное поведение и аккуратность, носят защитный характер, потому, что ребенок старается сделать всё, чтобы избежать неудачи. Если у ребенка усиливается тревожное состояние и добавляются страхи, тогда могут развиваться неврозо подобные состояния, неврозы, как нестабильность психического состояния.

Читайте так же:  Как взаимосвязаны внутренняя и внешняя речь человека

Зачастую, когда дети делают учебные задания, у них может проявляться тревога. В таких случаях, лучше делать выполнение заданий не учитывая скорость. Для педагогов очень важно, что таких детей необходимо спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Их также нельзя торопить или подгонять.

Снижение уровня тревожности детей

Рекомендации родителям и педагогам по снижению тревожности у детей.

  1. Обеспечьте настоящий успех ребенка в любой интересующей его деятельности. Ребенка как можно меньше ругать и по возможности больше хвалить, не сравнивайте его с другими детьми, а только с самим собой, оценивая повышения его собственных успешных результатов, достижений.
  2. Установите мягкую оценочную шкалу в той области, в которой успехи ребенка незначительны.
  3. Большое внимание уделяйте эмоциональной обстановке дома и в организованном дошкольном или школьном коллективе.

К любым детям необходимо относиться с уважением, что будет способствовать повышению самооценки ребенка. У таких детей выше вера в успех. Когда обращаетесь к тревожному ребенку с каким-либо вопросом или просьбой, находитесь с ним на одном уровне. Для этого достаточно присесть или аккуратно поднять ребенка на уровень ваших глаз. Как можно чаще устанавливайте зрительный контакт, общаясь с тревожными детьми.

Ну и конечно, каждому ребенку нежные прикосновения мамы и папы будут помогать обретать уверенность. Родителям необходимо единодушие и последовательность когда они поощряют или наказывают ребенка. Ребенок, не зная как отреагируют родители на тот или иной поступок, переживает еще сильнее, что соответственно ведет к стрессу. Когда родители сами пришли к договоренности как будут реагировать на какие поступки, в их жизни добавляется гармонии. Родители становятся более спокойными и расслабленными. Это спокойствие передается детям.

Любовь к себе и своим детям поможет снизить тревожность в нашем мире!.

Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.

Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать страх или слезы. Он научается в значительной степени управлять выражением своих чувств.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, голова и плечи опущены, выражение лица грустное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть возникновение повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети обычно очень не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянное испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Если у ребенка усиливается тревожность, возникают страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

Неуверенный, тревожный ребенок всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок решает свои конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или воспитатель плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Таким образом, тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, чувство беспомощности, трудности сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, раздражительность. Такие дети опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Одной из причин повышенного уровня тревожности в дошкольном возрасте является нарушение детско-родительских отношений.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности выступает повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу «гиперопеки» — чрезмерная забота, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он все делает не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в тревожность.

Читайте так же:  Психология детей младенческого и дошкольного возраста

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, родители часть заражают своими страхами сына или дочь, т.е. способствуют формированию тревожности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. В связи с этим в настоящее время число тревожных детей неуклонно растет.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать и такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, потому что они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Тревожность, как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то или не так, не соответствовать общепринятым требованиям, нормам, развивается ближе к 7 годам, при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей бывает сдержанность родителей в выражении чувств, наличие многочисленных предостережений. Излишняя строгость родителей также способствует возникновению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя баба Яга», «Уеду от тебя», «Отдам тебя в детский дом», «Отберу все твои игрушки» и т.д.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, тяжелую болезнь.

Таким образом, чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребёнку родители и /или детский сад.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо родителям обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности: в рисовании, в игре и т.д. Ребенка нужно меньше ругать, но больше им восхищаться и хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов: «Какой ты молодец! Это ты нарисовал? А у меня так не получается, ты меня научишь. Я горжусь тобой! Ты просто молодец!» Но в случае, если ребенок демонстрирует свое непослушание, родители должны сделать замечание следующим образом: «Это ты придумал, я тебя об этом не просил. Вот если ты успеешь сделать то, о чем я тебя попросил, то останется время и для того, что ты хочешь».

Без сомнения, основным средством «лечения» детской тревожности является повышение самооценки ребенка. Нужен щадящий оценочный режим в той области, где успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно отметить.

Надо помочь поверить ребенку в свои силы, в свои способности. Хвалить как можно чаще, не скупиться на выражение любви и нежности. Тревожного ребенка не страшно перехвалить — он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием. Его очень непросто убедить в том, что он действительно хороший. Для этого нужно набраться терпения, изобретательности, такта. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Любые попытки повысить самооценку ребенка должны базироваться на «трех китах»: честности, доверии и безусловной любви родителей. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.

Очень важно, чтобы родители следил за своей интонацией. Мелодико-интонационная сторона речи взрослого играет большую роль в эмоциональной жизни ребенка.

И, наконец, необходимо научить детей навыками саморегуляции, т.е. умению анализировать тревожащие ситуации, заранее планировать свое поведение в подобных случаях, видеть ошибки и принимать их к сведению в дальнейшем.

Соблюдение данных рекомендаций поможет родителям обеспечить детям эмоциональное благополучие.

Детская тревожность.

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Читайте так же:  Осенняя депрессия

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)

· У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности

Тревожность у детей

Москва, м.Академическая

ул.Винокурова, д.4, кор.2

ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (Часть 1)

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту — индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах.

Умеренный уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Полное ее отсутствие рассматривается как явление, препятствующее адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Важно отметить, что тревожность начинает оказывать мобилизующее влияние только, начиная с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве состояние тревожности вызывает только негативный эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, однако замечено, что интенсивность и сферы переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Детская тревожность — это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Тревожные школьники ожидают недоброжелательного отношения учителя и одноклассников, испытывают эмоциональный стресс в ситуации проверки знаний и компетентности. Они испытывают удовлетворенность чаще всего тогда, когда отметка, даже сравнительно невысокая, соответствует их ожиданиям. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняют самыми разными причинами, причем, обычно внешними – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Именно таким образом проявляется преимущественно внешняя ориентация тревожных детей, отсутствие собственных, внутренних критериев.

Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что для этого возраста характерен один из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), шести — семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника.

Читайте так же:  Гнев у ребенка

Поскольку состояние тревожности является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчать близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.

Высокая тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще оценивают группу сверстников как ненадежную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.

Как выявить тревожного ребенка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных ниже, постоянно проявляется в его поведении.

Трудность ( иногда невозможность) сконцентрироваться на чем-либо.

С целью выявления тревожного ребенка используется также специальный опросник (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко), в котором фактически в виде тех или иных утверждений дано описание тревожного ребенка. С помощью этого опросника можно самостоятельно выявить уровень тревожности, имеющийся на данный момент у ребенка. Для этого нужно отметить наличие (+) / отсутствие (-) следующих признаков тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

[1]

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15-20 баллов. Средняя — 7-14 баллов. Низкая 1-6 баллов.

Помимо этого опросника, существует целый ряд и других методик определения уровня тревожности, некоторые из них могут использовать как родители, так и психологи. Но есть и специальные методы определения уровня тревожности, а также выявления причин возникновения повышенной тревожности, которые должны использоваться только профессиональными психологами. В нашем развивающем центре «Летиция» опытные специалисты психологи помогут профессионально продиагностировать уровень тревожности вашего ребенка, выявить причины возникновения тревожности, и в заключение дать конкретные советы по профилактике и коррекции тревожности.

Причины повышенной тревожности

Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить следующие причины:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Важно отметить следующее:

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

— негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

— неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

— противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Когда в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

Если ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией. Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает, хотя иногда бывает трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Здесь ребенок постоянно должен оправдывать ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного контроля и напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям.

Источники


  1. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.

  3. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.
Тревожность у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here