Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Особенности ролевого конфликта

Читайте также:

  1. Ccccccccc) 85. В чем особенности систем с «выталкиванием» и «вытягиванием» изделий, запущенных в производство?
  2. II. Особенности продажи продовольственных товаров
  3. II. Особенности Российского рынка олигополии
  4. III.Особенности грамматического строя немецкого языка
  5. T Особенности программного и микропрограммного управления
  6. V 1: Индивидуально-психологические особенности личности
  7. VII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА
  8. VIII. Особенности проведения первичного общего собрания
  9. VIII. Степень организованности учащихся (анализ уровня познавательной активности, отношения к учебному процессу, особенности самоорганизации на уроке).
  10. Аграрный рынок. Особенности аграрного рынка.
  11. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
  12. Акариморфные клещи, представители (по-латински), особенности строения и развития. Пути заражения. Диагностика и профилактика.

Типы ролевых конфликтов

Ролевые ожидания — то, чего ждут от носителя роли окружающие

Ролевые ожидания

Ролевые ожидания допускают некоторые колебания в ролевом поведении; другими словами, у человека, выполняющего определенную роль, существует определенная степень свободы, благодаря которой он может выбирать различные вари-. анты поведения. Главное, чтобы способы поведения не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы общества.

Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения человека — таких, например, как и , и , — главным образом тем, что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели исполнения социальных функций, требуемые образцы поведения человека. Соответственно, возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке — ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих. Итак, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Ролевой конфликт — состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.

Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:

а) интерперсональный — конфликт между разными ролями разных людей;

б) интраперсональный — конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

в) интерролевой — конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;

г) интраролевой — конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).

Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные.

Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «индивид», «человек». Когда мы говорим о личности, то, как бы выделяем из общей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свойственных всей социальной структуре (социальной общности). Можно сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек — это один из представителей человеческого рода. Говоря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых организмов из массы других организмов. Человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.
Человек становится личностью, приобретая социальные качества в процессе социализации.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1301 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Причины ролевых конфликтов и способы их устранения

4. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. В зависимости от того, какая сторона конфликта подвергается изменению, это могут быть: изменение работы, изменение(развитие) людей, исполняющих роль, и перестановка.

При изменении работы происходит выяснение причин и факторов, заключённых в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон. Работа может быть слишком напряженной и интенсивной. Поэтому её следует облегчить или разгрузить. В зависимости от характера работы может существовать потребность в более чётком описании работы и в более жесткой регламентации её границ. Может быть и обратная ситуация, при которой необходимо сделать описание работы менее детализированным, предоставив тем самым исполнителю работы возможность для творческого и самостоятельного труда.

Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, развитие человека, с тем, чтобы он мог выполнять закреплённую за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трём направлениям.

Первое – это более глубокое ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов.

Второе – это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении своей роли.

Читайте так же:  Почему люди верят в бога

Третье – развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях.

Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями.

И, наконец, если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в предотвращении конфликтных ситуаций в организации.

Ролевой конфликт – достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов.

В организации с жёстким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как отрицательный фактор, так как он чаще всего состоит в не адекватном формальному описанию исполнении роли.

В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет чёткого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать.

Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций — очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

В результате ролевых конфликтов в организации начинают формироваться неверные представления сотрудников друг о друге, развиваются враждебные отношения — все это приводит к тому, что у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации.

Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, — реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной, что даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности.

Одно из главных задач социального развития организации — это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта.

1. Зингер В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов.-М.:“Экономика”,1990

2. Доблаев В.Л. Теория организации. — М.: Институт молодежи,1995.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.– М.,1999.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М. : Гардарики, 2002.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М.: Гардарики, 2002.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Гардарики, 2003.

4. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. В зависимости от того, какая сторона конфликта подвергается изменению, это могут быть: изменение работы, изменение(развитие) людей, исполняющих роль, и перестановка.

При изменении работы происходит выяснение причин и факторов, заключённых в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон. Работа может быть слишком напряженной и интенсивной. Поэтому её следует облегчить или разгрузить. В зависимости от характера работы может существовать потребность в более чётком описании работы и в более жесткой регламентации её границ. Может быть и обратная ситуация, при которой необходимо сделать описание работы менее детализированным, предоставив тем самым исполнителю работы возможность для творческого и самостоятельного труда.

Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, развитие человека, с тем, чтобы он мог выполнять закреплённую за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трём направлениям.

Первое это более глубокое ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов.

Второе это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении своей роли.

Третье развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях.

Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями.

Читайте так же:  Как ласково называть парня

И, наконец, если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в предотвращении конфликтных ситуаций в организации.

Заключение

Ролевой конфликт достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие, как организации, так и индивидов.

В организации с жёстким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как отрицательный фактор, так как он чаще всего состоит в не адекватном формальному описанию исполнении роли.

В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет чёткого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать.

Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

В результате ролевых конфликтов в организации начинают формироваться неверные представления сотрудников друг о друге, развиваются враждебные отношения все это приводит к тому, что у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации.

Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой мотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной, что даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности.

Одно из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтно-логической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта.

[1]

Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание, которое приводит к конфликту.

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Способы разрешения межгрупповых конфликтов вы найдете в нашей статье.

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:

  • противоречия, изначально вложенные в роль;
  • противоречия, которые возникают между ролью и ее восприятием в обществе;
  • противоречия, которые рождаются из-за наличия сразу нескольких ролей, а они не могут сосуществовать вместе.
  • Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

    Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

    Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

    Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

    О социальных ролях человека в этом ролике:

    Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.

    Классификация

    Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

  • Внутриролевой. Появляется тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
  • Межролевой. Возникает, если индивид имеет сразу несколько социальных ролей и они имеют несовместимые требования.
  • Личностно-ролевой. Случается, если роль не соответствует ценностям и потребностям личности.
  • Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт. Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

    Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере.

    Примеры и способы разрешения

    Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

    Карьеристка

    Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.

    Читайте так же:  Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии

    Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

    Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

    Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

    Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

    Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

    Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек.

    Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

    Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

    Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

    Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

    Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

    Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

    Смена профессии

    Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

    Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

    Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

    Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

    Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

    Как избежать?

    Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах:

  • Следует делиться с родными, друзьями своими сомнениями, которые тревожат. Понимание со стороны окружающих, их советы могут обрести уверенность в своих силах, помогут избавиться от волнений. Особенно важно, если о своих переживаниях человек расскажет семье. Их советы могут оказаться самыми ценными.
  • Нужно учиться слушать окружающих, уметь находить с ними общий язык. Тогда при возникновении сложностей в процессе реализации своего потенциала, общество не станет осуждать, а окажет поддержку. Умение строить коммуникации, не скрывать все волнения от окружающих может действительно помочь, принести пользу.
  • Необходимо полюбить все выполняемые роли, найти в них свои преимущества. В этом случае справляться с теми или иными обязанностями будет легче. Индивид должен увидеть роль в новом свете, он должен ее полюбить, испытать симпатию. Если же этого не удается добиться, есть смысл подумать о смене роли.
  • Если человек сменил область профессиональной деятельности, следует проявить инициативу в освоении новой роли. Надо отнестись к этому, как к получению нового опыта — позитивно. Негативный настрой непременно приведет к внутреннему конфликту.
  • Привыкнуть к чему-то новому поможет заряд мотивации и энергии, поэтому страх и тревога могут только помешать на пути к совершенствованию.

    Профилактикой также служит борьба с внутренними волнениями, переживаниями. Помогут медитация, занятия йогой и пилатесом. Снижение волнений и чувства страха поможет спокойнее, более позитивно воспринимать свою роль.

    Если внутренний конфликт все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

    Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

    Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка, которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

    Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

    Что является причиной социальных конфликтов? Ответ узнайте прямо сейчас.

    В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

    Ролевой конфликт.

    Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

    · Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.

    Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

    · Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

    Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

    1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

    [3]

    2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;

    3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

    Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

    Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.

    Кроме проблемы формулируемой в терминах что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:

    · Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.

    · Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:

    противоположность, что приводит к внутренней невозможности решения (невроз в терминах К. Хорни);

    различие, меньшее, нежели 180 о и потому может быть найдено поведение, в большей или меньшей степени удовлетворяющее обоим побуждениям;

    · содержание отношений между конфликтующими тенденциями:

    · внутренне представляется противоречивым;

    · является несовместимым только ситуативно, т.е. не принципиально, а только по условиям конкретного места и времени.

    В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов. 1 система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

    Мотивационный конфликт

    столкновение мотивов, бессознательных стремлений (см. выше: З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). Между хочу и хочу.

    Нравственный конфликт

    столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). Между хочу и надо.

    Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности

    конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они — референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). Между хочу и могу.

    Ролевой конфликт

    внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: Я и роль), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. Между надо и надо.

    Адаптационный конфликт

    нарушение равновесия между человеком и окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Между надо и могу.

    Конфликт неадекватной самооценки

    расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). Между могу и могу.

    Невротический конфликт

    длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

    Вторая типология конфликтов оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл.

    Способы завершения

    внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

    1. бессознательные связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);

    2. сознательные определяются следующими вариантами:

    · переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

    · компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

    · коррекция изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

    Последствия внутриличностных конфликтов:

    1. конструктивные максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, это один из механизмов гармонизации личностного развития (усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, способствует формированию адекватной самооценки);

    2. деструктивные усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения).

    Общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

    [2]

    Как отмечает К. Хорни, тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон отдельных потенциальных конфликтов узок. Но даже и в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Наша страна сегодня может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.

    Читайте так же:  Самореализация личности

    Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 1425 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Способы преодоления ролевого конфликта

    Читайте также:

    1. II. Способы постановки радиоэлектронных помех.
    2. IV. Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания. Способы преодоления
    3. Антикризисное управление конфликтами
    4. Атрибуты файла и способы их изменения.
    5. Биохимические способы переработки.
    6. Быстрые способы начала работы
    7. Валовой внутренний продукт и способы его расчета. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.
    8. Великобритания в годы мирового экономического кризиса: проблемы его преодоления.
    9. Взаимосвязи между составляющими конфликта
    10. Виды и способы денежных переводов
    11. ВИДЫ И СПОСОБЫ ПОЛЬЗ-Я ЖИВОТН МИРОМ
    12. Виды финансовых рисков в банковской сфере и способы их регулирования

    Ролевой конфликт и ролевая напряженность

    Способы преодоления ролевого конфликта

    Ролевой конфликт и ролевая напряженность

    Раздел 1 Основные составляющие общества.

    Глава 3. Социальная структура

    Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называется ролевым конфликтом (Мертон,1957). Это — обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей. Подросткам (тинэйджерам) приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители «разрываются» между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.

    Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям женщин, с которыми они встречались. Женщинам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.

    Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.

    Раздел 1 Основные составляющие общества.

    Глава 3. Социальная структура

    Каким образом люди преодолевают ролевой конфликт? Мертон (1957) считает, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие. В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа, поэтому люди с пониманием относятся к человеку, который говорит: «Мы бы с удовольствием пришли, но моя жена сегодня неважно себя чувствует» или «Это звучит заманчиво, но мне надо выполнить работу, которую я взял домой'».

    Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга. Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых , члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе. Например, в фильме «Крамер против Крамера» служащий, которого покинула жена, обязан выполнять требования, предъявляемые ему на работе, и одновременно заботиться о сыне. Начальник вызывает его, чтобы обсудить какую-то ситуацию, а в это время звонит по телефону его маленький сын и просит разрешения посмотреть телевизор лишний час. Начальник кипит от злости, пока незадачливый молодой служащий договаривается с сыном.

    Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам, скажем, если муж приходит ночью домой пьяный или постоянно ворчит свекровь. В шутках «сочетаются наше дружелюбие и в то же время наше неодобрение тех или иных поступков; они помогают преодолеть враждебность, обычно возникающую в конфликтных ситуациях». (Брэйн, 1976. С. 178).

    Раздел 1 Основные составляющие общества.

    Глава 3. Социальная структура

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

    До сих пор мы двигались от моделей персональной интеракции к анализу более формальных моделей поведения, обусловленных ролями. Изучая же крупные объединения формальных ролей, мы приходим к такому понятию, как социальный институт.

    Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности. Мы живем в высоко институционализированном обществе. Например, институтом является наша система образования. Она включает ресурсы и роли, необходимые для передачи знаний и культурных ценностей от одного поколения другому. Экономические институты производят и распределяют товары и услуги. Семья также является институтом — она создает новых членов общества. Даже из простейших видов взаимодействия строятся сложные институты. Мы рассмотрим некоторые из них в дальнейшем. В данной главе мы ознакомимся с некоторыми общими свойствами институтов.

    Социальные потребности и социальные институты

    Ресурсы и институты

    Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 584 ; Нарушение авторских прав? ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источники


    1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

    2. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.

    3. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.
    Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here