Трудный подросток

Сегодня мы рассмотрим тему: "Трудный подросток" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Поведение трудных ранимых подростков

Маленькими эти дети бывают очень милыми. Он был чудесным, приятным малышом, очень нежным и ранимым. Т.е. впечатлительным и крайне нервным. Такие дети, особенно мальчики очень чувствительны к получению отказов, их кожа так тонка, что вы можете буквально видеть сквозь нее.
Их легко обидеть, в ответ на обиду появляется злость, и такие дети и подростки начинают причинять людям боль, чаще эмоциональную, но бывает и физическую. Такие мальчики почти всегда ужасно упрямы. Такие мальчики с детства ничего не могут сделать просто так, им всегда нужно было сначала немного повыступать. У них обязательно бывают приступы гнева, которые при неправильном воспитании приведут в подростковом возрасте к очень большим проблемам в школе и с законом.

В подростковом возрасте такие дети делают всё, чтобы родители были потрясены, напряжены, разочарованы, злы, обижены и тд. Невозможно поменять поведение трудного подростка без его желания, но можно поменять действия родителей, которые будут влиять и на поведение подростка. Семья – это одна система и изменение поведения одних влияет на других.
Когда трудный подросток не желает разговаривать, его нельзя просить с вами поговорить, поделиться своими мыслями и чувствами. Вы будете в проигрыше, подросток будет просто сидеть и молчать. Умоляя поговорить, вы делаете его молчание вашей проблемой, пусть молчание станет его проблемой.

Следует помнить, что у подростка бурлит половое созревание, он переполнен гормонами, которые заставляют его расти и меняют всё содержимое подростка. Взросление идёт болезненно, большую часть времени подростку кажется, что его жизнь стала неуправляемой и он чувствует себя несчастным.
Родителям нужно принять к сведению, что с головой у подростков не всё в порядке. Нужно относиться к злости подроста как к бреду сумасшедшего.
Подростки часто совершают поступки, которые просто глупые. Рассуждения подростка туманны, они часто взрываются, у него проблемы с управлением своими эмоциями. Ему трудно взвешивать ситуацию и учитывать риск.
Ранимые подростки имеют ядро личности: умный, упрямый, чувствительный. Задача родителей научить ранимого подростка использовать эти качества так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим. Особенные трудности вызывает то, что он упрям и если родители устанавливают какие -либо правила, такой подросток будет бороться с ними изо всех сил.
Ранимый трудный подросток общается с родителями используя запугивание, ненависть и регулярно изматывает эмоционально. Возможно, он может в мыслях вынашивать план физического воздействия. Такой мальчик считает себя бунтарём (без причины) и крутым.

Обычно, в семьях с такими ранимыми трудными подростками много ссор, причем кричат все и родители и дети. Никто не уступает. Разочарование и страх превращают любых родителей практически в зверей. Нужно родителям поменять поведение и не отворачиваться от ребёнка под предлогом, что он слишком изменился и это не ваш мальчик. Он остается тем же мальчиком, которым был, просто теперь это сложнее разглядеть за подростковым бешенством. Просто этому ребёнку нужно помочь выбраться из передряги, он сам пока не может.

Для начала выберите в его поведении всего одну вещь, которую хотите исправить. Например, перестал грубить и в доме было бы меньше ссор, а затем начать руководить, происходящим в семье и показывать силу воли. Искать любую возможность, чтобы показать подростку, что его любят и будут рядом, когда ему нужна помощь. При этом не делать его проблемы своими.
Самое главное, что можно сделать, столкнувшись с ураганом злобы и мерзости – не позволять себе раскисать, обижаться и жаловаться.
Остановитесь, оцените что происходит и не сдавайте позиции, если вам приходится принимать радикальные меры, то смело принимайтесь за дело.
При каждом удобном случае говорите вашему подростку, что любите его, но не станете терпеть его ужасное поведение.
Временное пребывание в семейном приюте может казаться крайней мерой, но это лучше, чем пребывание в тюрьме или больнице.
Возвращение домой или длительность пребывания дома зависит от того, насколько ваш ребёнок следует правилам.

Трудный подросток: прогулы, ложь, проблемы. Это решаемо!

В какой момент очаровательное послушное дитя превращается в нестерпимого подростка? Что делать, если он не хочет учиться, постоянно врёт и бунтует? Консультация подросткового психолога поможет справиться с проблемой.

Все родители желают своим детям только добра, они изо всех сил стараются помочь. Но во время гормональной перестройки подросток может стать неуправляемым.

Он не доверяет, считает, что весь мир против него, страдает. А родители беспокоятся, как бы он не натворил непоправимых глупостей. Значит пора обращаться к подростковому психологу, ведь за один день проблему не решить.

Учеба и родители – взгляд самого подростка

Однообразие, приевшиеся учителя и одноклассники, нравоучения – это нестерпимая ежедневная пытка. Изо дня в день продолжается одно и то же. Годами! И самое противное, что все это бессмысленно, ведь на практике выясняется, что знание школьных предметов не нужно в реальной жизни, оно никак не влияет на успех и карьеру. Отзвенит последний звонок – и… Что дальше?

Сам подросток видит ситуацию именно так. Ему кажется, что в жизни нет смысла, а есть только ежедневная рутинная пытка. Никто не отвечает на самые главные вопросы – о цели существования, смысле действий. Бесконечные запреты сводят с ума. Почему взрослые осуждают все, что ему по-настоящему интересно: развлечения, новых друзей, одежду? Как достучаться до их заскорузлых душ и объяснить, что больше так нельзя?

Ответы может дать подростковый психолог. В период, когда больше не с кем поговорить по душам, только специалист способен понять, что на самом деле происходит в душе мятущегося молодого человека или юной девушки. Во многих случаях психологическая помощь детям и подросткам в буквальном смысле спасает жизни, удерживая их от суицида.

Родителям: о причинах конфликтов с детьми

Взрослым зачастую кажется, что гормональная перестройка – это просто физиологические процессы, влияющие на настроение подростка. Но речь идет не только о настроении, меняется мышление взрослеющего человека. Психологическая помощь подросткам нужна даже больше, чем взрослым людям, переживающим серьезный кризис или горе.

Вчерашний ребенок становится молодым человеком, от которого требуют делать то, что он считает глупым, бессмысленным и ненужным. Вам кажется, что он должен немедленно прекратить развлекаться и заняться делом. А каким именно?

Обычно родители настаивают, чтобы подросток вместо интересных для него вещей делал следующее:

  • Занялся уроками. Это неприемлемая замена развлечениям! Ребенок делал уроки многие годы и не увидел никаких результатов своего труда. Неудивительно, что он ненавидит учебу.
  • Прибрался, помог по хозяйству. Подростку все равно, насколько грязно у него в комнате. Для него это не имеет значения. Но он может помочь по дому ради хороших отношений с родителями.
  • Выбрал в качестве хобби спорт, танцы, музыку и т.п. Это интересно взрослым, но никак не подросткам, для которых важнее общение, совместное времяпровождение с друзьями, первые объятия и поцелуи.
Читайте так же:  Как подтолкнуть своего мужчину к развитию отношений

Конфликт интересов в семье – что делать?

Психологическая помощь родителям подростков нужна не меньше, чем их детям, ведь придется остановиться, принять ситуацию и действовать:

  1. Успокойтесь. Гормональная перестройка продолжается не один день. Мгновенно вы не решите проблему, поэтому успокойтесь и приготовьтесь к длительному марафону.
  2. Не потакайте. Пресекайте проявления неуважения к себе. Если трудно самостоятельно найти правильные методы, вам поможет подростковый психолог.
  3. Не давите. Шантаж и угрозы не сделают ваши отношения с ребенком лучше, постарайтесь их избегать.
  4. Любите. Продолжайте любить своего ребенка. Да, он стал невыносимым, вы ссоритесь, но не переставайте дарить ему тепло. Старайтесь больше общаться, проводить вместе время, ищите общие интересы и развлечения.
  5. Измените взгляд. Здесь нужен психолог для подростков, который поможет и вам, и самому ребенку изменить точку зрения. Только так вы сможете решить проблему.

Консультации психолога для подростков в Саратове

Итак, перестаньте драматизировать и ждать наихудшего. Подростковый бунт еще не означает, что ребенок в будущем станет наркоманом, проституткой или еще каким-нибудь асоциальным элементом. Трудности есть, никто не спорит. Но вы все преодолеете, если вовремя обратитесь за помощью.

Подростковые психологи нашего центра «Радость Жизни» готовы принять вас и вашего ребенка. Мы поможем разобраться, что именно раздражает и угнетает, вместе разработаем пошаговую «дорожную карту», которая станет рецептом счастья для вашей семьи.

Запишитесь на консультацию уже сегодня, чтобы мир и спокойствие как можно раньше вернулись в ваш дом. Позвоните нам, давайте договоримся о встрече!

Мой ребёнок — трудный подросток.

От автора: Статья написана по моим ответам в теме «Подрастковый возраст» http://www.b17.ru/forum/topic.php? >

Вы заметили, что ваш ребёнок стал другим, отдалился от вас? Вышел из-под вашего контроля? Перестал делиться своими проблемами и радостями? Вы перестали понимать друг друга? Вам страшно за его будущее? Вы чувствуете, что теряете родительский авторитет? Хорошо, что вы это вообще заметили, значит, вы — хороший родитель. Осталось включить в себе воспитателя.

Скорее всего, ваш ребёнок вступил в стадию переходного возраста, с бурными гормональными изменениями организма, перестройкой нервной системы и обновления ментальности. Безвозвратно уходит раннее детство, а на смену ему приходит нечто новое, незнакомое, притягательное, но и пугающее — «взрослое».

Подросток примеряет на себя разные макеты взрослого, на его взгляд, поведения, беря в пример яркие манеры и экстравагантность своих сверстников или старшего поколения. Почему выбирает именно их? А норма кажется им скучной, замедляющей процесс видимого взросления, не ускоряющей достижение цели – выделиться из толпы и стать яркой личностью.

Вот тут родителям нужно мобилизовать всё свое терпение и находчивость и помочь своему ребёнку понять, что такое личность, и какие пути её развития и становления приемлемы и полезны для него. Не стоит сразу запрещать и оспаривать его даже самые неожиданные и пугающие вас интересы. Но необходимо досконально разложить по полочкам все закономерности реалий и необратимые последствия выбранного поведенческого клеше.

Приведу пример из личной жизни:

Мы оговариваем все «за» и «против» по любому поводу. Я никогда не запрещала что-либо без обоснования, без разъяснения реальности. Нужно договариваться, но с позиции ответственности друг перед другом.

Спросите своего ребёнка, а что он хочет делать? Чем ему нравится заниматься? Наверняка он/она уже имеет какое-то хобби, увлечение, пристрастие. Выясните. И тогда уже спросите предметно: — А что ты хочешь иметь в жизни? Где жить? А потом — А как ты думаешь, твоё любимое занятие позволит тебе содержать себя и семью? Купить квартиру, машину, путешествовать? (все вышеперечисленные им же мечты) А что тебе нужно знать, чтобы довести до совершенства то своё дело?

Есть ли вообще перспектива у того занятия? Какой пик карьеры ты для себя наметил? Нужно ли тебе для этого специальное образование? Нужно ли знать устройство экономики, социальной среды? Может какие-то ещё специфические знания? Может уже сейчас стоит их накапливать? Давай посмотрим, какие предметы тебе полезно изучить подробней, а какие достаточно и поверхностно, чтобы не выглядеть глупым в компании, перед девушками/парнями.

Ты считаешь, что уже взрослый/ая, а взрослость — это ясность мышления и чёткость представления о своей жизни, принятие на себя ответственности за настоящее и будущее. Ты к этому готов/а? Нет. Но это не страшно, ты всего лишь подросток, у тебя есть время и ресурсы, чтобы преодолеть любые препятствия и достигнуть намеченное.

Мы, твои родители, всегда тебя поддержим и поможем в любых твоих начинаниях. У нас есть для этого опыт, знания и умение находить выход из любых сложный ситуаций. Вместе мы команда. У тебя есть многое, но у нас, твоих родителей, есть ещё и ответственность за наше общее будущее, за твою жизнь, здоровье и образование. Однако, за твое личное счастье отвечаешь ты сам. Никто извне не сможет тебя осчастливить. Такова жизнь.

Если тебе некомфортно, давай вместе искать причины и восстанавливать гармонию. Все, что нужно – взаимная искренность и доверие.

Длинно? Но зато точно. Все проблемы решать нужно по мере их поступления, не раньше и, уж конечно, не позже. Вы всё можете. Можете настоять на своём, по праву старшего, ответственного за всё происходящее в семье. Страшно? Нет опыта и уверенности в себе? Обращайтесь к специалисту за помощью. Вопрос не терпит отлагательств. Взросление невозможно отменить. Становление личности не произойдёт само собой, кто-то обязательно окажет главенствующее влияние. Если не вы, то кто?

Трудный подросток

Проблема отцов и детей существовала всегда, особенно остро этот конфликт чувствуется в период подросткового возраста ребенка. Многие родители с боязнью ждут наступления этого сложного периода. Подростковый возраст длится с 11-12 до 15-17 лет. Трудный подросток — это не приговор, а период жизни, в который родителям нужно проявить понимание при воспитании детей.

Почему же именно этот промежуток времени приносит столько проблем? Организм ребенка испытывает огромную нагрузку ввиду интенсивного роста, гормональной перестройки организма. Эндокринная система развивается намного быстрее половой, вследствие чего нервная система теряет состояние равновесия. Процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения, это и вызывает перепады настроения, вспышки раздражительности или, наоборот, угнетенного состояния.

Кто такой трудный подросток?

Все ли подростки испытывают сложности при взрослении? Безусловно, да, но далеко не всех из них это толкает на необдуманные поступки. Трудный подросток – это особая категория. Его поведение не входит в рамки общепринятых социальных норм. Это проявляется в грубости, побегах из дома, бродяжничестве, кражах, ранних половых связях, употреблении алкогольных напитков и наркотиков, курении.

На эту тему снято много художественных фильмов, где режиссёр пытается приоткрыть завесу сложного внутреннего мира подростка. Проблема осложняется тем, что взрослые не могут применить на детей собственные лекала взросления. Во-первых, вряд ли они смогут вспомнить все трудности своей юности. Во-вторых, мир вокруг меняется слишком стремительно, и дети сегодня сталкиваются с совершенно новыми вызовами для психики, чем их родители вчера.

Причины «трудного» поведения

Причин, по которым в семье появляется трудный подросток, множество:

  1. Физиологические факторы: соматические заболевания, врожденные патологии.
  2. Психологические причины: акцентуации характера, неврозы, низкая самооценка.
  3. Педагогические причины: педагогическая запущенность, дефекты воспитания, жестокое обращение и др.
  4. Социально-экономическая обусловленность: дефицит финансов в семье, тяжелая болезнь родственников и т.д.

Что же делать родителям?

  • Пересмотрите стиль воспитания. Нужно уходить от дисгармоничного стиля воспитания. Гиперопека и, напротив, попустительство в воспитании могут вызвать бунт и непринятие со стороны подростка. В семье не должно быть единство требований и равное уважительное отношение ко всем членам семьи. Трудный подросток зачастую остро чувствует «несправедливость». Не стоит злоупотреблять запретами и наказаниями, лучше найти объяснение такому поведению. Разговаривать нужно спокойно, без условий и требований идеального поведения.
  • Замечайте малейшие изменения в поведении подростка. Поведение не становится асоциальным в один миг, оно проявляется сначала изредка, в определенных ситуациях. Ваша задача, как можно раньше пресекать неадекватные реакции.
  • Ориентируйтесь на сильные стороны подростка, делайте упор на их развитие и подкрепление. Ведь у трудных подростков сохраняется множество положительных черт, даже если они в данный период не доминируют. Поощряйте позитивное поведение.
  • Проявите внимание, интересуйтесь делами своего ребенка, цените его искренность и откровенность.
  • Старайтесь не проявлять агрессию, т.к. в ответ вы получите такую же агрессивную реакцию. Старайтесь общаться спокойно и сдержанно.
  • Проникнитесь уважением, постарайтесь подружиться. Это довольно сложная задача, если у вас никогда не было доверительных отношений, но любой родитель, при желании, сумеет найти ключик к душе своего ребенка.
  • Не высказывайте негатива по отношению к подруге (другу) вашего подростка. И тем более не оскорбляйте и не обесценивайте его чувства. Это только усилит отчуждение между вами.

Помните, что любой подросток нуждается в помощи со стороны родителей, хочет, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Стоит признать тот факт, что ребенок — это отдельная личность, со своими желаниями, внутренним миром, который он имеет право ограждать от грубого вторжения. Любите подростка, относитесь к нему доброжелательно, и вместе вы преодолеете этот сложный период.

10 советов, как справиться с подростком

19 февраля 2017 . Раздел Подросток

Во время учебы (и не только) подростки часто забрасывают учебу, категорически не хотят пробуждаться по утрам, разводят канитель на пустом месте и опаздывают на занятия. Родителей огорчают записи в дневнике – жалобы учителей на неподобающее поведение. Прибавьте к этому вероятные отставания по дисциплинам, драки на переменках, возвращения домой по ночам позже обычного. Исправить подростка при помощи криков, угроз не получится. Это подтвердит каждый психолог. Как вернуть сына или дочку, которые буквально год назад вызывали зависть у родителей других детей? Об этом вы узнаете ниже.

1. Ребенок вам не враг и не издеватель.

Прежде всего, стоит понять одну простую истину – ребенок не специально издевается над родителями, не желает заниматься школьными уроками, ставит нас в неудобное положение перед классной руководительницей, учителями, директором и родителями. Все связано с нашими реакциями на то, что происходит вокруг. События сами по себе нейтральны, эмоциональную окраску тому, что происходит, придаем мы сами.

Это нормально – не выучить урок и получить двойку. По возрасту драться с мальчишками, разбить окно, одеть спортивный костюм, а не школьную форму… Таким образом проходит социализация, ребенок вписывается в социум, пробует границы дозволенного, увиливает от ответственности за свои поступки, набивает шишки и учится на своих же ошибках. Давайте позволим детям взрослеть, пока они учатся в школе. Не приспособленный к жизни тридцатилетний переросток – это и смешное и жалкое зрелище, не так ли?

2. Будьте на стороне подростка.

Не вступайте с учителями в «коалицию» против собственного ребенка, будьте всегда на стороне сына или дочери. Поговорите с тинейджером, покажите, что вы «за него», попробуйте вместе обсудить сложившуюся ситуацию и наметить пути выхода.

Вспомните, ведь наверняка в школе у вас было хотя бы пару эпизодов, когда учителя были неправы, давили, требовали, ставили плохие отметки. Если школьник попадает в такую круговерть, то ему нужна поддержка родителей, а не их неприятие. Если подросток остается без опоры, то он чувствует себя брошенным, подавленным, а плохое поведение и невыученные предметы – все это лишь усугубляется. Обвинения домашних еще больше унижают ребенка. Родитель всегда может прийти на помощь, выслушать, понять. Это вовсе не значит, что надо пускать учебу на самотек или лояльно относиться к возмутительному поведению, но ребенок должен твердо знать, что его дом – это и его тыл, и крепость, а мать и отец – друзья, а не «палачи».

3. Подумайте о физическом состоянии своего ребенка.

В школьном возрасте происходит быстрый рост, тело подростка стремительно меняется, могут возникнуть проблемы с эндокринной системой, сердцем, суставами, опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварительной системой. Обязательно сдайте все анализы, отведите школьника к терапевту и возьмите направления к узким специалистам. Ведь такие проблемы, как утомляемость, постоянная усталость, возбудимость, плохое настроение, головные боли, сонливость можно решить именно с помощью врачей, здорового питания и правильного распорядка дня. Если понадобится, то можно отвести тинейджера к неврологу, подростковому психологу или психотерапевту. Не надо бояться или стесняться врачей, мы живем в современном обществе, где обращения к различным специалистам – это норма.

4. Попробуйте поговорить с ребенком по душам.

Причин нежелания учиться и плохого поведения в школе может быть десятки: проблемы с одноклассниками, невыносимая обстановка в школе, несчастная любовь, какая-то трагедия, которая случилась с ребенком, и о которой школьник умалчивает. Нежелание ходить в школу может быть обусловлено такими причинами, о которых родители могут даже не догадываться: неприятие своей внешности, отсутствие друзей, стыд перед своей «бедностью», поношенной немодной одеждой, отсутствием современных гаджетов. Постарайтесь поддержать сына или дочь, обнять, утешить, поговорить о чувствах, которые испытывает ребенок. Слова родного человека значат иногда гораздо больше, чем новый смартфон или идеальная внешность, к которой стремится четырнадцатилетний школьник.

5. Посмотрите внимательно на свою семью со стороны.

Так ли все благополучно в вашем доме? Нет ли того, что негативно влияет на подростка? Чувствует ли себя ребенок дома в безопасности? Не проживают ли на одной территории со школьником тираны, зависимые люди, гиперконт-ролирующие родственники, которые могут буквально разрушать жизнь ребенка? Может ли подросток дома расслабиться, отдохнуть, быть самим собой и говорить правду? Если что-то вызывает ваши сомнения, то постарайтесь проработать ситуацию в этом направлении.

6. Наметьте план выхождения из кризиса.

Попытайтесь набросать примерный распорядок дня ребенка и подстройте свои планы под его день, не ущемляя своих интересов, конечно. Продумайте различные мелочи, питание, занятия спортом, время, отведенное на кружки, секции и подготовку домашних заданий. Возможно, что-то придется убрать, а что-то (например, репетиторов) – добавить. Советуйтесь со школьником, дайте понять, что его мнение очень важно, что вы цените его, как взрослую и ответственную личность.

7. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести.

У школьника вряд ли круглые сутки должен быть включен телевизор и компьютер, не стоит ребенку постоянно иметь доступ в Интернет. Просмотр телепередач и компьютер должны стать лишь стимулами к выполнению домашних заданий и обязательств, а не простой обыденностью, которая заменяет ребенку реальный мир. Сделайте доступ к различным гаджетам, компьютерным игрушкам и Интернету призами за своевременно сделанные дела и выученные уроки.

8. Обратитесь к своим родным и близким с просьбами о помощи.

Поговорите с отцом ребенка, старшими братом или сестрой, дядей или бабушкой. Возможно, кто-то из них добровольно возьмет на себя обязательства заниматься со школьником какими-либо предметами. Отец вполне может объяснить физику или химию, а племянница позаниматься раз в неделю английским.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

9. В трудных случаях придется нанимать репетиторов.

«Наемные учителя» очень благотворно действуют на детей. Это профессионалы, чужие люди, которых школьник уважает, и не будет с ними капризничать или пререкаться. Еще занятия с профессиональными преподавателями дисциплинируют и прививают навыки самостоятельной работы над собой.

10. Введите систему поощрений и уберите (по возможности) наказания.

За хорошие отметки, поведение и участие в жизни школы ребенку можно покупать подарки, водить в парки, кафе, кино, отпускать гулять с друзьями.

А самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка – это просто любить его, таким, какой он есть!

Что делать с трудными подростками и почему наказания – не выход

Если ваш ребенок врет, хулиганит, агрессивно относится к животным, плохо учится или прогуливает школу, а учителя сердятся на него и «ссылают» на заднюю парту – пора бить тревогу. В подростковом возрасте такие дети проявляют девиантное поведение, что грозит уже гораздо большими проблемами. Но нельзя отворачиваться от трудных подростков, убеждены психотерапевты, и изменить их можно только серьезной работой специалистов, а не наказаниями.

« Наш шестилетний ребенок очень ревнует нас к коту. Стоит мне его погладить, как он начинает бить животное

», – жалуется мама мальчика. Родители пристраивают питомца: не уживаются кот и сын в одной семье. Однако, бьют тревогу специалисты, в подобных ситуациях стоит обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если не заниматься этим вопросом, то потом, предупреждают эксперты, мы пожинаем плоды: девиантные подростки совершают порой страшные поступки. Недавние трагические события в российских школах, когда юноши нападали на школьников, тому подтверждение. Психотерапевты отмечают: при этом крайне важно работать с таким поведением ребенка, а не записывать его в преступники с самого детства.

Как отмечает Нина Асанова, кандидат медицинских наук, психиатр, психоаналитик, декан факультета психоанализа Московского института психоанализа, член Международной ассоциации судебной психотерапии, член попечительского совета фонда «Шанс», родители, учителя, общество часто просто не слышат первые звоночки, которые сообщают нам об уже появляющихся проблемах. Антисоциальное поведение ребенка – это жестокость к животным, насилие над более младшими или слабыми сверстниками, воровство, вандализм, порча чужого имущества, мелкое хулиганство, наркотики. Потом начинается более опасное – асоциальное поведение: побеги из дома, ложь, пропуски в школе, вымогательство, ненормативная лексика, ненормативные надписи на стенах. И, наконец, аутодеструктивное поведение: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.

Но часто родителям некогда, а учителю проще пересадить хулигана на заднюю парту, чтобы не мешал остальным.

Такие дети становятся изгоями для общества. Общество не сочувствует ребенку и не хочет помогать. При этом за рубежом действуют государственные программы помощи таким детям. Там понимают, что выявлять зачатки девиантного поведения нужно уже с раннего возраста, с 7 лет. Причем психоаналитическое лечение ребенка отличается от такой же помощи взрослым.

А потом начинается подростковый возраст, во время которого все обостряется. «Это возраст между детством и взрослостью, и это является нормативной кризисной ситуацией. В подростковом возрасте многие психические процессы «не завершены» в том смысле, что они проходят стадию реорганизации, перепроверки и переосмысления, – подчеркивает Нина Асанова. – Подростковый возраст является «вторым шансом»». И, считает эксперт, развитие может пойти по разным путям. Или эти процессы завершатся позитивно, или же ребенок придет к состоянию хронического расстройства психики, или же, в случаях асоциального поведения, – к формированию диссоциального расстройства личности».

Девиантные подростки – жертвы равнодушия взрослых, считает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс», девиантолог. Специалист уже несколько лет работает с осужденными подростками. «А ведь 70 процентов из этих детей даже не состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это были обычные «трудные подростки», как мы их называем. Прогуливали школу, курили, хулиганили… но вот дошло до того, что они пошли на преступления», – замечает специалист. Но у подростков гибкая психика, и с ними можно и нужно работать!

При этом за рубежом, рассказывает Гелена Иванова, с такими подростками работают психотерапевты и психоаналитики. Там ставится цель не наказать ребенка, а помочь ему. «В год наше государство тратит на содержание ребенка в колонии примерно 1 млн рублей, а сопровождение подростка с работой психотерапевта стоит 130 тысяч рублей в год», – замечает эксперт. К примеру, в США человеческий капитал оценивается в 1 млн долларов, то есть если там уберегли подростка от убийства – то не просто спасен этот юноша и спасена потенциальная жертва, но еще и сэкономлен 1 млн долларов бюджета страны. И работа с трудными подростками считается гораздо менее накладной.

Опытом Британии делится Дэвид Миллар, клинический психолог, психотерапевт, профессор Отделения психоаналитических исследований Университета Эссекса, член Международной ассоциации судебной психотерапии. Там стараются избавить ребенка от судебного разбирательства. В стране есть социальные службы, специалисты ведут с девиантным подростком психотерапевтическую работу. Если семья неблагополучная, подросток переходит под опеку приемной семьи. Может быть назначено принудительное психиатрическое лечение. Наконец, за правонарушения могут наложить штраф или назначить обязательные работы. Здесь считают, что лучше хулиган будет мести дворы и работать на благо общества (параллельно с ребенком все равно идет психотерапия), чем сидеть в заключении. Есть также методика медиаторства – правонарушитель встречается с жертвой, а посредники-специалисты стараются наладить диалог, помочь одной стороне простить обидчика, другой – получить такое прощение и отработать его (опять же, штрафы или работы). Ну а если преступление серьезное и предстоит суд, то работает ювенальная юстиция: дело разбирает не один судья, а еще и сотрудники социальных служб и представители местного сообщества. Важно, что подобные разбирательства — закрытые, тайные. До 18 лет вынести приговор подростку нельзя.

В Италии заключение в тюрьму считается совсем уж крайней мерой, когда уже нет альтернативы. С подростком работают специалисты, в ходе этой работы он обязан пройти терапевтическое лечение или детоксикацию, участвовать в воспитательной программе, работать со специалистами. Это рассказывает Бруна Марци, психоаналитик, доктор психологических наук, действующий член Международного микропсихоаналитического общества, судебный эксперт. Юный нарушитель закона может получить испытательный срок , и цель этого наказания – помочь несовершеннолетнему, способствовать его участию в жизни общества, поддержать ребенка в развитии его позитивного поведения. Судьи могут вынести решение о психологическом консультировании.

В США первый суд по делам несовершеннолетних был создан еще 2 июля 1899 года – тогда в стране был замечен сильный рост подростковой преступности. В 1974 году Конгресс принял Закон о правосудии и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2002 году этот закон был обновлен. В законе предусмотрена работа по реабилитации несовершеннолетних. Для того чтобы поддерживать усилия по профилактике преступности среди несовершеннолетних на федеральном уровне, уровне штатов и местных органов власти, было учреждено управление «Офис по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений».

Реабилитация является основной целью этой системы правосудия. За некоторыми исключениями в большинстве штатов США правонарушение определяется как совершение преступного деяния ребенком, не достигшим возраста 18 лет. Большинство штатов США также позволяют молодежи оставаться под контролем суда по делам несовершеннолетних до 21 года.

Несмотря на то, что количество детей-заключенных в Штатах снижается, там еще остается 80 тюрем для несовершеннолетних. Но вот в Калифорнии, Техасе, Миссури и в Нью-Йорке такие тюрьмы ушли в прошлое. Там работа концентрируется в местных центрах содержания несовершеннолетних и разрабатываются локальные программы социальной и психологической реабилитации.

В целом в США, поясняют эксперты, развивается электронный мониторинг, сопровождение несовершеннолетних и социальное консультирование. Учебные и психотерапевтические программы предоставляются по месту жительства.

Суды же по делам несовершеннолетних , как и в Европе, закрыты для представителей общественности, и записи часто являются конфиденциальными, что защищает детей от бремени их преступлений в дальнейшей жизни.

Вот опыт штата Флорида. Здесь существует Управление превентивных мер и помощи жертвам, его цель – раннее вмешательство, чтобы снизить вероятность ареста и рецидива среди несовершеннолетних. Программы развиваются самые разные. Например, «Нуждающиеся дети» – для тех, кто еще не совершил правонарушение, «Практический академический обучающий центр для девочек». Все направлено на то, чтобы дети не вступали в контакт с системой правосудия. Управление поддерживает партнерские отношения с общинами, религиозными организациями и добровольцами.

Сопровождающие психотерапевты оценивают риски – можно ли оставить подростка-правонарушителя дома или лучше ему пожить в специальном Центре. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с подростком и его семьей для оценки риска общественной безопасности. После этого рекомендации передаются прокурору.

Если нужно задержать подростка, он направляется во Временный центр содержания и остается там в зависимости от степени серьезности правонарушения.

А прокурор решает, возбуждать ли дело. Если в итоге прошло расследование, и дело передается в суд, то, если подросток признан невиновным, он находится под общественным наблюдением. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с юным правонарушителем: они вместе разрабатывают «План успешного поведения в интересах подростка» (план YES). После этого несовершеннолетнего отпускают из Центра содержания.

В случае признания подростка виновным он направляется в специальное закрытое учреждение.

Остающиеся на свободе молодые люди могут заниматься общественными работами или посещать, например, рехабы –реабилитационные центры для тех, кто принимал наркотики.

«Мы считаем, что работать с такими детьми, лечить их должна государственная специализированная служба, как МЧС. Нужны закрытые интернаты, но ими должны руководить не военные, а психотерапевты», – считает Гелена Иванова. А пока такая работа у нас не налажена, потенциально успешные, нормальные подростки, но с психологическими травмами, несоциализированные, будут и дальше без внимания взрослых попадать в беду. Вот, например, мальчик мечтал поступать в военное училище – и поступил бы, но его антисоциальное поведение и психологические проблемы довели юношу до условного срока. Другой подросток в 11 классе за 4 месяца до ЕГЭ сорвался, бросил школу , причина – конфликт с учителем. И снова сломанная психика и судьба, которую надо исправлять, если еще можно.

[3]

Недавно российские эксперты разработали Программу декриминализации подростковой среды в РФ, которая будет представлена профильным ведомствам. Предложения экспертов изучит, кстати, и правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляет которую зампред правительства РФ Ольга Голодец. Здесь считают, что очень важно учесть мнение профессионалов в этой сфере.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Трудные подростки. Кто виноват и что делать?

02 марта 2016 . Раздел Подросток

«Трудные» подростки. при этих словах всегда охватывает беспокойство. «Трудные» подростки — кто они? Почему стали такими? Что является тому виной? Сложности переходного возраста? Просчеты школьного воспитания? Может быть, семейные условия, в которых ребята растут? А возможно, не «что», а кто-то виноват: своей бестактностью или несправедливостью оттолкнул подростка от дома, от классного коллектива, от разумного и полезного занятия?

Педагоги отмечают: незанятость, неприкаянность, пустота досуга — одна из главнейших причин «трудности». К тому же, действительно, у этих ребят зачастую сложная ситуация в семье, острые конфликты, отец пьет или его совсем нет. У «трудных» детей, как правило, «трудные» семьи. И неизвестно еще, с кем работать сложнее: с подростками или со взрослыми, которые своими ошибками в воспитании сумели изрядно испортить жизнь детям.

Многие родители озабочены лишь одним — создать для своих отпрысков беззаботное детство. Их оберегают от физического труда, стараются во всем обеспечить «сладкую жизнь». В остальном же дети предоставлены сами себе. Им не хватает очень важного: внимания и заботы об их духовном развитии. Обилие вещей, вседозволенность, щедрая родительская любовь пагубно влияют на детей. Далеко не в каждой семье людей связывают прочные нравственные связи. Далеко не в каждом доме родители являют детям хороший пример поведения, отношения друг к другу. В такой обстановке и «срываются» подростки.

Часто слова «трудный» подросток воспринимаются как синоним понятия «бездельник», но это заблуждение. «Трудный» — не бездельник. Наоборот, он очень деятелен и активен в том, чем увлечен: в озорной затее, сомнительной игре, мелком воровстве. Обычно подростки жаждут признания. Даже своим отрицательным поведением они хотят выделиться, обратить на себя внимание. Но подчас воспитатели не желают и не умеют подойти, поговорить по душам с «трудным» человеком, понять интерес, который занимает его в жизни. А в четырнадцать-пятнадцать лет, когда в душе все так зыбко и путано, нет жизненного опыта, самому непросто найти свое место в мире. Никто не помогает ни дома, ни в школе. Тогда-то подросток и допускает серьезный промах в поведении.

Разгадать характер «трудных» очень сложно. Но не сомневаюсь: этому всегда помогает принцип искренне делать для них добро, доверять, быть тактичным и чутким к ним. Они очень чувствительны к доброте, искренности и честности и не в назидании нуждаются, в дружбе, которую не навязывают, а завоевывают. Доброта воспитателя, его такт, участие, искренность, способность видеть в ожесточившемся подчас подростке самобытную личность — качества, значение которых в воспитании переоценить невозможно. И если воспитатель заметит в подростке хорошее, чтобы, опираясь на это хорошее, бороться с плохим, если научит его уважать себя и других, если отнесется к нему с доверием, вполне реален путь перевоспитания.

Эту истину знают все. К сожалению, далеко не всегда она срабатывает на практике. В некоторых школах не находят (а иногда и не ищут!) путей для исправления «трудных». Чаще всего от них спешат отделаться, переложив все заботы на плечи полиции.

Непростительное равнодушие и безответственность со стороны педагогов! Приходится полиции исправлять их промахи и недоработки семьи.

Работа педагогов с трудными подростками

В каждом учреждении среднего образования многие педагоги рано или поздно сталкиваются с проблемой обучения трудных подростков. Дети, отличающиеся девиантным поведением, подростки, которые состоят на учете в детских комнатах милиции, или ребята из неблагополучных семей сегодня обучаются вместе с другими учащимися. Если в советское время трудных подростков определяли для обучения в специализированные учреждения, то сегодня они являются частью ученического коллектива обычных классов.

Наличие в классе одного или нескольких трудных подростков во многом влияет на уровень успешности и эффективности протекания учебно-воспитательного процесса. И другие ребята, и учителя постоянно вынуждены отвлекаться и реагировать на те или иные проявления поведения трудных подростков, которые в большей степени ведут себя вызывающе, грубо, дерзко. Что отражается на уровне эмоционального климата в аудитории, а также снижает продуктивность работы учителя и школьников.

Как вести себя учителю-предметнику или классному руководителю, если в его ученическом коллективе обучается такой ребенок?

Во-первых, ни в коем случае нельзя разграничивать трудных подростков с другими детьми. Это такой же ученик школы, как и другие, которые имеет то же право получить образование, что и остальные дети, согласно законодательству. Ни педагог, ни администрация не вправе отнимать эту законную возможность у ребенка.

Во-вторых, необходимо принять все возможные меры по урегулированию ситуации путем адаптации трудного подростка к полноценному учебно-воспитательному процессу.

Многие консервативные педагоги, к сожалению, пытаются решить данную проблему путем избавления от нее: выгоняя подростка с уроков или не пуская его в класс, что также противозаконно. Но ведь главной задачей педагога является обучение и воспитание ребят, если такой подросток нуждается в этом еще больше, даже если и делает вид, что ему это совершенно не нужно, необходимо не отворачиваться от него, а протянуть руку помощи.

Для повышения эффективности результатов педагогической работы и улучшения учебной дисциплины учителю необходимо наладить контакт с таким учащимся. Способов решения данной педагогической и социальной проблемы может быть много, так как каждый ребенок – это индивидуальность. Одни способы воспитательного воздействия дадут эффективность, а другие могут привести к нулевому результату. Но в любом случае пытаться решить проблему необходимо так, будто вы подбираете ключ к двери. Благодаря стараниям и подбору методов урегулирования ситуации дверь в сознание ребенка, которая кажется закрытой, рано или поздно отворится.

Для того чтобы постараться изменить поведения трудного подростка, необходимо постараться понять, какие причины заставляют его так вести себя. Грубость и вызывающее поведение в первую очередь возникают от того, что подросток чувствует себя одиноким, никому не интересным и не нужным. Так он пытается привлечь к себе внимание. Возможно, у ребенка в семье сложная социальная ситуация, связанная с насилием, унижением и другими факторами. Ребенок, который не чувствует внимания, заботы и любви, становится со временем озлобленным и агрессивным. Такое поведение подростка является защитной реакций, позволяющей скрыть боль и обиду.

Роль учителя в такой ситуации сводиться к обращению на него своего и детского внимания, но не в форме замечаний, а в виде констатирования успехов его деятельности. Для того чтобы эти успехи появились, необходимо привлекать его к общественной работе, давать поручения, задания, которые соответствовали бы его интересам, подчеркивая уровень вашего доверия к нему и его ответственности.

Поговорив со школьным психологом, классным руководителем, родителями, постарайтесь узнать круг его интересов или увеличений. После чего, например, при выполнении каких-то заданий такому ребенку можно разрешать делать то, что ему близко и интересно. Возможно, подросток, который несколько отстал в учебе и поведении, сможет проявить успехи в спорте, конструировании, сценических видах деятельности.

Другими словами, учитель должен обеспечить условия деятельности для этого ребенка так, чтобы он смог почувствовать себя успешным. По мнению многих ученых в области психологии, к ощущению успеха человек очень быстро привыкает и ощущает вскоре его постоянную потребность. Что, соответственно, будет стимулировать подростка к положительной и продуктивной деятельности.

Такой подход дает шанс, что он поначалу захочет делать хоть что-то. Когда будут появляться первые продукты его творческой, учебной или трудовой деятельности, вы сможете показать его уникальность и одаренность перед другими детьми. Но его особенность в таком ключе будет не негативной, а позитивной.

[1]

При поиске путей воздействия нельзя допускать того, чтобы в классе он чувствовал себя не таким, как все. Со стороны учителя не должно звучать тех негативных качеств или привычек, которыми он обладает. Если постоянно говорить ребенку, что он плохой, неспособный, безнадежный, это никогда не даст тех воспитательных плодов, которые ожидаются от подобных нотаций, а, наоборот, приведет к тому, что ребенок закроется в себе, и достучаться до него будет все труднее.

Конечно, не нужно слишком перехваливать такого учащегося и спускать ему недостойное поведение. В построение учебно-воспитательного процесса необходимо найти золотую середину. Позитивным, но в определенной степени требовательным стилем общения необходимо вызвать уважение у подростка к вам, как к личности. Если трудный подросток почувствует, что вы ему друг и действительно хотите для него добра, он наверняка сможет открыть перед вами душу и позволит оказать ему помощь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.

  2. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.

  3. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.
Трудный подросток
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here