Цели и задачи тренинга личностного роста примеры упражнений

Сегодня мы рассмотрим тему: "Цели и задачи тренинга личностного роста примеры упражнений" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Цели и задачи тренинга личностного роста: примеры упражнений

В рамках тренингов личностного роста создается обучающая среда, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Они имеют так называемую интраперсональную ориентацию, а взаимодействие осуществляется в границах Я-Я.

Цель тренинга — увидеть и осознать новые возможности, которые есть в каждом человеке. Он предполагает изменения и требует готовности к ним, желание этих изменений. Шейн и Беннис отмечали, что цели тренинга личностного роста могут меняться от группы к группе, но обычно включают следующие аспекты:

— развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;

— понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размеры группы и членство);

— постижение межличностных отношений в группе — например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими;

— овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит участникам, как следует жить, это решение они должны принять самостоятельно. Участники сами обнаруживают то, как по-разному можно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия в отношении себя, своих близких и коллег. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым и настоящим.

В тренинге личностного роста человека могут ожидать сильные эмоциональные потрясения, встряски, что грозит определенной утратой самоконтроля — ведь участнику тренинга нужно выполнять указания тренера или упражнения, смысл которых неочевиден. Слезы участников являются показателем нормального продвижения группы к намеченной цели. Поэтому, когда человек идет на тренинг личностного роста, он как бы дает согласие на то, чтобы с ним делали то, что ему не очень понятно и приятно. Иными словами, прежде чем становиться участником тренинга личностного роста, нужно четко понять: действительно ли вы хотите что-то поменять в себе или ваша нынешняя жизнь вас все же устраивает? На практике это означает жесткий отбор тренером будущих участников. Здесь мало одного желания измениться самому, начать «с понедельника» новую жизнь. Ведущий должен оценить степень психического здоровья потенциальных участников, отсечь эмоционально неуравновешенных лиц и лиц с психическими патологиями.

Задача тренера стимулировать процессы принятия индивидом самостоятельных решений, ранжирования и структурирования жизненных целей и ценностей. Для этого могут применяться различные техники и исследовательские подходы (когнитивная психотерапия, гештальт терапия, техники экзистенциального подхода и др.

Когнитивная психотерапия — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов, в первую очередь мышления, в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии, чувства вины, неудовлетворенности собой, пустоты и бессмысленности существования). В трактовке Бека — тренинг личностного роста, построенный на использовании техник когнитивной терапии, это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями: обнаруживать свои негативные автоматические мысли; находить связь между знаниями, аффектами и поведением; находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей; подыскивать более реалистичные интерпретации для них; выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта. Для их осуществления ведущим используются приемы мысленного эксперимента, переоценки событий, децентрации, самовыражения, «декастрофикации», целенаправленного повторения желаемого поведения, конструктивного и модифицирующего воображения (метафоры, сказка терапия и т.п.).

В использовании гештальт подхода в групповой работе наиболее привлекательным выглядит гештальт терапия, разрабатываемая Кливлендским институтом Гештальта, который рассматривает группу как целостную систему, имеющую границу с внешней средой и сложную структуру в виде подгрупп, пар, отдельных членов, также обладающих своими границами и своей целостностью. Каждая из этих целостностей в тот или иной момент времени может становится фигурой, отодвигая остальные в фон и проходить свой цикл контакта. Исходя из этого, терапевтическая работа ведется на всех уровнях группы (групповом, подгрупповом, межличностном и внутриличностном). При этом широко используются понятия динамической групповой терапии: представления о групповых ролях и нормах; о стадиях группового развития и терапевтической тактике в зависимости от групповой стадии.

Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности. Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. По мере роста степени осознанности самовосприятия члены группы находят все лучшие способы использования естественных процессов для установления и прекращения контактов с окружением. Это позволяет выявлять незаконченные ситуации (незакрытые гештальты) и завершать их.

Ведущий отвечает за темп работы группы и управляет им. Он может начать с серии групповых упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять «горячее место». Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания. Тренер не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца, поддерживает его попытки осознания своих чувств и невербальных контактов. Это есть ничто иное как ситуация «сознавания настоящего».

Приемы, которые используются в гештальт-группах направлены на расширение сознавания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами , принятие ответственности за себя и преодоление сопротивления . Гештальт процедуры и методики оказывают большое влияние на участников, так как позволяют им за короткий отрезок времени выявить некоторые ранее неосознаваемые ими особенности своего «Я». При этом ведущий группы должен быть опытным терапевтом, т.к. в работе в членами группы необходимо тщательно сочетать фрустрацию и поддержку.

Читайте так же:  Как почувствовать свое место в жизни

Тренинг личностного роста упражнения

Тренинг личностного роста

| Тренинг личностного роста упражнения |

Наберите в интернет поисковике: «тренинг личностного роста упражнения». Вам сразу станет понятно, что для их выполнения нет необходимости записываться куда-либо и ещё платить за это немалые деньги. Большинство из представленных в глобальной сети упражнений вы сможете и выполнить дома, например, в компании с друзьями, родственниками, без помощи консультанта со стороны, тренера-психолога.

Причём данный тренинг у себя дома не будет стоить вам ни копейки, и значительно сбережёт ваш, и без того небогатый, бюджет. При выборе таких упражнений из глобальной сети надо учитывать то, на что направлены данные упражнения – на развитие, например, вашей реакции, на обучение правильно общаться с людьми, или на избавление от различных личностных комплексов.

Но прежде, чем выполнять такие, выбранные вами для развития тех или иных различных характеристик вашей Личности, психологические упражнения и тренинги, всё же будет необходимо избавится от всевозможных комплексов, присущих вашему «Я». Поэтому, найдите, прежде всего, такие, которые будут направлены не на развития навыков правильного общения, например, а те, что помогут избавиться вам от психологических барьеров, комплексов, стоящих на пути вашего умственного совершенствования.

Надо отметить, что по запросу «тренинг личностного роста упражнения», появится довольно много неплохих и простых методик и самых разнообразных ролевых игр, которые, в том числе, и поспособствуют тому, что вы избавитесь если не от всех, то, по крайней мере, от большинства присущих вам комплексов.

Для того чтобы понять какие именно комплексы, а соответственно и какие именно упражнения смогут побороть эти страхи, заблуждения, одолевающие вашу Личность и мешающие её всестороннему и плодотворному развитию, можно взять листок бумаги с ручкой или карандашом.

Затем попытаться для себя самого, в письменном виде, подумав, минут пять, написать всё то, что мешает вам полюбить себя такого, какой вы есть на самом деле. Так, если считаете, что не мешало бы похудеть, напишите – «толстый», считаете, что ваша внешность оставляет желать лучшего – не красивый, и так далее.

В общем – задача как можно честнее и правдоподобней проанализировать все, как вы считаете, свои недостатки. Уже после того, как они все будут изложены вами на бумаге, вам будет проще подыскать себе подходящие именно для избавления от конкретного недостатка, подчеркнём – по личному, присущему вам мнению, а, быть может, потому, что вы сами себе этот недостаток внушили, упражнения.

Но не спешите слепо следовать и выполнять, все советы и тренинги, направленные на развитие вашего самосознания, которые появятся в столь распространенной и модной сейчас сети интернет, будьте внимательней! Ведь на появившихся на экране монитора интернет страничках, в ходе запроса «тренинг личностного роста упражнения», могут скрываться не только, действительно способные помочь вашему умственному совершенствованию ресурсы.

Но и такие, созданные с самыми разнообразными, но далеко не гуманными целями, которые могут причинить только один вред не только моральному самочувствию, но и самому компьютеру, посредством разнообразных интернет – вирусов!

Уважаемый читатель, если заметка Тебе интересна, расскажи о ней своим друзьям, через кнопку «Закладки«, ниже. С уважением, Андрей!

Упражнения для тренинга личностного роста

Тренинг личностного роста состоит, в основном, из упражнений и заданий, которые помогают участникам решать различные ситуации и тем самым раскрывать свой внутренний потенциал. Количество этих заданий достаточно большое, к тому же они не придерживаются строгих границ. Изменение условий рождает новые задания, которые работают на развитие человека.

Упражнения для личностного роста отображают принципы работы группы на тренинге. Некоторые из них помогают участникам взглянуть на себя со стороны и услышать о себе объективную оценку, причем оценку не только работы на занятии, но и личностных качеств, которые мешают или помогают в жизненных обстоятельствах. Такое упражнение обычно проводится ближе к концу каждого занятия и является своего рода напутствием. Задача участников заключается в следующем: каждый из них ставит перед собой стул и приглашает остальных присесть на него. Каждый, кто отвечает на приглашение, должен выразить свое мнение о том, кто находится за его спиной. Он называет одно качество, которое мешает человеку, и одно качество, которое, наоборот, помогает ему в работе. Нюанс этого упражнения заключается в том, что называть следует только те качества, которые человек проявляет в ходе занятия и которые он может изменить.

Часто на тренинге используются упражнения, которые помогают участникам сформировать адекватную самооценку. Эти задания являются частью сферы психологии и могут применяться по отношению и к взрослым, и даже к детям. Одно из таких упражнений заключается в том, что участникам тренинга предлагается нарисовать лестницу, имеющую десять ступеней. После этого художественные способности участников предлагается бросить на рисование их самих на этой лестнице. Далее результаты анализируются. Если человек изображает себя на первых четырех ступенях, этот факт тревожно сигнализирует о заниженной самооценке. Положение нарисованного человечка на следующих трех ступенях говорит о том, что с самомнением человека всё в полном порядке. Если же фигурка изображена на последних трех ступенях, его самооценка завышена.

Существуют также интересные задания, которые направлены на пробуждение творческого начала участников. Зачем это нужно? Мозг человека неоднороден: он имеет два полушария, работа которых разнится: левое полушарие отвечает за аналитическую деятельность, правое – за творческую. Чтобы человек чувствовал себя комфортно и мог найти выход из любой ситуации, психологи рекомендуют развивать оба полушария. Активация работы правого полушария помогает человеку открыть в себе ранее неизвестные или неразвитые качества.

Одним из упражнений, активирующих правое полушарие, является задание, которое побуждает участников отключить левое полушарие полностью и довериться ощущениям. Оно заключается в том, что каждый из сидящих в кругу участников, кроме одного, должен загадать определенный цвет и показать его жестами, эмоциями, мимикой. Тот же, кто не загадывал, должен отгадать каждый из загаданных цветов.

Упражнения тренинга личностного роста часто напоминают увлекательную игру, которая позволяет участникам отключиться от повседневных проблем и прислушаться к себе и своим ощущениям. Специально подобранные игры для личностного роста позволяют даже расслабиться, а их роль в развитии внутренних качеств человека неоценима.

Читайте так же:  Подростковый суицид – профилактика

Не стоит думать, что игры для личностного роста применяются только по отношению к детям и подросткам. В данных заданиях преобладает не столько игровой элемент, сколько подсознательное овладение навыками, которые помогают раскрыть внутренний потенциал человека. В процессе игры участники начинают неосознанно задействовать те качества, которые они не применяют в жизни из-за отсутствия ситуаций, помогающих проявить эти качества.

Игры, направленные на развитие, часто связаны с работой в коллективе. Группе дается определенное задание, требующее сплочения и распределения ролей, чтобы решить заданную ситуацию. Группа начинает работать как один организм, в процессе сразу становится понятно, чьи лидерские качества требуют применения (обычно этот человек руководит делом: анализирует предложенные варианты, принимает решение), кто является генератором идей, кто из участником трудолюбив и упорен. Этот список можно продолжать.

Часто на тренингах используются игры, которые связаны с художественным аспектом. Умение рисовать значения здесь не играет никакого, главное – само желание рисовать, а всё самое главное происходит дальше, когда начинается анализ нарисованного. Ярким примером такой игры является рисование домика. По нарисованному дому, забору и другим элементам можно составить психологический портрет человека и понять, какие качества его личности надежно спрятаны и требуют освобождения.

Игры, применяемые на тренинге, больше похожи на тесты, поскольку тесты личностного роста являются одним из главных элементов занятия. В ходе проведения теста каждый участник узнает о себе мнение других участников, а также объективную информацию, которая помогает ему сделать выводы о себе и приступить или к подавлению негативных качеств своей личности, или к развитию тех особенностей, которые помогут ему в достижении своих целей. Подобные тесты ориентированы на книги.

Упражнения, направленные на саморазвитие, полезны и для тех, кто ставит перед собой великую цель, на достижение которой направлены все его силы, а также для тех, кто видит в себе нераскрытый потенциал и стремится его освободить. Таким людям нужна помощь, некий толчок извне, который способствуют взгляду «внутрь себя». Так человек получает информацию о себе, анализирует каждый элемент и делает вывод о дальнейших действиях.

Кроме того, при выполнении заданий участникам проще определить свои жизненные цели и приоритеты, они лучше узнают себя, учатся мыслить в позитивном ключе. Таким образом, упражнения тренинга личностного роста направлены на то, чтобы каждый участник смог эффективнее использовать свои возможности для достижения целей.

Многие упражнения можно найти в специальной литературе, посвященной этому вопросу. Однако как при чтении подобных книг, так и при посещении тренинга необходима регулярность, чтобы упражнения действительно начали действовать. Часто случается такое, что люди с энтузиазмом принимаются за эту методику, но затем их интерес утрачивается, и попытки развивать себя прекращаются еще до того момента, когда человек узнает о себе новую информацию и видит полную силу своих способностей.

Упражнения являются неотъемлемой частью тренинга личностного роста, потому что именно практика позволяет людям пробудить свое сознание и раскрыть свой внутренний потенциал.

Тренинг личностного роста. Методологический и практический аспекты

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно «Психологическому словарю» тренинг — это «систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга».

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: «тренинговые или Т-группы». В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко — к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций [1].

В настоящее время понятие «тренинг» используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, «психологический тренинг» касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

— Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки [1].

— Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной «прививкой», которая, впоследствии позволит выработать «иммунитет», если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Читайте так же:  Детские истерики

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов[1].

— Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

— Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни [12].

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе [1].

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост — это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие «личностного роста», а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

2.3. Содержание занятий тренинга личностного роста

Задачи занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, довести до участников основные принципы тренинга, принять правила работы, познакомить членов группы друг с другом, способствовать самодиагностике и самораскрытию участников, определить исходные позиции для дальнейшей работы.

Назначение каждого упражнения, принципы построения их в определенной системе и комментарии автор программы не разглашает.

Ознакомление участников с целью тренинга и его регламентом.

Принятие правил работы группы.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. ПРАВИЛО РАВЕНСТВА.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

Читайте так же:  Заниженная самооценка

3. ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ЛАКОНИЧНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. ОТКРЫТОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ЭМПАТИЯ.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств.

Ориентация членов группы на взаимную поддержку.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, — когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Цели и задачи тренинга личностного роста: примеры упражнений

Тренинги личностного роста всё больше набирают популярность. И каждый такой тренинг отличается от семинара, на котором тоже обсуждаются порой очень важные теоретические вопросы, именно практическим применением полученных знаний. Проще говоря — определёнными упражнениями. Упражнений личностного роста существует очень большое количество, вот лишь некоторые, самые популярные, простые, и одновременно с этим — эффективные.

Почти любой тренинг проводится в группах, и всякий опытный тренер знает, что первоочередная задача — познакомить участников друг с другом и позволить им немного раскрыть себя. То есть, применяется эдакий полевой тимбилдинг, простой и незамысловатый.

Представление. Каждый участник получает задание: за пять-семь минут составить о себе небольшую презентацию, которая описывала бы его наилучшим образом. Первая часть презентации должна содержать информацию о внешности, вторая — о биографии, а третья заключает в себе личностные качества. Всё выступление должно умещаться в три минуты. Цель упражнения не только в том, чтобы познакомить участников, но и заставить каждого из них задуматься над тем, какие именно фразы описывают их самым точным образом.

Самопрезентация. Ещё одно подобное упражнение. Участники становятся в круг, и каждый из них должен рассказать (очень коротко) о событии из жизни, которое вызвало в них наибольшее:
— удивление;
— восхищение;
— радость.

После того, как круг завершится, можно обсудить результаты, выяснить, какие истории более всего заинтересовали остальных.

Сильные стороны. Вооружив сидящих в кругу людей мячом, мы предлагаем им бросать его в любого участника по выбору и говорить, какую сильную сторону выбранного участника мы считаем самой лучшей. Комплименты помогут сплотить людей в единое целое.

а) Доверчивый столб. Старое как мир и безотказное упражнение, которое заключается в том, что один участник ровно падает в руки другого. Это простое и хорошее упражнение на доверие, помогает сплотить группу.

В этой группе… Интересное упражнение, которое заключается в том, что необходимо составить определённые правила группы, довольно оригинальным способом. Каждый участник записывает на бумаге продолжение простых предложений:
В этой группе приветствуется…
В этой группе не стоит…
В этой группе опасно…
Из этой группы могут исключить, если…

После составления всех правил, каждый (по кругу) зачитывает свою карточку, а затем предлагается всем участникам провести короткое обсуждение этих правил. В ходе которых важно узнать, все ли в группе действуют исходя из понимания общепринятых правил, все ли их хорошо и правильно истолковывают, и нет ли каких внутренних конфликтов на этой почве.

б) Жизненные планы. Задача каждого участника за короткий период времени сформулировать и обдумать свои жизненные планы, планы профессионального и личностного роста, свои цели и задачи на год, на ближайшее будущее. После этого, все участники по кругу начинают делиться этими самыми планами. Важно акцентировать внимание на том, чтобы каждый участник в конце подвёл итог — какая задача для него на данный момент является наиболее актуальной.

в) Честный и обманщик. Небольшое упражнение-разминка, можно использовать в качестве отдыха между более серьёзными практиками. Двум участникам выдаётся по спичечному коробку. В одном коробке одна спичка, а в другом — две. Им обоим нужно доказать, что две спички — именно в его коробочке.

Группа должна отгадать, кто из них обманщик, а кто говорит правду. При этом, саму группу нужно определённым образом мотивировать. Заставить прыгать или приседать в наказание за неправильный ответ. Таким образом, это и развлечение, и небольшая физическая встряска.

г) Мой уровень развития. Задание состоит в том, чтобы определить, на какой ступени собственного развития находится человек в данный момент. Его задача — адекватно оценить собственные жизненные достижения, сопоставить свои планы и задачи с тем, чего он уже реально достиг.

Оценивать себя обязательно объективно, не допускается само ироничное нахваливание. Нужно объяснить, что в данном упражнении не принято прятаться за смех и юмор, нужно постараться как можно более просто и открыто рассказать окружающим о том, на каком уровне вы находитесь сегодня.

д) Взбираясь по радуге. Это мощная техника медитативного рисования, в которой к обычному размышлению над самоактуализацией добавляется ещё и определённый творческий аспект.
В целом, суть упражнения довольно проста. Каждый участник тренинга должен нарисовать радугу, уходящую в небо. Сам он стоит у основания этой радуги на земле, а окончание радуги теряется в небе, в облаках. Они символизируют светлое будущее, в котором воплощаются все мечты рисующего.

Читайте так же:  Энергетические вампиры

Глядя на рисунок и визуализируя собственное приятное будущее, участник должен обратиться мысленным взором к радуге — к символическому пути туда. И ответить на вопросы:
1. Как я собираюсь достичь этого?
2. Что встанет у меня на пути?
3. Как я преодолею преграды?

4. От чего мне придётся отказаться (очень важный пункт)?
5. Когда я смогу достичь поставленных целей?
6. Кто будет помогать мне в этом, на кого я могу положиться, как на друга и наставника?

[3]

На размышление отпускается не более 7 минут.

е) Препарат свободы. Легенда упражнения — вам по ошибке достался сильнодействующий военный препарат. Употребив его, вы полностью освободились от всех своих: страхов, неуверенностей, комплексов, зажатости, от любого давления со стороны общества, друзей, близких. Что бы вы делали в состоянии такого «боевого транса»? Какими были бы ваши поступки, ваши слова и действия?

После того, как всё будет описано, вы выходите «из транса» и снова смотрите на лист, где вы всё записали. И теперь нужно подумать, ответить себе на вопрос: что из этого я могу сделать уже сейчас? Почему же тогда я этого не делаю? Что мне мешает?

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

2.2. Программа тренинга личностного роста

Программа тренинга личностного роста рассчитана на 36 часов. Она базируется на трех блоках, имеющих строго определенные, но взаимосвязанные друг с другом задачи.

Первый блок направлен на осознание участниками тренинга своего «Я» (чувств, отношений, позиций, потребностей, установок, мотивов поведения и др.). Особое значение в осознании своего «Я» играет определение своего социокультурного «Я». Комплекс упражнений, входящий в данный блок, позволит каждому: понять и принять себя, выявить внутренние противоречия, избавиться от деструктивных психологических защит, затрудняющих личностную динамику, раскрыть возможности для личностного роста, интерриоризации культурных эталонов общества.

На рассматриваемом этапе решаются также задачи знакомства членов группы друг с другом и создания такого микроклимата в Т-группе, при котором она стала бы субъектом — фасилитатором для всех ее участников.

Задачей второго блока является формирование чувства «МЫ» (сопричастности к социуму), осознания своей ответственности перед ним и своей значимости для него, а также понимания того, что личностный рост предполагает и изменение характера взаимодействия с миром (прежде всего с близкими, значимыми людьми). Входящий в него комплекс упражнений обеспечивает сплочение членов группы, способствует развитию у них эмпатии и рефлексии.

Третий блок включает в себя группу упражнений, которые дают возможность участникам приобрести способности к анализу и решению личностных проблем, частично или полностью избавиться от травмирующего опыта, освоить технологии саморазвития. Он предполагает коллективное творчество участников по проектированию направлений, программ и инструментария саморазвития.

В программу включен сервисный блок по психологической профилактике стрессов. Его упражнения описаны отдельно в программе тренинга «Стрессменеджмент для персонала». Ими целесообразно завершать каждое занятие. Кроме того, эти упражнения могут быть использованы как до, так и после сложных занятий и в их середине.

Деление программы на блоки носит несколько условный характер, так как не существует четких границ между ними. Каждый из указанных блоков содержит некоторые упражнения из других. Это обусловлено реализацией принципа системности в построении цикла занятий тренинга, движением от простого к сложному, постепенному формированию потребности и навыков анализа и обеспечения личностной динамики. Кроме того, большая часть упражнений и игр имеет многоцелевое предназначение.

Тренер может вносить изменения в содержание и последовательность упражнений в зависимости от особенностей группы, индивидуальных проблем, результативности каждого дня занятий, настроя группы и многих других факторов.

Оптимальный размер группы от 5 до 15 человек. Чем больше число группы, тем меньшее количество упражнений за отведенное время может быть выполнено. В этой связи число упражнений за одно занятие может быть увеличено или сокращено. Продолжительность одного занятия может быть спланировано от двух до шести часов. Занятия продолжительностью менее двух часов малоэффективны. Не желательно также и перегружать участников длительными занятиями. Оптимальное время на проведение каждого занятия для детей два часа, для взрослых 3 – 4 часа. Тренинг личностного роста желательно проводить не реже двух раз в неделю. Но ежедневные занятия малоэффективны, так как членам группы необходимо время на осмысление аналитических упражнений.

Материальное и дидактическое оснащение тренинга:

1) кресла (или удобные стулья) — по числу участников тренинга;

3) флип-чарт (в крайнем случае – доска);

5) фломастеры – 5 наборов (4-7 цветов);

6) маркеры – не менее трех (обязательно черный, синий, красный);

[1]

бумага белая, формат А-4 – 100 листов;

стикеры разноцветные – 1 пачка;

наборы цветной бумаги (не менее 7 цветов и оттенков) – 2 шт.;

10) ножницы – по числу участников;

[2]

11) клей ПВА – 2 тюбика;

12) ручки шариковые – по числу участников;

13) карандаши простые (мягкие или полутвердые) – по числу участников;

15) ватман А-4 – по 2 листа на каждого участника;

16) бейджики – по числу участников ( или заготовки под бейджики);

17) распечатки упражнений (полный комплекс тренинга) — по числу участников;

Видео (кликните для воспроизведения).

18) запись релаксационной музыки Г. Азовцевой «Озеро», «Ручей» или спокойной классической музыки.

Источники


  1. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  2. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.

  3. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
Цели и задачи тренинга личностного роста примеры упражнений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here