Цели и функции сказкотерапии для дошкольников

Сегодня мы рассмотрим тему: "Цели и функции сказкотерапии для дошкольников" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста

Основные цели сказкотерапии:

Под основными целями сказкотерпевтического метода подразумевается:

Развитие гармонизации чувств у детей.

[3]

Формирование способности рефлектировать свои чувства.

Формирование эмпатии (в ситуациях помощи, спасения).

Формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности ранее отверженных детей.

Развитие боле позитивной Я-концепции.

Формирование принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».

Выработка большей способности к самопринятию «я такой, какой я есть», принятию своего пути «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».

Формирование способности контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.

Развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.

Развитие внутреннего источника оценки.

Авторы группируют терапевтические цели по нескольким направлениям, предполагая, что для каждой цели может быть подобрана соответствующая история, отличающаяся по форме и содержанию.

Рисунок 3. Цели сказкотерапии.

При определении функций сказкотерапии следует исходить из того, что она связана с несколькими основными специфическими для детского возраста положениями:

1. Сказкотерапия возвращает ребенка в состояние целостного восприятия мира.

2. Дает возможность мечтать, активизирует творческий потенциал, передает важные знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

3. Сказкотерапия формирует различные модели поведения Героя.

4. Формирует представления о жизненных явлениях и социальных нормах.

Рисунок 4. Функции игровой терапии

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с детьми с ограниченными возможностями, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

В связи с вышесказанным необходимо остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой — степенью директивности применяемого подхода.

Рисунок 5. Методы сказкотерапии

Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком. При директивном подходе психолог, педагог — главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Психологи, работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, и в-третьих, сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего избавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.

Особенности адаптации младших школьников к школьной среде
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребёнка, вед .

Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че .

Функции сказкотерапии

Сказка обычно выполняет пять функции:

  • — диагностическую
  • — терапевтическую
  • — коррекционная
  • — медитативная
  • — психологическая

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки [Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка — сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Итак, функции терапевтических сказок:

  • — Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
  • — Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
  • — Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
  • — Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

  • — Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
  • — Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
  • — Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
  • — Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.
Читайте так же:  Гендерные стереотипы

Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, бояна, скальда, аэда, акына, Шахерезады . ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледяного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.

Итак, что требуется от медитативной сказки:

  • 1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  • 2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  • 3. Разговор с бессознательным.
  • 4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего не требуется от медитативной сказки:

  • 1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  • 2. Строгое начало и понятный конец.

Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. Главный признак — ничего не понятно! Поэтому, чем туманнее и «сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.

Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.

А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас — как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на личностном развитии слушающего и объяснит ему — зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно любить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, который понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с переходом улицы. [25]

[1]

Помимо основных функций в сказкотерапии используются такие как:

  • — служить источником знаний;
  • — обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
  • — служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности сказкотерапии относятся следующие:

  • — сказка должна соответствовать социальному опыту дошкольников;
  • — сказка должна сопровождается иллюстрациями, которыми могут
  • — стать произведения живописи, художественные фотографии,изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение;
  • — создание адекватной восприятию произведения обстановки. Обстановка имеет большое значение для восприятия рассказа.

Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Сказка производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Сказка обязательно должна переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение сказки сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.

Сказка может быть использована и для того, чтобы:

  • 1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
  • 2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого.
  • 3) сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдаёт свои положения за что — то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
  • 4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;
  • 5) сказка несёт свободу;
  • 6) в ходе сказки происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного, что позволяет говорить, о создании позитивного жизненного сценария у ребенка. В данном мы опирались на слова Соколова Д.Ю. [17]

Использование сказкотерапии в детском саду

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Пастухова И. В. Использование сказкотерапии в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 65-66. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1225/ (дата обращения: 26.07.2019).

Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Потребность вавтономности.В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность вкомпетентности.Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность вактивности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. Различают следующие виды сказок:

− дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

− художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

− диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

− профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;

− медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном). [1, 27]

Читайте так же:  Старческая деменция

Сказкотерапия для гиперактивных детей.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

− развить познавательные способности;

− сформировать причинно-следственные связи;

− усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

− развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно. [2, 65]

Схема терапевтической сказки:

− подбор героя (похожего на ребенка);

− описание жизни героя;

− помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

− герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой:

− нарисовать,слепитьили выразить сказку в виде аппликации;

− изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

− сделать постановку сказки в виде настольного театра. [3, 49]

Советы по организации детской сказкотерапии:

− простое чтение сказки — еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;

− не стоит растолковывать мораль сказки;

− содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Сказкотерапия — прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

  1. Бережная Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика / Январь, Февраль / 2007.
  2. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. — Ростов н/Д., 2006.
  3. Голанов А. С. Я иду в детский сад. — М., 2002.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб., 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2005.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.

Похожие статьи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных.

Сделать с детьми сказочных персонажей, декорации и атрибуты.

Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

Создание кукольных мультфильмов детьми старшего.

Показательно, что действие этой сказки происходят в зоопарке, а героями стали сказочные животные, похожие на сутеевских. Интерес детей к теме не угасал!

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

– изучить наличие и особенности «сказочного» опыта детей

Мимическая гимнастика «Герои сказки». Совместное рассказывание сказки.

Психологический анализ героев современных детских книг

Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?

Тематические журналы. Издание книг. Занимательные приключения героев сказок.

Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки.

Он представляет себя вместо героя сказки и примеряет на себя поступки и события, происходящие с персонажем. Поэтому сказка заставляется задуматься ребенка как.

Викторина «По дорогам зимних сказок» | Статья в журнале.

‒ Расширять познания детей через сказки. ‒ Вызвать интерес к конкурсным играм.

Каждая команда собирает на мольберте своего сказочного героя, затем называют его.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М.

Сказкотерапия как средство развития толерантности

В сказках дано четкое распределение ролей — Добрый и Злой герой.

Можно предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей.

Главным героем новеллы-сказки «Мальчик-невидимка».

Слушая сказки, ребёнок начинает фантазировать, рисует картины и образы у себя в воображении, переживает за главных героев, когда они находятся в трудной ситуации.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Татьяна Рудович
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия оказывает многостороннее влияние на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас,репертуар образов,внутренний мир ребенка становится интереснее,богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе,что в свою очередь способствует развитию умственных способностей. Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силу и значительности.

Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий — научить ребенка справляться со своими страхами. В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Даже после прослушивания сказки ребенок продолжает фантазировать на прогулке, в разных играх, перед сном и в любую свободную минуту.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта.

Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др. Именно такой комплексный подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств — слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задать ему вопросы: О чем эта сказка?; Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?; Почему герой совершил этот поступок?; Как герой вышел из трудной ситуации?; Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?; Приносят ли радость поступки героев?.

[2]

Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг ко другу, более дружелюбными, открытыми, начинают помогать друг другу. Перечисленные социально-педагогические функции сказкотерапии являются общими для всех сказок.

Читайте так же:  Как помириться с женой после сильной ссоры

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Дети среднего дошкольного возраста очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек. В любом возрасте дети одевают своих героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми лакомствами.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки — злым героем. С помощью волшебной силы добро преображает злого героя, и он становится добрым и всеми любимым. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а в месте с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается на здоровье детей. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных способностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Логоритмика в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: • развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; • образование.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.

Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста Мнемотехника — эффективный способ развития памяти дошкольника. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ Использование сказкотерапии в коррекционной работе Все дети любят сказки. Ведь с помощью неё ребёнок знакомится с миром, который ему не.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками Сказкотерапия в работе с детьми дошкольникамиСказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра,.

Цели и задачи сказкотерапии
консультация (старшая группа) на тему

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вложение Размер
tseli_i_zadachi_skazkoterapii.docx 16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи сказкотерапии.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Следующими приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются:

прорисовывание , лепка , аппликация , конструирование сказки . Они дают возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций.

Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника.

Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.

Методические приемы в сказкотерапии.

Коррекционные занятия включают в себя ряд методических приемов, способствующих преодолению ребенком агрессивных проявлений.

1.Чтение сказки или художественного произведения

2.Беседа по содержанию.

3.Проигрывание проблемных ситуаций.

5.Установление правил поведения.

7.Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

8.Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

1.Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

2.Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.

3.Развивать эмоциональную произвольность.

4.Развивать эмпатию, чувство ответственности за себя и других людей.

5.Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

В занятие включены методические приемы:

рисунок, лепка, конструирование, цель — моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. В ходе занятия используется приятная музыка, знакомые детям песни, которые способствуют фиксированию положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Принципы работы в сказкотерапии.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение,отношение к той или иной ситуации,поэтому отрицательные оценки детского мнения педагогом на занятиях не допускаются.Каждое занятие строится на уважении и доверии,взаимопонимании ребенка и взрослого,взаимопомощи.

Прогноз результативности проведения занятий.

исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

преобладание положительных эмоций;

способность сдерживать негативные эмоции;

изменение характера общения с использованием конструктивных приемов;

изменение в продуктивной деятельности детей:появление ярких красочных рисунков,выбор позитивных ролей в играх,изменения в речевых высказываниях(исчезновение нецензурной лексики,брани).

Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И СО СВЕРСТНИКАМИ.

1.Л.Киселева. «И так бывает»

2.Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

3.Немецкая сказка «Кукушка»

4.Сказка «Волк и семеро козлят»

5.Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья. Дед и внуки»

6.К.Ушинский. «Умей обождать»

7.О . Пройслер . Сказка «Неприятности»

8.Как поссорилась иголка с ниткой

10Л.Киселева. «Крошка Енот».

12.У.Дисней. «Приключение маленького щенка».

14.Сказка «Два жадных медвежонка»

16.Африканская сказка «Кто лучше».

17.Сказка. «Лиса и кувшин».

18.Басни Крылова.Лебедь,рак и щука.

19.Стрекоза и муравей.

20.Ворона и лисица.Лиса и виноград

Читайте так же:  Оптимизм - что это такое, и кто такой оптимист

21.А.Толстой. «Приключения Буратино».

22Н. Носов. «Фантазеры»

23.Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела».

Литература:

1.Н.В.Клюева. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития.1996.

2.Е.И.Синицына. Умные сказки. Умные стихи. Москва. Лист.1997.

3.И.А.Фурманов. Детская агрессивность. Диагностика и коррекция. М.1996.

4.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Уч.пос. под ред. И.В.Дубровиной М.Академия.1999.

5.С.А.Игумнов. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.2000.

6.Л.П.Стрелкова Уроки сказки. М.Мир.1989.

7.Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. М.Фолио.2000.

8.С.И.Семенака. Учимся сочувствовать, сопереживать. М.Аркти.2003.

9.С.И.Семенака. Уроки добра. М.Аркти.2005.

10.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми, СПб, 2005г.

11.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста под редакцией Л.М.Шипицыной, СПб, 2003.

12. А.А.Реан. Агрессия и агрессивность личности, СПб, 1999.

13.А.А.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей, СПб, 2001.

14.А.Фромм. Азбука для родителей, СПб, 2001.

15.О.Хухлаева. Классификация нарушений. М.,2003.

16.Р.Кэмпбелл. Как справиться с гневом ребенка. СПб,1997.

17.И.Н. Агафонова. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. СПб,2001.

18.Д.Варга. Дела семейные. М., 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются цели и задачи воспитания в условиях современного ДОУ и семьи.Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, задачи воспитания и образования детей.

Сравнительная таблица двух образовательных программ- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2008г. и приемная основная общеобразовате.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ.

Актуальность темы»Сказкотерапия» статья для родителей и воспитателей.

Обозначены цель, задачи, методы в проекте по развитию толерантности у детей дошкольного возраста.

Цель и задачи работы:Целью работы является — развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об.

В презентации рассказывается о целях, задачах, содержании программы воспитания и обучения младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

«Роль сказкотерапии в жизни дошкольников»
консультация на тему

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства.

Вложение Размер
Занятия по сказкотерапии 676.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль сказкотерапии в жизни дошкольников»

Колоскова Елена Сергеевна

Воспитатель логопедической группы

В наше время многие педагоги во всём мире обращают внимание на проблемы дошкольного образования. Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, но это не только игры и развлечения, это и кропотливый труд.

Это не случайно, что первые годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, — это очень важно.

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с

современными тенденциями образования, ищут новые личностно-

ориентированные подходы в образовании. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать

дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к

обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Кто-то ищет инновации , использовании флеш-игр, других технических средств, заменяющих живое общение. Я считаю, что новое — это переработанный старый добрый многолетний опыт. А что может быть мудрее старой, доброй сказки.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, — попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться — сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой.

Читайте так же:  Как успокоить своих маму или папу, если они расстроены

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы — взрослые на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «мало значимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. «). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Источники


  1. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.

  2. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.

  3. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
Цели и функции сказкотерапии для дошкольников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here