Цели формирования гуманистического мировоззрения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Цели формирования гуманистического мировоззрения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие гуманизма. Основные черты гуманистического мировоззрения.

Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века. Это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Важной составляющей в представлениях гуманистической среды был «досуг» , заполненный высокими занятиями, противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям.

Основные черты гуманизма.

1) Возрождение интереса к человеку. На первое место выходит интерес к человеку как личности, к его духовному и физическому облику. Повышенный интерес к языку классиков античности, к литературной манере письма того времени.

2) Культ индивидуальности. И инструментом формирования человека должна стать литература и литературное воспитание.

3) Исключительная роль поэзии, которая является наиболее удачной формой выражения, т.к. она синтезирует и собирает в единое целое все качества человека.

4) Изменения философской системы. В плане философии гуманисты отвергают философско-теологическую систему Средневековья, основанную на взглядах Аристотеля и его последователей. Они хотят изучать человека, его речь, его действия, проявления его характера.

5) Центром всей системы гуманизма становится фигура интеллектуала-гуманиста. Основываясь на собственной индивидуальности, он пытается отделить свою идеологию, свои взгляды.

6) Универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты выходят из самых различных социальных слоев (из мелкой феодальной знати, городской аристократии, буржуазии и купечества), и их идеология почти никогда не противопоставлена взглядам доминирующих классов, — однако они претендуют на то, чтобы считать себя носителями универсальных человеческих ценностей, имеющих значение для всего «образованного» человечества.

7) Отношения с властью у гуманистов достаточно неоднозначны. Каждый из них старается упрочить свое положение, найти признание в окружающем его мире. Для этого им необходима поддержка синьоров, в руках которых находится власть. Поэтому нередко гуманисты, именно в этих целях, превозносят «добродетельность» своих покровителей. Однако не всегда их труды оказываются признаны, и тогда они могут менять место пребывания и даже переходить в противоположный лагерь.

11. Основные тенденции и этапы развития гуманистической литературы в Италии в 15 веке.

Внутри самого гуманизма можно выделить несколько его разновидностей, а именно:

1. гражданский гуманизм: распространен прежде всего в Венеции и во Флоренции в период республики. Основная цель его состояла в том, чтобы связать литературу с общественными, гражданскими идеалами;

2. придворный гуманизм: был распространен почти во всех остальных центрах Италии и рассматривал литературу как своего рода украшение и прославление власти;

3. светский гуманизм: пытается прославлять земную жизнь, естественность и физическую красоту человека, его стремление к власти и славе;

4. христианский гуманизм: пытается обновить и углубить некоторые аспекты веры и вернуться к изначальным ценностям, проводит параллель между идеалами культуры классической античности и христианства;

5. филологический гуманизм: воссоздает древние тексты, основываясь на исторических, литературных, риторических аспектах, не углубляясь в теорию;

6. философский гуманизм: вырабатывает новую теоретическую основу миропонимания, отталкиваясь от нового взгляда на античную философию и освобождаясь от ее схоластической средневековой интерпретации.

Нередко различные, даже противоречивые черты различных «течений» гуманизма присутствуют в творчестве одного и того же автора одновременно. Принято выделять два этапа развития гуманизма: на первом (примерно до середины Кватроченто) доминирует республиканский и «гражданский» характер гуманизма, на втором (со второй половины 15 века) — философский. Однако его тенденции и различные аспекты варьируются в зависимости от области, поэтому единственно приемлемым разделением этапов гуманизма представляется то, которое учитывает географию культурных центров и хронологию поколений гуманистов. Важную роль в истории гуманизма сыграл рубеж 60-70-х гг. 15 века, когда начинается интенсивное развитие литературы на volgare и происходит изобретение печати.

Возникновение гуманистического мировоззрения

Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Здесь родился и получил всеобщее признание великий поэт Данте Алигьери (1225-1321). Его перу принадлежат: «Божественная комедия», «Пир», «О монархии». Именно эти произведения оказывали большое влияние на умы и сердца людей, вдохновляли гуманистов. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374). В цикле стихотворений (канцоньере), посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопостав-ляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, — воплощение глупости и бессмыслицы.

Прогрессивная философия эпохи Возрождения составляла неотъемлемую часть гуманистической культуры. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса был Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал римско-католической церкви. Главные его сочинения: «Об ученом незнании», «О предполо-жениях», «Простец» (четыре диалога), «О поисках бога», «Об охоте за мудростью».

Он был активным членом кружка гуманистов. Наибольшее влияние приобрел, когда папой Пием II стал друг его детства, а сам он фактически занял второе место в церковной иерархии. Творчество Н.Кузанского носит антисхоластический характер, что проявляется в пантеистической тенденции его философии, повышенном интересе к античной философии. В многочисленных трудах используются идеи Пифагора, Демокрита, Анаксагора, Аристотеля, Боэция, особенно Платона и неоплатоников. Разумеется, он не отрицает и не может отрицать креационистских положений христианского вероучения, а, напротив, являясь одним из руководителей римско-каталической церкви стремился защищать ее догматы. Но, тем не менее, отождествление в той или иной мере бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.

В теории познания главной целью считал не достижение неизменной, навсегда данной «божественной истины», а бесконечное расширение человеческого знания об окружающем мире. В качестве ступеней познания выделяет: ощущения, порождающие смутные образы вещей; рассудок обозначает вещи именами, оперирует цифрами, вскрывает противоположности и противопоставляет их; разум осуществляет диалектическое мышление и через способность мыслить бесконечное преодолевает всякую противоположность; интуиция осуществляет постижение истины через полное совпадение противоположностей. Разум независим от ощущений и рассудка и является отражением абсолютного интеллекта — бога.

Читайте так же:  Общение с мужчинами

Последовательно развивая учение о «совпадении противоположностей» в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества «максимума» и «минимума» (онтология), абсолютного и относительного в познании («Ученое незнание»), «микрокосма» (человек) и «макрокосма» (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н.Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики.

Развитие гуманистического мировоззрения тесно связано с активной разработкой учения о человеке. Примером этому служит творчество Пико Дела Мирандола (1463-1494), который развивает идею платонизма о «срединном» положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей, он может снизойти до скота или возвыситься до богоподобного существа. Здесь выражена основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является «собственным скульптором и творцом», способен к безграничному самосовершенство-ванию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.

Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной ценности личности. Так, французкий гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге своей жизни «Опыты» отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не вовне, а в ней самой.

Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Общие характеристики гуманистического мировоззрения

Гуманизм является следствием естественно присущей человеку гуманности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что есть Я, человек как человек, его позитивная сущность.

Это не значит, что люди “обречены” на гуманизм. Человеку присущи отрицательные черты. У него есть и нейтральные качества, к которым относятся все физические, нервно-физиологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики. Правда, зачисление последних двух в рубрику нейтральных обычно вызывает возражения, ведь, сколько слов сказано во славу свободы и любви. Но реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности свободы и любви, их обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существа. Сколь ни неприятно нам признавать это, но жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как произвола, насилия и злой воли, а любви — как паразитизма и деспотизма, экспансии и притязаний, также как и, к сожалению, совместимости гения и злодейства. Очевидно, что нейтральные человеческие качества сами по себе ни хороши, ни плохи, они становятся таковыми, когда сочетаются, соответственно, с положительными и отрицательными качествами человека. Именно поэтому “нейтральная” область не может образовать какого-то мировоззрения.

Другое дело бесчеловечность. На ее основе формируется нечто противоположное гуманизму, скажем, криминальное или садистское мировоззрение. Оно реально, но его содержание негативно, оно — антипод гуманистического мировоззрения и предстает как его изнанка, как темная и иррациональная тяга к уничтожению и самоуничтожению человека. Нас же интересует не отрицательный, а положительный полюс личности. С этой точки зрения, гуманность — высшее жизнеутверждающее начало в человеке.

Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Она решает здесь актуальный, исключительно важный выбор себя в качестве не просто индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а Я человечного, достойного лучшего в себе и равно достойного всем ценностям мира. На этой основе позитивно решаются все иные — философские, религиозные, политические, правовые и другие мировоззренческие вопросы.

Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность — неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого.

Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.

Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления общественной и культурной жизни. В них должна фиксироваться сущность человека, его взаимосвязи с обществом и природой, место и специфика гуманизма по отношению к другим мировоззрениям, социальным практикам и институтам.

По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:

1. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, для гуманиста личность — исходная реальность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных.

2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам.

3. Гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

4. Гуманизм, таким образом, — это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение, выражающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности.

5. Гуманизм — это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.

8. Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

7. Гуманизм — это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира.

[2]

8. Гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации.

Читайте так же:  Атрофический гастрит

9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам — группам или слоям населения, фактически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм — не более чем самосознание реальных людей, понимающих и стремящихся взять под контроль естественно присущую любой — в том числе и гуманистической — идее тенденцию к тоталитарности и господству.

10. Как социально-духовное явление гуманизм — это стремление людей достигнуть возможно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм представляет собой осознание наличной гуманности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества.

11. Гуманизм — это больше, чем этическая доктрина, поскольку стремится осознать все области и формы проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

12. Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением и структурой, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, задача гуманизма — прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических ценностей, составляющих общую основу политических доктрин и движений. Тем самым он способен, готов выполнять и выполняет коммуникативно-интегративную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе. Он способен предложить и предлагает всем не тоталитарным и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему ценностей, способных гуманизировать политические идеологии и политику в целом.

13. Гуманизм не является и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.

14. Гуманисты скептически относятся к явлениям, которые объявляются паранормальными, экстрасенсорными, оккультными, магическими, спиритическими, ясновидческими, астрологическими, телекинетическими и т.п., и выступают за необходимость независимого и объективного научного критического исследования заявлений о такого рода феноменах.

15. Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Гуманисты в целом разделяют принципы Всеобщей декларации прав человека.

Для гуманистического движения важен и дорог не гуманизм сам по себе, а человек, его объективная человечность. Он, его практический образ жизни приоритетны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. В организационном и социальном смысле это означает максимально возможную открытость и демократизм гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает максимально цивилизованные и взвешенные формы обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения или идей, что отнюдь не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей. Особенно корректной должна быть работа по расширению участников движения светского, гражданского гуманизма. Главное здесь — консолидация людей, уже считающих себя гуманистами или способных осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Речь, таким образом, идет о том, что связано с советом человеку разобраться со своим внутренним миром, навести в нем порядок. Гуманистический призыв — это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми другими — социальными и природными — не менее дос-тойными и удивительными реальностями.

В. А. Кувакин
Президент Российского гуманистического общества

Проект программы по формированию гуманистического мировоззрения и воспитания у школьников модели сострадания

Цели:

  1. Воспитать Гражданина Мира.
  2. Воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, село, край, Россию; человека культуры и нравственности.
  3. Сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Задачи:

  1. Воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству.
  2. Сформировать представление об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах, принятых в мире в качестве идеала.
  3. Создать условия для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
  4. Развивать чувства гуманности, сострадания, уважения человеческого достоинства.
  5. Формировать чувство ответственности за свои поступки.

Принципы:

  1. Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка.
  2. Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю.
  3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
  4. Принцип завершённости в обучении и воспитании.
  5. Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач.
  6. Принцип включения родителей в педагогический процесс.

Особое внимание школа будет уделять формированию гуманистического мировоззрения и воспитанию у школьников модели деятельного сострадания.

Что такое международное гуманитарное право?

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 году – Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Особенности и значение международного гуманитарного права.

  • продолжение гуманистической традиции, которая наиболее полно воплотилась в международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы;
  • международное гуманитарное право не может исключать войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной;
  • наряду нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международное комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

Читайте так же:  Как быть, если молодой человек или девушка не хочет отношений

В 1860 г. Возникает организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом Красного Креста.

Движения Красного Креста в своей деятельности руководствуется семью основополагающими принципами.

Гуманность

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность

Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Нейтральность

Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружённых конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Добровольность

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлениям к получению выгоды.

Единство

В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Российское общество Красного Креста.

В России традиции оказания помощи раненым и больным уходят в глубь веков. Международное движение Красного Креста осуществляет свою гуманитарную миссию в интересах всего человечества, и успех этой миссии зависит от сплочённости составляющих его национальных обществ 170 стран мира, одним их которых является Российский Красный Крест.

Служба милосердия – медицинское и социально-бытовое обслуживание инвалидов, одиноких престарелых граждан; шефская помощь детским домам и приютам; подготовка к стихийным бедствиям и оказание экстренной гуманитарной помощи жертвам аварий, катастроф и вооружённых конфликтов; розыск пропавших безвести во время стихийных бедствий и войн; оказание помощи учреждениям здравоохранения в борьбе с эпидемиями и приобретение медицинского оборудования и лекарств; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распространение международного гуманитарного права – вот не полный перечень тех дел, которыми занимается сегодня Общество Красного Креста, представляя собой существенное дополнение к работе государственных структур, таких как Министерство Здравоохранения, МЧС, Министерство социального развития и др.

Пути реализации программы:

[3]

1-4 классы 5-8 классы 9-11 классы
Задачи воспитания
— умение быть самим собой;

— осознание своего “я”;

— желание учиться;

— осознание цели в жизни;

— искусство общения со сверстниками;

— внутренние потребности к самовоспитанию

— умение ставить цели и достигать их;

— умение верить в собственные силы;

— становление самостоятельной практичной личности;

Обучение дискуссии как способу формирования гуманистического мировоззрения

Обучение дискуссии как способу формирования гуманистического мировоззрения

Учитель МАОУ «СОШ №7»

Современная педагогика диктует новые подходы к организации урока. Человек приходит в мир общаться, жадно впитывая новые знания, получая эмпирический опыт. Но кто научит его общению. Родители? Возможно. Если они сами в достаточной мере овладели этим искусством. Школа? Да, если процесс обучения, равно как и воспитания будет направлен на созидание и развитие, а не поставит юного гражданина в жесткие рамки предопределенности. Кажется, времена, когда человек жил в условиях статичной среды прошли, и мы видим, что современный стиль работы учителя – это творческое преобразование реальности, стремление создать ученику такую образовательную среду, в которой ребенок вправе сам сделать выбор, распределяя свои возможности. Одним из таких универсальных творческих методов обучения детей является дискуссия.

На уроках литературы посредством участия в дискуссии дети учатся таким важным элементам литературного анализа как сопоставление образов героев, дискуссия помогает ученикам разобраться в тонкостях сюжетных линий произведения, различиях в литературных направлениях.

В зависимости от целей урока или внеклассного занятия необходимо выбирать наиболее оптимальные способы ведения дискуссии. Существует и классификация дискуссий по формам проведения: например, «симпозиум», «круглый стол», «дебаты».

Процесс проведения дискуссионного занятия включает в себя несколько этапов. Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Она должна быть актуальной. Кроме того, в формулировке темы должны быть заложена определенная проблема, противоречие, которое станет отправной точкой для ведения организованного спора. Вот почему важно выбирать интересные для обсуждения тезисы: «Что ты знаешь об армии?», «Школа без неудачников», «Умрет ли русский язык?».

Учитель (еще на этапе обдумывания занятия) должен посмотреть литературу по данному вопросу, проанализировать, насколько легко она будет усвоена учениками, смогут ли они работать с источниками информации, в полной мере понимая, о чем идет речь. Педагог составляет план дискуссии, распределяет роли между участниками. Так, например, в классе, который только начал участвовать в данной форме работы, можно искусственно создать «группу оппозиции», которая будет являться неким внутренним толчком к ведению спора. Возможно введение сюжетных персонажей, например, во время дискуссии о чистоте русского языка двое ребят, по моей просьбе, разыграли сценку, разговор с использованием молодежного жаргона. Эта история заставила учеников взглянуть на повседневное школьное общение со стороны, принять разные точки зрения на использование в речи подобного сленга. Вопросы, которые звучат во время дискуссии, могут быть подготовлены как учителем, так и группой учеников (в сильном классе). Иногда я использую такие обучающие ведению дискуссии приемы как «каверзные вопросы», «вопрос оппоненту», а также вопросы продуманные как контраргумент. В этом случае вопросы придумываются непосредственно во время дискуссии, как часть задания группам.

Существуют уже готовые приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);

Читайте так же:  Особенности, техники и примеры убеждающей речи

Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);

“Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);

“Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

“Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

“Задевающее утверждение” — ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

“Нет-стратегия” — ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

[1]

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т. д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Прогрессивная дискуссия (Как пример: «Школа без неудачников»)

Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов: зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы); все предложения выписываются на доске; обсуждается каждый предложенный вариант; рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т. е. осуществляется верификация идей; руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное. Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование («Что день грядущий мне готовит?»)

Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

Мозаика («Мое здоровье – мое будущее»)

Опишите проблему, которую предстоит обсудить. Объясните правила игры: участники делятся на группы, которые называются “домашними”; участники работают в “домашних” группах, сообща решая поставленную перед группой задачу; каждый член группы является “экспертом” по определенной теме; после короткого обсуждения в группе “эксперты” расходятся по “экспертным” группам, в каждой из которых собираются эксперты в одной области и обсуждают эту сторону проблемы; затем “эксперты” возвращаются в свои “домашние” группы и докладывают группам о проделанной в экспертной группе работе.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу («Об армии»; Мое здоровье – мое будущее)

Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.

При проведении: Представьте тему дискуссии (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история…). Представьте экспертов. Сообщите правила проведения ток-шоу: сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3 минуты каждый); чтобы получить слово надо поднять руку; слово зрителям предоставляет ведущий; зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты); предоставьте слово экспертам, попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Удачным является опыт приглашения в качестве экспертов педагогов смежных дисциплин. Например, на дискуссионный клуб по теме «Что ты знаешь об армии?» были приглашены учитель биологии, которая рассказала о физиологической готовности к службе, учитель ОБЖ, познакомивший ребят с правилами набора в армию, социальный педагог школы. Благодаря включению в процесс педагогов-предметников разных направлений, людей, имеющий богатый жизненный опыт, дискуссия становится не просто познавательной, но и приобретает практическую значимость, цельность.

Анализируя различные классификации дискуссионных занятий, можно выделить две основные формы дискуссий. Это групповые дискуссии, в которых участвуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему, а также уроки, на которых каждый ученик индивидуально высказывает собственное мнение по теме. По завершении обсуждения необходимо сформулировать общую позицию класса по данному вопросу, поскольку дискуссия является формой организации урока, а любой урок предполагает решение определенных задач, направленных на получение учеником знаний.

Платону принадлежит мысль о том, что «знание – это обоснованная вера». «Образованный человек – это не столько «человек знающий», даже со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни» [1, с. 9-10]. Дискуссия как форма организации учебного или внеурочного занятия помогает активизировать деятельность учеников, выявляет сущностные потребности каждого ребенка.

Читайте так же:  Когда начинается и сколько длится кризис среднего возраста у женщин

Формирование гуманистического мировоззрения на уроках физики

Разделы: Физика

Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
С.Я. Маршак

Мы живем в сложное время. Агрессивность, нетерпимость, бездуховность вытесняют сегодня сострадание, милосердие, доброту.

“Равнодушие, равнодушие,
А куда подевалось радушие,
Видно сеяли без усердия
Милосердие, милосердие”.

У всех народов духовно-нравственное воспитание молодого поколения издавна считалось главной задачей развития нации.

Исследования социологов говорят о том, что около 30% молодых людей 22-30 лет утверждают, что современный мир жесток, следовательно, для достижения личного успеха, они сами могут поступать аморально. А ведь будущее страны – в их руках, в руках сегодняшних 12-16 летних. Поэтому сама жизнь выдвигает необходимость формирования гуманистического мировоззрения у нынешних школьников, воздействуя на их души и сердца.

Для решения этой проблемы важно развивать эмоциональную сферу учащихся, их духовный потенциал, будить в них совесть.

Привлечение произведений изобразительного искусства на уроках физики дает прекрасную возможность для достижения этой цели. Вот несколько примеров из моей практики.

Тема “Сила. Равнодействующая сил”. 7 класс

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию к народной сказке “Репка” и определить направление и величину равнодействующей сил при условии, что мышка действует с силой 0,5 Н; кошка – 1,5 Н; собачка – 3 Н; внучка – 7 Н; бабка – 8Н; дед – 20 Н. (Приложение 1, рисунок 1)

Ученики с улыбкой рассматривают картинку к сказке, подсчитывают равнодействующую сил. На мой вопрос: “В чем смысл сказки?”, быстро находят ответ. Это взаимопомощь, только совместные усилия дают положительный результат.

Далее перехожу к рассмотрению репродукций картин В.Перова “Тройка. Ученики мастеровые везут воду” и И.Репина “Бурлаки на Волге”. (Приложение 1, репродукция 1, 2)

Если картинку к сказке “Репка” школьники рассматривают с улыбкой, то картины художников вызывают у них иные чувства. На полотнах изображен непосильный труд. Обращаю внимание на изможденные лица детей, везущих воду. Рассказываю об истории написания этой картины, о трагической судьбе мальчика Васи, умершего от чахотки (он изображен в центре “Тройки”). Через год после написания картины В.Перова посетила убитая горем мать мальчика. Она просила разрешения посмотреть картину, ей хотелось увидеть своего сына. Художник вместе с ней пришел к П.Третьякову. “Тройка” была приобретена П.Третьяковым для его художественной галереи.

Всю ночь мать Васи на коленях простояла перед картиной и молилась на нее как на икону. Тронутый ее горем В.Перов нарисовал портрет Васи (сделал копию с картины) и в дорогой рамке подарил женщине, оказав ей так же и материальную помощь.

Обращаюсь к картине И.Репина “Бурлаки на Волге”. Знакомлю школьников с историей написания этой картины, зачитываю ребятам строки из стихотворения Н.Некрасова (“На Волге”).

. Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик –
И сердце дрогнуло во мне.

И “Тройка”, и “Бурлаки на Волге” не только эмоционально воздействуют на учеников, но и активизируют понимание и усвоение темы урока “Равнодействующая сил”.

Мне хотелось тронуть души ребят, вызвать у них чувство сопереживания, сострадания, и в то же время, чувство уважения к доброму поступку В.Перова, в котором проявились его человеколюбие и отзывчивость.

Может быть, зерна доброты, чуткости к окружающим, посеянные в сердцах учеников, дадут впоследствии свои плоды. Очень хочется в это верить.

При изучении явления дисперсии света в 11-ом классе вниманию учащихся предлагаю репродукции шести картин известных художников: А.Саврасова, И.Айвазовского, А.Куинджи, Н.Дубовского, И.Коха, П.Рубенса. (Приложение 2). Название всех картин – “Радуга”.

Разные сюжеты, разные пейзажи. Смысловое значение радуги в каждой картине свое.

Обсуждаем с ребятами, какие ассоциации у них вызывает радуга в каждой из этих работ. В результате делаем следующие выводы:

  • у И.Айвазовского радуга – надежда на спасение людей, гибнущих в бушующем море. Пробиваясь сквозь тучи, она предсказывает окончание бури;
  • у А.Куинджи радуга – символ обновления природы, величие мироздания. На темном, еще грозовом небе ярко сияет радуга;
  • у А.Саврасова радуга – олицетворение радости раннего утра. Послегрозовая тишина нарушается лишь позвякиванием ведер на коромысле у женщины;
  • у Н.Дубовского – вид радуги вызывает чувство восторга. Рыбак, поднявшийся во весь рост в лодке, любуется радугой.

Красота радуги способствует подъему положительных эмоций. Аналогичные чувства радости и восторга вызывает радуг, изображенная на картинах И.Коха и П.Рубенса.

Очень точно эти чувства отражены Ф.Тютчевым в стихотворении “Радуга”.

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла —
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!

Привлечение к учебному процессу произведений изобразительного искусства формирует у школьников гуманистическое мировоззрение, развивает познавательный интерес и ассоциативное мышление, способствует видению красоты мира и воспитывает чувство прекрасного.

Видео (кликните для воспроизведения).

При изучении темы “Сила. Равнодействующая сил” я использую составленную мной логическую схему, базирующуюся на выделении основных элементов знаний. (Приложение 3)

Источники


  1. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.

  2. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.

  3. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
Цели формирования гуманистического мировоззрения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here