Виды эмоционально-волевых процессов и состояний личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Виды эмоционально-волевых процессов и состояний личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Виды эмоционально-волевых процессов и состояний личности

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Волевые процессы

    2.10. Волевые процессы

    Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо­билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии реше­ний, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

    Волевые процессы бывают простыми и сложными. К про-стым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

    осознание цели и стремление ее достичь;

    осознание возможностей ее достичь;

    появление мотивов, связанных с достижением цели;

    борьба мотивов и выбор возможности достижения;

    принятие решения о возможных действиях;

    осуществление принятого решения;

    Наряду с волевыми действиями человек часто выпол­няет и неволевые (автоматические и инстинктивные), ко­торые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

    В зависимости от характера протекания волевых про­цессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

    Тема 3. Психические состояния

    3.1 Классификация психических состояний

    Психическое состояние — это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди­намичности психические состояния занимают промежу­точное место между психическими процессами и психи­ческими свойствами.

    Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес­сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со­стояния выступают в качестве основы при формирова­нии психических свойств или качеств личности.

    Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психо­логи относят к психическим (эмоциональным) процес­сам, другие — к психическим состояниям.

    Эмоции и воля в структуре личности

    2. Эмоции и воля в структуре личности.

    Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жиз­ни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «лич­ность» обычно включают такие свойства, которые являются бо­лее или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуаль­ности человека, определяя его значимые для людей поступки.

    Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

    Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повер­гает в уныние, волнует, что представляется ему сметным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»

    С. Л. Рубинштейн [26] считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные по­требности. Он обозначил их соответственно как органическую (аф­фективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональ­ной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удо­вольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлет­ворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетичес­кие. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. ,

    Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения по­требности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно оп­ределенно судить о том, что в данный момент времени волнует че­ловека, т. е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

    Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам; эмоциональной возбудимости, длитель­ности и устойчивости возникающих у них эмоциональных пережи­ваний, доминированию положительных (стенических) или отрица­тельных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфе­ра развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструиро­вании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

    На возникаю­щие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающий их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмо­циональными состояниями людей.

    Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных пережи­ваний и системы актуальных потребностей человека) представляет­ся не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целе­направленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. Второй существенный момент, связанный с личностным аспек­том эмоций, заключается в том, что сама система и динамика ти­пичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значе­ние для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отно­шение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком чело­веческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

    Читайте так же:  Как избавиться от бессонницы в домашних условиях

    Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нрав­ственной устойчивостью человека, его принятием на себя мораль­ных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следо­ванием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи откло­нения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно.

    Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой де­ятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

    Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

    Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

    Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность,— это любовь. О смысле этого чувства в его выс­шем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл [28]. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимо­отношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

    Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумы­вается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы со­вершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

    Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ­ционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противопо­ложное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развива­ется.

    На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с дру­гом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления ор­ганических состояний, действительно изменяются мало. Не случай­но эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устой­чивых личностных характеристик человека.

    Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

    Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во – первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во – вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В – третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

    Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью.

    Виды эмоционально-волевых процессов и состояний личности

    Каждый человек постоянно переживает эмоции и чувства.

    Другими словами, он находится в определенном эмоциональном состоянии и у него проходят различные эмоциональные процессы.

    Самые простые эмоции имеют врожденный характер, но человек учится управлять ими вследствие воспитания, приобретенных волевых качеств. Поэтому эмоции становятся высшими интеллектуальными процессами.

    Что показывает колесо эмоций Роберта Плутчика? Читайте об этом здесь.

    Эмоции как психический процесс

    Эмоция — это состояние индивида, отражающее его отношение к происходящим вокруг него событиям.

    Эмоция появляется вследствие воздействия внешнего и внутреннего раздражителя.

    Эмоции проявляются в двух видах: экспрессивном и импрессивном. В первом случае имеются ввиду внешние выражения: мимика, жесты, интонация, речь.

    Во втором — внутренние: дыхание, давление, сердцебиение. Психологи говорят о двойственном характере эмоций как психического процесса, то есть присутствует физиологическая и психологическая стороны.

    Автор модели оппонентных эмоциональных процессов, Уильям Джеймс, создал свою теорию, которая явилась основой для дальнейшего изучения эмоциональных процессов и состояний.

    Эмоциональная сторона имеет огромное значение для становления человека как личности. Внутренние переживания помогают лучше понять окружающий мир, сочувствовать другим людям, выражать свои чувства, налаживать взаимоотношения.

    Чем более развит субъект и чем выше на эволюционной лестнице он находится, тем богаче его эмоции и тем более сложно протекают эмоциональные процессы.

    Самая первая и элементарная эмоция, которую испытывает любое живое существо — это удовольствие от удовлетворения физиологических потребностей и неудовольствие от невозможности их удовлетворить.

    Классификация

    Эмоционально-психическими процессами называются процессы, которые регулируют внутреннюю деятельность человека.

    Они отражают значимость происходящих событий для индивида, регулируют его поведение и восприятие.

    Эти процессы имеют психологическую и физиологическую составляющую. Например, человек испытывает страх, это значит, что ситуация опасна для субъекта.

    Читайте так же:  Депрессия у мужчин

    Одновременно происходит ряд физиологических процессов: выделяется адреналин, происходит прилив крови к мышцам, повышается давление.

    Таким образом организм готовиться избежать опасности или преодолеть ее.

    Что к ним относится? Наиболее правильной, принятой отечественной психологией, является следующая классификация эмоциональных процессов:

    1. Аффект. Кратковременный процесс, выраженный резкими двигательными проявлениями и изменениями работы организма. Аффекты — это стремительные бурно протекающие эмоциональные процессы.
    2. Эмоция. Менее интенсивная и более длительная, чем аффект. Отражает значение ситуации для субъекта, а не отношение к конкретному объекту. Например, состояние тревоги.
    3. Чувство. Длится еще дольше эмоций, отражают отношение человека к конкретному субъекту. Например, чувство любви или неприязни. Чувства являются наиболее длительными и устойчивыми эмоциональными процессами.
    4. Настроение. Этот процесс довольно длительный, но низко интенсивный. Например, чувство одиночества, скуки.

    к содержанию ↑

    Эмоциональные процессы принято делить на следующие виды:

    1. Эмоциональные (аффект, эмоция, чувство). Являются отражением отношения индивида к внешней среде и собственным переживаниям.
    2. Познавательные (восприятие, память, воображение, мышление, ощущение, речь). Они способствуют получению, сохранению и воспроизведению информации, полученной из вне. Благодаря им, субъект может заранее планировать свои действия, просчитывать ход событий и результат, управлять ими.
    3. Волевые (определение цели, борьба мотивации, поиск и принятие решений). Эмоционально-волевые процессы в психологии отражают способность индивида противостоять и преодолевать препятствия.

    Без воли невозможно достижение целей, планирование работы и т. д. Эти процессы находятся в тесной связи с познавательными и эмоциональными.

    Так человек при помощи интеллекта запускает волю, напитывает ее эмоциями и направляет при помощи воображения.


    к содержанию ↑

    Причины возникновения

    Эмоциональные процессы не возникают сами по себе. Они являются следствием воздействия внешних раздражителей или процессов, которые происходят внутри организма. У человека эмоции проявляются по следующим причинам:

  • Врожденная способность реагировать на какие-то факторы, то есть безусловные раздражители.
  • Определенные факторы стали значимыми для индивида, поэтому получили способность вызывать эмоции.
  • Ситуации и раздражители противоречат приобретенному опыту, поэтому провоцируют начало эмоционального процесса. В зависимости от приобретенного опыта эмоциональный процесс может быть положительно окрашенным или отрицательно окрашенным.
  • С точки зрения физиологии, эмоциональный процесс является результатом некоторых действий в нервной системе. Одни эмоции возникают при стимуляции нейронов, другие — при устойчивом состоянии нейронов.

    Также эмоции вызываются индивидуальными внутренними процессами человека:

    • памятью;
    • воображением;
    • мышлением;
    • нервными импульсами от двигательной активности человека;
    • деятельностью эндокринных желез.

    к содержанию ↑

    Психологическая защита

    Психологическая защита — это глубинные процессы, протекающие на бессознательном уровне, направленные на снижение отрицательных эмоций.

    Цель защиты — снижение внутреннего конфликта между бессознательным (врожденным) и приобретенным (требованиями внешней ситуации).

    Если этот конфликт ослаблен, человек может приспособиться в существующим обстоятельствам, чувствовать и вести себя более уравновешенно.

    Механизмы защиты делятся на два вида:

    • примитивный. Человек просто пытается не допустить в сознание отрицательную ситуацию;
    • более зрелый. Ситуация допускается, но искажается.

    Основные виды психологической защиты:

      Отрицание. Основано на принципе: «Если я это не принимаю, значит, этого не существует». Именно отрицание является первой реакцией на смерть близкого. Иногда отрицание приносит положительный эффект. Например, человек смертельно болен, но не признает этого и продолжает лечиться.

    Но в большинстве случаев отрицание деструктивно. Так алкоголик или наркоман отрицают свою зависимость.

    Вытеснение. Человек как бы вычеркивает из сознания неприятные ему моменты. Может быть вытеснено событие, которое послужило началом депрессии. Также индивид может вычеркивать свои мысли и желания, не соответствующие нормам общественного поведения. Невозможно полностью вычеркнуть что-то из психики, оно в конечном итоге проявится в виде эмоций, ночных кошмаров, неадекватных реакций.

  • Замещение. Это перевод отрицательных эмоций в другое русло, вымещение их на других объектах. Например, после работы человек кричит на членов семьи, потому что у него был трудный день. Парень после конфликта с девушкой разбивает телефон, бьет боксерскую грушу.
  • Рационализация. Связанная с стремлением оправдать свои чувства и поступки. Например, измена любимому человеку оправдывается отсутствием внимания, нежелание общаться — отрицательными качествами оппонента, хотя это не соответствует действительности. Рационализация — это основной механизм самозащиты, который часто приводит к самообману.
  • Дискредитация. Дискредитировать можно как саму цель так и другого человека. В первом случае срабатывает механизм «раз я не могу этого получить, то это плохое». Во втором — отрицательные черты приписываются другому человеку. Например: «Он бы поступил также».
  • Проекция. Состоит в том, что собственные отрицательные черты проецируются на другого человека. Например, человек склонен к постоянному вранью, но обвиняет в этом других. Первоначально проекция закладывается еще в детстве, когда малыш не отделяет себя от окружающих.
  • В более взрослом возрасте такие люди нередко принимают позицию жертвы, обвиняя в своих неудачах кого угодно, только не себя.

    Соматизация. Индивид прикидывается больным, чтобы достичь своей цели. Самый простой пример: ребенок не хочет идти в школу и симулирует приступ кишечной колики.

  • Реактивация. Проявляется в виде противоположной реакции. Личность скрывает истинные мотивы своего поведения. Так неразделенная любовь оборачивается ненавистью к предмету чувства, завистник заигрывает и лебезит перед тем, кому завидует, хотя в душе ненавидит этого человека.
  • Регрессия. Возвращение на более низкий уровень развития. Часто проявляется у детей, которых отлучили от родителей. Они перестают ходить, говорить, у них возникает энурез.
  • Изоляция. Личность начинает обсуждать травмирующую ситуацию отстраненно, как будто это произошло не с ним.
  • Интеллектуализирование. Стремление избежать неприятных переживаний путем интеллектуального анализа ситуации.
  • Человек выглядит холодно и равнодушно, как будто произошедшее его не касается.

  • Компенсация. Человек стремиться избавиться от отрицательных качеств за счет развития других.
  • Пассивный или явный протест. Человек отказывается от общения с другими, не реагирует на их просьбы. Часто проявляется у подростков.
  • Идентификация. Также свойственна подросткам, которые идентифицируют себя со своими кумирами и стремятся вести себя, как они. Также некоторые ставят себя на место другого, оправдывая его поведение («стокгольмский синдром»).
  • Самоограничение. Выражается в избегании повторной встречи с ситуацией, которая вызывает неприятные эмоции. Так человек, переживший болезненное расставание, будет избегать близкого общения с противоположным полом.
  • Отмена действия. Выражается в совершении поступков, которые как бы аннулируют предыдущий негативный поступок. Например, человек просит прощения и таким образом избавляется от чувства вины.
  • Читайте так же:  Буллинг в школе – что такое и как бороться

    к содержанию ↑

    Теория Выготского

    Известный психолог Л.С.Выготский выдвинул теорию о синтезе интеллектуального и эмоционального процессов. Они различаются лишь тем, что низшими интеллектуальными процессами человек не может управлять, а высшие поддаются регулированию при помощи воли.

    Этому управлению способствуют высшие психические функции, которые следует развивать с раннего детства. Важную роль в развитии высших функций играет социальная среда.

    Именно она определяет ход развития человека на всех возрастных этапах. Перед ребенком открывается «зона ближайшего развития», то есть те задачи, с которыми он может справиться только при помощи взрослых.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Без эмоций трудно представить нормальную жизнь человека.

    Эмоциональные процессы и состояния играют большую роль в его развитии.

    Они мотивируют его, защищают от необдуманных поступков, помогают лучше понять окружающий мир.

    Психологическая защита предохраняет сознание индивида от различных психотравимрующих ситуаций.

    Об эмоциональных процессах в этом видео:

    Тема 5 . Психические эмоционально-волевые процессы

    5.1 Эмоционально-волевые процессы

    5.2 Психические состояния личности

    5.1 Человек, познавая окружающий мир, определенным образом отно­сится к познаваемым предметам и явлениям — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциям — специфической форме психи­ческого отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или не­приятного.

    В основе эмоций лежит сложная деятельность коры, подкорки и веге­тативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональ­ными изменениями организма—работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыха­ния, желез внутренней секреции.

    Посредством эмоций человек узнает, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки пе­реживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоций. Выделяют так­же коммуникативную функцию эмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике позволяют информировать других людей о сво­ем отношении к предметам и явлениям действительности.

    Виды эмоций различают в зависимости от направленности (положи­тельные и отрицательные) и степени влияния на активность человека (стенические — силы, повышающие активность, и астенические, снижающие ее).

    Формами проявления эмоциональных процессов, по А. Леонтьеву, являются:

    [1]

    аффекты—кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушениями контроля за поведением;

    собственно эмоции—непосредственные временные переживания не только совершившихся событий (как аффекты), но и вероятных или вспоминаемых;

    настроение — длительное переживание определенных эмоций, окрашивающее все поведение человека;

    стресс (от англ. давление, напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (см. подразд. 4.3);

    чувства — высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предме­там и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значи­мость.

    В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

    моральные (переживание человеком его отношения к другим лю­дям и к обществу в целом);

    интеллектуальные (выражают отношения личности к процессу познания);

    эстетические (чувства красоты, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений действительности);

    практические ( переживание чело­веком его отношения к трудовой, учебной и другим видам дея­тельности).

    Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с личностью, отражая в сознании человека процесс и результат удовлетворения его потребностей. Эмоциональность является врожденной, но чувства раз­виваются в течение жизни человека, в процессе развития его личности. Большое значение при этом имеет развитие эмпатии (от греч.— сопереживание) — способности сопереживания, постижения эмоционального мира другого человека. Эмпатия — одно из важнейших свойств личности, без которого невозможна эмоциональная культура. Составляющими эмоциональной культуры, обеспечивающими ее высо­кий уровень развития, являются развитость высших чувств человека, спо­собность выражать и сохранять эти чувства, управлять эмоциями.

    Возможность управления эмоциями во многом за­висит от уровня развития воли — особой формы психической активнос­ти личности, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленной цели путем сознательной организации и саморегуляции человеком своего поведения и деятельности.

    Воля выполняет побудительную функцию, обусловливая активность человека, и тормозную, проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    В волевом действии выделяют несколько основных этапов:

    1. В результате акта возникает борьба мотивов, которая помогает осмысливать цель деятельности;

    2. В результате акта осмысливаются средства и спосбы достиженя цели.

    3.Намеренно осуществленный акт преобразуется в волевое усилие по выбору решения.


    4.Выполнение принятого решения.

    В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.

    Простые волевые действия — это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы, когда способы ее достижения заранее определены и привычны.

    Сложные волевые действия представляет собой ряд последовательно совершаемых актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.

    [2]

    Преднамеренные волевые действия — сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.

    Непреднамеренные волевые действия — как правило, подсознательное действие по преодолению трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства.

    Воля проявляется в таких качествах личности, как целеустремлен­ность (умение человека подчинять свои действия поставленным целям), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями), выдержка (умение тормозить дей­ствия, чувства, мысли, препятствующие осуществлению принятого ре­шения), решительность (умение принимать и претворять в жизнь быст­рые и обоснованные решения), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), самостоятельность (умение не поддаваться влияниям различ­ных факторов, отвлекающих от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений), исполнительность (умение выполнять свои обязательства в срок) и др.

    В зависимости от развитости этих качеств человек может обладать силой или слабостью воли.

    Устойчивым волевым качеством личности является локус контроля — склон­ность человека возлагать ответственность за принятие решения и резуль­таты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус кон­троля) или на самого себя (интернальный локус контроля). Исследова­ния показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих си­лах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории люди найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные вне­шние условия. Да, человек не свободен от социальных условий, но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, принять свое реше­ние, неся за него личную ответственность.

    Читайте так же:  Как свести мужчину с ума

    Развитие (самовоспитание) воли возможно при соблюдении ряда ус­ловий:

    систематической тренировке в преодолении трудностей начиная со сравнительно незначительных трудностей в повседневной жиз­ни (режим дня, занятия спортом и т. п.);

    обязательном осуществлении принятых решений;

    постановке привлекательной, личностно значимой и социально полезной цели;

    выделении и прохождении ряда этапов на пути к поставленной цели.

    5.2 Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток време­ни зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния—характеристики психической де­ятельности за определенный промежуток времени.

    При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

    [3]

    Психические состояния влияют на протекание психических процес­сов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.

    Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких па­раметров:

    влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

    преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интел­лектуальные);

    глубины (глубокие, поверхностные);

    времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

    Предметом специального внимания в психологии являются психичес­кие состояния людей в условиях стресса. В зависимости от причин раз­личают стрессы физиологический и психологический. Физиологичес­кий стресс вызывают механические, физические воздействия — силь­ный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

    Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

    При этом происходит мобилизация защитных сил организма для по­иска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряже­ние, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных воз­можностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов организма, разви­тию целого ряда физических и даже психических заболеваний.

    Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в про­цессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознатель­ной саморегуляции психических состояний является принятие челове­ком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональны­ми состояниями и выхода из стресса:

    понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

    разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

    переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;

    предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

    по возможности, активизация чувства юмора;

    овладение приемами аутогенной тренировки, основанной на нервно-мышечной ре­лаксации и самовнушении;

    использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.

    Эмоциональные и волевые процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности человека

    Эмоции и чувства — психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами.

    Возникли они в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя.

    Различают низшие эмоции и высшие эмоции — чувства. Телесными проявлениями переживаний являются:

    • мимика — изменение положения губ, бровей;
    • пантомимика — жесты и поза;
    • вокальная мимика — тон голоса;
    • вегетативные реакции — покраснение, дрожь, потоотделение.

    Функциональное назначение эмоций и чувств:

    1. Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний.
    2. Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их полезности или вредности.
    3. Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
    4. Функция «эмоционального памятника«, т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.

    Классификация эмоций:

    • альтруистические — возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
    • коммуникативные — возникают на основе потребности в общении;
    • глорические (от лат. «gloria» — слава) — связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
    • практические — вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
    • пугнические (от лат. «pugna» — борьба) — в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
    • романтические — в основе лежит стремление ко всему необычному;
    • гностические (от греч. «gnosis» — знание) — связаны с познавательной деятельностью личности;
    • эстетические — возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
    • гедонические — связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
    • акизитивные (от фр. «acguisition» — приобретение).

    Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 20).

    Рис. 20. Классификация эмоций

    Простые чувства — это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга). Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.

    Сложные (высшие) чувства — моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей.

    Моральные чувства — чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.

    Интеллектуальные чувства — отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).

    Эстетические чувства — это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.

    Стенические чувства (от греч. sthenos — сила) — это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д. Они вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.

    Астенические чувства (от греч. «asthenos» — слабость) — тоска, печаль, уныние, подавленность. Они вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.

    Настроение — относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.

    Читайте так же:  Рожать ли третьего ребенка за и против

    Аффект (от лат. «affectus» — душевное волнение, возбуждение, страсть) — кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации.

    Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей.

    Страсть — вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

    Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

    Особенности чувств:

    1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
    2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Развитию чувств способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, искусство, литература.
    3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д.
    4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами.
    5. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
    6. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
    7. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует хорошему настроению и высокопроизводительному труду.

    Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:

    • правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
    • достаточная информированность по данному событию (проблеме);
    • заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

    Творческая жизнь и деятельность человека требуют от него большой активности и напряжения физических и духовных сил.

    Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, производны от воли человека.

    Все волевые действия реализуются в волевых актах. Различают следующие признаки волевого акта:

    • волевой акт связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
    • для него характерно наличие продуманного плана действий;
    • для него характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

    Волевые действия, реализуясь в волевых актах, имеют определенную структуру и содержание. Структуру волевого акта образуют следующие основные этапы (фазы):

    1. возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
    2. обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
    3. принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
    4. исполнение — достижение цели (выполнение задачи);
    5. анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.

    Следует отметить, что воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанной с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

    Вполне очевидно, что сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, требует от субъекта волевого акта (человека) наличия определенных волевых качеств. Среди основных волевых качеств личности можно отметить следующие:

    • целеустремленность — способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть;
    • решительность — способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности;
    • инициативность — способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков;
    • самостоятельность — способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Противоположным по значению качеством является конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений;
    • дисциплинированность — способность человека соблюдать порядок, определенные правила;
    • самообладание — способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками;
    • настойчивость — способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями;
    • энергичность — способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил и др.

    В качестве заключения отметим следующее:

    • Психическая деятельность человека проявляется в психических процессах (познавательных, эмоциональных, волевых).
    • Познавательные процессы обеспечивают ориентированную основу поведения, формируют его информационную базу.
    • Волевые и эмоциональны процессы относятся к регуляционным психическим процессам и обеспечивают, соответственно — сознательное поведение или спонтанно-импульсивные поведенческие реакции.
    • В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. Именно воля способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию свойств личности.

    Вопросы для самопроверки

    • Охарактеризуйте ощущение человека как психический познавательный процесс.
    • Какое свойство восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими?
    • Что общего и различного между ощущением и восприятием?
    • Что такое внимание человека? Назовите основные виды внимания.
    • Назовите основные виды памяти. Дайте им характеристику.
    • Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
    • Каковы основные функции речи?
    • Перечислите основные волевые качества личности. Охарактеризуйте их.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Тема 4. Психология личности

    Источники


    1. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.

    2. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.

    3. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.
    Виды эмоционально-волевых процессов и состояний личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here