В чем проявляется эдипов комплекс у взрослых мужчин

Сегодня мы рассмотрим тему: "В чем проявляется эдипов комплекс у взрослых мужчин" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Эдипов комплекс и комплекс Электры: признаки, причины возникновения

Что это такое?

Эдипов комплекс — это понятие, которое описывает окрашенное сексуально влечение сына к матери и ревностное отношение к отцу. Часто бывает, что при нем ребенок вступает в конкурентные отношения с отцом за любовь родителя противоположного пола.

Использовать впервые этот термин стал Зигмунд Фрейд в своих работах по психоанализу.

Выбирая название для данного психического состояния, ученый видимо руководствовался известным мифом, в котором комплекс Эдипа восходит ко временам Древней Греции. В этом сказании одного юношу (Эдипа) с младенчества лишили семьи.

Когда он вырос, дороги судьбы привели его в дом настоящих родителей, но пребывая в неведении об этом, он влюбился в свою мать, а для того чтобы жениться на ней — убил отца.

Женским вариантом подобного явления выступает комплекс Электры.

Опираясь на сюжет трагедии Софокла, Карл Юнг стал использовать в психологии понятие “комплекс Электры”, которая была описана в греческих мифах как воплощение любви к родному отцу и ненависти к матери. Зигмунд Фрейд такого понятия не признавал, он пользовался термином — “женский эдипов комплекс”

За основание своего понимания подобного явления ученый принимал начало и разгар формирования половой идентичности у детей в возрасте 2-7 лет. Объектом сексуальной любви в данном случае выступают самые близкие люди — родители противоположного пола, на них и обрушивается “коктейль” из различных эмоций ребенка.

Поэтому, когда просыпается первое сексуальное влечение (как желание обладать постоянным вниманием матери или отца) и любовь к родителям противоположного пола их признаки легко увидеть в поведении ребенка:

1. Привлечение внимания отца или матери любыми способами: рисование, желание общения, капризы, телесные прикосновения и т.д.

2. Гнев, ревность, обиды на родителя своего пола при желании контактировать с избранным объектом любви.

Если в этот момент развития ребенок будет “услышан” взрослыми и его потребности в “половой” любви полностью или частично удовлетворены, он “самоутверждается” в своей сексуальности и формирование его половой идентичности продолжается, а эдипов комплекс нивелируется.

При негативном восприятии дитя, его наказании или отвержении в этот период, конфликт остается неразрешимым и может сказаться на всей жизни человека. Например, глубоко “запрятанный” Эдипов комплекс может проявится уже во взрослом возрасте по отношению к своим детям и их отцу или в брачных отношениях.

У мужчин и мальчиков

В раннем возрасте мальчики проявляют любовь к матери, предлагая свою помощь, обнимая и целуя ее. Они часто приходят в постель к родителям и занимают место отца в ней, постоянно ищут материнских одобрения и похвалы, а на наказания, исходящие от мамы, реагируют остро и порой неадекватно (впадая в истерики, демонстрируя негативизм).

Отца в это время они воспринимают как конкурента, избегают его общества, отрицательно относятся к физическим контактам с ним.

Взрослые мужчины подчас сохраняют в себе черты эдипова комплекса, бережно относясь к матери и игнорируя общение с отцом. Также сильный пол может культивировать любвеобильное отношение к дочери в семье, и быть более равнодушным к жене и сыновьям.

У женщин и девочек

Когда дочка постоянно прижимается к папе, стремится находиться с ним в одном пространстве, готовится к встрече его с работы, хочет во всем угодить — это проявления комплекса Электры.

У взрослых женщин о его чертах может сигнализировать обожание сына и ненависть к снохе, принятие собственного отца со всеми недостатками и критика матери по любому пустяку.

В рамках психоанализа эдипов комплекс и комплекс Электры — это естественное явление у ребенка до 6-7 лет. А вот если его признаки проявляются и дальше, тогда необходимо обратиться к помощи специалистов.

Психолог, психотерапевт или психиатр в процессе консультирования и терапии помогут:

  • выстроить отношения между родителями и детьми на основе принятия и позитивного восприятия друг друга;
  • осознать триединство (минимум) в семье, важность, индивидуальность и необходимость каждого, его право на любовь и уединение;
  • понять ребенку, что настоящие отношения с противоположным полом выстраиваются вне семьи;
  • “продвинуть” формирование истинной половой идентичности ребенка, подчеркнуть плюсы его пола.

Для самодиагностики эдипова комплекса существует ряд признаков:

  • желание тотального контроля над отношениями с противоположным полом у детей, негативное отношение к ним — у родителей;
  • применение санкций и превосходства во взаимодействии с супругом (супругой);
  • систематическое одобрение поведения родителя одного пола и “затюкивание” другого;
  • ревность к детям или “предкам” противоположного пола.

Если вы обнаружили у себя подобное, значит, сделали самое главное — осознали проблему. Теперь для того, что бы жить без этого эмоционального груза, необходимо начать работать над ней под контролем специалиста.

Видео

Эдипов комплекс, или почему порой мужчина ревнив

Многие женщины прилагают все усилия к тому, чтобы вызвать ревность своего избранника. «Ревнует — значит, любит», — полагают многие из них. Тем не менее, в таком безобидном и приятном для женского самолюбия выводе таится жестокий подвох. Ведь ревность любимого человека может превратиться в жестокую манипуляцию и стойкую черту характеру, которую очень трудно изменить. Чем же вызвана порой мужская ревность и как с ней бороться?

Эдипов комплекс

Каждая женщина может адекватно оценить, как часто и насколько интенсивно способен ревновать ее мужчина. Но далеко не каждая из них знает о настоящих причинах беспочвенной, на первый взгляд, ревности.

Ревнивого мужчину можно сравнить с маленьким мальчиком, который каждый раз хочет убедиться в том, что его любят. В детстве маленький мальчик может ревновать свою мать к отцу, если она уделяет ему больше внимания, чем сыну. Иногда он способен испытывать негативные чувства и откровенную неприязнь по отношению к собственному отцу, видя в нем соперника в борьбе за любовь самой дорогой женщины — своей матери.

Читайте так же:  Рекомендации по лечению невроза народными средствами, реально помогающими

Подобная ревность вызвана так называемым Эдиповым комплексом, который, по мнению известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, возникает у мальчиков из-за бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола.

Поэтому если матери не удалось своевременно убедить сына в том, что отец не является его соперником, а любящим родителем и другом, и что ее материнская любовь никогда не угаснет, Эдипов комплекс может иметь место во взрослой жизни мужчины.

Таким образом, мужчина, который не смог перерасти этот детский комплекс, может превратиться в настоящего Отелло. А совместная жизнь с одержимым ревностью мужчиной становится нескончаемым детективом в отношениях.

Мужчина-Эдип

Если в детстве ваш избранник ревновал свою мать к отцу, то сейчас он вполне способен ревновать вас к любому мужчине. Будь то приветливый сосед или верный, но благосклонный к вам лучший друг.

Казалось бы, вы не даете никакого повода для ревности и его подозрения абсолютно необоснованны. Но человек, который не «перерос» этот комплекс, может найти массу косвенных причин для ревности.

Такие мужчины очень чувствительны к женской критике. Поэтому, если вы пытаетесь указать любимому на его недостатки, он может воспринимать ваши слова как нелюбовь к нему.

К примеру, вы хотите «приучить» своего благоверного убирать его же, разбросанные по всей квартире, вещи. И начинаете свою просьбу со слов «ты такой неаккуратный, у меня уже нет сил, чтобы с тобой бороться». Таким образом, незаметно для вас самих, начатый разговор мгновенно превращается в воспитательный монолог. А ведь подобная «воспитательная» беседа может вызвать у мужчины не только защитную реакцию в виде протеста, но и смешанные чувства.

Во-первых, ваша фраза о неаккуратности – это негласный обвинительный приговор в беспомощности. После таких слов мужчина может ощутить себя на месте маленького мальчика, которого мать «отчитывает» за непослушание. В результате он будет либо протестовать, либо тихо обижаться, что не смог вам угодить.

Во-вторых, если вы говорите мужчине о его неряшливости, при этом еще и сравниваете его с мужем — «чистюлей» своей подруги, то подобным разговором вызываете абсолютно обоснованную ревность к чужому мужчине. Поэтому не удивляйтесь, если на ваше предложение пригласить в гости ту самую подругу с ее «образцовым» мужем, возлюбленный всячески попытается воспротивиться вашей идее.

И, в-третьих, если вы часто критикуете своего возлюбленного с одной лишь целью – «перевоспитать», то рано или поздно он почувствует себя ущемленным и сделает вывод, что вам нужен другой мужчина. В результате – он будет ревновать не только к мужу вашей подруги, но и к потенциальному сопернику в виде идеального принца на белом коне.

Что делать? Помните, что подобная ревность – это негласный крик о потребности в любви. Если вы видите, что ваш мужчина как-то не так реагирует на ваши замечания или критику, попытайтесь переформулировать свои фразы. Ведь иногда простой смысл того, что вы хотите донести может трактоваться им абсолютно не правильно. Поэтому, вместо того, чтобы твердить мужчине о его неаккуратности, скажите о том, что он очень облегчит ваши домашние обязанности, если самостоятельно будет убирать свои вещи. В результате, любимый почувствует свою ценность в ваших глазах. И, наконец-то, сможет понять, что он востребован и незаменим.

Ревнивого мужчину бывает трудно понять. Ведь мотивы его ревности порой скрыты в глубинах подсознания. «Эдипов комплекс» появляется чаще всего по причине заниженной самооценки ребенка, в следствии — возникает неуверенность что он любим, затем — борьба за любовь матери, а позже — ревность к любимой женщине.

Но вы можете ослабить его ревность с помощью таких простых понятий, как забота, ласка, признания в своих чувствах, похвала. И даже простая фраза «ты самый лучший» способна «исцелить» от ревности. Удачи!

Эдипов комплекс. Обзор, исторический срез, основные понятия

Чтобы приступить непосредственно к вопросам определения, формирования, возможного течения и судьбы эдипова комплекса, а также последствий его влияния на становление личности, предлагаю бегло взглянуть на основные, не противоречащие психосексуальной теории развития концепции, исследующие развитие в контексте интеллекта (теория развития интеллекта Ж. Пиаже), деятельности (теория деятельностного подхода Д. Б. Эльконина), жизненного пути (эпигенетическая теории Э. Эриксона).

Интересующий нас возрастной диапазон, а именно, приблизительно от 3-х до 6-и лет, в рамках теории Пиаже охватывает так называемая предоперациональная стадия, которая характеризуется высокой степенью эгоцентризма мышления, его конкретностью, допонятийностью. На данной стадии начинается процесс интериоризации когнитивных схем, развивается интуитивное мышление, опирающееся, по началу, на восприятие, а ближе к завершению стадии ─ на представление.

В концепции ведущей деятельности, предложенной Д.Б. Элькониным, стадия от 3 до 7 лет характеризуется приоритетом мотивационно-потребностной сферы. Ведущей деятельностью на этой стадии является ролевая игра, в процессе которой происходит познание отношений. Развивается речь, наглядно-действенное мышление, новообразованием на этой стадии является потребность в социально-значимой деятельности.

В рамках эпигенетической концепции Эриксона стадия от 3 до 6 лет, которая носит название локомоторно-генитальная, характеризуется конфликтом инициативность-вина. На данной стадии преобладает ролевое экспериментирование с последующей ролевой фиксацией, либо в противовес подавление ролевого экспериментирования. Ребенок стремиться пробовать, проникать, завоевывать, преодолевать. Ребенок чувствует собственную силу, которая, благодаря возрастающей способности фантазировать, побуждает его подражать взрослым и упиваться фантазиями о собственном всемогуществе. Но, поскольку чувство всемогущество не имеет реальной основы, ребенок все еще слишком мал и не способен конкурировать со взрослыми, это неизбежно приводит к чувству поражения (или «кастрированности» в терминах психоанализа). В силу того, что энергетический потенциал ребенка в этом возрасте слишком высок, но адекватное состязание с родительскими фигурами невозможно, ребенок оказывается в ситуации разлада: интроецированные родительские инстанции вступают в противоречие с высоким потенциалом развития, результатом которого является чувство вины и самонаказания за инициативу с одной стороны, и обладание и возможность проявить инициативу — с другой.

Резюмирую, можно выделить такую принципиальную особенность данного возраста как выход ребенка, все еще эгоцентричного, пребывающего в диадных отношениях с матерью, в качественно новое для него объектное пространство, которое необходимо осваивать, изучать. Ребенок начинает примерять на себя различные роли, пускается в активную исследовательскую деятельность, сопряженную, порой, с обескураживающими и загадочными открытиями, которые вынуждают его задавать все новые и новые вопросы, как будто они начинают смутно догадываться о чем-то (отсылка к Пиаже ─ развитие интуитивного мышления).

[1]

Возвращаясь к Фрейду, необходимо сказать, что вопросы эти, даже если они касаются нейтральных тем, спонсируются расцветом инфантильной сексуальности, и, по сути своей, сводятся к нескольким вопросам, которыми задаются все дети без исключения. В статье «Об особом типе выбора объекта у мужчины» Фрейд пишет, что «…у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один единственный вопрос, который они не решаются задать». Поскольку на эти вопросы ребенок не получает ответ, он вынужден конструировать свою реальность, в которой у мамы тоже есть так называемый wiwimacher, первосцена – это акт насилия отца над матерью, дети рождаются тем же путем, каким происходит опорожнение кишечника, отсутствие такого же полового органа (как у мальчика) у девочек ─ результат наказания (кастрации), которому они подверглись за провинность (как правило, это мастурбационная деятельность). Все эти конструкты можно обобщить понятием детские инфантильные теории. Подобное фантазирование является мезансценой для разворачивания эдипова комплекса, который насыщается все новыми впечатлениями и открытиями по мере продвижения ребенка к латентному периоду.

Читайте так же:  О чем можно поговорить с девушкой на прогулке, чтобы ей было интересно

Ближайший соратник Фрейда, Шандор Ференци, называл эдипов комплекс стержневым. Сам Фрейд написал одной из последних своих работ, что «…если бы психоанализ не мог похвастаться никаким иным достижением, кроме открытия эдипова комплекса, лишь одно это давало бы ему право быть включенным в разряд выдающихся достижений человечества».

Как можно определить эдипов комплекс? Учитывая широкую, почти бытовую распространенность этого термина за пределами психоанализа, как будто все прекрасно знают, о чем идет речь, может оказаться затруднительным дать определение тому, что настолько очевидно, и, само собой разумеется.

Само желание устранить отца и направить свои сексуальные импульсы на мать, овладеть матерью, имеет регрессивный характер, поскольку направлено на уход из трехсторонних отношений, которые способствуют становлению Эго. Ситуация треугольника – это ситуация развития, в то время как диадная форма отношений, к которой все время пытается вернуться ребенок, препятствует развитию и половой дифференциации.

[2]

Вновь обращаясь к статье Фрейда «Об особом типе «выбора объекта» у мужчины», в которой он описывает довольно специфический тип выбора объекта у взрослого мужчины, основанный на выполнении таких условий, как: несвобода женщины (замужество, любовная связь, дружба), склонность к свободным сексуальным отношениям, иными словами, промискуитету, менее значимый социальный статус (об этом, кстати, более подробно Фрейд пишет в статье «Об уничижении любовной жизни»), способность испытывать к ней сильную ревность и одновременно желание «спасать» ее, мы обнаруживаем, что, как пишет Фрейд: «Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения….происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют собой одно из последствий этой фиксации». Перечисленный набор условий является принципиальным, прежде всего, по той причине, что отражает всю драму и динамику протекания эдипова комплекса у мальчика, и, как результат в данном конкретном случае, неуспешном его прохождении, вытеснении вместо гибели, или, как пишет Фрейд, крушении. В результате взрослый мужчина попадает во власть затаившегося в бессознательном эдипова комплекса, что отражается на патологическом характере выбора им любовного объекта во взрослой жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если проследить, каким образом эволюционировала концепция эдипова комплекса, не составит труда заметить, что поначалу это феномен освещался достаточно плоско, однобоко: понятие ребенок фактически приравнивалось к понятию ребенок мужского пола, маленький мальчик, не отмечалось многообразие возможных форм эдипова комплекса, фактически игнорировалось значение доэдипальных примитивных объектных отношений ребенка с матерью и их значение в формировании комплекса и его последующем течении. Постепенно, благодаря аналитическому исследованию, концепция обогащается, в нее включаются важные дополнения. Так, например, обнаруживается, что эдипов комплекс может протекать в позитивной или негативной формах (они могут меняться, прежде чем ребенок окончательно не идентифицируется с одним из родителей, «полный» эдипов комплекс включает как негативную, так и позитивную фазы), формирование, течение и преодоление эдипова комплекс у девочек происходит совсем иначе, чем у мальчиков. Особое внимание уделяется первосцене, наблюдение или фантазирование о которой, связано с высочайшим сексуальным напряжением, и в то же время может быть воспринята как акт насилия.

Описанный выше процесс изжития эдипова комплекса, его гибели, крушения представляется идеальным вариантом для дальнейшего развития личности, но выполнение филогенетически детерминированной программы, как правило, подвергается воздействию свободных переменных, поэтому на практике все бывает не так однозначно.

Эдипов комплекс – это феномен, присущий институту семьи. В фрейдовском понимании эдипов комплекс представляет собой генитальную любовь к родителю противоположного пола в сочетании с агрессивными импульсами и желанием смерти родителю одинакового пола, пик фазы инфантильной сексуальности (из дополнения к теории инфантильной сексуальности – фаллической фазы), когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. Семья – это та структура, в рамках которой эдипов комплекс мог зародиться, вне этого института его смысл утрачивается.

Именно поэтому так по-разному может формироваться, протекать и разрешаться эдипов комплекс. Так, например, взрослые могут отвечать на сексуальные побуждения детей, стимулировать их, поощрять, и, таким образом, формировать нездоровую привязанность ребенка к себе, усиливать эдипов комплекс ребенка. С одной стороны, родители решают свои сексуальные проблемы, компенсируются за счет детей, соблазняя их, с другой – бессознательно чувствуя отклик от ребенка, сами же могут подвергать его фрустрациям и наказаниям, что является прямым путем к патологическому сценарию развития. Это тесно переплетается с понятием травматизации.

Читайте так же:  Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

Эдипов комплекс по Лакану.

Жак Лакан, один из представителей французского структурализма, по-своему пытался переосмыслить концепцию эдипова комплекса. Он настаивал на том, что необходимо вернуться к текстам Фрейда, но возврат этот должен быть сопряжен с переинтерпретацией этих тексов, что он и делал в рамках своей собственной концепции. Основанная на открытиях структурной антропологии и лингвистики, психоаналитическая теория Лакана постулирует свою основную идею о том, что бессознательное структурировано как язык. Языковые структуры – это то, во что мы буквально погружены, мы есть наш язык, мы не можем выйти за его пределы, и поэтому вынуждены представлять себя в языке, все наши отношения являются языковыми.

В рамках своей концепции Лакан рассматривает эдипов комплекс как вхождение ребенка в принципиально новую для него знаковую систему, систему языка, символов. Лакан рассматривал эдипов комплекс как процесс перехода с уровня инстинктов на уровень культурного обмена, но с тем принципиальным отличием от фрейдовского понимания этого перехода, что он не столько сексуализирован и биологизирован по сути, сколь опосредован языком, вхождением в мир символов, знаковую систему.

Согласно Лакану стадия эдипова комплекса – это тот период, когда человек гуманизирует себя, становится субъектом, интегрируется в символический порядок, получая доступ к миру культуры, языка, человеческому наследию.

Перепрочтение текстов основателя психоанализа в рамках проекта «Возвращение к Фрейду» с позиций структуралистского подхода, помещает в фокус лакановского психоанализа триаду «Реальное — Воображаемое — Символическое», которые представляют измерения человеческого существования, согласно координации которых складывается «судьба» субъекта.

В системе координат «Реальное – Воображаемое – Символическое» рассматривает Лакан и эдипов комплекс со всеми его составляющими.

В отличие от Фрейда Лакан, скорее, метафорически трактует вхождение и проживание субъектом эдипова и кастрационного комплексов в качестве способа вступления в порядок Символического. Запрет на обладание матерью и инициатор этого запрета по Лакану не исключительно реальные мать и отец. Инстанцией запрета становится «Имя отца», или все то, что в культуре является преградой между желающим субъектом и объектами желания – законы, нормы, правила, обычаи и традиции – все то, что ограничивает принцип удовольствия, приносит его главенство в жертву принципу реальности (по Фрейду).

Возвращаясь к фундаментальному лакановскому положению «бессознательное структурируется как язык», мы неизбежно обнаруживаем, что понятие языка является ядрообразующим для определения сущности Символического, так же как и для всей концепции структурного психоанализа, постольку, поскольку именно Символическое оказывается силой, доминирующей и над Реальным, и над Воображаемым.

В этой связи эдипов комплекс интерпретируется Лаканом как сюжет об обретении языка и бессознательного. Когда ребенку «запрещают» мать, то образуемая этим запретом пустота способна мотивировать принятие ребенком других на место недостающей матери, пробуя на ее место другие объекты. Ребенок научается сживаться с нехваткой Реального (конституциональной и усугубляющейся в связи с появившимися запретами на обладание матерью) путем овладения языком, природа которого заключается не в именовании вещей или передаче информации, а в обнаружении желания субъекта под углом взгляда, желания Другого. Другой в данном случае предстает как инстанция Символического, что включает общество, традиции, обычаи, культуру, мораль, нормы.

Эдипов комплекс понимается Лаканом как сугубо лингвистический феномен, который заключается в открытие субъектом Имени Отца. Вступление в порядок Символического делает невозможным удовлетворение (или частичное удовлетворение) влечений в той степени, в которой они удовлетворялись ранее, приводит к бесконечному невротическому откладыванию их удовлетворения, символическому обещанию удовлетворить. Символизация же происходит в языке. С одной стороны выход из эдипова комплекса можно понимать как зафиксированная невозможность вернуться в довербальную архаическую стадию бытия, с другой – как освобождение субъекта, когда вместе с Именем отца он обретает собственную символическую позицию, культурный статус, самостоятельное означающее. Благодаря этому индивид становится субъектом, получая доступ к миру культуры, языка, цивилизации. В этом смысле переход от природы к культуре для Лакана, в отличие от Фрейда, совершен безвозвратно

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex)– группа бессознательных побуждений, любовные и враждебные чувства, которые испытывает ребенок в отношении отца и матери, желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола. Называя данный комплекс, Зигмунд Фрейд использовал античный миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери.

Суть эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и агрессивные чувства к отцу, желая занять его место рядом с матерью. (Существует и женская разновидность данного комплекса – комплекс Электры.) При действии этих противоречивых тенденций, характерных для детей 5-6 лет, включается механизм идентификации: мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Окончательная идентификация с одним из родителей наступает в подростковом возрасте.

Фрейд выделял особый этап в развитии человека – Эдипову стадию, универсальную для представителей всех культур. В современной науке теория Фрейда подверглась корректировке: психоаналитики отрицают универсальный характер комплекса, а также все чаще делают ставку на социальную, а не на биологическую составляющую. Кроме того, активно оспаривается возможность возникновения данного комплекса у лиц женского пола. В целом термин используют в более широком смысле — для определения разнообразных отношений, возникающих между родителями и детьми.

Эдипов комплекс

Содержание статьи:

  1. Описание
  2. Основные признаки
    • Общие
    • У мальчиков
    • У девочек

  3. Советы родителям

Эдипов комплекс — это абсолютно бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. То есть мальчик (девочка) в возрасте от 3 до 5 лет в среднем начинает испытывать притяжение к матери (отцу), которое он сам не осознает. Также проявляется ревность и соперничество за них к родителю того же пола. Чаще всего этот термин касается мальчиков, но в некоторых случаях может наблюдаться и у девочек.

Читайте так же:  Женская обида

Описание Эдипова комплекса

Фактически это первая привязанность малыша к одному из своих родителей, которая является проявлением его сексуальности и желанием её выразить. Ребенок, отождествляя себя с каким-либо полом, пытается попробовать найти того, кто будет относиться к нему по-особенному. Чаще всего это родитель противоположного пола. Например, мальчик ощущает сильную привязанность к матери и ревнует её внимание к отцу.

Название данного комплекса пошло от древнегреческого мифа про Эдипа. Это человек, который, сам не ведая того, убил своего отца, а затем женился на матери. Эдип воспитывался отдельно и не знал своих настоящих родителей, по несчастливой случайности он встретился с отцом через много лет и убил его. Потом, не зная правды, женился на своей матери и даже имел детей. Когда позже он выяснил правду о том, что натворил, ослеп, а его жена и мать повесилась.

Естественно, ситуация с Эдиповым комплексом не настолько печальная. Зигмунд Фрейд описывает его как стадию нормального развития мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Кроме того, данный комплекс может абсолютно не проявляться и не вызывать никаких признаков. Известный психоаналитик признает, что такое поведение является универсальным этапом формирования детской психики в этом возрасте. Он на собственном примере указывал, что был действительно очарован матерью и ревновал к отцу.

Официально термин был введен в психиатрию в 1910 году в одной из работ Фрейда, где он рассуждает о формировании предпочтений у мужчин при выборе партнера.

[3]

Величайший психиатр всех времен Зигмунд Фрейд положил в основу своего понимания развития психики у человека теорию сексуальности. Согласно ей, ребенок проходит несколько догенитальных стадий до наступления половой зрелости. Соответственно им постепенно развивается его психика.

Если будут происходить какие-то психотравмирующие ситуации или же события, они могут отразиться на будущем малыша. Их проявление зависит от той стадии, в которой ребенок находился в том возрасте:

    Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.

Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.

Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.

Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.

  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.
  • Основные признаки Эдипова комплекса

    Проявления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.

    Общие аспекты и признаки

    Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:

      Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.

    Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.

    Читайте так же:  Приступы агрессии у мужчин, женщин и ребенка

    Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.

  • Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.
  • Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

    Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

    Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.

    Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

    Особенности Эдипова комплекса у девочек

    Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.

    В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.

    Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.

    Советы родителям

    В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.

    Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:

      Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.

    Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.

    Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.

  • Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.
  • Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как избавиться от Эдипова комплекса — смотрите на видео:

    Источники


    1. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.

    2. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.

    3. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
    В чем проявляется эдипов комплекс у взрослых мужчин
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here